Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. Дмитрий Иванович был семнадцатым (последним) ребенком в семье.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 г. последним, семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии и училищ. В 1865 году Дмитрий Иванович представил ученому совету физико-математического факультета университета докторскую диссертацию «Рассуждения о соединении спирта с водою». Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Биография Дмитрия Менделеева. Дмитрий Иванович — последний ребёнок в семье, семнадцатый, а не четырнадцатый, как иногда пишут биографы.
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах (соотечественники — никогда). В Петербурге Менделеев предпринял попытку поступить в Медико-хирургическую академию, однако она не увенчалась успехом. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В 1865 году Дмитрий Иванович представил ученому совету физико-математического факультета университета докторскую диссертацию «Рассуждения о соединении спирта с водою».
Менделеев Дмитрий
Когда Дмитрий Иванович был ребенком, у их семьи было довольно сложное материальное положение. В Петербурге Менделеев предпринял попытку поступить в Медико-хирургическую академию, однако она не увенчалась успехом. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года и был последним, 17-м ребенком в семье. Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) по образованию был педагогом — окончил Главный педагогический институт и два года работал учителем в гимназии. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.
186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева
Биография Дмитрия Менделеева. Дмитрий Иванович — последний ребёнок в семье, семнадцатый, а не четырнадцатый, как иногда пишут биографы. Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. В разное время Дмитрий Иванович Менделеев был награждён орденами не только Российской империи, но и зарубежных стран. Завершилась праздничная неделя конференцией «Дмитрий Иванович Менделеев «Умеющий видеть сквозь время».
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Он был семнадцатым - последним ребенком восемь его братьев и сестер умерли в младенчестве. Его отец — Иван Павлович работал в гимназии учителем философии, после чего стал её директором. В год рождения Дмитрия, Иван Павлович ослеп и был вынужден оставить работу. Мать — Мария Дмитриевна была из сибирской купеческой семьи меценатов, книгопечатников, библиофилов и просветителей. Образования она не имела, но курс гимназии закончила самостоятельно. Когда Дмитрию было 13 лет, его отца не стало. Мария Дмитриевна взяла на себя управление фабрикой, обеспечив семье безбедное существование. Именно Мария Дмитриевна приложила все усилия, чтобы Дмитрий получил высшее образование.
Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, где и раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии. Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г.
Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, уделял большое внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, строительству новых железных дорог, освоению Северного морского пути. Кстати, он ездил не только по стране, но и в Западную Европу и США, знакомясь с заводами и промышленными выставками. В последних своих сочинениях 1905-1906 гг. Менделеев выступал за реальное а не т. Особое значение придавал подготовке учителей и профессоров, был талантливым лектором. Дмитрий Иванович Менделеев в 1878-1888 гг. Он входил в состав Комиссии при Департаменте народного просвещения, созданной для обсуждения проекта по устройству зданий будущего Сибирского университета. Менделеевым совместно с профессором В. Флоринским была намечена структура помещений главного университетского корпуса, в частности. Менделееву принадлежало распределение помещений для кафедр химии, физики, ботаники, минералогии, геологии и зоологии. Он также предложил кандидатуру первого ректора университета Н. С нашим городом Томском у Дмитрия Ивановича была, можно сказать, «родственная связь, так как здесь работал смотрителем переселенцев Томской губернии его брат Иван, а также жили два племянника и племянница, муж которой А. Кулябко был известным доктором медицины и профессором университета.
Причиной этому послужили студенческие волнения, прокатившиеся по всей России. Но эти события никак не повлияли на научную деятельность знаменитого химика. Создание бездымного пороха для армии и флота принадлежит к числу его научных достижений, совершенных в этот период. Ученый открыл пироколлодий, который и стал основой производства пороха для русской артиллерии. Через некоторое время Менделеев получил должность хранителя Депо образцовых мер и весов. Он проводил математические вычисления, которые помогали ему сравнивать эталоны мер России с мерами, принятыми в других странах. Три года подряд, с 1905 по 1907 гг. Менделеев был кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 году эта престижная премия уже была присуждена Дмитрию Ивановичу, но Королевская академия наук Швеции выступила против этого награждения. Это обстоятельство никак не повлияло на тот признанный авторитет, которым обладал русский ученый. К тому времени он уже имел и ученые звания, и всевозможные награды, как российские, так и зарубежные, а также не раз избирался почетным членом различных научных обществ. Менделееву в Санкт-Петербурге В девяностых годах 19 столетия была открыта большая группа инертных газов. Несмотря на то, что ученый не предсказывал их появление, они также весьма успешно вписались в Периодическую систему. По этому поводу Д. Менделеев впоследствии говорил: «По-видимости, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», что и подтвердилось дальнейшими открытиями в области химии и атомной физики. Немалое количество работ Д. Менделеева посвящены исследованиям атмосферы и воздухоплаванию, в частности разработке летательных аппаратов, с помощью которых можно было бы проводить различные наблюдения на большой высоте. С этой целью им в 1875 году был разработан проект стратостата большого объема, который мог бы исследовать стратосферу. Также ученым был предложен проект управляемого аэростата, снабженного двигателем. Не ограничиваясь теорией, Менделеев сам, в 1887 году совершил стокилометровый перелет на воздушном шаре на высоте более трех тысяч метров. За это смелое «путешествие» ученый был награжден медалью французской Академии аэростатической метеорологии. Большую научную ценность имела написанная в 1880 году монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании». Большой вклад внес ученый и в область кораблестроения. Его работы по сопротивлению воды движущимся телам сыграли неоценимую роль в разработках наилучшей модификации корпуса водных судов. Менделеев выступил экспертом строительства первого ледокола «Ермак», автором проекта которого был адмирал С. Золотая медаль имени Д. Менделеева Д. Менделеевым совместно с С. Макаровым был разработан проект экспедиции для исследований Северного Ледовитого океана, и уже летом 1990 года «Ермак» отправился в свой первый экспедиционный рейс по льдам Арктики. В течение последующих двух лет Д. Менделеевым был спроектирован высокоширотный экспедиционный ледокол и определен высокоширотный промышленный морской путь для прохождения судов рядом с Северным полюсом. Менделеева есть ряд крупных работ, посвященных исследованиям в области метрологии. Его фундаментальная монография, посвященная явлениям колебания, была написана в 1898 году и называется «Опытное исследование колебания весов». Также ученому принадлежит целый ряд сконструированных им оригинальных приборов: маятник-метроном, дифференциальный маятник для нахождения твердости веществ, маятник-весы и др. Менделеев считал, что глубокое изучение природы колебаний очень важно для лучшего понимания силы гравитации. Созданная им Главная палата мер и весов явилась базой для открытия в России школы русских метрологов, а сам ученый по праву считается основателем русской метрологии. Большое внимание Д. Менделеев уделял развитию в России промышленного производства. Он был уверен, что именно тяжелая промышленность фабрики, заводы, тяжелая индустрия способны обеспечить экономический рост и развитие государства. Особый акцент ученый делал на развитии двух направлений: средств производства и топливной базы и выдвигал конкретные проекты по осуществлению этой задачи. Памятник в Братиславе Учитывая высочайшую конкуренцию товаров на мировом рынке, Менделеев считал не менее важной задачей развитие транспортной системы России. Он выступал за необходимость строительства разветвленной сети железных дорог и настаивал на снижении тарифов при перевозке керосина. Именно Менделеев внес предложение министру финансов Ю. Витте ввести так называемый «золотой рубль». Проведенная вслед за этим денежная реформа ощутимо укрепила экономическое положение России среди развитых стран Запада. Менделеев принимал участие во Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 года, на котором выступил с рядом предложений.
Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева 1783—-1847 , в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Митя рано выучился читать - в четыре года - и жадно поглощал книги из библиотеки отца. Оторываясь от чтения, мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины. Может быть, именно тогда он и увлёкся химией - наукой о чудесных превращениях веществ. Отец Д. Успехами Дмитрий блистал только в первых классах гимназии. Потом учёба перестала его увлекать, и он хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились и легко давались - математике, физике, истории и литературе. В 1849 пытался поступить в Московский университет.
Менделеев Дмитрий Иванович
В конце XIX века длина железнодорожной сети составляла уже 53,2 тысячи километров. Из общего протяжения вновь выстроенных железнодорожных линий в 25 060 верст за счет казны было выстроено 10 910 верст, а за счет частного капитала - 14 510. За счет казенных вливаний строились железные дороги - Великий Сибирский путь и линии стратегического направления. Развитие промышленности, освоение Сибири, строительство Великой Сибирской магистрали дали возможность приступить к осуществлению важнейшей исторической задачи - освоению Сибири и поставить в практическую плоскость вопрос о переселении на сибирские просторы русского населения. За 1885-1904 гг. Одним из важных факторов оценки итогов царствования императора Александра III Менделеев считал рост в годы его царствования народонаселения России. По мнению ученого, рост народонаселения был детерминирующим фактором, определяющим историческое развитие страны. По данным переписи 1897 г. Менделеев досконально, глубоко изучал динамику и структуру народонаселения, статистику доходов и расходов городского и сельского населения России и других стран. Будь он француз, немец, англичанин — он уже давно был бы членом высшего ученого национального учреждения. Его имя известно всему миру… Капитализм, особенно американского типа, Менделеев считал далеко не лучшим.
В своих работах Д. Менделеев давал рекомендации потомкам и делал прогнозы на будущее. Будучи оптимистом, он рисовал картины прекрасного будущего, которое, по его мнению, ожидало Россию. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал рост промышленности, рациональное использование природных ресурсов. Вместе с тем он неоднократно подчеркивал необходимость развития творческих сил народа, распространение просвещения и науки, доступность образования для всех сословий и ориентацию его на практическую деятельность. Менделеев, - требует, по моему крайнему разумению, прежде всего признания принципиального равенства народов, без которого немыслимо приближение к индивидуальному состоянию личных "свободы, равенства и братства". Многие из заветов Менделеева остаются чрезвычайно актуальными для нашей современной жизни. А что об этом думают наши академики? Хотя и сейчас после каждых выборов в академию звучат голоса, что не тех выбрали. Называют имена якобы более достойных.
А может, чтобы подобные ситуации не повторялись, во время очередных выборов выносить в зал голосования написанный Репиным портрет Менделеева, который находится в приемной президента РАН. Чтобы напоминал об этой давней истории. Может, академики задумаются и отдадут свой голос за самого достойного? Проголосуют, что называется, по гамбургскому счету? Алексей Хохлов: Вопрос слишком серьезный, я не стал бы пользоваться такими экстравагантными приемами. Понимаете, тайное голосование на выборах в академию - это важнейшая демократическая процедура, которая во все времена была одним из правил жизни науки. Бывают ошибки? Каждый голосует в соответствии со своим представлением, что является оптимальным для академии. Случается, что играют роль и какие-то сугубо личностные моменты.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой Корнильевой.
Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком.
Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны.
Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д. Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии. Нобелевская эпопея Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905 , 1906 и 1907 годах. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д.
Менделеева оказалась в «малом списке» с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации, так как существовало заблуждение о неприятии этой теории Д.
Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др. В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью. Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д. Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству. Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д. Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов [13]. Весы, сконструированные Д. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел. Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д. Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро , так как гипотеза , в виде которой закон был сначала сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…» [63]. Опираясь на колоссальный [47] фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению. Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп , И. Шрёдер и др. Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел». Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений». С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния [13]. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д.
XXII. МЕНДЕЛЕЕВ УХОДИТ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА
Автор Периодической таблицы химических элементов был по-настоящему увлечен школьной педагогикой Дмитрий Иванович Менделеев признавал: "Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство". Выпускник Главного педагогического института, он 35 лет учительствовал в двух гимназиях и в двух корпусах, преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете и других высших специальных учебных заведениях. В разные годы вел математику, физику, биологию и авторский курс общей химии для студентов - первый в своем роде... Но все же главное, чему учил Менделеев-педагог, - наблюдать и мыслить. Дмитрий Иванович смотрел далеко вперед. Он считал долгом государства обеспечить всеобщее и обязательное, а значит, доступное, образование, видел в этом основу национальной безопасности, залог развития и процветания страны. Менделеев выступал за преемственность программ начального, среднего и высшего образования; за свободный доступ в вузы одаренных детей всех сословий; за максимальное приближение школьной программы к требованиям реальной жизни - в частности, за изъятие из нее бессмысленных мертвых языков. Увы, в годы реакции, последовавшей за гибелью царя-реформатора, о подобных изменениях не могло быть и речи. В силу вступили ограничивающий автономию университетский устав и печально известный циркуляр "о кухаркиных детях".
В 1890 году 56-летний Менделеев, разочарованный политикой министерства просвещения, оставил профессуру, но вопросы образования занимали его до последних дней...
Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников. Эта умная и энергичная женщина сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования, она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. Вследствие сложившегося из-за болезни Ивана Павловича стеснённого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, жившего в Москве. Менделеева получила право на управление фабрикой и после кончины И.
Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, она сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет. Детство Детство Д. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов.
Муравьёв, П. Свистунов, М. Фонвизин жили в Тобольской губернии. Басаргина, и они долгое время жили в Ялуторовске рядом с И. Пущиным, вместе с которым они оказывали семье Менделеевых помощь, ставшую насущной после смерти Ивана Павловича. Также большое влияние на мировоззрение будущего учёного оказал его дядюшка В.
Корнильев, у него неоднократно и подолгу во время своего пребывания в Москве жили Менделеевы.
В 1869 г. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д. Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г.
Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. В 1856 г. В 1859-1861 гг. Бородиным и И. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р.
Бунзена в Гейдельбергском университете.
Дмитрий Иванович был членом десятка академий и доктором десятка университетов. Он отказывался от полного перечисления всех его титулов в подписи к научным трудам — выходило длиннее, чем у царя. Звания академика в этом перечне нет. Немецкое большинство Санкт-Петербургской академии забаллотировало его кандидатуру. Это вызвало возмущение общественности, но академиком Менделеев так и стал. Не получил Менделеев и Нобелевскую премию.
Его трижды выдвигали иностранные коллеги, и Нобелевский комитет однажды даже присудил престижную награду, но Шведская академия наук отказалась утвердить решение. Считают, что главную роль в этом сыграли научные разногласия со шведским академиком Сванте Аррениусом. Да и с братьями Нобель Менделеев конфликтовал. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона. Его работы посвящены лесному делу, сельскому хозяйству, воспитанию, проблемам народонаселения, географии, экономике, метрологии, обществоведению и, конечно, разнообразным естественным и техническим наукам. Дмитрий Менделеев писал: «Первая моя служба — родине, вторая — просвещению, третья — промышленности». Дед Менделеева служил священником в селе Тихомандрицы Тверской губернии.
Отец учёного тоже учился в семинарии и, обычно для того времени, получил по окончании новую фамилию. Дмитрий Иванович объяснял фамилию Менделеев так: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей». Иван Менделеев по духовной стезе не пошел, а закончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Семнадцатый ребенок, крещённый Дмитрием, появился в его семье в 1834 году, когда он служил директором Тобольской гимназии. Дмитрий рос в окружении сосланных в Тобольск декабристов.
XXII. МЕНДЕЛЕЕВ УХОДИТ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА
Ученый заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер.
В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию.
Под его руководством в 1893—1898 годах были обновлены эталоны фунта и аршина, произведено сравнение русских мер с английскими и метрическими. По настоянию Менделеева с 1899 года в России была факультативно допущена метрическая система мер. Учёный опубликовал свыше 500 печатных трудов, среди которых фундаментальные работы по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и многим другим. Дмитрий Иванович скончался 20 января 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких, похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Менделеев получил мировое признание ещё при жизни.
Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований. Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире. В память о нём установлены памятники в Москве, Петербурге, Тобольске и прочих городах. Его именем названы населённые пункты и учебные заведения. С 1941 года проводятся ежегодные Всероссийские Менделеевские чтения — ежегодные доклады ведущих учёных по темам, затрагивающим все области химии и смежных с нею наук: физики, биологии и биохимии.
Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику. Витте и уже осенью 1897 года правительство принимает решение об ассигновании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшаяся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth , было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак» , и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии. В 1898 году Д.
Менделеев и С. Макаров обратились к С. Модель строящегося ледокола в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства была подвергнута испытаниям, включавшем помимо определения скорости и мощности гидродинамическую оценку винтов и исследование остойчивости, сопротивления нагрузкам поперечной качке, для ослабления воздействий которой было внесено ценное техническое усовершенствование, предложенное Д. Менделеевым, и впервые применённое в новом корабле. В 1901—1902 годах Д. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола.
Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Теме освоения Крайнего Севера Д. Менделеевым посвящено 36 работ. Менделеева, посвящённых бездымному пороху, по документальным сведениям хронологически они развивались следующим образом. Чихачёв предложил «послужить научной постановке русского порохового дела», на что Д. Менделеев, незадолго перед тем покинувший университет, ответил письмом, в котором, выражая согласие, указал на потребность включения в работу и заграничной командировки видных специалистов в области взрывчатых веществ — профессора Минных офицерских классов И.
Чельцова, и управляющего заводом по производству пироксилина Л. Федотова, и организации лаборатории по изучению взрывчатых веществ; 9 июня посетил Н. Чихачёва для консультаций по поводу предстоящей командировки. Менделеев встречался со многими английскими учёными, с которыми был хорошо знаком, и у которых пользовался огромным авторитетом: с Ф. Абелем председатель Комитета по взрывчатым веществам, открывший кордит , Дж. Дьюаром член этого комитета, соавтор кордита , У.
Рамзаем, У. Андерсоном, А. Тилло и Л. Мондом, Р. Юнгом, Дж. Стоксом и Э.
Посещал лабораторию У. Рамзая и завод скорострельного оружия и пороха Норденфельда-Максима, где сам производил испытание пороха, Вульвичский арсенал, где наблюдал сгорание различных взрывчатых веществ. Визиты эти он он делал когда один, а когда — со спутниками после посещения полигона Д. Дали образцы... Менделеев отправил сообщение Н. Чихачёву о производстве взрывчатых веществ, и в тот же день в 11 вечера прибыл в Париж.
Французский пироксилиновый порох был тщательно засекречен технология опубликована только в 1930-х годах. В Париже он также встречался со знакомыми учёными: Л. Пастером , П. Лекоком де Буабодраном, А. Муассаном , А. Ле Шателье , М.
Бертло один из руководителей работ по производству пороха , и со специалистами по взрывчатым веществам А. Готье и Э. Сарро директор Центральной пороховой лаборатории Франции и другими. Фрейсинье за разрешением посетить заводы взрывчатых веществ — через два дня Э. Сарро дал Д. Менделееву согласие на посещение своей лаборатории, где тот присутствовал при испытании пороха.
Этого оказалось достаточно, для того, чтобы установить его состав и свойства — этот порох был непреминим для крупноколиберной артиллерии. Менделеев тщательно продумал её устройство, подразумевавшее возможность вести исследования широкого класса взрывчатых веществ, паров и сжиженных газов. Лаборатория была открыта только летом 1891 года. Не дожидаясь того, Д. Менделеев начал опыты в университетской лаборатории. К этой работе он также привлёк хорошо знавших пороховое дело и известных работами в области органической химии азотистых соединений Н.
Меншуткина, Н. Фёдорова, Л. Шишкова, А. Шуляченко и других. Ванновскому , предлагая включить в работу организации, связанные с пороходелием, и химиков — специалистов по взрывчатым веществам — Л. Шишкова, Н.
Фёдорова и Г. В ноябре в рабочих тетрадях учёного «Охтинский завод», «Сырьё», «Порох» появились сведения об испытаниях пороха, о различных видах его, и расчёты нитрационных смесей, а в декабре в унивеситетской лаборатории Д. Менделеевым была получена растворимая нитроклетчатка, тогда же он обратился с секретной запиской к П. Ванновскому «Об экономических условиях приготовления принятого для перевооружения армии бездымным порохом». С 1 по 14 января 1891 года он проводил опыты в поисках оптимального состава нитрующей смеси для получения гомогенного вещества, а 23 января — получил, наконец, нитроклетчатку, которая «растворяется, как сахар», и назвал её пироколодием. Большое значение Д.
Менделеев придавал промышленной и экономической стороне пороходелия. Ставя задачу использовать сырьё исключительно отечественного производства, он изучил возможности получения серной кислоты из местных колчеданов на заводе П. Ушакова в Елабуге и использования хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий. Производство пороха в незначительном объёме было налажено на заводе П. Осенью 1892 года были проведены испытания, в том числе и адмиралом С. Макаровым , пироколлодийного пороха, получившие высокую оценку военных специалистов.
За полтора года под руководством Д. Менделеева разработана технология пироколлодия, ставшего основой бездымного отечественного пороха, своими характеристиками превосходящего иностранные. Высокую оценку пироколодийному пороху дал адмирал С. Макаров, главный инспектор артиллерии морского флота — испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров. Менделеев уделял значительное внимание вопросам пороходелия вплоть до 1898 года. Бондюжинский завод оказался нерентабелным из-за своей удалённости от других пороховых производств, в том числе — от Охтинского, мало того, он не был засекречен.
Преобразование Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге под новую технологию, предложенное Д. Менделеевым, вылилось в противостояние ведомственных интересов: комиссия Охтинского завода безосновательно отказывает технологии пироколлодия в оригинальности по отношению к пироксилсину, — С. Макаров памятной запиской отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, в котором в сложившейся ситуации учёный в 1895 году отказывается от должности консультанта. Он добивается снятия секретности — «Морской сборник» печатает его статьи общей рубрики «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 , особо концентрирующей внимание на химизме технологии, с приведением реакции формирования пироколлодия, — оценки объёма газов при его горении, анализа сырья. Менделеев сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации».
Влагая то, что могу в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу, по мере сил, мирному развитию своей страны и научному познанию вещей, слагающемуся из попыток отдельных лиц осветить узнанное. На тот час, как, впрочем, и всегда в России придавали мало значения отечественным изысканиям, и вместо развития их предпочитали и предпочитают покупать иностранные привилегии и патенты — право на «авторство» и производвтсво пороха Д. Менделеева нагло присвоил себе Бернаду, в ту пору военно-морской атташе США в Санкт-Петербурге, раздобывший рецептуру; и Россия, «по извечной своей традиции», в Первую мировую войну в огромном количестве покупала его, этот порох, в Америке, а изобретателем до сих пор указывается моряк Бернадоу. Об электролитической диссоциации Существует мнение, что Д. Менделеев «не принял» концепции электролитической диссоциации, что он якобы неправильно её истолковывал, или даже и вовсе не понимал… К развитию теории растворов Д. Менделеева продолжал проявлять интерес и в конце 1880-х — 1890-х годов.
Эта тема приобрела особое значение и злободневность после оформления и начала успешного применения теории электролитической диссоциации С. Аррениус , В. Оствальд , Я. Менделеев пристально наблюдал за развитием этой новой теории, однако воздерживался от какой-либо категорической её оценки. Менделеев обстоятельно рассматривает некоторые доводы, к которым обращаются сторонники теории электролитической диссоциации при доказательстве самого факта разложения солей на ионы, в том числе понижения температуры замерзания и других факторов, определяющихся свойствами растворов. Этим и другим вопросам, связанным с пониманием данной теории, посвящена его «Заметка о диссоциации растворённых веществ» [17].
Он говорит о возможности соединений растворителей с растворёнными веществами и влиянии их на свойства растворов. Не утверждая безаппеляционно, Д. Из этого следует, что Д. Менделеев не отрицал огульно саму теорию, а в большей степени указывал на потребность её развития и понимания с учётом последовательно разработанной теории взаимодействия растворителя и растворённого вещества. В конце 1880-х годов между сторонниками и противниками теории электролитической диссоциации развернулись интенсивные дискуссии. Наибольшую остроту приобрела полемика в Англии, причём связана она была именно с работами Д.
Данные по разбавленным растворам явились основой доводов сторонников теории, а противники обращались к результатам исследований растворов в широких областях концентраций. Наибольшее внимениее отводилось растворам серной кислоты, хорошо исследованным Д. И Менделеевым. Многие английские химики последовательно развивали точку зрения Д. Менделеева на присутствие в диаграммах «состав—свойство» важных точек.
По мнению ученого, рост народонаселения был детерминирующим фактором, определяющим историческое развитие страны. По данным переписи 1897 г. Менделеев досконально, глубоко изучал динамику и структуру народонаселения, статистику доходов и расходов городского и сельского населения России и других стран. Будь он француз, немец, англичанин — он уже давно был бы членом высшего ученого национального учреждения. Его имя известно всему миру… Капитализм, особенно американского типа, Менделеев считал далеко не лучшим. В своих работах Д. Менделеев давал рекомендации потомкам и делал прогнозы на будущее. Будучи оптимистом, он рисовал картины прекрасного будущего, которое, по его мнению, ожидало Россию. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал рост промышленности, рациональное использование природных ресурсов. Вместе с тем он неоднократно подчеркивал необходимость развития творческих сил народа, распространение просвещения и науки, доступность образования для всех сословий и ориентацию его на практическую деятельность. Менделеев, - требует, по моему крайнему разумению, прежде всего признания принципиального равенства народов, без которого немыслимо приближение к индивидуальному состоянию личных "свободы, равенства и братства". Многие из заветов Менделеева остаются чрезвычайно актуальными для нашей современной жизни. А что об этом думают наши академики? Хотя и сейчас после каждых выборов в академию звучат голоса, что не тех выбрали. Называют имена якобы более достойных. А может, чтобы подобные ситуации не повторялись, во время очередных выборов выносить в зал голосования написанный Репиным портрет Менделеева, который находится в приемной президента РАН. Чтобы напоминал об этой давней истории. Может, академики задумаются и отдадут свой голос за самого достойного? Проголосуют, что называется, по гамбургскому счету? Алексей Хохлов: Вопрос слишком серьезный, я не стал бы пользоваться такими экстравагантными приемами. Понимаете, тайное голосование на выборах в академию - это важнейшая демократическая процедура, которая во все времена была одним из правил жизни науки. Бывают ошибки? Каждый голосует в соответствии со своим представлением, что является оптимальным для академии. Случается, что играют роль и какие-то сугубо личностные моменты. Скажем, у кандидата такой тяжелый характер, что волей-волей многие голосуют против. То есть это просто способ выразить свое к нему отношение. Словом, это голосование со всеми его плюсами и минусами. Таблице химических элементов — 152 года. Фото: Александр Корольков Конечно, наверняка многие могут вспомнить имена тех, кого, по их мнению, незаслуженно обошли. Я, например, могу назвать физика В.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Но здесь мы не будем говорить о химии как таковой, и описывать сотни химических реакций и процессов, а расскажем о том, как вообще появилась таблица Менделеева — эта история будет интересна любому творчески мыслящему человеку, да и вообще всем тем, кто охоч до интересной и полезной информации. Небольшая предыстория В далёком 1668 году выдающимся ирландским химиком, физиком и богословом Робертом Бойлем была опубликована книга, в которой было развенчано немало мифов об алхимии, и в которой он рассуждал о необходимости поиска неразложимых химических элементов. Учёный также привёл их список, состоящий всего из 15 элементов, но допускал мысль о том, что могут быть ещё элементы. Это стало отправной точкой не только в поиске новых элементов, но и в их систематизации. Сто лет спустя французским химиком Антуаном Лавуазье был составлен новый перечень, в который входили уже 35 элементов. Но поиск новых элементов продолжался учёными по всему миру. И главную роль в этом процессе сыграл знаменитый русский химик Дмитрий Иванович Менделеев — он впервые выдвинул гипотезу о том, что между атомной массой элементов и их расположением в системе может быть взаимосвязь. Благодаря кропотливому труду и сопоставлению химических элементов Менделеев смог обнаружить связь между элементами, в которой они могут быть одним целым, а их свойства являются не чем-то само собой разумеющимся, а представляют собой периодически повторяющееся явление. В итоге, в феврале 1869 года Менделеев сформулировал первый периодический закон, а уже в марте его доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов» был представлен на рассмотрение Русского химического общества историком химии Н. Затем в том же году публикация Менделеева была напечатана в журнале «Zeitschrift fur Chemie» в Германии, а в 1871 году новую обширную публикацию учёного, посвящённую его открытию, опубликовал другой немецкий журнал «Annalen der Chemie».
Создание периодической таблицы Основная идея к 1869 году уже была сформирована Менделеевым, причём за довольно короткое время, но оформить её в какую-либо упорядоченную систему, наглядно отображающую, что к чему, он долго не мог. В одном из разговоров со своим соратником А. Иностранцевым он даже сказал, что в голове у него уже всё сложилось, но вот привести всё к таблице он не может. После этого, согласно данным биографов Менделеева, он приступил к кропотливой работе над своей таблицей, которая продолжалась трое суток без перерывов на сон. Перебирались всевозможные способы организации элементов в таблицу, а работа была осложнена ещё и тем, что в тот период наука знала ещё не обо всех химических элементах. Но, несмотря на это, таблица всё же была создана, а элементы систематизированы.
Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» 1903 год. Студенческая работа Д. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах. Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам. Основная статья: Периодический закон Д. Рукопись «Опыта системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». В результате этих размышлений 1 марта 17 февраля 1869 года был завершён самый первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [50] , в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. Эта дата знаменует собой открытие Менделеевым Периодического закона , но более верным считать эту дату началом открытия, поскольку требовалось его осмысление и затем достижение формулировки. Согласно окончательной хронологии первых публикаций Таблицы Менделеева [51] , впервые Таблица была опубликована 26-27 марта 14-15 марта 1869 года в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии» ч. И уже после этого, осознав во время двухнедельной поездки по провинции великое значение своего открытия, Менделеев по возвращении в Петербург заказал в середине марта в типографии «Общественная польза» отдельные листки с этой таблицей, которые были напечатаны 29 марта 17 марта 1869 года специально для рассылки «многим химикам». Позднее, уже в начале мая 1869 года «Опыт системы элементов» был напечатан с химическим обоснованием в программной статье Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» [52] журнал Русского химического общества. Напечатанные листки достигли своей цели — в апреле 1869 года состоялась первая публикация Таблицы Менделеева в международной печати, согласно точной хронологии [51] , она вышла в свет 17 апреля 5 апреля 1869 года в лейпцигском «Журнале практической химии» [53] и стала достоянием мировой науки. В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет [54] : Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса [55]. Оригинальный текст нем. Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности , позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики [13] [57]. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58]. Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л. Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др. В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62].
Автор: Анна Власова Чтобы последыш не скучал без дела, его в 6 лет отдают в Тобольскую гимназию. Учились там семь лет и принимали с семи, поэтому Менделеев вынужден был два года оставаться в первом классе. Оценки выставлялись от нуля до пяти, и Дмитрий Иванович нередко хватал нули по закону божьему и поведению. Как он писал, из класса в класс его переводили, потому что видели в нём какие-то задатки. На деле юношу выручали знакомства родителей — отец его до болезни возглавлял эту самую гимназию. Поручиться за Дмитрия Ивановича было кому: русскую словесность ему преподавал Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Позднее он станет руководить гимназией. Семья Ершовых была дружна с Менделеевыми. Более того, в 28 лет Дмитрий Иванович женится на приёмной дочери Ершова Феозве. Выписка из аттестата Менделеева. Автор: Анна Власова Россия в 19-м веке делилась на учебные округа, в каждом из которых было по университету. Тобольск принадлежал к Казанскому округу. Закончи Менделеев отлично классическую гимназию, мог бы стать студентом Казанского университета. Но тогда он, кажется, мало думал о науке: по старой гимназической традиции, вместе с друзьями сжёг учебники, а решать свою дальнейшую судьбу предоставил матери. Отец к этому времени уже умер, а старшие братья и сёстры жили самостоятельно. Мария Дмитриевна пожелала, чтобы сын непременно получил высшее образование. Она продала имущество в Тобольске и поехала в Москву к брату, чтобы тот помог племяннику устроиться. Дядя выручить не смог, зато на одном из его вечеров Менделеев был впечатлён встречей с самим Николаем Гоголем. Таблица Менделеева. Автор: Анна Власова Нет дороги — иди в педагоги При вскрытии тела на вступительном экзамене Менделеев упал в обморок — так для него закрылся путь в медицинскую академию. Он поступил в Главный педагогический институт на физико-математический факультет. И опять, как когда-то в гимназии, в неприёмный год — тогда студентов набирали раз в два года. Поэтому Дмитрий Иванович дважды оставался первокурсником.
Отец учёного тоже учился в семинарии и, обычно для того времени, получил по окончании новую фамилию. Дмитрий Иванович объяснял фамилию Менделеев так: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей». Иван Менделеев по духовной стезе не пошел, а закончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Семнадцатый ребенок, крещённый Дмитрием, появился в его семье в 1834 году, когда он служил директором Тобольской гимназии. Дмитрий рос в окружении сосланных в Тобольск декабристов. Многодетной семье Менделеевых помогал лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Позже падчерица Ершова станет женой Менделеева. По окончании гимназии Дмитрий Менделеев отправился в Санкт-Петербург в тот же Главный педагогический институт, где учился его отец, на физико-математический факультет. Название магистерской диссертации Дмитрия Ивановича Менделеева впору переводить с научного языка: «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Магистерскую степень Менделеев получил уже на следующий год после окончания института. Зато докторскую диссертацию Менделеев написал на тему близкую и понятную народу: «О соединении спирта с водою». Но водки, как это принято считать, Менделеев не изобретал. В его диссертации даже нет упоминания об «оптимальном» проценте спирта — 40 по объему. Он лишь — и то много позже — входил в комиссию, которая устанавливала требования к производителям классической русской водки. Из всей своей груды дел, включавшей помимо разного прочего еще и создание русского пороха и реорганизацию Палаты мер и весов, сам Дмитрий Иванович выделял четыре предмета: исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и классический труд «Основы химии»… И конечно, в первую очередь, периодический закон. Дмитрий Иванович сам так рассказывал об открытии: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять». Что ж, выходит, — действительно, приснилась.