Колядовать принято на Святки, Рождество и Новый год. Колядующие ходят по домам, распевая различные песни с пожеланиями, за что получают деньги от хозяев или угощения: печенье, пирожки, баранки и так далее. Колядовщики ходят по домам, поют песни, желают хозяевам счастья и благополучия, а взамен получают угощения либо деньги. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет. Колядовать ходят перед Рождеством – вечером с 6 на 7 января. Для проведения обряда необходимо как минимум три человека: звездарь, звонарь, мехоноша.
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года
В самую длинную ночь было принято обходить дома все в деревне, пропустить один дом считалось оскорблением , желая хозяевам хорошего урожая и всяческой удачи в будущем году. Для этого пелись обрядовые песни, а в руках у одного из колядующих был солнечный символ, который потом превратился в рождественскую звезду. А чтобы уберечь себя от напастей во время самой длинной ночи, колядующие наряжались в костюмы и старались побольше шуметь. После крещения Руси традицию хотели запретить, но народная привычка сделать это не позволила, поэтому колядование превратили в сообщение доброй вести о родившемся младенце Иисусе. Поэтому вопрос о том, во сколько колядуют 7 января, и можно ли в этот день колядовать вечером, довольно спорен. С одной стороны, празднование Рождества начинается вечером 6 января, тогда же и следует ходить колядовать , древняя традиция тоже придерживается этого дня.
Также, в ряду колядующих есть звонарь. Миссия звонаря заключается в том, чтобы нести большой колокольчик. Он звонит в него, таким образом оповещая всех людей в округе, что идут колядующие. Украшения с драгоценными камнями обладают магическими и лечебными свойствами. Есть у колядующих ещё одна не менее важная роль — мехоноша. Этот человек идёт следом за звездарём и звонарём. Главное, что должен делать мехоноша — это собирать «наколядованное», то есть все сладости, деньги и подарки. Для этой цели он должен иметь при себе большой мешок или другой предмет, куда хозяева домов будут класть награду для колядующих. Очень важным является именно то, чтобы они сами клали в мешок подарки, ведь мехоноша не должен брать ничего из рук людей. К огромному сожалению, такое ролевое распределение не сохранилось в наши дни. Редко можно встретить колядующих, которые следуют этим древнейшим традициям. На практике среди колядующих встречаются только дети, которые идут не следом друг за другом, а просто компанией. Поют колядки хором и принимают дары хозяев из рук в руки. Самое главное, что должны сделать современные колядующие — это хорошо выучить колядки. Тем, кто всё-таки желает следовать давней славянской традиции и добиться правильного проведения обряда, нужно сделать следующее: Нужно сделать восьмиконечную звезду. Как сделать Рождественскую Звезду для колядок? В идеале она должна быть сделана из проволок, но для тех, кто не желает сильно заморачиваться с этим, есть вариант попроще.
Обычно праздник Коляды знаменовал собой процесс зимнего солнцестояния, которое происходило 22 декабря. Но в народе, обычно праздник отмечали на несколько дней позднее, на ночь с 24 декабря по 25. Дни, предшествующие этому празднику, считались очень опасными, так, как по верованию древних славян именно в эти дни, колесо года размыкалось, и перед рождением и восходом нового солнца, образовывалась трещина и проход между всеми мирами. Этим могли воспользоваться души умерших, бесы и прочие злые создания. Они могли устремиться на землю. В это время было необходимо совершать всякие специальные обряды, гадания и ворожбу, дабы защитить себя и свои семьи, а также домашний скот, так, как злые духи не найдя брешь в человеческой душе могли войти и в тело животного, и наворотить множество бед. Особенно большая опасность грозила беременным женщинам, так, как проникнуть в тело ещё не рождённого ребёнка для духов было проще всего. Обычно перед Колядой праздновали и другой, не менее важный праздник — Карачун. Это был день, который символизировала окончание предыдущего года, после чего следовал новый цикл солнца, то есть новый год. День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените. Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали.
Участники ходили по домам с макетом звезды, и их называли звездарями или христославами. Звезда, она же коляда, делалась из того, что было в хозяйстве, — чаще всего из старого сита и досок. Число лучей такой звезды могло быть любым. Иногда вместо звезды на палку надевали выдолбленную тыкву с горящей внутри свечой — её тоже называли звездой. Пимоненко, «Колядки». Конец XIX века Звездари исполняли исключительно христославия. Это могли быть как народные песни, так и церковные — тропарь Рождества, фрагменты из рождественской литургии. Петь христославия могли дети, неженатая и незамужняя молодёжь, иногда служители церкви. А хозяева одаривали звездарей угощениями.
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
перед Рождеством, 6 января. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Когда праздник Коляды: самая длинная ночь в году. Считается сто колядуют 6 на 7 число, а щедруют с 13 на 14 вплоть до раннего утра 14, дальше не нужно, святые вечер в и светлые силы помогают людям в это время, в другие дни не нужно в дом не проникли темные силы, мороки,потому что зимнее время.
Колядование
В отличие от "богатой" что на Рождество ее можно заправлять скоромниною. Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с сыром, чтобы одаривать щедровальников и посевальщиков. Вечером и до полуночи щедровальники обходят дома. Щедруют преимущественно девушки. Однако, на Меланки ходят также и холостяцкие группы. Они называются «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них обычно переодет в женское платье - его и называют Меланкой.
Посевание А на следующий день, на Василия, 14 января, когда начинает светать, идут засевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крестным родителям, затем к други родственникам и близким. Зайдя в дом, посевальщик сеет зерном и приветствует всех с Новым годом. Сеем, веем, посеваем, С Новым годом вас поздравляем! К счастью, на здоровье, на Новый год, Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год! Конопля под потолок, а лен до колена, Чтоб у Вас, хозяев, голова не болела!
Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор.
Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира.
Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали.
Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву.
Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ. Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей.
Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу. Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы.
Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян. Это по-настоящему заслуживает нашего восхищения. Часто, когда речь заходит о празднике Коляды, его ассоциируют с христианским Рождеством, что является в корне неверным явлением, так, как праздник Коляды существовал задолго до прихода христианства на земли славянских народов. Дело в том, что само название праздника Коляда имеет языческие корни и является ласкательно — уменьшительной формой, происходящей от слова «коло», что означает круг, колесо. Это слово символизировало солнце, вспомните хотя бы тот же коловрат. Коло — это у нас уже зрелое, спелое солнце в полной своей силе и мощи, а вот коляда — это маленькое, новое солнышко, как новорождённый ребёнок.
Именно этим словом и обозначали древние славяне приход нового солнечного цикла, ведь светило в их понимании росло, от чего росла и продолжительность самого дня. Поэтому ничего христианского в этом празднике изначально не было. Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях.
Утром щедровать прекращают. Приходит время нового обряда. Напоследок — посевать Заканчивается вся серия этих обрядов посеванием — 14 января, на старый Новый год. Раньше это делали с восходом солнца, а то и вовсе ночью. Сейчас встают люди немного позже, но по-прежнему считают, что чем раньше это сделать, тем лучше. Посевают исключительно мужчины. В таком случае хозяева могут рассчитывать на достаток.
Если же первой гостьей окажется женщина, остается ожидать лишь печали и горьких слез.
Такие прыжки носили названия «огненных чистилищ». Коляда костры - фантазия нейросети Kandinsky Колядам предшествовал длинный шестинедельный пост со строгими ограничениями в еде и поведении. Поэтому праздник ожидали с большим нетерпением. В Сочельник не ели до позднего вечера, пока на небе не загоралась первая звездочка.
Уже после этого на стол выставляли разные кушанья, среди которых обязательным блюдом была кутья, сваренная из зерен пшеницы с медом, маком, орехами и сухофруктами. Праздничное угощение символизировало плодородие и изобилие. Также готовили много мясных блюд, в особенности из свинины. Из напитков подавали узвар, овсяный кисель, пиво. Каждый член семьи должен был преломить круглый хлеб.
Считалось, что «с кем хлеб преломил, тот тебе и брат». Оставшуюся после праздничного ужина кутью раздавали бедным людям. Считалось, что это к благополучию. Колядование, ряженые и огненные колеса Одним из центральных элементов празднования Коляды были колядки — специальные песни, которые исполнялись колядующими группами. С наступлением темноты ряженые, одетые в вывернутые наружу тулупы, звериные маски, костюмы животных и персонажей славянской мифологии частые образы — «коза», «медведь», «черт», «мертвец», старик», «старуха», «леший» и проч.
Чем громче и веселее звучали их песни, тем удачнее должен был стать новый год. С темой ряженых и колядования тесно связана тема скоморошества — эти певцы, игрецы, ходячие артисты были неотъемлемыми участниками всех народных праздников. Скоморохи, автор неизвестен Колядные песнопения служили благословением для того, кто гостеприимно встречал под окнами своего дома исполнителей традиционных рождественских песен.
Как правильно колядовать на Рождество: когда нужно ходить по домам и петь колядки
Собрали мы в лавке северные товары, которым сердце радуется! Такие не зазорно родным на Коляду или другой праздник подарить. А можно и себя северными гостинцами побаловать — от даров наших согревается душа. Посмотреть подборку Закружила нас зима, укутала деревья снегом, украсила окна тонкими белыми узорами. Жаль только ночи нынче всё длиннее, так не хватает в эти деньки солнечного света! Ведомо, самый короткий день в году перед радостным праздником Коляды. Сперва провожаем старое солнце, смотрим, как оно тонет в самой длинной ночи, переживаем тёмное время, когда свет кажется потерянным… И неизменно радуемся рождению нового, Молодого Солнца, напоминающего, что вслед за зимой всегда приходит весна. И всё же: какой именно день освещён этой радостью, когда праздник Коляды? Давайте разбираться. Когда праздник Коляды — разбираемся в датах Откуда разногласия в определении дня праздника Непростая судьба у нашего календаря.
Сколько перемен досталось ему нынче уж не упомнить! Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января. Тут уж вы можете и сами нам поведать, как так произошло: древний праздник Коляды слился с православным Рождеством, а дата самого Рождества переместилась на две недели.
Также определите звонаря. Он будет оповещать колокольчиком о том, что к дому приближаются колядующие. Третье главное лицо в группе колядовщиков — мехоноша, человек, который будет нести яркий красивый мешок с подарками. В ответ на ваше приветствие те положат в ваш мешок дары пироги, конфеты, игрушки. А вы следуйте далее, радуя своими песнопениями других празднующих людей. Видео по теме Обратите внимание Колядовать петь колядки , щедровать петь щедровки и засевать обсыпать зерном любят в Украине, Белоруссии и в России.
Вечером и до полуночи щедровальники обходят дома. Щедруют преимущественно девушки. Однако, на Меланки ходят также и холостяцкие группы. Они называются «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них обычно переодет в женское платье - его и называют Меланкой. Посевание А на следующий день, на Василия, 14 января, когда начинает светать, идут засевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крестным родителям, затем к други родственникам и близким. Зайдя в дом, посевальщик сеет зерном и приветствует всех с Новым годом.
Сеем, веем, посеваем, С Новым годом вас поздравляем! К счастью, на здоровье, на Новый год, Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год! Конопля под потолок, а лен до колена, Чтоб у Вас, хозяев, голова не болела! Будьте здоровы с Новым годом и с Василием! Дай, Боже!
Именовать и стали Рождественскими Святками.
В этот период все ходят друг к другу в гости. Современные колядки - обрядовые песенки - восхваляют Христа и возвещают о чуде Его Рождения. Колядующие по древним традициям наряжаются в разные костюмы, надевают маски, учат множество коротких песенок. За исполнение их перед вашими окнами положено вынести дары колядующим - по аналогии с дарами волхвов, когда они узнали о рождении Христа. Считается, что отказывать в угощении запрещено - иначе удача покинет дом. В это же время девушки проводят святочные гадания.
Конечно, это не православная традиция, но повелась она с древних времен и стала практически неистребима.
Какого числа ходят колядовать
перед Рождеством, 6 января. Какого числа ходят колядовать. Как праздновать колядки. В старину жители сел ходили по дворам и исполняли под окнами своих соседей песни, которые называли «колядками», используя в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны. Дети и взрослые ходили колядовать вместе, но собирались отдельными группами: родители, подростки и дети порознь. Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января).
Колядование
Когда начинаются. Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января). Но перед тем как колядовать, надо разобраться когда ходить колядовать, когда щедровать и, вообще, как правильно это делать. Новотроицк Новости Новости религииКак отмечать и можно ли колядовать?
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года
Москва конца XVII века», 1901 год. В «Иронии судьбы» в квартиру врываются люди с гармошкой. Это та же традиция, хотя и у советской интеллигенции. Но это было скорее исключением из правил. Простому советскому человеку эта традиция стала чуждой. Интерес к народным обрядам вновь вспыхнул в конце 1990-х годов, когда началось повальное увлечение эзотерикой. Тогда же стали вспоминать классиков, которые упоминали праздничные обряды в своих произведениях. По его словам, сейчас информация о колядовании — это скорее набор сведений. Если какой-то праздник или обряд теряет значимость для большинства людей, то со временем они исчезают. К тому же мы даже представить себе не можем, какой была жизнь человека сто лет назад.
Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота. Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками. По традиции, колядовщикам нельзя трогать руками подарки, хозяева дома должны их сами положить в мешок. Кто отказывался давать угощения или прогонял гостей — счастье и удача обходили их дом стороной. Наряженные могли в шутку пригрозить хозяевам за скупость и сказать: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Обычно люди заранее готовились к приходу колядующих и делали вкусности. В крайнем случае можно было дать денег. Погодные приметы на коляду На коляду обращали внимание на погоду и определяли качество будущего урожая. В первый день коляды тепло — год будет неурожайным; День пасмурный — будет много овощей и ягод; Во весь период колядок на небе много звезд — летом и осенью будет много грибов; Пошел град — вырастет много гороха; Идет снег — пчелы будут хорошо роиться. Фото: ru.
Поэтические воззрения славян на природу, Том 3. Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января. Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря. То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе юлианский календарь «называется» « 25-м Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот. Как встречали канун праздника В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами. Это было время для завершения всех начатых дел, погашения задолженностей и разрешения конфликтов. В более поздние времена эта идея завершения нашла отражение в дне Николая Чудотворца по народному — Никола зимний, приходившийся на 19 декабря , когда распродавались остатки лишнего хлеба, а старшие представители семей собирались на «никольщину» — своеобразные стариковские пиры-братчины. Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси. Андрей Клименко. Предпраздничная ночь накануне Коляды была одной из самых мистических и страшных в году. Аналогично тому, как перед Купальской ночью согласно преданиям пробуждается Скипер-Зверь и злые духи с нечистью попадают в мир Яви, так и перед празднованием Коляды навьи объявляются, чтобы помешать рождению Бога Молодого Солнца. Светило «умирает» в ночь зимнего солнцестояния, чтобы с рассветом родиться вновь. Вот почему многие представления ряженых на Коляду содержали мотив смерти и возрождения. Также в ночь перед праздником разжигали огромные кострища, которые должны были гореть на протяжении двенадцати дней.
По селу двигались обычно с запада на восток, в горной местности — снизу вверх. Идя по селу, колядники особенно ряженые оповещали о себе пением «путевые» колядки , криками, воем и т. Дети и «церковные» колядники ходили, напротив, чинно. Пропустить чей-нибудь дом во время обхода считалось дурным предзнаменованием не колядовали только в домах, где недавно кто-то умер. Во дворе часто — под окном колядники окликали хозяина или исполняли первую «надворную», «подоконную» колядку у русских преобладала эта краткая, «надворная» форма колядования; местами существовал даже запрет впускать колядников в дом ; если хозяин приглашал их в дом, «околядовывали» каждого из домочадцев т. После обхода колядники делили между собой собранные дары, устраивали совместную трапезу, пляски болг.
Когда ходить колядовать в 2024 году: даты, традиции праздника +15 колядок
В уникальных нарядах, с песнями-колядками и шестом, на вершине которого величественно располагается основной символ праздника, участники этого обряда направляются в дома. В языческие времена на шесте возводилось солнце, а после принятия христианства — звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду. В наше время встречать колядующих принято сладостями, выпечкой и фруктами.
В разных поместных Церквях эти праздничные дни имеют и другие варианты наименования: «Двенадцать дней Рождества», «Святые дни», «Рождественские дни».
Святки часто ассоциируются со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова, причем происходящие из совершенно разных слоев общества.
Христианская традиция празднования святок была известна еще в IV веке, греческие христиане отдыхали, радовались и сугубо праздновали две недели после Рождества слово «святки» вероятно произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Бога и Рождение Христа. На Руси одной из любимых народных традиций во время Рождественских святок являлось колядование, изначально, впрочем, имевшее явно языческие корни. До нас дошли замечательные древние колядки — в селах на Украине и сейчас можно встретить носителей этой уникальной культуры.
Поют старинные колядки и в Сибири. В последнее время колядующих все чаще можно увидеть и в Центральной России, но обычно не в классических, а больше в театральных, фольклорных формах.
Но в наше время достаточно дождаться, когда стемнеет.
Для колядования нужно сделать восьмиконечную «путеводную» звезду можно из бумаги или из проволоки, украсить блестками или мишурой — символ Рождества. Постучавшись в дом, нужно обязатеьено спросить разрешения «поколядовать» и лишь затем начинать петь песни и рассказывать стихи. В колядках обычно желают добра и благополучия хозяевам, а за это получают сладости и монетки, которые хозяева должны положить или бросить в мешок.
Причем, считается, что, чем щедрее будут хозяева, тем благополучнее будет их жизнь в новом году. Колядовать ходят минимум по три человека, причём у каждого — своё предназначение: Главный среди колядующих — звездарь. Называют его так, потому что именно он несёт звезду, входит в дом первым и начинает петь колядку.
Чаще всего это парень с красивым и звонким голосом, который лучше всех знает текст колядок. Именно он и начинает свою песенку, а остальные должны подхватить ёе. Второй по значимости среди колядующих — звонарь.
По народным верованиям 14 января первым в дом должен войти мужчина, как ребенок, так и взрослый — это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни. Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик — всегда желанный гость. Зайдя в дом, они приветствует с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!