А вот чего точно не следует делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких, как сжигание чучела. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Главная. Новости дня. Чучел не сжигали: о традициях празднования Масленицы на Урале. Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы. Традиция сжигать на Масленицу чучело восходит к языческим временам.
Этнограф Добровольская: обряд с сожжением чучела Масленицы не был общенациональным до 20 века
Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и берёзы. К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла. А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал. Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой причёской, макияжем, в платье и с приятным выражением лица. Но даже таких красоток сжигают на костре.
Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права. Зачем по полям развеивали пепел после Масленицы? На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай. В древние времена Масленицу называли земледельческим Новым годом.
Он символизирует избавление от всего старого и ненужного. Праздник с его сытными блинами и сожжением чучела не соответствовал христианской традиции, на рубеже XVII-XVIII веков Масленица стала своеобразным компромиссом между язычниками и православной церковью. Начало масленичной недели привязано к Пасхе. Православные верующие сегодня отмечают Прощеное воскресенье.
Разумеется, никто не может запретить вам изготовить чучело Масленицы и водить вокруг него хороводы. Однако популярный ритуал сожжения Зимы нужно согласовывать с городскими властями и МЧС — на законной основе он ежегодно совершается во многих крупных столичных парках, таких как Измайлово, Сокольники, парк Горького и музей-заповедник Коломенское. Правда, в 2010 году в Мосгордуме неожиданно сочли обычай опасным и объявили, что в тот год празднование Масленицы пройдет без него. В столичном МЧС напоминают: в Москве нет мест, где можно самостоятельно сжечь масленичное чучело. Подобные мероприятия нуждаются в согласовании. Чем безопаснее с точки зрения распространения огня выбранное место и чем легче его в случае угрозы покинуть людям, тем больше вероятность того, что вы получите разрешение. Сжигание чучела — это действие, которое под присмотром взрослых может послужить своего рода разрядкой для детей. Изначально жечь чучело на Масленицу было совсем не обязательно: так поступали только в некоторых сибирских регионах, но с огнем Масленица была связана всегда. Это своего рода зимний фестиваль еды и праздник очищения перед Великим постом — поэтому жгли костры, старый хлам, делали огненные колеса, чтобы избавиться от лишнего, грязного, ненужного, от грехов.
Славяне-язычники тоже отмечали в этот период весенний праздник — встречали весну и провожали зиму. В народе Масленицу полагается праздновать весело. Считалось, что тот, кто откажется её отмечать, будет жить «в горькой беде и худо кончит». Отмечать её было принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров и блинами. Для верующих Сырная седмица остаётся своего рода подготовкой к Великому посту. Церковь в эти дни предписывает больше думать о Боге, прощать врагов и проступки близких, а также отказываться от мясной пищи.
Топили и рвали чучело. Загадочные традиции Масленицы, о которых забыли
А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Сжигание чучела на Масленицу. Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? Сжигать чучело Масленицы.
Иеромонах предостерёг христиан от сжигания чучела на Масленицу
Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».
В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное.
Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет.
Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г.
Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста.
Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.
Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями.
Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины. В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось. Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки. Уже после добавляю сахар и подсолнечное масло.
Блинчики получаются кружевные, в дырочку», — поделилась рецептом Елена. Никаких гуляний у старообрядцев на Масленицу нет. Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях. Только в XI веке в летописях появилось это название.
При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», — говорит Василиса. В Татарстане гулянья начинали уже в воскресенье перед современной масленичной неделей. Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые. Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково.
Рекомендации по мерам безопасности. Масленичные гуляния — это массовые мероприятия, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на безопасность детей во время проводов зимы и не оставлять их без присмотра.
Важно помнить, что основные обычаи этого древнего славянского праздника связаны с возможными рисками и дабы не омрачить веселое празднование, необходимо соблюдать простые и понятные каждому правила безопасности. В праздничные дни люди находятся в кругу семьи, готовят праздничную трапезу, активно используют телевизоры, компьютеры, стиральные машины и прочие бытовые приборы. Необходимо обратить особое внимание на состояние газовой плиты и «колонки». При использовании специальных бытовых электрических приборов, обратите внимание на целостность проводов, исправность узлов и механизмов. Электросеть не следует перегружать и с помощью переходников пытаться подключать в одну розетку множество электропотребителей. В случае неисправностей и отклонений в работе устройства, его необходимо обесточить и отдать на ремонт в специализированную мастерскую. Если вы решили приготовить блины в исконно русской печи, в первую очередь обратите внимание на целостность кладки, нет ли на ней трещин - именно поэтому печи рекомендуют обрабатывать побелкой. Важным является и готовность дымохода к работе, а также наличие предтопочного листа. Ни в коем случае не используйте для растопки легко воспламеняемые жидкости, такие как бензин, керосин и подобные им.
Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была настолько велика, что даже после принятия христианства многие обряды сохранились практически в неизменном виде. Для чего сжигают чучело Масленицы? Осенью, после сбора урожая, крестьяне оставляли последний пук соломы. На Масленицу из него изготавливали чучело и в последний день масленичной недели торжественно проносили его через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части. Что означает сожжение чучела на Масленицу?
Сожжем Зиму законно
Отец Иоанн признаёт, что у наших предков-язычников т. Скорее всего, праздновали его в сроки, близкие ко дню весеннего равноденствия. В дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона так и написано: «Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница - наследие времен язычества». Вопрос: какое отношение это имеет к христианству?
Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре. Для христиан это время подготовки к посту, в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо», - пишет священник. В Книге Правил, одном из главных ориентиров для каждого христианина, существует немало пассажей, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах.
Очевидно, речь идёт о цыганах, гадалках, ясновидцах, астрологах, экстрасенсах, магах и пр.
Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев.
Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он. Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма г.
Васильевой весну встречали по народным традициям, на торжке вспомнили, как отмечали праздник в СССР, также гости могли посмотреть театрализованное представление «Проводы русской зимы». RU в музее. Масленицу отмечали и в пермском Парке Горького. Там были фаер-шоу, состязания силачей и блинопеков.
Кукла символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит. Для наших предков зима ассоциировалась со смертью, которую олицетворяет чучело. Горящая фигурка олицетворяет Феникса, обладающего способностью восставать из пепла. Крестьяне верили, что на обломках старого обязательно возникнет что-то новое. А еще крестьяне пытались таким образом «умаслить» почву, чтобы в дальнейшем она дала хороший урожай. Сжигание чучела на Масленицу символизирует возрождение после смерти; Фото: РИА Новости Как называется масленичное чучело У масленичного чучела на Руси было много названий. В некоторых деревнях ему давали еще и отчество. Однако издавна называют его женскими именами Марой или Мареной. Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость.
Иеромонах предостерёг христиан от сжигания чучела на Масленицу
Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. День в который сжигают чучело Масленицы в 2024 году завершает неделю этого праздника. В «Никола-Ленивец» на Масленицу съехалось шесть тысяч человек — инфраструктура явно не справлялась с таким наплывом. Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы. Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. В этот же день сжигали Масленицу: чучело возили по всей деревне, а затем вывозили за пределы селения, чаще всего в засеянное поле.
Как сжигать чучело Масленицы: ритуалы на деньги, удачу и любовь
Ритуальное сожжение чучела Зимы, которое приходится на последний день Масленницы, берет свое начало с незапамятных времен, когда этот праздник был языческим. Согласно опросу ВЦИОМ, масленичные традиции (например, выпекание блинов и сжигание чучела) соблюдают 53% россиян. По традиции Масленица заканчивалась сжиганием чучела. В старорусской традиции сжигание Масленицы символизирует проводы зимы, обновление, начало весны.
Иеромонах предостерёг христиан от сжигания чучела на Масленицу
Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста. Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла.
Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.
Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.
Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби.
Однако издавна называют его женскими именами Марой или Мареной. Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость. Сегодня празднование Масленицы носит исключительно развлекательный характер.
Во главе угла стоят вовсе не народные поверья, а желание поесть вкусных блинов: сладких и сытных. А чучело называют Масленой. В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса.
Традиционно чучело мастерят из простых и подручных материалов, которые в прежние времена можно было найти в каждом доме. Сено, старая одежда, мешки, длинная палка — вот и все нехитрые приготовления. Соломой или старым сеном набивали мешки, наряжали в платок и юбку с рубахой, закрепляли на длинном шесте. С чучелом Масленицы было принято кататься по деревне, распевая веселые песни и ронять его в сугробы, чтобы зима поскорее прошла. Сожжение чучела — это не только забава, но и старинный обряд, во время которого каждый может осуществить задуманное или попрощаться с тем, что уже не нужно. В костер, на котором горело чучело, кидали и записочки с пожеланиями, и монеты, и старые вещи. На Масленицу сжигают чучело Зимы, чтобы поскорее пришла весна и настало тепло Фото: Сергей Кулыгин, БР Обряд «Калёная монета» Сжигание чучела связано и с очищением от негативной тяжелой энергетики, поэтому в то время, когда полыхал яркий огонь, наши предки приступали к ритуалам и заговорам. В горящий костер бросьте монету и произнесите: - Чтобы деньги не перевелись — калю монеты, не скуплюсь.
В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе.
Что сжигают на Масленицу: чьё чучело и зачем?
Развлекал гостей специально приглашенный ансамбль «Шкатулочка». Быстро раскупались привезенные мастерами и мастерицами сувениры и изделия народного промысла. Чучело взирало с высоты на отдыхающих и ждало своего часа Фото: Мария ЛЕНЦ Очень много было ребятки, то есть родители специально привезли детей, чтобы они получили новые позитивные эмоции — погладили козочек, покатались с горок, пообщались. Для них это надолго останется в памяти. Все, конец зиме! Чучело сожгли по расписанию.
Этнограф Добровольская: обряд с сожжением чучела Масленицы не был общенациональным до 20 века Читать 360 в Популярный масленичный обряд с сожжением чучела на самом деле можно считать советским новоделом. Ритуал не был общенациональным до 20 века, сообщила этнограф Варвара Добровольская в беседе с «Ридусом».
Своими корнями он уходит в язычество и связан с днем весеннего равноденствия. На Масленицу люди устраивали проводы зимы и встречали весну. Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство.
Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее.
Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.
Масленица — это древнейший славянский языческий праздник. Отмечали его не семь дней, а все 14 и называли "пеpебухой", "объедухой", "весёлой", "честной масленицей" и "сахарными устами". В дохристианские времена наши предки славили Ярило — бога Солнца, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло. Каждый блин символизировал один солнечный день, потому пекли их как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Но дошла до нас Масленица в искажённом виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто. Впрочем, попытка искоренить "бесовское веселье" не удалась — народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей ещё больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили её суть. Со второй половины XVIII века Церковь "адаптировала" праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту. На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно. С укоренением христианства Масленица перестала быть просто праздником весны. По церковным правилам, главная суть Масленицы — подготовка к Великому посту. Но к началу XX века все названия перемешались — древние, церковные, народные. И сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и, самое главное, блинами.