Игра в шахматы требует предельной внимательности, способности глубоко анализировать и быстро находить оптимальные стратегии. Об этом не понаслышке известно главному герою фильма Анатолию Карпову — талантливому молодому шахматисту. По давней традиции новогодний кинопрокат расчищают от голливудского кино и показывают продукцию отечественных киноделов. Хабенский в роли Корчного. – Все актёры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьёзную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали и разбирали партии с тренерами-консультантами. уже огромный плюс; актёрская игра Константина Хабенского. «Чемпио́н ми́ра» — российская историческая спортивная драма 2021 года режиссёра Алексея Сидорова. Фильм рассказывает о шахматном поединке за звание чемпиона мира между.
Кино про шахматы. Там есть колдуны, мерзкий персонаж Хабенского и минимум советского пафоса
Содержание фильма «Чемпион мира». Какие актеры снимались. Опубликован трейлер фильма «Чемпион мира». В основу легла реальная история. Картина расскажет об одном из легендарных поединков в истории шахмат. Советуем посмотреть: трейлер фильма «Чемпион мира» — Федерация шахмат Свердловской области. Вышел первый трейлер «Чемпиона мира» с Хабенским о знаменитом «политическом» шахматном матче Первые кадры «Чемпиона мира» с Янковским и Хабенским. В центре сюжета – противостояние за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым, защищающим титул, и возрастным претендентом на него Виктором Корчным (Константин Хабенский).
Кино про шахматы. Там есть колдуны, мерзкий персонаж Хабенского и минимум советского пафоса
Для новогоднего проката приберегли фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» о знаменитом матче на первенство мира по шахматам между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, состоявшемся в 1978 году. Название фильма с Хабенским про шахматы. Компания «Централ Партнершип» выпустила трейлер драмы «Чемпион мира» с Константином Хабенским («Огонь») и Иваном Янковским («Топи») в главных ролях. Вы можете посмотреть фильм «Чемпион мира» онлайн на сайте НТВ Плюс ТВ. Режиссёром выступил Александр Андрющенко. Ранее писал, когда Хабенский отвлечётся от своей театральной карьеры ради возвращения в кино. Я очень благодарен Федерации шахмат России, нашему консультанту Дмитрию Олейникову (куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук — прим.
«Чемпион мира» (2021)
На самом деле это не выдумка сценаристов, а факты. Советские чиновники всерьез верили, что магия работает, не сомневался в этом и Корчной, который позже писал в биографии: «Психологическая активность Зухаря дала отличные результаты. В его присутствии близ сцены Карпов выиграл пять партий, а проиграл одну, в его отсутствие — счет 4:1 в мою пользу! Я понял это и в ответ позвал своего парапсихолога — профессора психологии из Военно-медицинской академии полковника Владимира Зухаря, надеясь, что тот «задавит» конкурента. Но мои надежды не оправдались». Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже — после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера. Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата. В минимуме грубых выдумок — еще одно отличие «Чемпиона мира» от других российских фильмов о спорте. Показали противостояние маленького Валерия Харламова и быка — очевидно, тоже выдуманное. Придумали скандалы с женой из ничего. Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев честно сказал мне : «Мы делаем миф.
Сценаристы, продюсеры и режиссер конструируют историю, чтобы показать характер каждого из героев. А он не проявляется в документальной хронике». В фильме про Карпова и Корчного хронология сохранена, конфликт между героями развивается естественно Корчной ненавидит СССР и лично Карпова за поражение в турнире претендентов; Карпов любит себя и победы , а сцены, которые в другой ситуации нагло выжимали бы слезу в стиле Сарика Андреасяна, поданы на удивление деликатно. Например, смертельная болезнь отца Карпова он действительно болел и умер на следующий год не навязывается зрителю как главное испытание матч для фанатика важнее , а подается, чтобы дополнить портрет гроссмейстера и напомнить, в каком стрессе он находился на Филиппинах. Разрыв с женой — еще один штрих к портрету одержимый эгоист и важная зацепка на будущее. Жена помогла Анатолию в решающий момент матча, что удивительно для нашего кино. Обычно второстепенных героев бросают на полпути, делая вид, что они не существовали. Как показали шахматы: динамично, понятно, с интригой Российские режиссеры в целом научились снимать спорт, но интересно показать шахматы казалось чем-то нереальным.
Чуть ли не единственным популярным героем-шахматистом в кино стал Бобби Фишер — потому что эксцентрик и безумец. Когда Сидоров пытается компенсировать статичность игры анимационными вставками — фигуры оживают и вступают в буквальное, наподобие рыцарских турниров, сражение, выходит неловко, эта «последняя дуэль» проигрывается из-за наивной компьютерной графики начальные титры, например, пытаются имитировать вступления к «бондиане», но выглядят в лучшем случае рекламой нижегородского банка начала нулевых. Выручает человеческий фактор: динамичный, грамотно выстроенный из проверенных драматургических блоков сценарий Сидорова и отменные артисты. Относиться к «Чемпиону мира» как к серьёзной исторической хронике было бы странно; я по возрасту застал звёздные годы Карпова, помню его совсем не героическую внешность и своеобразный высокий голос — конечно, сильно польстили Анатолию Евгеньевичу, пригласив на роль красавчика Янковского. Есть и другие сторонние «расперчители» — вроде экстрасенсов, которых якобы подверженный мистике Корчной пытается усадить в первый ряд для воздействия на мозг противника. Экстрасенсы как раз к месту, потому что «Чемпион» — полноценный кинокомикс о встрече двух мифологических супергероев. Один, по определению, хороший, «наш», сомнений в том, за кого болеть, не возникает; и даже при том, что результат известен, брошенная Градовым фразочка «Как бы нас сейчас не закорчнили», вызывает трепет. Другой — плохой и злой; тут даже современники событий подсобили, дав Корчному прозвище Злодей.
Но и Янковский, и Хабенский — артисты выдающиеся, играть шаблоны не смогли бы, даже под дулом Т-34; их экспрессия, неврозы, психофизика не достижимы для Спайдермена и всей бригады Вечных ; тут комикс обретает жизнь и не постижимую умом душу. Сидоров знает, что и боги, и дьяволы кино кроются в деталях: рифмует кровь из носа с грозой, заставляет пальцы сохраняющего видимое хладнокровие министра Градова ломать карандаш и выстраивает цепкую визуальную параллель между шариковыми ручками соперников и карандашиком умирающего отца Карпова Виктор Добронравов , которым он записывает те же судьбоносные ходы. Есть толика комизма, возложенная на характерный персонаж Виктора Сухорукова; ему же доверена и отвечающая реалиям уже сегодняшнего времени реплика «Латыши сильны в дебютах, украинцы — мастера осложнений». Есть намёк на мелодраму — отношения Карпова с женой-балериной Диана Пожарская. О тёмных сторонах «совка» — мелким шрифтом: ну, маячит за спиной советской делегации чекист в штатском, и готовят отделы спорткомитета очернительские материалы про Карпова — на случай проигрыша. Однако в целом «Чемпион» эксплуатирует всё ту же ностальгию по советскому уюту и советскому величию, и главным психологическим прессом для Карпова — не тоталитарный диктат, а блины с икрой; и кодой — песня Аллы Пугачёвой «Арлекино». Можно, конечно, возмутиться реставрации СССР, но лучше процитировать совсем другого героя русской культуры: «Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее».
Главная идея фильма, по его мнению, состоит в том, чтобы найти «кристальную ясность шахматного состязания в тумане эмоций, амбиций и страстей». Премьера экшн-драмы «Чемпион мира» назначена на 30 декабря 2021 года. Ранее в Москве первым зрителям представили фильм режиссёра Владимира Аленикова «Небесная команда». О том, как прошёл показ, читайте по ссылке.
Легендарный поединок: фильм "Чемпион мира" вышел в прокат с 30 декабря
В конце 2023 года на российские киноэкраны выйдет фильм режиссёра Александра Андрющенко "Сто лет тому вперед", снятый по книге Кира Булычёва. Трейлер фильма был опубликован на YouTube-канале "Central Partnership". Карпова играет Иван Янковский, Корчного – Константин Хабенский. Иван Янковский и Константин Хабенский сражаются в легендарном шахматном поединке. 1978 год. В филиппинском городе Багио проходит Чемпионат мира по шахматам.
«Чемпион мира»: нижегородцы одни из первых посмотрели фильм о поединке великих шахматистов
Все ключевые роли в фильме исполнили знаменитые актеры. Впервые Хабенский и Янковский сложили актерский дуэт в фильме «Огонь». Сейчас их персонажам предстоит серьезное противостояние.
Тем более, что в 1972г. Встал вопрос о возвращении шахматной короны в СССР, но Фишер не стал играть с Карповым: испугался он или сломался — мнения разные. Так или иначе, следующее противостояние, Карпов — Корчной, снова решало вопрос, останется ли в СССР шахматная корона, признанный тогда показатель интеллектуального уровня страны.
Корчной в свое время не стал чемпионом мира, потому что ему пришлось пропускать вперед своих более талантливых и «удачливых», как сказали бы болельщики Корчного, коллег. Когда он понял, что наступил решающий момент, чтобы стать чемпионом мира в возрасте чуть за 40 шахматист в то время имел для этого прекрасные шансы , к Олимпу взлетел Анатолий Карпов. Он обыграл Корчного в финальном матче претендентов и забрал корону у Фишера. Его, молодого, амбициозного, очень талантливого, поддерживала советская шахматная федерация, и это оказывало на Корчного сильное психологическое воздействие. Он был человеком мнительным и внушаемым, ему начало представляться, что против него работает весь советский политический аппарат.
И тогда Корчной решил бежать на Запад. За рубежом Корчной заручился поддержкой самых разных сил: ему помогали парапсихологи, сектанты, представители спецслужб. Корчной боролся с противником, создавая невероятное психологическое напряжение вокруг шахматного поединка. Даже весьма именитые игроки не выдерживали, ломались, но Карпов умел контролировать и себя, и ход событий на доске. С Карповым на матч приехала хорошая команда, которая как могла разгрузила его для игры, взяв психологическую войну на себя.
Кроме того, противостояние Карпов — Корчной — это противостояние двух разных взглядов на шахматы, столкновение двух разных стилей игры. Более простой и чистый стиль Карпова против более сложного, создающего хаос на доске, стиля Корчного. Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария Наша первая встреча с Анатолием Евгеньевичем Карповым по-настоящему вдохновила. Мы приехали к нему в Думу, долго его ждали с важного совещания. Когда он пришел, мы стали общаться так, будто знакомы миллион лет.
Я только чуть позже понял, что он, как только дверь открыл, так сразу, с первого взгляда — вжик! Анатолий Евгеньевич очень нам помог, направлял нас. Мы пытались разговорить его и с Леонидом Эмильевичем Верещагиным, и потом с актерами, но Карпов очень закрытый человек, за его обаянием и дружелюбием скрывается броня. Несмотря на это, мне кажется, мы все-таки смогли почувствовать энергетические векторы, которые помогли построить образ. Закрытость — это же обратная сторона ранимости.
Поэтому с Иваном Янковским мы и стали двигаться в ту сторону. На съемочной площадке Карпов не был, все общение происходило на этапе подготовки. Он прочитал сценарий, что-то посоветовал, что-то предложил. Например, бой петухов появился в картине благодаря его воспоминаниям. Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать.
Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили полтора часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия.
Меня поразила любовь Анатолия Евгеньевича к игре. Причем, как рассказал гроссмейстер Даниил Дубов, Карпов не только в шахматы любит играть, но и в биллиард, и даже в «шарики» на планшете. Страсть к игре, воля к победе — это очень важное качество настоящего чемпиона. И, безусловно, умение правильно расставить приоритеты, разграничить игру и жизнь. Когда ты точно понимаешь, ради чего ты живешь, а что остается игрой, тогда тебе легче принимать решения и выбирать правильное направление.
Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли Анатолий Евгеньевич, но тот матч, то, каким мы пытались воссоздать его в картине, — это суровое испытание. Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ.
Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны. И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта. И здесь подобная история: мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил себя не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него сама игра, не результат.
Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова До съемок я знал, что был такой матч. Но больше все-таки мне была знакома история противостояния Карпова и Каспарова. Что всегда поражало в шахматистах — это, например, их способность одновременно играть по памяти с огромным количеством соперников, а потом, уходя, допустим, портфель забыть. С присказкой «ой, памяти совсем нет». Это, конечно, феноменальные люди.
Совершенно особая плеяда спортсменов. Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина Про эту историю ничего не знал, но это оказалось очень интересным! Знал только Карпова. Причем буквально через несколько дней после первого разговора с режиссером я встретил Карпова на торжественном приеме в Москве. Я к нему подошел и сказал, что буду играть Василия Брыкина.
Мы поговорили про персонажа. Про Корчного я даже не слышал, к своему стыду. Хотя знаю про других наших прославленных гроссмейстеров. ДЕБЮТ: кастинг и подготовка к съемкам Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария Я вообще не мог представить, кто из артистов способен воплотить такие объемные и сложные по рисунку образы. Тем более, единственный шахматный фильм, который я видел, — это «Гроссмейстер» с Андреем Мягковым в главной роли.
Как режиссеру мне было очевидно, как старательно играет Мягков. Он именно играет. Когда в кадре появился Корчной, то он Андрея Васильевича просто раскатал, потому что Корчной играл самого себя, гроссмейстера, он просто жил в кадре. Сложность в выборе актеров — это был один из важных факторов, который меня останавливал, чтобы пойти в проект. Константин Юрьевич довольно быстро появился на горизонте, но я опасался, что ему помешают его мягкость и доброта.
А ведь в Корчном, хотя он был, безусловно, обаятельным человеком, все же присутствует темная энергетика. Хабенский согласился попробоваться — и его никто не узнал на пробах! Люди, которые его давно знают, говорили: «Как будто он кого-то подселил к себе». С ним невозможно было разговаривать, он выглядел по-другому, вокруг него как будто было электричество. Все сразу стало понятно.
Константин — феноменальный актер и человек! Одна роль, казалось бы, была спасена, но ему же нужно было противопоставлять героя. И я очень благодарен Ване за то, что он бесстрашно бросился на амбразуру, я бы сказал, на дыбу построения такого сложного характера, как Карпов. Такую самоотверженность у артистов я встречал нечасто. Ваня серьезно погружался в образ: встречался с шахматистами, играл в шахматном клубе и на шахматном сайте, втягивался в эту атмосферу.
Он старался, чтобы все было правильно даже в мельчайших деталях. В этом смысле он даже превзошел Константина Юрьевича: у Хабенского руки чуть-чуть все-таки остались не гроссмейстерскими — иногда видно, что взятие фигуры шероховато. Дмитрий Олейников, консультант фильма Актеры, играющие шахматистов, почти все умеют играть и любят шахматы. Но тем не менее они не шахматные профессионалы, и по ходу съемок им пришлось многому учиться. Мы встречались и подолгу беседовали.
С Константином Хабенским, к примеру, мы разговаривали о его герое больше часа. С теми актерами, кто знает игру достаточно поверхностно, мы даже занимались шахматами; с теми, кто умеет играть, отрабатывали детали: как берутся фигуры, как делается рокировка, как шахматист сидит за доской, как он нажимает на часы, записывает ход и так далее. В отдельные дни мы проводили репетиции, чтобы понять, как шахматисты общаются между собой, когда обсуждают партии. Иногда по просьбе актеров приходилось выяснять мелкие детали, которые были важны для комфортного актерского существования в кадре.
Кажется, Долин плохо помнит другие российские фильмы о спорте. Агитка тоже очень зрелищная — «Движение вверх», где победу над американской молодежью подали как великий триумф, а ужасы советской системы показали с юмором. В «Льве Яшине» были накачки от чиновников, в «Белом снеге» — пафос и патриотизм.
В «Чемпионе мира» ничего этого нет за исключением нескольких сцен, причем такой минимум оправдан: матч Карпова и Корчного в 1978-м действительно воспринимался как противостояние советского и западного мира. В остальном фильм режиссера Сидорова — драма о двух людях: неидеальных и одержимых. В нем нет деления на плохих и хороших. Карпов — совсем не советский человек. Высмеивает начальство на собраниях, думает лишь о себе уничтожил коллег по команде, которых сам и позвал на Филиппины; сказал жене, что шахматы любит больше; бросил, когда попыталась отговорить от матча , ценит только игру и отца. Корчной — совсем не злодей. Хабенский создал неприятного, дерганного и закомплексованного человека ел хот-дог прямо во время матча, мешая сопернику; нанимал магов и колдунов; выводил соперника из себя оскорблениями за доской , чем идеально оттенил Янковского, которому дали больше экранного времени.
При этом такому Корчному сочувствуешь, а через актерскую подачу понимаешь причины отъезда: для СССР он оказался слишком ярким и неудобным, хотя гениальным и тоже влюбленным в шахматы. В рецензии Долин троллил режиссера за включение в фильм хиппи, психологов и экстрасенсов, которые помогали Корчному и отчасти Карпову. На самом деле это не выдумка сценаристов, а факты. Советские чиновники всерьез верили, что магия работает, не сомневался в этом и Корчной, который позже писал в биографии: «Психологическая активность Зухаря дала отличные результаты. В его присутствии близ сцены Карпов выиграл пять партий, а проиграл одну, в его отсутствие — счет 4:1 в мою пользу! Я понял это и в ответ позвал своего парапсихолога — профессора психологии из Военно-медицинской академии полковника Владимира Зухаря, надеясь, что тот «задавит» конкурента. Но мои надежды не оправдались».
Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже — после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера. Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата.
Фильм посвящен судьбе, принятии вызова, ответственности, семье, ценностям. Постановщик назвал «Чемпиона мира» «человечным кино». Режиссер Алексей Сидоров «Т-34», «Бой с тенью» работал и над сценарием проекта.
Фильм основан на реальных событиях. В 1976 году Виктор Корчной 1931-2016 участвовал в турнире в Амстердаме, с которого не вернулся. Он попросил политического убежища в Нидерландах.
Режиссёр «Т-34» начал съёмки фильма о легендарном шахматном поединке между Карповым и Корчным
Ленту хвалят и взрослые, и дети. Спецэффекты хорошие. Некоторые трюки исполняли сами актёры. Главные герои живут в разных мирах, но вместе должны отвоевать у космических пиратов Вселенную, восстановить ход времени и обрести самое дорогое — любовь и дружбу.
И стилизовали его неплохо, и сюжет динамичным вышел. А музыка тут вообще шикарная, очень хорошо передает атмосферу конца 70-х мне кажется. Ну а насчет Ивана - тут вопрос...
Хотя это уже зависит от личности актёра. А не от актёрского мастерства. Янковский-старший, думаю великолепно сыграл бы и сдержанность...
После проигрыша Карпову в претендентском матче в 1974 году Корчной негативно высказался о победителе в интервью: по словам гроссмейстера, он уступил из-за «давления сверху». Советский спорткомитет жестоко отреагировал на это заявление — коллеги опубликовали против Корчного коллективное письмо, ему уменьшили стипендию и запретили выезд за границу. В 1976 году шахматиста лишили звания заслуженный мастера спорта СССР.
Давление со стороны соотечественников побудило его покинуть страну в поисках политического убежища. В Нидерландах спортсмену отказали в гражданстве, но дали вид на жительство. В 1978 году на Филиппинах состоялась легендарная встреча Корчного и Карпова за звание чемпиона мира, которой будет посвящена лента студии Михалкова. Корчной уступил решающую партию сопернику, который на 20 лет моложе его, и проиграл со счётом 5:6. Их следующая встреча на чемпионате мира состоялась в 1981 году в Италии, где Корчной снова уступил Карпову. После отказа в Нидерландах гроссмейстер получил швейцарское гражданство и поселился в городе Волен.
В рулетке рассказывают об одном из самых драматичных шахматных поединков: матче за звание чемпиона мира между действующим обладателем этого титула Анатолием Карповым Янковский и гроссмейстером Виктором Корчным Хабенский. Последний эмигрировал из СССР за несколько лет до состязаний. В трейлере показывают, как Корчной просит политического убежища, напряженную подготовку к матчу на Филиппинах, а также первую встречу Карпова и Корчного, каждый из которых готов сражаться до конца.
«Чемпион мира»: премьера фильма в Москве
Я застал этот поединок. Это была уникальная атмосфера, когда шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу. Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное. И ещё, помню, фамилия — Корчной — казалась мне злой по звучанию, — вспоминает Алексей Сидоров. Несмотря на такие воспоминания, в шахматы режиссер играл мало. Поэтому писать сценарий для фильма было непросто. Он советовался в с Анатолием Карповым, перечитал все книги Карпова и Корчного, пересмотрел видео знаменитых шахматных турниров и великолепно передал шахматную атмосферу. Впрочем, по словам режиссёра, главное в фильме — не шахматы.
Это человечное кино, — подчеркнул режиссёр, представляя свой фильм на премьере в Москве. Показ прошел в кинотеатре «Небо» за 4 дня до премьеры Фото: Александр Воложанин Фотобанк Состав у фильма по-настоящему звёздный. Нижегородцам фильм представил исполнитель одной из главных ролей Виктор Добронравов, который поделился подробностями съёмок. Герой Добронравова — сотрудник КГБ, который едет с юным Карповым в Багио в составе команды гроссмейстера и отвечает за вопросы безопасности. Погрузившись в мир шахмат, он открывает для себя удивительных людей — увлечённых и готовых на всё ради победы для своей страны. Я со времён Советского Союза не могу вспомнить фильм, в котором бы было такое количество любимых народом артистов, и сюжет, который держит с первой до последней минуты. Это как в фильме «Движение вверх».
Мы же знаем, что Советский Союз победил в том матче, и это не мешало с замиранием сердца смотреть этот фильм.
В Нидерландах спортсмену отказали в гражданстве, но дали вид на жительство. В 1978 году на Филиппинах состоялась легендарная встреча Корчного и Карпова за звание чемпиона мира, которой будет посвящена лента студии Михалкова. Корчной уступил решающую партию сопернику, который на 20 лет моложе его, и проиграл со счётом 5:6. Их следующая встреча на чемпионате мира состоялась в 1981 году в Италии, где Корчной снова уступил Карпову. После отказа в Нидерландах гроссмейстер получил швейцарское гражданство и поселился в городе Волен. В 1990 году был реабилитирован и приглашен обратно на родину, но отказался от этого предложения, продолжая выступать за Швейцарию на международных соревнованиях. Корчной скончался в 2016 году в возрасте 85 лет, и на момент смерти был старейшим играющим шахматистом в мире. Идеи и разработки спортсмена вошли в современные варианты шахматных методик. Также он является автором нескольких книг.
Есть толика комизма, возложенная на характерный персонаж Виктора Сухорукова; ему же доверена и отвечающая реалиям уже сегодняшнего времени реплика «Латыши сильны в дебютах, украинцы — мастера осложнений». Есть намёк на мелодраму — отношения Карпова с женой-балериной Диана Пожарская. О тёмных сторонах «совка» — мелким шрифтом: ну, маячит за спиной советской делегации чекист в штатском, и готовят отделы спорткомитета очернительские материалы про Карпова — на случай проигрыша.
Однако в целом «Чемпион» эксплуатирует всё ту же ностальгию по советскому уюту и советскому величию, и главным психологическим прессом для Карпова — не тоталитарный диктат, а блины с икрой; и кодой — песня Аллы Пугачёвой «Арлекино». Можно, конечно, возмутиться реставрации СССР, но лучше процитировать совсем другого героя русской культуры: «Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее».
А Карпов-Янковский — действительно, отличный парень; на требование власти «покарать хулигана» отвечает: «Я просто выиграю».
Мистики на самом деле много — так много, что порой кажется, спецэффектами закрывают сценарные провалы. Где можно было показать напряжение за счёт действий самих героев, зрителей просто отправляют в фэнтези. Это должно работать на полное погружение в процесс игры, но напряжение чувствуется куда сильнее в сценах, где герои закрыты в пространстве одного зала.
Константин Хабенский отлично попадает в нарисованный образ Корчного, раздражая и отталкивая зрителя в большинстве сцен. Иван Янковский выглядит приличным и чистым парнем со сложной судьбой и ответственностью перед своей страной. Этакий советский герой, который был нужен своему государству. Фёдор Добронравов в роли отца Карпова кроток и мудр, оттого и всё происходящее с ним как-то щепетильно трогает. Вот, что про фильм думает Юля Андрианова, координатор 2х2.
Зрителю не составит труда заметить, где завершается дебют, нарастает драма в миттельшпиле, в какой момент ставится безоговорочная точка эндшпиля. Да и сами персонажи — это чёткие аллюзии на шахматные фигуры. Очень ясно это видно по жене гроссмейстера Карпова, ведь если в начале фильма она явно лишь пешка в его руках, которую он, не задумываясь, оставляет в Москве, то в конце истории он сам выводит её в ферзи.
Календарь событий
- Вышел трейлер фильма «Чемпион мира» с Хабенским и Янковским
- Другой мир
- На «Приме» стартует сериал с Хабенским и Пореченковым - Афиша Красноярска
- Чемпион мира Фильм (2021) смотреть онлайн
Фильм Чемпион мира смотреть онлайн
Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия». Старания Янковского по достоинству оценила вся команда, но особенной похвалы актер удостоился от режиссера. В этом смысле он даже превзошел Константина Юрьевича: у Хабенского руки чуть-чуть все-таки остались не гроссмейстерскими — иногда видно, что взятие фигуры шероховато», — отмечает Сидоров. Однако соперничества между Янковским и Хабенским на площадке так и не возникло: сказался в том числе и опыт предыдущего сотрудничества на съемках.
И здорово то, что у нас совершенно разные роли в «Огне», где мы встречались до этого, и в «Чемпионе мира». Конечно, он человек-праздник. В момент сцены он всегда держит персонажа, в момент перерыва умеет расслабить группу и пошутить. Я всегда рад с ним работать. Надеюсь, у нас получается классный тандем», — говорит Иван Янковский.
На второстепенных ролях тоже собрался звездный ансамбль. Алексей Сидоров называет свой проект «энергетическим пасьянсом» — поскольку часто в кадре находились по 10—15 человек, нужно было, чтобы все они органично друг друга дополняли. Тот ездил к прототипу своего героя за советом. Очень много штампов на тему того, как играть «интеллектуалов»: задумчивый взгляд, нервозность и т. И у меня было желание высказаться на эту тему, вот и выпала такая возможность, — говорит актер.
Я чувствовал, что Алексею Сидорову нужно было, чтобы мы очень сильно погрузились в эту историю и открыли в ней что-то новое». Лестно Михаил Тройник отзывается и о режиссере: по его словам, сыгранность ансамбля и внимание к нюансам — это заслуга Алексея Сидорова. И это в своем роде вызов — как это все выстраивать.
Абсолютно не согласна. Янковский сыграл хорошо. Помню из какого-то интервью, уже не вспомню с какким из режиссеров, в какой-то момент актер должен начать задумываться, интересно ли ему продолжать... И без явного обсёра советского строя. Постоянную работу команды Карпова трудно не заметить. Особенно в сцене мозгового штурма в машине перед заключительной игрой.
Психологическое напряжение соперников растет день ото дня: игра длится несколько месяцев, и всего одна ошибка может привести к поражению. Режиссёр:Алексей Сидоров.
Также одной из ключевых фигур этой истории является его главный оппонент, советский и швейцарский шахматист Виктор Корчной. Гроссмейстер претендовал на звание чемпиона мира с начала 1960 годов и был участником матчей на первенство мира 1978 и 1981 годов. Четырехкратный чемпион СССР, трехкратный чемпион Ленинграда, победитель двух межзональных турниров на первенство мира, двукратный победитель матча претендентов, сыграл три матча с Анатолием Карповым за звание чемпиона мира. В составе советской сборной Корчной шесть раз становился чемпионом Всемирных шахматных олимпиад и пять раз чемпионом Европы. В 25 лет благодаря победам в престижных мировых турнирах он уже обладал званием гроссмейстера. После проигрыша Карпову в претендентском матче в 1974 году Корчной негативно высказался о победителе в интервью: по словам гроссмейстера, он уступил из-за «давления сверху». Советский спорткомитет жестоко отреагировал на это заявление — коллеги опубликовали против Корчного коллективное письмо, ему уменьшили стипендию и запретили выезд за границу. В 1976 году шахматиста лишили звания заслуженный мастера спорта СССР. Давление со стороны соотечественников побудило его покинуть страну в поисках политического убежища.