Новости венчание на царство грозного

– Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство.

16 января / 29 января ​

Чин церемонии составил митрополит Макарий и он же возложил на Ивана Васильевича царские регалии: Бармы оплечье. Шапку Мономаха. Крест Животворящего древа. Реакция в Европе на царский царский титул была разной. Больше всего он не понравился польскому королю Сигизмунду II, который увидел в этом стремление Ивана IV захватить территорию Великого княжества Литовского. Зато царский титул признали с 1555 года Англия, Дания и Флорентийская республика. Трон для царя был изготовлен в Западной Европе из дерева и слоновой кости, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Царь Иван IV. Что мы узнали? Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах.

Они располагались на расстоянии 70 км от столицы. Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие. В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию. Завоевание Казани Во внешней политике Ивана Васильевича преобладали многочисленные войны, которые проходили весьма успешно. Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских. После такого сокрушительного поражения, монарх пытался найти виновных в фиаско, прекратил сотрудничество с Избранной радой и действовал по принципу самовластия. В это время и начались репрессии, казни и опала для всех, кто был хоть немного не согласен с его политикой. Опричнина Второй этап правления монарха характеризуется еще большей кровавостью и жесткостью. В 1565-м в России появилась особая форма правления, разделившая государство на опричнину и земщину. Опричники полностью поддерживали государя, принесли ему клятву верности, и считались в его полной власти. Они не общались с земскими, которые должны были отдавать почти все свои доходы в виде налогов государю. Опричнина Ивана Грозного Опричнина располагала многочисленным войском, которое дислоцировалось в ее поместьях. Грозный дал им полную свободу действий, они могли грабить и громить бояр по своему усмотрению, а если те чинили отпор, то были немедленно казнены, причем опричники не несли за это никакого наказания. В 1571-м Русь подверглась нападению крымского хана Девлет-Гирея. И восхваляемые Иваном Грозным опричники абсолютно не смогли ему противостоять, они были слишком избалованными и неуправляемыми и отказались идти воевать. Многочисленная армия не участвовала ни в одном бое, монарх едва сумел набрать военных для формирования одного полка, но и тот был бессилен против войска хана. Результатом этого стала отмена опричнины, людей перестали убивать, по всей Руси составили списки людей, которые были казнены опричниками и в каждом монастыре молились за упокой их душ. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Он постепенно приходит к пониманию, что за годы его правления совершено столько ошибок, причем как внутри страны, так и во внешнеполитической деятельности, что в конце своего правления монарху не оставалось ничего другого, как просто каяться. В это время у него часто случались приступы ярости, в один из которых монарх стал убийцей родного сына и единственного наследника престола Ивана Ивановича. Отчаяние после содеянного чуть не привело Ивана Грозного в монастырь.

Курбскому царь рассматривал себя как преемника императора Константина Великого и выражал убеждение, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых, самых жестоких мер, что его власть всеобъемлюща и никому, кроме Бога, не подконтрольна. Подробную информацию о главной государственной церемонии — обряде поставления нового государя — можно узнать на сайте Музеев Московского Кремля. Кроме того, благодаря виртуальному туру можно «посетить», не выходя из дома, и сам Успенский собор, где проводилась эта церемония. Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю.

Пожаловаться 16 января 1547 года состоялось первое в истории России венчание на царство Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно утвердившейся в то время религиозно-политической доктрине божественного происхождения власти царь получил корону из рук главы церкви, митрополита Макария, который активно содействовал усилению власти молодого государя. Это событие имело большое политическое значение для страны. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами и позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

Венчание на царство В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича.
Венчание на царство Ивана IV Грозного В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения.
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного.

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_

Правление Ивана Грозного

За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г.

За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу.

В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет».

В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг.

В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины.

По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г.

Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г.

В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г.

Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи.

Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий.

Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий.

Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор. Весь ритуал также был разработан Макарием. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой.

Кроме того, благодаря виртуальному туру можно «посетить», не выходя из дома, и сам Успенский собор, где проводилась эта церемония.

Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю. В соборе также проводились бракосочетания, которые имели государственное значение.

Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. Карельское собр.

Михаилу Л. Тексты стихир митр. Авторство И. В нотированных рукописях XVII в.

Тропарь и кондак на перенесение мощей св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см.

Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Стихир «творения» И. В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон.

О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр.

Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И.

До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены.

Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ.

Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д.

Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными... В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И.

При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер.

Алексеева, коммент. Алексеева, Т. Описание слав. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп.

ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России. Образцы древнерус.

История рус. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот.

Воронова: Альбом из 2 грампластинок. Песнопения рус. Свердловск, 1991. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус.

Выдающиеся рус. Челябинск, 2005. Малоизвестная певч. Челябинск, 2006.

Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж.

Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел. Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И.

Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г.

Имеется больше оснований связывать с И. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И.

Сорокатый В. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел.

Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр. Изображение паломничеств на р.

Тихвинку вел. Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач.

Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И. Черткова: «...

В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И. Иконописный портрет.

XIX - нач. Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх.

Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг. В лит-ре 90-х гг.

Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см. Фрагмент композиции «Древо государей российских».

Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг. ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е.

Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М. Красилин, А.

Горматюк и др. На портрете у И. Особый тип средневек. Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев.

Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг. В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами.

Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И. Портрет из «Царского Титулярника».

Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус. Изображение И.

В отличие от т. Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус.

Композиция повторялась позднее, напр. УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях.

В портрете И. На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. Оба портрета датируются 2-й пол.

Даен М. Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф.

Серия рельефных инталий на зеленой сибир. Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ. Еще один цикл портретных медалей рус.

Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II. В 1774-1775 гг. Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С.

Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К. Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И.

Две серии бюстов рус. Шопена в С. Ростовой образ И. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля.

Палехские мастера. В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон. Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма.

Монументальная фигура И. Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И.

Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф. Юсупова, ГРМ; см.

По указанию президента АХ А. Оленина акад. Уткин в 1832 г. Сказания кн.

Условные портреты И. Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П.

Пикара 1717, РНБ , «Вел. Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн. Штенглином с оригинала И.

Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. Гравюра из кн.

Iohannis Basilidis... Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И.

Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. На гравюре из кн.

Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. Ни один из прижизненных портретов И.

Однако зап. Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г.

Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз. Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста. Фотография Швейна.

Ключевского и Н. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина В.

Мосоловым выполнена серия гравюр. В 1871 г. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон , за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во.

В 1875 г. В 1885 г. Известны произведения В. ГМИР: Альбом.

В 1897 г. Нестеров - автор композиции «Папские послы у Ивана Грозного» эскиз 1884 г. Маковский - «Смерть Ивана Грозного» ок.

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах.

Венчание на царство

Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века. В семи следующих томах излагаются события русской истории, начиная с 1114 года.

При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство.

Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки. Кроме того, новое государство при Иване Васильевиче не только защищало свои границы, но и расширило их: были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды.

Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта.

Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена в Петербург. Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров.

Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь. Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения».

Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева — Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область.

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ

стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного.

Иван Васильевич, ставший Грозным

– Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного.

ИОАНН ГРОЗНЫЙ

Всего собрали две тысячи девушек, из них выбрали 24, потом отсеяли половину, оставив 12 претенденток. Иван «долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину». Знай они, что их ожидает, то вряд ли радовались бы — скорее, бежали из столицы со всех ног. Марфа Собакина сразу после помолвки захворала: девушка «сохла» без видимых причин, у нее начались припадки. Это было крайне странно: ведь остальных претенденток она обошла не только красотой, но и здоровьем. Иван от невесты не отказался и сыграл свадьбу: «Положа на Бога упование, любо исцелеет».

Бог, увы, не помог: через 15 дней после венчания Марфа умерла. По традиции Иван объявил, что девушку извели ядом. В ходе расследования казнили 20 человек, отца Марфы насильно постригли в монахи, а братьев за «чародейство» убили. По одной из версий, Собакину отравили родственники предыдущих жен, по другой — мать передала ей некое зелье для «плодородия», которое и убило девушку. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает.

А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства. Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу.

Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки.

Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя.

Так, летом 1572 г. Русские объединенные земские и опричные войска, составлявшие около 30 тысяч под командованием земского воеводы князя Михаила Воротынского и опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина разгромили 120-тысячное войско крымских татар и турок-османов в битве при Молодях. Это сражение в истории России было даже важнее, чем Полтава и Бородино, поскольку Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь, находясь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и Ногайской ордой. В сражении русские полководцы использовали передовую технологию того времени — "гуляй-поле". Это была подвижная крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари.

Не выдержав ударов русских войск, турки и татары панически бежали, понеся в боях колоссальные потери. Среди погибших в процессе бегства оказались сыновья хана Девлет-Гирея, а при штурме "гуляй-города" полегла вся отборная янычарская пехота. Из огромной крымско-турецкой армии в 120 тыс. В Крыму почти не осталось татарских мужчин. Потерпев настолько сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы против Москвы, заодно, кстати, оставив набеги на "украинные города" Руси, из которых теперь некоторые неблагодарные потомки спасенных царем Иваном Грозным людей поливают грязью его имя. Хотя, к слову сказать, там есть и обратное явление: множество православных людей Украины истово почитают память царя Ивана Грозного.

Однако на самом деле массовых казней не было, и это четко зафиксированный историками факт. Дело в том, что государь Иван Грозный был человеком очень набожным, поэтому заносил имена казненных им людей в специальный синодик, чтобы молится за упокой их душ. Известно, что в синодике находится меньше трех с половиной тысяч человек. Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год. Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство.

Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это.

При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией. После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным. С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть.

Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю. В соборе также проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Текст: Вера Марунова.

466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий