Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко.
Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Вот уникальное фото: Мария Ростиславовна Капнист в 1990-м году на фоне афиши моего отца в Ленинграде у своей приемной дочери. Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. от польского князя Яна Волконского. передает пресс-служба библиотеки.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу.
Злой рок Марии Капнист
Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. передает пресс-служба библиотеки. Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Мария Капнист. / Maria Kapnist. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Его бесценные послания находили её в любом месте. Их чувства после освобождения Марии остались также глубоки. Но она не смогла пережить потрясение: после долгой разлуки Холодовский пришёл на вокзал с цветами встречать Марию, но в измученной старухе, морщинистой, исхудавшей, не смог узнать ту, которую так долго ждал и продолжать любить. И… несколько раз прошёл мимо, разыскивая её глазами. Она сама окликнула его и увидела во взгляде ужас. Ей было только 44. Но, как вспоминала дочь Рада, теплота и нежность чувств оставались с ними до конца, и Георгий Евгеньевич не раз делал Марии предложение, но она так и не вышла за него замуж.
Помощь подруги В заключении она близко сошлась с Валентиной Ивановной Базавлук. Её соратнице по несчастью предстояло раньше освободиться из мест заключения, а потому Капнист попросила её найти дочь. Базавлук нашла девочку и добилась, чтобы её перевели в один из харьковских детдомов, поскольку она сама там жила. Эта пробивная женщина сумела добиться приёма у Анастаса Микояна и досрочного освобождения Марии.
Однажды ее окликнул молодой человек: «Женщина, вы в каком фильме снимаетесь»? Очень уж колоритная у нее была внешность. Тем молодым человеком оказался начинающий тогда режиссер Юрий Лысенко. Когда выяснилось, что Мария нигде не снимается, Лысенко предложил ей роль игуменьи в своей драме «Таврия». Так началась кинокарьера Марии Капнист. Когда она дебютировала на экране, ей было уже далеко за сорок. Но начинать жизнь заново никогда не поздно. Мария Ростиславовна снялась более, чем в полусотне кинокартин. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино. Как позже вспоминала Капнист, вначале ей было не по себе стоять под прицелом кинокамер и выполнять команды режиссера. Но она быстро освоилась. Актриса с необычной внешностью была у режиссеров нарасхват. Правда, играла, в основном, роли второго плана. Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Работала до самых последних дней, несмотря на подорванное здоровье и почтенный возраст. Не мыслила себя без работы. А самое главное — Капнист смогла наладить отношения со своей дочерью Радиславой. Девушка считала своей родительницей совсем другую женщину и долго не могла понять, почему ее бросили. И только в 15 лет осознала, какие тяготы перенесла ее родная мама. Несмотря на годы лагерей, Мария Ростиславовна не утратила природной утонченности и аристократизма. Всегда тщательно следила за модой. Сохраняла стройную фигуру, занималась гимнастикой. Даже в пожилом возрасте легко могла сделать «березку» или «мостик». Не переносила лишь замкнутых пространств, напоминавших ей о лагерных рудниках. Женщина не спускалась в метро, не пользовалась подземными переходами. Это ее однажды и подвело. Октябрьским вечером 1993 года она переходила дорогу и в сумерках не заметила автомобиль, вылетевший из-за поворота. Актриса получила множественные травмы. И вроде бы быстро пошла на поправку.
Бронзовая птица со светлой отметиной. Судьба Марии Капнист — готовый сценарий для фильма ужасов [эл. Мария Капнист 22.
Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками. Первую серьезную роль, игуменьи, Капнист сыграла в 1958 году в фильме режиссера Юрия Лысенко «Таврия».
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае, а Мария Ростиславовна получила новый срок — 10 лет, за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. После 15 лет изнурительных работ в лагерях Мария Ростиславовна нашла силы, чтобы начать жизнь с нуля. Она ночевала на вокзалах и в телефонных будках, бралась за любую работу, чтобы выжить. В свои 44 года Мария Ростиславовна выглядела на все 70.
Надменный взгляд, гордый профиль лица, интеллигентные манеры, все это обратило внимание режиссеров, после ее первой киноработы «Таврия». Мария Капнист сыграла более 100 ролей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. Самые известные работы — «Шанс», «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила».
Бывшей аристократке было всего лишь сорок три, но нелегкие будни заключенной превратили ее в семидесятилетнюю старуху. И только ее очаровательная улыбка осталась все такой же лучезарной.
Когда у Марии был возлюбленный мужчина. Именно он встречал женщину на вокзале, и, конечно, совершенно ее не узнал. Наша героиня стала работать простой уборщицей в Киевском театре. А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А.
Ее фильмография стала, поистине, богатой. Это советские шедевры: «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Старая крепость» и «Бронзовая птица», «Цыган», культовый фильм «Табор уходит в небо» и другие знаменитые картины. Восемь десятков кинолент, в которых Мариэтта Ростиславовна создавала потрясающие образы самых разных героинь. Вот она, с копной пышных седых волос, примеряет платье знатной дамы. А поверх надевает бутафорскую золотую цепь и такие же искусственные сережки-подвески.
Бархатный наряд, кружевное жабо и брошь-камея под воротничком дополнены благородной шляпкой. Зловещая сказочная корона с бутафорскими каменьями особенно ярко выделяется на фоне спутанных прядей морщинистой старухи. Как только дубль снят, Капнист тут же возвращается к себе настоящей, интеллигентной, сильной духом и характером женщине с прекрасными манерами. Ну а в «киношной» диадеме и сияющем колье Капнист выглядит также органично, как в лохмотьях средневековой ведьмы или в одеянии строгой монахини.
О нелегкой судьбе рода Капнистов в Крыму [эл. Родственник наказного гетмана Полуботка граф Капнист [эл. Когда на вечере в доме кино объявили, что мария капнист умерла, у ее знакомой прямо в зале… Треснуло серебряное колечко, однажды приглянувшееся знаменитой актрисе [эл. Графиня рудников.
В 1921 году отца расстреляли. Мать с детьми спрятали от расправы люди, работавшие в усадьбе Капнистов. В этот день у восьмилетней Мариэтты закончилось детство. Затем они жили в крестьянской семье, имевшей ещё шестерых маленьких детей. Мариэтту, чтобы скрыть дворянское происхождение, стали называть Марией. Как и всё, она работала на огороде, помогала по хозяйству, ходила в лохмотьях, голодала. Педагоги быстро оценили её талант, но получить диплом о театральном образовании помешали древние дворянские корни. Девушке даже запретили проживание в родном городе. Пришлось уехать в Киев, где после окончания финансово-экономического техникума работала бухгалтером, а затем переехала в Батуми. Отбывать заключение её отвезли в Карагандинскую область. Там она встретила Анну Тимиреву, вся вина которой заключалась в том, что её любил адмирал Колчак. Дружбу, начавшуюся в Карлаге, женщины сохранили на всю жизнь. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись.
Спасение от расстрела
- Следственное дело графа Р.Р.Капниста: d_v_sokolov — LiveJournal
- Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
- Лидия Русланова: "Делала это не без азарта!"
- Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
- Содержание
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу. Валентину Базавлук. Донос на нее написал собственный муж — племянник художника Нестерова и приятель наркома Берии. Написал, невзирая на грудного ребенка, который был отнят от матери — лишь потому, что жена, не выдержав его попоек, решила уехать к родным. Малышка вскоре умерла, а бедная Валентина оказалась в заключении. Женщины условились, что та из них, что первая окажется на воле, заберет из детдома Радочку и будет растить её. Валентина вышла на волю первой и уже несколько лет воспитывала Раду, как родную дочь. И томилась душа мукой, как-то примет свою настоящую мать девочка, уже забывшая её образ?
Уже привыкшая к другой женщине? А Валентина - захочет ли делиться ставшей ей родным ребёнком, заменившим собственного, так жестоко загубленного? Ребёнком, чтобы вызволить и забрать которого, она дошла до самого Микояна, благодаря чему саму Марию освободили на целых семь лет раньше окончания срока? Одно дело пообещать подруге по заточению в то время, когда обе они не знали своего завтра, и совсем иное — исполнить, оторвать от исстрадавшегося сердца дорогое существо теперь… Тяжелым грузом ложились на душу все эти думы. А ведь к тому — ребёнку нужна не только мать, но и кров, достаток... А что есть у Марии? За 17 лет у неё не осталось ничего и никого.
Никого, кроме Юла. С ним счастье ещё могло бы улыбнуться ей, но… Стоял мучительно перед глазами призрак, увиденный ею в зеркале… А Юл? Каков он теперь? Сильно ли изменило его время? Хотя не перроне было множество народа, но Юла Мария узнала сразу, как только сошла с поезда. Годы почти не изменили его! Красивый, статный мужчина, ещё полный сил!
И плащ этот очень к лицу ему… А в руках цветы — это для неё, Мариетты… Господи, как давно никто не дарил ей цветов!.. Юл беспокойно вглядывался в лица проходивших пассажирок, но Марию не замечал. Не узнавал!.. Наконец, перрон опустел, и они остались на нём вдвоём. Юл решительно шагнул к ней, протянул цветы: - Вас никто не встретил, и меня никто не встретил... Примите эти розы и пожелайте Марии здоровья, - и развернувшись, направился к выходу. На несколько мгновений она остолбенела, не зная, что делать, а затем бросилась следом.
Подбежав к нему и на цыпочках, шепнула на ухо, как в детстве, когда играли в жмурки: - Юл, Юл, ну хоть обернись... Он обернулся, и лицо его сказали гримаса ужаса и боли: - Мира, что они с тобой сделали?!! Прежде он целовал ей руки, а теперь словно онемел, поражённый её видом… Мария отступила на шаг: - За все тебя благодарю! Но, самая большая благодарность за то, что ты и сейчас был честен... Ты не мог вынести моего теперешнего вида, ты как ребенок чист... Теперь такой обрыв возник между нами, что ничем не соединить... Она бежала прочь не помня себя, он пытался догнать её, остановить.
Но она всё решила. Не надо жалости, ещё большей жертвы, чем та что он уже принёс, двух безвозвратно загубленных жизней вместо одной… Как сможет она быть рядом с ним? Как сможет всяким миг чувствовать его сокрушение о ней? Как сможет жить с сознанием, что отняла у него последний шанс быть счастливым, устроить свою жизнь? Да, он немолод уже. Но что такое «немолод» для красивого, полного сил мужчины? Да ещё в обескровленной войной стране?
Он легко найдёт себе хорошую жену, которая родит ему детей и даст то счастье, которое он заслужил больше, чем кто-либо другой… А сама Мария — разве не заслужила? Заслужила, быть может… Но нельзя быть счастливой за счёт других… Тем более за счёт тех, кого любишь… Так решила она и решению своему не изменила. Спустя годы иногда являлись сомнения — не напрасно ли? Юл ведь любил её даже такую. Вероятно, оттого и не сложилась его жизнь с молодой женой, не принесла она ни детей, ни счастья. На склоне лет они, оба оставшиеся одинокими, часто виделись, и во время прогулок Юл также трепетно поддерживал под руку свою графиню, как и много лет назад в Петергофе. Дочь не приняла родной матери, когда та вернулась.
Девочка успела привыкнуть к приёмной и боялась, что их разлучат. Страшно и больно было видеть испуг и неприязнь в глазах самого дорогого существа, надежда на воссоединение с которым давала силы жить. На вопрос уполномоченного лица, с кем бы она хотела остаться, Рада выбрала приёмную мать. Отсутствие у матери родной постоянного жилья и работы, а к тому справка в расстройстве нервной системы лишили её на всякий шанс вернуть ребёнка. И как бы могла она вернуть девочку против её воли? Причинить горе своей Радости? Она отступила и здесь, уступила и здесь своё счастье, как когда-то в лагере уступала присылаемую Юлом еду.
В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила". Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Марии досталось одновременно три образа - рыцарь, Фатум, игуменья. Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль - великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины "Шанс" режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести "Марсианское зелье" Кира Булычева.
Освобождаясь, она пообещала маме обо мне заботиться и, приехав в Харьков, перевела меня в местный детдом. Правда, забрать меня ей не позволили, но все равно она дала мне очень много. Потому я и считала, что не должна предавать Валентину Ивановну. Мария Капнист тоже не смогла забрать Раду к себе: из лагерей она вернулась со справкой, запрещающей ей воспитывать детей. Квартиры своей у нее в Киеве не было. Ее приютили родственники. Подрабатывала массажисткой, уборщицей, дворником.
В ее маленькую однокомнатную квартирку все время шли люди. И всем находилось место, все чувствовали себя уютно. Она была очень доброй, светлой, мудрой женщиной. А когда я сама стала матерью, окончательно поняла, что она не виновата в моем сиротском детстве. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра им. Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь?
Режиссеры приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм… В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга». Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, - вспоминает Рада. С легкостью делала «березку», превосходно плавала. Часто меня упрекала: «Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь!
А еще никогда не ругалась. Если слышала от меня бранное словцо, реагировала мгновенно: «Рада, я 15 лет провела с уголовниками, и ко мне это не пристало. Как же ты можешь позволять себе такое?! Говорили даже, что она забеременела от охранника. Это маму очень оскорбляло, - признается Рада. Только перед смертью она назвала имя родителя. Оказывается, моим отцом стал польский шляхтич Ян Волконский, которого тоже сослали в Сибирь.
Когда мне исполнилось три года, его расстреляли. Зато о роде Капнистов Мария Ростиславовна могла говорить часами. Едва мать и дочь начали общаться, она стала прививать Раде чувство гордости за ее фамилию. Окончила политехнический институт, уже более 30 лет работает инженером на Харьковском авиазаводе. Хотя семейная тяга к искусству сказывается: женщина по собственной инициативе распространяет на предприятии билеты в концертные залы города. Она вырастила двоих сыновей - Ростислава и Георгия, и у нее уже два внука. Причем младший, родившийся 22 марта, в один день со своей знаменитой прабабушкой, - похож на нее поразительно.
Отца Марии после революции расстреляли в Крыму, а семья перебралась в Ленинград. Из-за дворянского происхождения Марию выгнали из театрального института и запретили жить в городе на Неве. Некоторое время Мария Капнист работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. В 1941 году репрессирована. После амнистии приехала в Киев. Трагически погибла в 1993-м - ее сбил автомобиль. Похоронена в родовом имении графов Капнистов в Обуховке Полтавская обл.
Помните, там ее знаменитый «колдовской» взгляд? Так вот по сценарию в фильме должен был появиться живой волк. Но режиссер Птушко захотел заменить его тигром. Маму об этом не предупредили. Заходит она в павильон и вдруг слышит рычание, оборачивается, а перед ней изготовившаяся к прыжку огромная кошка! Именно в этот момент взгляд, которым она мысленно посылает бесчинствовать полчища татар, и запечатлела камера. Он оказался такой силы, что зверь развернулся и удрал в клетку.
Но чего это стоило маме! Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец! А потом, не помня себя, прямо в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва». Там на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.
А ведь были в ее творческой судьбе и другие роли, правда, в основном эпизодические. Она снималась в картинах "Тени забытых предков", "За двумя зайцами", "Темные воды", "Белые одежды". Возможно, многие не поверят, что в молодости Мария Капнист была очень хороша собой. Но это действительно так. Просто судьба ей досталась очень сложная. Она и нанесла на ее лицо столь непривлекательный "грим".