Новости что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным

Эпиктет не пытался плакать или сопротивляться, он понимал, что надо мужественно принять ситуацию. Речь пойдёт о вопросах, в которых, согласно Эпиктету, нужно упражняться человеку, чтобы освободиться от страстей и заблуждений и стать добродетельным и свободным: стремление к благу и избегание зла, исполнение надлежащих действий и умение правильно пользоваться. Его внутренний мир пронизывает частица божественной мудрости, и для того, чтобы стать добродетельным, необходимо смотреть внутрь, пытаться постичь эту заложенную в нас частицу. Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета?

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.А.ГОРЕЛОВ УЧЕБНИК

Подобные убеждения бывают бессмысленными в прочих ситуациях: к примеру, во время дискуссий с фанатиками, которые уверены в том, что они правы. Не стоит тратить время. То, что изначально кажется неприятным, со временем станет терпимым или обретет нейтральность. И наоборот: то, что для нас приятно, через время приестся, и мы снова переходим к нейтральности. Также данное высказывание стоит рассмотреть с другой стороны. Сомневаемся, что сам Эпиктет имел это в виду, но можно рассмотреть и другую мысль: относиться к чему-то как к неприятному или приятному — это дело привычки. Нам свойственно привыкать относиться к чему-либо как неприятному или приятному, а после мы игнорируем наши реальные чувства. К примеру, мы привыкли, что вставать утром в понедельник на работу — это неприятно, и даже если мы легко проснемся, и утро нас порадует, то остается ощущение подавленности. По этой причине советуем начинать привыкать к идее, что многие вещи в окружении на самом деле приятны! Если он не прикладывает никаких усилий и пускает на самотек, то это может в дальнейшем испортить его жизнь. Каждому нужно уметь в какой-либо степени контролировать собственные эмоции и развивать силу воли.

Эта доктрина героическая и в плохом мире полезная»1. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а скорее слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план.

Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106—43 до н. Им разъяснены основные стоические понятия. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели»3 то есть богатство, здоровье и т.

Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: в 3 кн. О старости. О дружбе.

Об обязанностях. Сенека Цицерон стоял у одра республики. Будучи сенатором, он говорил как государственный муж с подданными, избравшими его. Следующий известный стоик Сенека пришел, когда республика погибла.

Он не мечтает о ее реставрации, смирился с этим, и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»1. Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец Сенека ок.

Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Этот автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию». Чтение их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслаждение.

С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные части текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы, например, в «Нравственных письмах к Луцилию» имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора.

Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, которого не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на собственную стойкость. Нравственные письма к Луцилию.

Во внешнем мире человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу.

Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»2. Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей, а жить, как требует разум и долг, т. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»4.

Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, выражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам.

Не столь важно, участвовал ли Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Труды Сенеки — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и оппонента стоиков Эпикура.

Он 1 Сенека A.

Когда это и впрямь произошло, Эпиктет добавил, что предупреждал, а Эпафродит устыдился своего поведения. После этого случая будущий философ стал хромым. Эпафродит любил слушать лекции известных философов своего времени Эврата и Музония Руфа. Везде сопровождая хозяина, Эпиктет и сам начал изучать философию. Он мог в полной мере оценить самое популярное на тот момент направление — стоицизм. Философы-стоики рассказывали о том, что самым важным для человека является обретение внутренней гармонии. По их словам, достичь этого можно преодолевая жизненные невзгоды, контролируя эмоциональные порывы и совершая высоконравственные поступки. Также стоики проповедовали равное отношение ко всем людям — рабам и вольным гражданам.

Такое учение не могло не заинтересовать Эпиктета. Примерно в 68 году нашей эры, когда новым императором стал Домициан, хозяин Эпиктета был казнён, а сам Эпиктет стал свободным. В 94 году нашей эры он вместе со многими другими философами был изгнан из Рима и отправился в Грецию. Стоицизм Эпиктета Эпиктет поселился в городе Никополе, где и открыл собственную философскую школу. Развивая идеи своих учителей, он стремился очистить стоицизм от влияния посторонних философских течений и вернуться к воззрениям родоначальников этого направления. Эпиктет Что находится в нашей власти, а что — под влиянием судьбы? Это один из важных вопросов для стоиков.

Он не настолько узнаваем и известен, как Платон, Сократ или Аристотель, но непременно данная личность заслуживает внимания. Стоит отметить, что Эпиктет был рабом, лекции о философии стоицизма ему удалось прослушать во время сопровождения хозяина. Немного позже Эпиктету дали вольную, и он смог создать собственную философскую школу, расположенную в Никополе. В данной статье мы более подробно рассмотрим добродетель Эпиктета и попробуем взять у философа несколько полезных уроков. Изначально стоит отметить, что сам философ не писал никаких трактатов, но до нашего времени сохранились заметки, сделанные его учеником Аррианом, где записана часть учения данного мыслителя. Поскольку наша задача — почерпнуть что-то полезное, а не устанавливать авторство, то данный факт не особо значим. Обратитесь к тексту римского философа Эпиктета и его мнению о том, что «Зависть — враг счастливых». Вероятно, почти каждый человек периодически чувствует зависть. Всем нам известно, что данное чувство разрушительно влияет на нашу жизнь. От зависти понижается самооценка, портится настроение и ухудшается самочувствие. Учитесь не испытывать зависть, а радоваться успехам других людей, учитесь находить в их достижениях вдохновение для себя.

«Это не в моей власти». Как правильно быть стоиком

3. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, человек должен признать, что внешние обстоятельства не находятся под его контролем, и стремиться к добродетели через разумное и моральное поведение. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать и укреплять свою волю и разум. При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными. Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета?

Философия стоицизма в Древнем Риме

Посетитель Елизавета ждёт ответа на вопрос: "Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным?" в категории "Учёба и наука". Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения (нравственная гимнастика). Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека. Эпиктет оставил неизгладимое впечатление на многих императоров, военачальников и философов, включая Марка Аврелия.

Какие качества и принципы необходимы для достижения добродетели по наставлениям Эпиктета?

Как правильно быть стоиком «Это не в моей власти». Как правильно быть стоиком 16. Шичалина» выходит новый перевод «Руководства» Эпиктета с предисловием и комментариями французского философа Пьера Адо 1922—2010. Перевод с французского выполнила Анна Грюнерт; с греческого — проф. Юрий Анатольевич Шичалин. Выход «Эпиктета» Пьера Адо планируется в начале 2020 г. Пьер Адо и «стоический ренессанс» Исследователь античного стоицизма Тони Лонг как-то признался, что в 1964 г. Стоики воспринимались в лучшем случае — как источники остроумных интеллектуальных задач, а в худшем — как малоинтересные и, пожалуй, утомительные моралисты. Одним из тех, кто заново открыл стоицизм в 80-е гг. XX столетия, стал Пьер Адо, который предложил рассматривать стоицизм как и другие философские школы античности в свете того, что он называл «духовными упражнениями». Суть его подхода можно резюмировать следующим образом: античные философские тексты призваны «не информировать, а формировать»; не следует искать в них систематичного изложения доктрин «набор пропозиций» , поскольку их задача — не производство систем, а образование слушателя.

Философия не сводима к текстам и должна рассматриваться как определенный образ жизни, усваиваемый учеником в рамках философской школы посредством различных упражнений. Философская теория находится на службе философского образа жизни и понятна лишь в его свете. В этом тексте долгое время усматривали нечто вроде интимного дневника, в котором пресыщенный жизнью император излагает свои задушевные мысли, и на этом основании Марку Аврелию диагностировали даже некоторые расстройства психологического и физиологического порядка, включая язву. Поместив «Медитации» в контекст духовных упражнений, характерных для стоической школы, Адо показал, что подчеркнуто отталкивающие описания некоторых физиологических процессов не связаны с личными особенностями автора: Марк Аврелий не изливает душу, а практикует философию. К такому выводу его привело, в том числе, сравнение текста «Медитаций» с «Беседами» Эпиктета. Сам Фуко признавал, что Адо оказал на него влияние, и именно по инициативе Фуко Адо стал профессором Коллеж де Франс их знакомство состоялось в 1980 г. Однако для Фуко понятие «заботы о себе» связано с формированием субъекта, с ваянием собственного «я», — на что, с его точки зрения, и направлены античные «практики себя». Адо, напротив, считает, что духовные упражнения предполагают отказ от собственного «я», к растворению его в мире, к избавлению от пристрастности. С позиции Адо, упражнения направлены не на конструирование субъекта позицию Фуко он называет «новой формой дендизма» , но на выход за пределы собственного «я», на «самопревосхождение» и согласие с универсальным Разумом, в перспективе которого стоик стремится смотреть на жизнь1. Эту универсальную перспективу, в которой философ должен смотреть на вещи, Адо сравнивал с позицией Канта.

В предисловии к «Руководству» Эпиктета Адо пишет: «Поступок [для стоика] не имеет иной цели, кроме самого по себе незаинтересованного поступка. Эта незаинтересованность предполагает преодоление нашей эгоистичной и пристрастной точки зрения с тем, чтобы подняться к высшей трансцендентной точке зрения универсальной Природы и универсального Разума». Стоицизм как терапия Современному расцвету стоицизма во многом способствовало не только «переоткрытие» философии в работах Адо и Фуко, но и интерес к этому направлению в когнитивно-поведенческой терапии, в частности, в работах Альберта Эллиса. Речь идет о возвращении к исходно стоической установке, согласно которой наши проблемы производны не столько от событий, сколько от их интерпретации. Неожиданно открылось, что стоические «правила жизни» — это недорогой и эффективный аналог медикаментозного лечения депрессии, тревожности и просто повседневной фрустрации.

По его словам, болезнь может повредить телу, тогда как роскошь вредит душе, заражая ее «распущенностью и трусостью». Быть фаталистом Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему. По Эпиктету, мы должны помнить, что являемся лишь актерами в пьесе, написанной кем-то другим. Мы не можем выбирать свою роль, но, какая бы нам ни досталась, должны играть ее наилучшим образом. Если мы стремимся к хорошей жизни, говорит он, то должны желать не того, чтобы события соответствовали нашим желаниям, а заставить желания соответствовать событиям. Важная деталь: когда стоики отстаивают фатализм, они имеют в виду его ограниченную версию. Точнее, призывают быть фаталистами в отношении прошлого — твердо помнить, что его не изменить. Ни один стоик не посоветует матери больного ребенка быть фаталисткой в отношении будущего: она обязана приложить усилия, чтобы выходить дитя. Но если ребенок все же умрет, они посоветуют ей быть фаталисткой в отношении прошлого. Совершенно естественно испытывать горе, но зацикливаться на нем — значит причинять себе новые страдания. Предостерегая от того, чтобы зацикливаться на прошлом, стоики не имеют в виду, что мы вообще не должны думать о нем. Порой это необходимо — например, чтобы извлечь уроки, которые могут помочь нам при выстраивании будущего. Контролировать то, что вы можете Практикующий стоик разносит элементы своей жизни по трем категориям: полностью подвластные, находящиеся вне его власти и подвластные отчасти. Явления второй категории он отложит в сторону. Вместо этого он озаботиться тем, над чем имеет полную или хотя бы некоторую власть. Не переставать учиться Нам не нравится думать, что кто-то превосходит нас. Но претензия на знания — опасный порок, мешающий становиться лучше. Эпиктет, древнегреческий философ-стоик, сказал: «Невозможно учиться, если человек думает, что он уже все знает». Вы не можете учиться, если считаете, что вам уже все известно.

Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твое — только разум и душа, а не тело. Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики». Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя». Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия 121 — 180 н. Тем не менее, его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, — империи.

Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а сам неограниченный правитель. Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на действия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. Сходные мысли встречались и у Сенеки. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики». Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Мысль о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием. То был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ, и достигнута.

17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски

Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. Эпиктет был незаурядным интерпретатором стоической этики, достойным признания за последовательность своей мысли и эффективность методов обучения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий