В Евросоюзе отреагировали на попытку вооруженного мятежа в России Европейский союз ЕС считает происходящее в России ее внутренним делом.
«Финансовая дыра»: политолог объяснил, чем может обернуться выход России из Совета Европы
ЕС призвал Россию пересмотреть решение о судьбе "дочек" Ariston и Bosch | В статье поговорим о том, почему Россия не входит в Евросоюз: каковы причины, предпосылки для этого шага, что отталкивает Европу и РФ от заключения такого соглашения, надо ли нам вообще стремиться в ЕС — обо всем этом поразмышляем вместе. |
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch | — Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза? |
Европа собирается строить «обновленную Антанту». Чем это грозит России?
Выход России из Совета Европы предполагает одновременную денонсацию устава совета и Европейской конвенции по правам человека, отметил заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев. Для сравнения: в «допандемийном» 2019 году Россия выдала гражданам ЕС 1,6 млн виз. Перерезание энергетической пуповины, связывавшей Россию и Европу, сыграет в пользу реализации сценариев развала Евросоюза. «Россия останется самой большой европейской страной, без которой никакой Совет Европы просто невозможен и не нужен. В итоге Россия оказалась на обочине европейской безопасности и «европейского проекта» в целом, не став серьезным акционером этого проекта. Участвует ли Россия во внутрипартийной борьбе между консервативным и либеральным государствами Европейского союза?
- В отношении РФ прекращено действие ряда международных договоров Совета Европы
- ЕС призвал Россию пересмотреть решение о судьбе "дочек" Ariston и Bosch
- Отношения России и ЕС
- Принципиальные расхождения
- Основное меню РБК Инвестиций
- Россию исключили из Совета Европы: как отреагировала Россия
Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
Россию исключили из Совета Европы. Что это означает - Новости - | Евросоюз — ЕС в России. ЕС потрясен новостью о смерти находившегося в СИЗО Александра Демиденко, активиста, помогавшего украинским беженцам. |
Постпредство при Евросоюзе оценило резолюцию ЕП о выборах в России | Аналитик и публицист Александр Роджерс — о том, какие планы строят страны ЕС на российские активы и почему все их идеи проваливаются. |
Мир не рухнет: что будет с Россией, Китаем, США и Евросоюзом в 2024 году | Евросоюз — ЕС в России. ЕС потрясен новостью о смерти находившегося в СИЗО Александра Демиденко, активиста, помогавшего украинским беженцам. |
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch // Новости НТВ | Это стало доказательством оторванности парламентариев от реальности, заявил исполняющий обязанности постпреда РФ при Евросоюзе Кирилл Логвинов агентству РИА Новости. |
Почему у ЕС не получается отобрать у России активы
Символическим моментом в ноябре 1989 года стало падение Берлинской стены — символа разделения Европы на два враждебных блока. Стало понятно, что рушится и миропорядок, установившийся в годы холодной войны, что пора задуматься о будущем политического устройства всей Европы. Предчувствовал радикальные перемены и Миттеран. Через несколько недель после разрушения стены, 31 декабря 1989 года, французский президент призвал к созданию Европейской конфедерации, которая объединила бы все государства этой части света, включая СССР, в единую «организацию для торговли, мира и безопасности». Европа будет уже не той, какую мы знали последние полвека. Вчера она зависела от двух сверхдержав, но теперь вернется домой, к своей истории и географии Франсуа Миттеран президент Франции Панъевропейские устремления Миттерана поддержала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В феврале 1990 года она поручила министру иностранных дел Дугласу Херду создать в противовес Европейскому экономическому сообществу «более обширную европейскую ассоциацию», куда могли бы войти восточноевропейские страны, а в долгосрочной перспективе — и Советский Союз.
В разговоре с американским президентом Джорджем Бушем-старшим она подчеркивала важность Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе впоследствии — ОБСЕ как фундамента общеевропейской структуры безопасности и предостерегала от изоляции СССР, который, по ее мнению, мог помочь в сдерживании объединенной Германии. Одним из камней преткновения в политическом обустройстве новой Европы стало потенциальное членство объединенной Германии в НАТО. В 1990 году госсекретарь США Джеймс Бейкер , а вслед за ним и канцлер ФРГ Гельмут Коль пообещали Горбачеву, что если объединенная Германия вступит в НАТО, то юрисдикция или военное присутствие альянса не продолжит расширяться на восток, так как американцы не намерены извлекать какие-либо односторонние выгоды из происходящих процессов. Горбачев, изначально выступавший либо за нейтральный статус Германии, либо за ее членство одновременно в двух блоках, согласился. Впоследствии от этого обещания Бейкер открестился, заявив, что речь шла о том, что военная инфраструктура альянса не появится только в Восточной Германии, а не в Восточной Европе в целом. В июне 1991 года в Праге состоялась конференция по созданию Европейской конфедерации, но последовавшие за ней исторические события — война в бывшей Югославии и августовский путч 1991 года в СССР — оставили миттерановскую конфедерацию пусть и амбициозным, но незавершенным проектом.
После распада СССР его правопреемница Россия активно выстраивала отношения с европейскими соседями, но проекты по построению единой Европы временно отошли на задний план. В 1994 году Россия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В 2001 году Владимир Путин выступил с уже упомянутой программной речью в Бундестаге, а в 2003 году в Москве прошел знаковый саммит Россия — ЕС, где стороны договорились о создании четырех общих пространств: в экономике, свободах и правосудии, безопасности, а также в науке, образовании и культуре. Однако идея построения единой Европы полноценно возродилась лишь в 2010 году. Путин, занимавший тогда должность премьер-министра, написал статью для немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung, в которой предложил создать «гармоничное сообщество экономик от Лиссабона до Владивостока». По его словам, экономическая интеграция позволила бы построить общий континентальный рынок объемом в триллионы евро и превратить Европу в мегафабрику, объединяющую ресурсный потенциал России и технологический потенциал Европы.
При этом крайне важным шагом на пути к объединению континента должна была стать полная отмена виз между Россией и ЕС. Принципиальные расхождения На словах экономическая интеграция России в общеевропейское пространство действительно звучала крайне привлекательно и снискала поддержку ряда европейских лидеров. Но на практике видение и будущего устройства Большой Европы, и роли России в новом объединении не совпадало с тем, на что рассчитывали в Брюсселе. Россия стремилась к биполярной Европе, где Москва была бы равновеликим центром силы, а сотрудничество с Брюсселем выстраивалось бы на равноправной основе. Только вот в ЕС были заинтересованы в России скорее как в стабильной периферии, своего рода ресурсной базе, которая открыла бы для старой Европы новые возможности в развитии экономики и промышленности, гарантируя долгосрочные энергетические контракты. Разногласия между европейцами и Москвой по ключевым для России вопросам наметились еще в 1999 году, когда были приняты «Общая стратегия ЕС в отношении России» и «Стратегия развития отношений России и ЕС».
Первый документ был принят в Брюсселе, второй — в Москве. Заявленные цели этих стратегий заметно отличались. ЕС видел свою задачу в том, чтобы построить «стабильную и открытую демократию» в России, хотя та давала понять, что готова самостоятельно вершить свою судьбу, на равных развивая партнерство с другими странами. Стратегия Москвы предполагала, что партнерство России с ЕС «может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе на равноправной основе». При этом еще в октябре 2000 года на саммите Россия — ЕС стороны заявили, что условия для формирования более прочных связей в области евробезопасности очень благоприятны. Москва и Брюссель договорились учредить специальные консультации по вопросам безопасности и обороны и разработать подходы к взаимодействию в сфере кризисного урегулирования.
Однако вскоре стало ясно, что Европа не настроена взаимодействовать в таком формате: стремление Москвы стать «противовесом натоцентризму в Европе» в Брюсселе вызывало опасения. ЕС, напротив, пытался снизить планку ожиданий Москвы, подчеркивая, что совместные инициативы нацелены лишь на кризисное урегулирование, а вопросы геополитики и безопасности отводились в зону ответственности США и НАТО. Зная, что Москва ищет возможности для взаимодействия с Европой на равных, ЕС стремился скорее сдерживать расширение влияния России. Сама Большая Европа носила бы евросоюзоцентричный характер, а Россия была бы частью периферии этого пространства», — объясняет Дмитрий Суслов. На эти разногласия накладывался начавшийся к тому времени общий спад в отношениях Москвы и ее западных партнеров. Еще в 2001 году, когда Путин описывал свое видение интеграции европейского континента, между Россией и Западом появились первые противоречия в понимании политического будущего постсоветских республик.
Электронную визу в Индию вы можете получить в аэропорту за полчаса, и в этой стране никто вас не будет учить, как надо выстраивать вашу политику и экономику, требовать сделать некое "домашнее задание", чтобы на вас обратили внимание и стали с вами разговаривать. Куда в таких условиях пойдут энергия и интерес? На самом деле вопрос не такой очевидный, потому что инерция последних 30 лет всё же не пустой звук, а Петербург остаётся важной частью Балтийского региона. Но объективно поворот на Восток идёт намного быстрее, даже в столь отдалённых от него регионах, как Северо-Запад России. Это непросто, потому что нужно изучать языки новых партнёров, их культуру, законы, специфику бизнес—связей. Но другого пути для российского бизнеса, заинтересованного в зарубежном треке работы, я пока не вижу. Ломать — не строить. Восстановить прежние отношения с Европой хотя бы в экономическом ключе можно будет, если только изменится общий политический климат. Задел, в том числе культурный, в нашей совместной истории настолько силён и велик, что пока разрыв этих связей носит обратимый характер.
Но сможет ли экономика восстанавливаться без разрешения каких-то фундаментальных проблем? Мы не можем и не должны идти на односторонние уступки, поэтому будем настаивать на диалоге только с учётом интересов России. Насколько готовы на Западе эти интересы учитывать — сегодня вопрос риторический. Пока суд да дело, всё может продолжаться годами, десятилетиями. Но бизнес не может просто сидеть и смотреть телевизор в ожидании хороших новостей. Плоды запретов В уходящем году эскалация антироссийских санкций Запада была довольно серьёзной. Несмотря на то что основные неприятные условия были введены в 2022 году и уже казалось, что хуже не будет. Появляется правоприменительная практика запрета на импорт и трансфер автомобилей, ст. Повторюсь, санкционная эскалация остаётся на высоком уровне, только для российского общества она уже выглядит как рутина.
Однако эта привычность не должна вводить в заблуждение, потому что де-факто перечень ограничений будет продолжаться, в особенности это касается списка физических лиц, в отношении которых действуют финансовые блокирующие санкции, а также списка товаров экспортного контроля. При общении с представителями бизнес-сферы я вижу в глазах надежду на то, что политические проблемы вскоре приобретут иную динамику. Но я реалист: подвижек и послаблений ждать не стоит. Санкции — это производная политических процессов, а они сейчас таковы, что никаких предпосылок для их устойчивого смягчения нет. Опыт показывает, что санкции относительно легко вводить, но очень непросто отменять или даже смягчать. Например, США являются крупнейшим инициатором санкций. За последнее столетие Вашингтон ввёл их больше, чем все остальные страны и международные организации, вместе взятые. Президент США может отменить свои санкционные исполнительные указы. Но он существенно ограничен в отмене санкций, которые зафиксированы в принимаемых конгрессом законах.
Ряд санкций против России тоже зафиксирован законодательно, и простым решением президента отменить их нельзя.
Встречные санкции[ править править код ] 6 августа 2014 года указом президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и или физических лиц или присоединившееся к такому решению [70] [71]. Под действие эмбарго, в частности, попали страны Евросоюза [72] [73]. Еврокомиссия пришла к выводу, что санкции Евросоюза против России и ответные контрсанкции в агропродовольственном секторе со стороны России оказали сдержанное влияние на европейскую экономику. По словам Могерини, «несмотря на трудности, вызванные российским эмбарго, агропродовольственный сектор ЕС продемонстрировал выдающуюся устойчивость, и большинство затронутых секторов смогло найти альтернативные рынки. Убытки Польши составили 1,1 миллиарда долл. За четыре года доля российских производителей на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции значительно расширилась. Число фигурантов российского списка доведено до паритетного со списком Евросоюза.
В России считают, что использование Евросоюзом «противоречащего международному праву инструмента односторонних санкций» даёт России право на «соразмерные ответные действия» [75]. Депутаты рекомендовали пересмотреть вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, потому что положения его второй статьи, в которой идёт речь об «уважении демократических принципов и прав человека», «не соблюдаются» [76] [77]. В декабре президент России Владимир Путин посвятил несколько выступлений на международных и российских форумах критике этой резолюции и восстановлению исторической справедливости — напоминанию о роли европейских держав, в том числе Польши, в развязывании Второй мировой войны [78] [79] [80] [81] [82] [83]. В апреле-мае 2021 года Евросоюз обвинил Россию в наращивании группировки войск на российско-украинской границе и закрытии ряда районов Чёрного моря для судоходства. Жозеп Боррель особо выделил намерение препятствовать нарушениям Россией суверенитета Украины, противодействовать «вредоносным действиям правительства России, включая гибридные атаки» и ограничивать «ресурсы, которые власти России могут привлечь для проведения разрушительной внешней политики». В то же время Евросоюз надеется «взаимодействовать» с Россией «для продвижения собственных интересов» в таких сферах, как борьба с изменением климата, противодействие распространению коронавирусной инфекции, взаимодействие в Арктике, урегулирование региональных конфликтов. Кроме того, как добавили в Брюсселе, «ЕС заинтересован в решении конкретных экономических вопросов, среди которых — российские протекционистские меры и частичный запрет на ввоз сельскохозяйственной продовольственной продукции из ЕС» [85]. Саммит ЕС, прошедший в июне 2021 года, продемонстрировал серьёзный раскол между странами-членами по вопросу стратегии в отношениях с РФ.
Категорически против этого высказались государства Восточной Европы и Прибалтики, уверенные, что Кремль воспримет такой шаг как признак слабости. К согласию участникам саммита удалось прийти лишь в том, что диалог должен быть «избирательным»: Европейский совет подчеркнул «открытость к избирательному диалогу с Россией по вопросам, представляющим интерес для ЕС». Одновременно в ЕС сделали ряд заявлений, которые явно не ведут к снижению конфронтации. Глава Европейского совета Шарль Мишель, в частности, сообщил о продлении санкций в отношении России ещё на полгода из-за отсутствия «значительного прогресса» в реализации Минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе. Кроме того, в ЕС осудили «ограничения основных свобод» в РФ и заявили, что намерены поддерживать российское гражданское общество [86] [87]. В совместном заявлении сторон по итогам саммита Россия была названа «стороной конфликта» в Донбассе, поддерживающей в финансовом и военном плане незаконные вооружённые формирования.
На саммите Россия-ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС: - общее экономическое пространство; - общее пространство свободы, безопасности и правосудия; - пространство сотрудничества в области внешней безопасности; - пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты. На нем были приняты "дорожные карты" по четырем общим пространствам. Эти документы являются совместными планами действия по созданию общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности общего пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Общие принципы: 1 равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; 2 приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 3 уважение прав человека; 4 уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; 5 уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество. Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности. Стороны намерены содействовать принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. В сфере культуры Россия и ЕС изъявили желание продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовать повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы. Сферы сотрудничества Соглашением 2003 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств "дорожные карты" : экономического, внешней безопасности, науки и образования. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли. В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
РФ разорвала отношения с блоком из стран ЕС
Россия перестала быть членом Совета Европы - новости Право.ру | Если бы Россия вступила в Евросоюз. |
Почему у ЕС не получается отобрать у России активы | Вряд ли речь идет о тотальном запрете на въезд россиян в Евросоюз, считает руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин. |
Россию исключили из Совета Европы, ПАСЕ и ЕСПЧ — на каком основании, что будет дальше | Россия и ЕС в силу географической близости, наличия общих экономических интересов, интересов в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с другом. |
Россию исключили из Совета Европы. Что это означает | Отношения между Европейским Союзом (ЕС) и Россией стали натянутыми после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя в 2014 году и дестабилизирующей деятельности России на востоке Украины. |
Дрожь Европы. Почему Запад всегда боится России | Как попасть в Израиль из России в мае-июне 2021 года, будет ли восстановлено авиасообщение – последние новости об открытии границ. |
Россия не входит в Евросоюз и этому есть причины
И даже европейская экономическая стагнация представлялась идеалом по сравнению со свободным экономическим падением, которое переживала тогда Россия. Россия автоматически денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Это значит, что России нужно отказаться, например, от Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), которая вместе с уставом СЕ будет денонсирована.
Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года и др. Комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении членства России в организации с 16 марта. Отношения России и Сербии рушатся после отмены визита Лаврова. В итоге Россия может оказаться под европейскими санкциями навечно.
Вы точно человек?
Россия вышла из меморандума об учреждении информационных бюро, заключенного между РФ и Северным Советом Министров, в который входят несколько стран Евросоюза. Они продолжают действовать исключительно в целях убеждения европейского населения в эффективности проводимой в отношении России политики. Интерфакс: Власти Евросоюза не считают соответствующими международному праву меры властей России в отношении российских дочерних компаний Ariston и Bosch и призывают отказаться от этого шага, говорится в пресс-релизе Европейской службы внешних действий. Как следствие — участие России в этом европейском органе стало абсолютно нецелесообразным», — говорит Егорченков. Россия денонсировала соглашение между правительствами РФ и Латвии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.
Европа собирается строить «обновленную Антанту». Чем это грозит России?
Он назвал принятую резолюцию «финальным аккордом антироссийской песни» парламентариев. Логивинов отметил, что это наложение произошло из-за «беспомощной злости». Также, возможно, повлияло «весеннее обострение».
Ранее Седушкин заявлял , что брокер ведет переговоры с несколькими десятками иностранных институциональных инвесторов, которые владеют рублевыми активами на счетах типа С. По его словам, нерезиденты потенциально могут обменять активы на десятки миллиардов рублей.
Глава «Инвестпалаты» также допустил, что после окончания этой процедуры брокер может обратиться к властям с предложением провести новую волну обмена, но уже по схеме активы-активы бумаги россиян, заблокированные в депозитариях ЕС, в обмен на бумаги нерезидентов, заблокированные на Мосбирже. Позднее в эфире РБК ТВ замминистра финансов Иван Чебесков сказал, что такой вариант рассматривался ведомством, но для него есть ряд сложностей — как технических, так и политических. Надо посмотреть, как пройдет первый этап, а потом говорить уже о каких-то следующих шагах.
Поэтому национализм, ксенофобия и милитаризм стали главными источниками новой легитимности для этой власти, что и привело к неизбежному отчуждению Москвы от Брюсселя. Варшава в обоих случаях выступает как полная противоположность Москве. Польша, без всякого сомнения, добилась впечатляющих побед там, где Россия потерпела явную неудачу. Польская интеграция в структуры Европейского союза и Североатлантического альянса носила, можно сказать, образцово-показательный характер.
Нынешнюю роль Польши в обеих организациях трудно переоценить — для «средней» европейской страны она поистине уникальна. Социально-экономическое развитие Польши последних двух десятилетий вызывает зависть не только у всех других «новых» членов ЕС, но и среди большинства представителей «старой Европы». Казалось бы, Польша — последняя страна в Европе, где можно было ожидать подъема национализма, триумфа евроскептиков и сомнений в непреложности либеральных европейских ценностей. И тем не менее, в современной Польше происходят перемены, которые заставляют многих либеральных варшавских интеллектуалов проводить параллели с российскими процессами. Конечно, такие параллели весьма условны. Но если еще несколько лет назад российские либералы мечтали о превращении своей страны в «большую Польшу», то сегодня этот ориентир безвозвратно утерян. Слишком очевидно выламывается польский случай из общей логики либерального нарратива.
Слишком непредсказуема дальнейшая траектория эволюции и политической системы страны и доминирующих в польском обществе ценностей. Другой пример, не менее наглядный пример необратимого ослабления европейского гравитационного поля для России — современная Украина. Нынешняя политическая элита страны отчаянно стремится повторить успешный интеграционный опыт государств Центральной Европы с интервалом в два десятилетия. Но за двадцать лет в Европе иссяк прежний оптимизм, сильно оскудели финансовые ресурсы, и столь же сильно выросло влияние правых популистов, подвергающих сомнению идею бесконечной географической экспансии Союза. Даже самые большие энтузиасты «европейского пути» Украины сегодня вынуждены откладывать сроки вероятного вхождения стой страны в Европейский союз, как минимум, до четвертого десятилетия текущего столетия. И это при том, что отношение к Киеву в Брюсселе не в пример лучше, чем к Москве, и у нынешней украинской власти нет недостатка влиятельных лоббистов в Европе на самых разных уровнях. Теперь представим себе на секунду, что в Москве где-нибудь в 2030—2035 гг.
К власти в Кремле приходят сторонники «европейского пути» России; они торжественно провозглашают «безальтернативный» курс на вхождение страны в Евросоюз. Сколько десятилетий придется Москве ожидать своей очереди на вступление? Сколько практически непреодолимых политических, экономических и психологических препятствий неизбежно встанет на ее пути? Сколько европейских политиков будут призывать подождать, не торопиться, устроить Москве еще одну, «окончательную» проверку? Есть все основания полагать, что реформированная и демократическая Россия окажется в положении даже не Украины, а Турции, которая так долго тщетно ожидала, когда же, наконец, вопрос ее полноправного членства в ЕС будет решен. Есть больше сомнения, что молодые технократы в российском правительстве, которые через 10—15 лет будут влиять на принятие важнейших решений в российской внешней политике, захотят увидеть свою страну в 2035 г. Так куда же в итоге должна вернуться Россия?
В романтическую, исполненную оптимизма и отваги Европу 1995 г.? В триумфаторскую, уверенную в своих силах и в своей исторической правоте Европу 2004 г.? Или в растерянную, напуганную и потерявшую стратегические ориентиры Европу 2016 г.? Или все же в пока существующую лишь в головах нескольких европейских визионеров прекрасную Европу 2035 г.? И на какую роль в этой прекрасной Европе будущего могла бы реально претендовать Москва? Сторонники «возвращения в Европу» исходят из того, что время в конечном счете работает на «европейский проект». Справившись с многочисленными болезнями роста, оставив за спиной самые разнообразные кризисы и проблемы, Европейский союз выйдет из нынешних испытаний закаленным, обновленным и наполненным новой энергией.
Возможно, что так в итоге и будет. Хотелось бы, чтобы было именно так. Но сегодня, в конце второго десятилетия XXI в. Только будущее покажет, сможет ли Европа конвертировать эту веру в конкретные действия и результаты. Пока же мы вынуждены опираться не на веру в будущее, а на опыт прошлого. Даже в самые лучшие времена российско-европейского сотрудничества Москва не была готова поддержать концепцию «Большой Европы», основанную на полном или частичном принятии всеми странами европейского континента нормативной и регулятивной базы Европейского союза. Поддержка Москвой этой концепции в обозримом будущем в условиях непреодоленных системных кризисов в Европе и неясности исторических перспектив «европейского проекта» выглядит еще менее вероятной.
Как можно верить в Европу, если сегодня она сама в себя не верит? Тем более что со времени «медового месяца» отношений между Россией и Евросоюзом центр глобальной экономической активности еще более сместился в сторону Азии, создавая альтернативные интеграционные возможности в том числе и для России как для евразийского государства. С другой стороны, российское видение «Большой Европы» как продукта равноправного взаимодействия Европейского союза и Евразийского экономического союза ЕАЭС при сохранении имеющегося позитивного багажа сотрудничества Москвы и Брюсселя секторальные и визовый диалоги, поиски компромиссов по энергетике, трансграничное сотрудничество и пр. И не только потому, что европейские чиновники не рассматривают ЕАЭС в качестве сравнимого с Евросоюзом интеграционного проекта, рассчитывая на то, что большинство членов ЕАЭС при первом удобном случае будут готовы «переметнуться» от Москвы к Брюсселю; но еще и потому, что Евросоюз вообще плохо приспособлен к ведению равноправного диалога с кем бы то ни было, включая даже таких партнеров как США и Китай. Традиционная стратегия ЕС всегда состояла в географическом распространении своих стандартов, правил и норм на других участников международной системы, а не в приспособлении внутренних стандартов, правил и норм ЕС к особенностям этих других участников. Оставаясь в рамках двусторонних отношений, преодолеть тупик, возникший на пути российско-европейского сотрудничества, не представляется возможным. По крайней мере, в ближайшие годы.
Грубо говоря, Брюсселю нечего предложить Москве, кроме возвращения на два десятилетия назад, да и то лишь в том случае, если Москва откажется от всех своих реальных или воображаемых внешнеполитических достижений последних лет. У России даже с учетом совокупного потенциала ЕАЭС недостаточно сил, чтобы заставить Брюссель даже сильно ослабленный по сравнению с временами своего недавнего расцвета вести равноправный диалог с Москвой. Для ЕС равноправный диалог был невозможен даже в лучшие времена российско-европейских отношений, он тем более невозможен сегодня. Эта патовая ситуация не изменится, даже если каким-то чудом удастся убрать с дороги главное препятствие, мешающее российско-европейскому сотрудничеству — незатухающий конфликт внутри и вокруг Украины. К этому стоит добавить, что Европейский союз за последние десятилетия так и не сложился в качестве независимого глобального центра силы. Попытки проведения самостоятельной внешней политики, движения в направлении «стратегической автономии» от Соединенных Штатов, повышения уровня внешнеполитической координации государств — членов ЕС постоянно предпринимались, особенно после прихода к власти США открытого евроскептика Дональда Трампа. Но стоило тому же Д.
В 2002 году В. Путин предложил ЕС рассмотреть вопрос о возможности безвизового режима в связи с отдаленным расположением Калининградской области и проблематикой обеспечения данного региона, на что не получил ни подтверждения, ни опровержения. ЕС согласился рассмотреть данный вопрос в перспективе. Некоторые государства Евросодружества высказывают свое предпочтение относительно возможного вступления России в Евросоюз, среди них Чехия, Италия и Германия. Состоять ли России в Евросоюзе или нет — вопрос крайне спорный и неоднозначный, так как ответ на него основывается исключительно на прогнозах и вероятностях.
Многие аналитики предполагают, что вступление России в Евросоюз возможно. Но вопрос о выгоде и необходимости этого шага для России стоит не менее остро. Многие отрасли хозяйства, не выдержав конкуренции с европейским рынком, могут просто-напросто исчезнуть, лишая государство дохода. Также Россия лишится части своей независимости, так как должна будет согласовывать все свои решения с Европарламентом, что может лишить Россию выгодных партнеров. Наиболее вероятный прогноз положения вещей в России после вступления в Евросоюз: закрытие предприятий, повышение безработицы, рост цен, вытекающие последствия перестройки экономики на новый лад — затяжной экономический кризис.
Курсы валюты:
- ЕС призвал Россию пересмотреть решение о судьбе "дочек" Ariston и Bosch
- Каркас глобализации
- Ответы : Входит ли Россия в евросоюз?
- Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу / / Независимая газета
- «Финансовая дыра»: политолог объяснил, чем может обернуться выход России из Совета Европы
- Мир не рухнет: что будет с Россией, Китаем, США и Евросоюзом в 2024 году
28 лет в Совете Европы
- Евросоюз — ЕС в России – Telegram
- Евросоюз и Россия
- Россия — без шенгенских виз, Европа — без «мягкой силы»?
- Входит ли Россия в состав ЕС
- Из каких соглашений вышла Россия - Парламентская газета
- Россия вышла из Совета Европы. Как это может отразиться на жизни россиян
Сменят ли страны Европы «шенген» на суверенитет?
Механизмы СЕ использовались для политического и правового обеспечения экспансии НАТО и Евросоюза на восток, системного давления на Россию. Отказ от идеи европейской России. Россия вышла из меморандума об учреждении информационных бюро, заключенного между РФ и Северным Советом Министров, в который входят несколько стран Евросоюза. Как попасть в Израиль из России в мае-июне 2021 года, будет ли восстановлено авиасообщение – последние новости об открытии границ. 2) Россия в состав Евросоюза не входит и вступать туда не собирается. Это значит, что России нужно отказаться, например, от Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), которая вместе с уставом СЕ будет денонсирована.