от 3 дней до недели. На личном опыте проверяем, как соблюдение поста влияет на состояние организма. Азбука новостей. "Держать пост для похудения — плохая идея. Вы добьетесь быстрого, но нестабильного эффекта, — предупреждает специалист по питанию. Иисус Христос и пост. Тем, кто собирается поститься и боится не выдержать всего срока воздержания от пищи – следует обратиться к Господу, являющемуся главным примером для христиан.
Поститься нужно для определённой цели
– Отец Виталий, зачем человеку поститься? Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств – например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
Пост в пожилом возрасте
Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост чуть младше человечества. Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост чуть младше человечества. «Насколько пост окажет положительное влияние на человека и его организм, зависит от пола, возраста, духовного состояния, — считает Михаил Кутушов. — Если человек понимает суть поста и почему он его соблюдает, то будет один результат. Первая часть комментариев исламоведа Эльмира Кулиева к известному сборнику хадисов «Булюг аль-марам» охватывает главы, посвященные ритуальному омовению, молитве, посту, милостыне и паломничеству.
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
Картошка с соленой капустой и макароны с подливой приедаются еще на первой неделе поста. Хорошо, если пост короткий, например, Успенский, который идет всего две недели. Но если речь о Великом посте, самом строгом и продолжительном, то очень быстро возникает вопрос — что есть? Не есть человек не может, а устав не предполагает широкого разнообразия пищи — всю неделю, кроме субботы и воскресенья, пища без масла, а в среду и пятницу и вовсе сухоядение. К тому же постная пища быстро переваривается и очень скоро наступает чувство голода. Особенно, если рабочая деятельность человека сопряжена с физическими нагрузками. Поэтому приемы пищи становятся возможностью плотней забить желудок, чтобы чувство голода наступало позже. Либо промежутки между приемами пищи человек старается забить легкими перекусами или чаепитиями, которые редко обходятся без чего-нибудь сладкого, что тоже дает возможность как-то разнообразить постное питание. То и другое приводит в итоге к перееданию, то есть объедению или бесконечному сладкоядению между основными приемами пищи.
Что же делать? И есть хочется и от сладкого отказаться сложно. Давайте обратимся к науке, чтобы понять, как работает наш организм при приеме той или иной пищи. Любой прием пищи, не только сладкой, сопряжен с повышением уровня глюкозы в крови. В течение дня уровень глюкозы колеблется на определенном уровне. Глюкоза нам необходима, это «топливо» для организма, основной источник энергии. Любые углеводы, попадая в организм, превращаются в глюкозу. При употреблении в пищу так называемых быстрых углеводов кондитерские изделия, выпечка, в том числе белый хлеб, макароны из мягких сортов пшеницы, овощи со сладковатым привкусом, фрукты, сухофрукты, варенье, мед и т.
Это не опасно для здорового человека, поскольку это алиментарная, то есть связанная с приемом пищи, гипергликемия. Если у человека здоровые печень и поджелудочная железа, то через некоторое время уровень глюкозы приходит в норму. Но вслед за быстрым повышением уровня глюкозы в крови происходит резкий выброс инсулина — гормона поджелудочной железы, который доставляет глюкозу в клетки мышц, печени и жировой ткани. Инсулин быстро переносит сахар из крови и сразу же опять появляется чувство голода так как глюкозы в крови, доступной для получения энергии для текущего потребления, не остаётся. Начинаются перекусы, чаепития с чем-нибудь сладеньким. В итоге сахар скачет весь день, что приводит к чередованию бодрости и упадка сил, а также отложению подкожного жира. Если дать организму мощную дозу сахара например, перекусить куском торта или пиалой варенья с чаем , то уровень глюкозы повышается моментально, в первые полчаса будет казаться, что сил прибавилось, но потом начнет активно вырабатываться инсулин, он быстро разнесет глюкозу, и уровень ее станет ниже, чем до еды. Итог — быстро наступившее чувство голода и усталости.
К тому же резкие перепады уровня глюкозы — это стресс, провоцирующий тревожность и раздражительность. На сладкое можно и подсесть, и многие ученые видят в этом зависимость, схожую с наркотической. Все дело в том, что при раздражении рецепторов языка с последующим скачком глюкозы в крови, повышается уровень дофамина — гормона, который влияет на центр удовольствия в мозге. Вот почему после сладкого возникает такое приятное чувство. Противоположный эффект быстрым простым углеводам дают медленные сложные углеводы. К ним относят овощи, необработанные крупы например, столь любимая в России гречка , цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, овощи, продукты, содержащие растительную клетчатку и т. Они медленно повышают уровень сахара в крови, не провоцируют резкого выброса инсулина, что обеспечивает сытость дольше. Если сравнить равные порции макарон и гречки, то после макарон чувство голода наступит позже, чем от гречки.
Я намеренно не касаюсь белков и жиров, которые также необходимы нашему организму, чтобы сильно не растягивать статью. Обращение к науке было необходимо, чтобы прояснить с позиции физиологии человека, почему в посту люди часто становятся раздражительными, и при довольно большом количестве пищи постоянно остаются голодными. Обжорство и сладкоядение — это результат неправильно сбалансированного постного рациона. Бороться с этим только духовными силами довольно сложно, поскольку мы не можем отказаться от своей физиологии. Для некоторых людей такое положение вещей, когда в пост постоянно думаешь только о еде, становится камнем преткновения, а порой даже отчаяния. Человек искренне хочет поститься телесно и духовно, но постоянное чувство голода заглушает самые искренние душевные порывы. Получается, что пост — то самое время, когда наука может прийти на помощь человеку в его духовной жизни. Необходимо изучить вопрос правильного питания в посту, сбалансировать количество быстрых и медленных углеводов, потреблять достаточное количество растительной клетчатки, белков и жиров.
Каждый должен сделать это, соизмеряясь с особенностями своего организма и ритма жизни. Никакого единого рецепта тут быть не может. Можно сказать, что Церковь в постном уставе показывает нам идеал, а каждый член Церкви, соизмеряясь с этим уставом, должен сам регулировать свое постное меню. Это позволит избежать и обжорства и чрезмерного сладкоядения. Очень строгий, неподъёмный для человека пост, потом срыв Мирян условно можно разделить на две категории — неофитов, то есть тех, кто только начинает свою церковную жизнь, и воцерковленных — тех, кто в Церкви уже давно и имеет определенный духовный опыт. И у одних, и у других случаются ошибки в посту, одна из самых распространенных — пост не по силам. Для человека, недавно попавшего в Церковь, все в новинку — службы, молитвы, пост. Как маленький ребенок, познающий мир, неофит «тащит в рот» все, что ему попадется, пытается попробовать все, что видит и слышит.
Неудивительно, что когда он слышит, как священник рассказывает с амвона о постном уставе, читает о нем в литературе, или, на худой конец, покупает православный календарь и видит там обозначения того, что можно или чего нельзя есть в те или иные дни поста, то старается исполнять все как положено, по всей строгости. Неофит рассуждает — вот, я попал в Церковь, тут все по правилам, и мне теперь нужно максимально четко исполнять их. Руководствуясь благими намерениями, но не имея духовного опыта, человек может не потянуть всей нагрузки строгого постного устава. Особо часто такое случается в Великом посту, поскольку он самый длительный и строгий, а первая неделя, с ее особой строгостью, может быть очень сложной для человека без практики поста. Но не только с неофитами случается такое. Даже люди воцерковленные иногда решают, что им пора начать поститься, как древним старцам в пустыне, и начинают довольствоваться двумя финиками в день. В итоге и у тех, и у других быстро истощаются физические силы, и наступает серьезное искушение для духа. И тогда получается срыв, который может проявляться по-разному.
Неофит обычно просто прекращает поститься, так как не находит в себе духовных и телесных сил для этого. А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях. И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов.
Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?
Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.
Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины. Не вреден ли пост для здоровья Часто в СМИ пишут об опасностях поста как о недоедании. По счастью, это редкость. Тот, кто умеет поститься, пройдет 48 дней Великого поста без ущерба для здоровья, а неофит просто сорвется. И все же пост таит в себе опасность. Правда, она другого рода.
Бог не требует полного отказа от земных благ. Речь идет об ограничениях по силам человека. Важно, чтобы пост был скромным, скрытым от людей и явным для Бога. Если вы считаете себя игроманом, откажитесь от компьютера полностью, чтобы не искушать себя ни на минуту.
Если вы любитель Интернета, сократите время проведения в социальных сетях, например, с трех часов до получаса. Если вы занимаетесь чревоугодием, откажитесь от того количества пищи, которое принимаете. Пост — это время осуществить то, о чем вы думали, но откладывали на завтра. Пост — это добрые дела — и по отношению к другим, и по отношению к себе.
Сделать добро своему телу можно с помощью занятия спортом, на который у вас никогда не было времени. Совершить добро для души можно прочтением Евангелия от Матвея, которое постоянно переносилось по ряду самых разных причин. Пост — это отпущение обид, искреннее прощение. Настоящая вера может быть только через искренность.
Уж лучше честно сказать своим близким: «Я вас люблю, дорогие мои, простите меня, но вы меня бесите», нежели притворяться, что испытываете исключительно обожание к своим родственникам или друзьям. Обращаясь к Богу, нужно честно признаваться в своих ощущениях и желаниях. Если вы ненавидите человека, не нужно лгать, правильнее признать это и просить Всевышнего помочь вам его простить. Это гораздо полезнее для вас, нежели прийти к священнику и солгать, что «ни на кого обид не держите».
Пост работает только в связке с молитвой. Соблюдая мир в душе, молясь за врага, делая добро, прощая себя и других, ставя на первое место настоящую любовь — только в таком симбиозе Великий пост принесет настоящую пользу. Итак, что такое настоящий пост?
Подробнее об этом читайте в материале «Супружеская близость во время поста». Разве искупление в 60 дней поста необходимо только для супругов, вступивших в интимные отношения до времени разговения? А как же те, кто, например, намеренно пропускает пост, имея возможность поститься?
Почему они не должны быть оштрафованы 60 днями? Нет такого положения в Коране и Сунне. На вопрос одного из посетителей сайта umma. Каждый пропущенный день восполните одним днем поста». Здесь говорится о неуважительной причине! Данияр С чего вы взяли?
Откуда такая уверенность? Уважаемый Шамиль, меня интересует вопрос о преднамеренном нарушении поста, например съел что-нибудь, осознавая нарушение поста; не держал пост в определенный день из-за работы. Вы писали о преднамеренном нарушении в случае половой близости, искуплением чего является непрерывный двухмесячный пост. Какое искупление предусмотрено в иных случаях осознанного нарушения? Один человек соблюдал пост в месяц Рамадан только первые 6 дней. Вечером 6-го дня он вознамерился не поститься, начиная с 7-го дня, причем без какой-либо уважительной причины возможно, ввиду слабости веры.
Следует ли ему только возместить пропущенные дни или же он должен соблюдать 60 дней в качестве каффарата искупления за каждый пропущенный день? Считается ли, что он не нарушал пост, так как не имел намерения поститься в определенный день? Как известно, во время Рамадана намерение нужно произносить [8] на каждый новый день. Искупление в форме соблюдения поста на протяжении двух лунных месяцев за один преднамеренно нарушенный день поста предусмотрено канонами лишь в случае нарушения его преднамеренным вступлением в половой акт с женой мужем [9]. По этому поводу имеется достоверный хадис [10]. Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды.
Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться [11]. Будет ли правильным держать уразу в месяц Рамадан 9 дней: 3 дня в начале, 3 — в середине и 3 в конце?
6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост \ Видео
Важно понимать, почему вы поститесь — из религиозных соображений или это дань моде? Человек верующий сдержан в еде не только во время больших постов — есть и еженедельные посты по средам и пятницам. Пост в Шавваль можно держать как непрерывно, так и с интервалами. Почему так важен именно пост перед Пасхой? Как подойти к нему правильно, чтобы после духовного очищения не пришлось лечиться?
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
При каких болезнях и состояниях пост может быть опасен? О том, почему так важны великопостные богослужения, как связаны пост и радость воскресения, о благочестивой гречанке, печалившейся о том, что «выпила воды в среду», и «прыжке через реку». Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел». Почему так важен именно пост перед Пасхой? Как подойти к нему правильно, чтобы после духовного очищения не пришлось лечиться?
Всё, что нужно знать постящемуся в месяц Рамадан
Освобождаются от поста и люди, занимающиеся тяжким физическим трудом. Разрешено не поститься по состоянию здоровья, чтобы не ухудшить свое состояние. Прежде всего это относится к пожилым и людям с хроническими заболеваниями. Так, воздерживаясь от питья воды, мусульманин всё же может сделать глоток, принимая лекарство. Послабления также распространяются на беременных, кормящих и недавно родивших женщин. Тем, кто был освобожден от поста, шариат предписывает восполнить его, когда они будут в состоянии это сделать. Если в дневное время мусульманин непреднамеренно забылся и случайно что-то съел или выпил, пост можно продолжать. Разрешается также пробовать пищу, но не глотать ее.
В случае, если днем в носоглотку случайно попала вода, например во время омовения, это также не считается нарушением поста, но придется уплатить садаку. Деньги кладут в специальный ящик при входе в мечеть или отдают имаму.
И нужно встречать такие вещи мужественно, сделать выводы, почему это произошло, и поститься дальше. Отметим также, что пост стоит начинать в любое время, пусть даже не с первой недели поста. Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.
Правильно ли я понимаю то, что трапезы для постов описаны Вами по монастырскому Уставу? Если я правильно понял, то скажите, пожалуйста, соблюдение трапез для мирян во время постов такое же строгое, как и по монастырскому Уставу? Если, например, работа человека связана с большим количеством переездов в течение рабочего дня даже в пределах Москвы, то в начало Великого Поста обходиться совсем без пищи в понедельник и во вторник достаточно тяжело. А как тогда быть? Отвечает игумен Нектарий Морозов , настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" г. Саратова Да, Вы правы, приведен действительно монастырский Устав. Но другого не существует.
Это — идеальный образ того, как должен соблюдаться пост. Однако в наше время, даже в условиях жизни монастырской выдержать его по всей строгости для большинства современных людей оказывается решительно невозможным. Поэтому меру своего поста каждому верующему человеку обязательно необходимо определять вместе со священником, у которого он исповедуется. Добрый день! Хотел бы спросить о воздержании от пищи во время поста. Дело в том, что я старался держать Великий пост, но, к сожалению, не мог отказаться полностью от растительного масла, даже в особо строгие дни, постного майонеза хоть без животных продуктов, но все-таки майонез , безалкогольного пива. Это является серьезным нарушением поста?
Еще один вопрос. Дело в том, что в силу своей работы работа с документами, законами , которая иногда требует повышенного внимания, концентрации, к окончанию поста чувствовал появившуюся усталость, рассеянность, раздражительность по отношению к коллегам и членам семьи и довольно часто ругался с ними. Слышал, что один священник говорил применительно к такого рода обстоятельствам: «Пейте, ешьте, только друг друга не ешьте». Это, на мой взгляд, означает, что терпимость к людям и доброта выше воздержания от еды. Прав ли я?
Важный момент — благотворительность, которой необходимо заняться, в том числе, отдать нуждающимся свои хорошие вещи обувь, одежду и т. Выйти на духовный уровень «Самый важный уровень — духовный, - говорит протоиерей Лебедев. А должны подойти к самому главному — к духу, чтобы дух свой укреплять». Что же нужно сделать? По словам священника, важно заново посмотреть на свою жизнь, как будто вы в первый раз пришли в храм. Подумать, в чем мы можем покаяться, что исправить и что делать против грехов, которые у нас были. Любим сладкое — постараться сейчас от этого отказаться и уже с духовным смыслом, понимая, что хочется, понимая, что вкусно, но отказываемся как духовное упражнение, тем самым себя этим ограничиваем. И поэтому обычно рекомендуется за Великий пост сходить хотя бы три раза на исповедь и Причастие: в начале поста, в середине, когда Крестопоклонная неделя и на Страстной седмице, как минимум. Также рекомендуют сходить на Соборование», - говорит протоиерей Андрей Лебедев. По словам священника, важно оглянуться на своих родственников, которым стоит предложить такой духовный путь. Некоторые даже начинают поститься сами по себе, но в храм не ходят, им хочется что-то сделать, а главного не осознают — им вы и предложите. Мы не знаем, как дальше будет у них в жизни, но попробовать предложить им сходить в храм — нужно», - говорит священник. Есть такой сайт Азбука. По его словам, пост — это время возвращения к молитве: «Попробовать их почитать по-новому. Понять, все ли слова понимаете, которые читаете, все ли грехи, которые названы, например, что такое «мшелоимство» или «... Некоторые считают, зачем молитвы, я сам с собой помолюсь и достаточно, но это неправильно. Нам Церковь дала примеры молитвенных правил: утреннее, вечернее правило, каноны, правило ко Святому Причащению, акафисты, богослужения. Другая крайность, вычитал канон и думать, что я молодец. Нам нужно учиться молиться от сердца: Господи, помоги мне покаяться в таких-то грехах, вразуми, помоги мне это исправить, помолиться о всех родных и близких. Не получается у меня по-доброму общаться с такими-то людьми, помоги мне, настави, поддержи, я очень часто раздражаюсь, советов много даю, осуждаю, научи, как не осуждать их. На конкретных примерах надо Господа просить от сердца об исправлении своей души, это будет правильно». Из его слов следует, что в пост важно смотреть на себя, не сравнивая с другими. Очень часто мы замечаем в себе ту или иную страсть, прегрешение, но все равно не работаем в плане исправления, обещаем себе на исповеди, что, например, не будем говорить какие-то гадкие слова людям, учить их, воспитывать, наставлять без мудрости, и все равно это делаем. Если вам хочется их наставить на добро, то не нужно говорить, что это ты делаешь плохо, здесь есть такой принцип, что нужно за пост стать к себе строже, к людям мягче, а к Богу ближе. Вот это постараться нужно сделать.