Предлагаю вашему вниманию интереснейшее интервью с некоторыми из бывших советских солдат, которые не захотели возвращаться в СССР, а решили принять ислам и остаться жить в Афганистане. По официальным данным, за 10 лет войны в Афганистане погибли 15 тысяч советских солдат. Советские солдаты в Афганистане. Серия видеоинтервью с солдатами и офицерами Советской Армии, воинами-интернационалистами, принимавшими участие в боевых действиях в составе контингента совет.
В Афгане выбывали из строя чаще от болезней, чем от ранений в боях
К моменту амнистии в местах лишения свободы отбывали различные сроки около 420 бывших солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян. Та боль, которую несли советские солдаты представлена в рассказах непосредственно участников тех событий.
Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны
Эта дата связана с выводом советских войск из Афганистана в 1989 году, после которого заговорили об афганском синдроме. И только советские солдаты ушли отсюда сами с высоко поднятой головой. Советский солдат-ветеран, отслуживший в Афганистане, готовится к возвращению на родину. Ведь по их мнению Советские солдаты в Афганистане были чуть ли не исчадием ада. Всего через горнило Афганистана прошло около 620 тыс. советских военнослужащих и 21 тыс. гражданского персонала. Когда в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан для поддержки дружественного коммунистического режима, никто и подумать не мог, что война растянется на долгих десять лет.
Судьбы советских солдат, оставшихся в Афганистане
Когда военные прибыли на место, там их уже ждали. Противник взял разведчиков в кольцо и накрыл шквальным огнём. Завязался ожесточенный бой. Я говорю, чтобы так сказать, не было страшно и что-то в этом роде. Может быть, и страшнее было. Я пел.
Правда, не в слух, конечно, но так себе под нос. Старались как-то друг друга, так сказать, смехом что-то, затишье тоже было, не то что стреляли плотно, там 10-15 минут. Лёжа в туалет ходили». Численность противника превосходила на порядок. Патронов душманы не жалели.
Оборону разведчики держали сутки. Затем подошла помощь. Правда, солдат мы не доставили.
Я сидел в командирском сидении, и тут со мной случилось нечто странное: то сяду, то выпрямлюсь, и так несколько раз. В конце концов, я пересилил себя, успокоился и продолжил командовать. Уверен, что в первый бой, образно говоря, «приседали» абсолютно все.
В следующих боях мне тоже было страшно, но я к этому уже начал привыкать. Бояться на войне это нормально. В каких-то случаях страх нужно преодолевать, а порой он помогает тебе выжить в опасной обстановке. Боишься — значит цепляешься за свою жизнь, постоянно думаешь, ищешь возможности. Кстати, у многих солдат она есть. Иногда ко мне приходили офицеры и сержанты и честно признавались: «Командир, накануне плохой сон увидел, не к добру это».
Не только я, но и остальные командиры воспринимали это как сигнал — лучше на всякий случай усилить бдительность, перестраховаться. Не до конца изучен наш организм, так что игнорировать подобные вещи не нужно. Также важно использовать полученный опыт. Есть расхожее мнение, что мина или снаряд в одну воронку не падает. Что плохого в том, чтобы это знать? Если солдат спустится в нее или начнет перебегать от одной воронки к другой, менять позиции, то у него будет больше шансов выжить.
Так можно спрятаться от вражеского снайпера, например. Влияет и то, что друзья на войне становятся для тебя чуть ли не близкими родственниками. Если на гражданке после потери родственника люди могут поплакать, то в боевых условиях мужчины выражают горе по-другому. Внутри себя нормальный человек воспринимает потерю друзей очень тяжело. Часто происходит озлобление на противника. Ведь война тем и страшна, что появляется желание отомстить за погибших товарищей.
Когда видишь, что враг сделал с твоим хорошим знакомым или другом в плену, как его изуродовали, начинаешь относиться к противнику по-другому, становишься жестче, хладнокровнее. И никто разорвать этот порочный круг, к сожалению, не в силах. Когда на тебя идет противник с оружием в руках, приходится убивать, а вот если он попал в плен, в таком случае нужно проявить человеческие качества. Поэтому, по моему мнению, самое важное на войне — быть солдатом и при этом оставаться человеком. Будет и украинский синдром, к сожалению. Его могут испытать все, и офицеры, и солдаты.
Это обратный переход от военной жизни к мирной. Что самое удивительное, так это то, что иногда он бывает болезненнее, чем процесс привыкания к самой войне. Когда человек воюет за свою страну, он подсознательно чувствует, что его поддерживает Родина. А если удастся вернуться домой, то придется столкнуться с суровой правдой, что далеко не все о тебе помнили. Это очень тяжело. После приезда домой на первых порах немного раздражает синдром незащищенности.
В армии у тебя всегда есть с собой оружие. Не обязательно, что прямо сейчас его нужно будет использовать, но ты знаешь, что в случае чего сможешь защититься от нападения врага. В мирной жизни на улице приходится ходить безоружным, и из-за этого чувствуешь себя незащищенным. К счастью, это довольно быстро проходит.
Разве что воевали и погибали все одинаково: по-взрослому, по-настоящему - за интересы Родины. И награждали нас на нашей войне, как и на Великой Отечественной - теми же за исключением одной боевыми регалиями. Вот только одну строчку из «Штрафных батальонов» мы переиначили: Всего лишь час до самых главных дел: Кому - до ордена, ну, а кому... Официальная статистика афганской «десятилетки» а точнее - 9 лет 1 месяц и 18 дней , которую прошли более 620 тысяч военнослужащих: 86 Героев Советского Союза из них 28 - посмертно , плюс позже 8 Героев РФ 6 - посмертно , 202 356 - орденоносцы и отмеченные медалями из них 11 706 - посмертно.
Более 15 тысяч бойцов и командиров не вернулись из боя. Если точно - 15 051 человек. Далеко не сто процентов ведь не всем в «боевых» довелось участвовать , хотя и это число награждённых, конечно, весомо. Впрочем, первопроходцев «за речку» фронтовыми орденами и медалями в течение первых двух лет после ввода наших войск в Афганистан особо не жаловали. Причина - пытались скрывать, что мы там воюем: дескать не на танках, а исключительно на «мирных тракторах» форсировали пограничную реку Пяндж и въехали в глубь сопредельной неведомой страны. Только поэтому в первой половине 1980 года, как я вычитал в одной книге, командир взвода лейтенант Александр Чирко получил орден «За службу Родине в ВС СССР» III степени с формулировкой в приказе - «за умелое руководство огневой подготовкой вверенного ему подразделения». На самом деле лейтенант провёл успешный боевой выход. Воины-«афганцы» предпочитали получить «Красную Звезду» - крепкий и весьма уважаемый боевой знак отличия.
Вот не было у «За СР в ВС» такой же репутации, поскольку этим орденом могли наградить как за «за успехи, достигнутые в боевой и политической подготовке» и прочие достижения в относительно мирной службе, так и «за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга», читай - на войне. За такое «двуличие», да и за неблагозвучную аббревиатуру орден «За СР в ВС» в армии не особо почитался. Придумали его, как считалось, штабные полковники и генералы. А поскольку его форма резко отличалась от абрисов орденов Великой Отечественной, орден небрежно называли «Звездой шерифа» или «Орденом Сутулого» - это за то, что поначалу им награждали преимущественно генералов и адмиралов - завтрашних пенсионеров. Не припомню, чтобы какая-либо другая советская награда вызывала столь откровенный скепсис в армейских рядах. Однако на груди «Звезда шерифа» смотрелась и видна была издалека. С другой стороны, уже к середине 1980-х в Афгане к ордену «За службу Родине в ВС СССР» представляли далеко «не за здорово живёшь» - требовалось участие не менее чем в пяти боевых операциях. Поэтому, отправляясь на боевое задание, бойцы подбадривали себя: «Хоть бы не орден Красной Звезды!
В обязательном порядке - только в случае гибели, тогда считалось, что подвиг уже состоялся - если жизнь отдана за Родину, за государственные интересы. А был ранен - получи медаль. Женское боевое «счастье» Где-то с середины 1980-х награждали каждого, кто по мере сил и возможностей, а также штатных обязанностей участвовал в боевых операциях. Как-то на один из таких выходов мы взяли нашего дивизионного стоматолога.
Мы выполняли приказ, и для нас это было делом чести, — рассказывает Владимир. По ночам несли дозор. Котловые повара по очереди готовили еду в большом казане. В баню ездили в расположение части. Жили достаточно комфортно: в палатках, с буржуйками. Даже на войне случаются интересные встречи… Однажды на взлетной полосе Владимир услышал, как его громко окликнул вертолетчик: «Бузай! Пригласил в вертолет, поговорили. Дорога домой показалась долгой: сначала до аэропорта г. Душанбе, затем — г. Ташкент , г. Из Москвы на поезде доехали до г. Бузулука, встали на воинский учет, так как призывались с Бузулукского военкомата, и только потом поехали в родное Приютово. О возвращении никому не сообщили. С вокзала мчались на всех парусах, но дома никого не оказалось. Пошли к родной тете, благо она жила неподалеку. К вечеру пришли домой, и только тогда мама узнала, что ее кровиночки воевали в Афганистане.
Память возвращает в Афганистан...
Единогласно было выражено сожаление о том, что 10 лет участия наших солдат в афганском конфликте, их мужество и подвиги героев с каждым годом все больше забывается, и даже юбилейная годовщина вывода войск прошла незамеченной общественностью. Всего за десять лет боевых действий в Афгане погибло 15000 советских солдат. За годы войны в Афганистане служили, по разным данным, от 620 тыс. до миллиона советских солдат, потери советской стороны составили свыше 15 тысяч человек. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.
25 лет назад закончилась Афганская война
Но Андропов и Устинов сумели его уговорить. Бабрак Кармаль. Советские солдаты в Афганистане. За что воюем? Вскоре стало понятно, что советские войска ждет далеко не приятная прогулка. Моджахеды не испугались грозного северного соседа. Они тщательно подготовились к войне, воспользовавшись просчетами советского командования. Большие потери с обеих сторон, напряженная политическая обстановка СССР в одночасье стал изгоем, причем против военного вмешательства в Афганистан выступили даже некоторые дружественные страны привели к общественному резонансу. И в конце июля 1980 года ученый Андрей Дмитриевич Сахаров написал знаменитое открытое письмо Леониду Ильичу. В нем он раскритиковал действия советской власти и призвал прекратить войну в Афганистане. Естественно, «верхи» его не услышали, противостояние продолжилось.
Советские солдаты столкнулись с ожесточенным сопротивлением противника, война затягивалась, экономика страны трещала от нагрузки. Но выводить войска власть не спешила. Слишком тяжело было признать ошибку. Несмотря на многочисленные спецоперации и широкомасштабные боевые действия, приблизить день окончательной победы власти Кармаля не получалось. Советские десантники. Источник: archive. Воевать дальше уже не был ни сил, ни возможности. Сам Советский Союз к тому времени находился в состоянии клинической смерти.
Но среди отказавшихся от участия был и Китай. Сверхдержавы боялись начала крупной войны и готовились к ней. Афганская война внесла раскол и в советское общество. Многие люди попросту боялись войны. Молодые парни и их родственники изо всех сил старались избежать отправки в Афганистан. С другой стороны, многие офицеры советской армии, прошедшие через Афганистан, старались снова вернуться туда. Жизнь на войне для них оказалась намного честней и искренней, чем мирная советская. Узнавшие на войне о настоящей справедливости молодые ветераны не воспринимались советским обществом. СССР катился под откос, и советская бюрократия открыто заявляла в лицо бывшим солдатам: "Мы вас туда не посылали". Семейные конфликты, уголовные преступления, алкоголизм, наркомания, проблемы на работе сопровождали жизнь вернувшихся с войны. Многие "афганцы" вступили в преступные группировки. В апреле 1992 года Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. К середине 90-х годов в стране главной силой стали террористы из "Талибана", которые занялись строительством в Афганистане личного халифата с шариатом и гуриями. В 2001 году в Афганистан вляпались американцы, которые по сей день никак не могут окончательно оттуда выйти. Кабул, троллейбус 1-го маршрута на конечной станции. Первый год работы троллейбусной линии в городе 1979 02. Кабул, улица Асамаи Ват. Колонна советской техники парализовала движение кабульских троллейбусов. Расчёт АГС автоматического гранатомёта советских войск меняет свою дислокацию. Афганские беженцы бегут от боевых действий в Пакистан, недалеко от Пешавара. Ми-8 и моджахеды, 1980 год 06. Советские солдаты, попавшие в плен в афганской провинции Забуль. Сентябрь 1981 года 07.
Это же совершенно другой опыт. Интересно было, что там, за «железным занавесом». Хотелось все попробовать, узнать "на зуб", как ребенок. Не помешал "исследованию" ни юный возраст 18 лет , ни псориаз. Прямо перед отъездом, в 1985 году, юноша покрылся проявлениями болезни почти полностью. Но на итоговой комиссии врач пропустил со словами: «Приедешь туда — через три дня будешь чистенький». Владислав Павлюков. Владислава определили в Кабул, в воздушно-десантные войска. Владислав Павлюков, ветеран афганской войны, бизнесмен: Когда мы вышли из самолета, увидели гору. Оказалось, это было стрельбище. Но первым, что сбило с ног, была температура. И это в апреле. Иногда в ручей падали, чтобы охладиться. А там трупы животных. Прибывших снова обучали. Правда, афганские «уроки войны» оказались в разы сложнее, чем союзные. Владислав Павлюков, ветеран афганской войны, бизнесмен: Дома мы выстрелили от силы по 30 патронов. Ну, кинули по паре гранат.
Сергей Красноперов: «После того, как американцы совсем уйдут, станет лучше. Литовцы нас, правда, не очень любят... Я ведь считаю себя русским, а как раньше в СССР было? Все равны! А американцы считают, что кроме них все второго сорта. Даже негры для них лучше, чем афганцы. Я бы никому не пожелал оказаться на моем месте». Сергей Красноперов: «Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая — тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят — это бизнес». Гостиничный номер в Чагчаране. Кишлак, в котором живет Красноперов. Книжный магазин в Чагчаране. Светской литературы здесь нет. Разделка туши барана, Чагчаран.
Солдат, последним покинувший Афган
Малоизвестные факты о возвращении советских войск из Афганистана - Российская газета | По их данным, когда колонна советских солдат двигалась по одной из дорог, у Юрия Быкова сломалась машина, его оставили на блокпосту. |
Война в Афгане. Фото — VATNIKSTAN | 34 года назад, 15 февраля 1989 года, советские солдаты и офицеры, верные присяге на верность своему Отечеству, выполнив задачу нашей Родины, с честью и достоинством вывели группировку наших войск из Афганистана. |
Сколько солдат воевало, погибло и попало в плен в Афганской войне | В начале марта 2013 года российские и мировые СМИ активно пересказывали историю обнаруженного в Афганистане бывшего советского солдата, признанного пропавшим без вести более 30 лет назад. |
Правда о Шурави. Советские солдаты и офицеры в Афганистане. | Премьер-министр Афганистана Гульбеддин Хекматьяр заявил на пресс-конференции в Пакистане, что Кабул отказался от планов освобождения советских солдат, плененных в ходе войны. |
«Кому нужна была эта ваша война?» Воспоминания афганца
Моджахеды предложили 18-летнему парню выбор: либо расстрел, либо жизнь, но по другим правилам, предполагавшим смену веры. Он выбрал жизнь. Советский рядовой принял ислам и получил новое имя — Махибулла. Позднее он стал неплохо зарабатывать, подзаряжая на рынке аккумуляторы. В Россию вернулся после долгих колебаний лишь в 2006 году. Рядовой Сергей Красноперов из Кургана был вынужден дезертировать после того, как его уличили в торговле военным имуществом. Он добровольно перешел на сторону моджахедов и принял ислам. Под именем Нур Мохаммада он служил телохранителем у боевого командира и местного правителя узбекского происхождения Абдул-Рашида Дустума. Сейчас он женат на афганской женщине, имеет шестерых детей и на полставки работает в местном энергетическом управлении.
Возвращаться в Курган он отказался, сославшись на наличие семьи, которую не может оставить на произвол судьбы. Геннадий Цевма из города Тореза Донецкой области попал к моджахедам по глупости. С его слов, он пошел в деревню посмотреть, что там происходит. Однако подойдя к мечети попал в кольцо вооруженных людей. От предложения принять ислам сохранив тем самым жизнь не отказался. Они были больные на голову и не понимали, что хорошо, а что — плохо. Я говорю, пошли вы к чертовой матери, я не буду своих убивать», — вспоминал Цевма. В 2000-х годах российские и украинские власти приложили немало усилий, чтобы вернуть Цевму домой.
Ему пообещали работу и квартиру, купили билет в Москву и выдали почти 2 тыс.
Они ведут тот же образ жизни, что и местные и разговаривают на пушту: только бледный цвет кожи выделяет их на фоне коренных афганцев. Иногда, когда ветераны собираются вместе, можно услышать русскую речь. Им не более 50 лет, но все они выглядят глубокими стариками. Многим из них попавшим в плен или дезертировавшим, приходилось стрелять в бывших своих товарищей. Нередко в армейской среде можно было услышать истории о похищении советских солдат: прогуливаясь ночью в отдаленной части своей собственной базы или направляясь в деревню за сигаретами, они неожиданно оказывались окруженными группой вооруженных людей. Приняв ислам, они быстро растворялись в пуштунской среде и зачастую нельзя было понять — моджахеды это или нет. Лаврентьев отмечает, что советские военные часто прочесывали деревни, однако найти там сбежавшего или взятого плен солдата шансов практические не было. После амнистии бывшие советские военнопленные и дезертиры в Афганистане получили возможность посетить Россию с помощью виз, полученных в Пакистане. Однако не многие из них воспользовались этим предложением.
А тот, кто все же приехал — решил вернуться обратно. Постперестроечная Россия мало напоминала ту страну, которую они покинули десятилетие назад. Желания вернуться нет Путь на ту сторону фронта у каждого был свой. Житель Башкирии Юрий Степанов попал в плен в конце 80-х. Моджахеды предложили 18-летнему парню выбор: либо расстрел, либо жизнь, но по другим правилам, предполагавшим смену веры. Он выбрал жизнь. Советский рядовой принял ислам и получил новое имя — Махибулла. Позднее он стал неплохо зарабатывать, подзаряжая на рынке аккумуляторы. В Россию вернулся после долгих колебаний лишь в 2006 году.
СССР ввязался в гражданскую войну, смутно представляя, чем это обернется. Помочь южному соседу До начала 70-х годов двадцатого века Афганистан представлял собой тихую и мирную страну на задворках цивилизации. Государство находилось на таком отсталом уровне, что не представляло интереса для сверхдержав. Мирная жизнь шла своим чередом, но общее недовольство народа копилось. Власть не придавала этому значения, беспечно думая, что «не рванет». А зря. Революция грянула неожиданно и мощно. И уже в конце апреля 1978 года Афганистан оказался в руках Народно-демократической партии. Власть сосредоточил в своих руках генеральный секретарь центрального комитета Нур Мохаммад Тараки. Он был лояльно настроен к грозному северному соседу — СССР, поэтому вскоре подписал с советской властью договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В принципе, такое развитие событий полностью устраивало Кремль, хотя и с тревогой наблюдали за ситуацией в стране. Власть Тараки была не такой сильной, как хотелось бы Леониду Ильичу Брежневу. Гражданская война в Афганистане полыхала сильно и не было предпосылок для ее скорого прекращения. Но ввязываться в конфликт независимого государства Кремль не хотел. Советская власть надеялась, что Тараки сумеет рано или поздно справиться со всеми проблемами. При этом в Афганистан отправились военные специалисты и чекисты. Они помогали и учили афганских коллег. Но обойтись, что называется, малой кровью не получилось. Осенью 1979 года власть в стране в результате переворота захватил Хафизулла Амин.
Но какие-то общие тенденции действительно были. Если человека брали в плен в бою, в котором кто-то из моджахедов погиб, или если в этой группе есть «кровники», у кого кто-то погиб раньше, то шансов уцелеть почти не было. Нашему военнослужащему Виктору Грязнову решением шариатского суда в феврале 1981 года сделали «красный тюльпан». Это чудовищная средневековая казнь, даже от описания которой становится жутко, кому очень интересно, наверное, смогут найти в интернете про это. Во многом такая расправа использовалась в пропагандистских целях. Плюс тут был и элемент жертвоприношения, когда человек переживает эти предсмертные муки страшные. Таких казнённых подкидывали, и без вести пропавшими они не считаются — их, как правило, опознавали. И для нас, солдат, такие случаи тоже были своеобразной агитацией. Тела погибших для наглядности порой показывали личному составу, чтобы люди даже в какой-то сложной для себя ситуации старались избежать плена. Кто и как тогда занимался поисками пропавших без вести? Люди же пропадали в самых разных провинциях, из разных подразделений, и нужна была общая координация. Использовались разные методы для поиска — где-то с помощью денег решали, порой обменивали на их пленных, по-разному. Для любого командира пропажа солдата — это ЧП, и в каждом случае предпринимались серьёзные усилия, чтобы найти его. Мне всегда казалось, что понятия войны и дедовщины очень плохо уживаются друг с другом. Я бы отметил негативную роль, которую сыграли наркотики. В силу их легкодоступности эта проблема была повсеместной. И очень много инцидентов, в том числе и в плане неуставных отношений, связаны именно с наркотой. Тем более бытовые условия, особенно в первые годы пребывания, были очень плохими. Я был там уже под конец кампании, но бывало просыпался под снегом, за ночь просто засыпало. В горах не мылись нормально по полтора месяца. Самое тяжёлое на войне — быт. И многие морально не выдерживали, тем более когда приходилось обеспечивать бытовой комфорт не только себе, но и старослужащим. Сложно было. Ну и сами боевые действия, конечно, расшатывали психику у многих. Ещё больше интересных и ранее не публиковавшихся архивных видео- и аудиоинтервью с нашими пленными в Афганистане есть на вашем YouTube-канале. Откуда эти материалы? В США есть правило: по истечении 30 лет происходит первый этап отсеивания документации на предмет того, представляет ли она какой-то оперативный интерес для их спецслужб или нет. То, что уже не актуально, — публикуется. Понятно, что это далеко не всё, что у них есть, но и это серьёзное подспорье. Если бы не это правило, эти интереснейшие материалы ещё долго пылились бы в архивах. Их изучение обязательно принесёт свои плоды. Военный советник моджахедов американец Эндрю Эйва и советские военнопленные Ю. Поварницын и М. Теперь надо их детально, как через сито, просеивать и искать что-то интересное для нашей миссии. А интересного там очень много. А есть же ещё фото, аудио, письменные материалы. Часто не понимаешь, кто это, что это, обращаешься к кому-то за помощью. Именно поэтому я очень много чего выкладываю в своих соцсетях и на своём YouTube-канале. Очень хочется, чтобы кто-то из читателей помог опознать человека или рассказать какие-то неизвестные подробности о пропавшем сослуживце. И это работает, я получаю от аудитории очень важные сведения. К примеру, после публикации одной фотографии тела погибшего советского солдата, пропавшего в 1980 году, мне написал автор этого снимка. Он дал всю информацию, и мы постараемся туда добраться, чтобы попробовать найти его останки. Достоверно судить об обстоятельствах пропажи наших военнослужащих по официальным документам — выпискам, приказам, объяснительным начальства или сослуживцев — можно не всегда. Пытались всегда какие-то неприглядные моменты, даже ценой их искажения, сгладить и представить ситуацию в более выгодном свете.
10 лет войны в Афганистане в 10 фотографиях
«Быть солдатом, оставаться человеком» | Документальное свидетельство участника ввода советских войск в Афганистан, воспоминание о жестоких наравах, царивших в солдатской среде воздушно-десантных войск. |
Тридцать лет выводу советских войск из Афганистана — Teletype | Вторжение в Афганистан привело к гибели около 15 тысяч советских солдат и специалистов между 1979 и 1989 годами. |
«Навсегда в плену»: истории советских воинов, оставшихся в Афганистане | так советские солдаты в Афганистане называли местность, покрытую густой растительностью. |
Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны
История участия СССР в афганском конфликте - ТАСС | По их данным, когда колонна советских солдат двигалась по одной из дорог, у Юрия Быкова сломалась машина, его оставили на блокпосту. |
«Людей там растирали в пыль». Истории алтайских ветеранов Афгана | Если сравнить американских и советских военнослужащих, то в Афганистане уверены, что войска СССР намного лучше. |
Война в Афгане. Фото — VATNIKSTAN | Последний советский солдат покинул афганскую землю 15 февраля 1989 года. |
«Афганский синдром», как война на чужой земле сломала жизнь советским парням | Вот и сейчас, когда забрезжила надежда вызволить пропавшего в 1987-м Сергея Пантелюка, к бывшим афганским пленникам приковано особое внимание. |