У Масленицы нет точной даты: ежегодно она начинается в разные дни. в момент наступления астрономической весны, который происходит в День весеннего равноденствия. Изначально Масленица была языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который в древние времена также отмечали целую неделю. Принятые дни недели на Масленицу с их наименованием и традициями празднования. Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.
Когда отмечается Масленица в 2022 году?
От даты Пасхи зависит время начала поста, а уж от него – неделя, на которую придется Масленица того или иного года. В последний день масленичной недели сжигают чучело, олицетворяющее собой зиму. Раньше считалось, что от размера и силы костра зависит, когда придёт весна, а пепел развеивали по полям, чтобы урожай был хорошим. третий день, среда - Лакомка, остальные названия и значения периода, когда в России пекут блины и сжигают чучело.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Даты Масленицы зависят от того, на какой день приходится Пасха, и поэтому меняются каждый год. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица, у которых свои традиции. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. Марди Гра, Жирный вторник, Международный день блина, Масленица.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта | Для определения даты начала Масленицы остается лишь отсчитать от дня Пасхи восемь недель назад — до понедельника начала церковной Масленицы или до воскресенья ("мясного заговенья") начала Масленицы народной. |
Масленица-2024: почему празднуют в марте и что обязательно нужно сделать | Масленичная неделя проходит в два этапа: первые три дня отмечается узкая Масленица, последние четыре — широкая. |
Масленица в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Масленица является неделей народных гуляний. |
Эксперты: как высчитывают дату Масленицы?
По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника.
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда.
Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.
Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини.
Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы.
Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.
Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой.
Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить.
Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры.
Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.
Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин.
Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас.
Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие.
Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
Таким образом, шум гуляний и застолий не должен заглушать в эти дни зарождающийся покаянный настрой. Завершаться Масленица должна не сжиганием чучела, повторяющим языческий обряд, а Чином прощения, который совершается в православных храмах вечером в воскресенье накануне начала поста. Сырная — это уже третья подготовительная седмица, подводящая христианина к Великому посту. И смысл ее не в том, чтобы перед длительным периодом воздержания поесть, попить и повеселиться впрок. Настоящий ее смысл определяется в одном из тропарей этой недели: «Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь...
Христианину стоит стараться соблюдать меру всегда, чтобы не получилось, что весь Великий пост нужно будет каяться за то, что было бездумно совершено на предпостовой неделе.
В четверг начинались масленичные гуляния с песнями, плясками, катанием на санях и с горок и взятием снежной крепости. Пятница — тещины вечерки. В этот день в гости заглядывает уже теща, а зять ее встречает и угощает. Суббота — золовкины посиделки. В этот день женщины приглашают и угощают родственников мужа.
Воскресенье — проводы. В этот день доедают все, что было наготовлено ранее, а что съесть не получилось, сжигали вместе с чучелом зимы, а пепел нужно было развеять над полями и огородами, чтобы год был урожайным. Приметы на Масленицу По блинам наши предки определяли, каким будет следующий год. Чем больше испечь блинов на Масленицу, тем более сытным и богатым будет весь год. Если блины хорошо снимаются со сковороды, год будет легким и удачным, а если прилипает, то нужно готовиться к трудностям.
Воскресенье — «Проводы Масленицы». Начинается подготовка к Великому посту. В этот день было принято доедать всю праздничную еду, просить прощения у близких, поминать усопших. Завершается праздник торжественным сожжением чучела Масленицы, как знак прощания с зимой. Традиции, обряды и обычаи Масленицы Одной из главной традиций Масленичной недели является обряд сожжения чучела. Он символизирует проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым. К Христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Оно было большим — поэтому на его подготовку уходило несколько дней. Затем его устанавливали на центральной улице деревни, а в последний день масленицы сжигали. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году.
Почему каждый год Масленица празднуется в разное время
Ответ кроется в истории. Изначально языческий праздник был приурочен к определенному событию - дню весеннего равноденствия. Каждый год он выпадал на одни и те же число. Но после крещения Руси Масленицу решили жестко привязать к другому, уже христианскому празднику - Пасхе. А Пасха, как известно, каждый год бывает в разные дни.
Вот почему масленица разное время теперь. Масленица сохраняет популярность Несмотря на все исторические коллизии, Масленица и сегодня остается одним из самых любимых народных торжеств. Почему так происходит?
Он был одним из самых сильных богов. Меж тем, они искренне думали, что каждый год Ярила умирал, а потом вновь оживал.
А воскреснув — дарил людям солнце. Весеннее тепло приносило настоящее счастье, ведь это — первый шаг к урожаю. Считается, что именно в честь бога плодородия люди пекли блинчики. Круглые лакомства по форме напоминали его символ — солнце. Маленьким солнышком на тарелке должен был полакомиться каждый: язычники верили, что так можно запастись энергией на весь следующий год.
Однако есть и другое объяснение смысла традиционного угощения. Блин считали поминальным блюдом. Его ингредиенты — мука и вода — отсылали к символам жизни и переселению душ. Язычники хотели верить, что усопшие управляют природой и могут даровать богатый урожай, поэтому первый блин отдавали беднякам — чтобы те помянули почивших. Упразднить вообще масленичные развлечения Церковь не решилась.
Хотя и их традиции не очень-то соответствовали религиозным правилам. Событие было значимым для народа, поэтому его сохранили и по сей день. Тем не менее масленичная седмица, несмотря на некоторые противоречия, достаточно гармонично вписалась в христианские обычаи. Масленицу начали отмечать накануне Великого поста. Масленица стала неделей перед началом Великого поста.
Тогда уже мясо нельзя есть, но можно насытиться блинами со вкусными начинками», — рассказала собеседница «360». В православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько период подготовки к Великому Посту. Это время принято посвящать своей душе, думать о добрых делах, прощать и примиряться с близкими и родными. Масленица, литография А. Первая версия гласит, что люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — в прямом смысле умаслить ее, объяснила культуролог.
По аналогии праздник и получил свое название — Масленица.
Сохраняются традиционные обряды и атрибуты народного празднования Масленицы — сжигание чучела Масленицы, забавы, гулянья. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей.
Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы.
Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков.
Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5].
Воскресенье — «Проводы Масленицы». Начинается подготовка к Великому посту. В этот день было принято доедать всю праздничную еду, просить прощения у близких, поминать усопших. Завершается праздник торжественным сожжением чучела Масленицы, как знак прощания с зимой. Традиции, обряды и обычаи Масленицы Одной из главной традиций Масленичной недели является обряд сожжения чучела. Он символизирует проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым. К Христианству эта традиция не имеет никакого отношения.
Оно было большим — поэтому на его подготовку уходило несколько дней. Затем его устанавливали на центральной улице деревни, а в последний день масленицы сжигали. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году.
Почему Масленица бывает в разное время?
Скоро Масленица: какого числа отмечается праздник в 2023 году и почему принято печь блины | Марди Гра, Жирный вторник, Международный день блина, Масленица. |
Начинается Масленица: как и в какие дни ее отмечать и что нужно делать | Неделю была разделена на узкую (с понедельника по среду) и широкую (с четверга по воскресенье) Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. |
Скоро Масленица: какого числа отмечается праздник в 2023 году и почему принято печь блины | Дата Масленицы зависит от даты празднования Пасхи Христовой. |
Почему каждый год Масленица празднуется в разное время
в славянской мифологии богини зимней стужи, вечного сна, ночи и смерти). традиции празднования Масленицы. Когда ехать к теще на блины во время Масленицы? Масленица – переходящий праздник, дата которого зависит от Пасхи. Масленичную неделю принято делить на два этапа: с понедельника по среду – Узкая Масленица, а с четверга по воскресенье – Широкая.