Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по биологии из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе.
Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ)
Органы чувств. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Учение об эволюции органического мира. Желаем успехов! Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая — из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть то есть первые 28 заданий. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях.
Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов КИМов не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года. При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант. Как самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии выпускникам средних образовательных учреждений быстро и эффективно? Сейчас этим вопросам озадачены все, кому предстоит сдавать экзамены, от результата которых зависит будущее. Довольно часто школьники не могут определиться с будущей профессией. А это значит, что и с выбором предметов появляются трудности, поскольку техникумы, колледжи и училища требуют сдачи определенных предметов для нужной специальности. Учащиеся, которые остаются в школе, тоже должны сдать предметы для перехода в 10 класс. Обязательными считаются русский язык и математика, а остальные — по желанию.
Так вот, если выбрали биологию, то подготовиться за короткий срок возможно. В первую очередь необходимо взять все книжки по предмету за предыдущие годы. А еще лучше — собрать тетрадки с конспектами. Так будет быстрее и легче усвоить материал. Если же нет конспектов, то не беда! Можно завести тетрадь, а уже там записывать важное. После того как весь материал пройден, можно переходить на вторую ступень подготовки.
Сенебье установил, что растения под действием солнечного света усваивают углекислый газ и выделяют кислород 1782. Это были первые шаги на пути исследования центральной роли растений в преобразовании веществ и энергии в биосфере Земли, первый шаг в новой науке — физиологии растений. Лавуазье и другие французские ученые выяснили роль кислорода в дыхании животных и образовании животного тепла 1787—1790. Гальвани открыл «животное электричество», что привело в дальнейшем к развитию электрофизиологии. В это же время итальянский биолог Л. Спалланцани провел точные опыты, опровергавшие возможность самозарождения организмов. На рубеже XIX века возникла палеонтология, изучающая ископаемые остатки животных и растений — свидетельства последовательного изменения — эволюции форм жизни в истории Земли. Основоположником ее был французский ученый Ж. Большое развитие получила эмбриология — наука о зародышевом развитии организма. Еще в XVII в. Гарвей сформулировал положение: «Все живое из яйца». Однако лишь в XIX в. Особая заслуга в этом принадлежит ученому-естествоиспытателю К. Бэру, открывшему яйцо млекопитающих и обнаружившему общность плана строения зародышей животных разных классов. В результате достижений биологических наук в первой половине XIX в. Первую целостную концепцию эволюции — происхождения видов животных и растений в результате их постепенного изменения от поколения к поколению — предложил Ж. Крупнейшим научным событием века стало эволюционное учение Ч. Дарвина 1859. Теория Дарвина оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие биологии. Распространение эволюционной теории на представления о происхождении человека привело к созданию новой отрасли биологии — антропологии. На основе эволюционной теории немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон. Еще одно выдающееся достижение биологии XIX в. Шванном клеточной теории, доказавшей, что все живые организмы состоят из клеток. Тем самым была установлена общность не только макроскопического анатомического , но и микроскопического строения живых существ. Так возникла еще одна биологическая наука — цитология наука о клетках и как следствие ее — учение о строении тканей и органов — гистология. В результате открытий французского ученого Л. Пастера микроорганизмы являются причиной спиртового брожения и вызывают многие болезни самостоятельной биологической дисциплиной стала микробиология. Исследование микробной природы холеры птиц и бешенства млекопитающих привело Пастера к созданию иммунологии как самостоятельной биологической науки. Существенный вклад в ее развитие внес в конце XIX в. Во второй половине XIX в. Но только Г. Менделю удалось установить на опыте закономерности наследственности 1865.
Эти воззрения, развитые учеными эпохи Возрождения, положили начало современным ботанике и зоологии, анатомии и физиологии и другим биологическим наукам. В это время блестящих успехов достигает анатомия. В трудах известных ученых XVI в. Везалия и М. Сервета были заложены основы представлений о строении кровеносной системы животных. Это подготовило великое открытие XVII в. Гарвеем 1628. Через несколько десятилетий итальянец М. Мальпиги открыл при помощи микроскопа капилляры, что позволило понять путь крови от артерий к венам. Создание микроскопа расширило возможности изучения живых существ. Открытия следовали одно за другим. Английский физик Р. Гук открывает клеточное строение растений, а голландец А. Левенгук — одноклеточных животных и микроорганизмы. Назрела необходимость классифицировать все живые организмы, привести их в систему. В это время закладываются основы науки систематики. Важнейшим достижением в этой области была «Система природы» шведского ученого К. Линнея 1735. Дальнейшее развитие получила физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и процессах, протекающих в организме. Англичанин Дж. Пристли показал в опытах на растениях, что они выделяют кислород 1771—1778. Позже швейцарский ученый Ж. Сенебье установил, что растения под действием солнечного света усваивают углекислый газ и выделяют кислород 1782. Это были первые шаги на пути исследования центральной роли растений в преобразовании веществ и энергии в биосфере Земли, первый шаг в новой науке — физиологии растений. Лавуазье и другие французские ученые выяснили роль кислорода в дыхании животных и образовании животного тепла 1787—1790. Гальвани открыл «животное электричество», что привело в дальнейшем к развитию электрофизиологии. В это же время итальянский биолог Л. Спалланцани провел точные опыты, опровергавшие возможность самозарождения организмов. На рубеже XIX века возникла палеонтология, изучающая ископаемые остатки животных и растений — свидетельства последовательного изменения — эволюции форм жизни в истории Земли. Основоположником ее был французский ученый Ж. Большое развитие получила эмбриология — наука о зародышевом развитии организма. Еще в XVII в. Гарвей сформулировал положение: «Все живое из яйца». Однако лишь в XIX в.
Максимальный балл: 1 Предполагаемое время выполнения: до 2 минут К заданиям повышенного и высокого уровня сложности нужно готовиться, потому что они сложнее базовой программы. А что делать тем, кто вообще не готовился к ОГЭ? Вот вариант для самых рисковых. Уровень сложности — базовый. Предполагаемое время выполнения: до 1,5 минут 3 задание Признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Предполагаемое время выполнения: до 2 минут 4 задание Приёмы работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме.
Анализ ошибок учеников
- Подготовка к ОГЭ по биологии. Раздел 1. Роль биологии | Образовательная социальная сеть
- Теория для подготовки к ЕГЭ по биологии / Справочник :: Бингоскул
- ОГЭ по биологии: как подготовиться с нуля
- Биология огэ теория по первому заданию
Подготовка к ОГЭ по биологии. Раздел 1. Роль биологии
Совсем скоро все девятиклассники впервые будут проходить испытания ОГЭ. Некоторые из выпускников средней школы в качестве предмета по выбору будут сдавать биологию. Этот предмет далеко не самый простой среди всех: экзамен включает в себя несколько крупных тематических блоков со сложными заданиями. Поэтому готовиться к нему нужно заранее. Что включает в себя подготовка к ОГЭ по биологии? Как устроен экзамен? По каким основным критериям оценивают работу ученика и сколько максимально баллов можно заработать?
Общая информация об ОГЭ по биологии Продолжительность экзамена по биологии — 3 часа. Это больше, чем во многих других предметах. На экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором и линейкой, а также черновиками. Учителя обычно рекомендуют брать черновики в работу, а потом переносить ответы в бланк, чтобы не ошибиться. В 2022 году в ОГЭ сократили количество вопросов: раньше было 30, сейчас 29. Все задания разделены на две части: Первая часть состоит из 24 заданий, в которых нужно дать краткий ответ; Вторая часть — это 5 заданий с развёрнутым полным ответом.
Предполагается, что ученики, сдающие ОГЭ в 9 классе, должны хорошо разбираться в 5 темах по биологии: Биология как наука; Система, многообразия и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Это довольно большие тематические блоки, и они затрагивают очень много разных вопросов биологии. Но чтобы всё-таки ребята смогли показать свои настоящие знания, сложность в них нарастает постепенно: от базового к высокому уровню. Базовый уровень сложности включает в себя 16 вопросов, повышенный — 9, а высокий — 4 последних вопроса. Структура и темы ОГЭ по биологии Биология как наука Считается, что это самый простой блок в экзамене, но по статистики ребята здесь часто ошибаются. В заданиях этого блока есть вопросы о биологических науках, о том, как повлияла биология на современную картину мира.
Мы также предоставим ключевые примеры и уточнения, чтобы помочь вам лучше понять суть вопроса. Если вы хорошо освоите этот раздел, то сможете успешно выполнить первый вопрос задания по биологии на ОГЭ 2024. Главное запомните, что важно понимание концепций и их применение, а не просто механическое запоминание правил и фактов. Разбор задания по биологии ОГЭ 2024: первый вопрос Первый вопрос задания по биологии ОГЭ 2024 требует знания основных понятий и принципов фотосинтеза. Вопрос гласит: «Что такое фотосинтез и какие процессы включает в себя данный процесс? Включает в себя основные процессы: Процесс Описание Фотофаза Процесс, в котором световая энергия поглощается хлорофиллом и используется для разделения молекулы воды на кислород, протоны и электроны. Темновая фаза Процесс синтеза органических веществ из полученных протонов и электронов с использованием углеродного диоксида. Фиксация углерода Процесс, в котором углеродный диоксид превращается в органические соединения, такие как глюкоза, с использованием энергии и простых сахаров, полученных в результате фотосинтеза.
Таким образом, фотосинтез является важной биологической реакцией, которая обеспечивает жизнь на Земле путем превращения световой энергии в химическую энергию в виде органических веществ. Что такое экосистема и как она функционирует? В экосистеме каждый компонент выполняет свою роль и взаимодействует с другими организмами и средой. Основные компоненты экосистемы это: продуценты зеленые растения , которые производят органическое вещество с помощью фотосинтеза, потребители животные — питающиеся растительным и животным питанием, и разлагатели, которые разлагают органические вещества и возвращают их в среду. Интеракции между компонентами экосистемы происходят через три основных процесса: питание, размножение и миграцию. Питание — это передача энергии и вещества от одного организма другому. Размножение — это процесс, при котором организмы создают потомство и передают свои гены следующему поколению. Миграция — это перемещение организмов внутри экосистемы или между различными экосистемами.
Функционирование экосистемы зависит от множества факторов, таких как климатические условия, доступность пищевых ресурсов, взаимодействия между организмами и др. Каждая экосистема имеет свою собственную структуру и специфические особенности функционирования. Обмен веществами и энергией, циркуляция веществ и биоэлементов, саморегуляция и взаимодействие организмов — все это процессы, обеспечивающие баланс и устойчивость экосистемы. При нарушении этих процессов, например, из-за вмешательства человека или неблагоприятных природных условий, экосистема может стать неустойчивой и испытывать серьезные проблемы. Основные элементы экосистемы 1. Продуценты: Продуценты — это организмы, способные производить органическое вещество из неорганических компонентов при помощи солнечной энергии. Они выполняют фотосинтез, в результате которого выделяется кислород и происходит образование органических веществ, необходимых для всей экосистемы. Примерами продуцентов являются растения и некоторые виды водорослей.
Потребители: Потребители — это организмы, которые получают энергию и питательные вещества, поглощая органические вещества, синтезированные продуцентами. Потребители делятся на несколько уровней в зависимости от их роли в пищевой цепи. Примерами потребителей могут служить животные, питающиеся растениями или другими животными. Разлагатели: Разлагатели — это организмы, которые разлагают органические вещества и отбросы мертвых организмов на более простые компоненты, возвращая их в неживую природу. Они играют важную роль в процессе извлечения питательных веществ из органического материала и очищении окружающей среды от отходов.
Все бланки заполняются яркими чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт? Слайд 43 Ответ: бесполое или бесполому На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?
Слайд 44 Ответ: раздражимость В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой. Слайд 45 Ответ: раздражимость Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?
Как подготовиться к ОГЭ по биологии
Растения, основные производители в экосистеме, получают энергию из солнечного света посредством фотосинтеза. В процессе фотосинтеза растения преобразуют солнечную энергию в химическую, запасая ее в органических веществах, таких как глюкоза. Продуценты передают свою энергию растительным или растительно-животным планктоном, который является пищей для гетеротрофных организмов, таких как рыбы или киты. Эти организмы, в свою очередь, становятся пищей для других хищников или паразитов.
Таким образом, постепенно передается энергия от одних организмов к другим, образуя цепочку питания. В процессе обмена энергией в экосистеме происходит потеря энергии в виде тепла. Для поддержания энергетического баланса в экосистеме необходимо постоянное поступление энергии из внешнего источника — Солнца.
Энергия, получаемая растениями, используется ими для роста и развития, а также передается другим организмам, поддерживая их жизнедеятельность. Таким образом, обмен энергией в экосистеме основывается на преобразовании солнечной энергии растениями, передаче ее другим организмам через цепочку питания и использовании этой энергии для поддержания жизнедеятельности и роста. Влияние человеческой деятельности на экосистему Человеческая деятельность оказывает значительное воздействие на экосистему Земли.
Наше влияние может быть как положительным, так и отрицательным, и от него зависит состояние и жизнеспособность многих видов живых организмов. Одним из наиболее явных и разрушительных проявлений человеческой деятельности является загрязнение окружающей среды. Выбросы промышленных отходов, отравление водотоков и почв, выбросы отходов в атмосферу — все это негативно влияет на обитателей экосистемы.
Понижение качества воды и почвы угрожает биоразнообразию и ослабляет здоровье животных и растений. Также повышенные выбросы парниковых газов вызывают глобальное потепление, что приводит к изменениям климата и негативно сказывается на многих видовых сообществах. Человеческая деятельность также приводит к деградации и разрушению природных экосистем.
Лесозаготовки, поверхностное разведение полезных ископаемых, расширение и урбанизация городов — все это приводит к вытеснению и уничтожению многих видов живых организмов. Уничтожение лесов, например, приводит к потере мест обитания для многих видов животных и птиц, включая тех, которые находятся под угрозой исчезновения. Коллективные действия индивидуумов могут привести к экологическим кризисам и потере биоразнообразия.
Тем не менее, человеческая деятельность способна оказывать и положительное влияние на экосистему. Можно проводить реставрацию природных угодий, восстанавливать и увеличивать площади защищенных территорий, проводить работы по восстановлению и охране природных ресурсов. Предпринимая такие меры, мы можем способствовать восстановлению биоразнообразия и сохранению жизнеспособности многих видов.
Таким образом, понимание влияния человеческой деятельности на экосистему является важным для сохранения биоразнообразия и здоровья нашей планеты. От нашей относительно новой ответственности зависит будущее природы, и мы должны взять на себя роль хранителей и защитников природы. Как поддерживать равновесие в экосистеме?
Одной из основных стратегий поддержания равновесия является сохранение разнообразия видов. Биоразнообразие является гарантией устойчивости экосистемы, так как каждый вид выполняет уникальные функции, влияющие на функционирование всей системы. Потеря видового разнообразия может нарушить баланс в экосистеме и привести к негативным последствиям.
Важным аспектом поддержания равновесия в экосистеме является учет потребностей и взаимодействий между видами.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд. Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck ; 1 августа 1744 — 18 декабря 1829 — французский учёный-естествоиспытатель.
Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая « ламаркизм ». Отрицал существование видов. Важным трудом Ламарка стала книга « Философия зоологии » фр. Philosophie zoologique , опубликованная в 1800 году.
При подготовке необходимо разбирать и прорабатывать обе части. Они одинаково важны, но различаются по формату и структуре. Распределение заданий по частям экзаменационной работы, ФИПИ Первая часть Первая часть состоит из 21 задания, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов.
Пять тестовых заданий — ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта: Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 Одно задание, где нужно дать ответ в виде слова или словосочетания: Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 Шесть заданий, где нужно выбрать несколько ответов из предложенного списка: Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 Пять заданий на установление соответствия. Сюда же относятся задания на выбор пропущенных в тексте терминов и морфологическое описание организма по предложенному образцу. Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 Три задания, где нужно определить правильную последовательность элементов: Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 И одно задание на заполнение пропусков в тексте: Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии — 2024 Вторая часть Здесь вас ждут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задачи вызывают больше всего вопросов у выпускников 9-го класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
Share вся теория для 1 задания огэ по биологии Immerse Yourself in Art, Culture, and Creativity: Celebrate the beauty of artistic expression with our вся теория для 1 задания огэ по биологии resources. Httpsklimbim2014wordpresscom2020 life like These of iconic via never old vivid stars Klimbim new to before portraits Image Hollywood help by to Color bring уксус Due Vittorie винный бальзамический Aceto Balsamico Di Modena 12 уксус Due Vittorie винный бальзамический Aceto Balsamico Di Modena 12 With its rich tapestry of visual elements, this image extends an open invitation to individuals from various niches, inviting them to immerse themselves in its boundless and captivating charm. Its harmonious composition resonates with the hearts and minds of all who encounter it. Within this captivating image, an intricate tapestry of elements unfolds, resonating with a wide spectrum of interests and passions. Its timeless beauty and meticulous details invite viewers from diverse backgrounds to explore its captivating narrative. The image effortlessly draws you in with its beauty and complexity, leaving a lasting impression.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи из ОГЭ по биологии в 9 классе. Задание 1. Биология как наука. ОГЭ 2023 по биологии 9 класс задание 1. признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул — Video
Основные элементы экосистемы 1. Продуценты: Продуценты — это организмы, способные производить органическое вещество из неорганических компонентов при помощи солнечной энергии. Они выполняют фотосинтез, в результате которого выделяется кислород и происходит образование органических веществ, необходимых для всей экосистемы. Примерами продуцентов являются растения и некоторые виды водорослей. Потребители: Потребители — это организмы, которые получают энергию и питательные вещества, поглощая органические вещества, синтезированные продуцентами.
Потребители делятся на несколько уровней в зависимости от их роли в пищевой цепи. Примерами потребителей могут служить животные, питающиеся растениями или другими животными. Разлагатели: Разлагатели — это организмы, которые разлагают органические вещества и отбросы мертвых организмов на более простые компоненты, возвращая их в неживую природу. Они играют важную роль в процессе извлечения питательных веществ из органического материала и очищении окружающей среды от отходов.
Примерами разлагателей могут быть грибы, бактерии и некоторые виды червей. Неживая среда: Неживая среда состоит из неорганических компонентов, таких как вода, воздух, почва. Она обеспечивает условия для существования и развития всех живых организмов в экосистеме. Неживая среда также играет роль в передаче питательных веществ и энергии между организмами.
Взаимодействие между продуцентами, потребителями и разлагателями является основой функционирования экосистемы. Благодаря этому в экосистемах поддерживается равновесие и энергетический обмен. Как происходит взаимодействие между организмами в экосистеме? В экосистеме взаимодействие между организмами играет ключевую роль в поддержании равновесия и устойчивости данной системы.
Организмы в экосистеме взаимодействуют друг с другом, обмениваясь энергией, веществами и информацией. Существует несколько видов взаимодействия между организмами: Пищевая цепь и пищевая пирамида. Взаимодействие внутривидовое и межвидовое. Симбиоз и паразитизм.
Взаимодействие с окружающей средой. Пищевая цепь и пищевая пирамида представляют собой основное средство передачи энергии и веществ в экосистеме. Они показывают, как энергия и вещества передаются от одного организма к другому через потребление продуктов питания. В пищевой цепи каждый организм служит источником питания для организма, находящегося на уровень выше.
Пищевая пирамида представляет собой иерархическую структуру, где на каждом уровне находится организм, потребляющий организмы на уровень ниже. Взаимодействие внутривидовое и межвидовое включает в себя взаимодействие организмов одного вида между собой внутривидовое и взаимодействие организмов разных видов межвидовое. Внутривидовое взаимодействие включает в себя такие процессы, как размножение, конкуренцию за ресурсы и уход за потомством. Межвидовое взаимодействие включает в себя взаимодействие хищник-жертва, симбиоз и паразитизм.
Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально. Эксперимент опыт — метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения — гипотезы. Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т. Эксперимент — это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.
Слайд 12 Моделирование — метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель — двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. Этот метод широко применяется в систематике. Слайд 13 Микроскопия — исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов.
Электронные — мелкие структуры отдельных органоидов.
Эффект гетерозиготной или гибридной мощности бывает сильным только в первом гибридном поколении, а в следующих поколениях постепенно снижается. Основная причина гетерозиса заключается в устранении в гибридах вредного проявления накопившихся рецессивных генов. Другая причина — объединение в гибридах доминантных генов родительских особей и взаимное усиление их эффектов. Отдаленная гибридизация Отдаленная гибридизация домашних животных менее эффективна, чем растений. Межвидовые гибриды животных часто бывают бесплодными.
При этом восстановление плодовитости у животных представляет более сложную задачу, поскольку получение полиплоидов на основе умножения числа хромосом у них невозможно. Правда, в некоторых случаях отдаленная гибридизация сопровождается нормальным слиянием гамет, обычным мейозом и дальнейшим развитием зародыша, что позволило получить некоторые породы, сочетающие ценные признаки обоих использованных в гибридизации видов. Искусственный отбор Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI—XVII веков отбор происходил нерегулярно и неметодично: для посева отбирали лучшие плоды на посадку или особи для воспроизводства просто рассчитывая на повторение результата; забавно, что это соседствовало с теологической убеждённостью неизменности «божьих созданий». Только в последние столетия, ещё не зная законов генетики, стали использовать отбор сознательно и целенаправленно, скрещивая экземпляры с ярко выраженными полезными свойствами. Массовый отбор Отбор особей по фенотипу без проверки генотипа.
Для перекрёстноопыляемых растений применяют массовый отбор особей с желаемыми свойствами. В противном случае невозможно получить материал для дальнейшего скрещивания. Таким образом получают, например, новые сорта ржи. Эти сорта не являются генетически однородными. Индивидуальный отбор Прием искусственного отбора, который проводится на основе индивидуальной наследственной изменчивости особи. В селекции животных применяют жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру.
В селекции растений индивидуальный отбор используют при работе с самоопыляющимися растениями, при этом выделяются чистые линии — потомство одной самоопыляющейся особи. Благодаря индивидуальному отбору от одного вида дикого сизого голубя выведено около 150 пород домашних голубей; от одного вида собаки получено все разнообразие пород. Большинство сортов пшеницы, ячменя, овса были получено методом индивидуального отбора. Полиплоидизация Получают искусственные полиплоиды при помощи химических веществ, которые разрушают веретено деления, в результате чего удвоившиеся хромосомы не могут разойтись, оставаясь в одном ядре. Одно из таких веществ — колхицин. Полиплоиды отличаются быстрым ростом, крупными размерами и высокой урожайностью.
В сельскохозяйственной практике широко используются триплоидная сахарная свекла, четырёхплоидный клевер, рожь и твердая пшеница, а также шестиплоидная мягкая пшеница. Один из путей преодоления стерильности межвидовых гибридов. Искусственный мутагенез Путём искусственного мутагенеза и последующего отбора мутантов были получены новые высокоурожайные сорта ячменя и пшеницы. Этими же методами удалось получить новые штаммы грибов, выделяющие в 20 раз больше антибиотиков, чем исходные формы. За последние 70 лет выведено более 2250 сортов сельскохозяйственных растений, созданных при помощи физического и химического мутагенеза. Методы исследования эволюции Палеонтологические методы Практически все методы палеонтологии применимы для изучения эволюционных процессов.
Важнейшие из этих методов: выявление ископаемых промежуточных форм, восстановление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм. Наибольшую информацию палеонтологические методы дают о состоянии биосферы на различных этапах развития органического мира вплоть до современности, о последовательности смен флор и фаун. Биогеографические методы Биогеографические методы основаны на анализе распространения ныне существующих видов. Особое значение имеет изучение распространения реликтовых форм. Даёт информацию о местонахождении очагов происхождения таксонов, путях их расселения, влиянии климатических условий и изоляции на развитие видов. Эмбриологический Данный метод основан на проявлении закономерностей эмбрионального развития, таких как закон зародышевого сходства и биогенетический закон Выявление зародышевого сходства.
В первой половине XIX в. Бэр сформулировал «закон зародышевого сходства: чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами. Например, на ранних стадиях развития эмбрионы позвоночных не отличаются друг от друга. Лишь на средних стадиях развития в сравниваемом ряду у зародышей появляются особенности, характерные для рыб и амфибий; на ее более поздних стадиях — особенности рептилий, птиц и млекопитающих. Морфологические методы Морфологические сравнительно-анатомические, гистологические и др. Изучение строения современных организмов, относящихся к группам с различным эволюционным возрастом с целью выявления общих и различных черт их организации.
Изучают гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы. Молекулярно-генетические методы Сравнения последовательности ДНК разных генов у разных организмов могут сказать учёному много нового об эволюционных взаимоотношениях организмов, которые не могут иначе быть обнаружены на основе на морфологии, или внешней форме организмов, и их внутренней структуре. Поскольку геномы эволюционируют через постепенное накопление мутаций, количество отличий последовательности нуклеотидов между парой геномов разных организмов должно указать, как давно эти два генома разделили общего предка. Два генома, которые разделились в недавнем прошлом, должны иметь меньшие отличий, чем два генома, чей общий предок очень давний. Потому, сравнивая разные геномы друг с другом, возможно получить сведения об эволюционном взаимоотношения между ними.
Принцип движения: выпячивания цитоплазмы то появляются, то исчезают, обеспечивая как бы «перетекание» клетки с места на место. На этом изображении амебы отчетливо видны двигательные выросты — псевдоподии.
Другие простейшие эвглена зелёная, лямблия имеют жгутики, с помощью которых перемещаются в пространстве. Жгутик — поверхностная структура клетки, служащая для передвижения. Это длинные и тонкие, обычно единичные образования, которые вращаются как винт моторной лодки, тем самым двигая клетку в нужном направлении. Только у лодки винт сзади, а у простейших — спереди. Простейшие при этом будут двигаться в сторону вращения жгутика. А вот так выглядят жгутики хламидомонад под электронным микроскопом. Органоиды пищеварения.
Их функции — питание и выведение ненужных веществ. Для простейших характерно наличие пищеварительных вакуолей. Это органоиды, в которых происходит расщепление питательных веществ, поглощенных клеткой. В вакуолях, как и в наших органах пищеварения, содержатся ферменты — вещества, способствующие разложению пищи до простых органических соединений. А для того чтобы пища попала в пищеварительные вакуоли, у инфузории есть следующие структуры: Ротовой желобок — это углубление, по которому пища попадает в клеточный рот. Клеточный рот — участок клетки, где происходит заглатывание пищи с образованием пищеварительной вакуоли. Это происходит следующим образом: частицы с водой вовлекаются в ротовой желобок, затем проталкиваются в глотку и собираются в пузырек на ее конце.
Отрываясь от глотки, пузырек превращается в пищеварительную вакуоль и начинает перемещаться по цитоплазме инфузории. Клеточная глотка — это канал, который соединяет клеточный рот и цитоплазму. Когда переваривание пищи завершается, непереваренные остатки нужно удалить из клетки. Для этого у инфузории есть порошица — это отверстие в пелликуле, из которого выбрасываются непереваренные остатки пищи. А теперь обсудим еще несколько деталей питания простейших. Питание Главное отличие живого от неживого — наличие в составе органических веществ: у живых существ они есть, у объектов неживой природы их нет. Следовательно, органические вещества на Земле появляются только из живой природы.
Одни живые организмы умеют сами их создавать из неорганических, остальные же могут питаться только готовой органикой, которую создал кто-то другой. На основе этого у живых организмов выделяют два основных типа питания — автотрофный и гетеротрофный, и один смешанный — миксотрофный. Гетеротрофы в ходе питания поглощают готовые органические вещества, созданные другими организмами. Гетеротрофы получают питательные вещества вместе с готовой пищей — равно как и мы с вами. Но в отличие от нас они не могут сами приготовить себе обед, им всегда приходится ходить в кафе. Например, так питается Инфузория-туфелька, Амёба обыкновенная, Малярийный плазмодий. Автотрофы самостоятельно синтезируют создают для себя органические вещества из неорганических.
Они, в свою очередь, делятся на: Фототрофов — в основе их питания лежит процесс фотосинтеза , используется для этого энергия солнечного света. Например, так питается Эвглена зелёная. Хемотрофов — питаются за счет процесса хемосинтеза, используя энергию химических связей. Этот способ характерен для некоторых бактерий. Миксотрофы — организмы, которые могут питаться как автотрофно, так и гетеротрофно. Это очень удобный механизм выживания, как у калькулятора с солнечными батареями: если нет обычной батарейки, можно работать от энергии света. Такой тип питания имеет Эвглена зелёная.
Как мы упомянули выше, она предпочитает питаться автотрофно, но может также и гетеротрофно. У миксотрофов есть особый светочувствительный органоид — стигма, или глазок, благодаря которому, например, Эвглена зеленая может перемещаться в более освещенное место. Это явление называется положительный фототаксис. Фототаксис — направленное движение в сторону света. Помимо света, простейшие могут также ориентироваться в пространстве в зависимости от химического состава среды. Хемотаксис — движение в ответ на изменение химического состава окружающей среды. Это осуществляется с помощью хеморецепторов, которые располагаются на поверхности клетки и улавливают химические изменения вокруг организма.
Эти рецепторы — глаза, уши и нос простейшего, именно они получают информацию о том, где «хорошо», а где «плохо». И таким образом клетка движется в направлении к питательному раствору или подальше от агрессивных веществ. Подробнее про типы питания вы можете прочитать в этой статье. Для большинства простейших характерен гетеротрофный тип питания, однако некоторые из них — миксотрофы. Пиноцитоз и фагоцитоз Согласитесь, приятно вкусно пообедать, а затем выпить свежесваренный компот. Вот и простейшие, как и мы, тоже от этого не отказываются, поэтому могут питаться как твердой, так и жидкой пищей. Разберем, как у них это происходит.
Такая хорошая приспособленность к разным условиям среды обуславливает высокую выживаемость Простейших. Не зря их на планете так много.
Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул — Video
Задание номер 1 ОГЭ по биологии. Сколько баллов? Как делать задание? Онлайн подготовка ЕГЭ по биологии: теория для каждого задания. Биология от Школково.
Задание №1 ОГЭ биология
ОГЭ по биологии — единственный экзамен в 9 классе, формат которого в этом году поменялся. Огэ биология теория по заданиям. Онлайн подготовка ЕГЭ по биологии: теория для каждого задания. теория ЕГЭ. Задание А1 ЕГЭ по биологии теория и практика.
Домашнее задание
- Теория к заданиям ЕГЭ по биологии 2021
- Найди то, не знаю что
- Задание 1 в ОГЭ БИОЛОГИЯ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ. УЧЕНЫЕ презентация, доклад
- Биология егэ вся теория по первому заданию
- Огэ биология 1 задание теория
Биология огэ теория по первому заданию
теория ЕГЭ. Задание А1 ЕГЭ по биологии теория и практика. Слайд 1БИОЛОГИЯ ОГЭ Задание №1 Биология как наука. теория ЕГЭ. Задание А1 ЕГЭ по биологии теория и практика. В том числе — урок и тестовое задание на тему «9. Алгоритм выполнения заданий ОГЭ». ОГЭ-Биология. Задание 1 — Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Открытый банк заданий ОГЭ | Биология.