Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Новость от 13.08.2023: В Стамбуле закроют Галатский мост. В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети.
Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет. |
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории" | Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. |
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | МК-Турция | Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей, каждая из которых напоминает Святую Софию. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии | Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.
Комментарии отключены Последние новости.
Плату за вход, существовавшую ранее, отменят. Действовать в качестве мечети собор начнёт 24 июля, после проведения подготовительных мероприятий.
Любые возражения касательно решения наших судебных органов будут рассматриваться как нарушение нашего суверенитета», — заявил Эрдоган. Политик также сравнил Айя-Софию с одной из ключевых исламских святынь — мечетью Аль-Акса, которая находится в ведении властей Израиля. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш уже поприветствовал решение властей страны. Комментируя это событие, лидер турецких мусульман отметил особую роль собора.
Это символ великой веры, цивилизации, морали и справедливости для мусульман», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте управления. Также по теме Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослужений Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Шаг властей Турции вызвал одобрение значительной части политических кругов республики. Даже кемалистская оппозиционная Республиканская народная партия воздержалась от резкой критики этого решения.
В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора. По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу.
Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году. В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром. Это превращение станет источником знаний для человечества».
И действительно, когда убрали штукатурку, которой еще во времена Мехмета II замазали драгоценные мозаики, Святая София явила миру необыкновенные сокровища. Также убрали молитвенные ковры, и посетители смогли любоваться мраморным полом. Но переход от статуса мечети к музею был нелегкий, и сразу же после смерти Ататюрка в 1938 году в собор вернули кожаные щиты с арабской вязью.
Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны». Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.
Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации.
Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали.
Крест на куполе Святой Софии. Этой мечте уже полтысячи лет, но вряд ли ей суждено сбыться
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле | Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле В Госдуме назвали провокацией ситуацию с собором Святой Софии. |
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть | Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле В Госдуме назвали провокацией ситуацию с собором Святой Софии. |
История собора Святой Софии | В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. |
Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов | Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. |
Собор Святой Софии в Стамбуле: почему туристы больше не могут толпами посещать святыню | ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОБОРЕ СВЯТОЙ СОФИИ В СТАМБУЛЕ Собор был построен в 360 году и являлся самым большим Византийским собором в мире. |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию. Собор Святой Софии – великолепная каменная базилика, ставшая неотъемлемой частью Константинополя (сейчас Стамбул) на протяжении 1500 лет.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея. Как он заявил, страны, независимо от политических, экономических и культурных особенностей, должны воздерживаться от изменения статуса памятников культуры. Софийский собор возвели в Стамбуле в 532—537 годах, в 1453 году он стал мечетью, в 1935 году — музеем.
Совет предлагал, чтобы музей принимал посетителей группами по 25 человек, так как влага, выделяемая при дыхании вредна для интерьера. Совет также рекомендовал провести масштабную реставрацию сооружения, но администрация отказалась, заявив, что это самый прибыльный музей в Турции, пояснил он. Эксперт также сообщил о проблемах на верхнем этаже мечети, куда запрещен вход простым посетителям. Наверх допускаются только специальные гости.
The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". It does not store any personal data. Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Чтобы рассмотреть всем экспонаты музея, нужен не один день, но в первую очередь туристы идут к Плачущей колонне, а уже после расходятся по огромному пространству Святой Софии согласно своим интересам. Необъяснимое явление — одна из колонн храма постоянно выделяет влагу, мрамор плачет вот уже полторы тысячи лет, неизменно считаясь чудом как и у православных, так после и у мусульман. Разве только менялись легенды о причинах. В 11 веке рядом с колонной явился Григорий Чудотворец — после этого камень стал выделять целительные слезы. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Вот уже шестьсот лет огромный купол Святой Софии слушает шепот миллионов, пришедших просит чуда к плачущей колонне. Найти колонну в огромном храме легко: ее основание покрыто медными листами, потемневшими от времени и влаги.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Рассказываю о контрастах Стамбула путешествиях, моей любви к жизни, еде и о людях на моем пути. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш уже поприветствовал решение властей страны. Комментируя это событие, лидер турецких мусульман отметил особую роль собора.
Это символ великой веры, цивилизации, морали и справедливости для мусульман», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте управления. Также по теме Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослужений Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Шаг властей Турции вызвал одобрение значительной части политических кругов республики. Даже кемалистская оппозиционная Республиканская народная партия воздержалась от резкой критики этого решения.
В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора. По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу. Идею превращения Софии в мечеть обычно поддерживают малообразованные слои населения, в то время как городские жители всегда оценивали такие планы скептически», — отметил эксперт в беседе с RT.
Говоря о причинах, заставивших власти страны пойти на этот шаг, эксперт напомнил об экономическом кризисе, настигшем Турцию. В мае курс национальной валюты обвалился до беспрецедентных значений, а пандемия коронавируса больно ударила по туристической отрасли. Ему нужен политический и моральный подъём», — добавил эксперт.
Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире.
Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции. Вы правите Турцией или мы? У Турции есть свои институты власти. Если такой шаг должен быть сделан, учреждения, которые имеют полномочия для этого, определены. Есть парламент», - заявил Эрдоган.
Впервые президент Турции заговорил об изменении статуса собора год назад, после того, как Трамп официально объявил Иерусалим столицей Израиля. Тогда турецкий лидер осудил решение главы Белого Дома и заявил, что тот перешел красную черту, оскорбив весь мусульманский мир. Реджеп Тайип Эрдоган намеренно открыто бросает вызов Вашингтону.
Вид на Святую Софию и Голубую мечеть. Фото: rawpixel. Он уже давно позиционирует себя как главный лидер этого мира и многие свои внешнеполитические жесты соизмеряет с этим статусом. Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин. Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта.
Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями. Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации.
Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Собор во время Византийской империи[ править править код ] Внутренний вид сводов собора Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами , от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат , автор Анийского собора , причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён.
Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28]. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10]. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ.
Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31]. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35]. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10].
У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.
В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40]. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41].
Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А.
Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству.
Однако турецкие власти демонстративно читают здесь суры из Корана. В Евангелии есть знаменитый сюжет о троекратном отречении: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение. Но не только ничего не закончилось, а и отречение вошло в привычку и стало приносить своеобразное удовольствие. В конце марта президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял разговор о том, что храм следует превратить в мечеть. В благотворительных целях, конечно: чтобы можно было не платить за вход.
Очевидно, в тех же благотворительных целях здесь снова начали читать Коран во время Рамадана. Как же отреагировала Россия? Официально Россия не отреагировала. Но вот некоторые российские СМИ федерального значения проявили себя с замечательным бесстыдством. Кое-кто написал о «переменах в главной мечети Турции» и «изменении статуса главной мечети Турции». Кто-то написал о «преобразовании» собора и о том, что он «уже был мечетью, Эрдоган предложил снова превратить его в мечеть».
Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов! Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Что же до благотворительности — не надо обманываться.
По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться.
Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу. Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги. Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами.
Однако с момента провозглашения в 1054 году схизмы — разделения христианства на православие и католичество — Святая София стала святыней для восточных христиан, православных. Крестоносцам, которые были западными христианами, ничего не помешало разграбить собор в 1204 году... Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, они переделали Святую Софию в мечеть Айя-София, рядом возвели минареты.
В таком качестве она существовала до XX века. В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году. Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава. Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов.
На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»... В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей.
Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом.
И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь. И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии. Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует.
Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными. Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной... Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла.
Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия. Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации. Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным.
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
10 фактов о соборе Святой Софии | myDecor | В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев - Новости | Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
стоимость билета мечеть Айя София (Святая София) в Стамбуле. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало. Айя София Стамбул: История, особенности, архитектура, мозаики в соборе Святой Софии, как попасть, купить билеты в 2024.