Католическая церковь: количество последователей и их распределение по странам Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Лидер российских буддистов Аюшеев рассказал о 4-х селах Бурятии, которые вряд ли исчезнут. Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма. Количество последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России Количество последователей этих религий в России постоянно изменяется и зависит от различных факторов, таких, как демографические изменения.
Буддизм по странам - Buddhism by country
Религиозный состав населения мира - 2023 | Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. |
Крупнейшие буддийские поселения по стране | Что касается Буддизма, то количество его приверженцев практически останется тем же. |
Рейтинг самых правильных и многочисленных по распространению в мире религий | Новости Новости Новости. Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей. |
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире | Новости Новости Новости. Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей. |
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
Третья по величине группа школ Ваджраяна , в основном используется в Тибете , Гималайском регионе , Монголии и некоторых частях России. Четвертая по величине группа буддийских школ - Наваяна , которой в основном следуют в Махараштре , Индия. По мнению ученого Питера Харви , количество последователей Восточного буддизма Махаяна - 360 миллионов, Южного буддизма Тхеравада - 150 миллионов и Северного буддизма Ваджраяна - 18,2 миллиона.
Ломоносова Алексея Маслова, такое объединение религиозных и светских высших учебных заведений происходит впервые в истории России. Бурятский, Калмыцкий и Тувинский госуниверситеты совместно с Агинской буддийской академией и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» займутся научными исследованиями и формированием образовательных программ. Алдар Дамдинов, ректор Бурятского университета им. Доржи Банзарова БГУ , отметил, что вуз уже готовит программу, посвященную философии буддизма. На сессии, посвященной современным международным отношениям, социолог из БГУ Тимур Бадмацыренов напомнил, что буддийские монастыри традиционно выступали образовательными центрами, а монахи даже выполняли дипломатические и политические миссии. Сегодня данная концепция вряд ли может быть полностью воспроизведена, но буддийская дипломатия по-прежнему играет важную роль в системе международных отношений, как, например, сказал «Ведомостям» в кулуарах директор Восточного института Бурятского государственного университета Владимир Родионов.
По его мнению, проведение Международного буддийского форума — это часть дипломатии, проводимой Россией, или на языке политологии — «модификация мягкой силы», которая, в свою очередь, влияет и на экономические отношения. Надежду на то, что форум послужит началом для новых экономических связей, выразил и заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Через буддизм в Россию тянутся даже недружественные страны, верит Хасиков. Впрочем, отмечалось не только миролюбие буддистов. В своем приветственном слове президент РФ Владимир Путин отметил, что «представители регионов, жители которых традиционно исповедуют буддизм Бурятия, Тува и Калмыкия.
Причём ответственность эта понималась гораздо более широко, чем ответственность «за жизнь и здоровье» школьника в западных школах. Лама принимал на себя ответственность за всю дальнейшую жизнь ученика, за все поступки, который он совершал и которые мог совершить в будущем, за применение им своих знаний на практике. Учитель должен был быть очень осторожен в передаче знаний: неверное истолкование секретных положений и практик тантры могло не просто оказаться пустой тратой времени и сил, но и нанести непоправимый вред самому ученику и его окружающим.
А неверно направленная практика тантры могла иметь самые катастрофические последствия: путём упорных тренировок ученик развивал такие способности, с помощью которых его мощь и влияние на людей многократно возрастали. Так, для тибетских лам не является недостижимым чудом левитация, или самая настоящая телепортация. Да, по многочисленным наблюдениям, тибетский лама высокого уровня может перемещать своё тело в пространстве, просто пропадая в одном месте и появляясь в другом. Энергетика этих людей такова, что они способны совершенно нагишом сидеть на снегу в двадцатиградусный мороз, при этом генерировать вокруг себя такое тепло, что его хватало, чтобы растопить под собой лёд и согреть всё живое в радиусе одного — двух метров вокруг своего тела. Прибавить к этому великолепные врачевательские способности, которые могут показаться чудом, — мы ведь слышали о тибетской медицине? Да ещё парапсихологические способности — чтение мыслей, способность к внушению, ясновидение. Ну, чем не портрет сверхчеловека? Страшно себе представить, что такой лама вдруг направит свои способности на чёрное дело… А такое бывало, о чём говорят тибетские предостережения.
Именно поэтому отбор учеников производился чрезвычайно тщательно. Алама всегда помнил, от кого пришёл Гаутама в его общину. В общине созерцателей Гаутама достиг многого. Успехи его впечатляли. Он стал всеобщим любимцем, ибо никогда не отказывал в помощи и всегда находил силы для того, чтобы поддержать другого. Казалось, что этот человек вовсе никогда не устаёт. Он был вынослив, как буйвол, силён, как лев, и ловок, как леопард. Его тело было закалено аскезой у Араты, дух силён, ум строен и настойчив.
Мягкое обхождение и всепоглощающая доброта помогали ему обращать сердца в его пользу. Причём нельзя было отрицать, что Гаутама обладал внешней привлекательностью, что, конечно, может и не важно для адепта, который ищет истину, однако, тем не менее, в глазах окружающих только поднимает авторитет общины. Да, ученик был завидный. Негоже цепляться за такие мысли, ибо любая зацепка за земное есть привязка к этому изменчивому миру, однако пока мы живём здесь, на этой земле! А как интересно было беседовать с Гаутамой вечерами, когда все практики были закончены, и можно было отправляться на покой. Никогда и не с кем ему не приходилось вести таких интересных бесед, даже, нужно признаться, с его старым другом Уддахой. Уддаха тоже заприметил выдающегося ученика, и вскоре его визиты стали более частыми, а разговоры втроём более длительными. Казалось, так будет всегда, но Алара немало пожил на свете, чтобы не чувствовать: как новая луна сначала набирает силу, полнеет и расцветает, так потом она становится всё меньше и меньше, превращаясь в тонкий серп, чтобы затем исчезнуть с небосклона.
Гаутама, как и новая луна, расцветал в общине. Расцветал долго, согревая своим светом и своих сотоварищей по общине, и учителей. Однако теперь всё повернулось вспять. В его беседах появлялось всё больше вопросов, на которые ни Алара, ни Уддаха не могли ответить. Вернее, они отвечали, однако их ответы вовсе не удовлетворяли Гаутаму. Впрочем, учителя и сами признавали, что передают лишь ответы предыдущих учителей. Освоив науку созерцания, Гаутама вскоре превзошёл лучших учеников и, надо признаться, не отставал от своих учителей. Учить его больше было нечему… Алара как-то поделился своими сомнениями с Уддахой.
Тот только скорбно кивнул головой — он сам заметил, как уходит от их учений Гаутама. Да, тому нужно было иной. Нечто большее… Однако он не терял надежды удержать этого ученика, украшение общины. Только вот как это сделать? Этого не знали ни один, ни другой. Однако уход Гаутамы из общины всё равно для всех стал неожиданностью. Как-то, после вечернего сбора, когда вся община собралась расходится после проповеди, которую на этот раз вели оба учителя, Гаутама поднялся со своего места, накинул на плечи золотистый плащ, и обернулся, чтобы последний раз взглянуть на своих братьев, собравшихся вместе. Как будто чувствуя, что сейчас произойдёт нечто важное, ученики застыли.
Никто не расходился. Разговоры замерли на устах. Взгляд Сиддхартхи проплывал по лицам, которые стали за годы отшельничества родными ему, он видел глаза, направленные на него, глаза ждущие, глаза удивлённые, глаза печальные, самые разные глаза, в которых единым было одно, — желание, чтобы он не уходил. Единственная невысказанная просьба, которую он не мог исполнить. Он покинул отца, мачеху и сына, он покинул своих жён и дворец ради Истины. Он не может остановится, ибо даже здесь, в этой великолепной общине он не нашёл Истину. Сиддхартха грустно улыбнулся и направился к заставшим на своих местах учителям. Алара смотрел прямо на него.
Уддаха смотрел в землю. Спасибо вам за всё, что вы сделали для меня. Никогда я не забуду вашей доброты. Однако нельзя камню долго лежать на одном и том же месте, иначе он зарастём мхом. Позвольте же мне покинуть вас. Уддаха быстро вскинул глаза на Гаутаму. Лицо ученика было непроницаемо. Однако нет, это было не лицо ученика.
Это было лицо человека, который понял суть явления, и не имеет больше желания заниматься им. Это было лицо равного ему. Взглянув в глаза Сиддхартхи, Уддаха увидел там нечто такое, что сразу же заставило его забыть о том, какие доводы он готовил, чтобы удержать Гаутаму в общине. Этот отшельник знал больше, чем его учителя. И Уддаха ничего не сказал… Однако Алара был иного мнения. Он обнял Сиддхартху за плечи, и, глядя ему прямо в глаза, вопрошал: — Отчего же ты покидаешь нас, Гаутама? Разве ты видишь изъяны в нашем учении? Разве есть учение более чистое, чем наше?
Где ты будешь его искать? Нет учения превыше вашего. Я не видел такого. Однако я не вижу никакой пользы в созерцании. Какую же пользу может дать ей созерцание или любая другая практика? Если душа неизменна, что может повредить ей либо возвысить её? Разве не смешными будут наши попытки как-то воздействовать на неё? Разве не всё равно будет Атману, в какой оболочке придёт к нему эта душа, ведь она остаётся всё той единой и неменяемой сущностью?
Право же, Атман кажется мне слишком разборчивым, если он станет обращать внимание на развитие нашего духа, ждать, когда он подготовит душу к встрече с Божественным, если подарок-то не меняется никак… Итак, душу мы совершенствовать не можем, можем лишь совершенствовать наш дух. Но ни дух, ни тело наше не нужны Атману. Не кажется ли Вам, что в этом случае наши практики теряют свой смысл? Учителя застыли поражённые. То, что говорил этот человек, было совершенно ново. Это было кощунственноё не влезало ни в какие рамки, это было совершенно ничем не подкреплённое утверждение, свержение всякого авторитета… Они могли опровергнуть каждое слово Гаутамы. Однако его слова оглушили их. Они могли сказать многое.
Что он не понял всю полноту их учения, иначе никогда бы не произнёс этих слов. Что на самом деле всё намного сложнее. Что за их плечами стоит опыт целых поколений учителей. Что не стоит доверять своему изменчивому разуму… Но было в глазах говорившего нечто такое, что мешало говорить. Что само утверждало свою правоту. Что сеяло смятение в их душах. Уддахаа поднялся и стал рядом с Алларой. Он протянул руку и положил её на плечо Сиддхартхе.
Иди с миром. И пусть Атман направит стопы свои. Сиддхартха улыбнулся своей такой знакомой, милой всепонимающей улыбкой, поклонился обоим учителям и направился прочь. По общине пробежал ропот. Сиддхартху провожали долгими печальными взглядами. Для всех он так и остался загадкой. Кто же он на самом деле? Запутавшийся отшельник?
Неусидчивый аскет? Капризный царевич? Или правда, человек, который видит дальше, чем даже их учителя? На эти вопросы каждый отвечал по разному. И каждый не был уверен в правоте своих ответов. Аллара повернул голову к старому другу: — Почему ты отпустил его? И услышал еле различимый, тяжёлый шёпот, выдающий глубокое волнение мудрого отшельника: — Сегодня мы потеряли только одного из учеников. Однако если бы он остался, мы потеряли бы всю общину… Ламаизм имеет свои особенности, которых нет в других буддийских школах.
Так, последователи этой религии считают, что буддийские божества могут воплощаться в реальных земных людей, чтобы иметь возможность проповедовать человечеству. Таковы, например, легендарные личности Тулку, Хубилган, Гэсэн, Хутухта. Эта идея является заимствованной из более ранних народных верований народов, исповедующих ламаизм. Ведь буддизм достаточно естественно взаимодействовал с самыми различными местными культами, иногда вплетаясь в них, иногда дополняя их, иногда замещая эти верования. Точно так же возник и ламаизм: традиции ваджраяны были сплавлены с местными религиозными традициями, переосмыслены в новом ключе и преподаны в виде новой формы буддизма. Старинные добуддийские божества «приняли буддизм», «встречаясь» в легендах с самим Буддой или Далай-ламой, и, «освящённые» таким образом, стали святыми буддийского пантеона, которым можно поклоняться в буддийских храмах. Впрочем, такая практика присутствовала и в христианстве, где, к примеру, многие христианские праздники старались увязывать с праздниками языческими, которые были ближе и понятнее народу. Таким образом, языческий праздник приобретал христианские черты, но, в свою очередь, накладывал свой отпечаток на христианский ритуал.
Что же представляет ламаизм на современном этапе? Цитадель ламаизма, Тибет, находится в составе Китая. И если традиционный махаянистический буддизм коммунистическая власть принимает хотя бы как культурное наследие, то с тибетским ламаизмом дела обстоят гораздо хуже. С 1959 года, когда ламаизм был объявлен деградировавшей формой буддизма, против него начались репрессии. Разрушались тибетские храмы, выселялись монахи. Далай-лама XIV был вынужден уехать из Тибета и с тех пор живёт в эмиграции. С 1949 по 1951 года между Тибетом и Китаем шла война.
Не смотря на рост численности верующих, буддизм остается одной из меньшинственных религий в России, по сравнению с другими крупными конфессиями. Тем не менее, влияние буддизма на общество и культуру страны продолжает укрепляться, особенно в регионах, где буддизм является традиционной верой. Историческое развитие буддизма в России Официальное введение буддизма в Россию произошло в XVII веке, когда русский землевладелец Симеон Ушаков принял буддистскую веру после своей поездки в Тибет. Он был официально объявлен первым русским буддистским учителем и начал проповедовать учение Будды на Руси. Вскоре после этого появились первые буддийские храмы и монастыри в различных регионах страны. В XIX веке ситуация вокруг буддизма в России изменилась. Были проведены реформы, направленные на укрепление связи России с Востоком. Были основаны первые буддийские гимназии и введены кадетские школы для подготовки буддийских духовенств. Важной вехой в истории буддизма в России стала поездка Далай-ламы XIII в Москву в 1913 году, которая привлекла множество последователей и поклонников. Во время Советского Союза буддизм страдал от гонений и репрессий. Множество буддийских храмов были закрыты, монахи и последователи были подвержены преследованиям. Тем не менее, после распада Советского Союза религиозная свобода вернулась в Россию, и буддизм начал постепенно восстанавливаться. Были реконструированы разрушенные храмы и возродилось духовное наследие буддизма. Сегодня буддизм является одной из важных и признанных религий в России. Множество храмов и монастырей были открыты, обучение буддистским практикам и философии стало доступным для заинтересованных лиц. Большинство исповедующих буддизм в России сосредоточены в регионах Сибири и Дальнего Востока, но их численность постоянно растет. Распространение буддизма по территории страны Бурятия является одним из наиболее известных и крупных центров буддизма в России. Здесь находится духовный центр буддизма России — Иволгин Дацан, а также множество буддийских храмов и монастырей. Здесь проживает значительная часть бурятской национальности, которая, в основном, исповедует буддизм. Тува также является значимым центром буддизма в России. Здесь находится крупнейший буддийский храм России — Тувинский Кизил. Буддизм очень популярен среди тувинцев, которые отдают должное его историческим и культурным корням. Кроме того, буддизм имеет своих последователей в других регионах страны, например, в Калмыкии, где расположен Золотой Абакан. Его золотая крыша является одной из самых ярких достопримечательностей республики. Не смотря на концентрацию большинства буддистов в определенных регионах, буддизм в России имеет своих последователей и в других субъектах Российской Федерации.
Буддизм – одна из древнейших религий
- Религии мира: численность верующих
- Buddhism by country - Wikipedia
- Сотериология
- Рейтинг самых правильных и многочисленных по распространению в мире религий
Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей
На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма. Тогда как количество христиан не изменится, составив 31,4%, или 2,9 млрд человек, а число мусульман вырастет с 23,2 до 29,7%, до 2,8 млрд человек. Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия.
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире
Подавляющее большинство сторонников синто проживают в Азии; за её пределами крупные общины синтоистов существуют лишь в Северной и Латинской Америках 62 тыс. Подавляющее большинство джайнов проживают в Индии; в остальных азиатских странах насчитывается лишь 13 тыс. Благодаря эмиграции общины джайнов появились в Северной Америке 99 тыс. В Океании ок. За пределами Азии численность конфуциан незначительна.
Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов составляет примерно 3 млн.
В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык. Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г.
Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды. С введением западной философии в японские университетские программы появились интеллектуалы, предложившие переосмысление японских религиозно-философских традиций в категориях европейской философской мысли. Среди них известный популяризатор дзен-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу 1870—1966. Миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе активизировалась после 2-й мировой войны, а в самой в Японии буддизм переживал упадок. После отделения религии от государства Конституция 1947 для буддийских школ стала обязательной регистрация юридического лица с 1951 и членство во Всеяпонской буддийской федерации Дзэннихон буккё кай, с 1957. Вместе с тем в 1950—1960-е гг. В этих организациях т.
Большая часть таких организаций восходят к школе нитирэн и опираются на текст «Лотосовой сутры». В меньшей степени необуддийские организации апеллируют к школам тэндай, сингон, дзёдо. Также в Японии распространена научно-просветительская деятельность сообществ буддистов-мирян. В последние десятилетия традиционные буддийские школы также занимаются изучением и популяризацией японского буддийского наследия, созданы специальные исследовательские институты отдельных школ. Важной задачей таких учреждений является актуализация буддийского наследия для осмысления проблем прав человека, пацифизма, окружающей среды, биоэтики и др. В начале 21 в. Однако отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. По данным Статистического ежегодника Японии за 2022 г.
Эти данные в целом соответствуют результатам опроса 2018 г. Карелова Любовь Борисовна Буддизм в Тибете Буддизм в Тибете представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и религии бон. В области философии тибетские мыслители создавали сложные схоластические доктрины, опиравшиеся в основном на мадхъямаку , идеи йогачары и учение о «лоне Истинно сущего» татхагата-гарбха. Институт диспута, созданный в индийских монастырях и перенесённый на тибетскую почву, не имел аналогов в других буддийских традициях. В области религиозной практики развивались эзотерические техники достижения «просветления» в этой жизни дзогчен. Для тибетских царей 7—8 вв. После открытия первого буддийского монастыря Самье 775—779 и объявления буддизма государственной религией царём Тисонг Дэцэном в течение нескольких веков господствовала школа ваджраяны ньингма , созданная Падмасамбхавой. Монастырский буддизм дополнялся в ней деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии.
В результате успешного миссионерства Атиши в 1042—1054 гг. Огромную роль в сохранении буддийского письменного наследия в Тибете сыграл Будон Ринчендуб 1290—1364 — составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюр в монгольском произношении — Ганджур; 108 томов энциклопедического формата и Тенгьюр в монгольском произношении — Данджур; 225 томов , автор многочисленных трудов свыше 200 , переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности. С тех пор канон ньингмы отличается и превосходит по объёму Кангьюр и Тенгьюр. Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Кагью тибет. Другие учители по линии духовной преемственности 11 — середина 12 вв. Позднее пхагмо дру распалась на 8 «младших» ветвей, из которых сохраняют традицию духовной преемственности дрикунг, таклунг и друкпа.
Гампопа положил начало монастырской кагью, поскольку до него были лишь группы странствующих мастеров йоги. Карма-кагью, основанная Дусумом Кхьенпо 1110—1193 , известна как линия духовной преемственности кармапа [«Чёрных корон шапок »] с 1179 и линия духовного родства шамарпа [«Красных корон шапок »] с 13 в. Кармапа — титул главы школы — избирался как земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары тибет. Институт возрождающихся духовных учителей тулку сформировался именно в карма-кагью в 14 в. Этот институт заимствовали и другте школы тибетского буддизма например, аналогичные процедуры применялись по поиску и избранию далай-ламы в школе гелук. Шамарпа — высший духовный иерарх школы, воплощение будды Амитабхи, аналог панчен-ламы в школе гелук. Обе линии воплощений сохраняют преемственность до настоящего времени. В отличие от аскетичного образа жизни первых учителей, представители карма-кагью активно участвовали в политической жизни Тибета и боролись за власть в стране с сакьей и гелук.
Ученик Гампопы — Пхагмо Друпа 1110—1170 — образовал подшколу пхагдруп, в которой делался упор на йогическую эзотерическую практику достижения «внутреннего жара в теле» туммо , а его ученик Линчен Рэпа Бема Дордже 1128—1188, его называли также Гьялва Лингрепа , построивший в 1180 г. Основоположником традиции шангпа-кагью, действующей и ныне, считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор 1002—1064; по другим данным, родился в 990 и прожил 150 лет , ученик Нигумы сестры Наропы и ученицы Тилопы , передавшей ему йогический опыт созерцания «иллюзорного тела» и других практик Тилопы. Он построил ряд монастырей, где в течение 30 лет распространял учения Нигумы и Тилопы. Его ученики образовали несколько ветвей школы кагью. Сакья тибет. Хотя основоположником школы считается Сачен Гунга-ньинбо 1092—1158 , но свой специфический характер она получила благодаря мыслителю и переводчику Дрогми 993—1074, по другим данным, 1077 , 8 лет учившемуся в лучших буддийских университетах Индии. Из всех школ тибетского буддизма лишь в сакья было разрешено жениться. Главная доктрина школы — «Путь — Плод» — согласно её создателю, индийскому мастеру йоги Вирупе около 8—9 вв.
В 13—14 вв. Сакья-Пандита 1182—1251 и Пагба-лама 1235—1280 были и видными учёными школы, её иерархами, и политическими деятелями, сумевшими создать условия для функционирования и развития тибетского буддизма в огромных новых государственных образованиях Центральной и Восточной Азии. Из сакья вышла и школа джонанг. Ныне сакья имеет несколько ветвей и монастырей в Тибете, Индии, Непале, а также в странах Запада. Кадам тибет. Она ориентировалась на практическое применение идеала бодхисаттвы в повседневной жизни, поэтому особое внимание уделялось строгому соблюдению монашеской дисциплины. В современном тибетском буддизме такой школы уже нет, но её древние учения высоко почитаются всеми монахами Тибета, в первую очередь в школе гелук, которая сформировалась в её лоне и известна как «новая кадам». Гелук тибет.
В этой школе особо подчёркивается значение учителя, ламы, который объявляется «четвёртой драгоценностью» буддизма после Будды, закона и сангхи , а верующие и ученики дают ему обет духовного поклонения. В отличие от других тибетских школ, Цонкапа ввёл строгий устав для монахов, утвердил столь нехарактерные для тибетцев обеты безбрачия и воздержания от алкоголя. В гелук создана требовательная система образования, повышения учёной квалификации монахов при состязательной сдаче экзаменов, а также культивируется книжность, начитанность. Особое значение приобрёл детально разработанный в школе институт «воплощенцев» тулку. Главный монастырь школы, основанный в 1409 г. Цонкапой, — Гадэн нередко произносят Галдан или Гедэн — построен в честь бодхисаттвы Майтреи. Его настоятель, являющийся одновременно главой всей тибето-монгольской гелук, считается живым воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары и носит титул «Победитель», как и Будда. Монастырь стал центром религиозно-философского образования, в нём до 1959 г.
В середине 16 в. Главу школы объявили далай-ламой. Джонанг тибет. Особую известность приобрела из-за своей интерпретации идеи «пустотности любой иной сущности [кроме природы Будды]», согласно которой «природа Будды» объявлялась единственно реальной и вечной, как и «я», самость, атман. Большинство тибетских школ отвергали такой подход. Далай-лама V 1617—1682 обвинил школу в подмене буддийского учения индуистской концепцией вечности атмана и специальным указом запретил её деятельность, велел сжечь её книги, разрушить некоторые монастыри, а остальные передать в ведение школы гелук. Ныне школы тибетского буддизма — это множество каналов передачи сакрального знания живыми носителями. Вера в живых богов значительно отличает буддизм Тибета, Гималаев, Монголии и России от буддизма махаяны других стран.
Вплоть до 1950-х гг. Соотношение монашества и мирян-мужчин составляло примерно 1:7. В 1959 г. С 1959 г. В Китае остался второй духовный иерарх школы гелук — Панчен-лама X воплощение будды Амитабхи. В 1960-х гг.
Махаяна, также практикуемая в более широкой Восточной Азии , придерживается более половины буддистов мира. Вторая по величине группа буддийских школ - Тхеравада , которой в основном следуют в Юго-Восточная Азия. Третья по величине группа школ Ваджраяна , в основном используется в Тибете , Гималайском регионе , Монголии и некоторых частях России.
Самый малочисленный мазхаб — ханбалиты насчитывают 2,3 млн последователей. Среди суннитов источник отдельно выделяет представителей сектантского суннизма — ваххабитов 7 млн. Остальные шиитские движения алавиты, шейхиты, Ахл-е Хакк, бекташи и др. В данную группу включены различные, не связанные между собой, исламские секты. Крупнейшей среди представленных в этой группе организаций является ахмадие 8 млн в 2000 году. Чёрные мусульмане Нация ислама, Мавританский научный храм, Пятипроцентники, Объединённая нация ислама, Американское общество мусульман в 2000 году насчитывали 1,65 млн сторонников. Энциклопедия включает в группу исламских схизматиков ещё две категории: хариджитов 1,64 млн, все они — ибадиты и друзов 834 тыс. Иудаизм Иудаизм распадается на ортодоксальный традиционный , реформистский прогрессивный , консервативный, реконструктивистский.
Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов
Буддизм представляет собой одну из крупнейших религий мира и имеет огромную численность последователей. В 2023 году численность исповедующих буддизм в России достигла значительных показателей, однако по сравнению с другими религиозными группами все же остается невысокой. Буддисты России отмечают свой главный праздник. Согласно предсказаниям буддистов 2023 год будет полной противоположностью 2022 году. Об этом пишет «РИА Новости». По последним статистическим данным, число последователей буддизма в мире составляет более 500 миллионов человек.
Какая религия самая распространенная в мире: интересный факт
Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания. По последним статистическим данным, число последователей буддизма в мире составляет более 500 миллионов человек. Значительное количество буддистов проживает в Непале. Также значительное количество последователей Буддизма есть среди чеченцев, дагестанцев, адыгов и других народов Кавказа. Значительное количество буддистов проживает в Непале.
Численность последователей основных религий
Существует несколько основных религий в мире, каждая из которых имеет свое учение и множество последователей. Одной из крупнейших религий в мире является христианство. Христианство базируется на учении Иисуса Христа, который, согласно Библии, является Сыном Божьим и спасителем людей. Согласно статистике, в настоящее время в мире примерно 2. В разных частях мира христианство имеет свои особенности, например, в Католической церкви имеется понятие Папы, который является главой церкви и признается верующими как непосредственный представитель Христа на земле. Другой крупной мировой религией является ислам, основанный на учении пророка Мухаммада.
Верующие ислама называются мусульманами. Они верят, что Коран, священная книга ислама, была непосредственно откровена пророку Мухаммаду от Всевышнего. Сегодня количество мусульман в мире составляет примерно 1,8 миллиарда человек, что делает ислам второй по величине религией в мире. Значительная часть мусульман проживает в странах Ближнего Востока и Северной Африки, они исповедуют суннитский и шиитский ислам. Цитата из Корана: «Воистину, настолько велика в сравнении с иными науками религия мусульманская, что все прочие науки кажутся относительными и временными.
Буддизм проповедует освобождение от страданий и достижение просветления через развитие мудрости и сострадания. В мире примерно 500 миллионов буддистов, большинство из которых живут в Азии. Кроме того, существуют и другие религии, такие как индуизм, синтоизм, джайнизм и другие, которые имеют свои уникальные учения и практики и имеют своих последователей по всему миру.
Самая крупная по численности религии лидирует и по распространенности — христиане зарегистрированы во всех странах мира. Государственной религией оно впервые стало в Великой Армении в 301 году. Раскол в XI в. Древневосточные православные церкви и Ассирийская церковь Востока отделились еще раньше. Помимо основных направлений христианства существуют многочисленные конфессии и учения.
Полевые работы: Фонд «Общественное мнение».
Группа буддистов выделена по согласию с утверждением «Исповедую буддизм». Подготовила Мария Кузьмичёва, info sreda.
Сегодня данная концепция вряд ли может быть полностью воспроизведена, но буддийская дипломатия по-прежнему играет важную роль в системе международных отношений, как, например, сказал «Ведомостям» в кулуарах директор Восточного института Бурятского государственного университета Владимир Родионов. По его мнению, проведение Международного буддийского форума — это часть дипломатии, проводимой Россией, или на языке политологии — «модификация мягкой силы», которая, в свою очередь, влияет и на экономические отношения. Надежду на то, что форум послужит началом для новых экономических связей, выразил и заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Через буддизм в Россию тянутся даже недружественные страны, верит Хасиков. Впрочем, отмечалось не только миролюбие буддистов.
В своем приветственном слове президент РФ Владимир Путин отметил, что «представители регионов, жители которых традиционно исповедуют буддизм Бурятия, Тува и Калмыкия. По его мнению, перспективы сотрудничества есть с каждой страной — участницей форума. Экономические отношения с азиатскими странами становятся все более приоритетными для России, добавил руководитель центра «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН создан при поддержке Администрации президента в декабре 2022 г. Максим Михалев. Сейчас изучаются механизмы взаимодействия азиатских религиозных институтов и государства как для выстраивания международных связей, так и для адаптации некоторых методологий в России, сказал он «Ведомостям» в кулуарах форума. Участники форума также затронули вопросы сохранения буддизма и культурного наследия.
Статистика: Сравнение численности последователей Буддизма, Христианства и Ислама по всему миру
В таких храмах семьи проживают внутри храмовой ограды. Сыновья часто наследуют священнический сан от отца. Таким образом, в своем большинстве храмы в Японии являются наследственными. Структура общины В каждом храме есть данка прихожане или милостынедатели. Если умирает кто-то из членов общины, то семья обращается за проведением похоронных ритуалов в тот храм, к которому она прикреплена исторически. Традиционно семьи организуют поминальные ритуалы в храмах на 49-й день, через год, три года и семь лет после кончины члена семьи. Таким образом, данка это семья, которая сохраняет связь с определенным храмом на протяжении поколений.
Обычно один храм связан с тремя сотнями данка. Если у храма недостаточное количество данка, то священники вынуждены подрабатывать на стороне, как правило, учителями. В больших городах некоторые храмы сдают территорию, относящуюся к храму, под места для автомобильных парковок, а неиспользующиеся здания — для коммерческой аренды. Похоронные обряды — это то, что главным образом связывает храм с данка. Кроме того, люди посещают храмы для проведения обрядов жертвоприношений и молитв. Некоторые храмы функционируют исключительно с этой целью.
Кладбища и домашние алтари Большинство кладбищ расположено на храмовых землях. Однако в деревнях и больших городах места под кладбища могут выделяться муниципалитетом. Семьи посещают кладбища для проведения траурных церемоний как по умершим членам семьи, так и для поминовения всех предков в дни весеннего и осеннего равноденствия и весеннего Праздника умерших. Во многих семьях имеются домашние алтари. Обычно на алтарь помещаются изображения или статуэтки Будды Амитабхи или Будды Шакьямуни, а также таблички с именами умерших предков.
Остальные ответы Наск пиши 3 менсто в мире... Похожие вопросы.
По крайней мере, они сами так утверждают. Они лишь создают условия для того, чтобы у ученика возникло состояние «сатори», или «озарения», которое и есть главнейшая цель дзэна. Как же достигается это состояние? Вот здесь мы и сталкиваемся с парадоксами этой странной религии. Чтобы подвести ученика к нужному состоянию, для начала его отучивают… логически мыслить. То, чему учат практически все без исключения традиционные буддийские школы, считается в дзэне только помехой. Наш обычный ум, который цепляется за какие-то ментальные конструкции, не может постигнуть истину. Он не может выйти за пределы самого себя. Он только мешает… Таким образом, задачей учителя является приведение ученика в такое состояние, в котором он полностью перестанет полагаться на какие-либо умственные выводы и свой прошлый опыт, отбросит все накопленные знания, которые лишь «замутняют» истинное видение вещей, и станет размышлять совершенно спонтанно, как размышляет только что родившийся младенец. Однако это вовсе не означает, что дзэнские мастера наивны и неразумны, как дети. Познаниям этих людей и живости их ума можно только позавидовать. А уж быстроте их реакции и мгновенности выводов нет равных. Хотя со стороны некоторые их поступки и реакции могут казаться неадекватными. По крайней мере, с первого взгляда. Иногда ученика приходится довольно долго «изводить», запутывать, сбивать с толку, прежде чем он откажется от попыток построить какие-то логические схемы, понять происходящее разумом, а не просто спонтанно реагировать на происходящее. Некоторые ищут логику там, где её нет, совершенно не понимая суть дзэна. С такими учениками мастеру приходится либо возится очень долго и тщательно, либо отказаться от попыток к обучению. Однако прогресс в дзэне всегда внезапный, и зачастую он проявляется тогда, когда никаких подвижек от ученика уже никто не ждёт. Дзэнская тренировка включает в себя две важнейшие практики: дза-дзэн, или сидячую медитацию, и размышление над коанами. С коанами мы немного познакомились ранее. Однако для успешной медитации могут использоваться не только записанные, «канонические» коаны, но и истории из жизни учителя, какие-то двусмысленные фразы, неоднозначные ситуации. Дзэнские учителя — настоящие режиссёры: в процессе обучения они могут моделировать самые различные положения, выпутываться из которых ученику приходится, мобилизируя все свои умственные и моральные силы. Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств. Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги. В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям. Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США. Дзэн начал активно проникать в западную культуру. Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн. Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном. В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек. Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками. Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому. То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий. Но иного знания ему никто не мог дать. Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей. Были у него и первые ученики. Это были послушники, которые покинули общину созерцателей после того, как Сиддхартха заявил о своём уходе. Что же — он постиг учение аскетов и созерцателей. Отчего же он не может иметь учеников? Однако даже наличие учеников не снимало болезненного вопроса6 что же делать дальше? Практиковаться в созерцании? Дойти до пределов возможного в аскетизме? Ведь сам-то он знал, что не достиг того, о чём мечтал. Как же он сможет учить других? Над этим стоило поразмышлять. И Сиддхартха опустился в Падмасану, называемую великой позой Лотоса, и погрузился в глубокую медитацию. Незаметно прошёл день. Ученики Сиддхартхи поглядывали на неподвижно сидящую фигуру учителя с некоторой тревогой. Сами они никогда не медитировали так долго, ибо даже физически высидеть в одной позе полный день было нелегко. Наконец Каундинья, как старший ученик, решился подойти ближе. Он наклонился над лицом учителя… — Он не дышит! Учитель умер! Эта новость, как гром среди ясного неба, поразила остальных. Все пятеро собрались у дерева, где всё тек же, в полной неподвижности, темнела фигура учителя. Мертвый бы упал. Да и руки не холодные… — рассуждал Асваджит. А руки тёплые от жары. А у тебя похолодели от холода, — объяснил рассудительный Вашпа. А теперь вот в первый день потеряли учителя… — расстроился Бхадрика. Глаза Гаутамы медленно раскрылись. Он словно выплывал из глубокого сна, с трудом распознавая в темноте лица своих учеников. Вы живы! Среди учеников пронёсся радостный ропот. Ученики дружно кинулись помогать учителю. Некоторое время Гаутама разминал ноги, опираясь на плечи своих учеников. Недостаточно ещё мы приложили усилий, чтобы постигнуть истинное знание. Нынче же даю обет, что не сойти мне с этого места, если не постигну я истину. И пусть кожа моя истлеет и мясо иссохнет, но я добьюсь этой цели! С этого времени для учеников наступили тяжёлые времена. Такой отчаянной аскезы они давно не встречали. Их учитель сутками сидел в неподвижности, никогда не прятался ни от солнца, ни от дождя. Москиты кусали его, слепни и мошки докучали несносно, однако он как будто и не замечал их. Он почти ничего не ел: девушки из ближней деревни, приносящие ему фрукты. Были спасением для учеников, но не для учителя, ибо он брал лишь несколько зёрен риса или проса. От такой пищи помер бы и воробей. Но Гаутама жил, ибо сильным было его тело, но ещё сильнее — дух. Через годы аскезы тело его стало напоминать скелет, обтянутый кожей. Он напоминал глубокого старика, или даже древнюю высохшую мумию. И только глаза его, горящие, решительные, напоминали о том, что это сидит живой человек, а не статуя из сожжённого огнём дерева. Ученики были в нерешительности. С одной стороны, их снедала гордость за своего учителя: далеко не каждый великий аскет смог бы практиковать такое самоотречение. С другой стороны, их учителя всё чаще называли сумасшедшим, поговаривали о том, что усиленная аскеза помутила его разум. И это пугало. Часто пастухи в открытую говорили им: уходите, он погубил себя и погубит вас. Разве вы не видите, что рассудок его помутился от горячих лучей солнца? Ведь он даже не закрывает своей головы. Хмурые дровосеки, проходя неподалёку, только посмеивались. Но хуже всего были малые дети: боясь, что ученики погоняться за ними, они останавливались на безопасном расстоянии, называли их учителя всякими обидными именами и бросали в его комьями грязи. Казалось, он этого не замечал. Первое время детей прогоняли все вместе. Затем Каундинья перестал гоняться вместе со всеми, пользуясь правом старшего. Вскоре лишь Бхадрика поднимался, чтобы защитить учителя. Но и его порывы с каждым разом становились всё более вялыми. Жизнь учеников Сиддхартхи была однообразна. Некоторое время они пытались подражать учителю, но вынести подобную аскезу оказались не в состоянии. Теперь они лишь терпеливо ждали заката солнца. Только поздним вечером их учитель как бы приходил в себя, пробуждался от долгой медитации. Они жадно ждали его слов.
Тем не менее, после распада Советского Союза религиозная свобода вернулась в Россию, и буддизм начал постепенно восстанавливаться. Были реконструированы разрушенные храмы и возродилось духовное наследие буддизма. Сегодня буддизм является одной из важных и признанных религий в России. Множество храмов и монастырей были открыты, обучение буддистским практикам и философии стало доступным для заинтересованных лиц. Большинство исповедующих буддизм в России сосредоточены в регионах Сибири и Дальнего Востока, но их численность постоянно растет. Распространение буддизма по территории страны Бурятия является одним из наиболее известных и крупных центров буддизма в России. Здесь находится духовный центр буддизма России — Иволгин Дацан, а также множество буддийских храмов и монастырей. Здесь проживает значительная часть бурятской национальности, которая, в основном, исповедует буддизм. Тува также является значимым центром буддизма в России. Здесь находится крупнейший буддийский храм России — Тувинский Кизил. Буддизм очень популярен среди тувинцев, которые отдают должное его историческим и культурным корням. Кроме того, буддизм имеет своих последователей в других регионах страны, например, в Калмыкии, где расположен Золотой Абакан. Его золотая крыша является одной из самых ярких достопримечательностей республики. Не смотря на концентрацию большинства буддистов в определенных регионах, буддизм в России имеет своих последователей и в других субъектах Российской Федерации. В целом, буддизм является важной составляющей российской религиозной культуры и сыграл значительную роль в формировании и развитии национальной идентичности в ряде регионов страны. Особенности буддийской демографии в России Согласно последним данным, число исповедующих буддизм в России оценивается примерно в несколько миллионов человек. Этот религиозный заказчик имеет свои особенности в демографии, которые также стоят на учете. Территориальное распределение: Буддисты в России проживают в различных регионах, но особенно сосредоточены в Бурятии, Калмыкии и Туве. Эти регионы имеют длительную историю буддизма и являются культурными и религиозными центрами для буддистов. Этнический состав: Основная часть исповедующих буддизм в России являются представителями народов, традиционно связанных с буддизмом, таких как буряты, калмыки, тувинцы и другие. Однако в последние годы наблюдается интерес к буддизму и среди представителей других этнических групп. Центры и монастыри: В России действуют различные буддийские центры и монастыри, где верующие могут получить духовное образование, участвовать в молитвах и ритуалах, а также проводить время в медитации. Эти места имеют важное значение как для распространения буддизма, так и для сохранения его традиций в России. Роль буддизма в культуре и образе жизни: Буддизм оказывает значительное влияние на культуру и образ жизни российских буддистов. Некоторые традиции буддизма, такие как медитация и йога, стали широко распространенными в России и привлекают людей различных вероисповеданий и философских убеждений.
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
Буддизм по странам - Buddhism by country | Оценки общего количества буддистов в России в разных источниках сильно отличаются, но вероятнее всего их примерно полмиллиона или 0,3-0,4% населения. |
Религии мира: численность верующих | Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. |
Буддизм по странам - Buddhism by country
360 миллионов, Южного буддизма (Тхеравада) - 150 миллионов и Северного буддизма (Ваджраяна) - 18,2 миллиона. Последователи дзен-буддизма, с которым массовое сознание в основном ассоциирует японскую культуру, действительно составляют значительный процент от общего числа последователей японского буддизма. Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Число последователей буддизма – это одна из самых впечатляющих статистик нашего времени. Содержание: Сколько буддистов в мире Места проживания Как подсчитывается количество буддистов Российский буддизм Буддизм в западных странах Заключение. Количество буддистов.
Религиозный состав населения мира - 2023
Марсель Поортхаус считает "странным", что никто в обществе не обеспокоен ростом числа приверженцев буддизма, в отличие от исламизации, которая воспринимается рядом голландских политиков, в первую очередь скандально известным Гертом Вилдерсом, как явная угроза. Поортхаус и Салеминк - авторы вышедшей в Нидерландах книги о буддизме "Лотос в Низких Землях" так называют Нидерланды - отмечают, что многие их соотечественники, причисляя себя к буддистам, на самом деле имеют весьма поверхностное представление об этой конфессии. В то время, как число буддистов и мусульман в Нидерландах растет, число приверженцев христианства постепенно уменьшается. Вследствие этого сокращается количество церквей.
Он также получил значительное распространение среди диаспоры в Западной Европе, Северной Америке и других частях мира. Буддизм играет важную роль в жизни многих людей, предоставляя им нравственные принципы, духовное утешение и практику медитации. Эта древняя религия продолжает привлекать новых последователей по всему миру и оказывать влияние на культуру и общество. Страны с наибольшим количеством последователей Китай: Китай является родиной буддизма и имеет самую большую популяцию буддистов в мире. Большинство китайских буддистов следуют Махаяне, одной из главных школ буддизма. Таиланд: Таиланд также известен своим большим числом буддистов.
Япония: Буддизм пришел в Японию из Китая около 6 века н. Сегодня оно является одной из главных религий в Японии, с множеством буддийских храмов и монастырей по всей стране. Страна известна своими древними буддийскими храмами и святыми местами.
Религия Unsplash В мире есть всего несколько религий, насчитывающих сотни миллионов и миллиарды последователей. Вот какие из них самые крупные Основные религии мира делятся на две категории: авраамические, такие как христианство, иудаизм и ислам; и индийские религии, которые включают индуизм, буддизм, сикхизм и другие. Из основных мировых религий христианство является самой крупной, с более чем двумя миллиардами последователей. Его крупнейшие центры - Римская католическая церковь, Восточные православные церкви и протестантские церкви. На протяжении веков число христиан росло по мере того, как эта религия распространялась по всему миру, часто через миссионеров и колонизаторов. Второй по распространенности религией является ислам, насчитывающий, по оценкам, 1,8 миллиарда последователей во всем мире. Он зародился в Мекке город в современной Саудовской Аравии в 7 веке н. Ислам утверждает, что учение Бога Аллаха записано в священной книге - Коране, — которая является основным текстом приверженцев этой религии.
Остальные ответы Наск пиши 3 менсто в мире... Похожие вопросы.