Новости эйзенхауэр высадка в нормандии

Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий союзниками во время вторжения в Нормандию в 1944 году, принял решение, которое помогло бы освободить континент от нацистской оккупации. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Главная» Новости» Высадка в нормандии. Высадка союзников в Нормандии — морская десантная операция, проведенная 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии.

70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)

Страхи Черчилля Несмотря на хорошо документированные способности к воодушевляющим речам, в ночь перед высадкой союзных войск Уинстон Черчилль чувствовал себя менее, чем уверенно. Очевидно, он поведал свои страхи своей жене вечером перед высадкой, сказав: Ты понимаешь, что когда ты проснешься утром 20 000 людей могут быть мертвы? Кодовые имена в кроссвордах Во время подготовки высадки использовались сверхсекретные кодовые имен, чтобы скрыть планы союзников от врага. Доступ к этой информации был засекречен. Однако в 1944 власти были обеспокоены, когда определенные кодовые слова появились в ответах к кроссворду в Daily Telegraph. За месяц до высадки не менее пяти кодовых слов, включая «Юта», «Омаха» и «Нептун» были замечены в ответах кроссворда. MI5 служба разведки Великобритании подозревала, что кто-то пытается передать информацию врагу, однако обыск дома и офиса автора кроссвордов ничего не обнаружили. Обманные маневры Кодовые имена и сокрытие информации были только началом усиления охраны безопасности, окружавшей операцию высадки. Силы союзников сформировали «Операцию Крепость», обманную стратегию для того, чтобы сбить немецкие войска с толка о том, где и когда они будут атаковать.

Как часть уловки, союзники позволили информации с фальсифицированными планами просочиться, посылали фиктивные кодовые послания по радио и разбили диверсионные лагеря. Чтобы усилить иллюзию, рано утром в день высадки «Руперты» - манекены, одетые в униформу десантников с сапогами и касками — были сброшены в Нормандии и Па-де-Кале. Манекены были снабжены записями орудийного огня, в то время как настоящие солдаты создавали дополнительные звуковые эффекты, чтобы создать иллюзию широкомасштабной воздушной атаки. Эта операция под кодовым названием «Титаник» была призвана отвлечь немецкую армию во время высадки главных сил далее на западе.

В тот день, 6 июня 1944 года, некоторые высадившиеся десантники, одержимые ненавистью, зверски расправились с немецкими солдатами, занимавшими оборону береговой линии. Большая часть высадившихся вели себя сдержанно, однако «были отмечены случаи мародёрства, совершенного с особой жестокостью», говорит Энтони Бивор Antony Beevor в своём произведении «Высадка в Нормандии День «Д». Случай, увиденный офицером военной полиции 101-ой дивизии ВДВ тому пример: «Командир обнаружил труп немецкого офицера — кто-то отрезал ему палец, чтобы украсть обручальное кольцо». В день высадки пришлось наблюдать за убийством десятков немецких солдат, сдавшихся в плен союзникам. Некоторых пронзали штыками несколько раз, просто чтобы проверить насколько остро они были заточены. Жестокость отдельно взятых десантников поражала самих сослуживцев.

Один из бойцов, чьи воспоминания попали в «Высадку в Нормандии», рассказал, что спросил у сослуживца, почему его перчатки не жёлтые, а красные. Он же, пошарив по карманам брюк, достал связку ушей, пришитых на старый шнурок от ботинка. Он резал их всю ночь».

Было экспериментально установлено, что три ствола с таком системой остужения позволяют стрелять практически непрерывно, делая паузы только на замену ствола, а замена у MG42 происходит очень быстро. Старина Грюнер эту процедуру здорово продумал - там сбоку поворачивается рычаг, и казенная часть ствола выходит вбок: Ствол хватают за сравнительно холодный казенник рукой в асбестовой перчатке, стальным крюком из проволоки или просто тряпкой и вытаскивают, новый всовывают как по рельсам, захлопывают рычаг - и можно дальше стрелять. Даже взводить затвор не нужно, не говоря уже о том, чтобы ленту отцеплять. Заметьте - процедура смены ствола сделана удобной даже для пулемета, установленного в ДОТе, никаких манипуляций спереди и демонтажа пулемета с установки не требуется. Битва в Хюртгенском лесу. Считается «самым длинным сражением, в котором приходилось участвовать американской армии». Генерал-фельдмаршал Вальтер Модель несколько месяцев сдерживал превосходящие силы союзников, опираясь лишь на безнадёжно устаревшую к тому времени «линию Зигфрида», не приспособленную для использования на ней современных артиллерийских орудий. В ходе сражения американцы потеряли, по самым скромным подсчётам, 33 тысячи убитыми и ранеными свыше двух дивизий , не сумели достигнуть поставленных задач, а сама битва была названа «поражением первой величины». Немецкое наступление в Арденнах. Немецкая группировка численностью примерно в 240 тысяч человек успешно атаковала в течение восьми дней американскую армию, состоявшую из 840 тысяч человек да, в три с половиной раза большую! При этом генерал Эйзенхауэр писал в мемуарах, что он знал о готовящемся наступлении немцев и «подготовился». Несмотря на его «подготовку», немцы за неделю продвинулись на фронте примерно в 100 км шириной вперёд на 80-100 км, уничтожив около 800 танков и 90 тысяч американских солдат ещё 30 тысяч взяли в плен. Ситуация складывалась для сил союзников критически, и американскому правительству пришлось обратиться к Сталину с просьбой начать наступление быстрее запланированного.

Погрузка техники на десантные корабли. Американские танки M4 «Шерман» на десантных кораблях, предназначенных для вторжения в Нормандию. Американские саперы принимают пищу на ящиках с боеприпасами для предстоящей высадки в Нормандии. Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA в порту Уэймут. Дальше стоят пехотно-десантные корабли. Десантники из роты F 2-го батальона 506-го парашютного полка 101-й десантной дивизии армии США в самолёте на пути в Нормандию. Генерал Дуайт Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников, отдает последние приказы перед погрузкой десантников в транспортные самолеты, готовые к вторжению в Нормандию. Парашютисты из 101-ой десантной дивизии США разрисовывают друг другу лица накануне вторжения союзников в Нормандии. Генерал-фельдмаршал немецкой армии Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии. В январе 1944 Роммель был назначен командующим группой армий «В» в Северной Франции. Он попытался сделать «Атлантический вал» серьезным препятствием для войск союзников. Однако из-за стратегических разногласий с командующим всей немецкой войсковой группировкой во Франции — фельдмаршалом Рундштедтом, единый план обороны западной границы Рейха не был выработан, что и привело к несогласованности действий немецких войск во время высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.

Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска»

Во время высадки в Нормандии приготовил речь на случай провала. После высадки в Нормандии американское и английское командование почти два месяца было занято наращиванием сил, не предпринимая решительных действий против врага. Во время высадки в Нормандии приготовил речь на случай провала.

General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)

Верховное командование союзных экспедиционных сил, заменившее штаб Моргана, продолжило разработку планов вторжения в оккупированную немцами Европу. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Он также удлинил линию высадки с 48 до 80 км и предложил усилить морской десант ударами воздушно-десантных сил на западном и восточном флангах. Американцы должны были высадиться на двух западных участках береговой линии, получивших название «Омаха» и «Юта», тогда как англичанам предстояло атаковать средние и восточные участки — «Голд» и «Сорд». Канадским войскам предстояло действовать между ними, на участке «Джуно». По мнению Монтгомери, город Кан необходимо было захватить в течение первых же суток, после чего выбить немцев из Шербура. На самом же деле Кан был взят лишь 9 июля.

Тем не менее они в течение дня смогли выполнить обе поставленные перед ними задачи — удержать дамбы через район болот восточнее Сент-Мер-Эглиза для обеспечения наступления своих войск с моря и прикрыть южный фланг района высадки со стороны Карантана. С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии от реки Орн до залива Гран-Ве и далее градом авиабомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи. Под прикрытием этого адского огня к берегу подошли десантные суда.

Штормовой силы норд-вест поднял уровень прилива выше, чем предполагалось, волны стали захлестывать заграждения у берега. Разбушевавшееся море швыряло, как скорлупки, мелкие десантные суда. Немало их было выброшено на рифы или опрокинуто. Лишь в двух пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу. Заграждения, поставленные у самого берега, в условиях шторма невозможно было полностью устранить, поэтому они причинили значительные потери. Изнуренные морской болезнью американские, канадские и английские пехотинцы с трудом выбирались на берег. Но огромной интенсивности огневая подготовка не осталась безрезультатной. И восемь полков, полностью укомплектованных по штату военного времени и сосредоточенных в пяти пунктах высадки, перешли в наступление против в полтора раза более слабых, растянутых по всему побережью Нормандии немецких дивизий, из которых только часть могла вступить в бой в районах непосредственно атакованных пунктов. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли эа пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись здесь на 352-ю дивизию, как paз сосредоточенную в этом районе для проведения маневров и поэтому оказавшуюся в полной готовности к отражению противника.

Наступавшие американцы понесли тяжелые потери, и временами даже казалось, что они не смогут удержаться. Значительно удачнее протекали предпринятые у Арроманша, Курселя и Лиона-сюр-Мер высадки двух английских и канадской дивизий. Но и они не выполнили задачи дня, то есть не вышли ни к Байе, ни к горной дороге между Байе и Каном, ни к самому Кану, ни к устью реки Орн. Англичанам оказывала упорнейшее сопротивление 716-я дивизия, хотя вскоре ее оборона распалась на отдельные разрозненные, не связанные друг с другом узлы сопротивления. Ее положение несколько облегчила 21-я танковая дивизия. Вскоре командованию группы армий «Б» стало ясно, что на сей раз дело идет о серьезной операции. К вечеру 21-я танковая дивизия получила приказ выйти из боя с воздушно-десантными частями противника и нанести удар из Кана в северо-западном направлении.

Казалось, все было подготовлено для блистательной победы.

Преобладание в военной технике и материальном обеспечении, постоянные многомесячные тренировки, в ходе которых солдаты были ознакомлены с условиями десанта, убеждали многих из них, что победа над немецкими войсками будет быстрой и сокрушительной. Рядовой Линдли Хиггинс вспоминал, что до начала вторжения "мы действительно считали, что в любой момент весь рейх вот-вот рухнет. Мы верили, что стоит нам только высадиться на тот берег, как все фрицы поднимут руки". Уверенность в скорой победе разделяли и генералы. Они, кроме того, полагали, что эта победа должна была привести к новому триумфу США и Великобритании. Как вспоминал О. Брэдли, в марте 1944 года генерал Джордж Паттон, поддержав предложение о создании англо-американских клубов, сказал: "Идея, положенная в основу организации таких клубов, как нельзя своевременна, ибо, несомненно, нам предначертано судьбой править всем миром". Слова Паттона получили широкую огласку.

День-Д Руководство экспедиционного корпуса назначило "день-Д" - день начала операции - на 5 июня. Эйзенхауэр вспоминал: "Вся Южная Англия была забита войсками, ожидающими последней команды. Вокруг стояли груды военных материалов и масса боевой техники, приготовленные для переброски через Ла-Манш... Вся эта мощная сила была напряжена, подобно сжатой пружине, готовая в нужный момент устремиться через Ла-Манш для осуществления величайшей в истории десантной операции". Однако, "по мере того как перспективы на приличную погоду становились все хуже и хуже, напряженность среди командного состава нарастала". С утра 5 июня, как вспоминал Эйзенхауэр, "наш небольшой лагерь сотрясался под порывами ветра, достигавшего почти ураганной силы, а дождь, казалось, шел сплошной стеной". О начале операции нельзя было и думать. Однако метеорологи обещали: "К следующему утру наступит до сих пор совершенно непредвиденный период относительно хорошей погоды продолжительностью около тридцати шести часов".

Эйзенхауэр вспоминал: "Возможные последствия дальнейшей задержки оправдывали большой риск и я быстро объявил решение приступить к десантированию 6 июня... Никто из присутствовавших не выразил своего несогласия, наоборот, на их лицах проявилось определенное просветление, и каждый без лишних слов направился на командный пункт, чтобы немедленно радировать своим войскам решение, которые приведет их в движение". Описывая первые часы после начала операции "Оверлорд" утром 6 июня 1944 г. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали минные линии связи. Под прикрытием этого адского огня к берегу подошли десантные суда". Однако, вопреки прогнозу, погода оставалась скверной. Типпельскирх писал: "Штормовой силы норд-вест поднял уровень прилива выше, чем предполагалось, волны стали захлестывать заграждения у берега. Разбушевавшееся море швыряло, как скорлупки, мелкие десантные суда, немало их было выброшено на рифы или опрокинуты.

Лишь в двух пунктах удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу. Заграждения, поставленные у самого берега, в условиях шторма, невозможно было полностью устранить, поэтому они причинили значительные потери. Изнуренные морской болезнью американские, канадские и английские пехотинцы с трудом выбирались на берег". Типпельскирх признавал, что "восемь полков, полностью укомплектованных по штату военного времени и сосредоточенных в пяти пунктах высадки, перешли в наступление против в полтора раза более слабых, растянутых по всему побережью Нормандии немецких дивизий, из которых только часть могла вступить в бой в районах непосредственно атакованных пунктов". И все же, несмотря на явное преобладание англо-американских сил, немцы сумели организовать контратаки. Благодаря этому, как отмечал Типпельскирх, "американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись здесь на 352-ю дивизию... Наступавшие американцы понесли тяжелые потери, и временами даже казалось, что они не смогут удержаться".

Однако в своих воспоминаниях Дуйат Эйзенхауэр утверждал: "Десантирование проходило довольно успешно". Он лишь глухо упомянул плохую погоду в день вторжения и "исключительно ожесточенное сражение", развернувшееся на одном участке фронта. Хотя боевые задания в целом были выполнены, многие солдаты впервые поняли, как велика разница между теми, кто планировал операцию, и теми, кто ее выполнял. Их мысли отразил писатель Ирвин Шоу в своем романе "Молодые львы". Шоу, - не проконсультировались о продолжительности авиаподготовки. Синоптики не проинструктировали их о подъеме или спаде приливов в июне и возможной вероятности штормов. Они не сидели на совещаниях, на которых обсуждалось, сколько дивизий можно потерять, чтобы достичь нужного рубежа к 16. Они видят лишь каски, блевотину, зеленую воду, гейзеры от взрывов, клубы дыма, разбивающиеся самолеты, кровяную плазму, находящиеся под водой препятствия, орудия, бледные, бессмысленные лица, беспорядочную толпу тонущих людей, которые то бегут, то падают и всё это не имеет никакого отношения к тому, чему их учили с тех пор, как они покинули свои занятия и своих жен, чтобы одеть военную форму своей страны...

Англо-американское командование подготовило две десантные операции: главную — на северном побережье Франции, в Нормандии — под названием «Оверлорд» «Сюзерен», «Повелитель» и вспомогательную — на южном побережье в районе Марселя — операция «Энвил» «Наковальня». В свою очередь, сама операция «Оверлорд» состояла из двух фаз: первая получила кодовое название «Нептун», вторая — «Кобра». Как и названия военных операций, закодированы были и участки побережья для десантирования, названные пляжами «Юта», «Голди», «Омаха», «Джуно» и «Сворд» рис. В ночь на 6 июня одновременно с переходом морского десанта союзная авиация начала наносить удары по артиллерийским батареям, отдельным узлам сопротивления, штабам, скоплениям войск и тылам противника. Сильные удары авиация нанесла по объектам в Кале, Булонь с целью отвлечь внимание немецкого командования от действительного направления высадки.

Ночью накануне высадки началась выброска воздушно-десантных войск. В ней участвовало 1662 самолёта и 512 планеров американской авиации, 733 самолёта и 335 планера английских военно-воздушных сил. Части 82-й американской воздушно-десантной дивизии высадились западнее Сент-Мер-Эглиза. Утром 6 июня началась артиллерийская подготовка, которую вели 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Кроме того, массированные удары нанесла американская и английская авиация.

В результате оборона немецко-фашистских войск на побережье была в значительной степени подавлена. В 6 часов 30 минут в западной зоне и на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег. При высадке полегло немало солдат союзных войск. Особенно ожесточенное сопротивление немцами было оказано на пляже «Омаха». Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню.

Такого масштаба не знали предыдущие войны, как и вся Вторая мировая. Открытие Второго фронта сопровождалось мощнейшей артиллерийской подготовкой и авиационной бомбардировкой оборонительных сооружений, инфраструктуры и мест дислокации немецких войск. Действия парашютистов в некоторых случаях оказались не очень успешными. При десантировании произошло распыление сил, но это уже большого значения не имело. К берегу шли суда, их прикрывала корабельная артиллерия, и к исходу дня на берегу уже находились 156 тысяч солдат и 20 тыс.

Захваченный плацдарм имел размеры 70 на 15 километров в среднем. По состоянию на 10 июня на эту полосу уже были выгружены свыше 100 тыс. Несмотря на огромные потери за первые сутки они составили около десяти тысяч , уже через три дня второй фронт был открыт. Это стало очевидным и непреложным фактом. Высадкой десанта командовал британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери рис.

Фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери Общее руководство силами вторжения, совокупная численность которых достигала 1 млн человек, осуществлял генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр рис. Дуайт Девид Эйзенхауэр американский государственный и военный деятель, генерал армии, 34-й президент США 17 июня Рундштедт и Роммель предложили Гитлеру искать «политическое решение», обратившись к западным державам. Гитлер резко оборвал командующих, настаивая на энергичных контратаках. Но сил для этого не было. Ко 2 июля в Нормандии было уже около миллиона человек, в том числе 13 американских, 11 английских и 1 канадская дивизии, а также польские и французские воинские части.

На берег выгружено 566 648 тонн грузов и 171 532 автошины. Союзники готовы были нанести удар по противнику всей мощью. За эти первые три недели было захвачено 41 тыс. Потери союзников составили 60 771 человек, из них 8975 убитыми [11]. Для того чтобы продолжать освобождение оккупированных нацистами территорий, требовались не только солдаты и техника.

Война пожирает ежедневно сотни тонн топлива, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Она отдает воюющим странам сотни и тысячи раненых, которых нужно лечить. Экспедиционный корпус, лишенный снабжения, обречён. После того как второй фронт был открыт, стало очевидным преимущество развитой американской экономики. Союзные войска не испытывали проблем со своевременной поставкой всего необходимого, но для этого требовались порты.

Они были захвачены очень быстро, первым стал французский Шербур, его заняли 27 июня. Оправившись от внезапного удара, немцы не спешили признавать поражения. В ночь на 13 июня 1944 г. Был атакован Лондон. При всей скудости возможностей рейха у Гитлера нашлись ресурсы для массового производства баллистических Фау-2.

Обстрелу подверглись Лондон 1100 ракетных ударов , а также расположенные на материке и использовавшиеся союзниками для снабжения войск порты Антверпен и Льеж почти 1700 Фау двух типов. Тем временем нормандский плацдарм расширился до 100 км и углубился до 40 км. На нём были развернуты 23 авиабазы, способные принимать все типы воздушных судов. Количество личного состава увеличилось до 875 тысяч. После высадки в Нормандии американское и английское командование почти два месяца было занято наращиванием сил, не предпринимая решительных действий против врага.

К двадцатым числам июля всё ещё небольшой по размерам плацдарм был до отказа забит войсками и боевой техникой. Американцы высадили 903 тыс. Всего в составе англо-американских армий в Нормандии насчитывалось 39 дивизий.

Высадка в Нормандии и преступления освободителей

В целом четыре из шести зон падения не могли отображать сигнальные огни. Блоки для DZ N предназначались для направления парашютного пополнения запасов, запланированного на конец дня «Д», но пара DZ C должна была обеспечивать центральную точку ориентации для всех радаров SCR-717 для определения направления. Однако агрегаты были повреждены при падении и не оказали никакой помощи. Боевые прыжки Профильзадания Запланированные зоны высадки с воздуха на полуострове Котантен, день «Д», 6 июня 1944 г. С-47 из 439-й авианосной группы, на борту которой находился члены 506-го ПИР Братья известности в Нормандию.

Зоны высадки 101-й дивизии находились к северо-востоку от Карентана и обозначены буквами A, C и D с севера на юг зона высадки B была зоной высадки B. Каждый парашютно-пехотный полк ПИР , подразделение численностью около 1800 человек, организованных в три батальона, перевозилось тремя или четырьмя серийными войсками, соединениями, состоящими из 36, 45 или 54 самолетов С-47, и отделенных друг от друга по определенным временным интервалам. Сериалы были запланированы по зонам сброса с шестиминутными интервалами. Десантников разделили на дубинки - самолетом войск численностью 15-18 человек.

Чтобы добиться внезапности, парашюты были направлены к Нормандии на малой высоте с запада. Сериалы вылетели в начале в 22:30 5 июня, собрались в боевые порядки в пунктах сбора командования и крыла и вылетели на юг в пункт отправления, получивший кодовое название «Флэтбуш». Там они спустились и полетели на юго-запад над проливом Ла-Манш на высоте 500 футов 150 м MSL , чтобы оставаться вне зоны действия радаров Германии. Каждый полет в рамках серийного полета находился на 300 м позади полета впереди.

Полеты столкнулись с ветром, который выдвинул их на пять минут раньше запланированного срока, но эффект был одинаковым для всей силы вторжения и незначительно повлиял на расписание. После над водой все огни, кроме огней группировки, были выключены, и они были уменьшены до минимальной практической интенсивности. Через 24 минуты 57 миль 92 км над проливом поток военнослужащих подошел к стационарной маркерной лодке под кодовым названием «Хобокен» с маяком «Эврика», где они резко повернули налево, чтобы на юго-восток и пролетел между Нормандскими островами Гернси и Олдерни. Погода над каналом была ясной; Все сериалы летели по своим маршрутам точно и плотным строем, приближаясь к своим начальным точкам на побережье Котантена, где они повернули к своим зонам высадки.

Начальная точка 101-го в Портбейл , под кодовым названием «Мулшу», находилась примерно в 10 милях 16 км к югу от точки 82-го, «Пеория», недалеко от Фламанвилл. Разбросанный капли Несмотря на точное выполнение над каналом, множество факторов, встречавшихся на полуострове Котантен, нарушали точность капель, многие из которых встречались в быстрой последовательности или одновременно. Зенитная артиллерия немецких зенитных орудий вызвала улетание самолетов ниже или выше их предписанной высоты. Некоторые из мужчин, которые прыгали с самолетов на более низких высотах, были ранены при ударе о землю из-за того, что у их парашютов не было достаточно времени, чтобы замедлить их снижение, в то время как другие, прыгнувшие с большейвысоты, сообщили об ужасающем снижении в течение нескольких минут, наблюдая, как разлетается трассирующий огонь.

Из 20 сериалов, составляющих две миссии, девять упали в облачную гряду и были сильно рассеяны. Из шести сериалов, в которых удалось достичь концентрированного падения, ни один не пролетел сквозь облака. Однако основным фактором, ограничивающим успех парашютно-десантных подразделений, поскольку он увеличивал все ошибки, возникающие из-за вышеперечисленных факторов, было решение совершить массовое падение с парашютом ночью, концепция, которая больше не использовалась в трех последующих крупномасштабных воздушно-десантных операциях.. Это было дополнительно проиллюстрировано, когда те же группы авианосцев позже в тот же день точно и успешно вылетели второй лифт под сильным огнем.

Первая волна: Миссия Олбани Схема высадки 101-й воздушно-десантной авиации, день Д, 6 июня 1944 Десантники 101-й воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы» первыми совершили прыжок 6 июня, между 00:48 и 01:40. Британское двойное летнее время. Первые рейсы, направлявшиеся в DZ A, не были удивлены плохой погодой, но из-за навигационных ошибок и отсутствия сигнала Eureka 2-й батальон 502-го PIR приземлился не в той зоне высадки. Большая часть оставшейся части 502-го полка беспорядочно прыгнула вокруг импровизированной зоны высадки, созданной первопроходцами возле пляжа.

Два командира батальона взяли на себя управление небольшими группами и выполнили все свои миссии в день «Д». Парашютная артиллерия дивизии испытала один из худших падений в ходе операции, потеряв все, кроме одной гаубицы, и большую часть своих войск. Три серийных самолета с 506-м ПИР были сильно рассеяны облаками, а затем подверглись интенсивному зенитному огню. Небольшое подразделение достигло выхода Пуппевиль в 06:00 и провело шестичасовую битву, чтобы захватить его, незадолго до прибытия войск 4-й дивизии для соединения.

Серийный номер 501-го ПИР также столкнулся с серьезной зенитной артиллерией , но все же совершил точный прыжок в зону высадки D. Часть DZ была прикрыта заранее зарегистрированным немецким огнем, что привело к тяжелым потерям перед многими войсками. Среди убитых были двое из трех командиров батальонов и один из их старших офицеров. К 04:00 группа из 150 военнослужащих захватила главную цель - шлюз Ла-Баркетт.

Штабной офицер собрал взвод и достиг другой цели, захватив два пешеходных моста возле Ла-Порте в 04:30.

Лишенные лидера, двигаясь в тумане, остальные суда пристали к берегу почти на два километра к югу от запланированного места, где они должны были столкнуться с глубоко эшелонированной обороной немцев. В результате американцам удалось создать укрепленный плацдарм, перебросить на него значительное количество живой силы и техники и развить успешное наступление. На пляже Юта погибли 43 американских пехотинца и еще 69 получили ранения. К вечеру 6 июня на побережье высадились до 150 тысяч солдат союзников, были доставлены более 20 тысяч единиц техники. Общие потери превысили 10 тысяч человек. Однако первая основная задача кампании в Нормандии, заключавшаяся в создании надежного плацдарма с соответствующими путями снабжения в районе между Шербуром и устьем реки Орн, была полностью осуществлена только к концу июня. Итоги операции "Оверлорд" трудно переоценить. Практически каждое немецкое соединение, получившее приказ прибыть на театр боевых действий, несло тяжелые потери, которые достигали 2500—3000 человек в день. Танки уничтожались в огромных количествах, и заменить их было нечем.

Самолеты союзников нарушили систему транспортных перевозок в Нормандии и уничтожали все движущиеся в дневное время по дорогам объекты. Немецким коммуникациям был нанесен такой ущерб, что поставки на фронт практически прекратились. Он позвонил в бункер Гитлера и сказал офицеру-штабисту, что не может выполнить этот приказ. Эйзенхауэр Дуайт "Крестовый поход в Европу" "Марш победителей" Ровно через 60 лет после событий "Дня-Д" Нормандии снова предстоит пережить высадку десанта, не менее масштабную, но куда более бессмысленную. Первым, видимо, достанется трудная доля штурмовой бригады во время марша по основным мемориальным комплексам Нормандии. Канцлеру останется демонстрировать глубокую скорбь и раскаяние зажатого в дзоте пулеметчика вермахта. Остальные "десантники" будут играть роль второго эшелона, обеспечивающего прикрытие плацдармов торжественных приемов. Риторика подготовительных мероприятий, равно как и военные маневры, мало чем отличаются от оригинальных. Если в 1944 году Уинстон Черчилль обсуждал с Эйзенхауэром и его штабом масштабы возможных потерь среди мирного населения в результате вторжения союзников, а Эйзенхауэр уверял его, что граждане Франции с пониманием воспримут неизбежность жертв, то через 60 лет организаторы торжеств обещают, что "постараются минимизировать неудобства для местного населения", которое, в свою очередь, "должно понимать, что все продиктовано реалиями сегодняшней обстановки в мире". Если в штурме укреплений "Омахи" в 1944 году принимали участие несколько тысяч американских солдат, то и сегодня для охраны почетных гостей на пляже высадятся две тысячи морских пехотинцев.

Кроме этого, около двух с половиной тысяч французских солдат и жандармов возьмут под контроль дороги и населенные пункты. В воздушном пространстве над местом проведения торжеств будет господствовать, как и 60 лет назад, союзная авиация, а на земле будут размещены мобильные комплексы ПВО, получившие полномочия сбивать все частные самолеты, оказавшиеся над головой "десантников". В море будут курсировать боевые корабли НАТО, полные решимости оказать необходимую огневую поддержку берегу, а 3800 журналистов пойдут во втором эшелоне и составят славную летопись "подвигов" как тостующих, так и тостуемых. На этом фоне, скорее всего, совершенно потеряется та тысяча ветеранов, которым будет позволено посетить памятные места и с благоговением выслушать отеческие поздравления потомков Рузвельта, Черчилля и Сталина. Как и 60 лет назад, подготовка операции не обошлась без забавных и досадных казусов. Так, Ассоциация ветеранов Нормандии выступила категорически против участия в мероприятиях канцлера Германии. По мнению членов ассоциации, если Шредер возложит венки на могилы погибших солдат антигитлеровской коалиции, ветераны воспримут это как оскорбление. Некоторое смятение в стане союзников вызвали и результаты опроса, который был проведен по случаю юбилея в школах Великобритании. На просьбу рассказать о "Дне-Д" значительная часть школьников отрапортовала, что речь идет о событиях, произошедших в период с 1060 по 1948 год, когда президент США Дензел Вашингтон приказал американским войскам вторгнуться на территорию Новой Зеландии для освобождения последней от нацистов. Серьезное волнение среди организаторов торжеств вызывает непредсказуемое поведение американского президента.

Принимающая сторона опасается, что главный американский "десантник" пустится в пространные сравнения своих нынешних военных кампаний с операцией "Оверлорд", а это, в свою очередь, вызовет у большинства ветеранов стойкое желание подарить президенту пакет крекеров, которые некоторое время назад едва не сделали вдовой первую леди США.

Уинстон Черчилль всё ещё рассматривал возможность замены высадки во Франции активными действиями в Италии и на Балканах, но Франклин Рузвельт уже решил готовиться к десантной операции в Западной Европе. Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции. Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал». Также по теме Безоговорочная капитуляция: почему Запад не может простить Красной армии взятие Берлина 16 апреля 1945 года советские войска начали наступление на столицу нацистской Германии. Красная армия проводила операцию без участия... По его словам, это стало одним из факторов, склонивших командование союзников в пользу Нормандии при выборе места высадки в Западной Европе. Также в Лондоне и Вашингтоне приняли во внимание то, что Нормандия находится достаточно близко от британских портов, а её обширные песчаные пляжи идеально подходили для высадки морских десантов.

Путём распространения слухов, передачи информации через двойных агентов, строительства макетов военной техники они убедили нацистов в том, что собираются высаживаться в районе Па-де-Кале. Им это удалось настолько хорошо, что даже после начала высадки в Нормандии германское командование некоторое время считало, что имеет дело всего лишь с отвлекающим манёвром», — подчеркнул Кнутов. Операция «Оверлорд» Операция союзников получила кодовое название «Оверлорд» в переводе с английского — «повелитель». Изначально высадка была запланирована на май 1944 года, однако из-за задержки с разработкой планов её перенесли на начало июня. Эйзенхауэр отдает приказ парашютистам о наступлении AFP Общее командование операцией осуществлял верховный главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр. Сухопутными войсками руководил командующий 21-й группой армий Бернард Монтгомери. Кроме того, к силам союзников присоединились отряды из стран, находившихся под нацистской оккупацией: Франции, Нидерландов, Польши, Бельгии, Чехословакии и Греции. Основную массу нацистского контингента составляли либо солдаты, негодные к службе в мирное время и мобилизованные за неимением лучших, либо коллаборационистский сброд.

Боеспособность немецких войск во Франции была на крайне низком уровне. Лучшие силы находились на Восточном фронте», — рассказал Юрий Кнутов.

Спустя два дня был организован плацдарм протяженностью 80 километров по фронту, к началу июля его расширили до 100 километров. Вот как описывал Нормандскую операцию немецкий генерал-лейтенант Ханс Шпайдель: «К концу июня 2-я британская армия, по-видимому, сосредоточивала силы для концентрических атак на Кан для того, чтобы прорваться в направлении Парижа и овладеть значительной территорией для осуществления стратегических маневров. Немцы ежедневно несли потери, особенно в результате огня корабельных орудий флота, корректировавшегося самолетами воздушного наблюдения. Бомбардировка с воздуха была непрерывной. Гитлер запретил всякий вывод войск с маленького и малозначительного плацдарма по ту сторону реки Орн у Кана. Это было предложено 17 июня, после чего эти части, одни из наших самых лучших боевых частей стали безжалостно истребляться. Атаку нельзя было начинать с желаемой решительностью и силой, не только из-за следующих один за другим кризисов, возникших в обороне на фронте, но и потому, что интенсивность артобстрела и бомбежек противника была подавляющей». Союзники получили полное господство в воздухе.

Немаловажную роль сыграл и тот факт, что немецкие части испытывали дефицит топлива.

Сколько жертв может быть на учениях? Мрачный рекорд Эйзенхауэра

6 июня 1944 года во время высадки в Нормандии американцы и британцы бросили на укреплённую линию обороны немцев свою пехоту. Но лишь к 1 февраля американские войска приступили к высадке на побережье. Высадка в Нормандии Колли Руперт.

Высадка в Нормандии и преступления освободителей

Главная» Новости» Высадка десанта в нормандии. Спустя 70 лет после высадки союзников на побережье Нормандии фотограф агенства Reuters — Крис Хельгрен — приехал во Францию, чтобы отыскать и сфотографировать те самые места с военных архивных кадров, на которых запечатлены драматические события. Высадка в Нормандии – стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня года и закончившаяся 31 августа года. Командующий американскими войсками в Европе генерал Эйзенхауэр отдавал себе отчет, что, в случае неудачи при высадке в Нормандии, второго шанса не будет. Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция. Конечно высадка в Нормандии приблизила конец войны, но ставить ее на один уровень со Сталинградской битвой или Курской дугой, по меньшей мере, подло.

Высадка союзников в Нормандии застала противника врасплох

Циммерман указывал: "Превосходство западных союзников в авиации превратилось весной 1944 года в полное господство их в воздухе. Наступило такое время, когда авиация англо-американцев стала разрушать не только военные объекты, но и промышленные предприятия. В груды развалин превратились все наиболее важные железнодорожные узлы; вся транспортная система западных областей пришла в невообразимый хаос. Сообщение теперь удавалось поддерживать только при помощи различных ухищрений и временных мер. Внешнее кольцо парижского железнодорожного узла подвергалось таким ударам с воздуха, что иногда на несколько дней полностью выходило из строя... Действия истребителей-бомбардировщиков противника, проникавших далеко вглубь страны, исключали всякую возможность движения по дорогам днем и вызывали большие потери среди войск и гражданского населения". Как отмечал немецкий адмирал Маршалль, "в день высадки западные союзники подняли в воздух до 6700 самолетов, которым противостояли всего лишь 319 немецких машин". Хастингс считал, что "победа американцев в воздушном сражении над Германией была достигнута за многие недели до того, как первый солдат союзных армий ступил на французский берег". Огромное преимущество было достигнуто союзниками и на море. Маршалль писал: "Перед самой высадкой и в ходе нее 317 тральщиков противника протралили почти все немецкие минные заграждения.

Под прикрытием легких кораблей и при поддержке мощных соединений флота, в состав которых входило 6 линкоров, 23 крейсера и 104 эсминца, десантные суда противника приблизились к побережью Нормандии, предварительно уничтожив слабые силы сторожевого охранения немцев". За три года в Британии было построено 4600 десантных судов. Уже после высадки англичане и американцы стали, по словам Маршалля, сооружать "искусственные порты, использовав для этого 60 специально оборудованных торговых пароходов, 146 гигантских 6000-тонных плавучих кессонов и до 100 плавучих волноломов и пристаней. Все это было опущено на дно неподалеку от берега и превращено в искусственный заслон длиной 8 км". Руководители операции долго выбирали наиболее подходящие условия для десанта, сообразуясь с состоянием моря, лунного света и многими другими обстоятельствами. Казалось, все было подготовлено для блистательной победы. Преобладание в военной технике и материальном обеспечении, постоянные многомесячные тренировки, в ходе которых солдаты были ознакомлены с условиями десанта, убеждали многих из них, что победа над немецкими войсками будет быстрой и сокрушительной. Рядовой Линдли Хиггинс вспоминал, что до начала вторжения "мы действительно считали, что в любой момент весь рейх вот-вот рухнет. Мы верили, что стоит нам только высадиться на тот берег, как все фрицы поднимут руки".

Уверенность в скорой победе разделяли и генералы. Они, кроме того, полагали, что эта победа должна была привести к новому триумфу США и Великобритании. Как вспоминал О. Брэдли, в марте 1944 года генерал Джордж Паттон, поддержав предложение о создании англо-американских клубов, сказал: "Идея, положенная в основу организации таких клубов, как нельзя своевременна, ибо, несомненно, нам предначертано судьбой править всем миром". Слова Паттона получили широкую огласку. День-Д Руководство экспедиционного корпуса назначило "день-Д" - день начала операции - на 5 июня. Эйзенхауэр вспоминал: "Вся Южная Англия была забита войсками, ожидающими последней команды. Вокруг стояли груды военных материалов и масса боевой техники, приготовленные для переброски через Ла-Манш... Вся эта мощная сила была напряжена, подобно сжатой пружине, готовая в нужный момент устремиться через Ла-Манш для осуществления величайшей в истории десантной операции".

Однако, "по мере того как перспективы на приличную погоду становились все хуже и хуже, напряженность среди командного состава нарастала". С утра 5 июня, как вспоминал Эйзенхауэр, "наш небольшой лагерь сотрясался под порывами ветра, достигавшего почти ураганной силы, а дождь, казалось, шел сплошной стеной". О начале операции нельзя было и думать. Однако метеорологи обещали: "К следующему утру наступит до сих пор совершенно непредвиденный период относительно хорошей погоды продолжительностью около тридцати шести часов". Эйзенхауэр вспоминал: "Возможные последствия дальнейшей задержки оправдывали большой риск и я быстро объявил решение приступить к десантированию 6 июня... Никто из присутствовавших не выразил своего несогласия, наоборот, на их лицах проявилось определенное просветление, и каждый без лишних слов направился на командный пункт, чтобы немедленно радировать своим войскам решение, которые приведет их в движение". Описывая первые часы после начала операции "Оверлорд" утром 6 июня 1944 г. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали минные линии связи. Под прикрытием этого адского огня к берегу подошли десантные суда".

Однако, вопреки прогнозу, погода оставалась скверной. Типпельскирх писал: "Штормовой силы норд-вест поднял уровень прилива выше, чем предполагалось, волны стали захлестывать заграждения у берега. Разбушевавшееся море швыряло, как скорлупки, мелкие десантные суда, немало их было выброшено на рифы или опрокинуты. Лишь в двух пунктах удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу.

Всего в них насчитывалось около 2,9 млн человек, около 10,9 тыс.

Экспедиционные силы союзников в штормовую погоду внезапно для германского командования и при полном господстве на море и в воздухе в ночь на 6 июня высадили в Нормандии морские и воздушные десанты и к 12 июня сосредоточили на плацдарме до 12 дивизий. В результате боёв к 30 июня союзные войска расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20—40 км в глубину, а к исходу 24 июля вышли на рубеж Лесе, южнее Сен-Ло, Комона, Кана. Кадры из фильма «Военные действия в Северной Франции». Режиссёр: Н. Из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов.

В результате операции «Оверлорд» союзные войска захватили стратегический плацдарм Нормандская десантная операция — самая крупная десантная операция 2-й мировой войны , открыли второй фронт в Европе, который стал важным фактором успешного ведения военных действий странами антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны против Германии. Успеху операции «Оверлорд» также способствовало наступление войск РККА в Белоруссии Белорусская операция 1944 , не позволившее германскому командованию перебросить резервы с советско-германского фронта на запад.

От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам.

Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта.

Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь.

На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья.

Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения. Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км. В ходе операции «Нептун» планировалось захватить плацдарм глубиной 18—20 км и прочно закрепиться на нём. В дальнейшем ставилась задача накопить значительные силы вторжения, и, создав значительное превосходство в силах, мощными ударами занять расположенные на флангах зоны вторжения морские порты Шербур и Гавр.

В апреле 1944 г. Эти бревна, получившие название «спаржа Роммеля», были соединены проводами и часто заминированы. Для уничтожения вражеского десанта Роммель также рекомендовал разместить близ северного побережья Франции девять немецких танковых дивизий. Его начальник, фон Рундштедт, склонялся к тому, чтобы разместить танковые части и севернее Парижа, вне пределов досягаемости вражеской огневой мощи, откуда их можно было бы быстро перебросить к месту вражеской высадки. Роммель был иного мнения, считая, что при господстве в воздухе англо-американской авиации немецкие танки будут уничтожены при первой же попытке занять новые позиции. Пытаясь смягчить этот конфликт двух сильных личностей, Гитлер пошел на компромисс: выделил три дивизии Роммелю, а остальные отдал Рундштедту. Несколько портов на берегу Ла-Манша и вдоль атлантического побережья Франции были укреплены и получили статус цитаделей.

Эскизы их конструкций Гитлер выполнил лично. В каждой был назначен комендант, который принес присягу, поклявшись стоять до конца. Французским гражданам было приказано сдать радиоприемники. Тех, кого застанут за слушанием передач британской радиостанции Би-би-си, ожидало суровое наказание. В Англии по мере приближения дня «Д» были ужесточены меры безопасности. Гражданским лицам было запрещено посещение мест в районе Ла-Манша и побережья Северного моря. Письма в страны Европы подвергались цензуре, что удлиняло сроки их доставки получателям.

Бомбардировка Тем временем, согласно решению, принятому в Касабланке пятью месяцами ранее, начиная с июня 1943 г. Уничтожение стратегически важных промышленных центров и подрыв боевого духа немцев предваряли вторжение на континент. В конце марта 1944 г. Эйзенхауэр столкнулся с разногласиями по поводу приоритетных целей этих бомбардировок. Командующие бомбардировочной авиацией англичанин Артур Харрис и его американский коллега Карл Спаатц настаивали на продолжении операции «Пойнтблэнк». Харрис свято верил в то, что способен одержать победу силами своих «ланкастеров», а это делало вторжение союзников в оккупированную Францию ненужным. Траффорд Ли-Мэллори, командующий авиационными соединениями операции «Оверлорд», настаивал на стратегических бомбардировках немецких транспортных узлов во Франции.

Операция эта, под кодовым названием «Транспортировка», началась несколькими днями ранее. В месяцы, предшествовавшие вторжению, операция «Транспортировка» доказала свою эффективность. В результате 200 000 боевых вылетов было уничтожено или приведено в негодность большое количество немецких железных дорог и складов, мостов были уничтожены все мосты через Сену и Луару , электростанций, одна радиолокационная станция, сорваны приготовления к укреплению оборонительных сооружений. Увы, цель удалось достичь высокой ценой — 2000 самолетов союзников были сбиты, 12 000 летчиков погибли. Тем не менее эти усилия в немалой степени способствовали успеху операции в Нормандии и последующих боевых действий в Европе. Впрочем, кроме погибших летчиков союзной авиации имелись и другие жертвы. В ходе этих налетов погибло около 15 000 французских и бельгийских граждан, почти 20 000 человек было ранено.

Черчилль усомнился в правомерности столь огромного числа жертв среди тех, кого англичане и американцы намеревались освободить. Командующие английской авиацией были с ним не согласны. По их мнению, победа стоила того, чтобы заплатить за нее такую цену. В противном случае потери в операции «Оверлорд» окажутся существенно выше предполагаемых. Черчилль, которого они не смогли убедить, обратился к Рузвельту. Американский президент, хотя и сожалел о «сопутствующих жертвах среди мирного населения», приказал продолжить авианалеты. Операция имела целью ослабить переброску немцами подкрепления к месту будущей операции «Оверлорд».

Успех бомбардировок оказался настолько велик, что немецкое военное командование было вынуждено незамедлительно приступить к ремонту разрушенной сети железных дорог, используя для этого рабский труд насильно угнанных гражданских лиц и военнопленных. Свой вклад в приближение дня «Д» внесло также французское движение Сопротивления. Его участники развернули диверсионную деятельность против немецких оккупационных властей и коллаборационистского правительства режима Виши. Риск поимки и ареста был велик. Пойманных патриотов ждали допросы и пытки в застенках гестапо. Учения По мере приближения дня «Д» боевая подготовка усилилась. Солдатам было сказано лишь то, что им полагалось знать: они определенно не имели понятия о том, когда и куда их отправят воевать.

Их обучали садиться на десантные боты и высаживаться с них. Плоскодонные десантные боты имели массу 10 тонн и вместимость 38 человек. Они могли развивать скорость до десяти узлов в час, тогда как другие, большие десантные корабли, могли перевозить до трехсот человек и шестидесяти танков. И те и другие могли подходить к самому берегу. Во время одного из таких учений с использованием боеприпасов случилась трагедия. Целью учений было приучить солдат к тем условиям, которые будут ждать их в районе будущей высадки на участке «Юта». Части из них было приказано имитировать погибших в бою.

Жители шести окрестных деревень в количестве 3000 человек были эвакуированы. Им пообещали, что в соответствующее время они вернутся обратно. Когда именно, никто не знал. По периметру разместили часовых. На следующий день имели место еще большие потери, когда девять немецких торпедных катеров случайно пересеклись с конвоем десантных кораблей ВМФ США. Конвой сопровождал английский корвет небольшой военный корабль сопровождения , но главный эскорт, эскадренный миноносец, побывавший за день до этого в бою, был выведен из строя и находился на ремонте. В 01:30 немцы открыли огонь по американским десантным кораблям.

Кое-кто из американских солдат принял нападение немецких катеров за учения. Не обученные обращению со спасательными жилетами, многие десантники, находившиеся на борту кораблей, утонули в полной боевой экипировке. Затем воспламенилось топливо, и многие солдаты получили сильные ожоги. Во время этих двух событий погибло 946 человек, еще 200 получили ранения — что превысило количество жертв при настоящей высадке на участке «Юта» в день «Д». Чтобы не подрывать моральный дух солдат, трагедию во время учений «Тигр» срочно засекретили и тщательно скрывали. Мертвых спешно похоронили, оставшихся в живых заставили принести присягу о неразглашении тайны. Врачам, лечившим раненых, приказали не задавать лишних вопросов.

Масштаб потерь был точно неизвестен вплоть до 1970-х гг. Десять человек из пропавших без вести — их можно было считать погибшими — имели высокие звания и располагали секретной информацией. Командование опасалось, что они могли попасть в плен к немцам. Случись именно так, вся операция «Оверлорд» оказалась бы под угрозой срыва. К большому облегчению командования, водолазы подняли со дна тела всех десятерых. Накануне вторжения 1 июня В четверг 1 июня Эйзенхауэр переместил свой штаб в особняк Саутвик-Хаус, расположенный в местности севернее Портсмута. Совещания проводились дважды в день.

Интенсивная работа и приготовления предыдущих месяцев сделали свое дело. Теперь все зависело от одной вещи, на которую был бессилен повлиять даже Эйзенхауэр, — от погоды. Погода играла важнейшую роль в выборе времени и даты операции «Оверлорд». В предшествующие дни Эйзенхауэр регулярно получал метеосводки от главного офицера метеорологической службы Джеймса Стэга, в том числе сведения о перемещениях приливных масс и фазах луны. Прогноз не слишком обнадеживал — по мнению Стэга, мягкая майская погода должна была смениться продолжительными дождями, сильными ветрами и большой облачностью. Стэгу можно было только посочувствовать: главный армейский метеоролог находился под мощным прессингом. Не улучшил ему настроения и Фредерик Морган со своей шуткой: «Удачи, Стэг… Но помни, если ты сделаешь неправильный прогноз, мы вздернем тебя на ближайшем фонаре».

Высадка союзников в Нормандии

Мо Вейнер, уроженец Бруклина, США: Практически невозможно просто сесть и спокойно написать письмо так, как будто ничего не происходит. Конечно, все тихо, но мы ждем события, которое потрясет весь мир. И хотя меня просто распирает от желания все тебе рассказать, я не могу. Да и вообще, нельзя сказать, что мне хоть что-то известно, даже иметь собственное мнение в данный момент запрещено. Однако, я могу сказать, что рад, что это изматывающее ожидание, наконец, закончено. Капитан Алистер Баннерман, британская армия: Завтра мы все разойдемся по кораблям и лодкам и уже больше не увидимся, во всяком случае, не увидимся до того, как прибудем на место назначения. Я уже поговорил со всеми [подчиненными], пожелав им спокойной ночи. Теперь мне осталось познакомить их с тремя приказами от сегодняшнего дня: от командира, от Монти [фельдмаршал Монтгомери], и еще один - от Эйзенхауэра [американский командующий]. Да поможет нам Господь. И, может быть, если будет на то его воля, мы покончим с этим ужасом.

Джон Хьюстон, США, 101-я воздушно-десантная дивизия: Правая ступня на краю двери, чтобы оттолкнуться, мах правой ногой, полуповорот, спина к струе от пропеллера, ступни вместе, колени согнуты, руки на запаске, голову вниз. Стропы дергает, купол раскрыт. Мы так низко, что времени на обзор просто нет. Земля приближается. Толчок, перекатиться на бок. Это - Франция... Фредерик Райт, военный моряк Королевского флота: Большие корабли начали артобстрел, а в воздухе полно самолетов. Ребята поют "Ты мое солнышко", настроение у них прекрасное. Все отлично видно.

Большие корабли бабахают, как в аду. Слышно только: Бум! Мы все потрясены, до нас никак не доходит, что в небе нет ни одного немецкого самолета. Хьюз, моряк на HMS военном корабле "Глазго", запись из дневника 6 июня: 05. Я помолился и теперь думаю обо всех вас, оставшихся дома. Мы начали обстреливать пляжи и подходы. ВВС все еще бомбят. Кормовая башня первой открыла огонь, наша цель: батареи и неутихающие дымовые мортиры. Настроение поднимается, потому что в небе полно наших самолетов.

Правда, тем, кто на десантных кораблях, не до веселья. Стенли Блекер, морской пехотинец, Королевский флот: Шум при высадке был оглушающий. Впереди, насколько хватало глаз, берег и деревни в дыму и огне. Дональд Вон, 79-я танковая дивизия британской армии: Шума было полно: самолеты летали, немцы стреляли, а за нами большие военные корабли палили из 15-дюймовок. Я их раньше не слышал, грохот был, как от летящих паровозов. Рассел Стоувер, 116 полк 29-й пехотной дивизии США: Рампа откинулась, и мы попрыгали в воду, оказавшись в ней по пояс, и это при трехфутовых [почти метр] волнах. До берега было ярдов 200 [182 метра]. Впереди был только один танк, и один - слева, но он не стрелял и не двигался. Укрыться было негде.

Я сообразил, что что-то пошло сильно не так. Справа горела лодка. Мы продирались через прибой и какие-то обломки. Добравшись до песка, я попробовал побежать, но одежда так отяжелела, пропитавшись водой, что я просто рухнул. Я возблагодарил Бога, что дымовая завеса еще как-то держалась. Если бы не она, нам бы не выжить. Переведя дух, я бросился вперед. Парень справа от меня так и остался лежать. Кажется, он был нашей первой потерей.

Они качались на волнах, как мусор в гавани. Тут и там плавали какие-то обломки оборудования и тела солдат и моряков. Несколько часов мы смотрели, как прибой выносил на берег мусор и мертвых. Первый десант на "Омаху" стоил союзникам сотен погибших. К концу 6 июня только на этом участке союзники недосчитались более 2000 человек. И все же силы союзников были достаточно велики, так что, в конце концов, они добрались и до немецких бункеров. Неизвестный солдат из Восточно-Йоркширского полка, Британия: Это было как в каком-то... Ребят валило, как кегли под шаром. Я еще подумал: "Ну и повезет же тебе парень, если ты отсюда выберешься!

Альфред Леонард, британский торговый флот корабли были привлечены для переброски войск : В воде плавали куски человеческих тел. Страшно было. Все, что предшествовало высадке, было здорово: орудия, знамена, все куда-то двигаются, но при этом все живы. А потом видишь мертвых парней в воде и думаешь: "Черт, что же это такое? Он был живым, но не долго. За мною бежали два канадца. Бош вышел с огневой позиции со своим "шмайсером". Я еще подумал: черт, они же его не видят. Но они и не думали останавливаться.

Они просто прихлопнули его прикладами винтовок, и это было все. Майор Ф. Гуд, Глостерширский полк: Мы пробились в район главных немецких укреплений, которые непрерывно обстреливали флот и ВВС. Все было разбито. Я хорошо помню, как немецкий офицер попытался выбраться из амбразуры и его прихлопнуло обломком стены, раздавив верхнюю часть. Торчали только ноги в хорошо отполированных сапогах. Питер Дэвис, танкист: Мы остановились на окраине Колвилля. Там было два пехотинца, один стоял на страже, а второй копал какую-то траншею. К ним подошли две молоденькие француженки и стали с ними болтать.

Я улыбнулся впервые за этот день, когда они отдали этим французским мадемуазелям свой рацион шоколада. Мы действительно были во Франции. Письмо Джона Торнтона Нолана к жене, написанное на борту торгового корабля, доставлявшего солдат в Нормандию: Слава богу, мы возвращаемся, после величайшего потрясения в мировой истории. Мы были на самом переднем крае и видели абсолютно все. Я горжусь тем, что наш корабль доставил солдат к месту первой высадки. Как бы я хотел оказаться сегодня дома и рассказать тебе об этом величайшем деянии. Это было грандиозно, и я бы не променял сегодняшний день на все золото мира. Конечно, я благодарю Бога, что нахожусь в безопасности и в добром здравии, ибо были и страшные минуты. Эйлин, мы должны склонить головы перед моряками, летчиками, солдатами и морскими пехотинцами.

Все они были великолепны, и мы должны гордиться ими, гордиться тем, что мы - британцы. И еще неоторые фото тех дней.

By May 1944, over 2,876,000 Allied troops were amassed in southern England. While awaiting deployment orders, they prepared for the assault by practicing with live ammunition. The largest armada in history, made up of more than 4,000 American, British, and Canadian ships, lay in wait. More that 1,200 planes stood ready to deliver seasoned airborne troops behind enemy lines, to silence German ground resistance as best they could, and to dominate the skies of the impending battle theater. Against a tense backdrop of uncertain weather forecasts, disagreements in strategy, and related timing dilemmas predicated on the need for optimal tidal conditions, Eisenhower decided before dawn on June 5 to proceed with Overlord. Later that same afternoon, he scribbled a note intended for release, accepting responsibility for the decision to launch the invasion and full blame should the effort to create a beachhead on the Normandy coast fail.

Без них мы бы так и остались на пляже. Джон Ран, капитан 5 батальона рейнджеров. Поддержку с моря осуществляли два линкора, три крейсера, 12 эсминцев и 105 прочих судов в основном из состава американского флота, но в их числе были британские и французские корабли сил Свободной Франции. Вскоре американцам удалось прорваться вперёд, противнику не удалось скинуть десант обратно в море. В ход пошли огнемёты. Бункеры вспыхнули ярким пламенем. Оборона была прорвана. Первые жертвы не прошли даром, и уже после 6 июня на берег начали высаживаться всё новые и новые войска союзников, продвигаясь вглубь обороны немцев. Операция "Оверлорд" продолжалась до 31 августа 1944 года, закончившись освобождением Парижа. Командовали операцией генерал США Дуайт Эйзенхауэр внизу и британский генерал Виконт Монтгомери под первым портретом , прославившийся во время боевых действий в Северной Африке.

Среди участников высадки в Нормандии был и американский танковый ас Лафайет Пул фото ниже.

В том же месте были сосредоточены и крупные канадские силы. Но основные силы, настоящие, размещались гораздо западнее, на юге Англии, — объясняет Удстебё. Взломали немецкий шифр Одним из важнейших элементов было соблюдение полной секретности.

О том, где действительно будет высадка, знали очень немногие. Войска были в полной изоляции. Союзники полностью контролировали воздушное пространство над Англией и не давали немцам ни малейшего шанса что-то увидеть, за исключением тех мест, где размещались фальшивые войска и танки. И, разумеется, самым главным было то, что союзники с помощью кода «Ультра» взломали немецкий шифр «Энигмы», а немцы об этом не догадывались — о такой ситуации военная разведка могла только мечтать, — говорит подполковник.

Даже после дня высадки 6 июня союзники поддерживали иллюзию, что новое большое вторжение будет через Дуврский пролив, а Нормандия была просто крупным отвлекающим маневром. Таким образом они помешали Гитлеру отдать приказ бросить последние бронетанковые резервы в Нормандию до того, как союзнические силы прочно закрепились в Нормандии и создали там солидный плацдарм, говорит Удстебё. Но они могли бы основательно замедлить высадку, и в результате войска Сталина вполне могли бы в мае 1945 года быть на Рейне, а не на Эльбе на востоке, как произошло в действительности. И тогда послевоенная история, вполне вероятно, выглядела бы совсем иначе, — размышляет Удстебё.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий