Новости соловецкое восстание против церковной реформы

Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.

Раскол: религиозное и социальное явление

Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол. Выступление старообрядцев явилось не только религиозным митингом, но и политическим протестом против власти Петра I.

Анатомия протеста

Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона. Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г., однако царь ждал решений церковного собора. «Соловецкое сидение», религиозное восстание или мятеж раскольников? Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Навигация по записям

  • Хозяин северного края: монастырь в осаде
  • Анатомия протеста
  • Зачем осада?
  • Боже, царя вразуми!
  • СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

Вы точно человек?

О нем можно судить по интонациям, содержащимся в переписке сторон. Единственное, о чем они просят - позволить им не отлучаться от "преданий святых отцов". А через год, в сентября 1667-го, они уже не стесняются ставить царю ультиматум: "Если ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в прежней, святыми отцами переданной, в старой вере быть не благоволишь и книги переменить изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры переменять, и вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! От слов к делу От слов царь перешел к делу: посылал следователей для выяснения ситуации в монастыре, пытался увещевать раскольников, объявил Соловкам экономическую блокаду и отъял все их владения в пользу казны. Не исключено, что помимо стремления усмирить монахов им руководило также желание прибрать к рукам доходы монастыря. Тлевшая в течение восьми лет осада, как и предшествовавшие ей события, происходила как будто сама собой, помимо воли людей: стрельцы летом прибывали под стены крепости, пытались вразумить иноков, а к зиме возвращались на большую землю. За 8 лет сменились три воеводы: первый, Волохов, делил власть и дрался с назначенным Москвой игуменом Иосифом.

Второй, Иевлев, приведший с собой 500 казаков, побил скот, порвал рыболовные снасти, пожег строения вокруг монастыря, а затем приказал подчиненным рыть укрепления. Защитники крепости накрыли их плотным огнем, и перепуганные стрельцы и казаки пожаловались царю на воеводу. Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен стольник Иван Мещеринов. Кровавая развязка За годы осады около 200 человек по разным причинам покинули монастырь. Многие считали недопустимой вооруженную борьбу. Но в крепость стекались беглые крестьяне, стрельцы и казаки.

Поморы несмотря на царский запрет поставляли в монастырь продовольствие. В 1674 году братия приняла решение не молиться за царя-ирода.

В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери.

Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Занятие монастыря правительственными войсками[ править править код ] Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [5].

В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания.

Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов.

Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви.

На вопросы архимандрита Сергия, считают ли они царя и Собор православными и благочестивыми, соловчане отвечали утвердительно, но повеление Собора принимать отказывались: «Повеления их не хулим, но новых веры и учения не принимаем, держимся предания Святых чудотворцев и за их предание все готовы умереть охотно ». Единственным результатом приезда архимандрита Сергия была Увезенная им «Скаска» и посланная челобитная вторая, сентябрь 1666 года , которую первым подписал архимандрит Никанор, затем братия и миряне.

Они во всем обещали покориться царской власти, просили лишь: «не вели, государь, ему священноархимандриту Сергию, прародителей твоих государевых, благоверных царей и благочестивых великих князей, и начальников наших великих чудотворцев, преподобных и богоносных отец Зосимы, и Савватия, и Германа, и преосвященного Филиппа, митрополита Московского и всея Руси предания нарушать» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея и просили поставить Никанора. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея. Когда Иосиф вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыли к Заяцкому острову, в монастыре был Собор, принимать ли архимандритов.

И решили принять с честью и радостию, если «по-старому учнут служить, а буде ли станет служить по-новому, и нам де он, архимандрит Иосиф, в монастыре не надобен... Архимандрит Иосиф не отступил от позиции Собора хотя имел основания даже опасаться за свою жизнь , поэтому под благословение к нему не подходили — даже его бывший духовный сын Геронтий, выбранный к тому времени казначеем. Архимандрит Иосиф пытался братию вразумить, чтобы они послушались указа Великого Государя и Вселенских Патриархов, но казначей и вся братия с великим шумом ему отказали: «нам де ты архимандрит не надобен, сиди де в келии». Архимандрит Никанор, выждав в Архангельске, пока без него, хотя и по его письму, будет отвергнут архимандрит Иосиф, 20 сентября прибыл в монастырь. Он объявил, что ему по-прежнему велено быть в монастыре на покое, о своем покаянии перед Собором и о послушании Соловецкой братии Собору ничего не сказал.

Сказал, что клобук «рогатый» на него надели силой. А когда братия напомнили, что в Москву его посылали, «чтоб ты Великому Государю заступник смел за нас стоял, а ты к нам что привез, неведомо умом », он отвечал: «Сами де поедете к Москве и про то отведаете ». Весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся », что было началом его «сидения ». По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.

Волохову помимо блокады вменялось «промышлять над непослушниками, смотря по тамошнему делу, всякими мерами ». Однако с теми силами, которыми располагал И. Волохов, «промышлять » над неприступной островной крепостью нечего было и думать. Даже организация полной блокады островов оказалась делом невозможным. Осажденные не утратили связи с внешним миром: на Анзере покупали рыбу, Кемляне доставляли в обитель масло, привозили продукты крестьяне многих других волостей.

Восставшие пользовались авторитетом, сочувствием и поддержкой поморского населения. На них смотрели как на «сидельцев за Христово имя и Спасительный Крест ». Численно среди сидельцев преобладали бельцы - более четырех сотен московских стрельцов и донских казаков, и боярских беглых холопей, и крестьян, были разных государств иноземцы - «свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя». Да «в разиновщину» пришли «многие капитоны, чернцы и бельцы из понизовых городов ». В монастыре, по словам старца Пахомия, «всякому злу корень собрались ».

Очевидно, бельцы играли заметную роль в руководстве восстанием: перебежчики называли царским следователям имена «мирских пущих завотчиков » — Исачко Воронина, Хрисанфко Бороду, Сашко Васильева, Коземку Вараксу, Никифора Камышина, Коземку Хромого, прибывших «из Разина полку» Фадейку Кожевникова, Ивашку Сарафанова и других. Надо думать, не без участия этих искушенных в военном деле бельцов была организована караульная служба, налажено обучение сидельцев огневому бою, устроены окопы и земляной вал перед Никольской башней, надрублены раскаты деревянные стены на сушиле и проч. Однако и монахам военное ремесло было «за обычей ». Невежественность мятежников особенно проявилась 7 марта 1669 года, когда они изорвали и сожгли более двухсот книг, а на оставшихся сделали раскольничьи приписки. Неповрежденными сохранились «Лавсаик», который читал преподобный Зосима, и в котором молитва Иисусова была написана так, как её повелевает творить Святая Церковь: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»; и часослов, принадлежавший Святителю Филиппу, в котором предписывалось троекратно говорить «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже».

Позиция сидельцев — и бельцов, и монахов — была однозначной: «Мы, — заявляли они, — по новоисправленным книгам петь и говорить отнюдь не хотим и за то де мы хотим помереть все единодушно ». Весьма сильными среди восставших были антиправительственные настроения. Уже упоминавшийся старец Пахомий на допросах показывал: «воры де называют Соловецкий монастырь своим монастырем, а Великого Государя землю называют только по монастырь ». И «остров де наш », говорили восставшие, а «не Великого Государя ». Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668—1671 годов едва ли можно квалифицировать как осаду монастыря.

Лето 1668 года было посвящено стоянию на Заяцком острове; точно так же прошло и лето 1669 года. Приготовляясь к длительному сопротивлению, мятежники в июле 1669 года выслали из монастыря содержавшихся там в заключении: греческого митрополита Макария, чернеца Герасима, попа Козьму, чернеца Иова Салтыкова, сына боярского Осипа Пирюгина. В июне 1670 года под монастырем произошла стычка, во время которой был убит один стрелец и двое ранены; потери восставших — трое убитых и двое раненых. На следующее лето военных действий вообще не было. Гораздо больше Волохова занимало выяснение отношений с архимандритом Иосифом.

Стряпчий и настоятель слали в Москву доносы друг на друга. Волохов писал, что у Иосифа к правительству «малая правда», что он в осажденный монастырь отправляет тайно «воровские письма », что состоящие при нем монахи — все бражники, пьяные ходят по деревням и Государевы запасы «на воровство» приносят бабам и т. Иосиф в свою очередь отписывал, что Волохов «над соловецкими мятежниками промыслу никакого не чинит », все время проводит в Сумском остроге, разоряет «для своей корысти » монастырских крестьян, грозит оклеветать «огласить напрасно » перед Государем архимандрита и т. В Москве не знали, кому и верить. В конце концов дошло до безобразия: 16 марта 1672 года во время обедни приключилась драка — Волохов в церкви принародно архимандрита Иосифа «бил и за бороду драл и, оковав, держал в тюрьме многое время ».

Правительство вынуждено было обоих отозвать в Москву. Рабочеостровск Лето 1673 года также не принесло К. Иевлеву сколько-нибудь заметного успеха. Больше того, двинские стрельцы учинили бунт, едва не прибив своего начальника, посылавшего ратных людей на приступы без боевого запаса, от чего ратные люди несли большие потери. После бунта, едва избежав расправы, Иевлев бил челом царю об освобождении его от должности.

Однако вряд ли стоит переоценивать его значение: монастырь и до принятия этого решения уже пять лет воевал с правительством. Мещеринов высадился на Большом Соловецком острове и направил в монастырь посольство, которое было тут же посажено под караул. К этому времени конфронтация обители с властями зашла слишком далеко. Пощады, даже в случае добровольной сдачи, ждать не приходилось. Восставшие, вероятно, были наслышаны о жестоких расправах над разницами, тем более что, как свидетельствовал старец Иосиф, летом 1671 года «из Разина полку приезжали в Соловецкий монастырь ».

О происходившем в то время внутри монастыря известно из «роспросных речей» 1674 г. На вопросы: повинуются ли они Великому Государю и Церкви и от кого бунт учинился, — иеромонах Митрофан говорил: «В Соловецком... А стрельба... Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните»... Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия.

Никанор же благословлял защитников обители ни на минуту не прекращать стрельбы, советовал высматривать в трубу воеводу: «и как усмотрите и вы по нем стреляйте, как поразим пастыря, ратные люди разыдутся аки овцы ».

Соловецкое восстание

Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.

Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ. И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях.

По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями. И не только материальный.

Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю. На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей.

Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Поповцы — старообрядцы, сохранившие священство и таинства. Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды.

Поэтому ещё назывались беглопоповцами. Позднее разделились на несколько толков.

Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек. Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек. В 1675 году боевые действия шли почти 5 месяцев, с июня по октябрь.

Мещеринов получил подкрепление и отказался отпускать войско на зимние квартиры. Взять штурмом неприступную крепость помог перебежчик — монах Феоктист. Часть повстанцев погибла в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Основные события осады полезно занести в таблицу: Дата.

В их глазах сопротивление благим церковным преобразованиям — удел незначительного числа невежественных фанатиков, обитавших в маргинальных нишах. В советский период проблематика религиозного раскола второй половины ХVII века также не приветствовалась, прозябая на периферии исследовательского поля. Сегодня, конечно, ситуация изменилась, и та трагическая страница нашей истории привлекает все больший интерес.

Его поддерживает круг ученых и энтузиастов, популяризирующих исторические, этнографические и краеведческие аспекты. Учитывая сделанное ими, на повестку дня выдвигается новое прочтение церковной реформы и прежде всего та глубокая враждебность, с которой она была встречена в различных слоях общества. Масштабы народного недовольства, смятение низшего духовенства, брожение в верхах — все эти потрясения, объединенные знаменами старой веры, будет справедливым определить не иначе как гражданская война. Именно это понятие, на наш взгляд, лучше всего применимо к череде бурных событий, вызванных Большим собором 1666—1667 годов. Книги раздора К этому времени серьезный очаг сопротивления уже тлел на севере, где располагался знаменитый Соловецкий монастырь. Это крупный духовно-культурный центр России, покровительство которому оказывалось государями, начиная с Василия III. В обители собрано богатейшее книжное собрание, со всех уголков страны туда устремлялись паломники.

Прекрасно укрепленные Соловки имели также и военное значение, являясь оборонительным форпостом региона. Могущество монастыря опиралось на его экономическую мощь, складывавшуюся из разнообразных доходов и обширных земельных угодий между реками Онега, Кемь, Выг. В признанном духовном центре — хранителе благочестия — критически отнеслись к церковным новшествам, заявленным собором 1654 года. Неприятие усилил тот факт, что их инициатором выступил Никон. Его здесь очень хорошо знали, поскольку до избрания патриархом тот с 1649 года возглавлял Новгородскую епархию, в ведении коей находился монастырь. Никон сразу предпринял атаку, пытаясь урезать давние привилегии Соловков. Принадлежность к кругу, заправлявшему на тот момент церковной жизнью, позволила ему получить право суда в обители, ранее неподсудной Новгородскому митрополиту.

Кроме того, из монастырской библиотеки изъяли некоторые книги и ценности, что породило резкое недовольство. Репутация Никона среди многочисленной братии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, а потому неприятие преобразований, провозглашенных под его эгидой, легло на хорошо подготовленную почву. Было решено проигнорировать московские указания, ничего не изменяя в богослужебной практике. Кроме того, монастырь вскоре посетил Иван Неронов, превратившийся в одного из главных оппонентов церковной реформы; ему устроили торжественную встречу, что не осталось незамеченным в столице. Первые новопечатные книги служебники, скрижали и др. Последовавшее вскоре удаление Никона восприняли как хороший знак, тем более что власти решили действовать осмотрительно и не оказывать прямого давления на монастырь. Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители, и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея.

Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги. Варфоломей взялся это реализовывать, чем быстро нажил немало врагов.

В ходе бунта 1666 года Варфоломей был низложен, а Никанор избран на его место. Переписка Соловецкого монастыря с Алексеем Михайловичем Напряжение между царем и братией нарастало постепенно. О нем можно судить по интонациям, содержащимся в переписке сторон. Единственное, о чем они просят - позволить им не отлучаться от "преданий святых отцов". А через год, в сентября 1667-го, они уже не стесняются ставить царю ультиматум: "Если ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в прежней, святыми отцами переданной, в старой вере быть не благоволишь и книги переменить изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры переменять, и вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! От слов к делу От слов царь перешел к делу: посылал следователей для выяснения ситуации в монастыре, пытался увещевать раскольников, объявил Соловкам экономическую блокаду и отъял все их владения в пользу казны. Не исключено, что помимо стремления усмирить монахов им руководило также желание прибрать к рукам доходы монастыря.

Тлевшая в течение восьми лет осада, как и предшествовавшие ей события, происходила как будто сама собой, помимо воли людей: стрельцы летом прибывали под стены крепости, пытались вразумить иноков, а к зиме возвращались на большую землю. За 8 лет сменились три воеводы: первый, Волохов, делил власть и дрался с назначенным Москвой игуменом Иосифом. Второй, Иевлев, приведший с собой 500 казаков, побил скот, порвал рыболовные снасти, пожег строения вокруг монастыря, а затем приказал подчиненным рыть укрепления. Защитники крепости накрыли их плотным огнем, и перепуганные стрельцы и казаки пожаловались царю на воеводу. Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен стольник Иван Мещеринов. Кровавая развязка За годы осады около 200 человек по разным причинам покинули монастырь. Многие считали недопустимой вооруженную борьбу. Но в крепость стекались беглые крестьяне, стрельцы и казаки.

Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги

Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол. Разумеется, навязанную сверху церковную реформу Романовская научная школа в качестве причины разгоревшихся конфликтов рассматривать не могла. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. В этой серии мы станем свидетелями церковного раскола, последствия которого не преодолены до настоящего времени. Мы узнаем причины, сущность и последствия ц.

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76

Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком. Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы. Данная страница российской истории мало изучена, поскольку источников практически нет, но при этом есть достаточно сведений, чтобы составить объективную картину происходящего в те дни.

Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания.

Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам.

Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.

Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя.

Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды.

Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов.

Щапова, видевшего в восстании «антагонизм Поморской области против Москвы»[7]. Однако мы не знаем, передавался ли здесь один из многочисленных «толков», или это была позиция какой-то части сторонников вооруженной борьбы. Но даже и в этом случае надо учитывать многочисленные показания источников о насильственном навязывании ими своей позиции вооруженной борьбы той части, которая оставалась в рамках религиозных требований. По мысли митрополита Макария, «почин возмущения» был положен, когда в монастырь были присланы новоисправленные книги[8]. Но трем из подписавших приговор священников, которые хотели сохранить верность Церкви — использовать вновь присланные Служебники, удалось отправить челобитную патриарху Никону, вопреки запрету архимандрита Илии богомольцам и другим лицам выносить из монастыря какие-либо послания. В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: «...

И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать». Одного из них, отца Германа, «дважды плетьми били за то лишь, толко обедню пропел против[10] тех Служебников в пределе с Евфимьем архидьяконом, и его было хотели бить за то»; после этого «наша братья, попы, убояся ево, архимарита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым Служебникам». Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу: «И говорили ему, архимариту, все, чтоб он сам почал по тем Служебникам служить, и мы с ним; и он, архимарит, со своими советники про те Служебники и слышать не хочет, не токмо чтоб служить»[11]. Такое же отсутствие единомыслия по отношению к неприятию новых книг и другим вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях в ходе восстания. В течение долгого времени подача челобитных была главной формой «борьбы» соловецких монахов и бельцов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда диспута, религиозного прения, стремления убедить и переубедить государственную власть, прежде всего царя Алексея Михайловича, в необходимости сохранения древней традиции. Никаких иных «лозунгов» они не содержали. Многие поборники старых книг и старых обрядов исходили из того, что между царем и патриархом существуют разногласия, и хотели «помочь» царю. Однако внутри монастыря, как уже говорилось, не было единства. Значительный отпечаток на своего рода «раскол» внутри монастыря накладывало соперничество между назначенным сюда после смерти архимандрита Илии Варфоломеем и бывшим архимандритом Савво-Сторожевского монастыря Никанором, проживавшим здесь «на покое».

Расхождения внутри монастыря отмечены еще в феврале 1663 г. Уставщик Геронтий, будущий автор соловецких челобитных, нарушил обычный ход богослужения — монахи заподозрили, что он служил литургию по никоновским книгам. Геронтий писал архимандриту Варфоломею, находившемуся тогда в Москве, что «вся братия и миряне» хотели его «камением побити» и грозились предать смерти. Варфоломей встал тогда на защиту Геронтия. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. На Соборе 1666 г. Варфоломей хотя и подал челобитную о сохранении «старой веры» в Соловецком монастыре, но сам ее не подписал[12]. В монастыре «самовольством» был избран и поставлен в келари простой монах «будильщик» Азарий, а в казначеи — черный поп, уставщик и книгохранитель Геронтий. Это было нарушением правил, т. В Москву направлялись челобитные с жалобами на архимандрита Варфоломея и с просьбой о назначении вместо него архимандрита Никанора или кого-либо другого.

Никанор фактически уже вел себя как настоятель следует напомнить, что его назначение предполагалось еще после смерти архимандрита Илии, но тогда не состоялось. Человек властный и честолюбивый, он продолжал добиваться того, чтобы встать во главе монастыря, используя усиливавшиеся из-за никоновских реформ разногласия. В июле—августе 1666 г. Но его миссия потерпела неудачу, в ответных челобитных Собор, братия и миряне во всем обещали покориться царской власти, просили лишь «веры не переменять» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея[13]. В феврале 1667 г. Он вызывал сюда для допроса старцев и слуг, но они на допрос не прибыли[14]. Новые материалы по истории восстания, введенные в научный оборот О. Чумичевой, показали обнаруженные в ходе следствия уже в Москве слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой» и Алексей Михайлович — последний царь, т. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как настоящего архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т.

Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея. Когда он вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыл в монастырь, Иосифа и Варфоломея не приняли и подвергли заточению. В Москву была отправлена четвертая челобитная, в которой монахи просили не принуждать их к перемене «предания и чина» прп. Зосимы и Савватия; они обращались к царю: «... Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно... Так же заканчивается и пятая челобитная[16]. Мотив «непротивления» — важная составляющая религиозной мысли и древней, и новой России — звучит здесь с полной отчетливостью. Пятая, самая известная соловецкая челобитная, широко распространенная в старообрядческой книжности, носила уже скорее пропагандистский характер; не вполне ясно, была ли она сразу же получена царем[17]. Ответ последовал на четвертую челобитную.

О том, что предшествовало мятежу и почему Никон вызывал отвращение у Екатерины II, рассказывает отдел науки «Газеты. Новоиспеченный патриарх вынудил царя дать письменное обещание не вмешиваться ни в какие духовные дела и приступил к реформированию церковных обрядов и книг. Никон заменил земные поклоны на поясные, ввел крещение тремя пальцами и исправил иконы по греческим образцам. Вскоре патриарх созвал Московский собор, на котором было принято решение, что все крестящиеся двумя перстами во время богослужения должны немедленно предаться анафеме. Реформы Никона вызвали широкую критику среди приверженцев старых церковных традиций, но все несогласные быстро подверглись преследованиям со стороны бывшего митрополита. Например, оппонент патриарха протопоп Аввакум был брошен на три дня в монастырский подвал, а затем сослан в Тобольск. Журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю, за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют, — писал протопоп. Екатерина II скажет потом: Никон — личность, возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внес смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. По старым книгам Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Они спрятали новые служебники Никона и продолжили проводить богослужения по старым книгам. Архимандрит Илья стал инициатором масштабной пропаганды старообрядчества, однако спустя несколько лет он скончался, а его должность занял Варфоломей, стоявший на стороне патриарха-реформатора.

Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году. Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду. Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим. Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт! Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом. Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит.

Монастырь-крепость

  • Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)
  • Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги
  • Основные причины
  • Вы точно человек?
  • Соловецкое восстание
  • СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

Ход восстания

  • Церковная реформа Никона Восстание Соловецкого монастыря - YouTube
  • Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север
  • Книги раздора
  • Предыстория и начало бунта

4. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1667—1676 гг.

Соловецкое восстание и его плоды Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание: краткая история Никон против Соловков.
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги Восстание началось летом 1668 года, когда высокопоставленное духовенство монастыря поднялось против церковной реформы патриарха Никона вскоре после его лишения сана.
Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам.

4. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1667—1676 гг.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол.
Соловецкое восстание (1668–1676). Начало Соловецкого восстания отмечено в 1668 году, когда монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы патриарха Никона, что привело к длительной осаде, известной как Соловецкое сидение.
Вы точно человек? Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники.
Анатомия протеста Соловецкое восстание стало возможным из-за церковных реформ, которые пожелал провести патриарх Никон.

Хроника Соловецкого бунта

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. Никон против Соловков.

Социальные сети

вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Соловецкое восстание. Соловецкий бунт С конца 60-х годов XVII в. Московское государство неоднократно потрясается восстаниями, возникающими в разных местах, как в центре, в самой Москве, так и на окраинах, на далеком севере и на Дону.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими. Уже во второй половине 50-х гг. XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся. Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами.

Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей. Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах.

В сложившейся обстановке религиозный бунт был вопросом времени и в 1668 г. Ход восстания В начале 1668 г. Стрельцы подошли к Соловецкому монастырю 22 июня, но монахи не пустили их, закрыв ворота.

С этого момента и начался бунт. Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов. Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился.

Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились. К весне 1675 г. Соловецкий монастырь находился в полном окружении, а его защитнике подвергались постоянным обстрелам и штурмам стрелецких войск, которые выполняли свою задачу и постепенно изматывали осаждённых. К концу года он уже не видел возможности взять штурмом Соловки и именно в этот момент свою решающую роль сыграли изгнанные из монастыря монахи. Они пришли к воеводе на аудиенцию и сообщили ему о слабостях в укреплениях монастыря. Мещеринов воодушевился и начал готовить все свои стрелецкие отряды для решительного удара.

Финальный штурм начался в ночь с 1 на 2 февраля 1676 года и по его итогу Соловецкий монастырь был захвачен. Итоги и последствия Суд над монахами был проведён прямо на территории Соловецкого монастыря. Лидеры восставших и главные организаторы обороны монастыря были казнены. Остальных восставшие были разосланы по разным тюрьмам. Жестокое подавление восстания произвело тяжелое впечатление на остальных старообрядцев и вынудило их рассредоточиться по всей территории Руси. Церковное расслоение русского общества продолжалось, а многие из старообрядцев начали сами уходить за Волгу в сторону Сибири, спасаясь от возможных гонений.

Не можете выполнить задание по Истории?

Важно отметить, что это событие: Подчеркнуло глубину религиозного раскола в обществе. Показало силу народного сопротивления против абсолютистской власти. Способствовало формированию старообрядческого движения, которое сохранило многие традиции русского православия. В заключение, Соловецкое восстание и его последствия остаются важной частью российской истории, напоминая о сложности социально-религиозных отношений и о борьбе за сохранение идентичности. Поделитесь в социальных сетях:.

Монастырь был одним из форпостов России на севере. Толщина стен у основания составляла 5-7 метров, высота — 8-11, а длина — чуть более километра. В арсенале святых отцов находилось 90 пушек, 900 пудов пороха и большие запасы ручного огнестрельного оружия. Зачем осада? Все началось в 1653 году, с неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформой, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дополз слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки были осведомлены о реформе, знали и самого Никона, потому заперли еретические книги под замок, не читая. Отношения Никона с Соловецким монастырем начались задолго до его патриаршества.

Еще в 1639 году он был изгнан отсюда, а, став через десять лет митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшуюся в его подчинении соловецкую братию. Докатился он и до откровенного грабежа: мало того, что «одолжил» из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания явился популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связаны и истоки конфликта царя с Соловецким монастырем. Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря, и в новые настоятели братия выбрала Никанора. Однако в Москве не утвердили их решение и навязали игуменом Варфоломея.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий