Памятка о правилах проведения ОГЭ В 2021 году.
ОТВЕТЫ ОГЭ 2024 — телеграмм канал
Тренировочная работа №4 по Русскому языку 9 класс ответы и варианты. «Иногда очень хочется полной свободы». Драма Евгения Стычкина — с детективной интригой и молодыми звездами. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. ОГЭ 2023 Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
Задание 2 (ОГЭ по обществознанию)
Фотоотчет о проведении работ на огороде на окошке «Наша рассада» с детьми второй группы раннего возраста. Данная разработка представляет собой задания открытого банка ФИПИ к ОГЭ по обществознанию (раздел "Сфера духовной культуры") и ответы на них. Записаться на Курс: или Мой Телеграм с файлами: Информационный сайт: Стать наставником на курсе: Занятия Годового Курса по физике 2023 / 2024 проходят трижды в неделю А каждую субботу с 15:00 до 22:00 Смотрите видео онлайн «ФИЗИКА ОГЭ 2024 ВАРИАНТ 23. 38. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
Еще статьи
- ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ
- Тренажер на задания 2-3 ОГЭ по русскому языку, ФИПИ: пунктуационный анализ
- Недавние посты
- Тест 2. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку
ОГЭ-2020 по географии. Разбор демоверсии
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности VII-IX классы Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности VII-IX классы ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 — 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности». В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 — 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Замените словосочетание «отнестись юмористически», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Запишите номера этих ответов. Прочтите текст и выполните задания 6—9. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. В предложениях 18—22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. Ответ: Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».
Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Сфера духовной культуры")
Предложение 5 содержит 3 три грамматические основы. Ответ: 23 Прочитайте текст. Предложение 1 двусоставное. В первой части предложения 2 грамматическая основа — можно было бы сказать. Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Предложение 4 содержит цитирование. Ответ: 124 Прочитайте текст.
Вторая часть предложения 1 — неполное предложение. В предложении 2 грамматическая основа — названия носят. В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые. Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими. Вторая часть предложения 5 — односоставное безличное предложение. Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным неоднородным подчинением придаточных.
Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством. Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Предложение 4 сложносочинённое. Одна из грамматических основ предложения 5 — кораблик потопил. Ответ: 235 34. Прочитайте текст.
Предложение 1 сложноподчинённое. В предложении 2 грамматическая основа — роль играют. Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями. Предложение 4 сложноподчинённое. В предложении 5 содержится 6 шесть грамматических основ. Ответ: 345 35.
По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На каком уровне образования находится Костя? Науку как форму культуры отличает 1 стремление к получению объективных знаний 2 вера в сверхъестественные силы 3 отражение мира в художественных образах 4 ориентация на представления о добре и зле 155. Фёдор учится в 11 классе и готовится к сдаче единого государственного экзамена. Какой уровень образования завершает Фёдор?
Что отличает науку от других форм областей духовной культуры? Ученица 2 класса общеобразовательной школы Люба занимается в секции плавания и поёт в хоре. На каком уровне образования находится Люба? Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют 1 моралью 2 образованием 3 творчеством 4 искусством 159. Познавательная деятельность человека, направленная на получение знаний и умений, называется 1 творчество 2 образование 3 игра 4 труд 161. Тургенев считал, что «добро по указу не добро».
В этом высказывании выражается 1 научная истина 2 правовая норма 3 экономический закон 4 нравственный принцип 162. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? Наука систематизирует знания об окружающем мире. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем. Верны ли следующие суждения о религии? Религия основана на вере в возможность воздействия сверхъестественных сил на жизнь человека и общества.
В предложении 3 одна из грамматических основ — которые применяются. Предложение 4 содержит 2 две грамматические основы. Предложение 4 простое. Предложение 5 сложное бессоюзное.
Теперь же на сайте ФИПИ появились и ответы. Любой девятиклассник может скачать эти варианты и прорешать их, проверить себя.
Возьмем, к примеру, русский язык. Вариант 1. Задание 7 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
ФИЗИКА ОГЭ 2024 ВАРИАНТ 23 КАМЗЕЕВА РАЗБОР ЗАДАНИЙ I Эмиль Исмаилов - Global_EE
— кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена. ОГЭ 2024 Ященко. Переключить поиск по веб-сайту. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских. Экспериментальное задание ОГЭ по Физике в 2023 году проверяет сформированность умения проводить косвенные измерения физических величин. Тренировочные тесты ОГЭ-2020 по всем предметам для 9 класса от авторов «СтатГрада» и других экспертов. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами и решениями от ОГЭ на 100 баллов.
Ответы на пробное ОГЭ по Русскому языку 9 класс 15 апреля 2024
Предложение 2 сложносочинённое. В предложении 3 одна из грамматических основ - которые применяются. Предложение 4 содержит 2 две грамматические основы. Предложение 5 сложное бессоюзное. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Предложение 3 сложноподчинённое. Предложение 5 содержит 3 три грамматические основы.
Эти экзамены проводятся на два-три месяца раньше базового расписания, и их результаты засчитываются точно так же, как и в основной период. При этом для сдачи экзамена досрочно должны быть веские основания. Раньше всех ОГЭ проводят для: выпускников школ, техникумов, лицеев и других учебных учреждений прошлых лет; учащихся 11-х классов вечерних школ, которые заступают на военную службу; школьников, намеревающихся переехать на ПМЖ в другую страну; участников олимпиад и соревнований, даты которых совпадают с проведением экзаменов; школьников, которые в момент проведения основного этапа ЕГЭ находится в санаторных или прочих медицинских учреждениях; учащихся 11-х классов, которые находятся за пределами России и не могут вернуться в страну из-за сложных климатических условий. Как правило, досрочную сдачу выбирают выпускники предыдущих лет, которые не смогли добиться нужного результата в первый раз. В 2023 году даты досрочного ОГЭ выглядят следующим образом: 21 апреля пятница — математика; 24 апреля понедельник — русский язык; 27 апреля четверг — информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , обществознание, химия, литература; 3 мая среда — история, биология, физика, география, иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский. Резервные дни: 11 мая четверг — информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , обществознание, химия, литература; 12 мая пятница — история, биология, физика, география, иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 15 мая понедельник — русский язык; 16 мая вторник — по всем учебным предметам. Даты проведения ОГЭ 2023 — расписание экзаменов В основной период проведения экзамены сдает большая часть учащихся, у которых нет причин писать задания досрочно. Ограничить доступ к экзаменам могут неуспевающим, у которых среди годовых отметок есть хотя бы одна двойка. Остальные ученики в 2023 году будут сдавать экзамены в следующие даты: 24 мая среда — история, физика, биология; 30 мая вторник — обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , география, химия; 2 июня пятница — иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 3 июня суббота — иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 6 июня вторник — русский язык; 9 июня пятница — математика; 14 июня среда — литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , география; 17 июня суббота — обществознание, биология, химия. Резервные дни: 26 июня понедельник — русский язык; 27 июня вторник — по всем учебным предметам кроме русского языка и математики ; 28 июня среда — математика; 29 июня четверг — по всем учебным предметам кроме русского языка и математики ; 30 июня пятница — по всем учебным предметам; 1 июля суббота — по всем учебным предметам; Почему школьных уроков ребенку может не хватить Экзамены по всем предметам начинаются в 10:00. При себе ученику разрешается иметь линейки, орфографический словарь, непрограммируемый калькулятор, таблицу Менделеева или таблицу растворимости для экзамена по химии. Запрещено приносить средства связи, фото- аудио- и видеоаппаратуру, носители данных, программируемые устройства и справочные материалы, не предусмотренные правилами. Недопустимо использование собственных черновиков.
Для сдающих экзамены предусмотрены досрочный, основной и дополнительный периоды. Большинство 9-классников сдают экзамены в основной срок. В этом году он пройдет с 21 мая по 2 июля. Досрочный период назначен на период с 23 апреля до 21 мая. В эти сроки экзамены могут сдавать ребята, которые полностью завершили учебную программу и получили допуск к сдаче экзаменов. Также «досрочниками» могут стать школьники, которые не могут присутствовать в основной период по уважительным причинам.
Остальные ученики в 2023 году будут сдавать экзамены в следующие даты: 24 мая среда — история, физика, биология; 30 мая вторник — обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , география, химия; 2 июня пятница — иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 3 июня суббота — иностранные языки английский, французский, немецкий, испанский ; 6 июня вторник — русский язык; 9 июня пятница — математика; 14 июня среда — литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии ИКТ , география; 17 июня суббота — обществознание, биология, химия. Резервные дни: 26 июня понедельник — русский язык; 27 июня вторник — по всем учебным предметам кроме русского языка и математики ; 28 июня среда — математика; 29 июня четверг — по всем учебным предметам кроме русского языка и математики ; 30 июня пятница — по всем учебным предметам; 1 июля суббота — по всем учебным предметам; Почему школьных уроков ребенку может не хватить Экзамены по всем предметам начинаются в 10:00. При себе ученику разрешается иметь линейки, орфографический словарь, непрограммируемый калькулятор, таблицу Менделеева или таблицу растворимости для экзамена по химии. Запрещено приносить средства связи, фото- аудио- и видеоаппаратуру, носители данных, программируемые устройства и справочные материалы, не предусмотренные правилами. Недопустимо использование собственных черновиков. Все черновые материалы сдаются вместе с самой экзаменационной работой. Кроме того, в аудиторию можно приносить ручку с чернилами черного цвета, воду и лекарства. Для сдачи экзамена необходим паспорт. В ходе проведения экзамена участникам запрещено переговариваться между собой, самовольно менять рассадку, покидать аудиторию без сопровождающего лица, выносить с собой экзаменационные материалы, передавать предметы другим экзаменуемым. Дополнительный период ОГЭ 2023 Если выпускник девятого класса не смог сдать экзамен по уважительной причине, он может сделать это в один из резервных дней. Пересдача предусмотрена в следующих случаях: плановая операция, приходящаяся на день экзамена. Необходимо предоставить справку из медучреждения; состояние здоровья ученика, препятствующее сдаче экзамена. Также заверяется справкой от врача; ухудшение самочувствия на экзамене; обстоятельства, не зависящие от участника экзамена, к примеру, попадание в ДТП; смерть или похороны близкого родственника; чрезвычайное происшествие в пункте проведения экзамена.
Задание 4 решу ОГЭ 2023 русский язык 9 класс ФИПИ
- Публикация «Тест ОГЭ по русскому языку» размещена в разделах
- Страницы не существует!
- ОТВЕТЫ ОГЭ 2024 — телеграмм канал
- Задание 4 решу ОГЭ 2023 русский язык 9 класс ФИПИ
- Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Сфера духовной культуры")
- Главная навигация
Недавние посты
- Читайте также
- ОТВЕТЫ ОГЭ 2024 — телеграмм канал
- Онлайн-курсы
- Тест ОГЭ по русскому языку
- Вариант 30 ОГЭ по русскому языку 2024 (ОБЗ)
ОГЭ-2020 по географии. Разбор демоверсии
Газета.Ру в соцсетях | Другие новости к этому часу. |
Тест 35. Задания с кратким ответом на основе текста. ОГЭ по географии | ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет. |
Тренировочный вариант №1 ОГЭ 2024 по русскому языку с ответами | Главная» Новости» Тренировочные варианты задание 2 огэ 2024 русский язык. |
Решение Реального Варианта ОГЭ 2023 от 9.06.2023 Математика | ОГЭ 2023 Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. |
Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Русский / 02 задание / 21 | Пробные экзамены и каталог заданий с ответами и разборами для подготовки к ОГЭ по всем предметам. |
Проверка огэ 2024
Ответы на пробное ОГЭ по Русскому языку 9 класс 15 апреля 2024 | Главная» Новости» Огэ русский язык 2024 ответы на 5 задание фипи. |
Огэ русский язык задание 2 тренировочные упражнения 2022 с ответами | Есть ответ. (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. |
Задание 2 (ОГЭ по обществознанию) (с ответами) – тест на Банк Тестов.ру | 2) Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией. |
Стало известно, какие предметы школьники считают самыми простыми на ОГЭ / Skillbox Media | 7. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. |
ОТВЕТЫ 2024 | ОГЭ, ЕГЭ | Тренировочная работа №4 по Русскому языку 9 класс ответы и варианты. |
Тренажер на задания 2-3 ОГЭ по русскому языку, ФИПИ: синтаксический анализ
Discover videos related to Ответы Рт 2023 2 Этап Рус on TikTok. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских. Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. Доля атомных электростанций в структуре производства электроэнергии – 18,3%. Российские научные институты продолжают разработку передовых технологий использования мирного атома.
Огэ русский язык 2 задание в научной Огэ русский язык 2 задание…
Ответы к сборнику ОГЭ-2024 по русскому языку под руководством И. П. Цыбулько и Р. А. Дощинского. Памятка о правилах проведения ОГЭ В 2021 году. Решаем СтатГрад ОГЭ по обществознанию №6 | Анастасия Коржева. Решаем СтатГрад ОГЭ по обществознанию №6 | Анастасия Коржева. Тренировочные тесты ОГЭ-2020 по всем предметам для 9 класса от авторов «СтатГрада» и других экспертов. Главная» Новости» Огэ по обществознанию 2024 решу огэ.
Решение Реального Варианта ОГЭ 2023 от 9.06.2023 Математика
Но результаты по этому предмету не всегда позволяют отобрать абитуриентов с хорошей естественно-научной подготовкой. В 2023-м точное количество выпускников, не набравших минимальные баллы, не сообщалось. Читать также:.
КИМы, ответы ОГЭ-2023 для 9 классов по всем предметам демоверсия В данном разделе представлены проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года: — кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена; — спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования; — демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению данных материалов.
Кетле, бельгийского математика и физика, «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» , в которой «социальная физика» была сведена … Совершенно очевидно, подчеркивает Б. Кузнецов, что способностями к теоретическому, абстрактному мышлению Леонардо обладал, и в самой высокой степени. Все дело в том, что в XV в. Не было инвариантов научного мышления, которые были выработаны только в XVII столетии.
В эпоху же Леонардо, считает Б. Кузнецов, будущей науке прокладывали дорогу не схоластические декларации, исчерпавшие себя уже в средневековье, а перемещение центра тяжести в познании мира и человека на его сенсуальное чувственное , эстетическое познание. Сенсуализм Леонардо не был декларацией, он следовал из его творческой практики и, в свою очередь, воплощался в этой практике, реализовываясь в живописи. Яркий пример, иллюстрирующий образный строй понятий в мышлении Леонардо, предоставляют страницы его дневников и манускриптов, из которых видно, что чтение и понимание рукописи художника невозможно отделить от сопровождающих ее рисунков. Даже общие понятия, излагаемые в них, всегда приобретают форму рисунка, схемы. В текст вплетаются чертежи и наброски, а нередко текст служит лишь пояснением к рисунку, растворяется в нем, и доказательство идеи сводится к внимательному рассматриванию рисунка или чертежа. Как в художественном, так и в техническом творчестве Леонардо форма была неразрывно связана с содержанием. Каждую свою новую техническую идею он обдумывал до мельчайших подробностей, проверял в действии, проводил многочисленные аналогии, что не могло не отразиться на форме его конструкций. Проектируя, например, летательную машину, он наблюдает полет птиц и летучих мышей, сравнивает перьевую и кожистую поверхность крыльев тех и других, рисует, строит модель и снова наблюдает и проверяет, подмечая тончайшие особенности согласования и движения частей.
Не подозревая о существовании аэродинамических сил, он ищет аналогии в полете птицы; у нее заимствует внешнюю форму и форму движения. Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у современного дизайнера: от первого чернового наброска, через тщательную проработку деталей в материале к построению действующей модели и новой ее проверке в действии. Моделирование было необходимым элементом его научной и технической деятельности; можно сказать, что без моделирования Леонардо не мыслил никакой технической конструкции или научного опыта. Леонардо да Винчи создал подлинно научный метод изучения природы, и этот метод, в котором слиты непосредственная наблюдательность художника, точный расчет ученого и мастерство практика, нашел полное воплощение в его техническом творчестве и отразился на формах машин. Уровень экспериментальных исследований Леонардо да Винчи Уровень экспериментального исследования Леонардо да Винчи можно привести в сравнении, как это уже однажды сделал знаменитый учёный Гермон фон-Гельмогольц в одной из своих блестящих популярных бесед. Он сопоставляет два славных имени — Гёте и Леонардо да Винчи — как образцы высокоразвитого дара «художественной индукции», указывая, что обладатели такого дара не только достигали великого в искусстве, но оставляли глубокий след и в науке своего времени. И тот и другой посвятили много труда занятиям научным; известно, что у них мы находим предвосхищение двух самых плодотворных идей современного естествознания — идеи эволюции у Гёте и идеи сохранение энергии у Винчи. Место психологии религии в системе наук … философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук.
Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к … для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — … Сопоставление этих двух гигантов, едва ли не единственных, в таком масштабе, совместителей художественного и научного творчества, нельзя не признать чрезвычайно метким. Но при общем сходстве, найдутся, как увидим и черты различия между двумя художниками, и притом такие, которые, на мой взгляд, дают Винчи, как научному деятелю, значительный перевес. Общие черты, которые я хочу наметить на первом плане, касаются как физической и духовной природы двух великих людей, так и внешних обстоятельств их жизни. Различие двух эпох, разделённых трёхсотлетним промежутком, конечно, сказалось на двух биографиях, но и с этой стороны нам представится немало сходства. Леонардо, как и Гёте, весь свой век был занят всевозможными вопросами знания и искусства, и нет предмета, которому бы он не посвятил внимания с характерным ему жаром и успехом. Тот и другой холодны и индифферентны к вопросам политики. Оба художника относятся скептически к положительной религии, оба склоняются к пантеизму: мистический финал Фауста не помешал Гёте прослыть «великим язычником», и Винчи, несмотря на религиозные сюжеты некоторых его картин, быть может, заслуживал бы того же названия.
Общие черты двух эпох, черты и крупные и мелкие. Там и здесь повседневная жизнь и узкие местные происшествия рисуют на фоне зреющего великого переворота в области идей и общественных отношений. Переворота, который в одном случаи мы называем ренессансом и реформацией, в другом революцией. Там и здесь раздробленная страна, не умеющая сплотится в сильное целое, стоит беззащитною перед мощным внешним врагом. Там и здесь увлечение интеллектуальными интересами, частью искреннее, частью напускное, меценатство магнатов, соревнование различных центров науки и искусства. Там и здесь трезвая научная метода прорывается с борьбою, то через схоластику Средних Веков, то через новейшую схоластику метафизической философии. Я уже намекнул, что в области научного мышления Винчи представляется более сильным, более многосторонним, чем творец Фауста. Гёте всюду остаётся художником, поэтом, пророком: в этом, но и только в этом его сила в сфере науки. Гениальная интуиция, орлиный взор, с высоты охватывающая сложную группу явлений и в её кажущемся хаосе улавливающий черты закономерности, таков его приём.
Дар, драгоценный на первых порах исследования — необходим для всякого крупного научного деятеля. Но один этот приём не исчерпывает научного дела. За первым охватом целого и первым смутным чаянием новой законности должна следовать собственно-научная работа, работа логического расчленения и всяческих испытаний мелькнувшей догадки, причём главным орудием является целенаправленный опыт и математический анализ. Только тогда получается полноправное, истинно-научное освещение предмета. Гёте не владел этой второй стадией научного дела, он чуждается и боится её по натуре, отрицает её по принципу. Расчленение целого, внимание к деталям, обращение к искусственному опыту, попытка подвести естественное явление под математическую мерку, всё это кажется ему бесплодным и вредным посягательством на цельность и жизненность природы. Физика от математики должна стоять отдельно. Природа немеет на пытке» Там же, с. Можно бы думать, что таков, по самому складу своей натуры, будет всякий художник, когда он обращается к научному изучению природы.
Но именно Леонардо да Винчи представляет нам блестящий пример противоположного, пример, едва ли не единственного в таком масштабе. Первоклассный художник уживается здесь с исследователем, который восхваляет опыт, как единственную основу знания, и признаёт математический анализ необходимым горнилом истинного исследования. По своим взглядом и приёмом, Винчи, гораздо более чем Гёте, человек нового времени, и это тем изумительнее, что он жил за целый век до Френсиса Бекона, Галилея и Декарта, за два века до Ньютона. Винчи — современник Парацельса, Колумба и Коперника. Первая печатная Библия Гуттенберга является на свет в годы младенчества Леонардо, а открытие Нового Света совпадает с его зрелым возрастом и совершилось, быть может, не без его влияния. Но знаменитое творение Коперника, перевернувшее прежний взгляд на мир, явилось уже через 24 года по смерти Винчи, а затем ещё 20 лет пройдёт, прежде чем родится Галилей. При жизни Леонардо проблески новой астрономии видим только у Николая Кузанского, который смутно воскрешает древнее учение о движении земли и, снимая традиционную грань между элементным земным и астральным, провозглашает афоризм, позже повторённый Паскалем, что вселенная имеет центр повсюду, окружность — нигде. На этом-то фоне выделяется мощная фигура человека, в котором, как в фокусе, сосредоточилась глухая и мало нам известная работа раннего возрождения науки. Историк Халам называет позднее Винчи «почти сверхъестественным».
В речах и действиях его мы забываем эпоху и как бы переносимся на целый век вперёд. Эти речи ещё не могли иметь широкого влияния вокруг, как было с открытием Галилея. Рукописи Леонардо писались для себя, как материалы и программы будущих работ, как наброски исполинской энциклопедии, не доведённой до конца. В чём же состоит его научная метода? Предваряя Бекона и Декарта, Леонардо да Винчи проповедует опыт — как исходную точку естествознания, математическую формулу — как заключительную стадию. Опыт — общая мать наук и искусств. Опыт — посредник между творческой природой и людьми. И хотя природа начинает с рассуждения причины и кончает опытом, нам надо действовать наоборот, то есть начинать с опыта и от него идти к рассуждению причины. При исследовании задач естествознания, я прежде всего делаю некоторые опыты, ибо моё намерение — поставить задачу на основании опыта и затем доказать, почему тела принуждены действовать указанным образом» Там же, с.
Всегда практика должна опираться на хорошую теорию» Там же, с. Выражением теории и служит математическая обработка предмета. Индукция — как метод, дедуктивная математическая форма — как идеал науки, такова, выражаясь на современном языке, программа Леонарда. Факторы возрождения искусств и литературы в настоящее время уже совершенно выяснены; в такой же степени бесспорно и то, что и науки ожили, благодаря новой методе, требующей, чтобы для познания мироздания воплощалось сама природа. В наше время Леонардо признаётся одними — предтечей, другими — основателем, третьими — даже творцом этого метода. Однако, из его собственных многочисленных замечаний по этому предмету видно, что сам он не относится к новому методу, а считал, что он только снова вызвал к жизни принципы давно уже известные, но либо не применимые на практике, либо забытые. В самом деле, мысль о необходимости изучения природы для объяснения явления и выяснения законов, которые им управляют, вытекает из физики не только Аристотеля, но и Демокрита. В самом деле, философы Александрийской школы, были главным образом учёными, критиками, биографами, собирателями и издателями книг, и если они занимались исследованиями экспериментального характера, то всё же не отдавали себе отчёта в плодотворности этого метода. В древности, вообще, дух научного наблюдения был слишком слаб, и не было обыкновения посвящать себя этим исследованиям с тем напряжением, которое в области искусства обеспечило за ней титул классический.
Таким образом, даже если научная ценность опыта и не была ещё понятна, если он не имел ещё той строгой точности, без которой он не в состоянии содействовать прогрессу науки, некоторая традиция по отношению к опыту всё же уже существовала; но почва для развития этого зёрнышка было до такой степени неблагоприятна, что даже исследование Архимеда в области физики остались неизвестны комментаторам Аристотеля и прочем философам. Единственные признаки научного опыта мы находим только в лабораториях алхимиков, стремившихся либо прийти на помощь медицине, либо найти пресловутый философский камень. Внимательное и добросовестное изучения явления, и интуитивное постижение законов, сводящих их многообразие к немногим общим принципам, представляет собой основу и в тоже время характернейшую особенность всех трудов Леонардо. Надо не только «видеть», но надо по его собственным словам, «уметь видеть со строгим упорством» «Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи». Маевского, 1914. Этой способностью «уметь видеть» Леонардо обладал в высочайшей степени, а об его неутомимом трудолюбии, внимательности и упорстве свидетельствуют все его поступки. Возьмём пример: ты, читатель, одним взглядом на эту бумагу видишь, что она полна букв, но ты не узнаёшь в это мгновение какие это буквы, и, чтобы узнать это, тебе придётся разбирать слово за словом и строку за строкой. Таким же образом, если пожелаешь подняться на какое-нибудь здание, то тебе придётся подниматься со ступени на ступень.
И я тебе говорю, что, если пожелаешь получить верное представление о формах природы, то тебе придётся начать с их отдельных частей, и не переходить ко второй, если ты предварительно не усвоил вполне сущность первой; если же ты поступишь иначе, то только напрасно потратишь время и сильно затянешь свою работу. Помни, что прилежание приходит к цели скорее, чем быстрота» Там же, с.
Дайте оценку изменению в ЭГП российских регионов России, по территории которых пройдёт трансконтинентальная автомагистраль. Свой ответ обоснуйте. Ответ и пояснение 10.
Продукция завода пользуется большим спросом в нашей стране и за рубежом. Целлюлозно-бумажное производство является сырьёёмким, энергоёмким и водоёмким, поэтому место для строительства комбината в своё время выбиралось с учётом этих особенностей. Объясните, какая особенность ЭГП г. Братска, кроме его близости к районам заготовок леса, способствовала выбору его в качестве места для сооружения крупного предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Ответ и пояснение 11.
Новое открытие российских учёных Карское море относится к числу морей, для которых изучение и прогнозирование ледовитости представляет не только теоретический, но и большой практический интерес. Ледовитость морей Северного Ледовитого океана зависит от температуры воздуха, от направления ветров, а также, что особенно важно для Карского моря, от изменения годового речного стока впадающих в него рек. Температура замерзания солёных вод океана ниже, чем пресной речной воды, поэтому увеличение объёма поступающей в моря пресной воды приводит к снижению солёности поверхностного слоя вод и способствует более раннему началу льдообразования и возрастанию ледовитости. Как установили российские учёные из Севастопольского государственного университета, важным фактором изменений среднегодовых значений ледовитости шельфовых районов Карского моря является солнечная активность: при её повышении ледовитость возрастает. Это открытие позволит сделать прогнозы ледовитости моря ещё более точными.
Ледовитость Карского моря должна была возрасти, однако данные спутниковых наблюдений свидетельствуют о том, что она за этот период уменьшилась. Чем это можно объяснить? Ответ и пояснение 12. Нур-Норге Нур-Норге в переводе с норвежского языка «Северная Норвегия» — самый большой по площади регион Норвегии, занимающий примерно треть континентальной части территории страны. Практически весь регион — это горная территория с густыми лесами, множеством быстрых и коротких рек, а также с бесчисленным количеством озёр.
Регион протянулся почти на тысячу километров: от границы с регионом Трёнделаг на юге до мыса Нордкап на севере. Несмотря на северное положение, климат региона не столь суров, как в этих же широтах в глубине материка. На крайнем севере Нур-Норге солнце не заходит с середины мая до середины июля. В тексте говорится, что в регионе Нур-Норге климат не столь суров для широт, в которых он расположен. Объясните, почему зимние температуры воздуха в регионе Нур-Норге не такие низкие и тёплый период с положительными значениями температур воздуха более продолжительный, чем на территориях, расположенных примерно в этих же широтах в России.
Ответ и пояснение 13. АО «Ярославская бумага» — предприятие, специализирующееся на выпуске бумаги и картона. Оно было основано в 2003 г. Вся продукция производится из вторичного сырья — макулатуры. В среднем за год предприятие выпускает около 55 000 тонн готовой продукции.
В настоящее время ведутся работы по модернизации оборудования для увеличения производственных мощностей до 80000 тонн картона в год. Клиентами предприятия являются ведущие производители гофроупаковки в России. Объясните, почему целлюлозно-бумажное производство осуществляется на берегах рек? Ответ и пояснение 14. Эйяфьятлайокудль Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль на юге Исландии началось в ночь на 14 апреля 2010 г.
Из зоны бедствия было эвакуировано около 800 человек. Позже своё воздушное пространство закрыли страны центральной и восточной Европы. Спустя несколько дней после начала извержения следы облака вулканического пепла достигли российских регионов, в том числе Урала и Западной Сибири. Объясните, какая природная особенность широт, в которых расположен вулкан Эйяфьятлайокудль, способствовала распространению облака вулканического пепла до воздушного пространства России. Ответ и пояснение 15.
Основными темами форума стали создание в Арктике опорных зон развития, а также социально-экономическое развитие полярных территорий. Опорные зоны должны стать основным механизмом развития арктического региона РФ. Одним из приоритетных проектов в рамках формирования Ненецкой опорной зоны может стать строительство глубоководного незамерзающего порта Индига в районе одноимённого посёлка. В проекте формирования Ненецкой опорной зоны предусмотрены развитие добычи углеводородного сырья и судоходства по Северному морскому пути. В числе проектов, которые предполагается реализовать для формирования Ненецкой опорной зоны, строительство железнодорожной линии Сосногорск — Индига, а также реконструкция аэропортов в Нарьян-Маре и посёлке Андерма.
Не исключена возможность промышленной кооперации Ненецкого автономного округа и соседней республики. Какая особенность транспортно-географического положения Ненецкого автономного округа будет способствовать его развитию? Ответ и пояснение 16. Мировое производство бумаги сократилось Мировое производство бумаги в 2016 г. Эта тенденция особенно характерна для Северной Америки и Европы, где уже наблюдалось постепенное снижение объёмов производства бумаги на протяжении нескольких лет.
Но и в остальных регионах мира эта тенденция начинает набирать обороты. Производство газетной бумаги продолжает падать и в России. В 2015 г. Отрицательную динамику демонстрирует также полиграфическое производство. Снижение объёмов коснулось в основном выпуска газет и журналов, производство которых сократилось в 2016 г.
Усиливается конкуренция с электронными СМИ. С каждым годом использование макулатуры при производстве бумаги неуклонно увеличивается. Какой вывод на основе анализа текста можно сделать о причинах снижения спроса на газеты и журналы? Ответ и пояснение 17. История атомной энергетики охватывает период более полувека.
В настоящее время атомные электростанции имеются в 31 стране мира.