Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «». Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда — операции «Искра» (г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.). 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.

«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"»

Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «». Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. Блокада Ленинграда.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.

Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.

Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву.

Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы.

Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска. Блокада Ленинграда была ликвидирована. Поделитесь публикацией!

Последние за 13 января продвижения практически не имели.

Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров.

Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г.

Жуков и маршал К. Духанов нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В.

Романовского и Ф.

Ленинград в 1942–1944 годах

  • «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
  • Блокада Ленинграда операция Искра
  • 18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
  • Операция "Искра": основные события

Приемная комиссия

  • Начало блокады
  • Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го - МК Санкт-Петербург
  • Операция "Искра"
  • Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | АиФ Санкт-Петербург
  • Основные сведения
  • Искра надежды

Оборона Ленинграда

Главным исследованием этих боев на Волхове служит труд "Долина смерти". Первое издание вышло в 1999 году, второе издание задержала безвременная смерть историка, и эта книга вышла уже в 2006 году, отчасти на смене эпох в военно-исторической литературе. Хотя повествование постоянно сбивается на обличение строя и безжалостного отношения к жизням солдат и несмотря на пользование только советскими архивными данными, автор достаточно профессионально освещает именно военную составляющую, и перед нами вполне себе серьезный и не имеющий более современных аналогов оперативный очерк о 2-й ударной армии от попыток захвата первых плацдармов на западном берегу Волхова в декабре 1941 года и до выхода последних групп бойцов из окружения летом 1942-го. Мерецков планировал операцию на "вырост", поэтому послал своих подчиненных пробиваться вглубь немецкой обороны, ведь ему обещана еще одна армия, с помощью которой он намеревался свернуть вообще всю оборону немцев вдоль Волхова, избавившись от узкого вклинения.

В то время как 2-я ударная прорывалась на север, к югу навстречу им атаковала 54-я армия. В недавно вышедшем исследовании Вячеслава Мосунова под названием Битва в тупике. Бои за Погостье стали как бы северной клешней советских попыток свернуть весь немецкий фронт по Волхову, хотя для немецкого командования по-большей части это оставалось второстепенным направлением, хотя все равно отвлекало от собственных наступательных планов и выкачивало резервы.

Продвижение это упорной драмы мерялось в отвоеванных сотнях метрах, когда в один день захватывался участок насыпи, в другой — его расширяли до полукилометра, а затем немцы отвоевывали все обратно. Так прошел январь 1942-го, в феврале наконец-то перевалившие через насыпь войска воевали уже на плацдарме в виде треугольника опиравшегося на это проклятое инженерное сооружение с основанием в километр и насквозь простреливаемое с обеих сторон. Нащупав палочку-выручалочку в виде использования танков, советское командование начало новое наступление в марте 1942-го 2-я ударная уже никуда не продвигалась и стало медленно пробиваться вдоль немногочисленных дорог и лесных просек.

Чудо-оружием стали танки Т-34 на широких гусеницах, не раз утюжившие немецкие войска на их позициях и хорошо передвигавшиеся по глубокому снегу, недоступному как для легких танков, так и для немецкой техники, вынужденной действовать вдоль дорог. Немцам пришлось повторять советские пропагандистские штампы и отправлять часто на гарантированную смерть или ранение своих саперов с минами на подрыв советской техники. Вообще, широта использования танков и штурмовых орудий в тех болотистых местах весьма удивила, немцы в марте уже очень ожидали весенней оттепели, потому что замерзшие просторы играли скорее на руку советскому наступлению.

К апрелю эти бои в ставшем уже не так важным для обеих сторон малопроходимом тупике затихли и больше уже не возобновлялись.

В итоге провалена была и эта операция. Удар снаружи оказался слишком слабым, потому что все основные силы были отправлены на защиту столицы, а 54 армия была ослаблена и не справилась в одиночку. Хлеб в городе кончался, грозил страшный голод, поэтому на следующую попытку возлагались все надежды. Если вы не прорветесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет», — обещал Жданову Сталин в ноябре 1941года.

Третью попытку предприняли в январе 1942 года и назвали Любанской операцией. Удар наносился уже не на Синявино, а гораздо южнее, с целью окружения значительной части немецких сил. Но на этот раз начинания сгубила не ослабленность армии, а напротив — самоуверенность руководства. Дело было сразу после успешного контрнаступления под Москвой, и у командующих сложилось ложное впечатление, что повторяется сценарий Отечественной войны 1812 года: противника заманили вглубь, и он деморализован морозами и поражениями. Но немцы оказались хитрее французов, поэтому наступление закончилось трагедией — окружением и гибелью большей части 2-й ударной советской армии. Четвертая попытка прорыва блокады — 3-я Синявинская операция — произошла уже в августе 1942.

На юге страны в полном разгаре шла Сталинградская битва, но, несмотря на это, Сталин не оставлял попыток спасти Ленинград. В этот раз ставку сделали на неожиданный и молниеносный удар, и боеприпасов было собрано только на трое суток сражения. Но надежды не оправдались: операция затянулась, и оружия не хватило. И только «юбилейная», пятая попытка, известная как операция «Искра», все-таки оказалась успешной. Именно о ней обычно пишут в учебниках, и именно этих участников называют героями-освободителями. Об этом дне написала стихотворение Ольга Берггольц, была выпущена специальная серия открыток, все запомнили это событие.

Вечная память и слава героям-освободителям! Ведь невозможно даже представить ту радость, с которой встретили весть о прорыве блокады жители осажденного, измученного, но не сдавшегося, несломленного города! Люди, на чью долю пришлись страшные зимы 1941-1943 годов, голод, бомбежки и обстрелы, гибель родных и близких. Подвиг бойцов Ленинградского и Волховского фронтов, перерезавших стальное кольцо вражеских войск, остался не только в истории Великой Отечественной войны, он навеки запечатлен в сердце каждого ленинградца. Сегодня мы склоняем головы перед памятью участников прорыва блокады и сотен тысяч самих жителей города на Неве, своей беспримерной стойкостью и мужеством приближавших великий день 18 января 1943 года. И тихо повторяем пронзительные бессмертные слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто». Слава и вечная память героям! Операция, получившая название «Искра», стала переломной в битве за город на Неве и подарила всем надежду.

А после завершения операции инициатива ведения боевых действий на Ленинградском фронте окончательно перешла к нашим войскам. Эта была первая встреча подразделений Ленинградского и Волховского фронтов в ходе наступательной операции «Искра». Жителям города пришлось пережить тяжелые испытания и потери, голод и холод. Несмотря на окружение, обстрелы и бомбардировки, советское командование проложило по льду Ладожского озера Дорогу жизни. А наступательная операция советских войск дала начало освобождению от блокады и восстановлению продовольственного снабжения Ленинграда в полном объеме. Немецко-финские войска были отброшены и потерпели разгромное поражение. Мы будем помнить подвиги защитников Родины, погибших воинов и жителей блокадного Ленинграда! Ленина мирного неба и всего наилучшего!

Всего от голода умерло более одного миллиона человек. Фашисты ждали, когда город сдастся. Но Ленинград не сдавался. Как это было, лучше всего рассказал Даниил Гранин, выступая в День памяти жертв нацизма в бундестаге. Он говорил, о том, как выживали ленинградцы — по-разному. Но спасались те, кто спасал других, чья душа не расчеловечивалась даже в бесчеловечных условиях, в бесконечных страданиях блокады. Его заключительные слова, мне кажется, о сегодняшнем дне, о нас с вами, о том, как меняемся мы, наше общество сегодня: «…существует такое сакральное пространство. Когда человек возвращается в сострадание и духовность.

В конечном счете всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку…».

Удача сопутствовала и 268-й стрелковой дивизии, продвинувшейся на 3 километра. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Однако 45-я гвардейская дивизия попала под сильный огонь противника и сумела продвинуться всего на 500-600 метров. Действовавшая на левом фланге армии 86-я стрелковая дивизия, форсировала Неву на участке Марьино — Шлиссельбург. Но не подавленные огневые точки противника в подвалах зданий и на пристанях заставили наших бойцов залечь на льду Невы. С утра 13 января бои прияли упорный и ожесточенный характер. К концу дня войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к линии намеченной планом сражения встречи с войсками Волховского фронта.

Однако волховчане за второй день боев практически вперед не продвинулись. Карта операции 14 января командующий 67-й армией генерал-майор М. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона. На Шлиссельбургско-синявинском выступе враг еще накануне усилил свои силы двумя пехотными дивизиями, а еще одну дивизию перебросил в район Синявино. Они оказывали яростное сопротивление и часто переходили в контратаки. Шел третий день сражения, однако враг по-прежнему представлял на этом участке фронта весьма серьезную угрозу. Наши войска замедлили свое продвижение. Расстояние между нашими и вражескими силами противника сократилось до 4 километров. В четвертый и пятый дни наступления 15-16 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты, постепенно продвигаясь навстречу друг другу. Ведя упорные бои, медленно продвигалась к городу на Неве 2-я ударная армия.

Блокада Ленинграда: прорыв и снятие в 1944, операция "Искра", дороги Жизни и Победы

Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра.

Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.

Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию.

Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед.

Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.

На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким.

А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись.

А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода.

Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.

Порядка двух процентов немецких экипажей сумели прорваться к городу. Грамотно выстроенная оборона и прорыв блокады привели к тому, что город выстоял. В городе не было эпидемий, страшных заболеваний, была организована нормальная хозяйственная жизнь, даже производилось оружие, которое вывозили по Ладожскому озеру, по пробитому в результате операции "Искра" коридору", — рассказал военный историк.

Он подчеркнул, что прорыв блокады Ленинграда спас не десятки, а сотни тысяч мирных жителей от голодной смерти, и позволил нашим войскам накопить силы для последующего прорыва блокады в 1944 году. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года.

С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Сейчас до места прорыва блокады от Невы по трассе «Кола» — всего 20 минут на машине. В далеком 1943-м этот путь занял шесть суток кровопролитных, ожесточенных боев, которые приходилось вести в тяжелейших условиях. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр.

С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий.

Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»

Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. И хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоеван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Первой попыткой прорыва блокады Ленинграда была печально известная Любанская наступательная операция, в которой советские командующие пытались 2-я ударной армией выйти на коммуникации ленинградской группировки немцев.

18 января День прорыва блокады Ленинграда

В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Прорыв Блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года.

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял.

Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз.

Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Кроме того, в дополнение к автомобильной дороге прямо на льду Ладожского озера сооружали и 35-километровую железную ветку. Днем и ночью непрерывно шла забивка многометровых свай, которые устанавливались через каждые два метра. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К концу 1942 года в состав Ленинградского фронта под началом Леонида Говорова входили: 67-я армия — командующий генерал-лейтенант Михаил Духанов, 55-я армия — генерал-лейтенант Владимир Свиридов, 23-я армия — генерал-майор Александр Черепанов, 42-я армия — генерал-лейтенант Иван Николаев, Приморская оперативная группа и 13-я воздушная армия — генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко. Поэтому соединения этой армии часто переводили на другие, более опасные направления. Приморская оперативная группа ПОГ располагалась на Ораниенбаумском плацдарме. Генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров за рабочим столом. Ленинградский фронт Действия ЛФ поддерживал Краснознаменный Балтийский флот под началом вице-адмирала Владимира Трибуца, который базировался в устье реки Невы и в Кронштадте. Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии. Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин.

Но остался вопрос: что было бы? Ведь объявили же французы летом 1940 года Париж «открытым городом», отказавшись его защищать, и ничего, обошлись без кровопролития. Но с Ленинградом всё обстояло иначе - его участь была предрешена. Что касается попыток жителей и гарнизона сдаться в плен, то в документе четко пояснялось: "Они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения". Раз за разом все лето и осень 1941 года Гитлер повторял: брать Ленинград не будем, иначе придется зимой кормить его жителей. Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания. За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались. Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой. Теперь необходимо было скорее освободить Красногвардейск 23 января 1944 года переименован в Гатчину , Пушкин и Слуцк 23 января переименован в Павловск. Советские бойцы устанавливают красный флаг на арке лицея в освобожденном Пушкине. Источник: Музей обороны и блокады Ленинграда 21 января дивизии 67-й армии обошли фашистов с запада и практически окружили их. Одни из самых красивых дворцово-парковых комплексов в мире были варварски разрушены и разграблены. Части 42-й армии стали подступать к городу 22 января, но взять его сходу не смогли. Бои продолжались почти сутки. Это означало развал сплошного фронта немецкой обороны - 18-я армия вермахта была рассечена на две части.

К 20 января за четыре дня боев она сумела продвинуться вперед на пять километров. Удержать позиции у Чудово и Любани для немецкого командования было крайне важно - вдоль железной дороги и шоссе Ленинград - Москва проходила немецкая промежуточная линия обороны. Именно на нее 21 января начали отступать немецкие войска из района Мги. Задача освобождения Октябрьской железной дороги возлагалась на 67-ю армию и войска Волховского фронта.

В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады. Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра». Симоняка за героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе операции «Искра», была преобразована в 63-ю гвардейскую, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза. Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва».

В экспозиции представлены фуражка и погоны героя.

Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели.

Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.

После мощного артиллерийского огня пошли в атаку ударные отряды Волховского и Ленинградского фронтов, 2-я, 67-я армии. К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город. Но сегодня всё чаще звучит мнение, что цена этой победы оказалась слишком велика. Пока держится Ленинград - держится весь фронт Советские разведчики в первый день «Искры». Ленинградский фронт и Балтийский флот оставались изолированными от других красноармейских сил. В 1942 году совершались попытки разблокировать город посредством наступательных Любанской и Синявинской операций. Но никаких успехов эти действия не принесли. Территории между Волховским и Ленинградским фронтами занимали гитлеровские части.

На улицах второй советской столицы по-прежнему рвались снаряды и бомбы, погибали люди, разрушались здания. Городу постоянно угрожали авианалёты и артиллерийские обстрелы. В результате высочайшей смертности, эвакуаций и армейских призывов население Ленинграда за год уменьшилось на 2 млн человек и составляло лишь 650 тысяч. Отсутствие сухопутного сообщения с подконтрольной СССР территорией вызывало серьезнейшие трудности с подвозом топлива, сырья для предприятий, продуктов питания и предметов первой необходимости для гражданских. В таких условиях необходимо было действовать срочно и результативно. Потеря Ленинграда означала бы моральный крах всего фронта. Поэтому командование приняло решение готовиться к наступлению.

Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Операция осуществлялась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий