Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной «балетной» — она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской). Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга.
Женские судьбы. Матильда Ксешинская
классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей. Далее в нашем сообществе мы продолжим рассказ о представителях древнего российского дворянского рода Севенардов-Кшесинских, самой известной из которых была Матильда Феликсовна Кшесинская. Отец Матильды Ф. И. Кшесинский, узнав, что его дочь собирается жить отдельно и что к ней может приезжать наследник, поставил условие, что с ней будет жить ее сестра Юлия. Как и многие представители рода Кшесинских, Матильда Феликсовна была долгожительницей.
Кшесинская Матильда: прославленная русская балерина
Она вспоминала, что это был тот же балет, что и сорок лет назад, те же традиции, тот же дух. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Мемуары М. Кшесинской вышли в 1960 году в Париже на французском языке «Воспоминания Кшесинской» и в Лондоне на английском языке «Танцуя в Петербурге». В 1992 году в Москве впервые была издана книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания» на основе машинописного экземпляра на русском языке с поправками и дополнениями, хранящегося в Российской государственной библиотеке. В 2018 году дневники Кшесинской 1886-1894 годов, ее переписка с историком балета Ю. Бахрушиным 1966-1968 годов, с директором Государственного дома-музея П. Чайковского в Клину В.
Журавлевым 1957-1961 годов были опубликованы в книге «Матильда и Иосиф Кшесинские. Почти все дневники и часть переписки хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. Бахрушина, часть переписки — в Государственном Архиве РФ и других государственных организациях. Фотография М. Кшесинской с дарственной надписью Д. Кшесинская Д. Личный фонд М. Этот фонд был создан путем выделения документов из фондов бывшего Великого князя Андрея Владимировича в 1938 году, а в 1946 году к нему был присоединен ряд документов, выделенных из сейфов частных банков.
Большую часть фонда составляют документы имущественно-хозяйственного характера — счета и сметы на ремонт дачи в Стрельне и дома в Петербурге, документы о покупке, залоге и продаже движимого и недвижимого имущества, духовное завещание, ведомости и тетради с распределением мест на бенефисы, сметы о сооружении часовни на могиле Ф. Особую группу составляют документы 1912-1917 годов, относящиеся к ее сыну Владимиру Красинскому. Наиболее важными для понимания становления юной балерины, начала ее творческой биографии являются автобиография М. Кшесинской, описывающая пребывание в Театральном училище, и дневник на польском языке 1886-1887 годов, включающий 170 листов. Этот дневник вошел в книгу «Матильда и Иосиф Кшесинские. Воспоминания» 2018. Среди других документов этого фонда — письмо директору Императорских театров И. Всеволожскому с упоминанием итальянской балерины П.
Леньяни, написанное в 1890-е годы, ряд писем к М. Кшесинской, в том числе Великого князя Андрея Владимировича 1915 , А. Плещеева 1915. Это фонды деятелей театра и балетных критиков, но также и фонды организаций. Например, личное дело М. Кшесинской на 7 листах 1904 г. В этом году она официально покинула Императорскую сцену, оставив за собой право на разовые выступления по контрактам. Наиболее распространенным типом материалов, имеющим отношение к М.
Кшесинской, являются фотографии в ролях и программы спектаклей. Фотографии и фотооткрытки можно найти в фондах Д. Программы спектаклей «Карнавал» и «Дон Кихот» в фонде Л.
Откуда у пусть и талантливой, но все же только балерины вдруг появились несметные богатства: роскошные дворцы и особняки, автомобили и потрясающая коллекция бриллиантов? Как ей удалось выжить в кровавой революционной мясорубке, отметить 99-летие и стать нашей современницей? В 1890 году на выпускном балу в императорском театральном училище. Император Александр III и его семья были почетными гостями. После экзамена прошел обед с юными выпускницами. Царь самолично усадил сына Николая рядом с очаровательной 17-летней полячкой Матильдой Кшесинской с напутствием: «Слишком с ней не флиртуй». Но… Николай влюбился.
Он не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой. Три года добивался ее расположения, ни долгосрочные путешествия в Европу и Японию, ни военные сборы, ни внимание искушенных придворных дам не могли заставить его забыть очаровательную девушку. Потом были свидания в доме родителей Кшесинской, и наконец будущий император купил своей возлюбленной особняк на Английском проспекте.
Правда — ложь Никаких документов, подтверждающих семейное предание Кшесинских об их происхождении от графов Красинских, обнаружить не удалось. Версию о браке Матильды Феликсовны и Николая II, наличии у них общей дочери, передаче балерине престола Российской империи и золота в ФРС США недавно распространил внук брата Кшесинской, бывший депутат Госдумы Константин Севенард — он ссылается на бумаги, якобы обнаруженные им в 1989 году в склепе на старинном кладбище в Варшаве, переданные им в КГБ, где они бесследно исчезли. Текст: Виталий Котов.
Кшесинская сама выбирала время для своих спектаклей, танцевала только в разгар сезона, делала длительные перерывы, во время которых прекращала репетиции и предавалась безудержным развлечениям. Нравящиеся ей партии Матильда считала своей собственностью и не позволяла другим балеринам посягать на них.
Как-то приглашенная танцовщица Гримальди начала репетировать «Тщетную предосторожность», но Кшесинская заявила: «Не отдам, это мой балет». Директору театра пришлось отправлять шифрованную телеграмму министру в Данию, где тот находился при государе. Вскоре пришел ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Директор Императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский не захотел восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника» — и вскоре попрощался с должностью. Формальным поводом послужили костюмы для спектакля «Камарго»: Матильда надела собственный вопреки требованиям Волконского, получила штраф, но вскоре добилась через покровителей его отмены. Униженный князь написал заявление об отставке. Признавал это даже последний директор Имперских театров Владимир Теляковский, называющий Матильду «нахальной, циничной, живущей одновременно с двумя великими князьями и не только не скрывающую этого, но и вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Матильда первая среди русских балерин и третьей в мире исполнила на сцене подряд 32 фуэте. Спектакли перерабатывались под ее возможности: другие танцовщицы нередко просто не могли повторить то, что умела Кшесинская.
Но успех на сцене был для Матильды лишь средством: ее стремления были гораздо грандиознее, чем просто роль театральной звезды. В конце 1890-х годов она купила загородный дворец в Стрельне, капитально его отремонтировала и даже построила собственную электростанцию, а ведь электричества тогда не было даже в Зимнем дворце. К концу 1906-го был построен еще один особняк в Петербурге длиной 50 метров и шириной 33. Мебель для него Матильда заказала у известного французского фабриканта Мельцера, всё от люстр до шпингалетов привезли из Парижа. Имелись зимний сад, винной погреб, конные экипажи, автомобили и даже коровник — Кшесинская обожала парное молоко. И совсем не гонорары были источником ее благосостояния: роскошь оплачивалась из военного бюджета Российской империи. Технология разрушения государства» рассказали политолог Алексей Мартынов и кинодокументалист Роман Газенко. Авторы считают, что балерина и великий князь были участниками беспрецедентной по тем временам коррупционной схемы, которая стала одной из причин поражения России в Первой мировой. Великий князь был назначен начальником Главного артиллерийского управления в 1905 году, Кшесинская же вместе с промышленником Путиловым и банкиром Вышнеградским стала совладельцем «индустриального гиганта стратегического значения» — Путиловского завода.
Дальше всё было просто: «главный артиллерист» Сергей Михайлович отдавал госзаказы французской фирме Шнейдер, а та по «странному капризу» указывала в контрактах требование производить продукцию исключительно на Путиловском заводе. Обуховский артиллерийский завод был доведен до краха: в 1910—1911 годах его пришлось спасать вливанием гигантских сумм из казны.
«Матильда Кшесинская. Прима императорской сцены». Документальный фильм
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Добро пожаловать!
- «Матильда Кшесинская. Прима императорской сцены». Документальный фильм
- Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
- "Матильда. Продолжение". Что стало с Кшесинской после свадьбы Николая II
- Детство и юность Матильды
Интересные корни
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. ~ Проза (Мемуары)
- Жизнь Матильды Кшесинской: как балерина изменила судьбу всей России
- Балерина Романовых • Arzamas
Высший свет (18+)
- Маля: детство Матильды Кшесинской
- Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь ::
- «Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой
- Женские судьбы. Матильда Ксешинская
- Фото: Матильда Кшесинская
- «Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской | История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины. |
Матильда Кшесинская | Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская. |
«Матильда Кшесинская. Прима императорской сцены». Документальный фильм | Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. |
Кшесинская, Матильда Феликсовна | Статья автора «VOICE» в Дзене: Балерина Матильда Кшесинская была фавориткой трех великих князей. |
Балетный роман | Ей то и посвящена заключительная глава нашего повествования, последнее па изящного танца жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. |
Матильда Феликсовна Кшесинская
Матильда Феликсовна Кшесинская — это имя прославленной балерины до революции. После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора» - слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это свершится через неделю, как только он вернется из Берлина Николай уезжал на свадьбу младшей сестры императора Вильгельма. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал было 4 часа , я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству... Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило! Но к ее огорчению, Ники, вернувшись из Берлина, к возлюбленной не приехал. Об этом свидетельствуют последние ее дневниковые записи от 23 января 1893 года. Вот и решайте, что это за любовь, которая умерла за неделю.
Роман Матильды и Николая длился менее трех лет. В начале 1894-го эти отношения закончились. О помолвке российского престолонаследника с гессенской принцессой было объявлено 7 апреля. В ноябре состоялось их бракосочетание. Любовные отношения с балериной были прекращены по инициативе цесаревича еще до помолвки. Гастроли прошли с большим успехом.
Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой. Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом. Великий князь Сергей Михайлович Ее сердце недолго было свободным.
Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной.
В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккардо Дриго. Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет.
Положение Кшесинской было восстановлено. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины. В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем.
Она объясняла это тем, что публика пришла посмотреть на красивый танец ведущей балерины, и не надо лишать зрителей удовольствия увидеть любимую танцовщицу в нарядном платье, которое ей к лицу. Кроме того, не носить подарки своих высоких покровителей значило проявить неуважение. Говорят, что Матильда предпочитала старинные драгоценности и не особо уважала изделия фирмы придворного ювелира Карла Фаберже. Тем не менее, и тех, и других у нее было множество. Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей из магазина Фаберже оказывалась потом в шкатулке Матильды Кшесинской. В октябре 1898 года специально для Кшесинской был возобновлен долго не шедший балет «Дочь фараона».
Роль Аспиччии полностью соответствовала вкусам и способностям Кшесинской и стала одной из вершин в ее карьере. Через несколько лет эскизы всех костюмов к этому балету были сделаны заново. К костюму Кшесинской полагалась диадема в египетском стиле. Она так понравилась Матильде, что специально для нее ювелиры Фаберже сделали точно такую же, но с настоящими камнями - шестью крупными сапфирами. Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра. Ее любовником был сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального общества, двоюродный брат и друг детства императора!
Матильда сама выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила в известность директора. Перед выступлениями Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и приемов, жесткий режим, диета. День спектакля она проводила в постели, практически без еды. Она выходила на сцену - зал замирал от восторга. В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене - в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам так называемый «царский подарок»-золотые часы или медаль.
Кшесинская через Сергея Михайловича попросила императора выбрать что-нибудь поизящнее, и Николай преподнес ей бриллиантовую брошь в виде змеи с крупным сапфиром от Фаберже. Как было сказано в сопроводительной записке, Николай выбирал подарок вместе с женой. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды. Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — пишет Кшесинская. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет.
Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование. Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем. Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.
Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина - и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже. Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки Великий князь Владимир Александрович В театре Матильду откровенно побаивались.
Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде. Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора.
Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1896 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак.
Мысли стремились к прежним, дорогим моему сердцу воспоминаниям, и я терзалась думами о Ники и об его новой жизни, — писала Матильда.
Разумеется, на торжествах должна была выступать и балетная труппа. Кшесинская должна была танцевать тоже, но перед очередной репетицией она узнаёт, что танцевать не будет. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана итальянской балерине Леньяни, а остальные — распределены между другими. Великий князь Владимир Александрович — В полном отчаянии я бросилась к великому князю Владимиру Александровичу. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймёт, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал великий князь, я не знаю, но результат получился быстрый, — пишет Кшесинская в своей книге "Воспоминания". Вообще, исключение любовницы из выступления по случаю коронации считалось логичным. Против того, чтобы она танцевала, был буквально весь двор. А Николай... В итоге Матильда участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве.
Впрочем, за Матильду было кому заступиться из дома Романовых. Так, вскоре после расставания с императором она поочерёдно соблазнила ещё троих представителей дома Романовых: Сергея Михайловича, Владимира Александровича и даже его сына Андрея Владимировича. То есть, в "актив" балерины попали дяди и брат императора. Историки указывают, что благодаря их покровительству карьера Матильды в русском балете была довольно безоблачной. Критики в своих рецензиях писали, что "Кшесинская хороша, как и всегда". Внебрачный сын Матильда Кшесинская с сыном Владимиром. В 1901 году она узнала, что беременна. Летом 1902 года у Кшесинской рождается мальчик. Дело в том, что признать ребёнка были готовы и Андрей Романов, и князь Сергей Михайлович. В итоге ребёнка сначала хотели записать как Сергеевича, однако, по невыясненным причинам, передумали.
Он фигурирует в письмах Матильды как Андреевич. Имя дали в честь "деда" — Владимир. К слову, балерина хотела назвать Николаем, но передумала — решила, что рискует перегнуть палку. Бенефис Матильда пользовалась своими связями в открытую. Даже в собственных воспоминаниях балерина не скрывает, что, например, обратилась в обход всего начальства лично к министру Императорского двора барону Фредериксу, чтобы он разрешил ей устроить бенефис по случаю десяти лет на главной сцене страны. Дело в том, что такие подарки делали после 20 лет службы или перед уходом со сцены. А Матильде этот бенефис достался "за красивые глаза" или другие части тела. В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Так как к тому моменту она считалась главной интриганкой например, распускала сплетни про приглашённых из-за границы балерин, распространяла множество слухов и про русских танцовщиц , то сопротивления не встретила. Выступив на собственном бенефисе, Матильда отдыхает всё лето в своём доме в Стрельне.
Но в начале нового сезона получает предложение вернуться не в штат, а на "контрактной" основе. То есть за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей более 250 тысяч рублей на современные деньги.
Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет. Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году.
Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой ее рост составлял всего 153 сантиметра! Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской.
Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило. Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.
Матильда в своем загородном доме Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс так ее называли родственники еще в детстве, на свадьбе ее сестры — принцессы Елизаветы и своего дяди — князя Сергея.
Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло.
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Преподаватели отмечали ее природный дар. Экзамен семнадцатилетняя Матильда сдавала приемной комиссии, где присутствовал император Александр и его наследник Николай. Она танцевала блестяще и так поразила судей, что ей было высказано высочайшее пожелание украсить собой русский балет. С этого момента она всегда ставила перед собой высокие цели и, несомненно, добивалась успеха.
На торжественном ужине в честь окончания училища ее соседом был наследник русского престола. Он весь вечер не отводил от нее влюбленных глаз. Она кокетничала в ответ.
С этого дня их пути пересеклись. Позже она признается: Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением.
Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было, как сон из дневника Матильды Кшесинской. С этого дня и до самого конца биография Матильды Кшесинской и ее личная жизнь будут определять круг интересов самой широкой публики. Интриги и скандалы вокруг царской фамилии, ее взлеты на сцене, закулисные сплетни были очень интересны обывателям.
Обсуждалась биография Матильды Кшесинской и фото юной обольстительницы. От природы она была небольшого росточка, тоненькая, гибкая, изящная, очень жизнерадостная. Ее обворожительная улыбка, кокетство сводили с ума мужчин и заставляли завидовать женщин.
Прима-балерина и наследник российского престола Семья Николая II была недовольна частыми увлечениями цесаревича молодыми девушками. Он менял их, как перчатки, заводил легкие интрижки, разбивал девичьи сердца. Марию Федоровну заботило, что ее высочайший сын не испытывал глубоких чувств к женщинам.
Поэтому она поощряла глубокую привязанность к Матильде Кшесинской. Чувства оказались взаимными, искренними и обогатили личную биографию Матильды Кшесинской новыми ощущениями. Он не пропускал ни одного ее выхода на сцену.
Она в свою очередь каждый номер танцевала только для него. Бывал наследник и на частых репетициях. В перерывах между прогонами они сидели на краю сцены и непринужденно болтали.
Их тянуло друг к другу. Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым.
Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают из дневника Матильды Кшесинской. Для встреч с дамой сердца Николай купил дом на Английском проспекте и сделал ее хозяйкой особняка. К своему отцу Матильда относилась с благоговением, он был для нее непререкаемым авторитетом.
Она боялась сказать ему о своих встречах с высокопоставленным поклонником. На помощь пришла сестра Юлия. Та поговорила с главой семьи, и он согласился выслушать дочку.
Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю из дневника Матильды Кшесинской. Счастье действительно было мимолетным.
В 1894 году Николай объявил о своем намерении вступить в брак. Его избранницей стала внучка королевы Виктории Алис Гессен-Дармштадская. Это лето было для меня очень грустным.
Наследник всего-навсего два раза заехал ко мне на дачу верхом из Красного Села. Один раз он предупредил меня, и я его ждала, но во второй раз он заехал без предупреждения и не застал меня дома, я была в это время в городе на репетиции красносельского спектакля. По-видимому, Наследнику было трудно покидать лагерь.
Затем начались красносельские спектакли, но уже не было того веселья и той радости, как в прошлом году. Тяжелое предчувствие наполняло мое сердце: что-то должно было случиться… из дневника Матильды Кшесинской. Матильда приняла выбор цесаревича.
После помолвки он перестал навещать свою приму. Изредка приходили от него короткие письма, в которых он высказывал заботу о ней и намерение всегда оставаться ее покровителем. Свое обещание он выполнил.
Пользуясь его покровительством, Кшесинская в театре чувствовала себя легко и свободно, позволяла капризы и скандальные выходки. У нее был особый статус. Она добивалась снятия со спектаклей неугодных ей балетных, тем же, кто ей был по нраву, наоборот, могла помочь выйти на сцену.
Она могла решать, в каких спектаклях она будет танцевать, а в каких — нет. Никто не посмел бы перечить звезде. В гастрольные поездки Матильда Кшесинская отправлялась в отдельном вагоне.
Прослужив 10 лет в Мариинском театре, Кшесинская получила возможность танцевать бенефис. Это было неслыханно! До сих пор на бенефис имели права артисты, имевшие стаж не меньше 20 лет.
При этом получали в подарок от императора золотую или серебряную вещь.
В Первую мировую войну Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей. Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров. В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет она принимала уже сотню учеников. В 1936 году, в возрасте 64 лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент-Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер — легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо!
Надо отметить, что Кшесинская, помимо перечисленных выше достоинств, обладала большой мудростью: без единого слова отпустила Ники под венец, всегда была приветлива с его женой, ушла из театра без скандала, когда ее стали обличать в интригах, и достойно, триумфатором туда вернулась, когда ее невиновность стала явной. Кроме того, обладая несметными сокровищами содержимое ее шкатулок для драгоценностей оценивалось в 2 миллиона царских рублей , она на свои деньги на даче - самой роскошной в Стрельне - содержала два лазарета для раненых. О широте души этой удивительной женщины говорит и то, что, потеряв их в революцию, Матильда Кшесинская, биография которой содержит очень много интересных фактов, жалела только о заспиртованной розе, которую - как признание мастерства русской балерины - подарила приме Вирджиния Цукки, её кумир. Неблагодарность - всегда черного цвета Кроме того, очень часто ставились спектакли в Мариинке, которые полностью - декорации, костюмы, другие затраты - оплачивались ею. Но жгучая зависть к женщине, которая сама могла распоряжаться своим репертуаром, не теряла с годами мастерства, обладала одним из самых красивых дворцов Санкт-Петербурга и получила собственный бенефис не после 20 лет службы, а лишь через 10, - сводила закулисный мир, всегда полный грязи, с ума.
И, как говорил Евгений Евтушенко хоть и совсем по другому поводу : «... Они-то и вынудили Кшесинскую уйти из Мариинки. Особенно захлебывались недруги от ее постоянных крепких отношений с правящей династией. Великая любовь «Николай 2 и Матильда Кшесинская» - эту связь служители Терпсихоры еще как-то пережили. Роман был бурным, но коротким — длился всего год.
Но балерина не осталась брошенной. Ее искренне и обреченно с первой встречи в двухэтажном особняке, купленном для подруги будущим последним императором России, куда он наведывался со своими друзьями и многочисленными кузенами, полюбил великий князь Сергей Михайлович, ставший на всю оставшуюся ему жизнь ее «рыцарем без страха и упрека». Его любовь, его траты и исполнение малейших капризов закрыли самые злые рты. Он регулярно делал приме предложения, в том числе и перед расставанием. Матильда Кшесинская, сын которой был зачат от другого Великого князя Романова - Андрея Владимировича, сразу же получил отчество Сергеевич и в довесок к нему дворянское происхождение и фамилию Красинский, в память о далеком предке, о чем позаботился верный Сергей Михайлович.
Сам он, отправив любимую из революционного Петрограда, не смог уехать вовремя, был расстрелян и сброшен в шахту в Алапаевске в 1918 году, вместе с другими представителями дома Романовых. Что может сказать об его огромной любви больше, чем тот факт, что в его зажатом кулаке в момент поднятия тела на поверхность обнаружили золотой медальон с надписью «Маля»? Все - к ногам богини Он же, будучи генерал-инспектором от артиллерии, имел в своем распоряжении бесконтрольные фонды, да и оружейные компании не скупились на "откаты". Легендарный особняк Матильды Кшесинской был построен на его деньги. Он всегда хотел придать любимой особый статус в великосветском обществе.
Строительство курировал автор проекта, модный архитектор Александр фон Гоген. В итоге за возведение этой жемчужины Северной столица городская управа наградила зодчего серебряной медалью. О внутреннем устройстве и убранстве особняка ходили легенды. Все, вплоть до гвоздей, было выписано из лучших строительных фирм Парижа. Помещения были выполнены в различных стилях: если салон обустроен в стиле Людовика XVI, то туалет символизировал достижения англичан в обеспечении жилья современными удобствами.
Тот настаивал на неизменности костюма. На премьере «Камарго» весь зал гадал, наденет ли Кшесинская фижмы. Она не надела. За это на нее был наложен штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю.
На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку. Следующим директором был назначен Владимир Теляковский. Он ни разу не решился спорить с Матильдой Феликсовной. В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене — в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая.
Они влюбились друг в друга с первого взгляда — хотя Кшесинская была старше его на шесть лет. Они часто встречались. Андрей приезжал к ней — на репетиции, домой, на дачу в Стрельне. Осенью 1901 года Матильда и Андрей отправились в путешествие по Европе. Они порознь приехали в Венецию, проехали по Италии, заехали в Париж… На обратном пути Матильда поняла, что беременна.
Тем не менее она продолжала выступления — до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. В 1902 году закончила училище Тамара Карсавина, — и Кшесинская по просьбе великого князя Владимира Александровича взяла ее под свое покровительство. Передав Карсавиной несколько своих партий, Кшесинская занималась с нею до самых последних дней своей беременности. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Через два месяца Кшесинская вышла на сцену.
В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина — балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить его идеи и затмить Кшесинскую — Карсавина, Вера Трефилова, гениальная Анна Павлова, Вацлав Нижинский. Кшесинская была первой партнершей Нижинского и очень ему покровительствовала. Поначалу поддерживала она и Фокина — но потом взаимопонимание между ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на балерину типа Кшесинской — в них блистали Павлова и Карсавина, а Кшесинской идеи Фокина были противопоказаны.
Они пытались сотрудничать, но ничего не получилось. Зато Дягилев организовал Кшесинской успешные гастроли в Англии — там она своим мастерством затмила партнера, Вацлава Нижинского. Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом, но она сама понимала, что возраст у нее уже не тот. Перед началом каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру, чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Но именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве — с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость.
Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская влюбилась в него — может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно танцевал. Чтобы танцевать с ним, Кшесинская специально решила выступить в «Жизели». Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли.
Она впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила станцевать свой коронный балет — «Эсмеральду». Еще никогда она не танцевала с таким блеском. Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу.
Великий князь прострелил Владимирову нос. Тому пришлось делать пластическую операцию. Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере придворной балерины.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой | Матильда Кшесинская: любовь с двумя Великими князьями Романовыми и жизнь в эмиграции. |
18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской | | Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. |
Последние годы «великолепной Матильды» | Русская Культура | она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской). |
Царствуй на страх врагам...: Великолепная любовница последних Романовых | Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. |
Кшесинская, Матильда Феликсовна | Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. |
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду.