В редакцию журнала «ФОМА» поступил вопрос, можно ли уничтожить коронавирус колокольным звоном. О целях и результатах по-своему провокационного доклада "Фоме" рассказал сам митрополит Иларион. канал @foma_ru_voprosy Высказывания православных пастырей по актуальным проблемам современности, а также ответы священников на вопросы. на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а.
Подпишитесь на рассылку нашего Синодального отдела
- New topics
- Журнал ФОМА
- жпнб ПО-МБКО () : тБУУЩМЛБ :
- Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге» /
- Журнал «Фома» запустил новую версию сайта
- Содержание
Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г.
Я всегда, когда видел или слышал, что тот или иной руководитель получает какую-то награду, где-то выступает от имени коллектива, то, грешным делом, думал: "Ну что ты выступаешь, народ-то работает, а ты тут щеки надуваешь", пока на своем опыте не начал понимать, что это такое. Все больше стало появляться людей, которые занимаются делом, непосредственно создавая журнал, а мне, напротив, все в большей и в большей мере приходится брать на себя представительские функции. И вот, когда в последнее время на нас посыпались какие-то награды [ 2 ], я вспомнил свое осуждение руководителей и при этом чувствовал себя ужасно, потому что по-прежнему считаю, что любые награды — это заслуга, в первую очередь, всего коллектива. И опять повторюсь: может быть, не менее ценна, чем сам журнал, та атмосфера, которая в "Фоме" существует, что отмечают почти все, кто приходит в редакцию. Это тоже "особенность", присущая "Фоме" с самого начала? И он никогда не соглашался стать для нас духовником. Просто потому, что это требует особых отношений и… — Близости? А Володя мне все время говорил: "Надо, чтоб у нас был батюшка". Он даже одно время на меня как-то так поглядывал, что я стал пугаться этих взглядов, вроде — ну давай, давай… А я всегда говорил, что мы не можем к кому-нибудь прийти и сказать: "Станьте нашим духовником" — ни с того ни с сего.
Это должно как-то само произойти, по воле Божией. И вот появился в жизни "Фомы" священник Игорь… Фомин, естественно. Многие ребята к нему теперь ходят в храм. И в какой-то момент отец Игорь сказал: "А почему мы, собственно, не служим молебен святому апостолу Фоме? Есть же акафист апостолу Фоме, мы этот акафист периодически издаем. И с тех пор у нас в редакции каждую пятницу в 10 утра совершается молебен с чтением акафиста нашему святому покровителю. Акафист все читают, по очереди. Это очень важно.
Но, вместе с тем, я бы не хотел, чтобы мои слова звучали как: "Ах, у нас такой коллектив! Ах, как все прекрасно и духовно! В "Фоме" работать тяжело. Это своего рода испытание. Для всех, для нас с Гурболиковым, уже больше десяти лет… Например, многие люди прошли через "Фому", но в "Фоме" работать не остались. Кто-то уходил легко, кто-то — тяжело, с кем-то мы непросто расставались, знаю, что есть люди, которые на нас обижены. Но это — жизнь. К слову сказать, непросто бывает работать и потому, что кто-то считает, что если журнал православный, то значит, можно и опоздать, можно чего-то и не сделать, можно и работать вполсилы, мол, все сойдет.
Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении. Но новые люди появляются. Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас. Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение.
И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся. И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи. У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге. Красота должна оставаться красотой. Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из". Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика.
Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению. В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо. Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались. Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы! Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием.
Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация. Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами. Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый". Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо. Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок. И перед Вами этот вопрос стоял в свое время.
Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он? Кто-то считает, что подзаголовок "Журнал для сомневающихся" удачный, кто-то с ним категорически не согласен, но я могу сказать, какой смысл мы вкладываем в это. Многие полагают, как изначально думал даже я сам, что сомневающийся — это просто неверующий. Так это или не так? В каком-то отношении так, конечно. Мы обращаемся к тем, кто в принципе сомневается в вере. Но не только к ним. Дело в том, что сомнения — это некий "индикатор" роста.
Вот, допустим, позавчера человек сомневался в том, есть ли Бог. Рассчитан ли на него "Фома"? А вчера он уже не сомневался, что Бог есть, но сомневался: для всех ли Он один? И кто говорит о Нем правильно: христиане, мусульмане или иудеи? Рассчитан ли и на таких людей "Фома"? Да, и на таких тоже. А сегодня он уже не сомневается, что его Бог — это христианский Бог, но он узнал, что есть православные, католики, протестанты… Рассчитан на таких людей? А завтра, послезавтра… и так далее.
Но мы никогда не делали молодежного журнала. Скажу больше: если бы мы делали, допустим, журнал для студентов, то делали бы его совершенно по-другому. Ну не совершенно, но по-другому. Когда мы пытались в маркетинговых целях "сегментировать аудиторию", как принято говорить, то исходили из того, что возраст нашего читателя — от 25 до 55 лет, и, как правило, читатель этот образованный. Но проблема в том, что в действительности у нас есть, например, и 15-летние читатели, а есть и 80-летние. Поэтому, по моему мнению, главная черта нашей читательской аудитории — неравнодушие. Вот человек — он не равнодушен, ему интересно, причем он по-разному неравнодушен, он может быть зло-неравнодушен. Но это его зацепило, и мы с ним готовы вступить в диалог.
Поэтому очень трудно определить, кто именно составляет нашу читательскую аудиторию. Могу сказать так: у любого продукта появляются потребители, на которых этот продукт не рассчитан изначально. Так, скажем, мой учитель, член редакционного совета, Юрий Павлович Вяземский, когда 15 лет назад делал передачу "Умницы и умники", то думал, что ее будут смотреть 11-классники. А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети. Вот в нашем случае, например, и это совершенно точно, одни из самых преданных читателей "Фомы" — это священнослужители, причем самые разные. Один батюшка недавно признался: "Вот иной раз уже не знаешь, что на проповеди сказать, а тут новый журнальчик пришел, и можешь прочитать…". И с нами охотно сотрудничают. Есть, конечно, и негативная реакция.
Бывает конструктивная критика, когда люди делятся своим мнением, подсказывают, как можно было бы сделать что-то. Но таких критиков, к сожалению, очень немного. Чаще бывает по-другому: критика, которая не созидает, а разрушает. Наш друг, читатель и почитатель "Фомы", телеведущий Андрей Максимов как-то выступал у нас в передаче на "Спасе", и у него такая мысль прозвучала, что нельзя оскорблять или критиковать походя. Ну не имеет человек на это права. И вот очень часто мы встречаемся с критикой походя, причем именно в православной среде, это как раз больше всего беспокоит.
Реальная история одного афонского монаха; «После встречи с этим Божиим человеком мы с мамой плакали». Непридуманная история из русской глубинки; «Если мои дети когда-то спросят, что я делал в 2023 году, я отвечу без стыда». Рассказ человека, поехавшего в Мариуполь; Соломон.
Разговор Владимира Легойды с российским журналистом-международником Федором Лукьяновым; Русский миллионер, которого хотели признать сумасшедшим. Реальная история одного афонского монаха; «После встречи с этим Божиим человеком мы с мамой плакали». Непридуманная история из русской глубинки; «Если мои дети когда-то спросят, что я делал в 2023 году, я отвечу без стыда».
Всего вышло 4 номера восьмиполосной иллюстрированной газеты общим тиражом более 200 тысяч экземпляров, которые были изданы при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». В распространении газеты «Фоме» помогли друзья и соработники из православного общественного движения «Христианское доброделание». Мы надеемся, что сможем продолжить проект и далее, расширив его географию и охват.
Содержание
- Новые видео канала Вопросы Веры и Фомы неофициальный канал, Смотреть онлайн
- «Фома» — журнал о Православии
- Об опросах и проектах ФОМа – в Координационном центре Правительства РФ / ФОМ
- Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
- Вопросы священнику
- Топ подкастов в категории «Религия и духовность»
Непридуманные истории
В редакцию журнала «ФОМА» поступил вопрос, можно ли уничтожить коронавирус колокольным звоном. Новости Фома. Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Журнал «Фома» включен в перечень социально значимых изданий для проведения подписной кампании с 2016 года. канал @foma_ru Хорошая новость каждый день, две тысячи лет подряд.
Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г.
Непридуманные истории - Православный журнал «Фома» | канал - неофициальный. |
Журнал «Фома» запустил новую версию сайта | Как Дева Мария стала Богородицей (7 апреля) Вопросы Веры и Фомы. |
Журнал «Фома» запустил сеть Телеграм-каналов | Президент ФОМа Александр Ослон – об идее создать звонковый центр, о надеждах на ФОМ-Мастерскую и сюрпризах уходящего года. |
чПКФЙ ОБ УБКФ | Канал автора «Журнал «Фома»» в Дзен: «Фома» — православный журнал для сомневающихся. |
Администрация Кузнецкого района | Журнал «Фома» завершил проект по выпуску газеты «Фома в дороге», которая бесплатно распространялась преимущественно в часовнях при вокзалах в различных регионах России. |
Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»
на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а. Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналу «Фома»: новость ОВЦС. Участие ФОМа в мероприятии не ограничилось выступлениями на секциях. на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а.
Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналу «Фома»
Подписывайтесь, читайте! В группе приветствуются: — конструктивные дискуссии, обмен мнениями, доброжелательное общение. В группе не допускаются: — хамство, взаимные оскорбления, троллинг — спам и бессодержательные комментарии не по теме поста — размещение сторонних ссылок на другие сайты и страницы в соцсетях в комментариях.
Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении. Но новые люди появляются.
Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас. Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение.
И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся. И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи. У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге.
Красота должна оставаться красотой. Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из". Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика. Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению.
В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо. Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались. Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы!
Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием. Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация. Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами. Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый".
Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо. Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок. И перед Вами этот вопрос стоял в свое время. Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он?
Кто-то считает, что подзаголовок "Журнал для сомневающихся" удачный, кто-то с ним категорически не согласен, но я могу сказать, какой смысл мы вкладываем в это. Многие полагают, как изначально думал даже я сам, что сомневающийся — это просто неверующий. Так это или не так? В каком-то отношении так, конечно. Мы обращаемся к тем, кто в принципе сомневается в вере.
Но не только к ним. Дело в том, что сомнения — это некий "индикатор" роста. Вот, допустим, позавчера человек сомневался в том, есть ли Бог. Рассчитан ли на него "Фома"? А вчера он уже не сомневался, что Бог есть, но сомневался: для всех ли Он один?
И кто говорит о Нем правильно: христиане, мусульмане или иудеи? Рассчитан ли и на таких людей "Фома"? Да, и на таких тоже. А сегодня он уже не сомневается, что его Бог — это христианский Бог, но он узнал, что есть православные, католики, протестанты… Рассчитан на таких людей? А завтра, послезавтра… и так далее.
Но мы никогда не делали молодежного журнала. Скажу больше: если бы мы делали, допустим, журнал для студентов, то делали бы его совершенно по-другому. Ну не совершенно, но по-другому. Когда мы пытались в маркетинговых целях "сегментировать аудиторию", как принято говорить, то исходили из того, что возраст нашего читателя — от 25 до 55 лет, и, как правило, читатель этот образованный. Но проблема в том, что в действительности у нас есть, например, и 15-летние читатели, а есть и 80-летние.
Поэтому, по моему мнению, главная черта нашей читательской аудитории — неравнодушие. Вот человек — он не равнодушен, ему интересно, причем он по-разному неравнодушен, он может быть зло-неравнодушен. Но это его зацепило, и мы с ним готовы вступить в диалог. Поэтому очень трудно определить, кто именно составляет нашу читательскую аудиторию. Могу сказать так: у любого продукта появляются потребители, на которых этот продукт не рассчитан изначально.
Так, скажем, мой учитель, член редакционного совета, Юрий Павлович Вяземский, когда 15 лет назад делал передачу "Умницы и умники", то думал, что ее будут смотреть 11-классники. А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети. Вот в нашем случае, например, и это совершенно точно, одни из самых преданных читателей "Фомы" — это священнослужители, причем самые разные. Один батюшка недавно признался: "Вот иной раз уже не знаешь, что на проповеди сказать, а тут новый журнальчик пришел, и можешь прочитать…". И с нами охотно сотрудничают.
Есть, конечно, и негативная реакция. Бывает конструктивная критика, когда люди делятся своим мнением, подсказывают, как можно было бы сделать что-то. Но таких критиков, к сожалению, очень немного. Чаще бывает по-другому: критика, которая не созидает, а разрушает. Наш друг, читатель и почитатель "Фомы", телеведущий Андрей Максимов как-то выступал у нас в передаче на "Спасе", и у него такая мысль прозвучала, что нельзя оскорблять или критиковать походя.
Ну не имеет человек на это права. И вот очень часто мы встречаемся с критикой походя, причем именно в православной среде, это как раз больше всего беспокоит. Заметьте: "Фома" никогда ни о ком из наших коллег ничего плохого не говорил. Сейчас в России насчитывается порядка 847 православных изданий, и я могу по любому написать критическую книгу. Но зачем?
Разве мне больше нечем заняться? Мы же не говорим, что "Фома" — журнал для всех и для каждого, что каждый православный и неправославный обязан читать и любить "Фому". Нет, мы этого не говорим. Вот недавно пришло мне по электронной почте письмо, каюсь, что не нашел времени ответить, попробую ответить с вашей помощью. Пишет девушка: "Я не хотела Вам писать, но мне друзья посоветовали все—таки написать.
Почему я перестала читать журнал "Фома"? Когда вы опубликовали на обложке этого ужасного Гордона, то я читать "Фому" перестала, и читать не буду, потому что он много говорил в свое время гадостей про Церковь, про русских. Если он изменился, то путь публично покается, хотя бы через ваш журнал". Меня это поражает: почему же мы так не любим друг друга? Почему Гордон должен публично каяться?
Откуда мы знаем, что в его душе происходит? В "Лествице", по-моему, преподобный Иоанн говорит: "Я знал одного брата, который согрешил явно, а покаялся тайно, а я его осудил". Это же азы христианского поведения, азы! Кстати, о Гордоне. Недавно у нас была в гостях матушка, организующая православный кинофестиваль.
Она рассказала, как познакомилась с Гордоном, "чтобы обличить", но оказалось, что он, единственный из всех, к кому она обращалась, помог ей — реально и смиренно. Уходя от нас, матушка сказала: "Так что пусть никто мне ничего плохого про Гордона не говорит! Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам.
А вот открыла бы эта девушка журнал и прочитала бы то, что говорит Гордон в беседе. Интервью с Гордоном называлось "В каждую телепередачу вносить запал христианской проповеди", вы только вдумайтесь: это же миссионерская бомба!
Непридуманная история из русской глубинки; «Если мои дети когда-то спросят, что я делал в 2023 году, я отвечу без стыда». Рассказ человека, поехавшего в Мариуполь; Соломон. Царь, который построил храм.
Но это — жизнь. К слову сказать, непросто бывает работать и потому, что кто-то считает, что если журнал православный, то значит, можно и опоздать, можно чего-то и не сделать, можно и работать вполсилы, мол, все сойдет. Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении. Но новые люди появляются. Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас. Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение. И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся. И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи. У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге. Красота должна оставаться красотой. Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из". Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика. Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению. В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо. Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались. Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы! Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием. Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация. Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами. Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый". Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо. Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок. И перед Вами этот вопрос стоял в свое время. Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он? Кто-то считает, что подзаголовок "Журнал для сомневающихся" удачный, кто-то с ним категорически не согласен, но я могу сказать, какой смысл мы вкладываем в это. Многие полагают, как изначально думал даже я сам, что сомневающийся — это просто неверующий. Так это или не так? В каком-то отношении так, конечно. Мы обращаемся к тем, кто в принципе сомневается в вере. Но не только к ним. Дело в том, что сомнения — это некий "индикатор" роста. Вот, допустим, позавчера человек сомневался в том, есть ли Бог. Рассчитан ли на него "Фома"? А вчера он уже не сомневался, что Бог есть, но сомневался: для всех ли Он один? И кто говорит о Нем правильно: христиане, мусульмане или иудеи? Рассчитан ли и на таких людей "Фома"? Да, и на таких тоже. А сегодня он уже не сомневается, что его Бог — это христианский Бог, но он узнал, что есть православные, католики, протестанты… Рассчитан на таких людей? А завтра, послезавтра… и так далее. Но мы никогда не делали молодежного журнала. Скажу больше: если бы мы делали, допустим, журнал для студентов, то делали бы его совершенно по-другому. Ну не совершенно, но по-другому. Когда мы пытались в маркетинговых целях "сегментировать аудиторию", как принято говорить, то исходили из того, что возраст нашего читателя — от 25 до 55 лет, и, как правило, читатель этот образованный. Но проблема в том, что в действительности у нас есть, например, и 15-летние читатели, а есть и 80-летние. Поэтому, по моему мнению, главная черта нашей читательской аудитории — неравнодушие. Вот человек — он не равнодушен, ему интересно, причем он по-разному неравнодушен, он может быть зло-неравнодушен. Но это его зацепило, и мы с ним готовы вступить в диалог. Поэтому очень трудно определить, кто именно составляет нашу читательскую аудиторию. Могу сказать так: у любого продукта появляются потребители, на которых этот продукт не рассчитан изначально. Так, скажем, мой учитель, член редакционного совета, Юрий Павлович Вяземский, когда 15 лет назад делал передачу "Умницы и умники", то думал, что ее будут смотреть 11-классники. А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети. Вот в нашем случае, например, и это совершенно точно, одни из самых преданных читателей "Фомы" — это священнослужители, причем самые разные. Один батюшка недавно признался: "Вот иной раз уже не знаешь, что на проповеди сказать, а тут новый журнальчик пришел, и можешь прочитать…". И с нами охотно сотрудничают. Есть, конечно, и негативная реакция. Бывает конструктивная критика, когда люди делятся своим мнением, подсказывают, как можно было бы сделать что-то. Но таких критиков, к сожалению, очень немного. Чаще бывает по-другому: критика, которая не созидает, а разрушает. Наш друг, читатель и почитатель "Фомы", телеведущий Андрей Максимов как-то выступал у нас в передаче на "Спасе", и у него такая мысль прозвучала, что нельзя оскорблять или критиковать походя. Ну не имеет человек на это права. И вот очень часто мы встречаемся с критикой походя, причем именно в православной среде, это как раз больше всего беспокоит. Заметьте: "Фома" никогда ни о ком из наших коллег ничего плохого не говорил. Сейчас в России насчитывается порядка 847 православных изданий, и я могу по любому написать критическую книгу. Но зачем? Разве мне больше нечем заняться? Мы же не говорим, что "Фома" — журнал для всех и для каждого, что каждый православный и неправославный обязан читать и любить "Фому". Нет, мы этого не говорим. Вот недавно пришло мне по электронной почте письмо, каюсь, что не нашел времени ответить, попробую ответить с вашей помощью. Пишет девушка: "Я не хотела Вам писать, но мне друзья посоветовали все—таки написать. Почему я перестала читать журнал "Фома"? Когда вы опубликовали на обложке этого ужасного Гордона, то я читать "Фому" перестала, и читать не буду, потому что он много говорил в свое время гадостей про Церковь, про русских. Если он изменился, то путь публично покается, хотя бы через ваш журнал". Меня это поражает: почему же мы так не любим друг друга? Почему Гордон должен публично каяться? Откуда мы знаем, что в его душе происходит? В "Лествице", по-моему, преподобный Иоанн говорит: "Я знал одного брата, который согрешил явно, а покаялся тайно, а я его осудил". Это же азы христианского поведения, азы! Кстати, о Гордоне. Недавно у нас была в гостях матушка, организующая православный кинофестиваль. Она рассказала, как познакомилась с Гордоном, "чтобы обличить", но оказалось, что он, единственный из всех, к кому она обращалась, помог ей — реально и смиренно. Уходя от нас, матушка сказала: "Так что пусть никто мне ничего плохого про Гордона не говорит! Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам.
чПКФЙ ОБ УБКФ
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян | Главная» Новости» Фома новости. |
Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге» / | «Фома» первым из православных изданий стал публиковать интервью со звёздами и крупные портреты публичных людей на обложке[17]. |
Новый проект журнала Фома, актуальные вопросы для размышления — Дневник — Православные знакомства | На эти и многие другие вопросы в гостях у Аллы Митрофановой ответил глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата, главный редактор журнала «Фома». |
«Фома» — журнал для отсомневавшихся?
В первые годы своего существования «Фома» издавался группой энтузиастов раз в три-четыре месяца, как чёрно-белый «самиздатовский» альманах тиражом 2-3 тысячи экземпляров [9] [4]. Первоначально у журнала не было специально подобранного круга авторов. В 1999 году Владимир Гурболиков так описывал работы редакции: «Мы, во-первых, пишем кое-что сами, плюс берём интервью. Наши друзья помогают делать для нас опросы. Мы пытаемся собирать письма и свидетельства, посвящённые определённой теме, просматриваем выходящие газеты и журналы, и если находим то, что близко нам по духу — перепечатываем. Это очень человечные, искренние письма. Все они публикуются для того, чтобы читатели увидели и поняли, что нас волнует и радует, что тревожит» [25].
Как отмечал Владимир Легойда в 2006 году: «В те, начальные, времена у него было одно, но неоспоримое достоинство, мне кажется, — он был очень искренний и живой. Но, в принципе, больше в нём ничего особенного и не было. Тогда, кстати, каждый выпуск в большой мере зависел ещё и от поиска денег» [23]. В 1998 году в связи с наступившим кризисом «для более широкого доступа к читателю» стало выходить нерегулярное газетное приложение к журналу, которое выпускалась до 2004 года. Изменение формата[ править править код ] В 2003 году редакция подготовила специальный выпуск, посвящённый 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского , что стало новым опытом для редакции. Данный специальный выпуск стал для редакции переломным [27] [28].
По словам Владимира Гурболикова: «Это был первый подобный опыт для нас. И он настолько обогатил и повлиял, что с этого момента в нашем кругу пошёл важнейший разговор. О том, что лучше мы в прежнем жанре черно-белого альманаха уже ничего не сделаем. По словам Владимира Легойды, такие изменения были продиктованы тем, что редакция журнала была заинтересована в людях, «которые находятся вне Церкви». Также Владимир Легойда считал, что «если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге» [23].
Спикер отметила, что традиционные опросы с развитием технологий сбора обратной связи не отходят на второй план, а меняют форму: на смену телефонному анкетированию приходят панельные или гибридные опросы. Управляющий директор ФОМа также представила модель управления территорией, в которой данные опросов комбинируются с другими данными. Согласно модели, орган управления принимает решения, оказывает услуги в сферах образования, здравоохранения и т. Спикер перечислила и вызовы, которые стоят перед управленцами, желающими получать качественный и бесперебойный отклик.
Серьезной научной основы я тут не вижу. Так что я с некоторым сомнением отношусь к теориям о чудесном влиянии колокольного звона на человека. В принципе, звук колокола — это просто один из многих звуков, которые окружают нас. Ультразвуковой диапазон в звучании колоколов, разумеется, тоже задействован. Но сам по себе ультразвук — это вовсе не то, что свойственно лишь колоколам, и только им.
Если бы было нужно обеззараживать городской воздух ультразвуком, то уже сегодня на крышах домов стояли бы мощные современные электрические ультразвуковые генераторы. Но это ведь не делается... На что влияет звон? Церковный колокольный звон оказывает благотворное влияние на сознание человека, выполняя свою основную задачу — размеряя наше с Вами время. По звону всегда можно понять, какая служба идет в храме, какой момент богослужения, совершается ли, например, Великое освящение воды и так далее.
Звон дает людям чувство времени: мы знаем, что, скажем, в 8 утра звонят к утренней службе, в 17 часов — к вечерней. Звонари чуть ли не с секундомером стоят, чтобы совершить звон точно. Человек, у которого есть определенный режим дня, ведет размеренный образ жизни, и это действительно оздоравливает, в противовес хаосу.
Какие причины порождают сегодня одну за другой волны негативных слухов о Церкви? Почему одни люди эти слухи создают, а другие им верят? Об этом журналисты «Фомы» побеседовали с сотрудником Российского агентства международной информации «РИА Новости», главным редактором интернет-журнала «RussiaProfile. В рубрике «Тема номера» представлено пять наиболее громких слухов о Церкви за последний год. На вопрос «Встречались ли вы с ложью о Церкви?
Содержание
- Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге» /
- Предыдущие выпуски
- Социальное служение епархий
- Отзывы покупателей
- Журнал «Фома» запустил новую версию сайта » Образование и Православие
- Новый проект журнала Фома, актуальные вопросы для размышления
Вопросы священнику
Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. Участие ФОМа в мероприятии не ограничилось выступлениями на секциях. Наша семья выписывает журнал «Фома» уже несколько лет, что и побуждает меня высказать свои впечатления.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Об этом журналисты «Фомы» побеседовали с сотрудником Российского агентства международной информации «РИА Новости», главным редактором интернет-журнала «RussiaProfile. В рубрике «Тема номера» представлено пять наиболее громких слухов о Церкви за последний год. На вопрос «Встречались ли вы с ложью о Церкви? В рубрике «Вера» редакция предлагает вниманию читателей статью «Урок Иоанна Кронштадтского» о том, как не перепутать покаяние с исповедью. Статья написана в виде ответа на письмо читателя.
Фонд Общественное Мнение представляли управляющий директор Лариса Паутова и руководитель Департамента общественных коммуникаций Андрей Зорин. Лариса Паутова выступила на пленарном заседании, а также на секции, посвященной методам и каналам сбора и обработки обратной связи от граждан. В рамках доклада «Регулярные ФОМ-опросы общественного мнения — необходимые инструменты мониторинга, анализа и управления» она рассказала о том, что ФОМ много лет занимается не только пассивной опросы , но и активной краудсорсинговые проекты социологией. Спикер отметила, что традиционные опросы с развитием технологий сбора обратной связи не отходят на второй план, а меняют форму: на смену телефонному анкетированию приходят панельные или гибридные опросы.
К слову сказать, непросто бывает работать и потому, что кто-то считает, что если журнал православный, то значит, можно и опоздать, можно чего-то и не сделать, можно и работать вполсилы, мол, все сойдет. Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении. Но новые люди появляются. Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас. Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение. И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся.
И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи. У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге. Красота должна оставаться красотой. Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из". Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика. Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению. В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо.
Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались. Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы! Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием. Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация. Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами. Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый". Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо.
Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок. И перед Вами этот вопрос стоял в свое время. Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он? Кто-то считает, что подзаголовок "Журнал для сомневающихся" удачный, кто-то с ним категорически не согласен, но я могу сказать, какой смысл мы вкладываем в это. Многие полагают, как изначально думал даже я сам, что сомневающийся — это просто неверующий. Так это или не так? В каком-то отношении так, конечно. Мы обращаемся к тем, кто в принципе сомневается в вере. Но не только к ним.
Дело в том, что сомнения — это некий "индикатор" роста. Вот, допустим, позавчера человек сомневался в том, есть ли Бог. Рассчитан ли на него "Фома"? А вчера он уже не сомневался, что Бог есть, но сомневался: для всех ли Он один? И кто говорит о Нем правильно: христиане, мусульмане или иудеи? Рассчитан ли и на таких людей "Фома"? Да, и на таких тоже. А сегодня он уже не сомневается, что его Бог — это христианский Бог, но он узнал, что есть православные, католики, протестанты… Рассчитан на таких людей? А завтра, послезавтра… и так далее. Но мы никогда не делали молодежного журнала.
Скажу больше: если бы мы делали, допустим, журнал для студентов, то делали бы его совершенно по-другому. Ну не совершенно, но по-другому. Когда мы пытались в маркетинговых целях "сегментировать аудиторию", как принято говорить, то исходили из того, что возраст нашего читателя — от 25 до 55 лет, и, как правило, читатель этот образованный. Но проблема в том, что в действительности у нас есть, например, и 15-летние читатели, а есть и 80-летние. Поэтому, по моему мнению, главная черта нашей читательской аудитории — неравнодушие. Вот человек — он не равнодушен, ему интересно, причем он по-разному неравнодушен, он может быть зло-неравнодушен. Но это его зацепило, и мы с ним готовы вступить в диалог. Поэтому очень трудно определить, кто именно составляет нашу читательскую аудиторию. Могу сказать так: у любого продукта появляются потребители, на которых этот продукт не рассчитан изначально. Так, скажем, мой учитель, член редакционного совета, Юрий Павлович Вяземский, когда 15 лет назад делал передачу "Умницы и умники", то думал, что ее будут смотреть 11-классники.
А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети. Вот в нашем случае, например, и это совершенно точно, одни из самых преданных читателей "Фомы" — это священнослужители, причем самые разные. Один батюшка недавно признался: "Вот иной раз уже не знаешь, что на проповеди сказать, а тут новый журнальчик пришел, и можешь прочитать…". И с нами охотно сотрудничают. Есть, конечно, и негативная реакция. Бывает конструктивная критика, когда люди делятся своим мнением, подсказывают, как можно было бы сделать что-то. Но таких критиков, к сожалению, очень немного. Чаще бывает по-другому: критика, которая не созидает, а разрушает. Наш друг, читатель и почитатель "Фомы", телеведущий Андрей Максимов как-то выступал у нас в передаче на "Спасе", и у него такая мысль прозвучала, что нельзя оскорблять или критиковать походя. Ну не имеет человек на это права.
И вот очень часто мы встречаемся с критикой походя, причем именно в православной среде, это как раз больше всего беспокоит. Заметьте: "Фома" никогда ни о ком из наших коллег ничего плохого не говорил. Сейчас в России насчитывается порядка 847 православных изданий, и я могу по любому написать критическую книгу. Но зачем? Разве мне больше нечем заняться? Мы же не говорим, что "Фома" — журнал для всех и для каждого, что каждый православный и неправославный обязан читать и любить "Фому". Нет, мы этого не говорим. Вот недавно пришло мне по электронной почте письмо, каюсь, что не нашел времени ответить, попробую ответить с вашей помощью. Пишет девушка: "Я не хотела Вам писать, но мне друзья посоветовали все—таки написать. Почему я перестала читать журнал "Фома"?
Когда вы опубликовали на обложке этого ужасного Гордона, то я читать "Фому" перестала, и читать не буду, потому что он много говорил в свое время гадостей про Церковь, про русских. Если он изменился, то путь публично покается, хотя бы через ваш журнал". Меня это поражает: почему же мы так не любим друг друга? Почему Гордон должен публично каяться? Откуда мы знаем, что в его душе происходит? В "Лествице", по-моему, преподобный Иоанн говорит: "Я знал одного брата, который согрешил явно, а покаялся тайно, а я его осудил". Это же азы христианского поведения, азы! Кстати, о Гордоне. Недавно у нас была в гостях матушка, организующая православный кинофестиваль. Она рассказала, как познакомилась с Гордоном, "чтобы обличить", но оказалось, что он, единственный из всех, к кому она обращалась, помог ей — реально и смиренно.
Уходя от нас, матушка сказала: "Так что пусть никто мне ничего плохого про Гордона не говорит! Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам. А вот открыла бы эта девушка журнал и прочитала бы то, что говорит Гордон в беседе.
Последняя Что такое Канал? Телеграм канал — это уникальная возможность для авторов и брендов делиться своим контентом с широкой аудиторией без ограничения на количество подписчиков. Это публичные или приватные площадки, где можно публиковать тексты, изображения, видео и файлы, создавая своеобразные медиа-потоки на любую тематику: от новостей и образовательных материалов до развлекательного контента и специализированных обзоров. Каналы в Телеграме позволяют подписчикам быть в курсе последних событий и обновлений от избранных источников, поддерживая одностороннюю связь, где взаимодействие происходит через личные сообщения или комментарии в прикрепленных чатах.