Весной 2021 года Политехнический музей снова приглашает москвичей на встречи с учёными, инженерами и антропологами, чтобы продолжить разговор о самых актуальных проблемах.
Выставка «Политехнический музей: приближая будущее»
Стенд Коломенского института Московского Политеха сегодня был представлен на молодёжно-трудовой программе в рамках Международной выставки-форума «Россия». Предполагается, что реконструкция Политехнического музея завершится в 2025 году. Политехнический университет принял участие в XXV международной выставке «Образование и профессия 2024», которая проходила в разных городах Узбекистана.
Реконструкцию Политехнического музея в Москве планируют завершить в 2024 году
За последние 10 лет у Политехнического музея неоднократно менялись руководители, владельцы подрядчика проекта реконструкции и сроки открытия. Политехнический музей, основанный в 1872 году по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, является одним из старейших. Иностранные студенты прошли квест по русскому искусству XIX века на базе основной экспозиции музея. НОВОСТИ МУЗЕЕВ. Политехнический музей сегодня — Течения искусства: Политех представил выставку о силе водной стихии. Московский политехнический университет перевел 11 групп студентов на дистанционное обучение из-за вспышки кори.
В Политехе написали “Диктант Победы”
Именно поэтому там много старинных фотографий, документов, есть копии разных дореволюционных меню и прочее. У нас есть кунцевский фарфор 30-х годов ХIХ века, дореволюционная посуда из Зимнего дворца, старинная мороженица и множество другой дореволюционной кухонной утвари», — рассказала куратор музея и преподаватель института Татьяна Цветкова. Отметим, Институт среднего профессионального образования с 2019 года участвует в проекте «Петербургская кухня», который направлен на сохранение и продвижение этого кулинарного феномена. Петербургская кухня уникальна тем, что формировалась под влиянием не только русской, но и голландской, немецкой, французской и других кухонь.
Книга рецептов «Санкт-Петербургская кухня» 1862 года шеф-повара Игнатия Радецкого до сих пор активно используется поварами, причем не только петербургскими.
Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию. Только в 60-е гг. XIX в. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. В 1866 г.
Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств. Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье. Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России! Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий.
Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья. В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г. Старший научный сотрудник С. Морозова Политехнический музей, Москва После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. Иоффе, геолог Д.
Щербаков, физиолог Л. Орбели, механик И. Артоболевский, полярный исследователь О. На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950—1960-е гг. Политические события, произошедшие в конце XX в. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях. Политехнический сегодня — это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.
События в марте: 7 марта в Delicatessen музей прошёл бранч с искусствоведом Георгием Никичем. Участники обсудят, как искусство интерпретирует науку и как музей науки может взаимодействовать с современным искусством. Тема встречи — технологии, ставшие основой для создания чат-ботов и голосовых помощников, разговорные навыки машин и перспективы их развития. Гости бранча разберутся, зачем нужны мемы, страшилки и анекдоты. Его модератором выступит физик и математик, популяризатор науки Алексей Семихатов. Тема дискуссии — перспективы колонизации Марса.
Почему они решили увлечься этим? Шахновская: Вообще мне кажется, что это нормально. Синдеева: Я считаю, что это очень нормально. Я хочу понять. Шахновская: С Чубайсом есть одна формальная история, он как бы не сам туда пришел, его директор музея позвал в попечительский совет. А дальше про Чубайса известно, что он, попадая во что-то, увлекается, у него просыпается интерес, и он такой бегущий и неуемный. Ему сразу захотелось как-то поучаствовать, а выяснилось, что начинаешь копать, а там одно, другое, третье, десятое. Идея с новой концепцией, с тем, чтобы дать денег на новую концепцию, чтобы профессиональные люди разработали образ будущего музея, она была вполне себе в тренде вообще в мировом. Дальше стало понятно, что его и разрабатывать нужно в другой модели существования музея. А то, что происходило, то, как было устроено, вообще было неспособно к трансформации. Синдеева: Я прощу прощения, то есть позвал предыдущий директор, его попечительский совет? Шахновская: Да. Синдеева: А как потом попечительский совет уволил директора? Шахновская: Там не совсем так. В нашей сегодняшней юридической структуре директора любого федерального учреждения назначает министр. Попечительский совет — это такая как бы надстройка, она либо работает, либо не работает. Но тот попечительский совет, который был у Политеха в конце 90-х, начале 2000-х, он не работал. Он в основном состоял из академиков, бывших космонавтов и так далее. Он, скорее, больше такой представительский ученый совет, чем попечительский денежный совет. В этом смысле он, скорее, выполнял номинальную функцию, собирался раз в год и как бы одобрял действия директора. Синдеева: Кто не одобрил действия директора? Шахновская: Дальше началась какая-то жизнь появляться новая, начали появляться какие-то люди, новые проекты, что естественно возник серьезный конфликт. Синдеева: Тебе сложно было прийти в этой ситуации? Шахновская: Я пришла, пока конфликта не было. Я — фактически инициатор этого конфликта.
В Москве восстановили историческую аудиторию в Политехническом музее
Весной 2021 года Политехнический музей снова приглашает москвичей на встречи с учёными, инженерами и антропологами, чтобы продолжить разговор о самых актуальных проблемах. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого заплатит компенсацию за использование чужой фотографии на сайте. Политехнический музей — один из старейших мировых музеев науки и технологий. Новая выставка в Музее Москвы о Политехе посвящена истории последнего. Благодаря удобным стрелочкам (что немаловажно) вы идёте по эпохам существования музея. Выставка "Политехнический музей – приближая будущее" открывается в Москве, сообщил РЕН ТВ заведующий отделом научных исследовательских работ и куратор коллекции транспорта.
Выставка "Политехнический музей: приближая будущее"
Политехнический музей предоставил для выставки ряд уникальных экспонатов, подчёркивающих таинственную морскую атмосферу и связь времён. На экскурсии-лекции участникам расскажут о фильмах, книгах и других произведениях культуры, вдохновлённых глубоководными исследованиями, научат отличать батисферу от батискафа, напомнят о достижениях российской науки и техники в этой области.
В ходе реставрационных работ нашелся даже декор, покрывающий испод лестниц и дранка, на которой он был закреплен , а также косички по стенам и по низу марша. Белокаменную Парадную лестницу предполагается, что ее проектировал архитектор Александр Каминский из «тарусского мрамора» украшают четыре огромных торшера: два из папье-маше и два из гипса. Давно уже переделанные под электричество, они были покрыты многими слоями краски, как рассказала главный архитектор-реставратор проекта Анна Белова. Все это расчистили; орнамент, напоминающий сказочный билибинский, будет выкрашен по первоначальным колерам. Объем парадного вестибюля сверху перекрыт системой кирпичных крестовых сводов, которые «с изнанки» выглядят не менее впечатляюще.
На их конструкцию можно будет посмотреть сверху, сквозь пол второго этажа, который сделают стеклянным. Воссоздание колонны парадной лестницы. Центральная часть здания. Фото: Политехстрой Среди технических ноу-хау Николая Шохина, ответственного за центральную часть, была и Старая Большая аудитория. Декора она сохранила мало на стенах были портреты царей и медальоны с профилями ученых , зато удалось спасти примененную здесь уникальную акустическую систему. Она состоит из деревянного наката-потолка, обшитого дранкой и оштукатуренного, и падуги под ним со специальными акустическими нишами, закрытыми папье-маше, а также из гипсовых элементов.
Эта система концентрировала звук голоса лектора и гасила эхо. Восстановленная по той же технологии, она отлично работает а подлинные фрагменты гипса и папье-маше спрятали в глубине как образец для будущих реставраторов. Северное крыло, Новая Большая аудитория и химлаборатория Строительство северного крыла по конкурсу было отдано гражданскому инженеру князю Георгию Макаеву. В пассаже на первом этаже, по сторонам которого были магазины и лавки, он в полу устроил световые люки, заполненные стеклянными призмами «Люксфер»: преломляющийся свет освещал подвальные помещения. В советское время стеклянные блоки закатали в асфальт, и целых осталось буквально несколько — их воссоздали с сохранением формы и свойств. Здесь же находится Новая Большая аудитория на тысячу человек.
Интересно, что в здании, являющемся памятником культуры регионального значения, эта аудитория выделена как памятник федеральный — потому что тут выступал Ленин, хотя она известна и другими героями: эта сцена видела Маяковского и Ахматову, Окуджаву и Евтушенко. Предметом охраны здесь являются металлические конструкции амфитеатра, которые будут скрыты в конструкции пола при завершении работ, и световой потолок-фонарь инженера Анатолия Семенова, который мог затемняться. Воссозданный флюгер на южном фасаде. Фото: Политехстрой Фойе Новой Большой аудитории построено на металлических конструкциях сложной формы в оболочке из шлакобетона — тогда передового материала, и он создал немало проблем реставраторам «Политехстроя», искавшим специальную методику его восстановления.
После этого во главе музея стал партийный деятель Яков Юровский [67]. В 1932 году правительство рассматривало проект «Дворца техники» авторства Николая Бухарина — многопрофильного музейно-выставочного центра, где молодёжь могла бы получить техническое образование. Здание предлагалось возвести на левом берегу Москвы-реки напротив Центрального парка культуры и отдыха. Выставка просуществовала около года и пользовалась большим успехом, за это время её посетило около двух миллионов человек. Однако по решению Политбюро , работы по созданию «Дворца техники» прекратили в 1935-м, а собранные архивы и экспонаты через четыре года передали Политеху [80] [67] [90] [91]. С первых дней Великой Отечественной войны в музее действовали круглосуточный пункт противовоздушной обороны и два убежища на 250 человек [4].
Во время бомбардировок Москвы 1941 года один из снарядов попал в здание Политехнического музея, уничтожив часть коллекции. Сохранившиеся экспонаты разместили в других залах или эвакуировали из города. До мая 1943-го музей был закрыт, сотрудники же продолжали устраивать временные передвижные выставки военно-оборонной тематики, например, «Экономия топлива», «Экономия электроэнергии», «Металлолом — на службу обороны страны», «Героический тыл в помощь фронту» [75] [92]. В здании музея действовали курсы по подготовке шофёров и радистов, временная экспозиция знакомила с методами противотанковой обороны [93] [86] [94]. После окончания войны музею остро не хватало квалифицированных кадров и современной техники. Некоторые источники говорят, что из эвакуации вернулась только часть коллекций. Так, из Казахстана , куда отправляли на временное хранение отдел меховой промышленности, прислали записку с сообщением, что экспонаты были использованы зимой «по назначению» [95] [13] [56]. В 1947 году Политехнический музей передали под руководство Всесоюзного общества « Знание », созданного по инициативе группы общественных деятелей во главе с президентом Академии наук СССР Сергеем Вавиловым. В Политехе снова запустили экскурсии, лекции-демонстрации и консультации, организовывали ряд выставок: «Электропромышленность СССР» 1947 , «Промышленность средств связи» 1948 , «Изобретательство и рационализация в лёгкой промышленности» 1949 , «Социалистический учёт» 1949—1951 , «Приборостроение» с 1949 [13] [56]. Экспозицию перестроили с ориентацией на учебный процесс школ и вузов, открыли ряд новых залов: «Пластические массы», « Гидротехническое строительство в СССР» и другие.
На выставке появились новые науки: кибернетика , квантовая механика , атомная физика [87]. Политех стал одной из площадок для Всесоюзной выставки технического творчества пионеров и школьников, которая проводилась с 1955 года. К этому моменту в музее действовало 50 демонстрационных залов и кабинетов, где было собрано более 20 000 экспонатов [75] [96] [97]. В начале 1970-х годов экспозицию снова обновили. Сотрудники оформили зал химии полимеров , отделы космонавтики и автоматики, устроили центр борьбы за качество и надёжность промышленных изделий [14] [98] [99]. Одновременно они продолжали просветительскую работу: за 1966—1971 годы учёные провели 247 выездных лекций и 157 выставок [100]. Политехнический музей сотрудничал с 48 музеями из 24 стран мира [101] [102] [103]. В разное время в его здании представляли научно-технические выставки музеи Чехословакии , ГДР , Польши , Венгрии [104] [105] [87].
Во многих местах они украшены затейливым лепным декором. Снаружи здание выглядит почти готовым, но если подойти поближе, можно услышать стук молотков и жужжание электроинструмента. Что же происходит внутри одного из главных московских долгостроев? Мне посчастливилось попасть на экскурсию и увидеть всё своими глазами. И, разумеется, я не забыл взять с собой фотоаппарат. Если вы давно не были на Новой площади или просто не подходили к зданию близко, то, сделав это, возможно, будете удивлены. У музея появился целый подземный этаж, а к старым подъездам теперь ведут мостики. Любители альтернативной истории уже наверняка потирают ладошки, готовясь рассказать о Великом потопе в XIX веке и засыпанных первых этажах зданий, но я их огорчу: строители просто раскрыли подвальный этаж, предусмотренный изначально. Многие кирпичи пришли в негодность, и их заменили на новые. Как мне сказали, они специально были выбраны не слишком похожими на исторические, чтобы всегда можно было понять, где оригинал, а где новодел. Пространство, которое раньше использовалось в лучшем случае как склад, станет площадкой для выставок, а также дополнительным проходом между станциями метро Лубянка и Китай-город, поскольку музей протянулся практически от одной до другой. Сейчас в подвальном этаже, который музейные сотрудники называют «Холодной галереей», открыта временная экспозиция, рассказывающая об истории музея и ближайших планах развития. Правда, если вы не на экскурсии, то изучать материалы можно только через сетчатый забор, что выглядит довольно странно. В одной из витрин я увидел на мониторе фотографию, которая показалась мне удивительно знакомой. Только придя домой, я понял, что у меня есть почти такой же кадр 20-летней давности, где я вместе с одноклассниками и учительницей весело сижу на корточках, пока космические корабли бороздят пространство Политехнического музея. Школа моя, кстати, расположена в Чертаново, но это совпадение. В другой витрине можно увидеть модель замечательного образца советского атомпанка — ТЭС-3, самоходной атомной электростанции на четырёх удлинённых шасси танка Т-10. Стекло в витринах сильно бликует, но мне сказали, что к открытию его должны заменить на специальное музейное, которое даёт гораздо меньше отражений.
Президентом Политехнического музея стал Михаил Ковальчук
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
Всего в экспозиции около 200 000 предметов, демонстрировать которые будут в рамках различных выставок и образовательных программ. Первые шпионские фотоаппараты, локомобили и мотоцикл из императорского гаража — «Теории и практики» побывали в Открытых фондах на АЗЛК и нашли 10 экспонатов, на которые точно стоит посмотреть. Главная цель Открытых фондов — продемонстрировать, как работает музей изнутри и из чего состоит музейная работа. Для этого на АЗЛК было создано две лаборатории — атрибуции и классификации. А вот главная задача лаборатории классификации — показать, как сотрудники классифицируют предметы и собирают их по типам».
Композиция объекта разбита на исторические периоды, в которых представлены характерные для того или иного промежутка времени экспонаты, причем все — из первых коллекций. В 1877 года Политехнический музей переезжает в здание на Лубянке, и вплоть до Первой мировой войны в музее проходит огромное количество различных выставок, лекций и чтений. Во время Первой мировой в музее открывают госпиталь, все работники активно помогают в уходе за ранеными, а еще устраивают для них выступления и кинопоказы. В 30-х коллекция музея резко сменилась — стали активно избавляться от «неугодных объектов». Уже потом, в 70 — х в Политехническом появляются новые отделы, связанные с промышленностью и космонавтикой. В рамках инсталляции представлена коллекция минералов и руд Соликамского месторождения — подарок И. В Сталину в день 70-летия от рабочих Ленинградского завода «Электроинструмент», счеты академика и вице — президента академии наук Виктора Буняковского, один из первых микроскопов барабанного типа, а еще множество старинных часов и манометров.
В 1938 году рижский инженер Вальтер Зепп создал шпионскую фотокамеру, которую немцы выпускают до сих пор. Здесь представлен шпионский фотоаппарат в виде часов и рукояти — трости, а также камера, позволяющая фотографировать «пиджаком»: устройство вешали на шею и закрывали под одеждой, объектив вставляли в петлю жакета, ручка затвора же выводилась в карман.
Каждый из 285 несущих пилонов было решено усилить железобетоном, отрезать от своего основания и поднять на домкратах, чтобы под него можно было завести стальные сваи. В какой-то момент здание массой более 100 000 тонн буквально висело в воздухе. На этом кадре можно заметить сваю под номером 398, а всего их было более 12 тысяч. В дальнейшем сваи, несущие основную нагрузку, залили бетоном и превратили в аккуратные колонны, а вспомогательные — срезали. Добавьте сюда ещё вот что: все работы велись в самом центре Москвы с её узкими улочками, оживлённым движением и тесной сетью подземных коммуникаций. Использовать тяжёлую технику было нельзя, поэтому и остатки старого фундамента, и новые балки со сваями рабочие выносили и заносили на руках.
Музей пережил множество мелких ремонтов и ни одного капитального. Существующие проёмы замуровывали, потом пробивали новые; залы то объединяли, то снова разделяли... В итоге к началу XXI века уже никто не мог сказать, как в точности устроен этот московский Хогвартс с его бесчисленными лестницами, арками и переходами. Чертежей не сохранилось, и здание пришлось обмерять заново. Говорят, что ни для одной пары этажей размеры не совпали. Порой случались курьёзы: например, фирма, которая должна была спроектировать одну выставку, перепутала на чертеже верх с низом и нарисовала помещения, которые должны были отходить от наружной стены музея и висеть над Лубянской площадью : Ещё одна трудоёмкая часть работы — это прокладка коммуникаций. В старинном здании для этого не было предусмотрено практически ничего. Вентиляция, дымоудаление, электроснабжение, водопровод, отопление, канализация, системы безопасности, кабельные сети, — всё это пришлось делать заново или с нуля.
Любопытно, что систему дымоудаления удалось вписать в существующие дымоходы для угольных печей, которыми музей отапливался много лет назад. Также в музее должны появиться лифты, которых там отродясь не было, и пандусы. Теперь его смогут посещать и люди на инвалидных колясках. Я уже почти исчерпал объём картинок, отведённый на один пост, хотя не рассказал и о половине того, что сейчас происходит в Политехе.
В октябре Оганесян говорил , что в 2024 году к работам в Политехе привлекут не 500, а 600 человек, и объект введут в эксплуатацию в 2025 году. Тогда же он сказал, что все спорные вопросы между музеем и подрядчиком "сняты" и что часть мультимедийного оборудования будет "оптимизирована", "чтобы хватило средств на завершение строительства". Политехнический музей, которому в 2022 году исполнилось 150 лет, - один из старейших научно-технических музеев мира. Он был создан по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в 1872 году. С 2013 года главное здание музея на Новой площади закрыто на реконструкцию.
Научно-технологический перформанс «В учёном обществе» на Новой сцене Александринского театра
Канал автора «Политехнический музей» в Дзен: Аккаунт Политехнического музея. Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (Политех) Андрей Рудской заявил Сроки окончания реконструкции Политехнического музея в центре. Политехнический музей рассказывает самое интересное из мира науки и технологий и своей жизни. "Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" завершит реконструкцию Политехнического музея в Москве в 2025 году. В Музее Москвы открылась выставка «Политехнический музей: приближая будущее», посвященная научно-техническому прогрессу и главным изобретениям в истории человечества.