"Да, уже около 10 месяцев, как я стала башканом Гагаузии, и президент Республики Молдова не подписывает указ о назначении меня в правительство", – рассказала Евгения Гуцул. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
Гагаузия вот-вот вспыхнет
Главу Гагаузии Гуцул досмотрели в аэропорту Кишинева после возвращения из Москвы. Эксперты считают, что давление на Гагаузию, которая все активнее демонстрирует пророссийскую позицию, переходит в Молдавии в горячую стадию. Если о происхождении гагаузов еще ведутся споры, то их кочевое прошлое бесспорно.
Гагаузы - кто это? История, описание, фото
Профессор РАНХиГС, доктор политических наук Наталья Харитонова прокомментировала ситуацию вокруг выборов башкана Гагаузии. Глава Гагаузии Евгения Гуцул в интервью программе De facto на телеканале GRT сообщила, что российские банковские карты МИР начнут выдавать в автономии с 1 мая. Эксперты считают, что давление на Гагаузию, которая все активнее демонстрирует пророссийскую позицию, переходит в Молдавии в горячую стадию. Глава Гагаузии Евгения Гуцул опасается, что власти Молдавии могут ввести войска в регион, если Гагаузия объявит свою независимость.
Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
О происхождении гагаузов существует около 20 различных гипотез. Политолог Ищенко объяснил, как и чем Россия может помочь Гагаузии. Множество гипотез порождается отсутствием точной информации о происхождении гагаузов. Доступные в приложении банка 2000 леев жители Гагаузии используют по-разному. Глава Гагаузии Гуцул призвала главу МВД Молдавии к отставке из-за давления на людей.
Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
О происхождении гагаузов Вики перечисляет три основных гипотезы: • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. •. Научно-исследовательский центр АТО Гагаузия имени вич. Главу Гагаузии Гуцул досмотрели в аэропорту Кишинева после возвращения из Москвы. Новости Гагаузии и Молдавии! Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери.
Глава Гагаузии заявила, что власти делают все для ее задержания
Основной заработок этнических группировок — воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии. Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа. Считается, что гагаузы контролируют знаменитый одесский рынок «7-й километр» и в 2017 году похитили со склада винницкой агрофирмы, принадлежавшей бывшему президенту Украины Петру Порошенко, удобрений на сумму 2 миллиона долларов. Решающую роль гагаузские группировки играют в криминальном мире Болгарии и Румынии. Республика Гагаузия Гагаузы, как и чеченцы, пытались создать собственное государство. Построение независимости сопровождалось националистическими лозунгами, притеснениями всего русского и попытками навязать национальным меньшинствам молдавский язык и культуру. В Гагаузии — месте компактного проживания гагаузов на юге Молдавии начались протесты и разговоры о создании собственного государства. Для усмирения сепаратистов 25 октября 1990 года туда выдвинулось до 50 тысяч молдавских националистов-добровольцев. Руководил колонной первый премьер-министр Молдавии Мирча Друк.
С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст. В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым. В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне. Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов. Еда Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель.
Мы призываем поддержать его все политические силы, местные власти и общественных деятелей — всех, кто разделяют нашу повестку». По его словам, митинг планируется провести без партийных флагов. Будут звучать требования о сохранении нейтралитета Молдавии, а также «об укреплении партнерских связей с главными мировыми силами — Россией, Китаем, Европейским союзом, США, Китаем». Интересно, что в тот же день в Кишинёве намечено проведение митинга в поддержку евроинтеграции, созванного президентом Майей Санду. Ранее лидер движения «Народный союз Гагаузии» заявлял об отмене запланированной ранее массовой акции протеста в поддержку результатов выборов, которые пытаются оспорить власти Молдавии.
Кроме того, партия "Шор" ведет переговоры с российскими университетами, чтобы открыть в Гагаузии вуз, по окончании которого выпускники получали бы и местный, и российский дипломы. Примечательно, что второй кандидат - Григорий Узун - тоже выступал за активное сотрудничество с Россией, такое отношение к РФ характерно для автономии, потому правящая в Молдавии прозападная партия "Действие и солидарность" и вовсе не стала выставлять своего кандидата. Однако предвыборная кампания была омрачена некоторым противодействием со стороны Кишинева, который грозил местному ЦИК уголовным преследованием за нарушения при проведении выборов. Парламент автономии воспринял это как попытку срыва голосования. Более того, Конституционный суд Молдавии приступил к рассмотрению обращения правительства о проверке конституционности политической партии "Шор". Накануне выборов в Гагаузии у руководителей избирательного штаба Гуцул были проведены обыски.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Прорыв на российском направлении явно поспособствовал консолидации политических элит Гагаузии. Ещё несколько месяцев назад этот аксакал региональной политики блокировал утверждение Исполкома правительства , предлагаемого башканом, а теперь активно помогает главе автономии. Авторитет Гуцул признают и бывшие президенты Молдавии, пришедшие к власти на пророссийских лозунгах, Владимир Воронин и Игорь Додон. В марте они посетили Гуцул в столице автономии Комрате и обсуждали с ней ситуацию в стране. В немалой степени этому, как ни странно, способствуют и действия нынешнего президента Молдавии Майи Санду. Вопреки действующему законодательству, глава государства так и не включила Гуцул после избрания башканом в состав Высшего совета безопасности и правительства Молдавии. На голову регионального лидера сыплются обвинения в связях с «коррупционными структурами». Под «структурами» имеется в виду скрывающийся на территории Турции, России и Израиля молдавский бизнесмен Илан Шор. Однако такие действия президента, имеющего крайне низкий рейтинг в Гагаузии, популярности регионального лидера никак не уменьшают. И даже наоборот, придают Гуцул ореол борца с кишинёвским режимом, который различными средствами добивается ограничения прав Гагаузской автономии. К тому же башкан не боится возвышать голос на прорумынские силы в Молдове.
Большой резонанс вызвало её высказывание о готовности вернуться к независимой Гагаузской республике существовавшей в 1990-94 годах , если Республика Молдова приступит к объединению с Румынией. Не исключает Гуцул и обращения за военной помощью к России, если Кишинёв попытается силой передать гагаузов под власть Бухареста. К примеру, на днях Санду фактически обвинила Гагаузию в иждивенчестве за счёт молдавских ресурсов.
Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов. Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика. Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий. Это может быть глиняная посуда, украшения, декоративные изделия и т. Гагаузская музыка.
У гагаузов есть своя традиционная музыка, которая отражает их историю и культуру. Она включает в себя традиционные инструменты, такие как домра, баян, тар, а также специфические ритмы и мелодии. Гагаузская кухня. Гагаузская кухня включает в себя множество мясных блюд, таких как шашлык, жаркое, пироги, а также молочные продукты, например, сыры. Кухня гагаузов также отличается использованием множества специй и трав. Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т. Эти традиции и обычаи играют важную роль в жизни гагаузов и помогают им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Национальная одежда Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции.
Одежда мужчин и женщин имеет свои отличительные черты. Мужская одежда включает в себя традиционную рубашку с длинными рукавами, которая называется «камарь», а также широкие брюки и национальную головную убор «каппа». Женская одежда также включает в себя длинную рубашку с длинными рукавами, юбку и фартук, а также головной убор «песочник». Одежда гагаузов обычно яркая и красочная, с использованием множества цветов и узоров. Кроме традиционной национальной одежды, современные гагаузы также носят современную одежду, которая соответствует современным требованиям и модным тенденциям. Одежда гагаузов играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия этого народа. Она также является объектом гордости и идентификации для гагаузов, помогая им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Традиционная кухня и еда Гагаузская кухня является смесью традиций разных культур, с которыми гагаузы взаимодействовали в течение своей истории.
В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле.
Потом начнутся решительные действия либо крайне неприятные для Гагаузии политические решения. С Турцией связывают истоки, язык, с Россией — православие. Плюс гагаузы благодарны, что когда-то русский царь помог гагаузам перебраться на эти территории из Османской империи. Гагаузы на генетическом уровне благодарны России. Если мы встанем перед угрозой объединения с Румынией, мы будем просить, чтобы Россия нас приняла. Гагаузы всегда проголосуют за Россию. Но мы не должны забывать, какие деньги вкладываются в СМИ. Из каждого утюга идёт информация, что Майя Санду глава кишиневского марионеточного режима. EADaily за демократию, а Путин — плохой, Россия — агрессор. Идеологическая машина заточена так, чтобы вообще другую точку зрения не доносить. Почему это сложно делать в Гагаузии? Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ.
Что такое Гагаузия?
Но возникают вопросы, почему учения проводят именно в Комрате, а не в каком-либо ином городе страны? И почему проведение учений странным образом совпало с митингами протеста общественности против режима Санду и днём Гагаузской Республики? Но ситуация в стране и в автономии накалена из-за провальной экономической политики правящей партии. Власти этими учениями хотят показать свою силу? Лучше бы они пошли в народ, вступали в прямой диалог с людьми, выслушали бы их», — отметил депутат Парламента Республики Молдова от Блока коммунистов и социалистов Александр Суходольский, представляющий Гагаузию, в комментарии для Gagauznews. Власти не скрывают своих намерений свести на нет автономию и подорвать её экономическую базу. Правительство Молдовы оспаривает в суде закон о создании на территории автономии информационно-технологического парка, принятый Народным Собранием Гагаузии. Открытие такого парка обеспечило бы и многомиллионные доходы в бюджет автономии, и создание высокооплачиваемых рабочих мест. Кишинёв явно не заинтересован в успешном развитии мятежного региона. По словам Николая Костыркина, редактора информационного агентства Gagauznews.
Но Майю Санду сотоварищи… жаба давит» — говорит Костыркин.
Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг. Территория Бессарабии входила в состав Румынии.
Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке. После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи. Статистика населения гагаузов в г.
В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат.
История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно.
Гагаузскую автономию пытаются отменить
Политик третий раз за последние два месяца посетила Россию с рабочим визитом. В зале аэропорта в ожидании ее прилета собрались родственники и сторонники Гуцул. В аэропорту Кишинева , куда прилетел ее авиарейс из Стамбула , объявили эвакуацию. По ее словам, правоохранители задерживают в аэропорту ее советников, которые прибыли в составе делегации автономии из РФ.
Молдавские власти заявили, что мероприятие в Москве преследовало интересы другого государства, его цели были противоположны интересам Молдавии. Башкан Гагаузии Евгения Гуцул пока не вернулась из Москвы. У нее нет дипломатического паспорта, так как власти Молдавии не признали результаты выборов башкана в мае 2023 года из-за подкупа избирателей и других нарушений.
В мероприятии приняло участие около 300 человек, большая часть которых прилетела из Молдавии. В состав блока вошли партии "Возрождение", "Шанс", "Альтернатива и сила спасения Молдовы" и Victoria, которые до этого были подконтрольны Шору.
Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит 12 октября 2023 16:02 Граница территории Гагаузии. Semenova Молдавская Гагаузия давно хочет войти в состав России. Как реагируют люди?
Конечно, в последние годы всё меняется, СМИ делают своё дело. Но всё равно патриархальность присутствует. У гагаузов есть православие, патриархальность, образование на русском языке. Поэтому такое противостояние у Гагаузии с Кишинёвом. Ведь в Гагаузии после выборов нового башкана началась абсолютная изоляция от внешнего мира.
Сегодня Кишинёв не признаёт Гагаузию как автономию, её исключили из политической жизни. Потом начнутся решительные действия либо крайне неприятные для Гагаузии политические решения. С Турцией связывают истоки, язык, с Россией — православие. Плюс гагаузы благодарны, что когда-то русский царь помог гагаузам перебраться на эти территории из Османской империи.
А причина такой политики Кишинева во главе с президентом Майей Санду в том, что жители автономии не поддерживают евроинтеграцию и, самое главное — желают хороших отношений с Россией. А если не придет, у нас есть возможность через несколько месяцев выбрать достойного президента, который будет, в первую очередь, заботиться и работать на благополучие жителей Республики Молдова и на то, чтобы не сталкивать лбами гагаузов и молдаван. К сожалению, сейчас они это стараются сделать, но мы хотим жить в нашей стране, дружить с нашими братьями-молдаванами», — прокомментировала Гуцул. И не только в Гагаузии, но и во всем молдавском обществе есть сильный запрос на улучшение отношений между Москвой и Кишиневом.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сел поддержат нас и присоединятся к нам. Но мы все же надеемся, что разум возобладает", - сказала Гуцул. Глава региона подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но и русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли выстроить гармоничные межнациональные отношения. Это наши соседи, с которыми мы хотим развивать тесные экономические и культурные связи. Но мы также ожидаем, что и наши соседи будут относиться с должным уважением к молдавской государственности и особому правовому статусу Гагаузии", - отметила Гуцул.
С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы: Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов; Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти.
Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет; Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами; В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом. Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала. Традиции У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак: Сговором. Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества. Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями.
Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты. Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд.
Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст. В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым. В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста.
Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда.
Православные турки Происхождение гагаузов историками до конца не выяснено. Ряд исследователей считают их потомками средневековых кочевников — огузов, печенегов, куманов, которые откочевали из Северного Причерноморья на Балканы. По другой версии они турки-сельджуки, переселившиеся в Добруджу, где они вместе с половцами основали Огузскую державу. Есть мнения, что гагаузы — отуреченные болгары. Генетика и лингвистика подтверждает тюркское происхождение гагаузов, которые приблизительно в Х веке пришли на Балканы и активно смешивались с местными жителями. От своих воинственных предков они унаследовали вспыльчивый характер. Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв. Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность.
Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути.
Ему 36 лет. Григорий Узун - экс-депутат Народного собрания Гагаузии и бывший депутат парламента Молдовы.
Он шёл на выборы башкана как независимый депутат, но его активно поддерживает Партия социалистов и за него агитирует экс-президент Игорь Додон. Уверен, что через месяц он не начнет называть молдавский язык румынским и не будет говорить, что будущее Молдовы — в Европейском союзе. В 2016 году вернулся в Вулканешты.
В 2017 году стал депутатом Народного собрания от Вулканештского округа.