Новости трагедия в москве норд ост

Сразу после трагедии участники организации «Норд-Ост» стали направлять запросы в самые разные госучреждения с просьбой установить памятный мемориал на месте теракта, но понимания не находили. В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста». Перезагрузить видео. Этот функционал доступен только зарегистрированным пользователям.

После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке

— В самом сердце России, в Москве, они с легкостью захватили 916 зрителей и участников труппы «Норд-­Оста». В 2002 году группа террористов во главе с боевиком Мовсаром Бараевым захватила в Москве театральный центр на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Н — «Норд-Ост». Юрий Сапрыкин о том, как в Москву приходила война и какой след она оставила.

Убить терроризм в себе. К годовщине «Норд-Оста»

Трагедия "Норд-Оста" показала и расчеловечивание общества, сформировавшегося в безумные 90-е годы, когда русским показали, что якобы можно всё. В отчаянии некоторые зрители «Норд-Оста» попытались притвориться гостями из-за рубежа, но план с треском провалился. 17 лет назад мюзикл «Норд-Ост» превратился в кошмар. Я хочу вернуться в этот миг, чтобы стало очевиднее: с трагедией «Норд-Оста» мы потеряли не только десятки ни в чем не повинных людей. 11 июля 2007 года организация «Норд-Ост» направила в Генпрокуратура просьбу о возбуждении уголовного дела против членов оперативного штаба по спасению заложников. Мовсар Бараев не собирался умирать в «Норд-Осте»: роль смертниц была отведена вдовам, которых возглавила дядина Зура.

«Норд-Ост»: фотохроника трагедии

Террористы требовали от России выполнения своих требований как обычно — вывести войска из Чечни , угрожая в противном случае уничтожить заложников. С этой целью по залу были равномерно рассажены женщины-смертницы с «поясами шахидов». Однако торговаться с террористами власть не собиралась — только если в тактических целях. В ночь на 26 октября спецотряды «Альфа» и «Вымпел» начали штурм — с применением усыпляющего газа состав которого до сих пор не разглашается. В результате террористы были уничтожены.

Организаторов, которые оставались за кадром, разыскали позже — и уничтожили физически, зачастую прямо на месте обнаружения: Зелимхана Яндарбиева, например, взорвали в автомобиле в Катаре. Заложники были освобождены. В ходе операции погибли по официальным данным 130 человек по альтернативным подсчётам — 175 , в том числе 10 детей. Почему мы об этом сегодня помним?

Что такое международный терроризм Принято считать, что современный международный терроризм — это инструмент воздействия на политику целых государств посредством дезорганизации управления, причинения ощутимого материального ущерба, разрушения общественных устоев. Однако в трактовке понятия наблюдается некоторая недосказанность. Сами террористы такими энциклопедическими тонкостями не заморачиваются, а большие игроки мировой политики выворачивают понимание всякий раз так, как им в данном конкретном случае удобнее в рифму приходится. Соответственно, «международными террористами» в зависимости от текущих потребностей могут быть нелегальные беженцы в Европе, отбившиеся от рук партнёры сверхдержавных спецслужб или целые государства типа Ирака, Ливии или России.

А то вдруг и сами террористы оказываются и не террористами вовсе, а «повстанцами», «борцами за свободу» или «умеренной оппозицией». Впрочем, и так по ощущениям несложно провести границу между «международным терроризмом» в современном понимании и, например, кустарной самодеятельностью русских народовольцев и эсеров или итальянских «Красных бригад». Не говоря уж о точечном терроризме как общепринятом, хотя и не сильно рекламируемом, инструменте уважаемых спецслужб: достаточно вспомнить ликвидацию Троцкого и Коновальца советскими агентами или операции возмездия «Моссада». В общем, современный международный терроризм — это системное и целенаправленное силовое давление на государства со стороны неформальных структур, не имеющих официальной государственной «крыши».

Перед таким давлением, признаться, современная цивилизация весьма уязвима. Сила террора — в том, что он бьёт в те больные места, которые являются «священными коровами» этой самой современной цивилизации. Причём бьёт так, что защититься от удара — означает для государства вопиющее нарушение собственных устоев, священных догм «открытого общества» и прочих «прав человека». И, таким образом, адекватный ответ на террор сам превращается в террор.

В этой ловушке сейчас трепыхаются страны ядра Евросоюза. В эту ловушку попадала Россия в 90-е годы.

Как должны действовать спецслужбы в подобных чрезвычайных обстоятельствах, и есть ли шанс выжить у тех, кто стал случайной жертвой захвата? С вечера 23-го по ранее утро 26-го октября 2002 года 32 мужчины и 18 женщин-шахидок удерживали в здании Театрального центра на Дубровке 916 человек, пришедших посмотреть популярный мюзикл «Норд-Ост», а еще актеров труппы. В западне оказалась масса взрослых и детей. Требованием боевиков был вывод войск РФ с территории Чечни. Открытый террор Мысль о том, что в центре Москвы могут быть захвачены сотни людей, никому не могла прийти в голову. До этого были страшные взрывы домой в 1999 году на Каширском шоссе и Волгоградском проспекте, ставшие одной из предтеч Второй Чеченской.

Но это был скрытый террор. Никто не видел лиц тех, кто это сделал. Виновные оставались за кадром. Дубровка — совсем другая история. Этот теракт готовили почти год. Почему «Норд-Ост»? Это был самый модный и разрекламированный шоу-проект того времени. Премьера состоялась за год до трагедии — в октябре 2001-го.

В качестве предполагаемого места захвата боевики, согласно результатам расследования, рассматривали и Московский дворец молодежи, и Государственный театр эстрады. Выбрали Дубровку — там самый большой зрительный зал и почти не было охраны. Это были времена без обязательных рамок-металлоискателей на входе и досмотра личных вещей. Боевиков в Москву, как обнародовали правоохранители позднее, доставляли небольшими группами и селили в съемных квартирах. Взрывчатку и оружие перевозили в багажниках легковушек. К середине октября 2002 года все для нападения на Театральный центр на Дубровке было готово. Я подумала еще: идет такой патриотический спектакль, что они здесь делают? Чеченки буквально испепеляли взглядами.

Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой. Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство. О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин. Ему сразу поступила информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захват театра Нельзя сказать, что московские власти не предпринимали никаких мер к мирному разрешению событий. Неизвестно, на что надеялись боевики, но на другой день они пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Тележурналистам удалось записать на видео обстановку в захваченном театре, а Иосиф Давыдович Кобзон, как Заслуженный артист Чечни и народный депутат, вел себя так строго и напористо, что сумел уговорить боевиков отпустить троих детей и их маму.

Четвертого плачущего малыша женщина выдала за своего и увела из страшного зала. Он остался жив. Позднее, но в тот же день, в здание смог войти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф профессор Леонид Рошаль и его иорданский коллега доктор, доцент кафедры хирургии Академии имени Сеченова Анвар Эль-Саид. Их заставили вынести тело ранее убитой девушки. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», педиатры вернулись в здание Театрального центра и вновь стали уговаривать террористов отдать им детей. Внешне совершенно невозмутимый, доктор передал раненым и больным заложникам медицинские препараты у пожилых людей поднялось давление, у некоторых случились сердечные приступы и обмороки и оказал им первую помощь. С 17 часов и до полуночи Леонид Михайлович несколько раз под разными предлогами входил в зал, приносил лекарства, воду, средства гигиены и оказывал помощь, в первую очередь, детям и, если удавалось, раненным террористами взрослым. На другой день внешне спокойный доктор Рошаль снова появился на Дубровке с огромными коробками медицинских препаратов от Красного Креста и стал обходить своих пациентов. Спокойно… Как во время обычного обхода пациентов в своей детской больнице… Словно и не видел вооруженных террористов и 18 шахидок, обмотанных «поясами смерти». А ведь кому-то из захватчиков показалось, что под белым халатом У Леонида Михайловича «что-то шевелится, не прослушка ли?

Террористы не рискнули его тронуть. Хотя, конечно, все переговорщики, вернувшись из зала, где стоял запах смерти, описывали спасателям обстановку в захваченном театре, чем помогали руководителям операции. К тому времени захватчики объявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках случайно около 75 человек из 14 стран, в том числе из Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США. Им пообещали свободу. Под этим предлогом в зале началась проверка паспортов. Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе. В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждой — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Случайный выстрел мог вдребезги разнести весь театр. Некоторые дети плакали и теряли сознание от слез, усталости и страха.

Но среди заложников в зрительном зале оказались мужественные врачи. Двое из них уговорили террористов начать поить детей и давать им хоть немного еды. Иначе начнут умирать… «Сердобольные» террористы уже ограбили театральный буфет, но там нашли и раздали по рядам то, что в нем еще оставалось: немного шоколада, воды, соков … и жвачки. Матери делили между детьми конфетки по долькам и понемногу поили малышей. Глядя на это, террористы все-таки отпустили 15 маленьких детей, нескольких больных женщин, всех мусульман и иностранцев. Но остальных продолжали удерживать в течение всех трех дней. Штурм Представители правительств разных стран и их правоохранительных органов знали, что переговоры с захватчиками вообще бессмысленны. Боевики и здесь не шли на переговоры, а только требовали выполнения своих условий — прекратить войну в Чечне и вывести оттуда войска. Иначе начнутся расстрелы заложников. И они не шутили — в доказательство серьезности угроз тут же расстреляли нескольких заложников.

Был смертельно ранен в голову врач, лечивший детей.

Погиб вместе со многими своими создателями и мюзикл «Норд-Ост», один из первых в стране спектаклей в этом жанре. А этот знаменитый вуз всегда имел свой театр с момента его создания в 18 веке по решению императрицы Елизаветы. За все годы своего существования студенческий театр создал немало спектаклей разных жанров. Премьера «Норд- Оста» состоялась 19 октября 2001 года. С этого дня постановка стала ежедневной и очень популярной. Критики тогда писали, что авторы «этого масштабного шоу воспользовались технологиями, которые с успехом применяются при постановке подобных представлений на Бродвее США и Вест-Энде Великобритания. Васильев и Иващенко прошли стажировку в Америке, где многие мюзиклы с огромным успехом показываются в десятках стран мира и не сходят со сцены по 20 и более лет». По прогнозам знатоков, подобная судьба ожидала и первый российский опыт постановки шоу такого уровня — мюзикл «Норд-Ост».

Впервые в России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр — ДК Московского подшипникового завода, расположенного в Москве на Дубровке. На создание красочкой постановки, по информации знатоков, было затрачено около миллиона рублей. На эти деньги были подготовлены чудесные декорации и костюмы. Афиши обещали, что на сцену сядет настоящий самолет — и он сел! Двигались по сцене огромные льдины, а из них появлялся нос старинной шхуны. Одну тогда еще маленькую актрису сейчас знают все, кто любит романсы, — это Катя Гусева, ныне ведущая передачи «Романтика романса» на канале «Культура». Вообще, в постановке пели, танцевали и исполняли главные и второстепенные роли как талантливые дети, так и взрослые артисты. Все начиналось прекрасно. Премьера состоялась 19 октября 2001 года при полном зале.

Звучали «долго не смолкающие аплодисменты». Спонсоры надеялись быстро вернуть вложенные в постановку деньги. Предполагалось, что спектакль будет идти в Москве не менее трёх лет. Но не зря же существует поговорка, «если хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Ровно через год ежедневного показа «Норд-Оста» спектакль и около тысячи его зрителей стали заложниками террористов. При освобождении пленников и погибли люди, о которых сказано в начале. Трагедия «Норд-Оста» стала связана с названием спектакля, а последующие постановки на прежнем месте — в ТЦ на Дубровке — оказались провальными. Зрители больше не хотели посещать театр, где страдали и погибали люди. Начало трагедии 23 октября 2002 года, зал был полон как всегда — яблоку негде упасть.

Публика — самая разнообразная. Особенно много детей разного возраста. Естественно, их сопровождали друзья, родители или бабушки. В других помещениях ДК шли репетиции танцевального коллектива театра и работали разные детские кружки. Шел к концу первый акт великолепного представления. На сцене 8 артистов в форме военных лётчиков 1940-х годов лихо били чечетку. Восхищенный зал аплодировал. И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы.

Вылитые бандиты из тогдашних боевиков! Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок. Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли.

Герои «Норд-Оста». Как переговорщики выводили людей из захваченного террористами театра на Дубровке

Теракт на Дубровке — захват заложников на мюзикле «Норд-Ост»: факты о трагедии, случившейся в октябре 2002 года в Москве. В докладе общественной организации «Норд-Ост», по этому поводу говорится: «Неприемлема ситуация, когда ответственность рядового сотрудника превышает ответственность руководителей ведомств, которые не смогли предотвратить трагедию на Дубровке. В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста». Перезагрузить видео. Этот функционал доступен только зарегистрированным пользователям. В тот осенний вечер в Москве случился захват заложников в Театральном центре на Дубровке. Ровно 21 год и пять месяцев назад вооруженная банда исламистов Бараева захватила и удерживала больше двух суток зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». Трагедия "Норд-Оста" показала и расчеловечивание общества, сформировавшегося в безумные 90-е годы, когда русским показали, что якобы можно всё.

Список жертв Норд-Оста

Врач ко мне заходила, задавала вопросы, я отвечала, она выходила. Через 5 минут она снова заходила — и я снова здоровалась и заново знакомилась. Ничего, что происходило в течение 58 часов до больницы, я не помнила. Была прям вот беда. Когда вернулась домой, телевизор смотрела до рекламной паузы, а после уже не могла вспомнить, о чем шла речь.

Книгу читала до того момента, пока ребенок не отвлекал, а когда возвращалась к ней, не могла не то что сюжет вспомнить, а сказать даже, что это было: детектив или фантастика. А потом разные люди задавали вопросы, я начинала по совету психолога на автомате отвечать, рассказывала то, что прежде никому не говорила. Ответы, над которыми я даже не пыталась задумываться, помогали мне восстановить личные воспоминания. А они для меня были очень важны.

С памятью проблемы сохранились, но они уже не такие острые, какими были первые годы после «Норд-Оста». Приспособилась к ним так, что они не влияют на мою жизнь. Многие выжившие рассказывают о проблемах со здоровьем, вызванных им. Плюс пережитый стресс.

Все это, конечно, на здоровье сказалось сосудистые проблемы появились почти сразу, проблемы с почками. Предполагаю, что это следствие и того, что в Москве я не долечилась, там все-таки возможности лучше, чем у нас в городе. Если бы его похоронили без меня, наверное, никогда не простила бы ни себе, ни близким. И, может, никогда бы не поняла, что он умер.

Он мне до сих пор снится, и каждый раз спрашиваю: «20 лет прошло, где ты был? Что-нибудь подобное у вас было? А дальше все меры поддержки должны обеспечиваться региональными властями. Местные бюджеты сильно отличаются от московского, это несравнимые масштабы.

Но знаете, я благодарна за помощь, которую получала — не только от представителей власти Калининградской области, но и от обычных людей, которые поддерживали меня даже по прошествии стольких лет. Когда появилась информация о чудовищном теракте в Красногорске, мне снова начали звонить, чтобы поддержать: «Смотрим новости, вспоминаем тебя, как это все страшно». А я хочу сказать всем, кто оказался в «Крокус Сити Холле» 22 марта. Я знаю, как это ужасно, страшно и не поддается никаким объяснениям.

Я хочу сказать всем им, что надо жить, воспитывать детей, помогать пожилым родителям, делать свое дело, творить, путешествовать, любить, помогать тем, кому это нужно еще больше! Сейчас вы даже не хотите об этом думать, ваша жизнь остановилась, и для кого-то, как вам кажется, потеряла смысл навсегда.

В обмен на освобождение заложников злоумышленники требовали от российских властей прекратить контртеррористическую операцию в Чечне. Переговоры с боевиками шли более двух суток.

Про цесс освещался съемочной группой одного из федеральных телеканалов и британскими журналистами. После для оказания заложникам медицинской помощи и передачи лекарств в помещение Центра допустили известного детского хирурга Леони да Рошаля. С момента захвата до момента штурма из здания под разными предлогами или при помощи побега освободились около 60 пленников. Остальные продолжали оставаться внутри без воды и еды.

Штурм начался рано утром 26 октября и продлился 40 минут. При атаке сотрудники ФСБ применили газ. В результате операции все боевики были уничтожены: 21 мужчина, включая главаря Бараева, и 19 смертниц. После завершения захвата на месте событий правоохранительные органы обнаружили 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 поясов со взрывчаткой и две самодельные бомбы, в каждой из которых было по 40 килограммов взрывчатки.

В основном в ход шли программки. Ручек не хватало, но, к счастью, на нашем ряду они были. Кроме того, террористы раздали детям «сувенирные» ручки мюзикла, чтобы те могли порисовать. Записки боевиками не возбранялись, но им они, похоже, не нравились. Маленькие дети на балконе организовали из записок целую игру, похоже, мало отличая её от действительности. У них там действовало что-то вроде «подполья», был даже свой «шифр», разумеется, элементарно просчитываемый в уме. Но главное, что дети держались. Записки нас немного подбодряли, было чем заняться — писать самому или передавать чужие всё же веселее, чем тупо ждать своей участи.

Хотя — что напишешь в таком письме? Как подбодрить, когда всем понятно, на каком волоске от гибели мы находимся? Заложник Олег Савцов, актер детской труппы: — Когда в здание на Дубровке ворвались чеченцы, я сильно испугался за маму: она сидела внизу, в гримёрке, ждала меня с репетиции. Но бандиты так до них и не добрались — мама закрыла дверь на ключ. Повезло, через три часа её освободили омоновцы. А я оставался с ребятами и сильно горевал о близких. По мобильнику, который мне дал Арсений, я переговаривался с папой. Арсений и Кристина — они тоже из нашей детской труппы — погибли.

Им было по 13 лет. Однажды в зал ввели пожилого окровавленного мужчину. Чеченцы объявили, что он ищет своего сына Рому. Приказали подняться детям с таким именем. Наш маленький Ромка Шмаков встал. Но фамилию чеченцы назвали другую. Весь зал видел, как к виску захваченного мужчины террористы приставили ствол. Его так били по голове, что хлынула кровь.

Потом его увели куда-то. Мне говорили, что чеченцы его расстреляли. А Ромка наш с перепугу стал заикаться. Я тогда подумал: детство кончилось… Никакое это не кино. В жизни всё страшнее. Одна из числа освобожденных заложниц Марина Школьникова покидает зал. Она передала требования террористов. Они нас, а мы их поддерживали морально.

Ребята их с балкона подкармливали — кидали вниз конфеты. Мы не скучали, развлекали друг друга как могли. Некоторые, самые маленькие, плакали. Когда начался штурм, у всех было одно чувство: скорее бы всё кончилось и домой. Устали невероятно. Штурма ждали и хотели его. Страшного было много. Я видел, например, мужчин с окровавленными затылками.

Мне потом сказали, что особо ретивых били прикладами. Наш балетмейстер, маленькая и хрупкая женщина, по каким-то причинам не заснула, когда пустили газ. Начался штурм, она подняла голову и поняла, что пора выбираться на улицу. Она пыталась всех будить. Но они только храпели в ответ. Тогда она стала спускаться по верёвке вниз на одной руке. В другой она держала сумочку, в которой был паспорт. Мне рассказывали: она меня растолкала, и я, видимо, надышавшись газа, одурел и пошёл куда глаза глядят.

На выходе омоновец сказал: «Иди, парень, садись в машину». Я и сел в ближайший микроавтобус. Через 20 минут в салон заглянул милиционер с автоматом и испугался — он принял меня за террориста. Оказывается, я сел в автобус, на котором к «Норд-Осту» приехали накануне захвата чеченцы. Лариса Абрамова, реквизитор театра: — Как всегда, в этот день в антракте мы с ребятами сделали необходимые перестановки и пошли к себе в комнату. Начался второй акт. Когда танец лётчиков заканчивается, на сцену выходит Чкалов. И в этот момент мне ребята выносят ранец, канистру и гаечные ключи, я должна принять их, чтобы не загремели, и отнести на место.

И вот подхожу и из-за кулис не вижу танцоров. Вижу мужика, который стреляет в потолок и кричит. Я сначала подумала: ОМОН, что-то происходит в зале. У меня за спиной стоял начальник монтировочного цеха. Он сказал: «А пошли-ка мы со сцены! И мы пошли: ребята — к себе, а я — на своё рабочее место. Спокойно, не торопясь. Ещё не боялись.

И тут раздается какой-то топот, выстрелы. Я заперла на ключ дверь, ведущую на сцену, а чуть позже и вторую, ведущую в коридор. Во время спектакля в гримерках, реквизиторных работает трансляция. Я слушаю: люди на сцене говорят на незнакомом языке, а потом на русском с акцентом. Мол, мы из Чечни, а вы все заложники. Мне как-то и в голову не пришло уйти с рабочего места. Позвонила домой, предупредила. А минуты через три чеченцы подошли к дверям, пихнули одну, потом другую и начали что-то тяжелое таскать.

Кричали: «Сюда ставь! Только где-то через полчаса я поняла, что всё это достаточно серьезно и надо что-то делать. Но делать было уже нечего. Решила: останусь-ка я в комнате. Осмотрела все свои запасы, если это можно так назвать. Из питья граммов сто восемьдесят воды в кружке. Из «еды» — пузырек корвалола. Ладно, думаю, «съем» корвалольчику, запью водой, авось, переживу как-нибудь.

Через час погасила свет, так, на всякий случай, чтобы уж наверняка не догадались, что внутри кто-то есть. У меня был маленький карманный фонарик, но я включала его исключительно редко, так как боялась, что обнаружат. Комната, где я провела эти три дня, длинная, «чулочком», площадью около девяти «квадратов». По стенкам — трехъярусные стеллажи, на которых лежит реквизит для спектакля: зонтики, баулы, сумки, фонари. Рабочий стол с двумя стульями. Телефон на столе. Я очень боялась шуметь. Дверь хлипкая, из-за неё все хорошо слышно.

Заподозрят что-нибудь, полоснут очередью. На стеллажах было небольшое местечко. Сняла зонтики, чтобы ненароком не свалились. Положила под голову две театральные подушечки, шалью накрылась и легла в позе эмбриона, потому что места мало. Думаю: ладно, утро вечера мудренее, посмотрим, что дальше будет. На второй день я услышала шум воды.

Мы узнали о захвате, поехали на Дубровку, и он по дороге чуть не вырвал руль — от злости, от бессилия. О событиях после штурма театрального центра В здание театра нас не пустили, и мы собрались в офисе, рядом. Обзванивали морги и больницы. У нас был список, в нем стояли плюсы, минусы, знаки вопроса... Кто жив, кого уже нет. Мы встречали наших ребят из реанимации, из больниц. Марат Абдрахимов, Андрюшка Богданов пришли к нам, не заходя домой, прямо в сценических костюмах — сапогах с железными набойками для степа, в военной форме… Театральный центр на Дубровке после теракта Об отсутствии желания бросить сцену после теракта Знаете, все, кто остался жив, — музыканты, взрослые артисты, дети — все до единого вышли на сцену. Ни один не отказался восстанавливать спектакль. Что уж говорить обо мне… Да. Во имя жизни. Даже разговоров не было: боюсь или не боюсь.

В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста»

Наконец, через трое суток, утром 26 октября, «Альфа» начала спасательную операцию. В зал пустили токсичный газ, состав которого до сих пор не известен. В результате были ликвидированы все 40 террористов и никто из женщин-смертниц не успел привести взрывчатку в действие. Можно было бы назвать операцию удачной, если бы не то, что, только по официальным данным, погибли 130 заложников по другим сведениям — 174. По данным СМИ, даже медики не знали его состава, и это явно не помогало при лечении. Как рассказал Милицкий, были и ошибки при эвакуации — часть людей вывезли на заранее подготовленных скорых под контролем медиков эти в основном выжили , а некоторых — на другом транспорте, среди них многие погибли. Трагический контекст Начало нулевых было неспокойным временем для России. Так, 8 августа 2000 года случился взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью в Москве. Погибли 13 человек, 118 получили травмы. Позже, 15 марта 2001 года, террористы захватили самолет с более чем 160 пассажирами, летевший в Москву из Стамбула, — заложников освободили штурмом, но двое из них погибли. В конце апреля 2002-го бомба взорвалась на рынке во Владикавказе, погибли десять человек и пострадали 40.

Его возглавлял Владимир Полеванов , который потом стал губернатором области, а затем и вице-премьером России. И буквально с первых дней со мной начали происходить мистические случаи. Утром 18 октября я шел по Арбату в Министерство природных ресурсов России — и в этот момент произошло убийство губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Я был с ним шапочно знаком, встречались иногда на дальневосточных совещаниях. Само убийство я не видел: видел, как Цветков выходит из здания представительства Магаданской области. Я на какие-то секунды отвернулся, вдруг услышал хлопки — и уже увидел, как он падает. Все бросились к нему — Цветков лежал на тротуаре, вокруг начал собираться народ. Потом люди подняли его на руки и понесли в здание. Я ушел, свидетелем по этому уголовному делу не стал — что я мог рассказать?

Взрыв у «Макдональдса» На следующий день, 19 октября, я поехал на станцию метро Юго-Западная. Там жил мой руководитель Валерий Анатольевич Пак, мы договорились встретиться в 13 часов. И через 10 минут прогремел взрыв. В кафе стекла повылетали. Во время работы геологом я сотни взрывов на месторождениях слышал — сразу понял, что это не петарды и не хлопушки. Террористы оставили взрывчатку в припаркованной «Таврии» — когда я вышел, видел раскуроченную машину. Один парень погиб, семь или восемь человек были ранены осколками стекла, часть оглушило. Позже я прочитал, что таймер на взрывчатке был поставлен на 7 часов вечера — люди как раз идут с работы. Вы представляете, какая это толпа, сколько людей пострадало бы?

Два билета на «Норд-Ост» Я должен был улетать в Благовещенск 21 октября, но меня задержали на пару деньков. Помню, вышел из Минприроды и не знал, что делать. Увидел рядышком билетные кассы — пошел и купил билеты в театр. Кстати, выбирал между двумя мюзиклами: «Норд-Ост» или «Чикаго». Но у меня рука упала на «Норд-Ост». Я тогда читал в газетах, что это популярный мюзикл, новые веяния. Только в 2017 году из материалов следствия узнал, что теракт на Дубровке планировался на 7 ноября, но они переиграли на 23 октября. То есть в день, когда я взял билеты. Нет, не на свою беду — ведь в здании, набитом взрывчаткой и шахидками, при штурме заложники практически не пострадали.

На спектакль мы пошли со знакомой. Я поехал на Дубровку из гостиницы на метро, а она на такси. И когда выходила из машины, порвала колготки. Мы встретились у театрального центра, она говорит: «Я не могу в таком виде на спектакль, давай не пойдем». Но я ее уговорил. Она, кстати, тоже выжила. Все началось во время второго акта. В СМИ про это писали: начало захвата вплелось в канву самого спектакля. Прекрасно помню: музыка, танцуют актеры в военной форме.

И тут выходит из-за кулис товарищ с автоматом и пускает автоматную очередь в потолок. Все подумали, что это необычная задумка режиссера. Но я служил в армии, просто посмотрел на плафон или на потолок, не помню и увидел дырки — и тут сердце кольнуло первый раз. А потом еще несколько человек забежали на сцену, нам объявили, что мы все заложники. Артистов согнали в зал, всех зрителей с первых трех рядов — назад. Перед сценой уселись две шахидки — молодые девчонки, лет по 16. На каждой висел пояс смертницы с батарейкой: стоило прижать контакт — и от театра осталась бы одна воронка. Во время и после захвата никакой паники не было. Видимо, с боевиками поработали психологи, объяснили, как себя вести.

Если в Беслане, как я потом читал, боевики говорили людям, что «мы — смертники и никто отсюда не выйдет», то нас, наоборот, успокаивали: якобы, если ваши власти выполнят наш ультиматум вывод российских войск из Чечни , то вы все уйдете живыми и здоровыми. Потом Бараев Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке. АП долго с нами разговаривал, рассказывал, как живут в Чечне и что они просто защищают свою родину. Но истерики были, особенно у иностранцев. Недалеко от меня сидели немцы, они были в панике. В туалет в оркестровую яму Я сидел на четвертом ряду. После шестого или седьмого ряда был проход — туда боевики притащили бандуру типа бензобака, начиненную взрывчаткой. В ней было килограммов 30 или 40. Возле нее села пожилая шахидка — самая злая.

Потом мы узнали, что ее мужа убили. Я периодически смотрел на нее: представляете, мы-то дремали, а она за эти дни так и не спала. Такой взгляд у нее был пронзительный. В первые часы боевики развесили взрывчатку по стенам и по сцене. Сначала никого вообще никуда не пускали. А спустя полдня люди стали кричать и возмущаться, что хотят в туалет. В сам туалет, естественно, было не попасть, потому что он находился за пределами зала. Боевики начали водить заложников в оркестровую яму. Чтобы туда попасть, надо было подняться на бортик, потом по лестнице спуститься вниз.

В командировку в Москву он взял с собой жену и ее 9-летнего сына от первого брака. Гуляли по Кремлю, и в театральной кассе им предложили билеты на вечерние спектакли. Когда Алена услышала про мюзикл по «Двум капитанам», других вариантов уже не потребовалось. А во втором благодарила Бога, что он остался в гостинице». Как оказалась в больнице, она не помнит.

С памятью вообще после перенесенного стресса начались проблемы, поэтому все время приходится записывать даты и цифры. В Калининград ее с сыном забирал из московской больницы отец, Алене сказали, что мужа еще ищут среди пострадавших заложников и друзья привезут его позже. О том, что он погиб после штурма, узнала уже в самолете — из местной газеты. Только через два года после теракта она смогла находиться в замкнутом пространстве, опять стала ходить в кино и театры, не боясь выключенного света и закрытых дверей. Но и сейчас старается выбирать места поближе к выходу.

В третью годовщину теракта вошла в зал на Дубровке: «Я думала, если сделаю это и выйду на своих ногах, то непременно что-то вспомню. И обязательно жизнь изменится». Алена уверена, что из зала ее «вывели» дети, которые ждали ее: один, годовалый, в Калининграде, а другой — в гостиничном номере в Москве «Никто из нас тогда не знал, что будет дальше. Но я представила, что к горю наших с Максимом родителей добавится забота об оставшихся сиротами двух детях. Это сильно меня держало.

Умереть тогда было бы так несправедливо! Смотрела вместе с сыновьями. И вспоминала, как рядом с ней в захваченном террористами зрительном зале сидели артисты труппы и рассказывали, что во втором действии на сцену «приземляется» настоящий самолет. Алена надеется, что мюзикл, талантливо созданный и поставленный, однажды вернется к зрителям. Изменилась и личная жизнь Алены: рядом с ней человек из прошлого.

Они знакомы еще со школы, для нее он «человек, проверенный временем», и ему она может доверять. Я и раньше любила жизнь. А сейчас живу по максимуму, каждый день, и получаю удовольствие от всего — от встреч, разговоров, работы, семейных радостей и просто от мгновений».

По краям, там, где откидные сиденья, стоят женщины, заминированные все. В середине лежит заминированное взрывное устройство. Около него и по всему периметру, по всему залу.

Стоят как бы. Заминированные, с оружием как бы. По ходу — камикадзе. Нереально, но, мне кажется, мы здесь все ляжем. И это не шутка. Больницы Москвы перешли на усиленный режим работы.

У театра собралась толпа неравнодушных, родственников и друзей заложников. Они ждали не только известий, но и реакции властей — ее не было. С 25 октября на Дубровке начались митинги — люди требовали, чтобы силовики стали активно действовать для освобождения заложников. Один из митингов, который провели родственники заложников, состоялся возле собора Василия Блаженного. Главарь террористов требовал встречи с властями. Президент Владимир Путин тогда хоть и отменил все рабочие поездки и встречи, но на диалог с захватчиками не шел.

Им удалось передать заложникам воду, средства гигиены и медикаменты, а также вывести из театра несколько человек. Одним из переговорщиков с террористами был артист Иосиф Кобзон.

«Норд-Ост»: фотохроника трагедии

Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры. Более 20 лет прошло с тех пор, как 26 октября террористы захватили Театральный центр на Дубровке, в нем шел мюзикл "Норд-Ост". Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры. 250 билетов на популярный мюзикл «Норд-Ост» выдала префектура московского Восточного округа в качестве поощрения волонтерам тогдашней переписи населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий