Новости богиня морана в славянской мифологии

Богиня смерти Морана положила начало многим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Богиня Мара персонаж славянских мифов.

Морана. Славянская богиня 6 класс

славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Богиня смерти Морана положила начало многим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы.

Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?

У древних славян эти ворота охраняла Морена – богиня смерти, холода и мрака. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы. Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны. Богиня Морена играет важную роль в славянской мифологии.

Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?

могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь.

Славянская богиня Марена

Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. Богиня Мара персонаж славянских мифов.

Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции

Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. Мара считается одной из самых старых богинь славян, она является неотъемлемой частью славянской мифологии и культуры. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы.

Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом

Довольно часто Морану изображали в виде высокой женщины, которая своей красотой заманивала в путы смерти, или, наоборот, в виде сутулой противной старухи, но с длинными черными локонами. Изредка она появляется в повествованиях как необычайно привлекательная юная дева в белом, более часто как женщина в черном платье и рваной одежде. В русских сказках Морана в виде Маринки сбивала с пути богатыря Добрыню. В рассказах о короле Артуре упоминается фея Моргана, а древние кельты были уверены, что за душами воинов приходит Морриган.

Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений. Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля.

Таким способом люди хотели попросить богиню не задерживаться и быстрее уступить место весне. В случае заболевания скота или людей в семье, славяне-язычники создавали образ Мораны и с ним обходили селение. Аналогичные ритуалы проводили в случае ожидания нападения врага или прихода войны.

Таким образом, они просили Морану позволить прийти на поле военных действий духам предков, которым бы удалось помочь потомкам.

Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего.

Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра.

Судите сами. Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.

Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно.

Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном. Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка.

И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была.

Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости.

И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила.

Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана.

Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы.

Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями. Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги.

Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом.

Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.

Капища и требы для богини Мары. Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение.

Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине.

Ее платье всегда были пронзительно лазурного цвета с белыми кружевами. По другим источникам в зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью - эта молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами в белых и лазурных одеждах, искрящихся свете луны. А в конце зимы - старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Безусловно, зима - это физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей погибших от зимней непогоды. Богиня зимы Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму.

В праздник масленицы во время весеннего равноденствия мы сжигаем соломенное чучело Мары, чтобы к нам поскорее пришла долгожданная весна. Но даже после ухода зимы с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян - это злые духи болезней. Они носят голову подмышкой и бродят по ночам под окнами домов, шепчут имена домочадцев. А кто отзовется на голос мары, тот умрет. Марами также пугали детишек. Маленьких и слабых они могли утащить и убив, сделать такими как они.

Она стояла выше этих понятий по той причине, что в ней в полную силу проявилась мифологическая двоичность. Богиня смерти не определяла момент смерти, не забирала жизнь, не от нее зависела и продолжительность жизни. Она господствовала над душами умерших в загробном царстве, где даровала им бессмертие.

Для язычников богиня Марена символизировала цикл перерождения. Вот почему в ее руках никогда не было косы, а облик зависел от времён года. Поздней осенью, ближе к зиме она — прекрасная стройная девушка с бледной кожей и длинными тёмными волосами, в светлых одеждах. В начале весны — согбенная старуха в изношенной ветхой одежде, символизирующая окончание зимы, которая в мифологии означает сон природы, смерть всего живого. Праздники в честь Марены — богини плодородия Древние славяне посвящали Маре весенний и осенний праздники. В марте отмечали Навий день — день памяти умерших. Справляли воскрешение мертвых в загробном мире, поклонялись духам предков и Маре — владычице мира тьмы. Второй праздник отмечался поздней осенью, в пору воцарения Марены в правах владычицы зимы — периода, когда замирает жизнь. Для защиты от нее люди зажигали факелы или головешки, демонстрируя могущество огня и его превосходство над холодом. В весенний праздник, означавший проводы зимы и встречу нового года, все славяне совершали сходные обряды, когда соломенное чучело Мары носили по деревне, а потом сжигали, но были в этом действе и отличия.

Западные славяне для обряда вынесения Марены одевали чучело в праздничную одежду, иногда — в светлое платье. Его несли с песнопениями за село, и там одни славянские племена ее сжигали или топили, другие — разбивали о ствол дерева или разрывали, третьи — забрасывали камнями или били палками, четвертые — закапывали в землю или бросали в пропасть. После уничтожения чучела наступало завершение обряда. Молодые украшали лоскутками и лентами жердь, на которой крепилось чучело или срубленное дерево. Одежды, предварительно снятые с Марены, надевали на ранее избранную для этого девушку, и все отправлялись с песнями в село, поздравляя друг друга с началом весны. Это — день поминовения язычницы Евдокии, жившей во II н. За то, что она приняла христианство, ей было даровано могущество воскрешения мертвых. Главная цель всех обрядов — воздействие на плодородие перед приближающимися полевыми работами. Чучело Мары символизировало плодородие, и ритуальные обряды его проводов-сожжения должны были сделать плодородной землю. Пепел от чучела раскидывали по полям, чтобы дать росткам толчок для нового возрождения.

От Мары — к Масленице После христианизации славян их языческие верования соединились с христианскими праздниками, а отголоски языческих поверий и ныне живут в религиозных ритуалах. Так, обряд начала колеса года славяне проводят в воскресенье накануне Великого поста. Воскресенье перед постом словаки называли Мареновым или Черным, чехи — Смертным или Вербным. У нас это день называется Прощёным воскресеньем, и он завершает Масленичную неделю. Любопытно следующее. Великий пост предваряет Пасху, главный праздник православных христиан, а вся неделя перед постом и самый его канун, воскресенье, последний день Масленицы, заполнены языческими обрядами. Один из них — заговенье, то есть обильная еда перед наступающим постом. Исстари этот обед проводился в память об умерших и для их душ, которые, согласно поверьям, приходили на него. Второй — обрядовый ритуал проводов-похорон зимы-Мораны, переименованной в Масленицу. Празднование Масленицы было связующим звеном зимы и весны и границей между ними, а соломенное чучело, олицетворявшее старуху-зиму, являлось отзвуком архаичных мифов об умирающем и воскресающем божестве.

Сожжение зимы — богини мрака и смерти — в духе древних поверий знаменовало встречу весны, несущей тепло и свет. Мара в славянском фольклоре Образ Мораны сохранился во многих фольклорных жанрах. Северные былички объясняют, почему Мара ушла в царство мертвых. Ее с двумя сестрами — Живой и Лелей — похитил Скипер-Змей и превратил в чудовищ. Боги: Перун, Хорс, Велес и Стрибог погубили его, освободили и расколдовали сестер, но душа Мары осталась тёмной, и она ушла в Навь. В сказках и былинах Мара всегда изображается злодейкой: принимает облик других девушек, испытывает богатырей, вредит главным героям и всегда проигрывает, потому что по законам сказки зло должно быть наказано. Существуют сказки, в которых Мара хранит магические предметы: живую и мертвую воду, шапку-невидимку, молодильные яблоки. В преданиях богиня смерти предстает в облике двойника или женщины с распущенными волосами. Появление Мары знаменует увидевшему ее скорый конец земной жизни. Легенды рассказывают, как Морана каждое утро караулит солнце, чтобы погубить его, но каждый раз отступает перед его лучистой торжествующей мощью.

Существовали древние поверья в добрую силу Марены. Ее ликом или идолом славяне-язычники защищались от болезней, от нападения врагов. На русском севере до сих пор сохранились заговоры, в которых упоминается имя Марены. Их читают, чтобы остановить хвори, ослабить лютые зимние морозы. Богиня смерти Мара — символ магических сил Вера древних славян в колдовские силы, в то, что окружающее можно изменить магией, сделала образ Мары неотъемлемой частью гаданий и магических ритуалов ведунов, магов, ворожей. Ипостась Мары, закрепленная в гаданиях, — могущественная богиня смерти, в чьей власти остановить течение времени.

Морана: Славянский гороскоп

Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора. У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами. Довольно часто Морану изображали в виде высокой женщины, которая своей красотой заманивала в путы смерти, или, наоборот, в виде сутулой противной старухи, но с длинными черными локонами.

Изредка она появляется в повествованиях как необычайно привлекательная юная дева в белом, более часто как женщина в черном платье и рваной одежде. В русских сказках Морана в виде Маринки сбивала с пути богатыря Добрыню. В рассказах о короле Артуре упоминается фея Моргана, а древние кельты были уверены, что за душами воинов приходит Морриган. Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений.

Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля.

Изображения и символика Морены Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии Снежная королева. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу Комоедицы Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну.

В её руках часто изображается серп или коса. Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь. Ритуалы и праздник в честь Марены С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

День Марены традиционно отмечают 1 Марта. Мара - воплощение мора Мара — злой дух, как и Морена , воплощение смерти, мора. Позднее Мара частично утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, часто так называют всяческую нечисть.

За мостом начинался мир мертвецов. Человек, перешедший через эту границу потустороннего, не мог вернуться. Мара могущественна только в зимнее время. Начиная с первых заморозков и до оттепели и масштабного таяния снегов, именно эта богиня повелевает смертью. Мара страшна в гневе До нас дошло несколько легенд о Моране и о людях, которые столкнулись с могущественной ведьмой: Первая легенда: В одной деревне с середины ноября люди оберегали себя от власти богини смерти. Было принято прятать под кроватью главы дома — отца или деда — образ или куколку, олицетворяющую Мару.

Считалось, что таким образом весь дом защищался от могущества злодейки. Ни скот, ни семья, ни рождённые накануне дети — никого не трогала богиня. Такая находчивость разозлила Мару, ведь в этой деревне старики доживали до глубокой старости, дети заставали прадедушек, а накопленный опыт не только передавался, но и ещё больше приумножался. Однажды, маленькая девочка, которая не знала о важности оберега, нашла куколку и решила забрать себе. Разодев игрушку, ребенок исказил магические свойства самодельного амулета. В ту же ночь Мара с жаждой мести пришла в дом к крестьянину. На утро односельчане нашли бездыханные тела всех членов семьи. Богиня не пожалела ни людей, ни скотину, настолько страшен и огромен был ее гнев. Вторая легенда: Другая легенда рассказывает о славянине, которому удалось вернуться из загробного мира.

Прокофий был молодым и красивым, он очаровал всех местных девушек, а слава о его привлекательности дошла даже до близлежащих деревень. Как-то раз пришла Мара забирать души девиц с этой территории. Одну уводит в загробный мир — та плачет о Прокофии и просит повидаться с ним. Другую похищает и ведет к реке Смородине — та же ситуация. И среди мертвецов души девушек не успокаиваются, рыдают о возлюбленном. Интересно стало богине, что же это за мужчина такой, если смог до безумия очаровать крестьянок. Решила Мара посмеяться над Прокофием и проучить молодого повесу. Надела она простую, но красивую одежку, забрала пышную черную косу, перекинула через плечо.

Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет. Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти. Все арийские народы видели в круговороте времен года модель жизни. От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти- такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство. Но многое можно попытаться предугадать, как бы заглянув в будущее. Например, задать вопрос: «Сколько мне осталось жить? Эта птица у древних индусов провозглашала решения бога Индры, кому сколько жить, у германцев — служила громовержцу Тору, у греков в нее превращался сам Зевс. Леля Ляля - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей Лялей. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, которая оберегает людей. Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен.

Богиня Мара.

  • Мужчина-Морана
  • Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
  • Сфера влияния
  • Морана: Славянский гороскоп 2024

Символика и Образы

  • Мара (Марена) - амулеты богини, значение символов
  • Богиня Морана в славянской мифологии
  • Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
  • Морена и Чернобог — Властители Нави. РОДНЫЕ БОГИ
  • Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти
  • Богини славянской мифологии

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий