стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Венчание на царство. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии.
1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим
Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» - как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г.
Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию.
Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном.
Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев.
Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи.
Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие.
Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами.
На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями.
До конца XV века на Руси и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отчем столе" "Слово о полку Игореве" , совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Впервые в полном церковном смысле по древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в 1547 г. Венчание произошло утром 16 января 1547 г. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1 чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2 рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3 Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни — при крещении.
Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император".
Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение.
Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени. Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности. Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками. Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления.
Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы. В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою. А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз. Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги.
В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления. В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг. С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления. Одновременно с губной реформой проводилась земская реформа, которая стала завершающим этапом реформы местного самоуправления. Её задача заключалась в отмене кормлений и введении земского самоуправления. С этой целью в 1556 году, был издан «Приговор царский о кормлениях и службе», упразднивший систему кормлений и заменивший её земскими органами самоуправления. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в кормленный откуп - особый налог в пользу казны.
Вместо наместников и волостелей управление на местах стали осуществлять земские старосты, выбиравшиеся народом из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян сроком на 1-2 года. Им были предоставлены широкие судебные, административные и финансовые полномочия. Земский староста был главой земской избы. В круг его обязанностей входил сбор налогов с тяглого населения, вопросы владения и использования общинной земли, суд по гражданским и второстепенным уголовным делам, надзор за земскими судьями, дьяками, подьячими, целовальниками, составлявшими штат земской избы, организация и проведение следующих земских выборов. Губная и земская реформы имели важное, прогрессивное значение. Они привели к ликвидации системы кормлений, завершили перестройку местных органов власти и привели к созданию сословно-представительных учреждений на местах. В результате был укреплён местный аппарат управления и усилена централизация государственных органов власти.
Иногда русская рать появлялась под самой Казанью; казанцы пугались, принимали себе хана из рук московского государя, обещали мир и подчинение, а затем сейчас же изменяли и начинали враждебные действия»[4]. Таким образом, борьба с Казанью была важной, необходимой и неотложной внешнеполитической задачей. В её решении были заинтересованы все социальные слои русского общества. Царское правительство рассчитывало на доходы от дани с покорённых народов Поволжья. Дворянство стремилось приобрести новые плодородные земли, которые Иван Пересветов называл «подрайской землицей». Купечество было заинтересовано в безопасной торговле по Волжскому пути, а жители городов и сёл, не понаслышке знакомые с ужасами крымских нашествий, мечтали о прекращении этих разрушительных и грабительских набегов. С первой попытки подчинить Казань Ивану IV не удалось.
Первый поход 1447-1448 и второй поход 1449-1450 годов, закончились неудачей. Первый поход Иван IV предпринял зимой 1447 года. Царь решил использовать замёрзшую реку, как дорогу в Казань, но из - за сильной оттепели переправа не удалась. Подтаявший лёд не выдержал тяжести пищалей и пушек, в результате артиллерия и многие люди провалились под воду и утонули. Огорчённый этим обстоятельством Иван IV велел идти на Казань своему боярину и воеводе Дмитрию Фёдоровичу Бельскому, и другим воеводам с большим количеством людей, а сам вернутся обратно в Нижний Новгород, а из него уже в марте в Москву. Воеводы царя подошли к Казани 18 февраля 1448 г. Казанский хан встретил русские войска на Арском поле.
Произошла битва, в которой отличился командовавший передовым полком князь Семён Мигулинской. Он нанёс казанскому войску большой урон и заставил хана отступить в город. Началась осада Казани, которая длилась неделю. Но взять хорошо укреплённый город без артиллерии оказалось невозможно, и русские войска вернулись домой. На этом первый Казанский поход закончился. Второй Казанский поход был совершён Иваном IV в 1449 г. Поздней осенью 17 ноября, Русское войско, как и в прошлый раз, выступило из Нижнего Новгорода.
Артобстрел города в этот раз вёлся из пушек, которыми управляли немецкие пушкари. Был убит сын казанского хана и крымский князь Челбак. Однако начавшаяся ранняя весна, дожди и оттепель сделали невозможным дальнейшую осаду Казани. Отсырел порох, пушки из-за грязи невозможно было сдвинуть с места, дороги размыло и стало нельзя подвозить продовольствие, в войске начался голод. В таких неблагоприятных условиях Иван Грозный был вынужден снять осаду и вернуться домой. Таким образом, хотя этот поход и был более удачный, чем первый, но в целом так же не имел ни политического, ни военного успеха. Удачным оказался только третий поход Ивана Грозного.
К этому походу он подготовился особенно серьёзно и основательно: реформировал армию, привлёк на службу иностранных специалистов, добился нейтралитета Ногайской орды, собрал огромное войско численностью в 150000 человек, состоявшее из различных родов войск: стрельцов, конницы, немецких, итальянских и польских наёмников, мордовских и черкесских воинов и татарских отрядов хана Шигалея. И что очень важно была устранена основная причина неудач прежних походов — отсутствие вблизи осуждённого города стратегической базы, в которой можно было бы сосредоточить военные силы для наступления и складировать необходимые для войны и осады припасы. Такой базой стала Свияжская крепость, построенная в 1551 г. И уже на месте в 30 км от Казани в течение 28 дней быстро собрали крепость. В Свияжске, для наблюдения за Казанью был оставлен гарнизон под предводительством воеводы Александра Горбатого, и сложены припасы для будущего похода. Закончив приготовления к походу, царь 16 июня 1552 г. Ошибочно считая, что русский царь со своим войском уже находится под Казанью, крымский хан вторгся в русские земли и напал на Тулу.
Однако, небольшой тульский гарнизон возглавляемый воеводой Григорий Ивановичем Тёминым, не только сумел отбить все атаки крымцев. Но и продержаться до прихода царских войск. Царские воеводы Пётр Щенятев и Иван Пронский не только одержали победу над крымским царём, но и отбили у него всех русских взятых им в плен. Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу. После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань. Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань. Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска.
Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу. Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки. Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон. В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани. Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него.
Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой. С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка. Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров. Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно. Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти.
Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать. Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым.
Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву. И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием.
Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки. Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью. Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса. Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян.
Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму. Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены.
Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город. Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан! Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ. Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче. Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом.
За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы. С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе. Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов! Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья. Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился. Летописец писал: «И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотой»[7].
Астраханские правители в свою очередь добивались независимости и призывали московского государя к вмешательству в их внутренние дела. В 1547 г. Россия дипломатическим путём пыталась договориться с новым ханом, и сначала Ямгурчей согласился служить московскому царю и даже принял российского посла, но затем, заключив союз с враждебными России, Турцией и Крымом, разорвал дипломатические отношения с Москвой, арестовал русского посла и начал готовится к войне с Россией. В 1553 г. Иван Грозный, который был заинтересован в получении выхода к каспийскому морю, и к тому же не простивший Ямгурчею ареста своего посла, согласился на предложение ногайцев. В 1554 г. Русская рать без боя заняла Астрахань.
На астраханский престол снова был возведён Дербыш-Алей. Ямгурчей бежал в Азов. Девлеш-Алей присягнул Ивану Грозному на верность и заключил с ним договор, по которому обещался ежегодно выплачивать Москве дань размером 1000 рублей и 3000 рыб. В случае смерти астраханского хана, преемника подыскивал и назначал русский царь. После этого царские войска вернулись в Москву, оставив лишь небольшой отряд из стрельцов и казаков, под начальством боярина Петра Тургенева. Таким образом, в этот раз Астраханскому ханству удалось сохранить свою независимость. Но Девлеш-Алей оказался ненадёжным союзником.
Чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, он занял прокрымскую позицию и начал мирные переговоры с Крымом и Турцией. Затем хан перебил всех сторонников Москвы и напал на русский отряд, оставленный в Астрахани.
Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
16 января 1547 года на царство венчан великий князь Иван IV Васильевич - Русский Исполин | В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. |
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного | Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. |
Иван Васильевич, ставший Грозным | Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. |
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного | Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. |
Венчание на царство Ивана 4
Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл.
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
По одной из версий, Собакину отравили родственники предыдущих жен, по другой — мать передала ей некое зелье для «плодородия», которое и убило девушку. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает. А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях».
Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства. Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз!
Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя.
Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу.
Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории.
Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному.
Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 был созван церковный собор , чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 Анна Васильчикова, умершая в 1579 , шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 с Марией Нагой. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий в т. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.
Сочинения Русская историческая библиотека. Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Литература Зимин А. Опричнина Ивана Грозного. Кобрин В. Иван Грозный. Скрынников Р. Царство террора. Словарь книжников и книжности Древней Руси.
Сам же Иоанн обыкновенно называется четвертым в ряду великих князей этого имени; как царь, иногда называется первым. Редакция текста от: 22. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Многие во время политической зачистки были казнены публично.
После этих кровавых событий в народной памяти запечатлелся образ правителя-тирана, растиражированный в наше время множеством мифов, далеких от действительности. Если взглянуть на цифры, исторический контекст и опыт других стран той эпохи, становится очевидно, что Ивана Грозного зря ставят в один ряд с Владом Цепешем или Жилем де Ре. Нельзя оправдать преступления против невинно убитых людей, но в сравнении с западными правителями того времени, казнившими сотни тысяч, Ивана Грозного не назовешь одержимым жестокостью деспотом. Личная жизнь: жены и наследники Иван Грозный был женат восемь раз.
Два из этих браков не подтверждаются исторической наукой и вызывают разногласия в научном сообществе. Однако ближе к концу жизни Иван Грозный, будучи очень богобоязненным человеком и страдая от тяжелых болезней, признавал за собой блуд и раскаивался в грехах. Во время покаяния он упоминал многочисленные связи с женщинами и незаконнорожденных детей. Первый и самый долгий его брак 13 лет с Анастасией Захарьиной-Юрьевой был заключен 3 февраля 1547 года, сразу после венчания Ивана IV на царство.
Шестнадцатилетний государь встретил Анастасию на смотре невест и выбрал ее не по политическим мотивам, а из-за искреннего интереса к девушке. У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена.
Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче. Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г.
Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным.
Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь.
Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению.
Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория.
Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город.
Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту.
Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь. Еще в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелий, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников. Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород.
Бомелий пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве».
Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу.
Венчание на царство Ивана IV Грозного
Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века.
Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве".
Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии.
Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу. Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом над головой, как было принято изображать канонизированных святых. Еще более интересные вещи на эту тему содержаться в не так давно изданной книге под названием "Коряжемские святцы".
Вышедшие в свет под общей редакцией известного публициста В. Бойко-Великого, с предисловием и комментариями известных историков П. Петина и А. Фетисова, "Коряжемские Святцы" — это редчайший рукописный церковный памятник, введенный в научный оборот лишь в середине XIX столетия выдающимся русским библиографом В. Ундольским 1816-1864.
Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли.
Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит 913—959 пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы». Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение
Венчание на царство. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида.
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. 16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
Здесь по приказу Грозного был утоплен в проруби Фома [98] [99] , проповедник реформационных идей и сподвижник Феодосия Косого [100]. Скрынников считает [101] , что расправу над полоцкими евреями [102] [103] [104] [105] [106] поддержал сопровождавший царя игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов [103]. Религиозный элемент в покорении Иваном Грозным Полоцка отмечает также Хорошкевич [107]. Шуйского, двигаясь в сторону Минска и Новогрудка, неожиданно попала в засаду и была наголову разбита войсками Н. Радзивилла [108]. Грозный немедленно обвинил в предательстве воевод М. Репнина и Ю.
Кашина героев взятия Полоцка и велел убить их. Курбский в связи с этим укорял царя, что он пролил победоносную, святую кровь воевод «во церквах Божиих» [109] [уточнить] [110] [111]. Несколькими месяцами спустя в ответ на обвинения Курбского [112] Грозный прямо писал о совершённом боярами преступлении [113]. Период опричнины 1565—1572 Основные статьи: Опричнина и Опричник Причины введения опричнины По мнению советских историков А. Зимина и А. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной [114]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств.
Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» в особенности, Адашева о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе [115]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 году» [116] и в итоге был отправлен в отставку. Подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118].
По мнению Р. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120]. Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123]. Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину.
В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124].
Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года.
В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви.
Историк Г. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери , Клину , Торжке и других встречных городах. Александр Новоскольцев.
Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии.
Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция.
Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно.
В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, — все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики.
Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом.
Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска.
В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии..
После падения Константинополя в 1453 году Московское княжество оказалось единственным независимым православным государством. К этому времени оно почти объединило все русские земли. Народ, представители духовенства и власти задумывались о положении страны, о ее исторической роли. В письменных памятниках этой эпохи звучит мысль о преемстве Московского княжества по отношению к Византийской империи и Риму до его уклонения в ересь. В начале XVI века появилась теория «Москва — третий Рим» , выражающая понимание духовного назначения России как православной страны. В письменных памятниках встречается рассказ о венчании Владимира Мономаха в начале XII века знаками царского достоинства ефесским митрополитом. Отношение к правителю в православной стране является особым. Он получает власть от Бога. После падения Константинополя больше не было стран с правителем с титулом православного царя. Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии.
Впервые в полном церковном смысле по древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в 1547 г. Венчание произошло утром 16 января 1547 г. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1 чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2 рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3 Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни — при крещении. И только над царем — дважды. Помазание царей святым миром священным благовонным маслом особого состава берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
Недовольства народа были столь очевидны, что митрополит Макарий заранее решил укрепить власть юного государя, проведя обряд венчания на царство, хотя к тому времени 16-ти летний Иван IV уже был полноправным правителем. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.