почитаемая в Русской Православной Церкви икона Божией Матери.
Икона Божией Матери "Державная"
Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.
Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. И о ней в монастыре забыли. Всю Россию облетело известие о том, что в день отречения государя-императора Николая II под Москвой произошло чудесное явление новой иконы.
В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница - будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, с сестрами.
Скоро почти в каждом храме появился список с "Державной", были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие патриарх Тихон иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким. После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих.
На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей. Совпадение явления иконы с отречением императора, а также с особенностями открывшегося образа было воспринято народом как символ. Это символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона Божией Матери «Державная» почитается как чудотворная.
После революции икона «Державная» хранилась в запасниках Государственного Исторического музея. Но об этом никто не знал.
Во дни празднования 1000-летия Крещения Руси произошло знаменательное событие в духовной истории России: Державная икона Божией Матери, которая многие годы находилась в музейном плену, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была возвращена Русской Православной Церкви. Икону временно поместили в алтаре домовой церкви Издательского отдела Московской Патриархии, который возглавлял митрополит Питирим Нечаев. Событие это совершилось без оглашения, и лишь очень немногие знали, что величайшая святыня России вновь находится в Лоне Святой Церкви Православной. Перенесли икону священники и верующие. Образ был поставлен в Казанском храме села Коломенского. Перенесение совершилось в канун дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этот день, как и 70 лет назад, читался акафист Державной иконе, и все молящиеся в храме стояли на коленях. Думается, это не случайно.
Ведь Казанский храм был царским домовым храмом. На службу приходила царская семья и ближайшее окружение Царя. В настоящее время икона находится на реставрации. В Казанском храме 27 июля 2012 года был освящен нижний крестильный храм в честь Державной иконы Матери Божией. Митрополит Арсений, в ту пору первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, узаконил для Казанского храма этот праздник второго обретения святыни, которого пока нет в церковном календаре, но который празднуется здесь как память о событии возвращения Державной иконы в церковь в Коломенском в 1990 году. Этот день церковного года уже давно получил среди клира и прихожан Коломенского своё именование, а именно: «Летняя Державная». В последние годы 27 июля совершалось принесение чудотворного образа на Вознесенскую площадь Коломенского и служение перед ним Божественной литургии. Ночью икона пребывала в подклете Вознесенского храма, том самом месте, откуда она вышла на молитвенное поклонение к русскому народу 2 15 марта 1917 года.
И вот 27 июля перед богослужением чудотворная икона вновь выходила из подклета к людям, повторяя то историческое судьбоносное событие столетней давности. И всякий раз мы молитвенно переживали этот удивительный момент! Их главными святынями стали именно Державные иконы Матери Божией, освященные в Коломенском. В 2007 году чудотворная Державная икона Матери Божией облетела на президентском самолете все Русское Зарубежье, весь мир. На 90-летие и 100-летие первого обретения иконы 2 15 марта 1917 года редакция газеты «Русь Державная» провела в 2007 и 2017 годах крестные ходы «Дно-Псков-Коломенское».
Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране. Икону возили на молебны в разные храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням.
В Марфо-Мариинской обители перед этой иконой молилась прмц. Елисавета Феодоровна с сестрами Сергиевские листки. Один из списков в середине 20-х гг.
Явление иконы
- ЦДКиО | 8 фактов из истории Державной иконы Богоматери
- Значение явления иконы
- Листая православный календарь
- ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
- 15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери - Екатеринбургская епархия
Державная икона Божией Матери
15 марта — обретение Державной иконы Божией Матери. Чудотворная икона Божией Матери Державная обретенная 15 марта 1917 Та самая икона, которая была явлена в день ПРИНУДИТЕЛЬНОГО отречения императора Николая II. ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича. Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв.
Державная икона Божией Матери
Это главная святыня монархистов России. Обретенная в ХХ веке она стала одним из самых почитаемых и таинственных среди образов Богородицы. Считается, что этот образ значим для людей, облеченным властью государства, - мол, покровительствует Она правителей страны. Но это не совсем так. Какой еще глубокий смысл заложен в ее иконописи?
Значение чудотворного образа 144 р В Подмосковье, в селе Коломенское, русскому православному народу в 1917 году явил себя образ Божьей Матери. Это событие как раз совпало с отречением от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии, жившей близь этого села, стали видеться сны о белой церкви и слышаться требования тайного голоса найти икону и сделать ее красной. Будучи истинной христианкой, крестьянка все рассказала настоятелю Вознесенской церкви.
После долгих поисков найден был образ Пречистой в одном из подвалов церкви среди старых досок. Когда его очистили от многолетней пыли копоти, всем представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной: в красных нарядах величественно восседает на троне царском, с короной на голове и золотым нимбом, а в руках держит царские регалии - державу и скипетр. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя.
Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь. Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной.
После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках.
Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже.
Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа.
Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери».
Митрополит Арсений, в ту пору первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, узаконил для Казанского храма этот праздник второго обретения святыни, которого пока нет в церковном календаре, но который празднуется здесь как память о событии возвращения Державной иконы в церковь в Коломенском в 1990 году. Этот день церковного года уже давно получил среди клира и прихожан Коломенского своё именование, а именно: «Летняя Державная».
В последние годы 27 июля совершалось принесение чудотворного образа на Вознесенскую площадь Коломенского и служение перед ним Божественной литургии. Ночью икона пребывала в подклете Вознесенского храма, том самом месте, откуда она вышла на молитвенное поклонение к русскому народу 2 15 марта 1917 года. И вот 27 июля перед богослужением чудотворная икона вновь выходила из подклета к людям, повторяя то историческое судьбоносное событие столетней давности. И всякий раз мы молитвенно переживали этот удивительный момент! Их главными святынями стали именно Державные иконы Матери Божией, освященные в Коломенском.
В 2007 году чудотворная Державная икона Матери Божией облетела на президентском самолете все Русское Зарубежье, весь мир. На 90-летие и 100-летие первого обретения иконы 2 15 марта 1917 года редакция газеты «Русь Державная» провела в 2007 и 2017 годах крестные ходы «Дно-Псков-Коломенское». На станции «Дно» 14 марта 1917 года был остановлен Царский поезд, после чего заговорщикам удалось добиться лишения Государя Императора престола. В тот же день была обретена Державная икона в Коломенском. О важности почитания Державной иконы и подвига святого Царя свидетельствовало происходившее на этих крестных ходах обильное мироточение Державного образа и образа Царя Мученика.
Неоднократно святое миро появлялось и на нашей редакционной иконе Матери Божией «Державная». Цвет обретенной в 1917 году иконы предрекал Православной Руси в начале ХХ века эпоху мученичества и очищения от нераскаянных грехов. Кончилось долготерпение Божие. Не состоялось покаяние, к которому призывал отец Иоанн Кронштадский, и не он один. И ныне нам не нужно испытывать Божие долготерпение.
Сколько бед обступило Россию, но все духовно чуткие люди говорят, что нет в народе нашем должного покаяния. А Матерь Божия через крестьянку Евдокию Адрианову, которой было явление Богородицы, передала народу русскому Свое повеление: «пусть молятся» перед Державным образом. Чудотворные иконы Богородицы ограждают Россию от всякого зла, но не автоматически, а через наши с вами молитвы. Священник Николай Лихачев и Евдокия Адрианова, обретшие Державную икону, — уже исторические, легендарные личности, их имена знает каждый воцерковленный, верующий человек. Но поминать их в молитвах мы стали совсем недавно благодаря настоятелю Казанского храма в Коломенском епископу Гурию Шалимову.
И это как-то по-особенному греет наше сердце, что мы устанавливаем с ними молитвенную, сердечную связь.
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8. По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.
15 марта 2023. «Державной» иконы Божией Матери
Державная икона Божией Матери | Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. В советские годы у верующих икона ассоциировалась прежде всего с русским рассеянием. |
«Державная» икона Божией Матери - в чем помогает | история появления, чудеса, о чем молиться перед чудотворным образом. |
15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери | Державная икона Божией Державная икона Божией Матери. Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. |
Чтим Державный образ святыни Твоея / | 15 марта епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в день памяти Иконы Божией Матери «Державная» в Христорождественском кафедральном соборе города Уварово. |
Под Державным покровом
Именно в этом — великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. Икона «Державная» явилась миру одновременно с новостью об отречении Николая Романова. Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе.
Икона Божией Матери "Державная"
А в праздник иконы Божией Матери «Державная» игумен Митрофан (Охалов) и иеромонах Венедикт (Меньшиков) пропели перед ней тропарь, кондак и величание. 15 марта епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в день памяти Иконы Божией Матери «Державная» в Христорождественском кафедральном соборе города Уварово. Из обстоятельств обретения иконы Божией Матери "Державная": «Евдокия Ивановна Андриянова, крестьянка Московской губернии, проживающая по Московской Курской дороге, в слободе Перерва, близ платформы, собственный дом». Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.
История обретения образа Пресвятой Богородицы Державная
- Оптина пустынь
- «Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
- Икона Божией Матери Державная: в чем помогает образ Богородицы и тексты молитв
- Сказание о иконе Божией Матери, именуемой «Державная»
- Объявления
- Икона Божией Матери "Державная"
Явление Иконы Божией Матери «Державная»
Из обстоятельств обретения иконы Божией Матери "Державная": «Евдокия Ивановна Андриянова, крестьянка Московской губернии, проживающая по Московской Курской дороге, в слободе Перерва, близ платформы, собственный дом». История обретения образа Пресвятой Богородицы Державная История явления иконы Божьей Матери «Державная» наполнена драматизмом и разносторонним смыслом, оценить который в полной мере, наверное, невозможно даже в наши дни. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8. «Державная» икона Божией Матери была обретена в самом начале лихолетья в России – 2-го (по новому стилю – 15-го) марта 1917г., в монаршем селе Коломенское, в подвальном помещении храма в честь Вознесения Господня. В праздник Державной иконы Божией Матери был совершен крестный объезд вокруг Москвы с чудотворной иконой Царя Николая. Державная икона Божьей Матери была обретена в очень нелегкие для страны времена.