Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками». Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на
Инок Трофим (Татарников). 39 лет
- Кто такие святые и новомученики?
- Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Кто они?
- Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
- Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской | 03.02.2024 | Московский Данилов монастырь
- Новомученики и исповедники РПЦ XX века
- Новости по теме
Кого православная Церковь именует новомучениками и исповедниками российскими
Новомученики — это такие святые, которые своей верой, а иногда и простой принадлежностью к Православной Церкви оказались неугодны государству. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в 2023 году В 2023 году Собор новомучеников и исповедников Российских отмечается 5 февраля 2023 года. Кто такие новомученики и много ли их в нашей епархии, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым). 5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Осмысление подвига новомучеников — это процесс, который только начался актом прославления. Почему новомученики, лучшие люди России, святые люди, так кроваво пострадали?
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Концепция автора базируется на трёх этапах создания церковного культа. Канонизация — как осуществление власти Церкви, иконизация — сравнимо с героизацией и мифологизацией и, наконец, поклонение, связанное с паломничествами к мощам новомучеников и в места их казней например, Бутовский полигон. Посему структура книги трёхчастная. Хорошо показан контекст канонизации новомучеников, чем являлась канонизация в России, как происходила работа Синодальной комиссии и прочие интересные тонкости. При этом в книге даются экскурсы, объяснение того, что такое агиография, и как иконизация святого связана с его агиографией. Учитывая то, что они все жили на рубеже XIX—XX веков, источниковая база агиографов новомучеников оказывается весьма широкой и огромной, что позволяет создавать более-менее близкие к истории мифы, основанные на понимании подлинных биографий людей.
Кроме того, автор совершила паломничество в такие знаковые места, как Бутово и Соловки.
Название книги немного неточно отражает её содержание. Книга больше о канонизации новомучеников, чем о восприятии советских репрессий через их судьбу. Сама автор признаётся — книга о культурной памяти Церкви. Концепция автора базируется на трёх этапах создания церковного культа. Канонизация — как осуществление власти Церкви, иконизация — сравнимо с героизацией и мифологизацией и, наконец, поклонение, связанное с паломничествами к мощам новомучеников и в места их казней например, Бутовский полигон.
Нужно сказать, что целый ряд святых, прославленных в сонме новомучеников и исповедников XX века, советская власть преследовала и убивала не за веру в Бога, а по политическим причинам. И подвиг этих людей заключается в их христианском поведении в тяжелых жизненных обстоятельствах, а в конечном счете — перед лицом смерти. Таким образом, эти святые являются не мучениками, а страстотерпцами. Таким, по сути, страстотерпцем, был первый по времени смерти страдалец Русской Церкви XX века, царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. Вместе с другими священниками он участвовал в крестном ходе и молебне о прекращении междоусобной брани в 1917 году в городе Царское село теперь — город Пушкин. Вскоре священники были арестованы красногвардейцами по политическим мотивам: священников подозревали, что они, якобы, молились за победу белогвардейцев. После допроса другие священники были отпущены, отец Иоанн же запротестовал о своем аресте и пытался все разъяснить. Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его. Так мирная молитва отца Иоанна закончилась его смертью. Страстотерпцами были и члены царской семьи. Святые царь Николай и его семья перенесли политические преследования, заключение и издевательства с глубоким смирением и терпением и мужественно приняли смерть. Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника.
Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма. Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения. Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова , священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона сщмч.
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
Круг интересов Леонида был широким: помимо прочего он занимался в яхт-клубе, танцевал в народном ансамбле. Желая приносить больше пользы людям, он стал сапожником. Но из мастерской вскоре пришлось уйти — делая качественную обувь и на совесть ее ремонтируя, он чуть не оставил коллег без работы. После этого Леонид работал скотником на ферме, пожарным.
Но потом все бросил и уехал к дяде в Алтайский край. Там он пришел к вере. В 1990 году с группой паломников приехал в Оптину пустынь и остался там навсегда.
Работал в коровнике, кузнице, заведовал гостиницей, водил трактор, был звонарем. Я-то думал: для чего все это? А оказывается все нужно было для того, чтобы теперь здесь, в монастыре, применить весь свой мало-мальский опыт для служения Богу и людям.
Слава Тебе, Господи! Родился в Новосибирской области. Закончил ПТУ, работал в лесхозе, затем шофером.
Любил играть на гитаре, пел в местном ансамбле, серьезно занимался каратэ. Отслужив в армии, пошел учиться на лесовода, так как всегда любил уединение и природу. После учебы уехал в Хабаровский край и стал егерем.
Чему учит нас опыт их жизни, а вернее, — смерти? Вечером 25 января 7 февраля нового стиля 1918 года позвонили в парадную дверь квартиры митрополита Киевского Владимира в Киево-Печерской лавре. Вошли пять вооруженных солдат во главе с матросом: «Где Владимир-митрополит? Мы желаем с ним переговорить». Разговор проходил в спальне митрополита, без свидетелей, он был бурным, но недолгим. Митрополит вышел, попрощался с келейником, его увели одного, не пустив келейника дальше ворот. Послышались выстрелы... Владыка Владимир Богоявленский не был первым «церковником», погибшим от рук новой власти: уже 31 октября 1917-го, через шесть дней после переворота, в Царском Селе отряд красногвардейцев убил протоиерея Иоанна Кочурова, были и другие жертвы в других местах.
Но это убийство стало знаковым: митрополит Владимир был почетным председателем Поместного собора, да и вообще одним из известнейших иерархов Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отозвался об этом событии: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России». В апреле 1918-го, когда окончательно стало ясно, что речь идет не об отдельных инцидентах, но о войне новой власти с Церковью, да и с собственным народом, Поместный собор учредил «ежегодное помин о вение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Можно сказать, что Православная Церковь оказалась совершенно не готовой к грозным событиям 1917 года, — впрочем, кто тогда был к ним готов? Вековые устои распадались, и для многих простых людей, когда не стало царя, — не стало и Бога. Генерал А. Деникин вспоминал, как после Февральской революции одна из стрелковых рот на фронте оборудовала церковь себе под казарму, а в алтаре сделала отхожее место — и ни один человек не возмутился. Как это могло быть, тем более на фронте, где смерть была совсем рядом?
Неужели все они в один день стали ярыми атеистами? Скорее, таких нашлось двое-трое человек, а остальные просто остались безразличными, не решились возразить наглецам. Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству. И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров. Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало?
Но я не знал в то время, что Галина страдает болезнью поджелудочной железы. А в этом случае нельзя строго поститься, необходимо регулярное питание. И вот после вечерней службы мне сказали, что одной из наших паломниц стало плохо. Тяжелый приступ панкреатита. Это оказалась Галина. В Оптиной есть лазарет, среди братии монастыря есть и профессиональные врачи. Галине оказали медицинскую помощь, посоветовали поесть, но она решила, что будет строго поститься, чтобы приступить к Святым Таинам. Утром на ранней литургии я увидел Галину, она сказала, что с ней все в порядке, исповедовалась, готовится к причастию. Народу в храме, как обычно, было очень много. Галину я больше не видел. Когда храм опустел, наши паломники мне сказали, что Галина причастилась, но после службы у нее вновь был приступ болезни. В лазарете? Ее монахиня, которая стояла рядом с нами, к себе увела». Я знал монахиню, которая стояла во время богослужения недалеко от Галины. Знал и то, где она живет. И, конечно, отправился в один из домиков недалеко от монастыря, где останавливалась монахиня Мария. Матушка меня успокоила, сказала, что накормила, уложила Галину спать, ей стало легче. А сейчас варит кашу, как Галина проснется, она ее снова накормит. Я поблагодарил монахиню Марию и вернулся в монастырь. В автобусе Галина мне рассказала, что, когда проснулась, матушка усадила ее за стол, стала кормить вкусной кашей, поить чаем. Галина рассказала ей свою историю. Рассказала о том, что просит у преподобных старцев Оптинских одного — чтобы муж, с которым она всю жизнь прожила, обратился к Богу, принял святое крещение. Сказала Галина и о том, что молится и Оптинским новомученикам, одинаково любит их всех. Но добавила, что почему-то, когда смотрит на фотографию отца Трофима, ей кажется, что он всегда ей как-то тепло улыбается. Но неужели можно считать это случайным совпадением? На ранней службе в Казанском храме Оптиной пустыни стояли сотни людей. Монахиня Мария Татарникова жила в Сибири и не так часто приезжала на могилку своего сына в Оптину. И вот матушка Мария в переполненном храме оказывается на богослужении рядом с Галиной, которая последние годы горячо молилась Оптинским новомученикам. И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью? Через три года мы вновь с Галиной едем на автобусе радонежских паломников в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Как вы, как ваш супруг? Мой муж пришел к вере, принял Крещение, причащался Святых Христовых Таин и ушел из жизни верующим православным человеком. Но с тех пор я в Оптиной пустыни не была. А недавно мне снится, что я вижу Оптину и слышу во сне голос: «Галина, а что же ты благодарить не едешь? Все монахи и послушники, которые подвизаются в Оптиной, могут засвидетельствовать, что чувствуют небесное предстательство и молитвы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Они особенно близки всем, кто любит дорогую для них Оптину, почитает память преподобных Оптинских старцев, к которым сами новомученики прибегали в молитвах и чьи заветы старались исполнять. Оптинские новомученики — наши с вами современники. Они в сознательном возрасте, будучи молодыми людьми обрели веру и всегда готовы помочь своими молитвами обратить ко Господу тех из наших близких, кто еще не открыл свое сердце Господу. Отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим, пострадав на Пасху 1993 года за Христа, привели к Богу за эти годы тысячи и тысячи людей. Господь удостоил их мученических венцов за подвиг горячей, живой веры и великой верности и любви к Богу, даже до смерти, за чистоту сердец. Мы знаем, чтобы стяжать венцы преподобномучеников, надо быть уже готовыми к святости. Но путь к Царствию Небесному у трех оптинских монахов был по земным меркам невероятно стремительным: за столь короткое время они достигли такой духовной меры, что стали достойными стяжать у Господа венцы мучеников! Приведу слова игумена Филиппа Перцева , который в 1993 г. Из интервью Журналу Московской Патриархии, опубликованного в апрельском номере «Каждый день их был полностью посвящен Богу»: "Каждого из них что-то резко выделяло, и всех троих отличала абсолютно полная посвященность себя Богу. В монастыре, несмотря на то что многие подвизаются, кто-то позволяет себе посмеяться, пошутить, кто-то любит многословие и так далее. Какие-то немощи, которые показывают, что всецелого напряжения души мало кто может понести. Мы имеем какие-то страсти, в чем-то себя оправдываем. А у этих братий к Пасхе 1993 года сложилась удивительная цельность монашеского подвига, всецелость посвящения себя Богу. Они все устремление своей души свели в одну точку, сделали свое сердце подобным линзе, проходя через которую луч благодати расплавил оболочку бытия. Потому, что трагедию Господь обратил в торжество веры. Многие пришли в монастырь, прочитав «Красную Пасху», желая подражать братиям, желая приобщиться к их подвигу. Ведь это поразительно: братья, которые рядом с нами живут, вдруг становятся мучениками. И ты живешь дальше с опытом переживания этой победы над смертью. Первые часы невозможно было это воспринять как мученичество. Страшная трагедия убийства заслонила собой все. Не было страха, паники, но состояние шока: братья, которые только что были рядом с тобой, только что причащались, которых ты любил, лежат мертвые, и ты видишь их тела, кругом кровь. Но потом Господь стал открывать истинную суть, трагическое оставалось, но через страшный оскал смерти стала чувствоваться обильная благодать, которая исходит от их тел. Рядом с их гробами слез не было, потому что все переполняла радость, но совершенно особая, без малейшего оттенка веселия, такое удивительное торжество сквозь скорбь. Стоишь рядом и всем сердцем впитываешь в себя эту радость. Ты потерял очень близких тебе людей, но приобрел ходатаев на небе, которые уже там, с Победителем смерти, с великим дерзновением воспевают: «Христос Воскрес! Мы с вами видим, что и в наше время, среди нас, немощных и часто малодушных, живут настоящие христиане, которые любят Христа Спасителя так же, как мученики первых веков, как наши новомученики и исповедники Российские, пострадавшие от безбожников в ХХ веке. В конце 1993 года в селе Жарки Ивановской епархии был ритуально убит сатанистами иеромонах Нестор Савчук. Ему, как отцу Василию, было 33 года. Затем от рук богоборцев пострадали за Христа до смерти десятки православных священников по всей России. Погиб от рук экстремистов на Кавказе протоиерей Петр Сухоносов настоятель храма в станице Слепцовской. В Кабардино-Балкарии в храме г. Тырныауза был убит священник Игорь Розин. В храме был убит и известный миссионер о. Даниил Сысоев. В 2013 г. Этот список мучеников, пострадавших ха Христа можно продолжать и продолжать. Почему сатанисты убивают священников? Священник предстоит перед Престолом Божиим, мы молимся все вместе, вся церковь, община, церковный народ, а священник — наш предстоятель у Престола. Совершает Литургию, предстоит Богу. И убивая священника, народ стремятся оторвать от Бога. И если народ принимает это равнодушно, то разрывается связь с Богом, и народ, отступая от Бога, попадает под власть темных сил. И эти темные, враждебные человеку силы творят с ним, что хотят. Именно ради этого убивали в 1918 году и Помазанника Божия, Царя-мученника. Священников убивали и в 1905 году, а затем кровавая русская революция. Убивали священников в 1917 году — и кровавая гражданская война. Это говорит о том, что враги Божии боятся возрождения православной России. И в своей безумной злобе и ненависти пытаются этому помешать. Но эти служители темной силы не понимают, что Жизнь Вечная открыта верующим Воскресением Христовым. И с каждой такой смертью на небесах увеличивается собор Русских святых, к которым мы обращаемся в молитве: «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию». В Оптиной пустыни восстановлена некогда разрушенная большевиками высокая колокольня. И теперь с ее высоты разносится над монастырем, оптинским лесом, Жиздрой и окрестностями колокольный благовест. Помост, на котором звонили в колокола отец Ферапонт и отец Трофим, огорожен кованой металлической оградой. И на столпе висит доска, на которой написан тропарь мученикам Христовым. Сегодня, нашему Отечеству, Русской цивилизации, нашему народу открыто объявлена война на уничтожение. И то, как пытаются богоборцы и самосвяты уничтожить Православную Церковь на Южнорусской земле, как стараются захватить и осквернить Киево-Печерскую Лавру, Третий Земной Удел Богородицы, попытки захватить Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, свидетельствуют, что прежде всего для наших противников это война с Православием, война темной силы с Церковью Христовой. И победу в этом противостоянии мы одержим по молитвам Всех святых, в земле Русской просиявших, и под Небесным Омофором царицы Небесной, Заступницы Усердной рода христианского. Враг рода человеческого и его служители на земле, все эти богоборцы и христоненавистники никогда не прекратят воевать с Церковью Христовой.
Таких новопрославленных святых, которые известны многим, мало: святой Алексий Мечев, его сын, священномученик Сергий Мечев, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, и некоторые другие. Причина — в том, возможно, что канонизация новомучеников не была следствием их народного почитания. Гнет антирелигиозной власти не мог не сказаться на всех сторонах церковной, духовной жизни. Народная память сохранила очень мало. Можно сказать, что народ не помнит о подвиге мучеников и исповедников ХХ века: память вытравлена. Сведения о жизни исповедников приходится собирать по крупицам. В нашем храме престол освящен во имя священномученика Космы Саратовского. И когда я рассказываю о нем людям, которые приезжают в Рыбушку впервые, когда я раздаю прихожанам его житие я стараюсь, чтобы оно было у каждого прихожанина , люди очень часто задают вопрос: а сохранились ли его мощи? А можно ли поехать на место его захоронения? И приходится объяснять, что это в данном случае невозможно. Восстановить народную память, создать и укрепить традицию почитания святых, пострадавших за Христа в советские годы,— это большая работа, но это вполне реально. Протоиерей Алексий Абрамов, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, г. Саратов: — Советский период для Русской Православной Церкви стал венценосным: целый сонм святых мучеников и исповедников сподобились мученических венцов. Большинство из них погибало в безвестности о чем заботилась советская власть. Те же из наших современников, кто знает о том, что их сродники приняли мученическую кончину за Христа, часто не придают их подвигам особого значения, не помнят их имен; их подвиг не становится примером христианской жизни. Мне вспоминается рассказ одной сельской женщины, проживающей в Саратовской области: в период гонения на Церковь ее родственник был священником, после его ареста никому не было позволено посещать его или передавать ему что-либо из еды. Священника заморили голодом, и уже после смерти родным отдали тело. Однако никаких подробностей — где он служил, в каком сане или хотя бы как его звали — эта женщина рассказать не могла, хотя он находился в родстве с нею. Отчасти такое неведение вызвано ужасом перед советским государством и тщательным стремлением забыть, спрятать от окружающих и даже от собственных детей причастность к «врагу народа». Потому-то и забывали их имена, не хранили их памяти о мученическом христианском подвиге, и в семейном предании оставался лишь слабый отголосок: «был…». Наш храм — один из многих памятников христианскому мученическому подвигу. Настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц — протоиерей Сергий Ильменский, принявший после смерти супруги постриг с именем Феофан, а в дальнейшем и епископский сан, обрел мученический венец и был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Прихожане нашего храма с особой любовью чтут его память. Мы собираем о нем исторические свидетельства, для чего была организована поездка на родину священномученика; благодаря усердным трудам прихожан написана его икона; отлит колокол с его иконой и молитвой к нему. День его памяти — 24 декабря — мы празднуем как особый приходской праздник. Мы с вами, живущие после одного из самых жестоких гонений на Церковь, считающие себя наследниками страдальцев за веру Христову, должны помнить слова Тертуллиана, что «кровь мучеников есть семя христианства». Будем же достойными тружениками на ниве Христовой, чтобы плоды этих семян взошли уже на нашем веку. Алексей Наумов, историк, автор книг «Земли Хвалынской храмы», «Русский крест графа Медема», «Графы Медемы, хвалынская ветвь»: — Мир претерпевает глобальные изменения. Происходит девальвация, а точнее, подмена понятий: любви, веры, чести. Человек перестает верить в добро. Массмедийная культура формирует свой культ: гламура, тусовок, роскоши. У общества в целом сформировано потребительское сознание. Прослойка истинно верующих людей невелика. Их стараниями строятся и освящаются храмы в честь новомучеников, обретаются их святые мощи, пишутся исторические исследования и жития. Чья-то работа может казаться каплей в море, но из таких капель могут собраться ручьи, которые когда-нибудь сольются в реки и моря. Новомученики ХХ века — это наши прадедушки, дедушки, а для старшего поколения и родители. Их духовный подвиг — часть истории наших семей. Но, думаю, должно пройти время, чтобы все в полной мере оценить и осмыслить. У многих новомучеников отсутствуют соответствующие святому атрибуты: расширенная агиография, иконописный образ, тропарь. Но есть новомученики и исповедники, которых уже почитают во всем православном мире. И здесь большая роль принадлежит Русскому Зарубежью, а точнее, эмигрантам и беженцам первой волны и их потомкам.
Новомученики российские: историческое содержание термина
Новомученики Московские – кто они? Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Книга больше о канонизации новомучеников, чем о восприятии советских репрессий через их судьбу. Осмысление подвига новомучеников — это процесс, который только начался актом прославления. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
НОВОМУЧЕНИКИ
Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. 4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Лица и судьбы Новомученики и исповедники Российские Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской День памяти новомучеников: праздновать или каяться? Кто такие новомученики и много ли их в нашей епархии, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).
Новомученики российские
Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умервщлении больных». Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922—23 году содержался под арестом. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.
Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года смерть Патриарха Тихона и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора. Болел цингой и астмой.
После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы. В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь. Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст. После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона.
Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст. Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году.
В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве.
В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925—27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей по признанию следователя, «за популярность». В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия Страгородского , возглавил Казахстанскую епархию. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет.
Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов , протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью.
На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола.
Это нужно для того, чтобы в деталях их бытия увидеть то, в чем можно подражать их вере. В Послании к евреям сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» Евр. Иногда кажется, что мученики — это те, кто учит нас любить только Христа и от всего остального отказываться. На самом деле это люди, которые учат нас правильно ставить приоритеты в жизни. Для чего это нужно? Одной из самых массовых форм почитания является паломничество. По всей России есть места для паломничества, о которых мы не знаем ничего или знаем мало. Поехали мы в лавру, в Донской монастырь, поклонились мощам святителя Тихона, почитали о том, кто это. Но при этом многое пропустили. Рядом с любым крупным городом у нас есть расстрельный полигон. На каждом из этих расстрельных полигонов погибло много людей, как правило, несколько тысяч. Среди этих людей были новомученики, и сейчас их тела лежат где-то в земле, среди множества тел других невинно убиенных. Их останки находятся рядом с теми городами, в которых мы живем или в которые мы ездим, чтобы помолиться тем святым, которые просияли в древности в этих городах. А про новомучеников мы забываем. Если мощи есть, то и святой есть, а если их нет, то не очень понятно, где ему молиться. Наличие храма или монастыря, где святой просиял, наличие мощей в этом монастыре делают его центром притяжения и паломничества. А расстрельный полигон так не работает. Это такая травма — в буквальном значении слова, то есть рана. Это место, где нашу землю, наш народ, наше общество поранили. Это боль. Мы стараемся ее пластырем заклеить, мы не хотим про это вспоминать. А помнить об этом очень важно даже просто с общегуманистической точки зрения — что людей не стоит убивать, людей стоит любить и принимать разными. Кроме того, это люди, явившие нам пример своего человеческого героизма, своей верности убеждениям, и многие из них — наши братья по вере. Поэтому очень важно, приехав в Петербург на Смоленское кладбище или в Александро-Невскую лавру, не забыть про Левашовскую пустошь. Приехав в Донской или Данилов монастырь, не забыть про Бутово и Коммунарку. В Твери не забыть про полигон Медное, в Карелии — про Сандармох. Этих мест огромное количество по всей России, даже там, где нет древних святых. Во всех этих местах есть новомученики. Посетить непосредственные места их смерти, их мученической кончины — это важный христианский акт, такое неочевидное паломничество. Конечно, многие из этих мест расстрелов далеко от наших наиболее населенных городов. Наш проект помогает дистанционно к этим местам прикоснуться, почувствовать их, совершить мысленное паломничество. Но если у кого-то после просмотра наших выпусков возникнет желание прикоснуться к этим местам своими ногами, руками, глазами, то это будет значить, что мы достигли своей цели.
Включает в себя Собор новомучеников … Википедия Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной… … Википедия Китайские новомученики — См.
Подписка Отписаться можно в любой момент. В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников. В то историческое время перед священнослужителями стоял непростой выбор. Каждый христианин, и в первую очередь священнослужитель, автоматически считался врагом государства и подвергался уничтожению. Несмотря на прямую угрозу жизни, в советское время было много случаев преданного служения церкви. Это и стало причиной канонизации священнослужителей и мучеников. Их мощи до сих пор считаются чудотворными, а деяния при жизни духовным подвигом. Святой русский купец Святой и миллионер Серафим Вырицкий. Здесь с легкой руки доброго человека он устроился торговать в лавку местного купца. Будучи весьма способным, он самостоятельно освоил грамоту, и в 17 лет занял место старшего приказчика. Однако в мечтах юноши зрело желание ухода в монастырь. Во время посещения Александро-Невской лавры Василий общается со схимником, который благословляет его жениться, воспитать детей, а уже после посвятить себя монашеской жизни вместе с женой. После женитьбы Муравьев освоил торговлю пушниной. Его дела шли настолько успешно, что он вскоре стал миллионером. Весомую часть своего дохода Василий тратил на помощь нуждающимся. В 1920 году, раздав все свое состояние церквям и монастырям, вчерашний миллионер официально становится членом братства при Александро-Невской лавре. Одновременно постриг в женском монастыре принимает и его супруга. В 1927-м будущий святой становится монахом. Старец уже успел прославиться своим даром прозорливости и врачевания. Его постоянно окружали посетители, он приглашал людей и в собственную келью. Когда в деревню пришли фашисты, они пришли к Серафиму Вырицкому узнать будущее. Офицеры поинтересовались у старца, как скоро пройдут по России победным маршем, на что монах ответил: «Этому не бывать».
Кто такие святые и новомученики?
Но, несмотря на самые страшные в истории христианства гонения, полностью уничтожить Церковь так и не удалось. И после Великой Отечественной войны гонения на нее возобновились. Впрочем, была статья и за «нарушение законов об отделении церкви от государства», да и «антисоветскую агитацию и пропаганду» никто не отменял. За 1961—1964 годы было осуждено по религиозным мотивам и приговорено к различным срокам заключения и ссылки 1234 человека. В 1971 году на всю огромную страну, занимавшую шестую часть суши, на регистрации состояло 6234 священника и 618 диаконов, число приходов сократилось с 13008 в 1960-м до 7338 в 1970-м. Закрылись 32 православных монастыря, а монашествующих на всю страну осталось 1200 человек. Далекие или близкие?
Но в сознании ранней Церкви мученики вовсе не были «жертвами» кровавых репрессий со стороны безбожных гонителей: они были победителями и рождали не жалость и сострадание, а восхищение мужеством и верностью Христу. Но так ли мы смотрим сегодня на наших новомучеников? Нам почему-то с ними как-то неловко: умом понимаем, что они заслуживают великой чести — а на практике толком не знаем, что делать с их памятью. Неудобные они какие-то. А может, мы просто не можем разорвать связи с той самой «системой мироустройства», которой наши новомученики противостояли до крови — и победили ее? И их вызов слишком резок для нашего политкорректного слуха?
Были еще Коммунарка, Ваганьковское кладбище, Новоспасский, Иоанно-Предтеченский, Андроников монастыри, Бутырская тюрьма, лубянские подвалы. Это далеко не все, и это только московский регион. Почти такая же картина по всей стране. Абсолютно в каждой области нашей страны есть свои расстрельные полигоны, а где-то и не по одному. Сколько человек на них погребено, до сих пор подсчитывают только историки-энтузиасты. Наоборот, какой бы неприятной она ни была, правду нужно знать для того, чтобы эти преступления не повторились. Диверсией я бы скорее назвал то, что было устроено в нашей стране после 1917 года. Безусловно, были миллионы погибших.
От голода в начале 1920-х годов, по советским данным, погибли 5 миллионов человек, от голода в начале 1930-х годов — 7 миллионов. Затем — жертвы классового геноцида первых лет после Октябрьской революции, а начиная со сталинских лет — самые страшные гонения на Церковь, раскулачивание, политические процессы. Результаты переписи населения в начале 1937 года были ужасными: страна недосчиталась около 10 миллионов человек. А затем начался Большой террор: 700 тысяч расстрелянных и полтора миллиона отправленных в лагеря. Предвоенное уничтожение командного состава армии, страшная война с ее абсолютным презрением к человеческой жизни. Очень советую почитать воспоминания Николая Никулина, чтобы понять, насколько страшна была эта война и сколько чудовищных ошибок было совершено советским руководством. Затем — послевоенный голод, послевоенные репрессии, переселенные народы. Сколько погибло во время выселения народов, которые не нравились советскому вождю, сколько погибло на севере и в Сибири русских крестьян, объявленных кулаками, — никто уже и не сосчитает.
И, безусловно, нельзя молчать о духовном уничтожении народа. На протяжении семи десятилетий людям внушали, что безбожие, богохульство, уничтожение храмов, доносительство, отречение от родителей — это героизм и добро. Ленин в статье «Задачи союзов молодежи» говорил, что нравственно то, что полезно пролетариату. Отдельное преступление — уничтожение Церкви и жесточайший контроль над ее остатками. Никто не считает, сколько людей из-за советского богоборчества не пришло ко Христу, сколько людей было вовлечено в безбожную пропаганду, сколько было душ, погибших для вечности. Зайдите в любой книжный магазин. Книги с правдой о репрессиях и о советских зверствах есть, но они теряются на фоне огромного количества апологетики богоборческой власти. То же происходит на телевидении.
Уже давным-давно там не увидишь людей, отрицательно отзывающихся о советском режиме. Можно критиковать любой период истории, но в отношении коммунистических десятилетий позволяется либо апологетика, либо умеренная критика, которая говорит о репрессиях всего лишь как о перегибах на местах. Попасть в СМИ с прямой и жесткой критикой советской системы невозможно. Как известно, власть — ветер, народ — трава [1] , куда дует «ветер» пропаганды, туда клонится и общественное мнение. Что люди слышат, то и впитывают в себя. Какая из мер, на Ваш взгляд, самая эффективная в деле актуализации почитания новомучеников? Недавно на расстрельном полигоне «Медное» в Тверской области установили памятники Ленину, Дзержинскому, Свердлову и Сталину. Памятник Дзержинскому установлен возле здания штаб-квартиры службы внешний разведки.
Причем открывался этот памятник с участием людей, которые заявляют о себе, что они православные и сидят с духовенством в разных президиумах. Никакого осуждения со стороны церковного руководства мы, к сожалению, не увидели, а такая реакция была бы самой эффективной мерой в деле почитания новомучеников. В последние месяцы стали известны и другие случаи. Балашихинское духовенство фотографируется возле памятника все тому же Дзержинскому, священник в Великих Луках «освящает» памятник Сталину и еще возглашает «Христос воскресе! Пока все это будет продолжаться и не встречать сопротивления со стороны православных христиан и мер со стороны священноначалия, «Рекомендации» не помогут. Можно в соответствии с документом освящать храмы в честь новомучеников, но если с амвонов этих храмов священники будет оправдывать гонителей или пытаться выставить их благодетелями, то ничего не изменится. Поэтому в «Рекомендации» я добавил бы требование прекратить попытки примирить христианство с советским безбожием. Например, недалеко от въезда в подмосковную Угрешу уже много лет вижу большое изображение — святой благоверный великий князь Димитрий Донской и Дзержинский как символы города.
Но примирить добро со злом, Христа с Велиаром не получится: примирения антиподов не может быть, одно обязательно должно победить. Мы понимаем: на фоне исторической безграмотности и малой воцерковленности большинства людей победит в конечном итоге именно отрицательный символ. Может быть, этот символ и соединится с христианством, но вот только христианством оно уже не будет, а превратится в одну из подпорок тоталитарной идеологии. Какие опубликованные письма или дневники ХХ века, которые должен прочитать каждый христианин, Вы могли бы посоветовать? Я считаю, что любой христианин должен прочитать книгу Натальи Урусовой «Материнский плач святой Руси». После прочтения этой книги человек уже не останется прежним. Урусова была свидетельницей голода, репрессий, гонений на Церковь в 1920—30-е годы. Во время войны ей удалось выехать в Европу, затем в Америку, где она и написала свои воспоминания.
Могу посоветовать «Записки священника Сергия Сидорова». В памяти навсегда отпечатался момент, когда его супруга ждала ребенка, приближались роды и несколько родильных домов один за другим отказывались принять женщину только из-за того, что она жена священника.
Новомучеников и исповедников российских Кто такие Новомученики и исповедники Российские Основная христианская конфессия Российской Империи — православие. После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви. Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года Первомученик Стефан.
Исповедники греч. Они также почитаются святыми. Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения. Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни.
Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них.
После допроса другие священники были отпущены, отец Иоанн же запротестовал о своем аресте и пытался все разъяснить. Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его. Так мирная молитва отца Иоанна закончилась его смертью. Страстотерпцами были и члены царской семьи. Святые царь Николай и его семья перенесли политические преследования, заключение и издевательства с глубоким смирением и терпением и мужественно приняли смерть.
Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника. А были и такие христиане, которые, ради сохранения своей жизни, соглашались написать донос на своего ближнего. Казалось бы, Христа они не предавали? Но они предавали свою христианскую совесть. И порой получалось так, что подвижники умирали, а предатели оставались в живых и разлагали Церковь. В этом — зловещая сторона советских гонений, та изворотливость, с которой диавол действовал против Церкви руками советских безбожных гонителей. Помолимся же Богу об упокоении всех, кто не выдержал тех страшных испытаний и предал своих ближних.