Чудо в Подсосенском переулке (посещение особняка Морозовых, пешеходная)*. Здание в Подсосенском переулке, построенное в XIX веке по проекту Михаила Чичагова и перестроенное Федором Шехтелем, — одно из красивейших в столице. Случайно оказался в усадьбе Морозова в Подсосенском переулке. Я был в небольшой её части. В Москве началась реставрация городской усадьбы Морозова в Подсосенском переулке. Об этом сообщил в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Усадьба Морозовых, Подсосенский переулок д.21.
Усадьбу Морозовых в Подсосенском переулке Москвы отремонтируют за 293,6 млн
В 1879 году Викула Елисеевич Морозов, глава «морозовской ветви «Викуловичей», получив в наследство дом, построил по красной линии владения новый шикарный особняк по проекту одного из известных тогда архитекторов – Михаила Чичагова. Савва Васильевич Морозов — происходил из крестьян. Усадьба в Подсосенском переулке известна еще с XVIII века, а в основе бывшего главного дома до сих пор сохраняются старинные палаты.
Почти закрытая усадьба и новогодняя выставка современного искусства в блеске конфетти
Фанера, акрил. Фото Команда «ТОЙ». Из серии «Потребление», 2023. Дерево, перманентный маркер.
Фото пресс-служба выставки Многие из работ созданы специально для выставки и вступают в диалог с пространством особняка Морозова.
В образе Маргариты проглядываются сразу две реальные женщины. Первая это жена Михаила Врубеля Надежда Забела. А вторая супруга троюродного брата М. Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, с которой хозяин очень дружили и даже иногда делал ее хозяйкой званых обедов, так как сам был не женат. Оригиналы этих полотен после революции попали в Третьяковскую галерею. Недавно я их ви-дела на выставке Михаила Врубеля.
А в особняке в Подсосенском переулке копии этих полотен появились в 2014 г. Так что сейчас можно увидеть, как эти панно смотрелись в оригинальном интерьере. В центре лестницы есть ниша, в которой размещался небольшой бар, где хозяин с гостями мог пропустить стаканчик, любуясь окружающей красотой. Со второго этажа мы видим изображения Мефистофеля и Фауста. Кроме того, стоит обратить внимание на потрясающие окна. Витражи, которые мы видим с внутренней стороны, незаметны с улицы. На втором этаже находится библиотека Алексея Викуловича.
Она оформлена Шехтелем в виде средневекового немецкого города, где деревянные книжные шкафы напоминают домики с черепичной крышей. Дверцы этих шкафов похожи на окна. Здесь хозяин хранил часть своей обширной коллекции: старинные книги, иконы, гравюры. В центре библиотеки стоит стол секретом. Он раздвигался и можно было через центральную часть достать светильник с первого этажа и почистить его. А мы как раз спускаемся в гостиную в стиле рококо, которая находится под библиотекой. Стены здесь украшены разными породами дерева, преобладающей является карельская береза.
Углы зала оформлены зеркалами, которые визуально раздвигают пространство. С одной стороны мы видим камин из яшмы. С другой изящный диванчик. Здесь удивительно красивый потолок с цветочным орнаментом. Эти интерьеры хочется разглядывать бесконечно. Однако экскурсия подошла к концу. Нам рассказали о том, что Алексей Викулович прожил в этом доме до революции.
На какое-то время дом заняли анархисты, от которых бывший хозяин в подвалах пытался спасти свою коллекцию. Потом до 1924 г. После фарфор перенесли в усадьбу Кусково, где был создан соответствующий музей. Алексей Викулович каждый день ходил туда из своей комнаты на Покровке пешком, так как у него не было денег на извозчика. В 1934 г. В конце экскурсии наше внимание обратили на гнома, который сидит у подножия лестницы и держит у своих ног свиток, на котором написано изречение Ф.
Затем недвижимость купил сын основателя знаменитой купеческой династии Елисей Морозов. А его сын Викула, владелец текстильной мануфактуры в Орехово-Зуево, решил возвести для семьи новый дом по красной линии переулка.
Проект Викула Морозов заказал знаменитому мастеру псевдорусского стиля и эклектики, архитектору Михаилу Чичагову. Тот возвел великолепное здание с нарядным рустованным фасадом и декорировал его изящной лепниной. Въездные ворота в усадьбу, как и главный дом, были выполнены в стиле эклектики, а интерьеры здания Чичагов оформил в классическом, русском и ренессансном стилях. В 1895 году семейная фирма «Товарищество мануфактур В. Морозов с сыновьями» и роскошная усадьба перешли в наследство старшему сыну Викулы Елисеевича, Алексею. Тот был человеком образованным, с художественным вкусом, занимался коллекционированием фарфора, серебра, икон, портретов и к перестройке дома подошел ответственно. Он разбил в здании зимний сад, а переделку внутреннего убранства поручил одному из самых ярких представителей стиля модерн в русском и зарубежном зодчестве — Федору Шехтелю.
Столовая была отделана деревом, а просторный кабинет хозяина явно выдавал его личные пристрастия — к разведению лошадей: он была наполнен их изображениями в виде бронзовых фигурок, рисунков, фотографий. Особняк И. Морозова в Леонтьевском переулке. Воспитывали их строго, под присмотром нянек и гувернанток — француженок и англичанок. Потом мальчики и девочки учились в гимназии. О том, как протекал день самого хозяина особняка, вот что писала Е. Савинова на основании рассказов его родственников: «Сдержанный, если не сказать мрачный, Иван Викулович следовал в своей повседневной жизни заведённому однажды порядку. В шикарном семейном доме в центре города, перестроенном для него в 1896 г. Упомянув его детей, Савинова продолжает рассказывать, «как их элегантный отец около восьми часов утра выходил из своей спальни, следовал через галерею зимнего сада, мимо бильярдной и спускался по двухмаршевой мраморной лестнице, покрытой красным ковром, на первый этаж дома. Пройдя через большую, украшенную старинными гобеленами парадную гостиную, он устраивался в маленькой семейной столовой, куда ему приносили, вместе с утренними газетами, всегда один и тот же завтрак. Ровно в половине десятого к дому подъезжал экипаж с кучером, одетым в зелёный кафтан с серебряными пуговицами, и Морозов отбывал в контору на Варварке. Если не приходилось ехать в Орехово-Зуево, то к часу дня он возвращался домой обедать». Эта характеристика во многом объясняет то, что И. Морозов был человеком весьма деятельным и точным. Он сумел проявить себя в разных сферах, в том числе общественной. После успешного окончания университета Иван Морозов получил степень кандидата правоведения, его способности были по достоинству оценены. В 1897-1900 гг. Постоянная связь с Никольским и активное участие Морозова в успешном управлении Викуловской мануфактурой сопровождалось его широкой благотворительной деятельностью. В этом Иван Викулович преуспел, пожалуй, как никто другой из Викуловичей. Вспомним хотя бы его бескорыстную помощь в создании знаменитой футбольной команды «морозовцев» — КСО Клуб-спорт «Орехово , для которой были построены две спортивные арены: сначала в Парке для народного гулянья при фабриках гг. Морозовых позже Парк 1 Мая , а затем там, где ныне располагается стадион «Знамя труда». По другую сторону железной дороги на средства И. Вместе со своими братьями и сёстрами он принимал участие в сооружении и финансовой поддержке ряда других социально значимых объектов в Никольском, Зуеве, Орехове. Это и больница, названная затем второй городской, и Парк гг.
Экскурсия в особняк Морозова в Подсосенском переулке
Особняк А.В.Морозова в Подсосенском | подсосенский переулок уличное фото двухэтажный дом и маленькая девочка с мужчиной за руку. |
Ольга Любимова приняла участие в первой экскурсии для волонтёров по усадьбе Морозовых в Москве | Особняк Морозовых Москва Подсосенский переулок. |
Врубель в темноте. Выставка "Два желания" в особняке в Подсосенском: moscow_i_ya — LiveJournal | Усадьбу Морозовых в Подсосенском переулке ожидает масштабная реставрация. Здание, в котором сейчас располагается Дом народов России, сделают современной площадкой для мероприятий, проходящих в стенах особняка. |
Частые вопросы путешественников по экскурсии
- Дальнейшая судьба особняка
- Экскурсия в особняк Морозовых в Подсосенском переулке: эпоха, стили, детали
- Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Фоторепортаж
- Особняк А.В.Морозова в Подсосенском
- УСАДЬБА МОРОЗОВА
Ольга Любимова приняла участие в первой экскурсии для волонтёров по усадьбе Морозовых в Москве
КАБИНЕТ И БИБЛИОТЕКА В ОСОБНЯКЕ А. В. МОРОЗОВА В ПОДСОСЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ | Введенском) переулке известна еще с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным у. |
Экскурсионные туры по России и СНГ | Турфирма "Вокруг света" | Basmanny District, Central AO, Moscow, Russia. |
Дом недели: усадьба Алексея Морозова в Подсосенском переулке | Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. |
Экскурсия «Особняк Морозовых в Москве» | Здание в Подсосенском переулке — одно из красивейших в столице, яркий образец эклектики в московской архитектуре. |
Сохранить наследие: в Москве началась реставрация усадьбы Морозова
На этой экскурсии интереснее всего будет детям от 7 лет: Но у нас были и более молодые участники — обычно интересно всем. Учтите — эта экскурсия не адаптирована специально для детей, говорить будем взрослым языком, но с захватывающими историями, в диалоге и с изюминкой. Если вы собираетесь прийти с младенцем, проверьте, пожалуйста, что он не будет мешать другим экскурсантам: Мы очень любим ваших детей в любом возрасте, но опыт показывает, что этот пункт — важен. Мы обновляем расписание каждые 2 недели на 2 недели вперёд. Иногда на чуть более долгий срок. Следите за обновлениями на этом сайте и в любой соцсети по тегу gorodaludi например, в телеграме : где и во сколько встречаемся? На этой экскурсии обычно в группе — до 20 человек.
Расписание, цены, бронирование онлайн. Выберите месяц поездки: Май или выберите другой населенный пункт, музей: Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке — архитектурная достопримечательность в Басманном районе Москвы. Здание в стиле эклектики было возведено в 1879 году архитектором Михаилом Чичаговым по заказу текстильного фабриканта Викулы Елисеевича Морозова. В 1895 год следующий владелец усадьбы Алексей Викулович Морозов поручил архитектору Фёдору Шехтелю переделать внутреннее убранство особняка, к работе привлекались художник Михаил Врубель и скульптор Сергей Коненков.
Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, ее необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках. Под лестницей устроен большой мраморный камин. Деревянные панели кабинета в уровне второго этажа были оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте сейчас они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Гостиная в стиле рококо иногда её ещё называют угловым кабинетом декорирована французскими гобеленами, её украшенный золочёной резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами.
К счастью, эти великолепное убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде. Последний владелец усадьбы — потомственный почётный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную и главные фабрики — Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего — коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных ещё в «дониконовские» времена. Читайте также: Тайная история Кремля: как сносили его стены и строили детский сад Своё уникальное собрание Морозов хотел завещать и дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция как и усадьба, и всё, что ему принадлежало была национализирована и разошлась по разным музеям. Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля. Здание на Спиридоновке — это бывший особняк Зинаиды Морозовой Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды.
Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей — Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники благочестивые старообрядцы — восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет. Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель.
После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому. Настоящее время Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня — административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел. Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт. Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память. Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г.
Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Дмитрия Чичагова. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Внешний вид Следующий наследник — Алексей Викулович — вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора Франца Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке — одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков. Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» Морозовы В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса в Древней Греции и Меркурия в Древнем Риме , что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России Читайте также: Как посещать рестораны Москвы летом 2021 года: гид от KudaGo Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи.
У каждой ветви была своя мануфактура предприятие в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению. Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым. Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами.
Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих. Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов. Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа Фотографии внутри помещений редко получаются удачными, поэтому далее будут использоваться в том числе и фотографии, взятые с сайта «Дворянские усадьбы. Эти снимки легко определить по логотипу сайта в углу. Итак, с верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка.
Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве Вот росписи верхней части стен Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой: Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов Внутри кессонов живописные изображения Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью. Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов Оформление дверного портала в танцевальной гостиной особняка Морозовых в Подсосенском переулке Впечатляющий потолочный плафон под люстру люстра современная, я её не показываю В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно Впечатляет пышная лепнина потолка и стен Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф. Во-первых, это парадный вестибюль помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька? Он решен в египетском стиле Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф. Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина Вот вид в противоположную сторону, на входную арку Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение У подножия лестницы сидит гном или старичок У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно» Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй.
А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;- В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа — «Полет Мефистофеля» все подлинники хранятся в Третьяковской галерее Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»… …и «Маргарита» этот образ Врубель писал со своей жены Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным. В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе.
В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей примерно как в баснях Крылова Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке — С. Рябушинского на Малой Никитской. Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А. Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов. Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А.
Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево — так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам Вообще, резное дерево во всём кабинете — это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О. Мандельштама: …красота — не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П.
В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф. Шехтеля Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом. Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф. Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников.
Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле… …а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей. Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри. И, конечно, высочайшее искусство резчика Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения.
Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения. Но как оригинально это выполнено! В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком Эркер производит впечатление драгоценной игрушки, сказочно-волшебного уголка В оформлении здесь тоже угадываются какие-то сказочные птицы А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства Вот, пожалуй, всё по кабинету и по рокайльной гостиной, эти двум жемчужинам особняка Морозовых в Подсосенском переулке. Экскурсантам показывают ещё два помещения первого этажа, недавно воссозданных.
Фактически там остался только потолок. Предназначение помещений точно не известно. Первую комнату представляют как курительную или мужскую гостиную. Здесь кессонированный потолок из дерева с очень необычным декором, напоминающим шахматные фигуры В этом кабинете сохранилась обшивка стен деревянными панелями, но абсолютно обычная. Комната напротив, судя по декору, женская или, скорее, девичья гостиная. Вот смотрите сами Здесь применена роспись по лепнине Букеты и гирлянды очень нежных цветов и оттенков И в заключение о всей усадьбе в целом. Во дворе особняка находится дом, кардинально перестроенный и надстроенный тремя этажами. Считается, что часть его подвалов и первого этажа остались ещё от первого хозяина — купца Плавильщикова.
К этому дому по проекту Ф. Шехтеля был пристроен зимний сад. Он до наших дней не дошел даже на изображениях, но кое-какие его следы ещё видны. На фото ниже кирпичный забор с железным ограждением поверху показывает периметр зимнего сада. Арка, следы которой видны на фасаде, скорее всего задавала форму свода. На фото не очень понятно, но среднее окно — это дверь. Сейчас она ведёт буквально в никуда, а раньше от неё в зимний сад спускалась лестница. Сама арка была украшена скульптурными изображениями работы М.
Ещё по проекту Ф. Шехтеля в глубине усадьбы была возведена старообрядческая купольная молельня, которая также не сохранилась. Все Морозовы принадлежали к старообрядцам и строго придерживались дореформенных обычаев. Так, мужчины Морозовы непременно носили окладистую бороду. Вот они, представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович, Викула Елисеевич В благодарную память о хозяевах особняка Морозовых в Подсосенском переулке необходимо сказать, что после революции 1917 года А. Морозов не уехал за границу, а остался хранителем при национализированных сокровищах. Он даже добился открытия в бывшем своем особняке музея на недолгий период, но потом уникальнейшая коллекция разошлась по музеям. Представьте, что это была за коллекция, если даже после понесённых в революционные годы утрат её предметы ушли в Оружейную палату, Исторический музей, Третьяковку, нынешний ГМИИ им.
Пушкина и другие музеи! Уникальный фарфор в основном попал в музей в Кускове. Вот портрет кисти В. Серова этого незаурядного человека, коллекционера, собравшего, помимо прочих, лучшие коллекции фарфора и икон из когда-либо существовавших в России Share on Facebook Share Share on Pinterest Share Кустарный музей — бывший особняк Морозовых В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Выставка «Два желания» в Москве
В Москве началась реставрация городской усадьбы Морозова в Подсосенском переулке. Об этом сообщил в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Подсосенский переулок, 21/1 (Москва). 7-14 декабря 2023 года. Случайно оказался в усадьбе Морозова в Подсосенском переулке. Я был в небольшой её части. 17 декабря в усадьбе Морозовых в Подсосенском переулке пройдет новогодний Vintage Marketplace, который соберет 50 лучших винтажных проектов со всей России. Усадьбу в Подсосенском переулке, который раньше назывался Введенским, еще в конце XVIII века построил фабрикант Плавильщиков. 1879 г.г. Но для нашего сообщества интересен он тем, что его некоторые интерьеры оформлены в неоготическом стиле, причем никем иным, как знаменитым.
Экскурсия в особняк А. В. Морозова в Подсосенском переулке, архитектор Шехтель
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке, 21 известна с конца XVIII века, в ту пору она принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Введенском) переулке известна ещё с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты. Особняк в Подсосенском переулке, обычно закрытый, скрывает за своими дверями интерьеры гениальных архитекторов — от Чичагова до Шехтеля — и историю Алексея Морозова, одного из наследников династии промышленников, филантропа, страстного коллекционера искусства.
Ольга Любимова приняла участие в первой экскурсии для волонтёров по усадьбе Морозовых в Москве
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Подсосенский переулок, 21/1 (Москва). 7-14 декабря 2023 года. Достопримечательность «Особняк Морозовых» по адресу Москва, Подсосенский переулок, 21, стр. 1, метро Чкаловская. В Москве до конца 2025 года пройдут работы по сохранению усадьбы Морозовых XIX века в Подсосенском переулке Басманного района, сообщает Внутри усадьбы Морозова в Подсосенском пер. Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. 14 сентября Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова приняла участие в пилотной экскурсии по объекту культурного наследия – городской усадьбе Морозовых (XIX в.) в Подсосенском переулке в Москве, организованной для участников проекта «Волонтёры.
Сергей Собянин сообщил о начале реставрации городской усадьбы Морозова
Особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке | Интерфакс: В столице началась реставрация усадьбы Морозова, сообщил в воскресенье мэр Москвы Сергей Собянин. |
Экскурсии в особняк Морозовых в Подсосенском переулке из Москвы на 1 день | от Чичагова до Шехтеля - и историю Алексея Морозова, одного из наследников династии промышленников, филантропа, страстного коллекционера искусства. |
УСАДЬБА МОРОЗОВА
Фасад усадьбы в Подсосенском переулке обильно украшен: у парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон, по бокам можно увидеть вазоны, а на главном аттике дома ангелы поддерживают медальон с буквой «М» (Морозовы). Basmanny District, Central AO, Moscow, Russia. подсосенский переулок уличное фото двухэтажный дом и маленькая девочка с мужчиной за руку. «Особняк с вензелем "М"»: усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Ещё один адрес в Москве, по которому находилась старообрядческая моленная — Подсосенский переулок, усадьба Морозовых.