Также существуют особые молитвы об усопших родных (мужьях, детях, родителях, женах, новопреставленных, душевнобольных и самоубийцах, умерших без покаяния, некрещеных, по определенным датам). Когда можно молиться об умершем. Молитвы матери о своих детях. Молитва детей об усопших родителях.
Родительские субботы
Вознося молитвы Богородице об усопших, их родственники совершают благое дело, сохраняя об ушедших светлую память, каясь в их непрощенных грехах. Молитва об усопшем сыне требуется не только для души умершего, но и для оставшихся в этом мире родителей. Заупокойные молитвы Молитва детей за усопших родителей Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея, Ты исцелил еси дщерь жены — хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Молитва детей за усопших родителей молитвослов.
Молитва об усопшем сыне: очень сильная, как молиться матери за умершего ребенка
Читайте Молитва родителей о почивших детях онлайн без регистрации на Молитвослов. 13 апреля 2024 года православная церковь отмечает Родительскую субботу, день общецерковной молитвы о наших усопших близких. Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея, Ты исцелил еси дщерь жены — хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Молитва об усопших является проявлением милосердия и бескорыстного дара, выражением любви тех, кто молится.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Только родная мать способна достучаться до Господа, прося благости для души сына. Текст молитвы может быть любой, главное простой и понятный. Лучше на русском языке: «Боже Милосердный! Не оставь без прощения и радости душу раба твоего имя , ведь нет того, кто бы ни согрешил. Читайте также: Какие молитвы читать от испуга у ребенка и взрослого. Молитва на сороковой день Именно такой срок должен пройти, чтобы подготовиться к Страшному Суду.
На сороковой день душа предстанет пред Господом и решится ее участь — обрести Царствие Небесное или предастся вечным мукам. После срокового дня покойный относится к приснопамятным, значит поминать его можно в любой день. А в этот день родственники должны пойти в храм и подать записку о поминовении покойного, но и самостоятельную молитву нельзя отменять. В этом случае подойдет следующий текст: «Отец небесный, прими в царствие свое и допусти до всего благого раба имя. Молитва Богородице Раньше матери молили об умерших сыновьях пресвятую Богородицу.
Они считали, что сильная молитва поможет ей оказать заступничество перед Господом. Полный текст можно взять в любой церковной лавке или скачать из интернета. Молитва на год Первая годовщина смерти — это не только траурная дата, но и еще один повод вспомнить об умершем и помянуть его в своих молитвах. Церковь в православии обязывает поминать усопшего на год, потому что его душа навсегда прощается с землей и у нее начинается новая загробная жизнь. До года нужно облагородить могилку: поставить памятник, установить оградку и присыпать песком прилегающий участок земли.
В день смерти посетить могилку до обеда и отнести на нее живые цветы. Поставить и зажечь церковную свечу, прочитать молитвы. Нужно попросить у покойного прощения и поблагодарить за все хорошее, что он сделал при жизни. Молитвы матери о не рожденных или родившихся мертвыми младенцев Часто родителей мучает такой вопрос: можно ли молиться об умершем сыне, если он некрещеный. Однозначного ответа священники не дают.
Но в связи с печальными событиями церковью не возбраняется молиться о душе покойного, который не прошел таинство крещения. Молитва за умершего в утробе матери ребенка или за не рожденного вследствие аборта, сможет помочь грешнице получить прощение от Господа.
Молю Тя, Судие неба и земли, бесконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости, усопшему чаду моему, все согрешения его, вольные и невольные, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, милостиве, и наша родительская согрешения, да не прибудут они на чадах наших: всем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедовал еси нам. Аще еже усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и непаче Тебе, Господу и Богу своему; аще возлюби прелести мира сего, а не паче слово Твое и заповеди Твоя; аще предавшеся сластем житейским, а не сокрушению о гресех своих, и в своем невоздержании бдения, пост и молитву забвению предаше, - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему имя вся таковая прегрешения его ее имя , прости, ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе.
Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну… И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий. Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! О смерти У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление конечно, не сразу, а много спустя — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь! Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим. Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни. О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь. Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны. Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь? Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность. Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно я об этом тоже скажу. Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением. А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего усопшую рабу Твою , чадо дитя мое назвать имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие, Твоей же благой и премудрой волей изволися и отъяти е его у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, бесконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже которые словом, яже делом, яже ведением по знанию, что это грех и неведением по незнанию.
Молитвы об усопших за упокой
Молитвы матери о своих детях. Молитва детей об усопших родителях. Конечно же, молитва об усопших детях приносит родителям облегчение. Молитва родителей о почивших детях. Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Молю Тебя, благоволи также воспомянуть все дела милосердия и все моления, здесь на земли творимые за усопшего раба Твоего, благоволи принять и мою молитву о нём совместно с молитвами священнослужителей Святой Церкви Твоей, и отпусти душе его все согрешения.
Родительская суббота 13 апреля: как провести ее правильно и что делать нельзя
Вода считается символом жизни, чистоты и омовения душ. Смочив руки, люди возносят свои молитвы и просят души умерших о мире и благоденствии. Этот обычай свидетельствует о глубоком уважении к предкам и покойным. Димитриевская родительская суббота — это день, когда люди могут вспомнить и помянуть своих ушедших близких, ощутить их присутствие и внимание. В этот день оживают традиции, соединяющие разные поколения людей.
Отдавая дань памяти своим предкам, мы сохраняем их уважение и любовь к роду, сохраняем свою историю и наследие.
Организуйте вечер памяти. Пригласите друзей и близких ребенка на ужин в его честь. Предложите гостям поделиться хорошими воспоминаниями, историями, связанными с сыном, фотографиями. Поставьте зажженную свечу на подоконник во второе воскресенье декабря в 19:00. В этот день родители умерших детей объединяются в своем горе. Волна огоньков окутывает землю. Он означает надежду, что горе не вечно. Зажженная свеча возводит мосты от одного скорбящего родителя к другому и хоть немного, но согревает ставшую холодной жизнь» Возможно, сейчас вам сложно представить, что память о сыне может быть не болезненной, приносить радость и счастье.
Но спустя годы вы сможете убедиться, что это возможно. Молитва за умерших детей Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба рабу Твоего Твою имя , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его её во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь. Читайте нас удобно в соцсетях: Метки: молитва за упокой души усопшего сына, молитва об умершем сыне, Молитва об усопшем сыне, молитва об усопших детях Вопрос веры Если вы придерживаетесь определенной религии, обратитесь к ней за помощью. Вера многим помогает справиться с горем. Православие обещает встречу с ребенком после смерти. Надежда на это не позволяет матери сломаться или закончить жизнь самоубийством. Но есть и те кто, отворачивается от веры, не понимая, почему Бог позволил уметь невинному ребенку, тогда когда убийцы и маньяки продолжают свое существование на земле. Существует притча, которая объясняет это: Читайте также: Указатель Евангельских и Апостольских чтений [Православной Церкви] на каждый день года «У одного старика умерла дочь, совсем юная и очень красивая.
После похорон отец решил каждый день восходить на гору Арарат и взывать к Богу. Много месяцев он уходил без ответа. Рассердился тогда старик, и сказал гневно: «Явись, посмотри мне в глаза и ответь, почему среди множества людей ты выбрал мою дочь? И сказал он: «Отчего беспокоишь меня, известно мне твое горе». Упал тогда отец на колени и начал просить Бога ответить на его вопросы. И сказал ему Бог: «Отвечу тебе, но сначала сделай мне посох» Отправился старик в лес, нашел ветку и быстро сделал посох. Но стоило ему облокотиться на него, тот сломался. Принялся он искать ветку покрепче, увидел молодое деревце и срезал его. Посох получился на удивление крепким.
Поднялся старик на гору, позвал Бога. Осмотрел его Бог и сказал: «Славный вышел, крепкий. Почему же ты срезал молодое деревце? Старик ему поведал. Сказал тогда Бог: «Ты сам ответил на свои вопросы. Ты смастерил посох с молодого деревца, чтобы на него можно было опереться и не упасть. Вот и мне здесь нужны юные, красивые, которые стали бы мне опорой! Дети — это лучи, освещающие нашу жизнь. С их приходом мы многое переосмысливаем и даже чему-то учимся.
К сожалению, не всем деткам уготована долгая счастливая жизнь. Нужно смириться с этим, научиться снова жить, сохранив в сердце только радость и счастье от того, что этот ребенок был когда-то с вами. Лариса, г. Москва Смерть — не конец Однако взгляд на смерть кардинальным образом меняется с приходом на землю Иисуса Христа.
Помяни его и просвети светом Твоей благодати. Даруй ему предвечную радость и вечный покой. Кому ставить свечку Материнская молитва о усопшем сыне — это трогательная и глубокая молитва, которую можно совершать перед иконой святого Александра Свирского. Святой Александр известен как заступник и помощник во всех невозможных и роковых ситуациях, он обладает огромной силой и защищает всех, кто обращается к нему с верой и мольбой.
Матери, потерявшие своих сыновей, могут обратиться к святому Александру, возлагая пред его иконой свечку и произнося молитву — выражение своих устремлений и горя. В этом чудесном моменте, слова молитвы проникают в самые глубины души, приносят истинные надежды и проливают свет радости духа. Интересный факт Интересный факт: в православной церкви существует особая молитва, которую матери могут произносить об усопшем сыне. Эта молитва наполнена сильными словами надежды и скорби. Среди них была Татьяна, молодая женщина, которая только недавно потеряла своего любимого сына Владимира. Владимир был юным и активным парнем, с самого детства увлекавшимся спортом. Он был известным футболистом в своем городе и мечтал пройти профессиональную карьеру в этой сфере.
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память.
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи.
Молитва о погибших детях
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея.
Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию.
Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу? Главное — не стоит ехать на кладбище вместо службы в храме. Нашим умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу. Если же это удастся совместить с поездкой на кладбище — тоже хорошо, но необязательно.
Посетить кладбище можно и в какой-то другой день, более удобный по погодному сезону и т.
Молю Тя, Господи, исцели душу усопшаго раба Твоего имя , очисти его от всех вольных и невольных, ведомых и неведомых прегрешений и грехопадений его; Сам, Спасе, очисти, якоже не возмогшаго разумно и в здравой памяти исповедатися Тебе в них, того ради умилосердися о нем, Господи, и возми от него все тяжкое бремя грехов, вземляй грехи мира! Покрый и оправдай его Своею благодатию, и имиже веси судьбами спаси раба Твоего от избранных Твоих, но сподоби общником быти небесных ликостояний, яко убогаго раба Твоего, иже зде на земли отлученна и отчужденна себе имяше от сродников своих, другов и ближних, и не лиши его Небеснаго Твоего Царствия, яко лишенна зде на земли видети благая Твоя и оставленна влачити дни своя, исполненнии горькоплачевных деяний: того ради молю Тя, Господи: упокой его со святыми Твоими в дому Отца Твоего, с Нимже Тебе, Избавителю и Жизнодавцу нашему, купно со Пресвятым Твоим Духом славу возсылаем всегда, ныне и присно и во веки веков. Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш!
Ты, по неисповедимым судьбам Своим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества. Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Свое. Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русской от ига неверных, яко защищавших от врагов веру Православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих имена , воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.
Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачевством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их. Призри с небесе, Боже, и виждь слезу сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестер, плачущих о своих присных, и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих имена ; воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предавших дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих имена , яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих.
К Тебе прибегаем, Чистая: Ты бо еси стена необоримая, предстательство и покров всем, прибегающим к Тебе с верою и упованием. Молим Тя, Преблагословенная: услыши молитву недостойных раб Твоих и предстани за усопшия рабы Твоя имена. Ты присно ходатайствуеши о православно чтущих Тя и прибегающих к Покрову Твоему; обаче ходатайство Твое, Владычице, наипаче по смерти нашей нам благопотребно является. Темже молим Тя, о Пресвятая Богородице, Владычице мира, надеждо ненадежных: буди днесь Ходатаица к Рождшемуся от Тебе за усопшия рабы Твоя, и умоли Сына Твоего, Бога нашего дати нам прощение и оставление прегрешений: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки.
От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет: приими убо и Ты наша молитвы и моления о душах усопших раб Твоих. Помози им, Владычице, Матерним Твоим ко Господу дерзновением достигнути тихаго пристанища в Небеснем Иерусалиме; помози им, Заступнице усердная, непостыдно предстати на страшнем втором Пришествии Сына Твоего, идеже кийждо от своих дел или прославится, или постыдится; помози им, Благодатная, пред лицем Седящаго на Престоле славы оправдитися, да не постыдятся пред Ангелы и всеми святыми, ниже да будут бесом радование. О Всепетая Мати, Владычице Богородице! Молим Тя, заступи, спаси, сохрани и от будущия изми муки усопшия рабы Твоя имена , да не погибнут вовек, но да спасутся Твоими молитвами и прейдут от смерти в живот; посли им, Благодатная, достигнути вожделеннаго Отечества и узрети блага небесная.
Ты бо еси едина Благословенная в женах, многомощная Заступница, надежда, покров и прибежище всем, притекающим к Тебе; Ты еси мост, преводяй сущих от земли на небо, и райских дверей отверзение родом людей Твоих во веки веков. Он жил в одиночестве в Нитрийской пустыне в пещере, которую высек собственными руками, пребывая в посте и молитве. Однажды отшельник сподобился видения Господа Иисуса Христа, который открыл Паисию, что ради его трудов вся пустыня будет населена подвижниками; действительно, со временем там был образован монастырь. Господь удостоил святого Паисия великого дара исполнения всего, о чем ни попросит во имя Его в молитве, а также обещал отпущение грехов всем грешникам, о коих будет молиться Ему преподобный.
Паисий сподобился множества духовных дарований, особенно «болящия исцеляти, бесы от человек отгоняти и грешники от муки молитвою своею избавляти». Великий же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе: не ужасайся, возлюбленный Мой, дела твоя угодна Мне, се даю тебе дар: о коем либо грешнице помолишися, отпустятся ему греси. Ты же в чистоте сердца твоего возгореся, прием воду и прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его и, пив воду, даром чудес обогатися: болящия исцеляти, бесы от человек отгоняти и грешники от муки молитвою своею избавляти. О преподобне отче Паисие, молю тя, да умолиши и о мне, якоже тебе Бог обетова, ибо от сих грешних первый аз есмь, да даст ми Господь время покаяния и простит мое согрешение, яко Благий и Человеколюбец, да со всеми и аз воспою Ему: Аллилуиа.
Внемли и помози нам, не отрини и не презри нас, но абие услыши в смирении сердца притекающих к тебе. Ты, преподобне, к спасению ближних прилежно стремился и многих грешников к свету спасения привел еси. Подвиги чрезмерныя успокоением считал ты себе, пречудне, и любовию ко Господу всегда горя, явления Христа Спаса сподобился еси, и Ему, за людей умершему, любовию подражая, и об отрекшихся от Христа молился еси. Услыши нас, Паисие прехвальне, ибо недостойни есмы молитися о даровании нам велией милости Господней, понеже грешны есмы, и уста оскверненныя и сердца отягощенныя имамы, и под бременем прегрешений страждем, и не достигает молитва наша до Господа.
Сего ради помолися за нас мольбою твоею крепкою и богоприятною, святый Паисие, да избавлены будут скончавшиися без покаяния сродники, ближния и знаемыя наши от муки вечныя, и молитву твою во благоволении приимет Спас наш и милосердие Свое вместо добрых дел их даст им, свободит их, веруем, от страданий и вселит в селениих праведных, и нас в покаянии скончатися удостоит, да прославим вкупе всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. О поминовении умерших без крещения Церковь не совершает поминовение людей, не принявших Святого Крещения как взрослых, так и младенцев , на Божественной Литургии и в заупокойных службах, но не запрещает личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными. Как молиться дома о таких людях, подскажет духовный отец или другой православный священник. По сложившейся традиции в нашей стране в этих случаях на домашней молитве прибегают к заступничеству мученика Уара конец III в.
Святой Уар, живший в Египте в период особых гонений на христиан, сам был тайным христианином. Он посещал в тюрьмах гонимых за веру, приносил им пищу, перевязывал раны, как мог, облегчал их страдания. Однажды, когда осужденных христианских учителей повели на казнь, Уар добровольно пошел вместе с ними, открыто исповедал веру во Христа, после чего был замучен. Из жития святого Уара следует также, что он вымолил у Господа прощение и отпущение грехов предкам благочестивой вдовы Клеопатры, которая положила тело мученика вместе с телами своих родственников в семейной усыпальнице.
Предполагают, что эти усопшие или многие из них были некрещеными; житие святого Уара этот факт не опровергает и не подтверждает. Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единым сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. О поминовении самоубийц Намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, рассматривается как тяжкий грех.
По общему правилу Церковь не совершает поминовение умерших, самовольно лишивших себя жизни. При этом в книге «Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец» содержится 14-е правило Тимофея, епископа Александрийского, которое определяет, когда такое поминовение все же допускается: «Вопрос: Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за такового должно ли быть приношение [2] или нет?
Конечно же, молитва об усопших детях их родными читается ежедневно, а иногда и по несколько раз в сутки. Каждый человек обращается к Господу, прося его о милости для души покойного с той частотой, какую ему подсказывает сердце. Однако в православии имеются и традиции, связанные с поминовением покойных. Помолиться о почившем ребенке необходимо на третьи, девятые и сороковые сутки после его кончины.
К кому обращаться в молитве? Как помолиться за не принимавших крещение? Молитва родителей об усопших детях традиционно адресуется самому Господу. Только Бог может облегчить мытарства души усопшего и допустить ее до Царствия Небесного. Однако, помимо Господа, материнская молитва бывает адресована Богородице. Богоматерь — заступница и небесная покровительница всех женщин, печалящихся о своих почивших детях.
Молитва ей приносит утешение и дарует силы жить дальше. К ней же бывает обращена молитва об усопших детях, не принимавших таинства крещения, о младенцах, умерших при появлении на свет или погибших до рождения, в утробе. Хотя церковное поминовение, как и отпевание для деток, не принимавших таинства крещения, не проводится. Но ничто не может помешать родителям помолиться о них Всевышнему или же Богородице. Молитва матери об усопших детях, не принимавших крещения, может быть такой: «Господи Боже, Отец наш Небесный! Не оставь меня, рабу твою имя собственное без милости своей!
Прошу тебя, Боже, за душу дитя моего, тобою призванного до начала пути земного.
Молитва в день рождения усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Молитвы о детях
Дай ему возможность встретиться с теми, кого он так рано покинул, и насладиться вечною счастливою жизнью в Царствии Твоем. Помни, Господи, его родителей имяродителей , обрати внимание на их скорбь и печаль. Поддержи их, дай им силы преодолеть это испытание и вернуться на путь Твоей благой воли. Возложи на сердца их Твою милость и мир. Молим Тебя, Господи, помни и нас, оставшихся, кто теперь скорбит и тешится надеждой на встречу с умершим младенцем в будущем дне. Силу направления веры усовершенствуй в нас, дабы мы могли достойно встретиться с Тобой и умершим младенцем. Даруй нам вечную память, дабы укрепить и поддержать нас в наших молитвах. Молим Тебя, Господи, иди с нами на пути жизни и даруй нам силы сохранить святую веру до конца наших дней. Помощником и утешителем будь для нас, подари нам мудрость и силу, чтобы мы преодолели все трудности этого непростого пути. Господи, Ты единственный, кто знает истинный смысл смерти и жизни. Помилуй нас, прости и сохрани вретище наше во время наших краткосрочных жизненных испытаний.
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему.
Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей.
Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Молитва об умершем некрещеным, св. Молитва о новопреставленном усопшем Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего имя , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю!
В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию.
Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.
Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Молитва об умершем некрещеным, св.
Молитва о новопреставленном усопшем Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего имя , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих имена , моими грехами нанесенные. Господи, в милости Твоей власти чадо мое имярек , помилуй и спаси его имени Твоего ради. Господи, прости ему вся согрешения, вольные и невольные, совершенные им пред Тобой.
Господи, наставь его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови его в доме, около дома, в поле, работе и в дороге и на каждом месте Твоего владения. Господи, сохрани его под покровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы и от напрасныя смерти. Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.
Молитва об усопших
Как молиться на кладбище на Радоницу за усопших? Тексты молитв | Молитва родителей о почивших детях. Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. |
Молитва об усопшем сыне: самые сильные молитвы, тексты, правила прочтения | Конечно же, молитва об усопших детях приносит родителям облегчение. |
Православные родительские субботы 2024 — поминальные дни, даты | Короткая молитва об усопшем. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва родителей за умерших детей. |
Виды молитв об усопших детях: о сыне или ребенку умершему от аборта | На нашем сайте вы можете бесплатно читать молитвы об усопших близких на русском языке крупным шрифтом. |
МОЛИТВА РОДИТЕЛЕЙ О ПОЧИВШИХ ДЕТЯХ | Молитва об усопшем сыне требуется не только для души умершего, но и для оставшихся в этом мире родителей. |
Родительская суббота 13 апреля: как провести ее правильно и что делать нельзя
Отчаяние уступает место светлой грусти и вечной памяти. Помимо этого, в храме всегда можно подать записку с просьбой о поминании усопшего и поставить свечку перед образом. Когда помолиться необходимо? Конечно же, молитва об усопших детях их родными читается ежедневно, а иногда и по несколько раз в сутки.
Каждый человек обращается к Господу, прося его о милости для души покойного с той частотой, какую ему подсказывает сердце. Однако в православии имеются и традиции, связанные с поминовением покойных. Помолиться о почившем ребенке необходимо на третьи, девятые и сороковые сутки после его кончины.
К кому обращаться в молитве? Как помолиться за не принимавших крещение? Молитва родителей об усопших детях традиционно адресуется самому Господу.
Только Бог может облегчить мытарства души усопшего и допустить ее до Царствия Небесного. Однако, помимо Господа, материнская молитва бывает адресована Богородице. Богоматерь — заступница и небесная покровительница всех женщин, печалящихся о своих почивших детях.
Молитва ей приносит утешение и дарует силы жить дальше. К ней же бывает обращена молитва об усопших детях, не принимавших таинства крещения, о младенцах, умерших при появлении на свет или погибших до рождения, в утробе. Хотя церковное поминовение, как и отпевание для деток, не принимавших таинства крещения, не проводится.
Но ничто не может помешать родителям помолиться о них Всевышнему или же Богородице.
Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один.
Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность. Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно я об этом тоже скажу.
Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением. А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет? Она была жива, — какая радость! Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе».
А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко.
И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли. И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе… Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично.
Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни. Но перед смертью бывают другие моменты. Мы не сразу умираем, не просто телесно вымираем. Бывают очень странные явления. Мне вспоминается одна наша старушка, такая Мария Андреевна, замечательное маленькое существо, которая как-то ко мне пришла и говорит: «Отец Антоний, я не знаю, что с собой делать: я больше спать не могу.
В течение всей ночи в моей памяти поднимаются образы моего прошлого, но не светлые, а только темные, дурные, мучающие меня образы. Я обратилась к доктору, просила дать мне какое-нибудь снотворное, но снотворное не снимает это марево. Когда я принимаю снотворное, я больше не в силах как бы отделить от себя эти образы, они делаются бредом, и мне еще хуже. Что мне делать? Когда вы были молоды, вы, в узких пределах своего понимания, порой поступали нехорошо; и словом, и мыслью, и действием порочили себя и других. Потом вы это забыли и в разном возрасте продолжали в меру своего понимания поступать подобно, опять-таки, себя унижать, осквернять, порочить. Теперь, когда у вас больше нет сил сопротивляться воспоминаниям, они всплывают, и каждый раз, всплывая, как бы говорят вам: Мария Андреевна, теперь что тебе за восемьдесят лет, почти девяносто — если бы ты оказалась в том же положении, которое тебе сейчас вспоминается, когда тебе было двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, ты поступила бы так, как поступила тогда?
Если вы можете глубоко вглядеться в то, что было тогда, в свое состояние, в события, в людей и сказать: нет, теперь, со своим опытом жизни, я ни за что не могла бы сказать это убийственное слово, не могла бы так поступить, как я поступила! Но будут приходить другие, еще и еще другие образы. И каждый раз, когда будет приходить образ, перед вами Бог будет ставить вопрос: это твой прошлый грех или это все еще твой теперешний грех? Потому что если вы когда-то возненавидели какого-нибудь человека и не простили ему, не примирились с ним, то тогдашний грех — ваша теперешняя греховность; она от вас не отошла и не отойдет, пока вы не покаетесь». В этом же роде могу дать и другой пример. Меня вызвала однажды семья одной нашей ветхой старушки, светлой-пресветлой женщины. Она явно должна была умереть в тот же день.
Душа, разлучившись с телом, уже не может что-либо изменить в своей посмертной участи. Она лишена возможности творить добрые дела и принести плоды покаяния. И только искренняя молитва живых об упокоении умерших способна помочь душе стать по правую руку от Господа на Страшном Суде. Вот как об этом говорит праведный Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них?
Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви». Молитва об усопших — не колдовство Тёплая молитва, проникнутая верой и упованием на милость Господа, это продолжение нашей любви к умершим родным. Это наша дань их памяти и уважения.
Однако не стоит заблуждаться, будто само по себе прочтение тех или иных молитв приведёт усопших в райские обители. Это не какой-нибудь магический заговор. По словам Христа: «… Царствие Небесное силою берётся…» Мф. А потому искренняя молитва православного христианина должна подкрепляться исполнением Христовых заповедей.
Необходимо творить милостыню, совершать добрые дела и проявлять полное доверие Промыслу Божию. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас? Молитва об усопших детях Особого рода боль испытывают родители, потерявшие детей.
Смерть того, кому в своё время ты дал жизнь, кажется бессмысленной и противоестественной. Однако православный христианин должен помнить, что Господь забирает человека в Вечность в самый нужный момент. Именно тогда, когда он готов для этой вечной жизни рядом со Христом. Примером может служить случай из жизнеописания мученика Уара.
После его мученической кончины в IV веке праведная вдова Клеопатра похоронила мощи святого. Затем на месте захоронения она воздвигла храм.
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие.
Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.
Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе!
Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш!
Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим имя ; душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.