Быстрая проверка статуса самозанятого по ИНН. Законодательство разрешает самозанятым получать вознаграждение за свою работу наличными, никаких ограничений на этот счет нет.
Самозанятые в 2024 году: как им стать, плюсы и минусы
Получить статус самозанятого можно через мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Зачем предпринимателю проверять статус самозанятого и как узнать все о самозанятом до заключения договора. Основной обязанностью самозанятого является своевременное предоставление в налоговый орган сведений о доходах, полученных за отчетный период. Чтобы получить возможность стать самозанятым гражданином, понадобится зарегистрироваться.
Как оформить самозанятость через Госуслуги?
Рассказываем, где и как стать плательщиком НПД, какие существуют преимущества и ограничения, как отказаться от статуса самозанятого. Три способа зарегистрироваться самозанятым. Стать самозанятым плательщиком НПД легко. Самозанятые могут самостоятельно оформить справку, подтверждающую статус плательщика налога на профессиональный доход, и справку, подтверждающую полученные доходы. Самозанятые граждане и ИП не ведут бухгалтерский учет доходов, полученных при применении спецрежима «Налог на профессиональный доход».
Какие есть ограничения для самозанятых
- Как оформить самозанятость
- Как предпринимателю проверить самозанятого: где посмотреть статус
- Как стать самозанятым? – отвечаем на этот и еще 10 важных вопросов про налог, услуги и чеки
- НПД 2023: что такое самозанятость, кто применяет, налоги, отчетность
Как оформить самозанятость
Самозанятые в 2024 году могут регистрироваться во всех регионах России. Рассказываем, как оформить самозанятость, как перестать быть самозанятым и в каких случаях налоговая может лишить этого статуса. Многие меры поддержки самозанятых можно получить с помощью портала “Мой бизнес”, где выкладывается информация обо всех программах. Новости и аналитика Горячие документы Информация Минфина России и ФНС России ФНС обновила форму справки о постановке на учет в качестве самозанятого. 12 130 рублей — субсидия, которую самозанятые получают из-за коронакризиса.
Как стать самозанятым? – отвечаем на этот и еще 10 важных вопросов про налог, услуги и чеки
Поручить обслуживающему банку сделать за вас все действия по регистрации с дальнейшим обслуживанием и взаимодействием с органами ФНС через него. Подать заявку на постановку на учет через личный кабинет на сайте ФНС, если есть логин, пароль и цифровая подпись. Для постановки на учет требуется: Заполнить заявку установленного образца в режиме онлайн, указав необходимые сведения. Приложить скан паспорта в программе. Приложить личную фотографию. Если заявку подаете через личный кабинет на сайте ФНС, требуется заполнить только форму заявления. Как выглядит процедура регистрации: Вы скачиваете приложение «Мой налог» и отправляете заявку в ФНС в электронном формате. Ожидаете рассмотрения заявки. Получаете уведомление о положительном или отрицательном решении.
Отказать в регистрации могут, если были допущены ошибки, выявлены несовпадения поданных сведений, есть противоречия закону и т. Датой постановки на учет будет считаться день, в который вы подали заявку. Сотрудники государственной налоговой службы обязаны по закону рассмотреть ваше заявление в течение суток и дать по нему решение. Приложение «Мой налог» — возможности Данный сервис создан для автоматизации процесса взаимодействия с налоговыми органами. Благодаря ему нет необходимости посещать территориальный орган налоговой инспекции, подавать отчетность и сдавать декларации, устанавливать онлайн-кассу. Работа самозанятых без ип предполагает отправку данных о расчетах с клиентами напрямую в регистрирующие органы в режиме онлайн. Также через этот сервис вы будете получать уведомления о сумме рассчитанного налога на основе отправленных вами данных , и имеете возможность оплатить налог прямо с привязанной банковской карты без лишних затрат времени. Удобно и быстро.
Приложение также позволяет распечатать чеки, отправить их копии на электронную почту или телефон клиента. Приложение бесплатное. Понятный интерфейс и простое меню позволяют быстро разобраться в его функциях и облегчают предпринимательскую деятельность в дальнейшем. Постановка и снятие с регистрационного учета также производятся через данное приложение. Преимущества регистрации в качестве самозанятого в 2023 году Проект берет начало еще с 2016 года, когда в госдуме появились первые предложения по поводу легализации работы самозанятых. Тогда было выдвинуто предложение ввести патент для самозанятых, который отличается от патентной системы налогообложения для ИП. Но законопроекту не дали хода, вместо него приняли другой. Сегодня правительство создало все условия для официальной регистрации и легализации деятельности граждан, которые зарабатывают сами себе на жизнь.
Закон действует с начала 2019 года, но множество льгот и поблажек предусмотрены для тех, кто будет оформляться сейчас: Налоговый вычет.
Отсутствие наемных работников Одно из основных требований, предъявляемых к самозанятости, — отсутствие наемных работников, с которыми заключен трудовой договор. При этом закон не запрещает нанимать исполнителей по договорам ГПХ. Поэтому самозанятый может использовать помощников, если отношения с ними регулируются гражданско-правовым договором Письмо ФНС от 12. Отсутствие трудовых отношений с заказчиком клиентом Самозанятость можно совмещать с основной работой по трудовому договору , но нельзя применять в отношении дохода, полученного от заказчика, являющегося одновременно работодателем самозанятого, в том числе бывшим если с момента увольнения прошло меньше 2 лет. Это сделано для того, чтобы компании и ИП не переводили своих работников на самозанятость, экономя на налогах, страховых взносах и прочих обязательных платежах. Если заказчик проигнорирует запрет, то доход от такой деятельности будет признан не подпадающим под НПД. С него заказчик должен будет перечислить в бюджет НДФЛ и страховые взносы, сдать соответствующую отчетность в контролирующие органы. Кроме того, в отношении организации ИП может быть организована проверка для выявления фактов подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
Регистрация в качестве самозанятого Порядок перехода на режим налогообложения НПД зависит от того, кто планирует его применять: обычное физлицо или ИП. Физлицо без специального статуса Регистрация физлица в качестве плательщика НПД очень проста и не требует посещения налоговой инспекции. Постановка на учет происходит удаленно, одним из следующих способов: в веб-кабинете «Мой налог» на сайте ФНС; в мобильном приложении «Мой налог»; через банк или иную кредитную организацию, предоставляющую такую возможность; через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС; через портал госуслуг. Если ИП планирует сменить применяемый режим налогообложения на самозанятость, ему потребуется сделать несколько шагов. Шаг 1. Перейти на НПД Требования для перехода предпринимателя на самозанятость не отличается от аналогичного, применяемого для физлиц. Шаг 2. Чтобы сняться со специального режима, который применялся до перехода на самозанятость, ИП потребуется сдать в ИФНС по месту учета соответствующее уведомление по форме: Если ИП применяет ОСНО, отдельного уведомления для снятия с данного режима сдавать в налоговую не нужно. Если срок пропущен или уведомление не подано вовсе, регистрацию в качестве плательщика НПД инспекция аннулирует ч.
Для патентной системы налогообложения срок направления уведомления в Законе N 422-ФЗ не прописан. Шаг 3. В связи с чем можно руководствоваться двумя сроками: Специальным, установленным для ситуации, когда ИП отказывается от применения упрощенки или сельхозналога в целом, — до 25 числа месяца, следующего за месяцем перехода на НПД. Шаг 4. Уплатить обязательные платежи Отдельный срок уплаты взносов ИП за себя при переходе на НПД законодательно не установлен. Так как гражданин статус ИП не утрачивает с переходом на НПД, взносы он уплачивает в обычные сроки: до 31 декабря текущего года — фиксированные взносы; до 1 июля следующего года — взносы с дохода свыше 300 000 рублей. Взносы рассчитываются пропорционально времени применения УСН. Чтобы иметь возможность уменьшить налог по УСН или по патенту на страховые взносы, рекомендуем оплатить их до перехода на самозанятость. Налог уплачивается путем перечисления средств в качестве ЕНП п.
Какие налоги платят самозанятые в 2023 году Самозанятые платят только один налог — на профессиональный доход. НПД: ставка налога в 2023 году Ставка налога на профдоход НПД зависит от того, кому самозанятый продает товар или оказывает услугу и от кого получает вознаграждение: Самостоятельно рассчитывать налог самозанятым не нужно — за них это делает ИФНС. При регистрации в качестве плательщика НПД самозанятому единовременно начисляется налоговый бонус в размере 10 000 рублей. Бонус расходуется автоматически, самозанятому ничего не нужно делать самостоятельно. До 12 августа в приложение «Мой налог» самозанятому придет налог за июль, уже уменьшенный на налоговый бонус, в размере 3 775,50 рублей. Если бы бонуса не было, он заплатил бы 5 434 рублей.
Для этого необходимо встать на учет в ФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход ч. Поскольку самозанятые — сами себе работодатели, подтвердить собственные доходы при помощи документа о доходах приложение к 6-НДФЛ , как нанятые работники, они не вправе. Чтобы подтвердить статус и доходы, граждане, работающие на себя, обязаны получить один из двух видов выписки, форму которых утвердили в вышеназванном письме ФНС: для подтверждения статуса — справка о постановке на учет самозанятого в качестве плательщика НПД код по КНД 1122035 ; для подтверждения доходов — выписка о состоянии расчетов по НПД код по КНД 1122036.
Обе выписки для самозанятого заверены при помощи усиленной электронно-цифровой подписи Федеральной налоговой службы РФ. Зачем нужна справка плательщику НПД Обычно граждане, работающие на себя, самостоятельно определяют, нужна ли справка самозанятым, — все зависит от конкретной ситуации. Чаще всего в разных ведомствах плательщику НПД требуется подтвердить доход. Документ о его подтверждении понадобится в следующих ситуациях: для получения кредита или ипотеки; для обращения за пособиями в отдел социальной защиты населения; для доказательства уровня доходов при взыскании алиментов; для иных ситуаций, в которых необходимо указать сумму, полученную от профессиональной деятельности. Другая форма выписки, подтверждающая регистрацию гражданина в качестве самозанятого, обычно требуется в двух случаях. Она позволит заказчику юрлицу или предпринимателю не платить за гражданина налог на доходы физлиц и не начислять взносы. Еще один случай — при участии в госзакупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В этой ситуации документ позволит доказать, что гражданин применяет специальный налоговый режим. Есть два варианта, где взять справку самозанятого: попросить ее бумажный вариант в налоговой инспекции или сформировать в электронном виде.
Цифровой документ позже при необходимости есть возможность вывести на бумагу.
Если же индивидуальное предпринимательство уже было открыто ранее, нет необходимости отказываться от него. Достаточно только обратиться в отделение ФНС с соответствующем заявлением, содержащим запрос о смене налогового режима. Совмещение разрешено на законодательном уровне. Для арендодателей Если вы сдаете недвижимость в аренду, получение нового статуса особенно выгодно и актуально.
Однако, чтобы использовать предложнные государством льготы, требуется заключать арендный договор. Через МФЦ Многофункциональные центры — еще одно место, где можно пройти упрощенную процедуру регистрации. Однако в связи с пандемией и введенными ограничениями, режим работы отделений может меняться. Прежде чем отправляться в учреждение, рекомендуем позвонить по контактному номеру, чтобы убедиться в том, что вас точно примут. В противном случае качество сервиса вас расстроит.
Через госуслуги Данный формат подразумевает свои особенности и нюансы. Например, необходимо иметь подтвержденную запись, доступ к системе государственных услуг. Как только вы авторизуетесь в системе, регистрационный процесс запустится автоматически. От вас не потребуется ни вводить данные паспорта, ни подгружать какие-либо фотографии и сканы. Как стать самозанятым лицом: новый способ авторизации Если хотите зарегистрироваться как налогоплательщик, делающий отчисления с профессионального дохода, не спешите направлять заявления-уведомления и самостоятельно отправляться в отделение инспекции.
Общая информация
Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать. Оказали услугу — получили деньги — выдали чек. Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа». Затем сделайте следующие шаги: 1.
Укажите наименование оказанной услуги или проданного товара. Укажите стоимость товара или услуги. Запросить данные можно у заказчика. Если компания зарегистрирована за границей, это нужно указать отдельно с помощью ползунка. Нажмите кнопку «Выдать чек». Приложение сформирует чек и покажет вам для подтверждения.
Если все данные указаны верно, чек можно отправлять заказчику. Если в данных есть ошибка, чек можно отредактировать. Например: «Услуги по переводу статьи по Договору 1 от 01. Если же работаете без договора и ваши клиенты — физлица, то в чеке можно написать что угодно. Главное, чтобы было понятно вам и вашему заказчику. Например: «Перевод статьи про котов для журнала N».
Так вы сможете находить любые чеки в статистике и четко понимать, кто и за что вам платил. При необходимости чек можно аннулировать, если придется вернуть деньги. Чеки не обязательно выдавать вручную. В приложении «Мой налог» есть раздел «Партнеры», в котором можно подключиться к специальным сервисам. Тогда при поступлении оплаты на счет самозанятого чек будет автоматически формироваться и уходить заказчику. Это удобно, если самозанятый продает что-то онлайн и не может круглосуточно сидеть и самостоятельно выписывать чеки.
В приложении можно не только формировать чеки, но и выставлять счета. Иногда компании и ИП запрашивают у самозанятых счет на оплату, потому что им так удобнее. Чтобы оформить счет, нужно проделать те же действия, что и при выдаче чека. Единственное отличие — на последнем шаге нажмите на кнопку «Выдать счет». Приложение сформирует счет, который можно сохранить в PDF и отправить заказчику. Что делать с налогами в РФ, когда долго за границей Как платить налоги, чтобы не нарваться на штрафы Самозанятому не нужно рассчитывать сумму налога — это делает налоговая на основе чеков, сформированных в отчетном месяце.
Сумма к уплате появится в приложении «Мой налог» до 12-го числа следующего месяца. Оплатить начисленный налог нужно до 28-го числа.
Организации или ИП, желающие заключить договор с самозанятым, вправе самостоятельно проверить, зарегистрирован ли он в налоговой. Достаточно узнать его ИНН. Такая проверка удобна, например, когда оплачивать услуги приходится не сразу после заключения соглашения.
На момент выплаты вознаграждения человек уже мог сняться с учета в качестве плательщика НПД. Тогда заказчик обязан удержать с выплачиваемой суммы налог на доходы физлиц. Вот пошаговая инструкция, как подтвердить самозанятость через сервис ФНС: Шаг 1. Ввести ИНН физлица. Выбрать дату, на которую хотите проверить статус.
Кликнуть «Найти». Шаг 5. Сервис выдаст результат, является ли человек плательщиком НПД на указанную дату. Какие сведения содержатся в справке самозанятого Сформированная в сервисе ФНС справка регистрации самозанятого содержит следующие сведения: фамилия, имя и отчество плательщика НПД; идентификационный номер налогоплательщика ИНН ; адрес регистрации по месту жительства; дата регистрации в качестве плательщика НПД; название инспекции ФНС, к которой относится гражданин по месту жительства. Кроме того, после всех основных сведений внизу документа, подтверждающего самозанятость, расположена усиленная ЭЦП Федеральной налоговой службы.
Отвечают эксперты После завершения всех шагов вы будете зарегистрированы как плательщик налога на профессиональный доход. При этом дополнительные документы не потребуются. После регистрации гражданин обязан при оказании услуг и продаже продукции выдавать чеки через приложение «Мой налог» и своевременно уплачивать налог. Нужно ли самозанятым применять ККТ? Бухгалтерский аутсорсинг Главбух Ассистент зарегистрирует ваш бизнес, а также наладит налоговый и бухучет. Регистрация самозанятого через приложение «Мой налог» Стать самозанятым предпринимателем можно с помощью мобильного приложения, разработанного ФНС России. Предусмотрено три варианта регистрации: по паспорту; через личный кабинет налогоплательщика; по учетной записи на «Госуслугах« Рассмотрим первый способ. Для него потребуется паспорт, а также мобильное устройство или планшет, с помощью которого паспорт можно отсканировать и сделать собственную фотографию. Для тех, у кого есть подтвержденная учетная запись на «Госуслугах», предусмотрена возможность войти в приложение без указания ИНН и пароля от личного кабинета. Директору и ИП рассказываем , как работать с самозанятыми, чтобы не нарваться на крупные штрафы.
Первоначально нужно сказать официальное приложение «Мой налог» из любого магазина приложений и установить пин-код. В качестве способа подачи заявления на регистрацию нужно выбрать «по паспорту РФ». Далее указывается номер телефона и подтверждающий код из СМС-сообщения.
Для того чтобы вы могли принять взвешенное решение об оформлении своей профессиональной деятельности, мы рассмотрели плюсы и минусы регистрации самозанятости. К плюсам самозанятости можно отнести: Регистрация не отнимает много времени, она проводится в онлайн режиме и буквально за несколько минут в сервисах «Мой налог» и «Сбер» Открытость перед государством и налоговой службой Низкая налоговая ставка Налоговый вычет в 10 тысяч рублей Можно совмещать с официальным трудоустройством Не нужен кассовый аппарат, можно использовать переводы онлайн Не нужно подавать отчет в налоговые органы Проще работать с юридическими лицами Какие могут быть минусы в самозанятости: Необходимость выплаты части своих доходов Отсутствие трудового стажа Отсутствие пенсии, если самозанятый сам не вносит взносы в Пенсионный фонд Ограничение на сумму дохода. Если доход превышает 2,4 млн в год, гражданин должен открыть ИП Нельзя нанимать работников Ограничения на следующие виды деятельности: Продажа подакцизных товаров и тех, что требуют особой маркировки Перепродажа товаров Предпринимательская деятельность в найме у другого лица Курьерская служба Предпринимательская деятельность для ИП и "ООО" Ограничения по видам поступающих средств, то есть не принимаются в качестве доходов самозанятого: Заработная плата от работодателя Доход от продажи и аренды нежилой недвижимости Доход от продажи автомобиля и другого транспортного средства Таким образом, преимуществ в оформлении самозанятости больше, чем недостатков.
Поэтому, если вы все еще не зарегистрировали свою деятельность, то стоит лишний раз вспомнить о плюсах такого подхода. Итак, мы рассказали, как стать самозанятым в 2021 году и каким образом изменились условия в 2023-2024 году. Вся актуальная информация доступна в статье, так что вам будет проще разобраться в вопросах оформления своей профессиональной деятельности. Для этого нужно лишь зарегистрироваться через банковское приложение или специальный сервис. Достаточно иметь под рукой паспорт. Плюсов от ведения открытого предпринимательства гораздо больше, чем минусов.
Государство предоставляет льготы и идет навстречу самозанятым. Поэтому лучше добровольно зарегистрироваться и честно платить налоги. Автор статьи: Нагаева Алия Эльмировна. Журналист - филолог. Выпускник Башкирского государственного университета Поделиться:.
Как оформить самозанятость через «Мой налог»
Быстрая проверка статуса самозанятого по ИНН. Как оформиться и стать самозанятым в 2023 году: рассказываем, кто такие самозанятые, чем отличается самозанятость от ИП, как настроить прием платежей. Узнайте, какие возможности получают самозанятые на сайте Национальные проекты России. Где регистрировать самозанятость: в приложении «Мой налог» или в банке?