реконструкция знакового балета Мариуса Петипа "Дочь фараона" на либретто Жюля Сен-Жоржа. Новая серия показов «Дочь фараона» выйдет на сцену Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Мариинка покажет балет «Дочь фараона»
Дочь фараона Аспиччия, убедившись, что она прекрасна как прежде, подходит к спящему лорду Вильсону и ведет его в прошлое. — А чем стиль Петипа в «Дочери фараона» отличается от других его балетов, которые идут на Мариинской сцене? После долгого перерыва посмотрел балет Большого театра — первый спектакль из серии «Дочь фараона».
В год 200‑летия Петипа на сцену Большого вернули «Дочь фараона»
Итальянский исследователь русского балетного наследия вышел на связь с Мариинским театром, узнав, что готовится постановка. Балет «Дочь фараона» оценило 0 человек. Отзывы, рецензия, рекомендации и полный обзор балета. «Дочь фараона» — балет в трёх действиях, в девяти картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни. После долгого перерыва посмотрел балет Большого театра — первый спектакль из серии «Дочь фараона».
В Петербург вернулась Дочь Фараона
Сцена становится сродни арене, превращается в территорию высших достижений. Но сложность техники Петипа совсем другого свойства. Каждый жест нацелен на то, чтобы вызвать эмоцию, и от артиста требуется проживать эти чувства в моменте и полностью осознавать их. Триединство техники, эмоциональной включенности и осмысленности каждого шага — это огромная работа! Именно поэтому Петипа всегда актуален, как Бах, Бетховен, Моцарт, Дебюсси и другие великие композиторы. Искусство таких художников вне времени. Оно выше любой техники и любого сюжета и обращается к нашему внутреннему миру напрямую.
Как складывалось взаимопонимание с солистками? Здесь исполнители должны быть сильными, мудрыми во всех смыслах. Им предстоит провести на сцене три часа и расслабляться нельзя ни на минуту. Я очень много работал с солистками. Репетиции были очень эмоциональными, без слез не обошлось. Я стремился к тому, чтобы солистки проживали образы, и в итоге этот путь увенчался успехом.
Очень запомнил момент, когда во время одной из последних репетиций перед премьерой с Марией Хоревой я вдруг понял, что счастлив, что все получилось, балерина полностью раскрылась. Я был настолько растроган, что прослезился. За два месяца репетиций Мария приложила титанические усилия. А Виктория Терешкина! Это балерина какого-то космического, неземного таланта! Во время исполнения она словно отстраняется от земной суеты, возносится в некие высшие сферы.
Она привносит в образ загадку, тайну, глубину, и мы видим на сцене Женщину с большой буквы. Репетиции «Дочери фараона» были моим счастливым шансом передать российским балеринам все то, что я узнал в Париже от их предшественниц, — бережно, трепетно, из рук в руки, как хрупкое сокровище. Теперь эта эстафета идет в будущее. Но я также мог черпать информацию из обширного личного архива. Во время работы над реконструкцией спектакля я соединил свои материалы с записями Сергеева. Вообще, должен сказать, что благодаря моим архивным записям я сегодня себя ощущаю в некотором смысле посланником этого балета, связующим звеном в его истории.
Доступные материалы позволяют это сделать? И вокруг этой популярной темы довольно много фантазий и, скажем так, сочинительства. После большевистской революции 1917 г. В результате наследие Петипа оказалось затертым. Вариации Петипа не исчерпываются пируэтами, и пируэты никогда не были для него самоцелью. Его вариации — это гармония, которая достигается постепенно, движением от простого к сложному, когда в итоге музыка и архитектура танца образуют единое и неделимое целое.
Мариус Петипа был архитектором танца, а во время исполнения его балетов танцовщики в этой прекрасной архитектуре просто жили. Как можно охарактеризовать этот путь и чем русский балет интересен вам сегодня? Самое ценное и вдохновляющее — это отношение к балетному искусству, причем на всех уровнях, от служителей театра до публики.
Возобновленная "Дочь фараона" может похвастаться реконструкцией не только хореографии, но и исторического сценического облика. Пять сотен костюмов и декорации, которые совсем скоро украсят Новую сцену, - прямые наследники оригинальной постановки 1862 года в Большом Каменном театре предшественнике Мариинского театра и переноса постановки в Мариинский в 1885 году.
Большую работу по восстановлению художественного оформления к предстоящей премьере провел американский художник Роберт Пердзиола. Обращаясь ко множеству архивных источников, он создал декорации по подлинным старинным эскизам.
Хореографом реконструкции выступил Тони Канделоро Италия , художником — Роберт Пердзиола США , создавший декорации и костюмы по историческим эскизам к нескольким версиям постановки. Он участвовал в написании либретто вместе с Жюлем Сен-Жоржем по мотивам «Романа мумии». После грандиозного успеха дебютировавший в роли постановщика танцовщик стал балетмейстером Императорских театров.
Пять сотен костюмов и роскошные декорации, которые совсем скоро украсят новую сцену, — прямые наследники оригинальной постановки 1862 года в Большом Каменном театре предшественнике Мариинского театра и переноса постановки в Мариинский в 1885 году. Большую работу по восстановлению художественного оформления к предстоящей премьере провел американский художник Роберт Пердзиола. Обращаясь ко множеству архивных источников, он создал декорации по подлинным старинным эскизам. Материалы по теме:.
Балет «Дочь фараона»
Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят 5 марта, театр представляет балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни. Реконструкция балета Мариуса Петипа «Дочь фараона», премьера которой состоялась в Мариинском театре в конце марта, стала для Канделоро первой постановкой крупной формы и апогеем его балетных изысканий. Поставленная в 1862 году «Дочь фараона» была одним из самых масштабных и роскошных балетов своего времени. После долгого перерыва посмотрел балет Большого театра — первый спектакль из серии «Дочь фараона».
В Петербург вернулась Дочь Фараона
Смилевски до маститых премьеров — С. Чудина, В. Лантратова, А. Белякова последний при высоком росте и выдающейся длине ног, как и у мариинских танцовщиков, «на ты» с мелкой техникой. И балерины, практически не сходящие с пуантов, смотрятся более привычно и, конечно, красивей. Но это старый балет в технике и представлениях ХХ века, в новой хореографии хотя следы знакомства Лакотта с нотациями Сергеева и текстами Петипа есть и в спектакле Большого. По традиции романтического балета, которому наследует академизм Петипа, балет обязательно включает «белую сцену» здесь — танцы наяд на дне Нила и характерную сюиту. Здесь — сюита вариаций и кода речек, которые приглашены Нилом поприветствовать знатную гостью — дочь фараона.
У Петипа это вариации, стилизованные под народные танцы: Гвадалквивир Испания , Тибр Италия, исполняется тарантелла , Темза шотландский танец , Рейн немецкий танец , Хуанхэ балерина со сжатыми кулачками, поднятыми указательными пальчиками и кивающей головкой аки китайский болванчик , завершается вариацией Невы — русской плясовой, помахиванием платочком и традиционным поклоном. Много нарядной и бытовой атрибутики — гирлянды, пальмовые ветви, луки в сцене охоты, кинжал у Аспиччии в вариации отчаяния когда фараон сватает ее за нубийского короля, а ее сердце принадлежит Таору , серьезно усложняющие координацию в танце. Высокие тумбы, позволяющие выстраивать многоуровневые композиции из кордебалета и солистов. Танцев на пуантах не так много в вариациях речек их почти нет , раньше их действительно было не много, зато быстрых, мелких движений, требующих легкости ног, — с избытком. Здесь не принято поднимать высоко ноги, платья не позволяют, а согнутую женскую ножку надо держать у щиколотки, потому что у колена как сейчас ее просто не видно. Балет, конечно, сильно изменился, как изменились и спектакли почитаемого нами всеми Мариуса Петипа. Для того, чтобы понять, насколько в лучшую или худшую сторону, надо обязательно сходить на новую старую «Дочь фараона» Мариинского театра.
Театр сделал всё, чтобы представить истинного Петипа в «Доме Петипа» наилучшим образом. Фотографии с сайта Мариинского театра реклама.
Но это другая координация, определенная техника, которая, видимо, была утрачена в свое время. Все выглядит просто, а на самом деле с этими трудностями артисткам справляться достаточно сложно. Когда Ратманский ставил два года назад, мне тоже казалось — как-то все слишком просто. А вот сейчас я с этим спектаклем пожил какое-то время и понял, что в этой простоте, наверное, и есть гениальность Петипа. При этом совершенно непривычные нам элементы и па.
Балерина, например, делает plie в eсhappe на пальцах — интереснейшие вещи, напоминающие хореографию Бурнонвиля. А мужская вариация — просто явный стиль Бурнонвиля. Я думаю, может, Петипа ее добавил в поздней редакции, когда у него уже было плотное сотрудничество с Иогансоном, который давал классы Бурнонвиля в Мариинском театре. Наверняка эту технику труппа впитывала, и Петипа включал в свои спектакли. Приятно было слышать от наших специалистов постановочной части о той скрупулезности, с какой он выверял все детали. Поэтому производство декораций и заняло больше года. И 500 костюмов — это тоже не просто.
И они сделаны с такой теплотой, такой любовью, что, когда смотришь на его эскизы и на старые фотографии этого спектакля, понимаешь, что это свежий взгляд на прошлое, с хорошей долей доброты. И мы постарались сделать на четыре спектакля четыре разных ведущих состава. И две молодые — Маша Хорева и Маша Ильюшкина. Молодежь с большим интересом работает, они хотят погрузиться полностью в спектакль, вплоть до того, что читают «Роман мумии» Теофиля Готье, по которому написано либретто. Смотрят музейные фотографии, гравюры, читают старинные рецензии. Ну вот как мы привыкли? А в «Дочери фараона» есть эпизод, когда Аспиччия рассказывает о том, как она плыла на лодке в шторм.
Я увидел этот рассказ в исполнении сначала Вики Терешкиной, а потом Маши Хоревой. И на ее примере понял, насколько серьезная работа с пантомимой может артиста преобразить. Я забыл, что смотрю репетицию, мне казалось, что я вижу весь этот ужас: молнии, которые пересекают небо, черный небосвод, огромные вздымающиеся волны. И маленький челн, на котором она плывет и который все время захлестывает водой. Не знаю, будет ли это так же интересно зрителям.
Дебютировавший в последнем блоке спектаклей Роман Беляков в паре с Аспиччией — Оксаной Скорик, которая также дебютировала делал это с большим энтузиазмом. Однако высокие и длинноногие танцовщики, выбранные на роль Таора в паре с Аспиччией — Олесей Новиковой Таором вышел такой же высокий и длинноногий Тимур Аскеров , обычно испытывают трудности с текстами, основанными на мелкой и скоростной технике, а у Таора именно такой текст, поэтому исполнение вариаций обоими танцовщиками было более чем невыразительное, вялое. Удивительный балет «Дочь фараона» — главной героиней может быть как монументальная, царственная Аспиччия, истинная наследница своего отца — Скорик, так и обаятельная, лиричная женственная — Новикова. Слово женственность, впрочем, не совсем верно отражает облик и окраску движений Олеси Новиковой, она, конечно, известная мастерица мелкой техники, которой насыщен ранний Петипа, но при исключительном профессионализме ее исполнение дышит юностью, а ведь эта балерина танцует в театре уже двадцать лет! Но главные партии в этом многолюдном балете — еще не всё, большая, насыщенная танцами партия, приближающаяся по объему к партии Аспиччии, у ее служанки — Рамзеи.
Можно представить служанку дочери фараона более утонченной, изысканной, чем ее госпожа — такой вышла Рамзея у Нагахисы, Скорик — балерина высокого роста, с графической, декоративной манерой танца, а Нагахиса — легкая и нежная, получился интересный контраст, Рамзея — Батоева не уступает своей госпоже в грации и женственности, но более лукава и игрива. Но и это еще не всё — балет на протяжении всех трех актов у Петипа, впрочем, их было пять! И исполнен в стиле «грас и элевас» прекрасными, молодыми балеринами, имена которых стоит запомнить — Нуйкина, Бородулина, Гуссейнова, Ионова, Лукина... Мариинский театр не первый обратился к спектаклю, который был последний раз исполнен в 1928 году и в советское время прочно забыт. Первым обратился к этому балету Большой театр. Первоначально предполагалась как раз реконструкция, и взялся за нее известный французский балетмейстер Пьер Лакотт, но в процессе постановки он перешел к своему обычному методу, который можно назвать фантазиями на темы старинных балетов. Это эксклюзив Большого театра. Сравнения с этим известным спектаклем версии Мариинского театра неизбежны. У спектакля Большого театра есть свои неоспоримые преимущества, иначе бы спектакль так долго не жил и не исполнялся бы с таким успехом. И даже то, что он адаптирован к эстетике и театральным стандартам ХХ века не является его недостатком, а всего лишь особенностью.
Спектакль Большого очищен от танцевальных и пантомимных излишеств и сокращен в соответствии с требованиями времени. Более динамично и ярко смотрится сцена охоты, в спектакле Мариинского театра из-за обилия пантомимы эта сцена провисает, а большие прыжки женского кордебалета Большого более эффектны, чем мелкая техника охотниц из Мариинки.
Как бы то ни было, а премьера состоялась. Литературным источником для либретто Петипа и Сен-Жоржа послужил «Роман мумии» Теофиля Готье, от которого, впрочем, в балете почти ничего не осталось. Англичанин лорд Вильсон во время путешествия по Египту попадает в песчаную бурю и укрывается в усыпальнице фараона и его дочери. Во сне он видит себя юным египтянином Таором, спасающим во время охоты дочь фараона Аспиччию.
Герои, естественно, влюбляются, папе такая партия, естественно, не нравится он предпочел бы отдать дочь за нубийского царя. Влюбленные убегают, страдают, но все, естественно, заканчивается к всеобщей радости и пышной свадьбе. Как и положено, в балете много чудес и превращений. Гробницы и пирамиды, джунгли и дворцы, золото и полные самоцветов сундуки. Подводное царство с танцами семи рек. Громадная кобра, жалящая каждого, кого прикажет умертвить фараон.
А еще невольницы, рыбаки, баядерки, кариатиды, сфинксы, ундины… Но первое, что порадует и завсегдатая, и неофита, то воодушевление, с которым умудренная и лавроносная труппа постигает утраченную стилистику и язык старинной или под нее работающей пантомимы. Это, безусловно, помогает четырехчасовому действу, которое благодаря то ли поначалу еще не слишком опытному в режиссуре Петипа, то ли нынешним реконструкторам, по сути, оборачивается многоактным дивертисментом.
Вопрос доверия
"Дочь фараона" - дождались мы, наконец, эту премьеру! | Записки театралки | Дзен | Редактор отдела "Музыкальный театр" в "Петербургском театральном журнале", автор книги "На пуантах и босиком" Анна Гордеева — о воскрешенном на сцене балете "Дочь фараона". |
«Этот балет в Мариинском театре навсегда» | В мастерских Мариинского театра идет работа над декорациями к премьере балета «Дочь фараона» в хореографии Алексея Ратманского. |
В Петербург вернулась Дочь Фараона | Царская невеста. |
«Дочь фараона»: первый большой балет Мариуса Петипа возвращается на сцену Мариинского театра | Главная» Новости» Мариинский театр балет январь. |
Мариинский театр восстановил балет XIX века | 30 апреля 2023 Балет Дочь фараона, на сцене Мариинского театра расцветет магия древнего Египта. |
Мариинка покажет балет «Дочь фараона»
Премьера. Балет «Дочь фараона» в Мариинском театре | Премьеру балета "Дочь фараона" в Мариинском театре я ждала с нетерпением. |
Мариинский театр восстановил балет XIX века | Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят уже 5 марта, театр представляет долгожданную балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни в хореографии Мариуса Петипа. |
Балет «Дочь фараона» на Новой сцене Мариинского театра | Успех «Дочери фараона» принес ему, тогда танцовщику труппы, не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров. |
Балет «Дочь фараона» на Новой сцене Мариинского театра | После долгого перерыва посмотрел балет Большого театра — первый спектакль из серии «Дочь фараона». |
В Мариинском театре премьера балета «Дочь фараона» | Редактор отдела "Музыкальный театр" в "Петербургском театральном журнале", автор книги "На пуантах и босиком" Анна Гордеева — о воскрешенном на сцене балете "Дочь фараона". |
Музыка балета
- Мариинский театр. Mariinsky
- Серебряное ожерелье – «Дочь фараона» — грандиозная балетная премьера Мариинского театра
- В печатном номере
- «Этот балет в Мариинском театре навсегда» // Юрий Фатеев о новой «Дочери фараона»
- В Мариинке покажут «имперский» балет с ожившими мумиями
«Это уже история!»
- В Мариинском театре реконструировали «Дочь фараона» в постановке Мариуса Петипа
- Вопрос доверия
- Последние события
- В Мариинском театре показали «Дочь фараона»
- Серебряное ожерелье – «Дочь фараона» — грандиозная балетная премьера Мариинского театра
- Новости дня