Новости что значит масленица в православии

Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. Христианство не относит Масленицу к церковным торжествам Масленичная неделя воспринимается верующими как время для подготовки к Великому Посту и последующей Пасхи. день весеннего равноденствия.

Масленица в православии: когда празднуется, христианский или языческий праздник

Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом.
Священник о Масленице: "К православию это не имеет отношения, особенно сжигание чучела" Дошедшая до современности Масленица была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века.
Православные христиане встречают Масленицу С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей (неделей), стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста.
Масленица: смысл, история и традиции В конце блинной недели в адрес Масленицы, персонифицированной в образе соломенного чучелка, звучат веселые обличительные песни, которые можно позаимствовать в интернете.

Путь Света

Церковь готовит нас к посту постепенно. Не просто так, что ты шел — и обрыв, в 23. И пока православные молятся в храмах, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. В воскресенье, в самый разгар Масленицы, христианин должен пойти на службу. А наши сограждане вместо того, чтобы помолиться и попросить благословения на Великий пост, идут есть блины, желательно мясные, сжигать Масленицу, то есть просто гуляют.

Мясопустная неделя — это про то, что вы не животное, а человек, созданный по образу и подобию Божию. Это значит, дух и разум могут быть сильнее, чем наше тело. Можно даже сказать, что это два разных подхода к жизни», — говорит иерей Александр. Когда по языческим традициям жгут чучело, в православном мире отмечают Прощеное воскресенье.

Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черные облачения, как в Великий пост.

Протоиерей Андрей Ефанов Советские партработники худо-бедно все же как-то связывали Масленицу с православной традицией. Но некоторые из нынешних ревнителей благочестия напрочь отрицают эту связь, усматривая в масленичных гуляньях исключительно рецидивы язычества. По мнению борцов с пресловутым русским двоеверием, и блины-то есть едва ли не грешно, поскольку, как считают какие-то неведомые культурологи, символизируют они древнеславянское солнечное божество Ярилу.

Ну, а уж катание на тройках с бубенцами да сожжение соломенного чучела — сущее идолопоклонство! Протоиерей Михаил Воробьев ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Может быть, и правда не есть блинов? Ну как согрешишь?.. Но что же это за вера такая, если она может серьезно поколебаться от блинов и соломенных чучел?

Попробуем разобраться… Русское двоеверие — несомненный факт. Только относится он больше к первым векам христианской истории Руси. Тогда действительно нательные крестики соединялись с солярными символами или присоединялись к вполне языческим лунницам. Однако, уже начиная со времен монгольского нашествия, они исчезают из обихода.

Христианская вера, по крайней мере у великороссов, становится единственным содержанием религиозной жизни. И святочные гадания, равно как и басни о домовых и леших, перестают ставиться вровень с церковными таинствами и обрядами. Более того, все эти существа воспринимаются как разновидности нечистой силы. В народной памяти не сохранилась ни генеалогия языческих божеств, ни сфера деятельности каждого из них, ни их имена.

Единственное достоверное имя Перун известно нам из христианского источника — «Повести временных лет». Ярила же — чистая выдумка сказочника Афанасьева, ставшая широко известной благодаря сказке Островского и, в большей степени, опере Римского-Корсакова. Однажды два монаха согрешили одним и тем же грехом. В качестве епитимии им определили пребывание в затворе.

Один вышел из затвора, изможденный постом и слезами, другой же светился радостью о том, что Господь избавил его от рабства греха. Духовный путь этих монахов признали равноценным. Только вот исторически так сложилось, что нам ближе путь первого монаха.

Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю.

Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».

Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских».

Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя.

Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти.

В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму.

Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».

Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти.

Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника.

Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.

Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше.

Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.

При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия.

Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его.

А в старину на «Лакомку» проводились кулачные бои и конные соревнования. Разгаром Масленицы считается четверг, иначе называемый «Разгуляем». В этот день принято веселиться, устраивать хороводы и петь песни. Пятничный день масленичной недели ознаменован старинной традицией. В этот день зятья приглашают в свой дом тещ и потчуют их блинами.

Неженатым мужчинам следует найти себе любимую, чтобы обзавестись потенциальной тещей. Этот день называется «Тещины вечерки». Мастер-классы, танцы и блины: куда сходить в Москве на масленичной неделе В первый выходной день Масленицы невестка должна пригласить к себе сестер супруга. Принято угощать их блинами и поить чаем. В этот день дарят подарки, а называют его «Золовкиными посиделками».

Воскресенье — это последний день Масленицы, когда все провожают холодную зиму и ожидают прихода весны. Именно на седьмой день праздничной недели сжигают чучело.

Дни Масленицы – 2023: значение

  • Ночное дежурство врача, которому не было равных в кругу своих коллег.
  • Масленица – что это? | Правмир
  • Масленица: дни русского праздника, картины, кратко традиции
  • МАСЛЕНИЦЫ? ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ!

Масленица древний праздник наших предков!

На Балканах, где есть Сербская православная церковь, Македонская православная церковь, Черногорская митрополия – своя собственная Масленица. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом.

Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины Масленица – один из самых веселых славянских праздников.
Священник о Масленице: "К православию это не имеет отношения, особенно сжигание чучела" Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха.
Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования Масленица и православие: как церковь относится к празднику. Как отмечается на православных порталах, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая.

Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами

Смысл Масленицы для православного человека. Воцерковленные православные больше рассматривают эту неделю, как время приготовления к Посту. Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? В Масленичную неделю не только сватались, но и играли свадьбы. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Путь Света

Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья». Борис Кустодиев. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге.

Масленица Масленичное катание. Бродского, Санкт-Петербург.

Главный смысл этого дня — попросить друг у друга прощение за провинности, в ответ на извинения принято отвечать «Бог простит, и я прощаю». Эта дата является последним днем застольных гуляний, после чего наступает Великий пост. По этой причине еду с праздничного стола необходимо доесть или раздать гостям. Выкидывать и дать пропасть остаткам угощений считается недопустимым. У древних славян в Прощеное воскресенье существовал обычай сжигать чучело Масленицы, эта традиция дошла и до наших дней.

Жители городов и сел собираются на главной площади чтобы наблюдать за сожжением символа праздника, ритуал символизирует проводы зимы и скорый приход весенних дней. Блины на Масленицу — 2023 Традиция печь блины связана с языческим богом солнца Ярило — блин символизировал это небесное светило. Сейчас первоначальный смысл почти утрачен, но Масленица неизменно связана в сознании людей со сдобным угощением и встречей гостей. Практически в каждой семье есть свой рецепт приготовления масленичного блюда — блинчики готовят из шпината и свеклы, добавляют в состав шоколад и бананы, исключают из состава яйца. А «Известия» делятся с читателями самыми вкусными рецептами блинов на молоке и на кефире. Что можно и нельзя делать на Масленицу Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет.

Протоиерей Олег Стеняев: «Наступающая неделя называется мясопустная: мы не вкушаем ничего мясного, но все остальное мы едим. А потом уже пост. Он предваряется Прощеным воскресеньем, это как раз завершение Масленицы. Это возможность в преддверии Прощеного воскресенья попросить прощения, примириться».

В народной традиции Масленица по-прежнему символизирует рубеж времен года, наследуя дохристианскому славянскому празднику проводов зимы. Это последний всплеск веселья и сытости перед началом длительного и строгого Великого поста. Главное угощение в Масленичную неделю — блины. В древности они символизировали солнце.

Прощеное Воскресенье. В этом году Прощеное Воскресенье придется на 17 марта. В воскресенье - Проводы Масленицы - сжигают чучело Марену, поминают предков, в том числе на кладбище, а также просят прощения. Конечно, в течение всей недели, которую иногда называют Объедухой понятно почему , принято есть блины: много и самые разные. Традиция вкусно поесть и повеселиться перед началом Великого поста существует и в других странах.

Даже знаменитый Бразильский Карнавал - это тоже Масленица! Все эти традиции родом из язычества и каждая из них предписывает радоваться и наслаждаться жизнью. Читайте нас в.

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины

Масленица так и звалась в народе — Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху — заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия — и девственности восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты , и материнства женщина-мать, женщина-хранительница , и мудрости женщина-старушка, женщина советчица. Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало! Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника. К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников.

Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый намек на вечность , теплый намек на земную радость , сделан из муки, воды и молока намек на жизнь. Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой». К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом.

Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях?

Это день потех, катаний на лошадях, кулачных боев, различных состязаний. Разжигают костры, прыгают через них, поют особые масленичные песни. Завершается день шумными пирушками. Пятница 15 марта — тещины вечерки. Пришло время теще отправляться в гости к зятю. Суббота 16 марта — золовкины посиделки.

К молодой замужней женщине приходят в гости родственники мужа. Воскресенье 17 марта — проводы. Это кульминационный день Масленицы: на кострах сжигают остатки скоромной пищи, рухлядь и старую одежду. В завершении сжигают чучело Масленицы, а пепел развеивают над полями. Когда заканчивается Масленица в 2024 году? Всю неделю перед постом длится веселье, которое закончится 17 марта. Это значимый день — Прощеное воскресенье.

Он сопровождается просьбами ко всем родным и близким простить обиды. Блины, пироги, варенье, десерт с ягодами: Pixabay Народные традиции празднования Масленицы В праздновании Масленицы прослеживаются элементы дохристианской мифологии. На это обращает внимание кандидат филологических наук Полина Демченко : Традиция жечь костры идет из языческих верований, в которых огонь становился посредником между миром божеств и людей, был очистительной и целительной стихией. В обрядах Масленицы это отразилось в обычае прыгать через костер, чтобы обрести здоровье, традиции «кормить» огонь приносить жертву. Древние магические действия, которые связаны с плодородием, остались в элементах эротики в праздновании Масленицы: смотрины, сватанья, чествования молодоженов, более свободное поведение парней и девушек во время гуляний. Самая широко известная традиция Масленицы — печь блины, хотя готовились и пироги, пирожки, ватрушки, вареники, сырники, рыбные и грибные блюда, яичница.

Сырная седмица или масленица? Православный Церковный календарь именует последнюю седмицу неделю перед Великим постом сыропустной а народ — масленицей. Смысл этой седмицы — в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои — и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия это в знак покаянной скорби , а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это — «светлые предпутия поста»! Но народ — не только «простой» и «необразованный» эта отговорка ныне смешна — проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески — в шумных гуляньях и сомнительных забавах. Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVII веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя западной цивилизации констатировал подобных свидетельств много : «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…». Со временем мало что изменилось. Вспомним картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник». Многие простодушные люди относятся к этим лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьез считают, что всё это — «сугубо по-православному», что так и следует «готовиться» к Великому Посту: напиться до безобразия, слопать простите за откровенный глагол! Конечно же, это совсем не христианская, а языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Очевидно, многим, желающим кощунственно смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам» Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения особенно в так называемом «светском обществе» , постигли такие тяжкие наказания в XX столетии.

Сытная, вкусная праздничная пища — это залог благополучия. Немалая роль в обрядах отводилась освящению, «задабриванию» земли. Например, пепел, который остался после сжигания чучела, высыпали на поле: считалось, что это принесет богатый урожай. Интересные обряды связаны с семейной, личной жизнью. В некоторых регионах холостым парням и незамужним девушкам цепляли «колодку»: массивную палку или бревно. Чтобы снять это «украшение», необходимо было заплатить откуп: угощения, женские украшения, посуду. Семейные трапезы, посиделки за общим столом, уставленным праздничными яствами, сплачивали членов семьи, были отличной возможностью пообщаться. Кулачные бои на Масленицу — одна из главных традиций этого праздника для мужчин, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль. Еще одна мужская забава на Масленицу — «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну. Одни - становятся защитниками крепости символизируют слуг Мары. Другие — нападающими светлые силы. Цель последних - захват крепости и Масленицу. На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками. Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем.

Масленица — подготовка к Великому посту

С приходом христианства на Русь в церкви была попытка христианизировать языческие праздники, то есть наполнить их новым содержанием и привязать к православному календарю", - говорит настоятель храма. Священник поясняет, что в сознании православного Масленица должна восприниматься как подготовительная неделя перед Великим постом. Организм постепенно должен входить в русло ограничений. Проводы зимы, как причина гуляний может приниматься только как элемент традиционной культуры и, конечно, без языческих камланий ред. Священнослужитель также пояснил значение поста для православного христианина. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов.

И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности — это душа, которую мы призваны соблюдать в чистоте, чтобы в ней поселился Бог своей благодатью", - подытожил настоятель. Что можно есть во время поста Соленья и варенья, овощи, фрукты,, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты.

Блины также использовались в ритуалах в качестве поминального блюда. Первый масленичный блин в древности посвящали предкам: клали на окно или отдавали нищим. А испеченные в субботу и воскресенье блины относили на кладбище. К началу ХХ века большая часть древних масленичных обрядов утратила ритуальное значение и стала носить развлекательный характер. Как, например, сжигание чучела Масленицы. В старину его делали в первый день Масленичной недели из соломы и яркой ветхой одежды. В Прощеное воскресенье чучело украшали блином, возили по улицам, а вечером сжигали.

Это сожжение символизировало похороны зимы.

Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся. Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент — в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно.

Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица — один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост. Дохристианская история Масленицы Масленица — исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся — Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя воскресенье Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица. Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями.

Ответ очень прост — христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство — религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия. Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. Масленица: смысл праздника Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время.

В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности. Праславянская Масленица отмечалась в начале весны — в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине — регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, — последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после — окончательно приходило тепло.

Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования. А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай.

Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву. Третий — не менее важный момент — продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания.

Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения. И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна — поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы.

Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники. По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей.

Завершающий день Масленицы — Прощеное воскресенье по церковному календарю. В понедельник начинают стряпать блины. Первый блин славяне выкладывали на порог дома, поскольку, по древним поверьям, под порогом дома хоронили основателей рода. После Крещения Руси первый блин стали отдавать нищим на паперти, чтобы они помянули усопших предков. Также в понедельник свекры шли в гости к сватам. Второй день Масленицы носил название Заигрыши. По славянской традиции именно в период Масленицы, с наступлением весны, сваты начинали сговариваться о свадьбах.

Поэтому во вторник молодые юноши и девушки старались присмотреть во время гуляний себе достойную пару. Родители, которые вместе со всеми участвовали в гуляньях, тоже оценивали будущих родственников. Третий день празднований назывался Лакомка. В среду на блины к теще отправлялся зять. Также за стол приглашали и других родственников. Зятья угощались праздничными кушаньями и говорили хвалебные слова в адрес матери жены. С четверга начиналась широкая Масленица, и назывался этот день Разгуляй. В этот день односельчане старались избавиться от всех невзгод, ссор и плохих событий, которые произошли за зиму. Для этого мужчины «выпускали пар» во время кулачных боев.

Масленица древний праздник наших предков!

Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие.
Путь Света Православная масленица зависит от лунного цикла.

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины

Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Совпадает Масленица с православной Сырной седмицей — последней подготовкой перед Великим постом. РИА Новости, 1920, 20.02.2023. Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия.

Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви

Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение. Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая.

Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье. Что делают во вторник Масленицы?

Вторник Масленицы величают Заигрышем. В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях. Как отмечают Масленицу в среду? Среда Масленой недели — Лакомка, когда нужно потчевать гостей блинами собственного приготовления.

В этот день нужно встречать гостей, потчевать их блинами и другими угощениями. Много веков назад на Лакомку наши предки устраивали кулачные бои и проводили конные соревнования. Что делают в четверг на Масленицу? Четверг Масленицы — Разгуляй — день, когда начинаются широкие гулянья.

В этот день нужно прекратить все работы по дому, так как принято веселиться, водить хороводы и петь песни, а ещё играть в снежки, разводить костры и прыгать через огонь и, конечно, объедаться блинами. Что делают в 5 день Масленицы?

В пятницу уже теща отправлялась в дом зятя на «тещины вечерки». Такое тесное общение родственников позволяло укрепить отношения между большими семьями. На застолье по традиции также приглашали всех родственников. В субботу на «золовкины посиделки» собирались в доме невестки родственницы мужа. Мужчин к столу не приглашали. Женщины могли также пригласить в гости подруг. Воскресенье закрывало праздничную неделю.

В славянской традиции этот день назывался Проводы Масленицы. В православной — Прощеное воскресенье. Согласно языческим обрядам, именно в этот день предавали огню чучело зимы и поминали усопших предков. После Крещения Руси прихожане в этот день стали отправляться в храм, чтобы отстоять службу и попросить прощения у единоверцев. После этого также было принято посещать кладбище, чтобы помянуть умерших. Этим, как правило, увлекались дети, катаясь на деревянных санках, полозья которых были покрыты льдом, с высоких речных берегов. Если на полозья наморозить достаточное количество льда, то можно было доехать до противоположного берега широкой реки. Катание на слегах. Это было любимое развлечение молодежи: парень и девушка друг за другом вставали на покрытые льдом слеги толстые жерди или тонкие бревна и стоя катились с горы, стараясь удержать равновесие и не слететь с импровизированных лыж.

Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6]. Масленичная неделя Василий Суриков. Взятие снежного городка. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье.

В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7]. Понедельник — «встреча». Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши». Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.

Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Ритуальное сожжение «похороны» чучела Масленицы также должно было обеспечить хороший урожай.

Поэтому кукол часто делали из злаков. В старину божество, которое изображало чучело, называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю.

Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Христианский взгляд на обычаи С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом, поэтому дата празднества перестала быть фиксированной, и у него появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным постом, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий