Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными. В данной статье вы рассмотрите экономическую сущность бизнес-планирования и его принципы.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом.
Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее.
Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория.
В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете.
Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает. После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать: Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов; Google Trends — сервис от поисковой системы Google.
В рыночных условиях хозяйствования данный вид планирования рассматривается в качестве системы бюджетирования, то есть организационно-экономического комплекса системы управления организацией, который заключается в разработке бюджетов. К целям составления бюджетов относятся: Выработка концепции ведения различных бюджетов; Планирование финансовой и хозяйственной деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период; Оптимизация издержек и прибыли компании; Согласование деятельности подразделений фирмы; Оценка и контроль работы руководителей; Определение потребности в финансовых ресурсах и оптимизация денежных потоков. Бюджеты могут быть следующих видов: Бюджет продаж, который показывает объемы продаж, цены и выручку для каждого вида продукции. Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании. Бюджет прямых материальных расходов. Бюджет расходов на заработную плату — разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия. Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т.
В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т. В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Стратегическое планирование — видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.
План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов. Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Кратко и четко. Уникальность проекта. Укажите особенность вашей идеи — ради чего именно к вам придут потребители. Это может быть новый продукт на рынке или низкая себестоимость материалов для производства товара. Перспективы развития. Показать инвесторам, как и какими способами вы будете развивать проект после реализации плана. Например, расширение производства, обучение сотрудников или выход на международный рынок. Патенты и авторские права.
Если у вашей идеи уже есть патент, покажите это инвесторам — это будет еще одним доказательством уникальности проекта. Анализ отрасли В этом разделе указывают выкладки по результатам исследования рынка и его потребителей в масштабах города, страны или мира. Данные можно указать в тексте или выделить в таблицу. Главное — чтобы в этом разделе была собрана вся доступная информация, которая подтверждает ваши цели, задачи и актуальность идеи. Показатели, которые можно включить в раздел «Анализ отрасли»: Объем рынка. Портрет клиента и описание сегментов ЦА. Влияние внешних факторов на развитие ниши.
Варианты продвижения продукции. Данные можно взять из публикаций СМИ, Росстата и других источников, где приведены исследования рынка и ситуации в экономике и политике. Расскажите инвесторам, какой товар популярен в вашей нише, а какой не пользуется спросом. Оцените перспективы вашей идеи для города и его жителей. Изучите конкурентов и покажите их преимущества и недостатки — с кем вы будете соперничать на равных, а до кого еще нужно «дорасти». Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как протестировать нишу для бизнеса.
Ниже приведен хороший пример анализа отрасли с таблицами и исследованиями рынка гостиничного бизнеса. В тексте подробно разобраны потребности жителей города и приезжих. В регионе расположены крупные промышленные предприятия, в связи с этим мы наблюдаем прирост иностранных специалистов, которые приезжают в командировки на несколько дней или даже недель. А значит, им нужно где-то жить — и самым удобным вариантом было бы открытие гостиницы. Пример анализа отрасли для гостиничного бизнеса Пример краткого анализа рынка сбыта — бизнес-план электронной торговой площадки. Здесь есть описание и исследование ниши, а также выбор ЦА. В таком варианте информацию лучше всего использовать для внутреннего рассмотрения, так как инвестор может не разобраться в нюансах ниши и вашей идеи.
Пример краткого описания рынка сбыта Функции Благодаря этому разделу мы сужаем наши исследования до внутренних процессов и больше погружаемся в проект. В «Функциях» указываем такую информацию: Направление вашей деятельности и производимые продукты. Юридические данные об организации. Финансовые показатели — например, уставный капитал. Местоположение главного офиса и адреса магазинов или салонов. Дополнительная информация — например, время работы и количество сотрудников. Это пример заполнения информации о предприятии, которая занимается разработкой информационных систем.
Здесь указан вид деятельности, типы продукции, юридические данные, руководящие лица, персонал и банковские реквизиты.
В каких отраслях сегодня можно реализовать удачные проекты? Что делать с «бизнес-недостроем»? Практические рекомендации независимого консультанта, выпускника Manchester Business school Михаила Ободовского в интервью Executive. Опираясь на собственные данные, можете ли вы отметить основные тенденции на рынке? По сравнению с началом 2014 года наблюдается рост или снижение числа оцениваемых вами бизнес-планов? Михаил Ободовский: Количество запросов на составление или рецензию бизнес-планов сократилось в разы, даже выражение интереса упало на порядок. При этом начало 2014 года было еще вполне ординарным, и даже украинский кризис ровно год назад еще не вызвал заметного напряжения.
Оно возникло позже, примерно к началу лета, а затем только росло. Одновременно, массовым стал другой клиентский запрос, ранее бывший весьма редким: как спасти бизнес с вот таким бизнес-планом. Приобретает популярность и другой тип запроса: стоит ли продолжать инвестировать в бизнес, находящийся в инвестиционной фазе, или же разумнее закрыть проект, списав убытки? В самой тяжелой ситуации сейчас находятся люди, бизнес которых «просит каши» от слова cash. То есть, находится в инвестиционной фазе или уже запущен, но не достиг еще точки безубыточности. Это происходит потому, что у вас, как бизнесмена, в этот момент уже есть издержки, причем, издержки постоянные например, расходы на строительство завода или склада. Возникает вопрос: что дешевле? Завершать инвестиционный этап, вкладывая дополнительные средства, искать покупателя на неработающий актив или просто забросить этот проект, списав убытки?
Еще одно очень сложное состояние: инвестиционная фаза идет, но уже сейчас ясно, что инвестиции окажутся выше запланированных, так как все дорожает, и последующие доходы будут ниже тех, которые указаны в бизнес-плане. Даже если вы продаете его гораздо дешевле, чем собирались. Необходимо четко просчитать, сколько средств вам еще необходимо вложить в проект и сколько вы сразу сможете получить, продав его. Условно говоря, если вам осталось вложить 10 млн руб. Подчеркну: это справедливо даже в том случае, если вы предварительно уже вложили в проект, скажем, 90 млн руб. Потому что надо понимать, что эти 90 млн рублей не будут возвращены.
Стратегия, виды стратегий и уровни ее разработки.
Взаимосвязь стратегии и планирования. Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи. Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования. Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса. Планирование как область знания. Методология, организация, метод, методика и формы планирования. Типы планирования и виды планов.
Проекты и программы. Система планов и их взаимосвязь. Подходы к организации планирования на предприятиях. Принципы планирования. Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа. Методы прогнозирования.
Метод построения сценариев. Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы. Определение[ править ] Планирование — это разработка метода для создания или выполнения чего-либо для достижения цели [1]. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы предприятия в целом, так и ее отдельных элементов структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников.
Результатом планирования является план или система планов [2] [3]. Цель планирования — достижение целей предприятия. Задачи планирования: согласованность достижения целей и действий работников, отделов разных уровней управления; своевременное раннее выявление и предупреждение проблем; координация частных планов и их взаимосвязь со стратегией; подготовка принятия решений; определение основных показателей и точек контроля; информирование сотрудников о целях, альтернативах, сроках и ограничениях; мотивация сотрудников [2]. Планирование и прогнозирование Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование является пассивным предсказанием например, прогнозом инфляции, курса валюты и пр.
Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса.
Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка. Для того, чтобы понять, существует ли потребность в продукте или услуге бизнеса, необходимо провести исследование рынка. В данном случае необходимо оценить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также определить спрос на производимые продукт или услугу. Описание продукта или услуги: важно подробно описать производимый продукт или услугу, включая его функциональность, уникальные особенности и преимущества. Разработка маркетинговой стратегии.
Важно определить, как планируется продвигать продукт или услугу на рынке. Необходимо рассмотреть различные каналы маркетинга, такие как реклама, партнерство, продвижение в социальных сетях и т. Финансовый план. Важно проанализировать финансы бизнеса, включая прогноз доходов и расходов, чтобы спрогнозировать покрытие затрат и получение прибыли. План действий. Важно составить план действий, который поможет достичь целей.
Это пункт должен включать в себя конкретные действия и сроки для их выполнения. Этапы разработки бизнес-плана Основные ошибки при составлении бизнес-плана: Недостаточное исследование рынка и конкурентов. Одна из самых распространенных ошибок при составлении бизнес-плана — недостаточное исследование рынка и конкурентов.
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки. Глубокое погружение в мир бизнес-планирования: узнайте основные принципы создания бизнес-плана, избегайте типичных ошибок и овладейте эффективными инструментами для составления вашего плана. Получите комплексный гид по превращению бизнес-плана из. Бизнес-планирование позволяет понять, каких показателей компания достигнет при определенных условиях, а также дает ответ на вопрос – каким образом бизнес сможет выполнить поставленные цели, будь то увеличение продаж или выход на новый рынок.
Вы точно человек?
Узнайте, какие важные аспекты нужно учесть при составлении бизнес-плана и как сделать его привлекательным для инвесторов. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме. Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для эффективной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
Методы и принципы планирования бизнес плана
Расскажу, что такое бизнес-план, кому и зачем он нужен и как правильно составить этот документ, а в конце — можно ли скачать готовый план в интернете. Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки. Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию.
Задачи инвестиционного планирования
Поможет ориентироваться и быстро переходить на нужные страницы. Краткое описание компании, ее истории, ресурсов, размера команды, миссии и уникальности. Инвестор должен понять, откуда к нему пришли и с кем предстоит строить бизнес. Описание бизнеса. В этом пункте описывается концепция и основная идея бизнеса. Описание отрасли.
Что уже есть в сфере, какие у нее перспективы и основные тренды. Какие есть основные игроки, какой у них рост и почему выгодно предлагать здесь свой продукт. Конкурентный анализ. Чем конкуренты отличаются от вашего предложения, какие у них сильные и слабые стороны, как вы сможете их обойти и чем способны удивить. Анализ рынка.
Здесь описывается портрет клиента. Кто он, сколько зарабатывает, какие у него привычки и потребности и почему ему нужен именно ваш продукт. Описание команды. Люди с каким опытом будут руководить компанией. Что они знают о сфере и почему на них можно положиться.
Операционный план. Как компания будет функционировать, какие операции будут выполняться каждый день. Какие стоят долгосрочные операционные перспективы. Маркетинговый план. Здесь описывается стратегия продажи продукта и методы ее достижения.
Финансовый план. Описание текущих и последующих расходов компании с составлением различных прогнозов. Дополнительная информация, которая не подходит ни к одному из предыдущих пунктов, но поможет убедить инвестора. Как составить бизнес-план Есть несколько правил, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Они помогут привлечь внимание инвестора и построить устойчивую компанию, которая будет приносить прибыль.
План должен быть коротким и информативным. Ни один инвестор не станет читать план на сто страниц. Если у проекта сложная структура, требуется крупное финансирование и план необходимо снабдить сопроводительной документацией, ее стоит включить в приложение, к которому можно обратиться по желанию инвестора. План должен быть понятным. Нужно осознавать, к какому инвестору вы идете.
Люди, которые вкладывают деньги в исследования, не всегда разбираются в научной терминологии. Также и инвесторы, которые помогают молодежным стартапам, могут не понимать сленг и интересы нового поколения.
Силы повышаются, когда люди видят прогресс в работе и связывают свои повседневные действия с достижением целей и реализацией прогнозов. Эта пирамида позволит вам перепроверить каждую задачу, каждое действие плана для ответа на ключевой вопрос: «Помогает ли это достичь целей? Копайте глубже — найдите то самое «неуловимое» предложение!
Почему стоит покупать у вас, а не у ваших конкурентов? Это очень важный вопрос, и любой инвестор захочет узнать ответ на него. Ответ — это то, что делает вас конкурентоспособным. Не попадитесь в ловушку, перечисляя все, что люди, как вам кажется, хотели бы услышать. Например, «мы поставляем качественные продукты» или «мы предлагаем индивидуальное обслуживание» — это явно лишнее, потому, что это само собой разумеется.
Ожидания клиентов резко выросли, и незачем говорить об очевидных признаках конкурентоспособности. Вам нужно копать глубже и разработать настолько ценное предложение, чтобы оно по-настоящему отличалось от предложений конкурентов и превосходило их. Сделайте это — и вы на пути к успеху Вам нужны деньги? Сделайте сводный отчет привлекательным! Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет.
Если этот документ его не заинтересует, вы потеряли шанс.
Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно. Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно.
Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем.
В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности.
Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком. По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику.
В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца.
На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты. При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.
Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала.
В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций. Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае.
Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу. Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании.
Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам.
По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период. Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии.
На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность. В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку.
В этой связи привлечение финансовых средств для развития коммерческого дела невозможно без материалов, которые содержатся в бизнес-планах. Наличие у предприятия или предпринимателя бизнес-плана психологически настраивает на ощущение солидности и основательности его руководства. Процесс планирования обязывает бизнесмена адекватно оценивать предпринимаемые им действия.
При планировании своё предприятие рассматривается с разных точек зрения, многоаспектно, причём многие из установленных при этом сильных и слабых сторон предприятия иначе не были бы рассмотрены. С помощью бизнес-плана можно установить ещё на начальном этапе те проблемы развития предприятия, которые в будущем могут перейти в серьёзные трудности, которые осложняют деятельность предприятия. Бизнес-план наделяет конкретный бизнес, деятельность в сфере услуг определённой целью.
Поскольку многие отечественные предприниматели, которые работают в данной сфере экономики, энергичны, напористы, но их действия не всегда эффективны по причине отсутствия чётких целей и планов деятельности. При составлении бизнес-плана, предприниматель получает инструмент контроля и управления, который позволяет ему обеспечить планомерное движение своего бизнеса к тем целям, которые были поставлены в бизнес-плане. В процессе составления бизнес-плана в качестве мощного инструмента выступает самообучение, а после уже реализация предусмотренных им действий — основы для сопоставления с фактическими достижениями.
Составление и реализация бизнес-планов на предприятиях является некой импровизированной школой менеджмента для новых поколений бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и специалистов, а также залогом непрерывного роста ВВП, широкого использования инноваций и социально-экономического развития страны в целом. Экономист, менеджер при составлении бизнес-плана также положительно влияет на свои навыки, опыт и знания, повышает свой профессионализм, который он мог недополучить, не проводя детального анализа и планирования на своём предприятии. Информация, которая содержится в бизнес-планах, является основой для принятия партнёрами решений относительно целесообразности и условий ведения дел с конкретным предпринимателем, а также позволяет адекватно оценить финансовую устойчивость его предприятия, принять в расчёт все возможные риски.
Бизнес-план и особенно его раздел "Резюме" рассматривается как рекламный документ, представляющий предприятие и предпринимателя. Основные правила бизнес-планирования В бизнес-планировании существует три основных правила, которые необходимо обязательно соблюдать, они следующие: В бизнес-плане не должны присутствовать революции. Бизнес-план должен одновременно быть оптимистичным и пессимистичным.
Бизнес-план должен быть скользящим, с возможностью корректировки.
Для продажи действующего проекта. Документ для будущих владельцев, где можно отразить отчеты по деятельности и показать эффективность проекта. Стандарты бизнес-планирования При разработке бизнес-плана часто опираются на уже устоявшиеся стандарты: UNIDO United Nations Industrial development organization — был придуман организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН.
ЕБРР — создан Европейским банком реконструкции и развития. Особое внимание уделяется финансовым показателям. Ориентирован на менеджмент и внутренние процессы. Как составить бизнес-план Теперь давайте перейдем к практической части и поговорим о структуре, лайфхаках и других аспектах, которые помогут составить бизнес-план.
Шаг 1: Подготовка Прежде чем заходить в Word и начинать составлять план для бизнеса, следует детально изучить рынок и собрать всю информацию. В нее входит: Анализ рынка и конкурентной среды. Изучите ситуацию того местоположения, где вы собираетесь вести бизнес. Ответьте на такие вопросы, как «На что есть спрос?
Сбор данных об организации. Ваша компания — какая она? Какое у нее управление, какой нужен капитал для развития, что нужно для развития? Ответьте на эти вопросы и запишите развернутый ответ.
Финансовая модель. Определитесь с тем, как вы будете проводить расчеты — например, для этого могут использоваться Excel, онлайн-сервисы для расчета и прочее. Если не хотите заниматься этим самостоятельно, то закажите сбор аналитики у специальной организации.
Бизнес-план: как его написать?
В зависимости от бизнеса для которого составляется бизнес-план, он поможет ответить на вопросы: - какова будет реализация товаров услуг и прибыль - какие темпы роста производства можно достичь - есть ли будущее у этой идеи Планирование бизнеса — это сложный и многогранный процесс, и составление бизнес-плана лишь его часть. В конечном итоге бизнес-план представляет собой простой документ, который определяет основные особенности развития производства и организацию коммерческой деятельности компании, а так же позволяет определить проблемные моменты с которыми возможно придется столкнуться при развитии бизнеса. В не зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия. Разработка бизнес-плана требует анализа многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но, не смотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так и для малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована. БП - предусматривает решение следующих стратегических, тактических и оперативных задач, стоящих перед предприятиями, независимо от их функциональной ориентации: 1. Стратегическое планирование — представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь экономической системе достичь своих целей. Стратегическое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем представляет собой систему «стратегия-прогноз», в которой определены главные цели и соответствующие им стратегические установки.
Тактическое планирование. Термин «тактика» - первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Основной вопрос стратегического планирования — что хочет добиться организация. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является. Как правило, предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
Оперативное планирование. Этот термин означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование производства, планировние маркетинга и тп.
В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.
В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.
На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Стратегическое планирование — видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.
Тема: Полезные материалы Стратегическое управление связано с целенаправленной деятельностью для изменения качественных характеристик организации системы. Современные концепции стратегического менеджмента отличаются от классических долгосрочных планов тем, что планирование осуществляется « из будущего в настоящее», а не наоборот.
Необходимо построить образ будущего состояния организации, системы, собственной жизни. Сценарий — способ достижения целей. Разрабатывается с учетом диагностики внешней среды организации. При этом необходимо учитывать, что внешняя среда организации не подлежит контролю, поэтому нужно всегда осуществлять обратную связь с внешней средой, получать сигналы и их оценивать с тем, чтобы корректировать сценарии стратегических планов.
Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут.
Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса. Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке. Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей.
В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства. Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1.
Анализируем рынок и конкурентов Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них. Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1. Выход на ЦА.
Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов. Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин. После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов.
Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик. Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города.