В Корпусе Бенуа Русского музея 30 ноября открылась выставка произведений Василия Сурикова (1848-1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения живописца.
Популярное
- Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русской музее - Санкт-Петербург 2023
- Больше фото с выставки
- 250 тысяч человек посетили выставку Василия Сурикова в Русском музее
- Русский музей продлил крупнейшую за почти 90 лет выставку Василия Сурикова |
- Потому что русский: петербургская выставка Василия Сурикова - Евгений ХАКНАЗАРОВ
Выставка к 175-летию живописца Сурикова откроется в Русском музее Санкт-Петербурга
А испуганную девочку он писал со своей дочери Оли, пугая ее страшным чудищем из темного леса. Говорят, что и супруга художника Елизавета тоже позировала для этой картины, но простудилась и вскоре умерла. Суриков винил себя в смерти жены, впал в депрессию, перестал работать. Спасла его картина, что выставляется впервые. Образ чудом прозревшего слепого стал эмоциональным автопортретом художника, после этой картины он словно возродился и писал только светлые, жизнеутверждающие картины - такие, например, как «Взятие снежного городка». Кстати, в последнем, просветительском, зале экспозиции юные посетители тоже смогут поиграть в снежки, штурмуя крепость с помощью мультимедиатехнологий. Здесь же каждый день будут проводить лекции о творчестве Василия Сурикова.
Эта экспозиция стала крупнейшей за последние почти 90 лет. Она включает более 120 работ автора из собрания Петербурга, Москвы и Красноярска.
В том числе, после сложной реставрации представлены знаменитые монументальные произведения «Степан Разин» и «Покорение Сибири Ермаком». Организаторы выставки отмечают, что именно эти исторические этюды и выразительные портреты близких художнику людей лучше всего раскрывают аспекты русского национального характера.
Однако возле картин хочется задержаться подольше. Не только из-за оригинальной композиции, эпичности сюжета и динамики даже там, где вроде бы никакого движения и не предполагается.
Есть что-то такое, что задерживает взгляд. Что же это? Да та самая современность, тот самый след эпохи, в которой он жил. Или, точнее, многих эпох, ибо Россия прожила в те годы сразу несколько жизней.
А может быть, это история такая, цикличная, известно ведь, что она развивается по спирали. Боярыня Морозова прощается со старой Русью, как пишут в учебниках. Да и все остальные тоже, те же Елисеевы? Только вчера второй человек в государстве, а сегодня уже обобранный до нитки ссыльный.
И чем не сюжет для века XX-го? Конечно, Суриков подобные смыслы мог и не закладывать.
Но называть ее этим определением, пришедшим из массовой культуры, и не хочется, и не имеет смысла.
В Корпусе Бенуа ведется подробный, местами сложный рассказ, требующий от посетителей вовсе не восторженных ахов а монументальные работы Сурикова не могут не произвести впечатления , но вдумчивого восприятия, способности к логическим сопоставлениям и, в конце концов, знания отечественной истории. Конечно, очень трудно не сделать свой автопортрет на фоне «Боярыни Морозовой», но еще сложнее заставить себя потрудиться вместо совершения увеселительной прогулки на фоне шедевров. Впрочем, к чести российской музейной публики, легкие пути не для нее.
Первый признак удачного проекта — внушительная очередь на вход. Глядя на вереницу страждущих, выстроившихся у Корпуса Бенуа на семнадцатиградусном морозе да еще и на ветерке, лишний раз хочется прокричать об удобстве приобретения электронных билетов. С другой стороны, это так по-нашему: проявить сопричастность, например, с теми, кто раньше стоял на таком же холоде, чтобы проводить в тяжелый путь опальную боярыню, или чтобы для пущей убедительности и достоверности взять штурмом снежный городок во дворе художника — именно так писалась знаменитая картина Сурикова.
После закалки холодом ценители искусства быстро разоблачались и устремлялись в пять залов, отведенных для экспозиции. И здесь я столкнулся с первой неожиданностью: людской поток вовсе не устремился полностью к главным точкам притяжения, а рассредоточился у стены, на которой в виде временной оси подробно представлены биография и творческий путь Сурикова. Посетители вчитывались в этот иллюстрированный рассказ, изучали его со всем тщанием и пристальностью.
В этом месте стоит поблагодарить не только публику, но и устроителей, которые смогли доходчиво рассказать о жизни Сурикова. А еще во всех залах видным белым шрифтом были выведены «программные» цитаты художника, касающиеся самых разных предметов — от колористики до воззрения художника на портретный жанр, от религиозно-нравственных размышлений до признаний любви к родной Сибири и верности корням своего рода. При этом подобранный текстовой материал максимально соотносится с русской духовной матрицей, лежащей в основе любого истинно национального культурного явления.
Порой казалось, что организаторы забавляются над иными «искусствоведами» и «кураторами», кто направо и налево бросается — почем зря — пренебрежительным: «скрепы», «пропаганда», «имперские пережитки». Разумеется, такого рода высказывания и претензии не могли не сопровождать суриковскую выставку.
Больше фото с выставки
- Большая история: Василий Суриков в Русском музее
- "АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕЧАТИ"
- Выставка Сурикова в Русском музее продлится до 10 июня 2024
- Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русской музее - Санкт-Петербург 2023
- Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
- Популярное
Первая за 90 лет масштабная выставка Василия Сурикова открылась в Русском музее
не просто шаг назад, а падение на несколько этажей вниз. Среди них фотографии картины, письма В.И. Сурикова и его потомков, книга отзывов о выставке художника 1937 года, пригласительные билеты и каталоги разных лет. Музеи Санкт-Петербурга.
Юбилейная выставка с работами Василия Сурикова откроется в Русском музее 1 декабря
Это достаточно большой период времени — в 1937 году петербуржцы увидели такую развернутую выставку в Русском музее», — отметила заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина. Как отметили в Русском музее, петербуржцам также покажут знаменитую «Боярыню Морозову», которая 40 лет не покидала стены Третьяковской галереи. Монументальное полотно в Петербург приедет в ближайшие дни. Юбилейная выставка с работами Василия Сурикова откроется 1 декабря.
Эти произведения переданы на выставку из Красноярска, родного города живописца. Из Москвы привезена картина «Исцеление слепорожденного» - неповторимое глубокое произведение, незнакомое зрителю. Художник написал картину в период эмоциональных переживаний, связанных со смертью супруги. Пройдя несколько этапов реставрации, картины из собрания Русского музея: «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин», предстанут перед широкой общественностью. Посетители выставки увидят полотна в том виде, какими они были созданы Суриковым. Дополнят экспозицию предметы прикладного творчества и мультимедийные материалы.
Посетители увидят более 120 произведений мастера. Последняя сравнимая по масштабам выставка Сурикова прошла почти 90 лет назад, что подчеркивает огромное значение нынешней экспозиции для любителей искусства и российской культуры. Экспозицию дополнят произведения народного и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея, которые помогут зрителю ощутить предметный и духовный мир полотен художника, а также медиаконтент, адаптированный к восприятию посетителями всех возрастов. В процессе комплексной реставрации находится колоссальное историческое полотно «Степан Разин» 1906 , которое станет одним из ключевых произведений выставки Василия Сурикова в Корпусе Бенуа Русского музея.
Кроме картин маслом здесь можно увидеть и многочисленные акварели. Картина «Покорение Сибири Ермаком» фото Нины Князевой Наибольший интерес у публики вызывают, конечно, знаменитые гигантских размеров картины на известные исторические сюжеты российской истории.
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
В рамках воспитательной работы слушатели мастерских Академии Н.С. Михалкова посетили выставку «Василий Суриков. Выставка в честь 175-летия великого живописца Василия Сурикова открылась в Русском музее Санкт-Петербурга 1 декабря. В Русском музее открылась выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. В Русском музее Санкт-Петербурга проходит самая масштабная выставка картин Сурикова, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. В Корпусе Бенуа Русского музея 30 ноября открылась выставка произведений Василия Сурикова (1848-1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения живописца. Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга.
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее до 13 мая 2024
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей представил в Санкт-Петербурге первую за 90 лет масштабную выставку картин Василия Сурикова, на которой собрано 120 произведений художника из коллекций нескольких музеев России. "Боярыня Морозова" приезжает в Санкт-Петербург. Туристический бизнес Санкт-Петербурга. "Василий Суриков" в Русском Музее в СПб до конца декабря, продлены часы работы.
Великий «композитор»: в Русском музее готовы открыть юбилейную выставку Сурикова
С Суриковым это особенно важно. Для самых масштабных работ, имеющих огромное значение для понимания Сурикова как певца русской истории и выдающегося мастера колористики, в залах Корпуса Бенуа на первом этаже возвели специальные внутренние стены, расположенные немного под углом к основным. От этого картины как будто пришли в движение: режет воду реки деревянная лодка, в которой задумчиво расположился казачий атаман Степан Разин с боевыми товарищами... Сходятся в боевой сече казачья дружина Ермака и воины сибирского хана Кучума на батальном полотне "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"... Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены. Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась. Сегодня под них отдан отдельный зал. Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов.
Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма. А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей. Здесь же представлена последняя значительная работа Сурикова "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова.
Новости Общество 10 апреля 2024 15:17 250 тысяч человек посетили выставку Василия Сурикова в Русском музее Это новый рекорд культурного учреждения Северной столицы Поделиться Показ выставки продлили до 10 июня. Фото: t.
К 175-летию со дня рождения». Об этом сообщила пресс-служба городского комитета по культуре.
Видео: 78.
Выставка отобразит невероятное культурное наследие, которое оставил после себя великий русский художник. Напомним, ранее в музей петербургской штаб-квартиры РГО передали артефакты со дна Эгейского моря.
Среди полотен этого направления посетители особенно обращают внимание на «Милосердного самарянина».
Картина ранее хранилась в Красноярском художественном музее и была доставлена в Санкт-Петербург исключительно на эту выставку. Куда пойти и что смотреть с 30 ноября по 7 декабря 10 ноября сообщалось, что на выставке «Кубок созвучий. Также в экспозицию включены работы художниц второй половины XX века и современных авторов.
Первая за 90 лет масштабная выставка Василия Сурикова открылась в Русском музее
Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации.
Сцена из Римского карнавала. Портрет неизвестной на жёлтом фоне. ГТГ Суриков В. ГРМ В. Казаки в лодке. Между 1891 и 1894.
В лодке. Богач и Лазарь. Академический эскиз. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей материи Иродиане. Вид на Красноярск с сопки. Портрет генералиссимуса А. Переход Суворова через Альпы в 1799 году.
Здесь использованы технологии воссоздания трехмерной среды горный ландшафт, примерно 22 500 кв. Для маленьких посетителей специально к выставке создана детская компьютерная игра по мотивам картины «Взятие снежного городка». Такое решение позволяет зрителям в яркой и образной форме познакомиться с игровой национальной культурной традицией, составляющей содержание одноименной картины. В условиях проживания в мегаполисах в плену технологичных сервисов игра напоминает о сибирских зимних забавах с историческим и мифологическим контекстом.
У Русского музея уже есть ряд художественно-исторических компьютерных игр, в которые играют посетители его виртуальных филиалов, но впервые такая игра становится дополнением реальной художественной экспозиции. В последнем зале выставки Сурикова посетители попадают в предметно-цифровое пространство, где представлена мультимедийная инсталляция «Красота вещей».
Одним из таких примеров является портрет «Сибирячка», который изображает молодую, здоровую женщину, любующуюся своим отражением в зеркале. Гармоничная гамма коричневого и синего цветов в этом портрете отсылает к тициановской «Венере перед зеркалом». Суриков «Портрет О. Детский портрет редок в истории искусства из-за сложностей с позированием у детей. Суриков выбрал композицию, близкую к парадному портрету, чтобы выразить серьезность своей дочери. На портрете Оля стоит без тени кокетства, смотря большими карими глазами на зрителя. В одной руке девочки — любимая кукла, а другой рукой она касается печки.
Суриков создал живой и непосредственный образ. Портрет был написан в сентябре 1887 года в Москве. Эта работа стала последним свидетельством счастливой семейной жизни художника, так как вскоре его жена заболела и умерла. Портрет дочери занимает особое место в творческом наследии Сурикова, по своим художественным достоинствам не уступая его крупным историческим полотнам. Ранее его картины сосредоточивались на мужских образах — мощных, героических. Однако в данной работе художник показывает женщин, которые, несмотря на своё привилегированное положение, оказываются пленницами теремов. Они лишены возможности выбора и вынуждены искать своё место в святом мире монастыря. Картина передаёт аскетичность этой жизни, но в лице главной героини нет печали или обречённости — её лицо излучает чистый благоговейный свет. Возможно, в этой работе художник отразил свои размышления о вере и религии.
В рамках выставки Русский музей подготовил аудиогид по выставке, с которым можно ознакомиться здесь. Выставка «Василий Суриков.
Больше фото с выставки
- Первая за 90 лет масштабная выставка картин Сурикова открылась в Русском музее
- Первая за 90 лет масштабная выставка Василия Сурикова открылась в Русском музее
- Курсы валюты:
- Одни шедевры. Что стоит увидеть на выставке Сурикова в Петербурге?
В Русском музее ведется подготовка к выставке года
Государственный Русский музей представил в Санкт-Петербурге первую за 90 лет масштабную выставку картин Василия Сурикова, на которой собрано 120 произведений художника из коллекций нескольких музеев России. Произведения Василия Сурикова, представленные на выставке «Василий Суриков. Для правнука Сурикова, режиссера Никиты Михалкова открывшаяся выставка словно семейный альбом. На выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Санкт-Петербурге побывали более 250 тыс. человек. Туристический бизнес Санкт-Петербурга. "Василий Суриков" в Русском Музее в СПб до конца декабря, продлены часы работы.
Экскурсия на юбилейную выставку Василия Сурикова.
Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены. Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась. Сегодня под них отдан отдельный зал.
Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов. Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма.
А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей. Здесь же представлена последняя значительная работа Сурикова "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова. То есть эта работа тоже имеет отношение к судьбе самого Сурикова, как и картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Ее мастер создал под влиянием потрясения, вызванного ранней смертью жены, в которой Суриков винил себя, и в силу "прописки" это полотно практически неизвестно широкой публике.
Суриков с ранней молодости отказывался работать на заказ: и сюжеты, и героев, и моделей для обширнейшей галереи портретов он всегда выбирал сам. Порой требовал от них поведения на грани стоицизма: например, для "Боярыни Морозовой" выводил полураздетыми на мороз, чтобы увидеть, как на холоде сбегают краски с лица.
Отметим, что каждый желающий сможет увидеть знаменитую «Боярыню Морозову», которая 40 лет не покидала стены Третьяковской галереи. Это монументальное полотно в Санкт-Петербург приедет в ближайшие дни. А юбилейная выставка с работами Василия Сурикова откроется 1 декабря.
То, что приготовили создатели этого грандиозного проекта, не оставит равнодушным. Ведь в выставочных залах нас ожидает встреча с более чем 120 работами замечательного художника, причём часть из них нам повезёт увидеть, возможно, именно в этот момент и только здесь: ведь ряд полотен сюда привезли из Красноярска, куда мы с вами можем никогда не попасть. Так что посетить выставку нужно обязательно! Во всей своей масштабности и подлинности предстали перед зрителями прошедшие через сложный процесс реставрации такие картины, как «Степан Разин» и «Покорение Ермаком Сибири». Боярыня Морозова Боярыня Морозова «Меньшиков в Берёзове» Это и кровавая расправа над стрельцами у кремлёвских стен, и военный триумф русского войска в Австрии… Всё это эпоха 18 века, неспокойного, драматичного, сложного, которая представлена здесь в концентрированном виде. Взгляд мастера прикован ко времени, которое стало исторической развилкой в жизни России. И мы вместе с ним ещё и ещё раз эти страницы истории переворачиваем. Во-первых, в одном из разделов вы познакомитесь с выдающимися полотнами, сюжеты которых связаны с Библией и историей Церкви. Это, например, привезённые из Красноярска полотна художника «Милосердный самаритянин» и «Благовещение». Оно не оставит равнодушным никого, поскольку написано художником в трагические для него дни — он потерял свою жену Елизавету Шаре и очень сильно скорбел. Созданная картина передала трагедию мастера, поэтому не может не волновать искренним горьким чувством, которым она пронизана. Само название полотна говорит о неслучайности обращения к религиозной тематике: в вере художник черпает силы, опирается на божественную поддержку, обретая духовное прозрение через страдания. Сурикова, которая очень редко демонстрируется. Здесь ей отдан целый выставочный раздел, что позволит по достоинству оценить мастерство художника как создателя графических работ. Ещё одно открытие ждёт нас. На выставке представлены этюды к живописным шедеврам Сурикова. Интересны они прежде всего тем, что на них запечатлены современники художника, которые были моделями героев его полотен. Это удивительная галерея портретов русских людей, в которых отражён русский национальный характер во всей своей глубине.
В нем — духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе. Работая над эпическим полотном «Боярыня Морозова» 1884-1887, ГТГ , Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа, на что уходили месяцы. Нужных ему натурщиков он отыскивал в монастырях, на кладбищах и рынках, а потом заставлял подолгу стоять на снегу, исполняя множество этюдов и добиваясь выразительности каждого героя. Многие из них являют собой поистине собирательные образы, очерчивающие целые явления русской жизни. Владимир Стасов дал полотну высочайшую оценку: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории». Тем не менее, многие порицали Сурикова за якобы пропаганду церковного раскола. Мощно звучит в творчестве Сурикова тема Сибири — его родины, сурового края героев и первопроходцев, ссыльных и каторжан. Интерес Сурикова к фигуре Меншикова был вызван не столько превратностями судьбы «полудержавного властелина», в одночасье оказавшегося в сибирской глухомани, сколько возможностью создать на картине мощный национальный характер, не сломленный невзгодами. Друг и коллега Сурикова, Михаил Нестеров, обнаруживал в этом полотне поистине «шекспировскую драму». А воплотить ее помогла ненастная погода, которую семья Сурикова пережидала, собравшись у стола. Дождь, окно, группа близких людей, грусть... Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать! Работая над картиной, он побывал на Дону, где искал типажи для образов казаков, в Хакасии, где писал татар, на севере Сибири — месте решающей битвы. Николай II сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» и приобрел полотно за 40000 рублей — рекордную для картин русских художников сумму.