Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. [Припев] Горе моё, горе Горе моё — море Столько слёз не выплакать Я тону Не заживают. Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. И может, потому, что.
3.6. Предложения с деепричастными оборотами
- Не исторический факт не украшенная игрушками статья не проверена
- ВПР по русскому языку 8 класс 2021 Варианты с ответами
- - последние новости, свежие события сегодня - Новости
- Пути кораблей (Иван Сергеевич Соколов-Микитов) Страница 6 - Литвек - Читать онлайн полностью
- Микитов Голубые дни (11 стр.)
Решу впр русский язык 8 класс 2022 гущин огэ
ГОЛУБЫЕ ДНИ Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. Главная» Новости» Весь май море было совсем тихое. Алло милый да да я на море с подружками. Весь май море было совсем тихое.
Когда будет ВПР в 2022 году?
- Весь май море было совсем тихое может потому впр 8 класс ответы
- Весь май море было совсем тихое впр 8 класс ответы вариант 1 - ВПР 2024
- Добро пожаловать!
- Смотрите также
- температура в мае в черном море | Дзен
Весь май море было совсем тихое впр 8 класс ответы вариант 1
Весь май море было совсем тихое впр. Весь май море было совсем тихое впр 8 класс ответы вариант 1. Все новости на →.
Не исторический факт не украшенная игрушками статья не проверена
Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. Текст 1 Весь май море было совсем тихое. Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни.
Весь май море было совсем тихое
Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. Весь май море было совсем тихо может потому что дни были теплые впр. Об этом в разговоре с РИА Новости заявил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. И может, потому, что. Слова песни о море море. Слова песни о море море.
Помнит вена помнят альпы слушать
Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны. Было уже довольно темно; голова ее мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал... На дне лодки я нашел половину старого весла и кое-как, после долгих усилий, причалил к пристани.
Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца; луна уже катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу; я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве над обрывом берега; высунув немного голову, я мог хорошо видеть с утеса все, что внизу делалось, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку. Она выжимала морскую пену из длинных волос своих; мокрая рубашка обрисовывала гибкий стан ее и высокую грудь. Скоро показалась вдали лодка, быстро приблизилась она; из нее, как накануне, вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож.
Через несколько минут явился и слепой, таща на спине мешок, который положили в лодку. Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит! Нас же больше не увидит.
Между тем моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку, примолвив: «На, купи себе пряников». Слепой ее не поднял. Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись.
Долго при свете месяца мелькал парус между темных волн; слепой мальчик точно плакал, долго, долго... Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?
Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну! Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками.
Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года.
Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью. Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот» Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки постановки знаков препинания при деепричастном обороте и закрепить умения находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Предназначен для учителей, работающих в 7 классе.
Просмотр содержимого документа «Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот»» А Образуйте от предложенных глаголов все возможные деепричастия. Для каждого образованного деепричастия в скобках запишите вид. Увидеться, радовать, колоть, растаять, подобрать, лежать, различаться, выждать. Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть. Найдите в предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий. Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя.
Фадеев А. Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. Дудинцев В. Собака ощетинилась, подняла нос и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на смолкший голос. Шишков В. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия. Парашютист прыгнул и благополучно приземлился. Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.
Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. Из дома вышел человек и направился к машине. Выйдя из дома человек направился к машине. Человек вышедший из дома направился к машине. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Воробьёв К. Рыбаки откашливаясь и снимая шапки вошли в избу. Чесноков И.
Лодка прошуршав в камышах мя. Князев Л. Куприн А. Зыбин вошёл и не спрашивая ра. Домбровский Ю. Дополните каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и расставив знаки препинания. Вода подступила к самому краю обрыва. Колонна студентов прошла по площади.
Утренний ветер принёс с собой гарь. Сквозь тучи били солнечные лучи. После дождя в лужах купались воробьи. Наступили сумерки, и ребята начали расходиться. Мы встали на рассвете. Море расстилалось синим ковром до самого горизонта. Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем — причастием, образованным от этого инфинитива; затем — деепричастием 1. Моя мама преподавать литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам.
Альпинисты покорить Эверест, с триумфом вернулись на базу. Ребята разъехаться на каникулы, скучали по дому. Экипаж показаться из-за поворота, остановился. Тучи рассеяться очень быстро, уступили место солнцу. Перепишите их, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Позавтракав папа л. Бруштейн А. Взглянув на часы генерал быстро подн.
Бек А. По утрам наколов дров и наведя ч. Фёдор Иванович отошёл в сторону и с ра. Ночь подобралась незаметно окутавши землю тёмной вуалью. Сумрак окутавший землю скрыл разрушения. Врач склонившись над солдатом осматривал рану. Врачи склонившиеся над операционным столом были сосредоточенны. Птенец запутавшийся в высокой траве не мог оттуда выбраться.
Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку. Путники отдохнув в лесу отправились дальше. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий. Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде. Сломив сопротивление противника, батальон занял село. Заговорив о делах, мы забыли о времени. Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Подчеркните в предложениях глаголы — сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям. Он Андрий глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался. Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений.
Отправить донат Пожаловаться Азовское море сильно отошло от берегов фото Увидеть, как сильно обнажились берега Азовского моря, довелось керчанину Сергею Ворончихину. На Азовском море обычные лунно-солнечные приливы-отливы не наблюдаются — это так называемое бесприливное море.
Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.
Блеснула яркая молния, раздался удар грома. Много тайн хранят леса, опалённые войной. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Охотники любовались степью, остывшей за ночь. Потрескивая, горел костёр. Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. Код проверки: 3, 5,6,7. Выделите запятыми одиночные деепричастия и деепричастные обороты 1.
Робко свечу потушив я подхожу к окну. Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель. Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый 4.
Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого 2.
Звезда полей горит не угасая. Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня. Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в 5.
Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно 1. Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели. Савельич дремля качался на облучке.
Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.
Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове. Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки. Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.
В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал. Она сидела неподвижно опустив голову и молчала. Прочитайте текст и выполните задания.
Определите тему и главную мысль текста. Какими способностями обладал А. Какие книги он читал?
Озаглавьте текст. Выпишите из текста все деепричастия. Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте. По словам его младшего брата Льва, 1 ещё будучи мальчиком, 2 проводил бессонные ночи, 3 тайком забираясь в кабинет отца, 4 и без разбора «пожирал» все книги, 5 попадавшиеся ему под руки.
Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки. Не слушая, не услышишь — не смотря, не увидишь.
Не спеша бродят медведи. Листва берёз висит не шелохнувшись. Листья не хотя отрываются и словно повисают на не видимых паутинках.
Лёжа пищи не добудешь. Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты и пансионы. Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий. Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть, сдвигать, сдаться, упереться.
Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах. Чуть свет я вставал и, наскоро напиться чаю, пускался в путь.
Выбрать где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не сметь подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. Оставить деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.
Подняться с восходом солнца и указать направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд. Дидактическая игра «ПУТАНИЦА» Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас фижмы и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья.
Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. Рябцеву Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем.
Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно.
Рябцеву Подчеркните деепричастные обороты. Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову. Слушать разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.
Работать спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава. Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку. Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.
Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой. Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами —СЯ -СЬ. Деепричастный оборот.
Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота. Поэтому тот, кто выполняет действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие. Я иду, смотря по сторонам.
Я иду и я смотрю Набрав в легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. Я нырнул и я набрал воздуха Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к безличному глаголу, так как безличный глагол обозначает действие, которое никто не выполняет, оно происходит само по себе. Типичные грамматические ошибки: Глядя в окно, с меня слетела шляпа.
Я глядел, а слетела шляпа. Сломав крыло, галка была вылечена. Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена — это страдательное причастие.
Экзаменационный (типовой) материал ВПР / Русский / 8 класс / 01-02 задание / 03
Работа включает в себя 17 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. На открытом воздухе чай со свежим мёдом имел свою прелесть. Я пил чай и любовался голубым небом, ярким светом и перистыми облачками, бродившими в бездонной выси. Было жарко. Стреноженные лошади забрались в заросли. Изредка доносились удары колокольчиков, навешенных на их шеи.
И не хочется ни о чём думать. Когда дневной жар ушёл, мы ещё раз напились чаю, а потом отправились в лес. Высокая и жёсткая горная трава путает 2 ноги, так что идти нам тяжеленько. Обойдя 3 луг, мы попали на какую-то тропинку, неизвестно кем проложенную. Меня всегда удивляют такие тропы. Кажется, нога человеческая тут не бывала.
Но вдруг выпадает тропка такая чистенькая и утоптанная, точно нарочно для удобства пешехода посыпанная прошлогодней хвоей. Мамину-Сибиряку 2 Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: 2 — морфемный разбор слова; 3 — морфологический разбор слова; 4 — синтаксический разбор предложения. Каталог, собрала, торты, щавель. Запишите ответ. Выпишите это слово. Укажите в них вид подчинительной связи.
Подберите к нему синоним, запишите этот синоним. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления. На третий день подъём по снежной равнине становится более заметным, появляется 2 больше трещин. Приходится идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через его тонкий слой, скрывающий трещины. На севере тучи расходятся, и тогда между их серыми клочьями то показываются, то исчезают горы.
Изредка доносились удары колокольчиков, навешенных на их шеи. И не хочется ни о чём думать. Когда дневной жар ушёл, мы ещё раз напились чаю, а потом отправились в лес. Высокая и жёсткая горная трава путает 2 ноги, так что идти нам тяжеленько. Обойдя 3 луг, мы попали на какую-то тропинку, неизвестно кем проложенную. Меня всегда удивляют такие тропы. Кажется, нога человеческая тут не бывала. Но вдруг выпадает тропка такая чистенькая и утоптанная, точно нарочно для удобства пешехода посыпанная прошлогодней хвоей.
Мамину-Сибиряку 2 Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: 2 — морфемный разбор слова; 3 — морфологический разбор слова; 4 — синтаксический разбор предложения. Каталог, собрала, торты, щавель. Запишите ответ. Выпишите это слово. Укажите в них вид подчинительной связи. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
На третий день подъём по снежной равнине становится более заметным, появляется 2 больше трещин. Приходится идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через его тонкий слой, скрывающий трещины. На севере тучи расходятся, и тогда между их серыми клочьями то показываются, то исчезают горы. На их белоснежном фоне чернеют скалистые отроги. Незаходящее солнце катится над самым гребнем хребта, тускло светя 3 сквозь пелену туч. Снеговая равнина на переднем плане покрывается пятнами и полосами, отражёнными от неба. Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстаёт перед глазами путешественников, просто поразительна. Подъём на этот хребет затруднён из-за сильных трещин толстого льда.
С обеих сторон он окаймлён крутыми тёмными откосами.
Неверно: проблемы, волнующих моих современников. Ошибка: волнующие проблемы моих современников. Верно: проблемы, волнующие моих современников. Деепричастный оборот. Запомните, что деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому подлежащее в предложении должно обозначать предмет, который может это действие выполнить. Готовясь к контрольной работе, вспоминались подлежащее правила. Правила не могут готовиться к контрольной. Верно: Готовясь к контрольной работе, я вспоминал правила.
Правильно образуйте степени сравнения прилагательных или наречий! Правильно образуйте формы имён числительных. Более двухсот человек не более двести человек ; в две тысячи двадцатом году не в двух тысяч двадцатом году ; семьюстами рублями не семистами рублями ; можно решить пятью способами а не пяти. Правильно употребляйте собирательные числительные. Помните, что они могут употребляться в следующих случаях: со словами, обозначающими лиц мужского пола трое мальчиков ; со словами, обозначающими детёнышей животных четверо котят ; со словами, имеющими только множественное число трое саней. Ошибки: Двое подруг ж. Обеими руками, на обеих страницах, в обеих странах. Обоими мальчиками, обоим городами. Запомните: их нет слова ихний.
Их дом, их книги. Косвенная речь — это передача содержания чьей-то речи. Помните, что в предложениях с косвенной речью используют местоимения только 3-го лица он, она, оно, они. Дмитрий сказал, что я не согласен с мнением остальных. Это неверно. Дмитрий сказал, что он не согласен с мнением остальных. Помните, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные моим пальто — не моим пальтом. Правильно употребляйте в предложении слово «кофе» м. Таковы наиболее типичные ошибки.
Внимательно прочитайте каждое предложение. Посмотрите, есть ли в них причастные или деепричастные обороты, допущены ли в них ошибки. Найдите предложения с «трудными предлогами» благодаря, согласно, вопреки, по , определите, в правильном ли падеже стоит при низ слово при предлогах благодаря, согласно, вопреки — в Д. Проверьте, верно ли составлены предложения с однородными членами. Помните о частых ошибках: в употреблении числительных, степени сравнения, местоимений и др. Правил по теме, как видите, много, повторяйте их, выполняйте тестовые задания, тренируйтесь, готовясь в ВПР. Пример ответа. Обираясь в школу, девочка не могла найти пенал. Пенал не может совершить добавочное действие, выраженное деепричастием, не может «собираться в школу».
Вернуться Источник Тренировочный материал на предупреждение грамматических ошибок Формирование грамматических норм речи обучающихся, овладения специальными и обще дидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности является одной из целей обучения русскому языку. К сожалению, грамматические ошибки, как в устной, так и в письменной речи студентов, встречаются часто. Для предупреждения этих ошибок у нас есть только год. Уменьшение количества грамматических ошибок, можно добиться лишь в том случае, если студенты будут знать нормы речи, научатся видеть их нарушения сначала в специально составленных упражнениях, затем начнут находить в собственной речи. Работу над предупреждением грамматических ошибок провожу в три этапа. В отдельной тетради записываем определения всех частей речи с их грамматическими признаками и особенностями употребления. Сдаётся в форме зачёта сентябрь-октябрь II. Теоретическая работа с выполнением практических упражнений 1. Правильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Упражнение 1. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже. Поступить наперекор желание друзей, идти навстречу ветер , действовать согласно закон , вопреки предсказание , благодаря прочные знания , добиться успеха благодаря серьезное отношение к делу, по сколько книг вы получили, нам дали несколько тетрадей, выдали по десять рублей, по приезд в город устроился в гостинице, тосковал по родное село , грустил по вы , сделать доклад по возвращение , приехать на стройку по окончание вуза, вопреки совет друзей, тужить по он , действовать согласно предписание , скучать по сын. Упражнение 2. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека. График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. Вводные слова, согласно правила, выделяются на письме запятыми. Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась. Упражнение 3.
Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже по задание командира, по истечение часа, по возвращение из командировки, по прибытие в город, работать по ночи. Упражнение 4. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
Призывает нас капитан: так и так, говорит, братцы, осталась у нас одна шлюпка, надо будет завести на берег конец, установить связь… А нам очень хорошо слышно, как у берега бьет о камни прибой… Спустили мы благополучно шлюпку, сели в нее гребцы и третий капитанский помощник. Через час слышим — с берега кричат в рупор, запалили огонь: шлюпку разбило о камни, а люди все живы.
Призывает меня капитан Лазарев, вот этак перед собою поставил, смотрит в глаза. Под мачтой как раз и приходилась пробоина. Пассажиры, что безголовые куры, цапаются за руки. А позади весь пароход на меня смотрит, капитан с людьми стоит, дожидает: на меня вся надежда. Такая меня разобрала досада: разорвусь, думаю, а докину… Опять я смотал лотлинь, начал над головою крутить, аж гудёт, слышу, — кинул… Зарябило у меня в глазах.
Слушаю, сквозь ветер кричат и с берега потянули: есть! Не подкачал Лоновенко!.. А сказать — не соврать: до берега саженей сто было хороших… И опять, помолчав, почесывая под мышкой и скрипя лонгшезом, не вмещающим его тяжелого тела, положив ногу на ногу, продолжает: — Тою минутою отдали мы на берег манильский конец, приготовили блок, закрепили за мачту, а к блоку принайтовали сетку, что вирают из трюмов грузы. И — раз, раз! Глядеть было страшно, как их с мачты да по концу на берег вниз… Так-то всех переправили, остался на пароходе один пассажир, грек соленый, — видать, из богатых купцов, в шляпе, с чемоданчиком видно, деньги были , зубами стучит, боится.
Подмигнул мне капитан, схватил я того соленого грека поперек хребта, скрутил руки-ноги, бросил в сетку, и только доставили мы его тем порядком на берег сорвалась с палубы мачта, упала в море. И так на малый от меня вершочек, даже содрало кожу с плеча… Остались мы на палубе одни. Собрал нас капитан всех до кучи. А спасение, — говорит, осталось нам всем одно: кто доплывет до берега, тому счастье. А перед тем следует нам всем перекусить и подкрепиться, потому не ели мы целые сутки, а теперь зову вас всех в мою каюту…» Пошли мы в его каюту, матросы и кочегары, поставил он нам на стол все, что у него было.
Выпили мы, закусили, начали друг с дружкой прощаться. Говорит нам капитан просто: «Ну, — говорит, — братцы, надевайте теперь пояса и все на бак, — недолго теперь продержится на камне пароход…» И только мы на бак вышли, случилось по его слову: разломился пароход на две части, и посыпались мы с бака в море, как груши с подноса… Пал я в море, кой-как вынырнул из воды и чую: держится за мою ногу человек, и так прочно, словно клещами… Хотел я его пристукнуть, а потом про себя подумал: авось до берега дотяну, будем живы. Сколько я тогда с морем бился, теперь не упомню… Почуял я под рукой камни, выкинуло нас на берег; поднялся я на четвереньки, тот человек со мною — наш третий механик. Я давно знал о подвиге Лоновенки, силе которого были обязаны своим спасением пассажиры и экипаж погибшего на камнях «Константина». Сам он рассказывает мне об этом впервые.
И я пытаюсь рассмотреть в темноте его лицо, но мне видны только белые его плечи и широкий живот.