Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос.
Демоны Михаила Врубеля
«Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. «Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Темой Демона (холст «Демон (сидящий)»; «Голова Демона»: одноименные рисунки, скульптура для него началось и закончится это десятилетие («Демон летящий» 1899, ГРМ; первые мысли о «Демоне поверженном»). Его изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках. Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910).
«Демоны» Михаила Врубеля
Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась.
В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году. Темы творчества Врубеля На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Врубель изображал движение, интриги, молчание и тайну. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность.
Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Так или иначе, всем людям будет помниться шедевр, который сотворил Михаил Врубель — «Демон», а также блок картин, связанный с поэмой русского писателя, изображающий чувства, эмоции и переживания обычного человека, которого поглощает зло и предательство, ненависть и зависть. И, конечно же, в серии данных работ представлены другие изображения. Врубель и его демон Известного и талантливого Врубеля посетила муза, которая и подтолкнула его на написание картины «Демон», когда он находился в Москве. Не только поэма Лермонтова стала основой для создания шедевров, но и также окружающая среда: подлость, зависть, бесчестие людей. Хороший друг Михаила Александровича — Савва Мамонтов — разрешил художнику занять на время свою студию. Отметим, что именно в честь этого светлого и преданного человека Врубель назвал своего сына.
На начальном этапе Михаил Александрович не понимал, как именно изобразить демона, с какой точностью и в облике кого. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, поэтому в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Но всё же он считал его величавым и властным. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу. Проанализировав творчество Лермонтова и Блока, Врубель только убедился в правдивости своих мыслей. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым.
В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Но на каждой картине в образе демона наблюдалась какая-то грусть, совершенно уникальная красота. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу - «Демон летящий», - он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. Во время завершения третей картины - «Демон поверженный» - Михаила Александровича переполняли разные чувства.
Стоит отметить, что он был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому данные герои были запрещены. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя. Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Многие уверяют, что именно из-за нарушения данного запрета силы тьмы наказали Врубеля, лишив его рассудка.
Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело.
Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше.
После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице его закрутила богемная жизнь. Учёбу Врубель не окончил. В то время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и её окончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм. Началось испытание жизнью.
Врубель отправился в Киев расписывать церкви.
Более того, в Кирилловской церкви Врубель выполнил основной объём работ. Чего стоит только прорисовка ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков.
А ведь он реставрировал старые фрески, рисовал новые и сделал четыре главные иконы для иконостаса. Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора. Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора.
В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова.
Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну.
Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие.
Историк искусства? Ну и что… Художник Мурашко вежливо называл её "неудержимой крикухой", а внучка Александра писала без сантиментов: "Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол.
Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха". Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров. Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля.
Но… красота, как известно, в глазах смотрящего. Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала. Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему.
Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.
Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела. Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву.
Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис. В апреле 1902 года с симптомами острого психического расстройства художника госпитализируют. Состояние Врубеля настолько тяжелое, что в клинику к нему не пускают жену и сестру. Его снова помещают в больницу, он морит себя голодом, видит галлюцинации и бесконечно переписывает новое лицо — портрет шестикрылого Азраила, который являлся пушкинскому Пророку, постепенно тоже приобретает черты Демона. Шестикрылый серафим. Там он рисует граненую «Розу в стакане» и несколько портретов своего врача. Если на обороте одного из них он пишет горькое: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», то другой рисунок подписывает: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». Художник прерывает лечение, едет с женой в Петербург и участвует в выставке с причудливой «Жемчужиной», на создание которой его вдохновила подаренная перламутровая табакерка. Но в начале 1905 года симптомы болезни возвращаются, Врубеля мучают звуковые галлюцинации. Усольцев снова забирает пациента в клинику, там Врубель пишет набросок «Видения пророка Иезекииля» — ветхозаветного персонажа, который, согласно Священному Писанию, увидел Божью славу, воплощенную в колеснице с четырьмя крылатыми существами.
На полотне Врубеля видны лишь очертания ангелов и самого пророка. Видение пророка Иезекииля.
Михаил Врубель
В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова.
Демоны Михаила Врубеля
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Зал трёх демонов – летящего, сидящего и поверженного. картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника. Выставку Михаила Врубеля в Москве открывает картина "Царевна-Лебедь".
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына. Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок.
Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее. Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя. Вечно больной, страдающий от неразделенной любви и тяжелых мыслей о смысле жизни, но при этом стойкий к критике публики, считающий себя достойным того, чтобы его работы увидели свет. Однако публика не приняла новые работы, выполненные в черных тонах.
Врубеля критиковали за излишнюю уродливость картин. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова Новые испытания и «Сказочный цикл» В 1892 году, прямо перед свадьбой с оперной певицей Надеждой Забелой, Врубель заражается сифилисом, но, погруженный в работу, не придает значения первым его симптомам. Видимые окружающим изменения обнаруживаются лишь в 1898 году. Коллеги и родственники стали замечать несвойственную Михаилу Александровичу ранее раздражительность и жалобы на головную боль, которую он глушил огромными дозами обезболивающего.
К симптомам прибавилась и бессонница. Все признаки говорили о нейросифилисе — бактериальном заболевании, поражающем головной и спинной мозг. В период с 1898 по 1902 год художник создает «Сказочный цикл» картин, последний перед тем, как болезнь возьмет верх и внесет свои зловещие изменения в его творчество. Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора.
Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов.
Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует. Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения. Михаил Врубель.
Демон сидящий фрагмент «Лицо демона». Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов. Подробности здесь. Калейдоскоп «Демона» Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи.
Настолько его работа была необычно написана. Художник работал частично мастихином металлическая лопатка для удаления лишней краски , нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл. Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов. А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами. Портрет В.
Фантастический цвет «Демона» Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое.
Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович.
На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова». Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К. Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло.
К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих.
Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу общий размер иконы — 202 на 87 см. Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом. Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина "Иисус Христос", "Святой Афанасий", "Святой Кирилл".
Иконографически эта икона относится к типу Панахранта Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица. Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора Вседержителя. Думается, сам Казимир Северинович не согласился бы ни с теми, ни с другими — самая знаменитая из его супрематических картин не так проста, но и не так сложна. Икона выполнена с учётом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна. Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка… Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: "писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок". Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие.
По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой. Пребывая в Италии, Врубель постоянно переписывался со своей моделью. Эмилия Прахова пережила его на 17 лет. Перед смертью она уничтожила всю переписку со своим несчастливым кавалером. Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески. Киев и Одесса. Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля.
Разумеется, ничего из этого плана не получилось. Праховы, конечно, были несколько удивлены, но сочли этот инцидент проявлением специфического темперамента художника впрочем, нам-то не мешает помнить, что он закончил свои дни в психиатрической больнице…. Он даже не был отлучён от дома, зато, по воспоминаниям художника Константина Коровина, порезал себе грудь — "я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались". Пробыв в Киеве два месяца, он отправился в Одессу, где его старый товарищ Борис Эдуардс организовывал художественную школу. Позже к нему присоединился Серов.
Врубель: художник на все времена
Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Демон летящий (1899). Просматривающиеся из главного зала большой рисунок «Голова Демона» (1890, ГТГ) и гипсовый бюст «Демон» (1894, ГРМ) раскрывают поразительные детали процесса подготовки и переосмысления картины «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ). "Демон"В 1885 году Врубель возвращается в Киев. Все началось с картины «Демон сидящий». 1. Демон сидящий, эскиз, 1890 2. Демон сидящий, 1890. Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля.