– Елеосвящение, или Соборование, – это сугубая молитва о нашем здравии. Подготовка к таинству елеосвящения, Соборованию в церкви, связана с Таинством Покаяния или Исповеди, потому что в процессе и того и другого прощаются грехи. Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)?
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. Собороваться означает принять участие в таинстве соборования. Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами. Соборование это не только помазание елеем, но и чтение молитв и других священных текстов. Главная» Новости» Соборование в церкви когда проводится в 2024 году. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов.
Что такое Соборование?
Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес...
Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.
В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить.
Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми.
Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. Если человек опоздал на богослужение, может ли он участвовать в Соборовании? Церковь говорит, что если человек успел получить даже одно помазание — оно будет действенным. Однако священники рекомендуют все-таки отнестись к этому вопросу как можно ответственнее и приходить на службу заранее, а в случае опоздания пособороваться в другой раз.
Как часто можно собороваться Традиционно христиане, даже здоровые, участвуют в Елеосвящении раз в год. Если кто-то внезапно заболел тяжелой болезнью — можно приступить к таинству по необходимости. Что мы ожидаем от Соборования Даже среди православных людей существует предвзятое представление о Соборовании как о «последнем помазании», а значит, к нему приступают тогда, когда надежды на выздоровление нет. Бытует также представление, что сам обряд может привести к скорому концу. Конечно же, такие суждения в корне неверны. Как уже говорилось выше, Елеосвящение — это таинство, приносящее в первую очередь исцеление души от грехов, вследствие чего может прийти и излечение от физических недугов.
О Соборовании перед смертью Таинство Соборования действительно часто совершается над умирающими людьми.
Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Соборование: прощение забытых грехов Фото Юлии Маковейчук Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. В чем же его суть?
Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения.
Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Фото Юлии Маковейчук Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15.
Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище. Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем.
После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов. Как пройти обряд в храме: Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство. Внимательно слушать богослужение. В начале чинопоследования читаются молитвы и канон. Затем — отрывки из Нового Завета. Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву. Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова. Исторические сведения В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям. Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.
О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.
Цель Таинства… Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим. Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей.
В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.
Что это такое и для чего нужно?
- Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
- Соборование. Таинство для болящих и не только
- Что такое елей и почему «соборование»?
- Что такое Елеопомазание (Соборование)
- О соборовании - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с.Ильинское
Обряд соборования. Его предназначение
- Экскурсия в монастырь, Свято – Введенскую Оптину пустынь
- Соборование-что это, для чего проводится, как готовится - Чем важен день
- Соборование. Таинство для болящих и не только
- Таинство Елеосвящения
- Над кем и при каких условиях совершается Таинство
Елееосвящение — великое Таинство
- Жизнь в Церкви
- ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру
- Исторические сведения
Соборование
Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости. Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни.
Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук.
В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.
Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста. Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения?
Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами.
Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Соборования. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов.
После того, как человек соборовался в храме можно и незадолго до Соборования , очень хорошо исповедоваться. После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин. Как подготовиться к таинству Соборования? На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия. По традиции за Соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников отсюда название Таинства — «Соборование».
В случае необходимости Таинство может совершать и один священник. Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Лучше прийти в одежде с открытым воротом. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание.
Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи. Как проходит Соборование? Помазание — это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк.
Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый». Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.
На столе полагаются Евангелие и крест. После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142 , покаянных тропарей и 50-го псалма читается " канон о елее", раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками Лк. После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея. После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося.
При этом священник читает тайносовершительную молитву: "Отче Святый, Врачу душ и телес... После этого гасится одна из семи горящих в сосуде с пшеницей свечей. Далее такое последование Апостол , Евангелие , молитва, ектения и помазание совершается еще шесть раз, после каждого из которых одна из свечей в пшенице гасится. После завершения седьмого помазания священник полагает на голову соборующегося раскрытое Евангелие и произносит молитву ко Господу: "... Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящего у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем... При этом елеопомазанному следует непрерывно, но негромко повторять: "Господи, помилуй". Затем тот, над кем совершалось Таинство, целует Евангелие.
После краткой ектении с двумя стихирами священник совершает отпуст; соборованный прикладывается ко кресту и, трижды благоговейно поклонившись совершителям или совершителю Таинства, говорит: "Благословите, отцы святии или отец святой , и простите мя грешного грешную ". Елей, оставшийся после Таинства Елеосвящения, может быть сожжен в храме в специальной жаровне, использован для возжигания лампад пред иконами, либо же взят с собой тем, над кем Таинство совершалось.
По воле Бога недуг может остаться, если несение болезни полезно и необходимо для исправления, для избавления от страстей и обретения смирения. Но человек с помощью Благодати духовно преображается. Он получает силы переносить болезнь, обретает понимание её как необходимого средства очищения своей души. Таинство помогает человеку глубже осознать свою греховность, а иногда и вспомнить забытые грехи. Поэтому до или после Соборования принято также исповедоваться и причащаться.
Священник помазывает руки верующих в Таинстве Соборования Что необходимо для Соборования Православному христианину, если у него нет тяжелых болезней, следует приступать к Таинству Соборования не чаще одного раза в год, так как его первоначальное значение состоит именно в укреплении страдающих от недугов. К тому же Соборование требует серьёзной подготовки, соответствующего настроя, и пост является для этого наиболее благоприятным временем. Что нужно для Соборования? Прежде всего вера, покаяние в грехах которые нередко бывают причиной болезни , а также смиренное упование на Божью милость. Если же говорить о технической стороне подготовки к Таинству, то соборующимся следует позаботиться о наличии салфеток или платков для того, чтобы протирать помазанные части тела. Подготовка к соборованию традиционно включает в себя Исповедь и Причастие, но к ним можно приступить до или после Таинства Елеосвящения. Как проходит Соборование Слово «Соборование» означает, что Таинство традиционно должен совершать собор собрание из семи священников.
Однако на практике его может совершать и один священник. Помимо общего соборования в храме, в Православной Церкви совершается соборование больного на дому. Это практикуется, если состояние человека не позволяет ему перемещаться на значительные расстояния. Соборование совершается с предварительным чтением подготовительных молитв и канона. Во время же самого Таинства священником читается Евангелие и послания апостолов.
Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. – Елеосвящение, или Соборование, – это сугубая молитва о нашем здравии. контакты батюшки, ответы на вопросы. Если мы посмотрим на последование Елеосвящения, то действительно можем найти в молитвах этого таинства особые прошения о том, чтобы Господь простил нам забвенные грехи, однако это не значит, что специализация Соборования – это прощение забытых прегрешений.
ЧТО ТАКОЕ СОБОРОВАНИЕ? ИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ БЕРЕГОВОЙ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА
Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Чин Соборования (Елеосвящения) состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола. Соборование: о значении таинства, когда совершается, кто может собороваться, как часто можно собороваться. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). При месячных женщине запрещается входить в храм, а значит, и в любых Таинствах (бракосочетание, соборование, покаяние, причащение) нельзя участвовать.
Оптина пустынь
Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое.
Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф.
Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают.
Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее.
Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела.
И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу. Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу. Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.
Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей! А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой. Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека.
Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов.
Желательно прийти заранее, чтобы записаться и купить свечку. Во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Одеваться нужно в удобную одежду.
Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию.
Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство.
Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.
Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства, как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Два варианта, одна суть. Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм.
В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Как не надо. Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании.
Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!
В самом деле, есть ли смысл сделать здоровой печень алкоголика, если он не имеет никакого намерения бросить пить? Есть ли смысл избавлять человека от гипертонии, если не Евангельские заповеди и не любовь ко Христу, а лишь боязнь очередного приступа удерживает человека от гнева и раздражения на близких, которые этих эмоций, возможно, и не заслуживают? А если только тяжелая болезнь может примирить враждующих родственников? А если только невольное страдание собственное или близких людей может научить человека смирению, любви, терпению и отвлечь его от повседневных неважных вещей и обратить его внимание к главному, вечному? Иное дело, если человек сам осознает свое несовершенство и имеет искренне намерение поменять свою жизнь, привычки, поведение, но считает, что не имеет достаточно силы воли для этого, Благодатью Божией, через Таинство, эти силы могут быть дарованы Господом, и постепенно, выздоравливая духом, человек выздоровеет и телом. Возможно, позже, осознав всю ценность духовных даров, данных ему посредством этого испытания, такой человек возблагодарит Господа о том, что Он дал телесное исцеление не сразу, а только по мере исцеления духовных немощей. Ведь главная цель христианина — это не получить от Господа земные блага, такие как здоровье, а прийти ко Христу, потому что первое — временно, второе же — вечно. Распространенные заблуждения о Соборовании. К сожалению, с Соборованием связано много предрассудков. Эти заблуждения наносят большой вред, мешая обратиться к Таинству тем, кому это действительно необходимо и могло бы помочь. Соборование — не дополнение и не замена медицине. Это вредное заблуждение, происходящее из ложного стыда признавать свои прегрешения. На самом деле, оно совершается на всеми, кто нуждается в исцелении.
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
Что такое Соборование | Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). |
О значении Таинства Соборования | Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. |
Соборование: таинство больных... и здоровых - Православный журнал «Фома» | одно из семи Таинств Церкви. |
О соборовании - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с.Ильинское | Соборование перед смертью: В христианских учениях существует понятие таинства — получения Божеской благодати при определённых священнодействиях (таинствах). |
О соборовании | Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто. |
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом).