Главная → Новости / События → Новости → ЗАЧЕМ ОСВЯЩАТЬ СВЕЧИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ГРОМНИЦЫ)-2023: ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ТРАДИЦИИ, ЗАПРЕТЫ, ПРИМЕТЫ. встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Славянские праздники Зимоборье: Громница и дни Велеса у славян — 1-11 февраля Первые числа февраля — это одна из восьми важнейших точек Кологода годового цикла славянских праздников, олицетворяющая встречу Зимы с Весной.
В Могилевском районе воссоздали славянский праздник Громницы
Так, если на праздник был сильный мороз, это означало, что зима закончится не скоро. Звездное небо означало, что еще не скоро сойдут снега. Богатый урожай предвещала ясная погода, а хороший урожай пшеницы ждали если на праздник утром выпал снег. Громница в февраль подразумевала проведение еще одного интересного обряда. Люди занимались заклинанием солнца. Жители выходили из своих домов перед наступлением заката для общего заклинания. Следили за солнцем, если оно показывалось из-за марева, то холода скоро заканчивались.
Если же этого не происходило, то морозы продлятся еще долго. Празднование называли еще закличкой весны. Аналоги подобного торжества есть и у других народов. Например, сюда же можно отнести праздник древних кельтов под названием Имболк. Он, как и Громница сопровождается ритуалами связанные с омовением. Так к малышу приманивали здоровье и счастье.
Мама должна была привести в дом знахарку, и она делала выкуп конечно это проходило символически. Следовало передать малыша знахарке через окно, после этого она его возвращала, а на деньги, полученные за выкуп, приобретала свечи. Праздничные свечи Кроме действий с водой, праздник сопровождают важным атрибутом. Как уже было выше сказано это свечи. Их называли Громовая свеч или Громница. Изготовляли их, чтобы прославить богов.
У каждого народа из славян существовал отдельный ритуал, связанный со свечами. Например, у белорусов такие свечи связывались со священным, живым огнем. От этого свечу считали мужским символом. Здесь изготовлением такой свечи должен заниматься глава семейства.
Корми в Сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. На сретеньев день льды опятнает архангельск. Что сретенский мороз — пришёл батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос.
Если на Громницы петух из-под стрехи крыши напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы белорус. На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги белорус. Сретенье зима с летом встретились. На Сретение зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила. К Сретенью у дня больше света, у ночи меньше стужи. О погоде и урожае Какая погода на Сретенье, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно весна поздняя; если снег весна дождливая.
Тепло на Сретенье весна ранняя и теплая. Какой день на Сретенье, такового ожидай и на первый день Пасхи воронеж. Капель на Сретенье урожай пшеницы. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. В Сретеньев день снежок во всю весну дожжок. На Сретеньев день от воробья стена мокра. То есть начинает притаивать на стенах на солнечной стороне дома.
В одних местах появляющаяся в этот день оттепель предвещает худую и гнилую весну, в других считается признаком того, что будет хорош урожай пшеницы. На Сретение небо звездное — зима не скоро начнёт плакать, весна ожидается поздняя. Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних южн. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно.
Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает. Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон.
На Сретение небо звездное — зима не скоро начнёт плакать, весна ожидается поздняя. Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних южн. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает. Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно». Освящение громничной свечи-оберега. Ее изготавливают самостоятельно из пчелиного воска, в ближайшую субботу перед Громницей. Есть этнографические свидетельства, что в новейшее время свечи для изготовления громничной свечи покупали три самые большие церковные свечи, связывали между собой восьмеркой символ вечности , но это уже адаптация традиции. Суббота — день, связанный с культом предков, изготовляя ключ небесного огня именно в этот день, человек поступает "как предки наши делали и нам делать заповедали", "с прэдков вэку", подчеркивая связь поколений, преемственность владения знанием. Настоящая громничная свеча большая: 10 вершков 44 см в длину и три четверти вершка в толщину диаметр 3,5 см , или около того. Главный критерий таков: свечу можно спрятать за пазухой или в рукаве так чтобы не было видно, что она там есть. Свечу свечи несли освящать в храм. Там над ней читали пять соответствующих действу молитв освящение словом , три раза кадили очищающий дым, дуновение , окропляли святой водой, осеняли крестом кресение огонь и металл. Принесшие свечи, зажигали их под слова благословения. Потом тушили их переворачиванием фитиля вниз только так тушат громничные свечи и прятали за пазуху. По возвращении домой хозяин держал свечу, жена зажигала ее и выполняли обряд "агнистага крыжавання": глава семьи крестообразно опалял волосы на своей голове, а затем всем членам семьи по старшинству, конечно умеренно, без пожара и ожогов. Затем огнистыми крестами освящали и очищали все важные в хозяйстве вещи и домашних животных. Потом свечу тушили ритуальным способом. Громничную свечу обязательно хранили подальше от посторонних глаз в сундуке или в красном куту за образами и рушниками-набожниками. Ее зажигали: при первом выгоне и возвращении скота, зажинках, насыпании в закрома первого зерна и на Коляду, а так же гадали по ней, ее вешали фитилем вниз у дверного косяка хлева, чтобы защитить коров от ведьм на Купалу, как защиту от попадания в дом молнии. В семейных обрядах и прочих ситуациях: при рождении ребенка, отнимании его от груди, благословляют уходящих в армию, при сватовстве, облегчении мук умирающего, испугах, как защиту и оберег. Если свеча не истрачена за год, ее дожигают на Коляду и в дни перед Громницей.
У нее просили спасения и заступничества. О здоровье молились Пресвятой Богородице. Традиции Праздник у славян начинался накануне, с Великой вечерни. Утром проводилась литургия с освящением свечей, которые забирали домой. Сретение богато и другими традициями: В полночь набирали воду из трех колодцев. По своей силе она приравнивается к крещенской. Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день. В сумерках дети выходили на пригорок и напевали солнышку заклинание, призывая его показаться. Если оно перед закатом выглядывало — будет тепло, если нет — еще будут холода. Родители«продавали» ребенка. Малыша передавали через окно какой-нибудь посторонней старухе, получая взамен деньги.
ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!
- Громницы — народный праздник 15 февраля, обряды, приметы
- Смотрите также
- Другие книги автора:
- Славянский праздник Громницы
Громница. Ритуал три свечи
встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия. Празднование народного праздника Громница 15 февраля: главные традиции и обряды дня.
Откройте свой Мир!
Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях. Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов. Языческие и славянские праздники в августе 1 августа Медовый Спас Накануне праздника в каждом доме хозяйки собирали букет из растений — «маковейный цветок», каждая зелень в букете имеет значение оберега. Второе название этого праздника — Медовый Спас, в этот день пасечники по традиции приступали к сбору мёда. Считалось, что с этого дня пчёлы больше не собирают мёд, и соты в ульях наполняются до краёв. На столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и освещали фрукты и овощи. До этого дня необходимо было закончить все основные работы, связанные с уборкой урожая и перейти к севу озимых.
А до того, как Мать-Земля уснёт, нужно было поблагодарить её за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье 21 августа День Стрибога Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения — хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят — он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились. Осенние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в сентябре 2 сентября День памяти князя Олега Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый — Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно.
После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадение в спячку до весны. Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимичем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь. Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха — сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы. Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры.
Языческие и славянские праздники в октябре 01 октября Покров Матери-Земли Земля покрывается на зиму. Макошь засыпает до Сретенья. С этого дня Матушка Земля покрывается листьями и ложится отдыхать на всю зиму, вплоть до весны. Отныне тревожить её нельзя, все полевые работы закончились. Женщины выносят хлеб на своё поле и жертвуют его Макоше. Это седьмица, то есть помин происходит 7 дней. Почитание родоначальников, праотцов. День поминок родных, Дедов — духов Предков, улетевших в Ирий. В этот день готовят кутью, кашу, и приглашают к столу предков, дабы почтить их своей памятью. За обедом каждого блюда понемножку откладывают в отдельную тарелку и ставят к ней много ложек.
Стол убирать нельзя — все кушанья остаются на ночь, рядом нужно поставить миску с водой и полотенце, чтобы души умерших могли помыть руки и вытереть их. Если нужна помощь, после обеда семья обращается к предкам. Обращается хозяин дома, а хозяйка ставит свечи на Покутье. Особенно хорошо, когда за помощью обращаются малые дети. Тогда предки откладывают все дела и, если не могут сами помочь, просят помощи у родоначальников — самых дальних предков, которые возле Богов стоят. Ей приносились требы под кумиры на Алтаре или же на поля и в реки: сладкие булочки, монетки и пшеница как символ зажиточности. Также в этот день активировались заранее вышитые обереги для дома, символы и славянские амулеты-украшения. Языческие и славянские праздники в ноябре 25 ноября День Марены В последние дни осени Марена окончательно выгоняет Ярилу и накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержит в себе радости. Люди примиряются с фактом и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой.
Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шепоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы. Языческие и славянские праздники в декабре 3 декабря День памяти богатыря Святогора В этот день славянами вспоминается и почитается богатырь-великан Святогор, принесший Руси большую пользу в борьбе с печенегами.
Традиции Праздник у славян начинался накануне, с Великой вечерни.
Утром проводилась литургия с освящением свечей, которые забирали домой. Сретение богато и другими традициями: В полночь набирали воду из трех колодцев. По своей силе она приравнивается к крещенской.
Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день. В сумерках дети выходили на пригорок и напевали солнышку заклинание, призывая его показаться. Если оно перед закатом выглядывало — будет тепло, если нет — еще будут холода.
Родители«продавали» ребенка. Малыша передавали через окно какой-нибудь посторонней старухе, получая взамен деньги. Затем женщина возвращала его со словами «Живи на мое счастье».
На вырученные деньги покупали свечи.
Само название праздника говорило об ожидании весны с её первыми грозами. В костёлах светили свечи — громницы. Во время грозы такую свечу зажигали и ставили на окно для защиты от удара молнии. Детям, а в старину и взрослым, такой свечой подпаливали волосы с четырёх сторон головы, чтобы они не боялись грома. Детям прижигали волосы и для того, чтобы не боялись волков. Свечу, обвязанную прядью льна, святили, считая, что это способствует хорошему урожаю льна. В этот день гадали о будущем урожае: «Если на Громницу ясно, в амбаре будет тесно» польск. Дымом от громничной свечи изображали на дверях избы или на потолочной балке крест, чтобы зло не могло войти в дом [27]. В конце XIX века поляки на Громницы зажигали столько свеч, сколько в семье членов: считалось, чья свеча потухнет раньше, тот и умрёт скорее [28].
В польском Поморье плотно закрывали окна и двери хлева, чтобы домашние животные не видели солнца, иначе во время весеннего выпаса они будут болеть. Если было солнечно — домашнюю птицу не выпускали на улицу. Поляки считали, что лучше волка увидеть в стаде овец, чем солнце на Громницы. Чехи и поляки верили, что на Громницы первый раз должен запеть жаворонок. Известна польская легенда о встрече Громничной Богородицы с волком. В холодную февральскую ночь за Девой Марией крался волк. Этого волка искали крестьяне, чтобы убить. Встретив на дороге Богородицу, крестьяне спросили её — не видела ли она волка. Она ответила, что не видела, и не выдала волка. Затем Божья матерь предложила им поискать волка в своих сердцах и отправила по домам.
Когда после этих слов крестьяне ушли, из-под её пальто высунулась голова волка. Богородица отругала его, но не смогла выдать волка, так как его страдания тронули её сердце [30]. У поляков существовало поверье, что Божья Матерь Громничная, и её атрибут «громничная свеча» — защищают от волков [31]. Болгарские Трифунцы[ править править код ] На юге Болгарии кое-где в этот день делали прогнозы погоды на предстоящий год, а также старались предугадать урожай. На западе Болгарии характерно празднование первых трёх дней февраля, которые назывались трифунцами в честь св. Считалось, что в эти дни бесятся волки, и поэтому их называют ещё «волчьими праздниками». В народе возникло множество запретов: имя волк старались не произносить, чтобы он не наделал вреда.
Эти свечи изготавливают только женщины, особенно девушки. В Обычае святорусов — громницы состоят из трех переплетенных в «косу» свечей, которые расходятся сверху маленьким Триглавом — символом триединства Нави, Яви и Прави, строения Вселенной. Такие свечи всяко украшались лентами и другими девичьими игрушками. Громовые свечи обладают особой магической силой, с их помощью можно проводить обряд Очищения и Исцеления. Громничные Стретенские Свечи можно использовать: Чтобы улучшить благосостояние. Используют для легкого перехода в другой мир для умирающего человека. Свечой очищают стены дома для защиты пространства. Огнем такой свечи обносят дом для энергетической защиты и благословения. Зажигают перед началом большого дела. Если хотят поддержать близкого человека в пути или если он находится далеко. Для гармонизации своей земли и окружения, чтобы остановить ряд неудач. Для установления порядка, мира, согласия в семье после ссор и трудных разговоров. Стретенскую свечу можно создавать для решения проблемы.
Громница: традиции праздника, обряды и ритуалы
Среди древних славянских праздников особенной важностью пользовалась Громница. Славянский праздник Лельник: значение. В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия. когда открываются границы между Мирами. когда открываются границы между Мирами.
2 февраля Громница: как празднуем?
Лишь в некоторых районах России отмечают традиции праздничных гуляний в этот день и описывают лишь гуляния молодежи по улице с песнями, без вечерних посиделок и праздничных игр. Записей не найдено. Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне.
Для ритуала нужно набрать воды в ёмкость и проговорить над ней свою просьбу или желание. Как правило, в Громницу просят об исцеление, очищении и богатстве на весь грядущий год. С помощью этой воды нужно умыть лицо и руки, а затем, используя её убраться в доме. После проведение ритуала, нужно выйти на улицу, взяв с собой несколько монет и бросить их в ближайший водоём в качестве откупа.
Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство. Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Перуница первая помощница бога перуна «Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, крышень — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана! Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины , которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая. Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля.
На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних южн. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает. Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно». Освящение громничной свечи-оберега. Ее изготавливают самостоятельно из пчелиного воска, в ближайшую субботу перед Громницей. Есть этнографические свидетельства, что в новейшее время свечи для изготовления громничной свечи покупали три самые большие церковные свечи, связывали между собой восьмеркой символ вечности , но это уже адаптация традиции. Суббота — день, связанный с культом предков, изготовляя ключ небесного огня именно в этот день, человек поступает "как предки наши делали и нам делать заповедали", "с прэдков вэку", подчеркивая связь поколений, преемственность владения знанием. Настоящая громничная свеча большая: 10 вершков 44 см в длину и три четверти вершка в толщину диаметр 3,5 см , или около того. Главный критерий таков: свечу можно спрятать за пазухой или в рукаве так чтобы не было видно, что она там есть. Свечу свечи несли освящать в храм. Там над ней читали пять соответствующих действу молитв освящение словом , три раза кадили очищающий дым, дуновение , окропляли святой водой, осеняли крестом кресение огонь и металл. Принесшие свечи, зажигали их под слова благословения. Потом тушили их переворачиванием фитиля вниз только так тушат громничные свечи и прятали за пазуху. По возвращении домой хозяин держал свечу, жена зажигала ее и выполняли обряд "агнистага крыжавання": глава семьи крестообразно опалял волосы на своей голове, а затем всем членам семьи по старшинству, конечно умеренно, без пожара и ожогов. Затем огнистыми крестами освящали и очищали все важные в хозяйстве вещи и домашних животных. Потом свечу тушили ритуальным способом. Громничную свечу обязательно хранили подальше от посторонних глаз в сундуке или в красном куту за образами и рушниками-набожниками. Ее зажигали: при первом выгоне и возвращении скота, зажинках, насыпании в закрома первого зерна и на Коляду, а так же гадали по ней, ее вешали фитилем вниз у дверного косяка хлева, чтобы защитить коров от ведьм на Купалу, как защиту от попадания в дом молнии. В семейных обрядах и прочих ситуациях: при рождении ребенка, отнимании его от груди, благословляют уходящих в армию, при сватовстве, облегчении мук умирающего, испугах, как защиту и оберег. Если свеча не истрачена за год, ее дожигают на Коляду и в дни перед Громницей. Кусочек ее кладут в воск для новой свечи. Вообще огарки и кусочки воска не выбрасывают, их используют для лечения, изготовления амулетов, хорошо брать их с собой в дорогу, огарки зажигают при начале каких-либо рукоделий: плетения сетей, начале прядения ниток, закладки навоя для рушника, вышивке, шитье рубахи; очищали светом и дымом громничной свечи больного лихорадкой, одновременно читая заговор.
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
это один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался он славянами 1-2 февраля. встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Праздник Громницы, одно из ярких событий славянской культуры, сопровождается множеством традиций, символов и обрядов, среди которых особое место занимают громничные свечи.
2 февраля: Славянский праздник Громница
Празднование народного праздника Громница 15 февраля: главные традиции и обряды дня. Этот Славянский Ведический праздник посвящен Додоле – Перунице. Его празднуют 2 февраля, через 40 дней после Рождества Божича Коляды. Громница — Сретение считается единственным зимним днем, когда случается первая гроза.
Громницы — народный праздник, который отмечают 15 февраля
В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы.
Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу. В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см.
В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян. До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление.
Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая. Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы.
Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.
Народный праздник Красная горка. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими после сбора и обработки информации из открытого доступа.
Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию. В дохристианские времена у восточных славян весной отмечался целый ряд праздников, посвященных встрече весны. Это и Громница Сретенье — самая первая встреча Зимы и Весны друг с другом , и Масленица проводы Зимы , и Сороки заклички Весны , и еще множество других. В рамках каждого внимание уделялось каким-то определенным аспектам и обрядам, но глобально их общая суть — приветствие возрождения Природы и Жизни после полугодового зимнего сна Смерти. Когда Весна уже окончательно вступает в свои права и находится, если можно так выразиться — на пике, отмечался большой праздник девушек отдельно и юношей отдельно : Лельник и Ярило Вешний. А завершался он совместными гуляниями и нередко — заключением новым брачных союзов.
Со временем они трансформировались следующим образом: женский Лельник превратился в Красную Горку и стал плавающим, привязанным к христианской Пасхе; сегодня считается «народным названием первого воскресенья после Пасхи. Из этого мы можем заключить, что в древности Лельник — который всегда на день предшествует Яриле, отмечался 22 апреля по старому стилю или 5 мая по новому. Применительно к дохристианским праздникам более «ранняя» дата по старому стилю когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали. Лельник — суть и смысл праздника По сути Лельник или Ляльник — это некоторый славянский аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Девичий праздник, соответствующий процессам активного возрождения всего и вся в природе — возвращение перелетных птиц, первые дожди, появление первоцветов, гудение жуков и проч. Таким образом, он был связан с полноправным приходом весны, а по дате предшествовал Юрьеву дню Яриле Вешнему — первому выгону скота в поле или Паске.
Весна священная Считалось, что с приходом богини Весны Лели Мать Сыра Земля окончательно пробуждалась от зимнего сна и напитывалась вешним теплым солнышком. Торжество сопровождалось обрядами зазываниями весны-девицы , песнями, прятками, кострами.
Поделитесь этой новостью: Хотите, чтобы о вашей проблеме, новости или событии узнали люди? Сообщите нам: Telegram , WhatsApp , Viber. Найти на сайте.
Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения Поделитесь статьей: Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
А еще это единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло». День посвящался жене Перуна Додоле-Маланьице Молнии — богине молнии и кормления детей. Громница в разгар зимы напоминала о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну. Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков.
Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы.
Неведомый праздник природы «Громница»
Этот Славянский Ведический праздник посвящен Додоле – Перунице. Его празднуют 2 февраля, через 40 дней после Рождества Божича Коляды. Сретенье, Громницы — славянский народно-христианский праздник в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа, отмечаемый 2 (15) февраля. Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Что за праздник такой Громница, и почему этот день выпадает на зимний месяц февраль?