Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского.
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве
В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. 27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза». Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет.
Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Дом-музей Александра Островского, Москва. По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган.
История создания
- Другие персонажи
- ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Новости по теме
- Явление первое
- Гроза Островского - краткое содержание по главам и явлениям
После «Грозы»
Именно поэтому она становится доступной зрителю. Каждый в зале сталкивался с проблематикой, которую решает для себя Катя. В чем причина? Как интересно! А они прошли? Мне кажется, эти времена цветут и пахнут и именно в этом главная причина живучести этой пьесы.
Меняются правители, религии, отменяется рабство, совершаются революции — все это числительное, знаменатель же остается неизменным: как не было, так и нет уважения к конкретному человеку, к его жизни. Ну и потом, не стоит забывать, что семья — это маленькое государство, мини-модель того, что происходит в стране. Где она живет? Когда заканчивается? Она вообще есть?
В своих исканиях, как ни странно, я постоянно обращалась к Раскольникову: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Мне же кажется, что этот поступок говорит об осознанном, свободном выборе человека. В противном случае она стала бы второй Кабанихой — уверена, она понимала это. А вообще, в этой пьесе есть персонаж — предтеча образов Достоевского, и это Тихон. Всегда, слушая его финальный монолог, поражаюсь этому.
Провоцирует их идти до конца в своих желаниях, исканиях, потребностях, будь то любовь или деньги. Сам же, иронично улыбаясь, посматривает за происходящим из-за угла... Иногда плачет, наверное, но с какой-то светлой тоской, любя человека за его стремления, пусть и ошибочные. Борис Любимов. Фото: teatrkachalov.
Всего же Островский написал почти пятьдесят пьес, подавляющее большинство которых свой сценический путь начинали с Малого театра, а позже игрались по всей стране, да и по всему миру. О самых знаковых постановках Островского и о феномене этого драматурга корреспонденту «МК» рассказал ректор Щепкинского училища, историк театра Борис Любимов. Островский ведь здесь разрабатывал программу обучения будущих артистов? В последние годы жизни он был фактически главой всех московских императорских театров, и его кабинет находился в этом здании, где-то наискосок от моего нынешнего. Как у них сложилась такая любовь?
В Москве существовал один драматический театр — Малый, а в Петербурге — Александринский. Может быть, если бы указ об отмене этой монополии, который издал Александр III, вышел раньше, то существовала бы конкуренция. Хотя в самые последние годы драматург застал открытие театра Корша. С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем... Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел.
Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов. Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров.
Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце».
Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри.
Режиссер: Сергей Баранов. Ассистент режиссера: Вячеслав Юрченко. Хор и оркестр под управлением А. Поппе и В.
Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников в лице, например, того же мужа , способных поддержать ее в начавшемся противостоянии. Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки. Споры по поводу истоков сюжета Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы. Так, для костромичей творческая история создания пьесы «Гроза» напрямую была связана с недавними трагическими происшествиями в их городе. Некоторые детали указывали на то, что прототипом Катерины могла стать знакомая писателя Л. Люди, лично знавшие драматурга, считали, что появление «Грозы» - результат путешествия Островского по Волге. Чем же были вызваны подобные суждения? Трагедия семья Клыковых Согласно первой версии, история создания пьесы «Гроза» связана с происшествием в городе Костроме. В начале ноября 1859 года исчезла одна из жительниц города Александра Клыкова, которой было всего 19 лет. Позже ее тело нашли в водах Волги, и по этому факту возбудили уголовное дело. Рассматривалось две версии: самоубийство или убийство и попытка скрыть преступление. В ходе расследования выяснилось, что недавно девушку выдали замуж, и она попала в купеческую семью, где всецело властвовала деспотичная и ни с кем не считавшаяся свекровь. Воспитанная в других условиях, Александра не смогла смириться со своей участью и прижиться в новой семье. Не нашла она поддержки и в муже — тихом, послушном, во всем уступавшем матери. Все эти детали легко узнаваемы в драме. Вот почему после появления книги в Костроме местные жители упорно заговорили о том, что создание пьесы «Гроза» напрямую связано с жизнью семьи Клыковых.
Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда. Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание. Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги. Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель. Действие второе Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь. Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье. Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом. Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней. Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается. Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим. Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа. Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда. Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается. Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине — ей становится скучно. Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью. Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь. Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи. Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке. Катерина сначала хочет отказаться, ей кажется, что ключ, сунутый сестрой мужа, жжется в ее руке. Однако прочитанная лекция Кабанихи и тот факт, что Тихон холодно отказался взять ее с собой в другой город, становятся последней каплей. Поэтому девушка все же забирает ключ. Действие третье События начинаются с беседы Глаши и Феклуши. Они обсуждают дом Кабанихи. Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе. Девушки сплетничают о Москве, которая для провинциалок выглядит слишком шумной. В дом к Кабанихе приходит Савел Прокофьевич в пьяном виде. Он просит встречи с хозяйкой, хочет облегчить свою душу. Он выражает недовольство тем, что от него постоянно требуют денег. Особенно сильно купец жалуется на своего племянника Бориса. В это же время молодой человек разыскивает Дикого. Он приходит к дому Катерины и жалеет, что не может увидеться с ней. Бориса на прогулку приглашает Кулигин. Молодые люди беседуют о богатых. Кулигин говорит, что те прячутся в больших домах и закрываются там, чтобы простой народ не видел, как они издеваются над собственной семьей. Во время прогулки они встречают Варвару, которая в саду целуется с Кудряшом. Именно она сообщает Борису место и время встречи с Катериной. Той же ночью Борис рассказывает Кудряшу о своих чувствах к замужней девушке — Катерине. Чуть позже Варвара и Кудряш уходят и оставляют Бориса одного, чтобы тот встретился с Катей.
«Грозу» с хантыйским колоритом поставили в театре «Солнце»
Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса. Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину.
Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться. Действие 4 Проходит десять дней.
Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса.
Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк.
Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт.
Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Не могу я больше терпеть!
Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины.
Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит.
Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет. Хороший он человек, сударь. Все отправляются на поиски Катерины.
Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может.
Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Ты не забыл меня? Как забыть, что ты!.. Куда теперь?
Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!..
Островского Остались детьми в пьесе Тихон и Катерина.
Не случайно, что у них самих детей не получается. У детей не бывает детей. Они оба ведут себя как дети, не берут на себя никакой ответственности, не занимаются ничем полезным. Не имеют собственного мнения.
То как Катерина спорит с Кабанихой очень похоже на подростковый бунт, то точно не на общение взрослых людей. Они потому и раздражают так сильно Кабаниху, потому что вреде бы выросли, даже поженились, а сами дети детьми. И ей реально не на кого ни дело оставить, ни даже дом. Головин Эскиз к спетаклю А.
Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею. Ой ли! Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен.
Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет.
Нет, уж я перед ним рабствовать не стану. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
А то что бы? Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу.
Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать! Найдешь дело, как захочешь.
Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то!
Тебе говорят аль нет? Я и слушаю, что ж мне делать еще! Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!
Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Что у вас, сударь, за дела с ним?
Действие первое
- Новости - Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
- Смысл названия пьесы Гроза — Островского
- История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
- «Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст.