Новости профессор осипов алексей ильич лекции

СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ Осипов Алексей Ильич лекции МДАиС. Лекции Алексея Ильича Осипова. Алексей Ильич Осипов родился в городе Белёве Тульской области в семье служащих. Осипов Алексей Ильич (р. 1938), профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

проф. А.И. Осипов

Лекции Осипова 2022 год профессора Алексея Ильича. 10 декабря в лектории «Маковец» состоится встреча с известным богословом, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым. профессор Московской духовной академии, богослов, заслуженный человек. Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов отвечает частозадаваемые на вопросы. Профессор Московской духовной академии. Есть ли Бог и кто Он? Каков же смысл жизни?

Последние лекции осипова

Лекции профессора Осипова Алексея Ильича 2022 год. свежее видео за сегодня - видео. Осипов Алексей Ильич На этой странице собраны лучшие лекции Осипова. Об экологии мира, Алексей Ильич Осипов - О чём говорит Рождество Христово и столетие события 1917 года (Ивантеевка, 2016.11.24) и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. Алексей Осипов — учёный-богослов, педагог и профессор. Профессор Алексей Ильич Осипов — выдающийся русский православный богослов, публицист, лектор и педагог.

Статьи и лекции: краткое содержание, описание и аннотация

  • Header Widget Wrapper
  • Лекции Осипова Алексея Ильича
  • 983 комментария
  • Новые лекции
  • Лекции Осипова - Скачать mp3 бесплатно
  • Алексей Осипов: личная жизнь (жена, дети) и биография богослова

Алексей Осипов

Ну вот так. Алексей Ильич, вот в этой связи вы вспомнили Хомякова, а я хочу Бердяева вспомнить. Помните, у него в «Философии свободы» он говорит, что вера — это… он сравнивает знание и веру, он говорит, что у знания характер насильственный и безопасный, а у веры свободный и опасный, и вера как прыжок в пропасть: ты либо разобьешься, либо все получишь. Вы вот согласны с таким образом? Знаете что, как и любое положительное, ну кстати, и отрицательное, свойство в человеке имеет границы бесконечные.

Так и здесь. То, что здесь говорит Бердяев, он говорит о о самой начальной, я бы сказал, стадии, потому что когда человек при правильной христианской жизни приходит к опыту непосредственного видения и переживания Бога, тогда эти все вещи отпадают, тогда действительно это становится твердым его убеждением. А здесь так, ну начало, начало только, так сказать, и не больше. Очень здорово, потому что, мне кажется, вы даже ответили на мой следующий вопрос, потому что он там дальше говорит, что вера не знает гарантий, но я не могу совместить эту фразу с тем, что мы, зная Христа, а разве Христос не гарантия — вот в этом смысле?

Вообще даже странно, когда, если человек действительно убежден и вдруг начинает еще искать каких-то посторонний гарантий. Вот, в частности, апологетика, которой я занимаюсь, она для кого нужна? Она нужна для людей, только ищущих, и для тех, кто еще не утвердился в вере, а так, принял ее, может быть, достаточно поверхностно. Если же он действительно, хоть несколько, пережил опыт общения с Богом, тогда ему не требуется никакой апологетики.

Просто это как детские игрушки уже рассматриваются все эти аргументы. Но в качестве проповеди, в качестве ответа вопрошающим, она ну естественно нужна. Но именно для них, но не для действительно того человека, который опытно убедился. Можно умом, можно опытом — это все-таки разные уровни.

Алексей Ильич, а вот вера — это же дар? Или усилие воли? Или и то, и другое есть в вере? Все добродетели или, скажем, добрые свойства, они, с одной стороны, являются не чем иным, как началом творческого акта Божия, в котором сотворен еще человек был, так?

И они присущи ему, но ситуация такого рода: вот голос, у человека есть голос. Вот вам надо поставить голос. Боже мой! Это во много раз вдруг голос усиливается, становится чище, сильнее и так далее.

Да, так и здесь то же самое. Некие свойства — они в душе уже есть, они все заложены по творению в человеке, но при правильной духовной жизни, когда человек приобщается Богу, то даются еще и благодатные силы для этого свойства. Поэтому вера может иметь естественный вполне порядок, а может уже становиться той силой, которая непосредственно ориентирует человека прямо на Бога. Это касается, кстати, всех добродетелей.

Вот, например, я слышал, как один говорил: есть начальное смирение, а есть глубочайшее смирение. Начальное — оно у всех может быть, это естественное свойство человека, но мы искажены, и поэтому оно носит характер очень неопределенный, подчас неясный, нетвердый. А когда человек уже начинает жить правильно, то оно приобретает устойчивый сильный характер. Алексей Ильич, а вот это веренье, о котором говорил Хомяков, а вы можете сказать, что с годами в вашей жизни — я вторую делаю попытку смеется …да-да… личного вопроса… Бесполезно, я сразу вам скажу.

Или у вас не было веренья? Ну отвечу вам: я — лучший в мире. Я об этом говорю на всех лекциях, но почему-то никто не верит в это… смеется Не верит…... Да… Всё…лучший в мире, поэтому я даже не стал распространяться об этом, я уж не буду, так и быть, в другой раз как-нибудь… Алексей Ильич, а вот в окружающей жизни, поскольку вы, как тайный столпник, — вам должно быть виднее, чем другим.

Как вы думаете, много вот этого «веренья» сегодня? Нет, это не только много, а оно является основным, я бы сказал, состоянием верующих людей, и причина, одной по крайне мере из причин этого, является то, что… скажу такие фразы, которые вы удивитесь, наверное, скажете, как такое… но вынужден сказать: потому что невозможно общение с Богом без молитвы, а никто не молится. Если молится, то о чем? Болит печенка, селезенка, там муж… Экзамены сдать… …и всё такое — исключительно такой языческий подход, только земное.

Бог не отрицает этого, этих нужд, и даже в «Отче наш» сказал: «Хлеб наш насущный». Но ни в коем случае нельзя это делать главным. Вектор, очень важен вектор. Так вот поэтому, к сожалению, великому, что основное направление нашей веры, оно направлено или на решение земных проблем, так?

Или же даже представляется само Царствие Божие как, знаете ли, Рай пресветлый, как наслаждение, то есть ищем наслаждения. А чем отличается православие? Оно говорит: исцеление требуется. Если ты исцелишься, у тебя будет и радость, и наслаждение.

Но стремиться к наслаждению — опаснейшая вещь. Когда вдруг аппендицит, можно сделать таблеточку — и боль прошла. Таблеточку — и боль прошла, что потом дальше? Со святыми упокой.

Конец фильма. Вот так и в духовной жизни, то же самое. Поэтому очень важно, чтобы цель веры была точно определена у человека в его сознании. Цель же какая?

Очищение, исцеление. От чего? Вот от всей той грязи, которой в нас хватает с избытком. И об этом и должен человек молиться?

Вот об этом нужно молиться. Тогда это будет естественно. А так я иногда говорю: возьмите диктофончик, подойдите к очереди где-нибудь, спросите, о чем молятся. Вы не найдете, наверное, ни одного человека, который бы молился: «О блаженная Матрона, помоги мне избавиться от зависти».

На него посмотрят: «Ты откуда свалился такой? Кто ж об этом молит? То есть крен, сильнейший крен. Ну, Алексей Ильич, вы ведь сами говорите, что и в молитве «Отче наш» Господь...

Ну а как, человек всё равно будет молиться об этом, и там, не знаю, о невестке, о зяте… Да… …об экзаменах, о квартире, и разве не снисходит Господь к этим просьбам? Нет, а дело вот в чем, что человек должен понимать, понимать, да, вот эту идею, во-первых, что «не имеем зде пребывающего града, а грядущего взыскуем», понимать это, и, как советуют отцы, они дают очень хороший совет: Господи, я знаю, что Ты Любовь и Ты сделаешь для меня всё самое лучшее, поэтому да будет воля Твоя. Ты же видишь, что я хочу. Но не настойчиво молиться об этом, а «да будет воля Твоя».

Пример показал Христос в Гефсиманском саду. Жуткие предстояли страдания, а он что сказал? Вот правильная молитва. А Бог видит, конечно, я страдаю, боль и несчастья, конечно.

Господи, Ты видишь, но да будет Твоя воля. А можно: «Господи, да во что бы то ни стало! Ах вот оно что. Алексей Ильич, вот один из гостей в моей программе выразил такую надежду… на новую ересь.

Он говорит: нашему богословию не хватает какой-то новой ереси. Я говорю: что вы имеете ввиду? Он говорит: ну как вот развивалось богословие, догматы в том числе были ответами на появившиеся ереси, и вот чтобы как-то двинуть вперед сегодня богословие, вот, может быть, не хватает новой ереси. Вы бы согласились с такой постановкой?

Ни в коем случае. Христианство — это не просто игра в богословие. Все догматы, все вероучительные истины, они являются только базой, основой для правильной жизни, как мы уже говорили, поэтому… а здесь уже у нас море великое для того, чтобы человек мог действительно заниматься этим. Специально же что-то такое или тем более мечтать об этом, что появится какая-то ересь, люди начнут спорить, дискутировать, писать… Боже мой, мы превратимся в какой-то… философский клуб и больше ничего, который никому ничего, ничего не даст.

Вот в чем дело. Поэтому, конечно, нет. Хватит у нас того, что было. Вы посмотрите, сейчас и так, кстати, проблем в богословии немало.

Проблем очень немало в богословии, которые требуют выяснения. А почему? Знаете, случилась же трагедия, в XV веке, в 1453 году пала Византия, и греки где учились потом? Все поехали на Запад.

И поэтому мы видим даже такие вещи, такие вещи… вы знаете, в Послании восточных Патриархов, как, например… ну приведу пример: поскольку человеку необходимо причащаться Тела и Крови, но человеку противоестественно вкушение невареного мяса, то Бог предлагает это под видом хлеба и вина. Ужас какой оказывается.

До 1952 года проживал сначала в городе Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в городе Гжатске ныне Гагарин Смоленской области. В 1955 году, окончив школу, отказался поступать в какой-либо вуз и три года в домашних условиях изучал начала богословия под руководством игумена Никона Воробьёва. В 1958 году поступил в четвёртый выпускной класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены сразу за три предыдущих года.

Он автор многочисленных лекций на тему экуменизма, протестантизма, основного богословия, современных богословских проблем, западных исповеданий.

Детство и юность Родился Алексей Осипов 31 марта 1938 года в небольшом городке Белёве Тульской области. Родители мальчика были обычными служащими. Спустя некоторое время семья Осиповых переехала в город Козельск под Калугой, где они и прожили вплоть до 1952 года. Потом случился еще один переезд, на этот раз в поселок Оптино, той же, Калужской области. Затем судьба занесла семейство в город Гжатск Смоленской области. С 1968 года этот город носит имя первого советского космонавта, называется Гагарин. Алексей Ильич Осипов в молодости Аттестат о среднем образовании Осипов получил в 1955 году, но даже и не думал поступать ни в один вуз.

Парень увлекся религией, и на протяжении трех лет занимался изучением богословия. Его наставником в те годы стал православный священнослужитель Никон Воробьев , получивший сан игумена в 1956-м. Благодаря письменной рекомендации того же Никона и благословения архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила, Осипов в 1958-м стал учеником четвертого, выпускного класса МДС Московской духовной семинарии. Он сумел успешно сдать экзамены за три предыдущих класса. Этой степени он удостоился за научную работу, в которой проводил сравнительный анализ русской и греческой систем вероисповедания. Степень кандидата богослова предоставляла возможность Алексею продолжить обучение в аспирантуре, потом преподавать идеологию единства, получившую специальный термин «Экуменизм».

Уже в качестве члена президиума совещательного органа Московского патриархата, Осипов стал автором учебного пособия под названием «Путь разума в поисках истины». Книга вышла в издательстве Сретенского монастыря, и повествует о мнении православного христианина о событиях повседневной жизни простого человека. В нее включены разделы — религия, апологетика, связь бога и бытия.

Начиная с 2010 года, Осипов участвовал в ассамблеях, организованных крупнейшими международными экуменическими организациями, стал автором еще целого ряда произведений на церковно-философские темы — «Как жить сегодня? Основной лейтмотив этих произведений — уделить пристальное внимание проповедям и просвещению, которые в совокупности с религией обернутся полезным плодом. Алексей Ильич Осипов читает лекции Алексей Осипов читал лекции и доклады студентам институтов и университетов, ученикам приходских школ, храмов. Выступал перед слушателями Домов культуры, стал участником многочисленных ассамблей и конференций, причем самого высокого уровня, встречался с прихожанами постсоветских и многих западных стран. Его научные труды опубликованы во многих отечественных и зарубежных СМИ. Личная жизнь Профессор богословия Алексей Осипов достаточно открытый и публичный человек, но что касается его личной жизни, то тут все скрыто за семью замками. Во время встреч с журналистами, этот вопрос даже не рассматривается, ни один ведущий не осмелился спросить у богослова, есть ли у него жена и дети. У Осипова есть официальный сайт, но даже там, среди материалов из его личного альбома, нет ни одного фото, где были бы запечатлены члены его семьи, даже родители не попали ни в один групповой снимок. Алексей Осипов сейчас В настоящее время Алексей Осипов уделяет пристальное внимание всем областям человеческой жизни, он пишет о начале существования, о таинстве крещения, о любви, браке, семье и бессмертии души каждого индивидуума.

Алексей Ильич Осипов В 2019 году все, что в разные годы написал ученый, было оцифровано и теперь представляет собой видео- и аудиолекции. Совсем недавно Осипов пополнил свою библиографию новой работой, получившей название «Жизнь с Евангелием.

Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»

Мф 10:28. Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь Лк 12:5. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут Лк. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки.

В 1959 г. В 1963 г. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви1951-гогода издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму. С 1965 г.

В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».

Никто не боялся подумайте — даже в младенчестве не боялись — а что, если умрет не крещенным? Что тогда будет? Его брат, то же самое. Много находим случаев хотя, правда, это уже не случай — это больше, чем случай , когда относятся к Крещению, оказывается, с величайшим благоговением, и принимают его не просто так: родился — крестить, а потом — за стол, а принимают его, оказывается, как знак вступления в церковь. Сознательный знак вступления в церковь. Мы видим, что, с тех пор, в церкви существуют, так сказать, две традиции. Некоторые принимают Крещение уже в сознательном возрасте, другие принимают крестят детьми. Но при каком условии церковь допускала крестить детей? Когда, действительно, есть надежда, есть основание, есть уверенность, что ребенок, которого крестят, будет воспитан так, что он в любой момент своей жизни скажет: да, я подтверждаю те обеты крещения, которые были даны за меня в моем детстве.

Вот только при каком условии. Я не знаю, приходилось ли вам видеть или нет, но я думаю многим, наверное, приходилось, когда крестился взрослый человек, искренне, по вере. Вы посмотрите, как он внешне менялся даже… Потом спросите его — он вам сам скажет, в каком состоянии он находился. То есть, человек переживает великий опыт — опыт познания того, кто есть Бог, и этот опыт является для него уже великой святыней, которая держит, если хотите, его в последующую жизнь — удерживает его. В младенчестве ничего этого нет. Он ничего не помнит. Действительно ли Таинство Крещения в младенчестве? Семя дается. Дается семя, но надо думать о пользе. Когда полезнее для человека — вот что очень важно.

Ведь зерна пшеницы лежали в пирамиде несколько тысяч лет и не давали никаких всходов, и так и остались они мертвыми зернами. Не было соответствующей обстановки, при которой эти зерна могли прорасти. Так вот, я вам и говорю, что, поэтому в истории церкви мы видим две традиции, которые так и продолжают существовать до настоящего времени, когда одни предпочитают совершать крещение в детстве, другие — позднее, когда ребенок достигает уже определенного возраста. Ну хорошо! По крайней мере всем, надеюсь, понятна суть дела, что связано с Крещением. Ну еще, может быть, один момент, на который стоит обратить внимание, связан с нашими школьными системами, в которых утверждается, что в Крещении прощается первородный грех Адама. Эта идея идет прямо из латинского богословия, из католического богословия, когда, под первородным грехом Адама, разумеется вина, наша с вами всех вина за то, что сделал Адам тысячи лет тому назад. Вообще идея «изумительная», лучшего не придумаешь: мой отец украл корову — меня должны теперь судить. Даже в человеческом обществе такого нет, не говоря о Божественном. Пророк Иезекииль по этому поводу пишет: «Не несет сын вины за отца, и отец не несет вины за деяния сына.

Каждый отвечает за свое дело, за свою вину, и каждый награждается или наказывается за свои деяния». Это естественно, но католическое богословие рассудило иначе, и вот отсюда перешло, к сожалению, и в наши учебники о том, что человеку прощается первородный грех в Крещении. Не понимают простой вещи: что, если первородный грех — это есть наша поврежденность и, если бы это происходило, то мы бы сразу бы становились сразу, по крещении бессмертными, нетленными, бесстрастными. Мы этого не видим. Напротив, говорим, слава Тебе, Господи, успели окрестить, а то бы некрещеный умер. Посмотрите как наш святитель Тихон Задонский пишет: «Ибо в человеке, который христианскую веру и Крещение воспринял, два рождения имеется, от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или же, проще сказать, двоякая склонность, потому что два эти рождения противоположны и свое свойство каждое из них имеет, и к тому человеческое склоняет и побуждает сердце, что каждому свойственно. Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, духовное — к духовному. И эта брань в одном и том же христианине есть, ибо в христианине рожденном, как два рождения, так два и человека, свойствами своими имеются ветхий и новый». Не уничтожается, никакого автоматизма нет, никакого магического действия нет, а человек получает великое благо, ему дается семя нового человека, по образу Христа. Вот что происходит.

Это серьезнейшая вещь. И святитель Игнатий Брянчанинов пишет: « В нашем падшем естестве не уничтожено Святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром». И он ссылается при этом на Святых Отцов и говорит: «Святой Исаак Сирин, согласно с прочими Отцами, научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю». Я приведу вам еще очень интересную мысль святителя Феофана, действительно, очень важную мысль. Вот послушайте: «Но надо при этом иметь в мысли, что в этом умертвии греху через Крещение, ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека». Более того, он объясняет: «Господь, приступающего к нему с покаянием и верою, приемлет, прощает ему все прочие грехи и, освящая Таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех — самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью, даруемой ему для того, благодати». Человек призывается сам к труду и к борьбе. И, вообще, я даже не знаю — вот меня удивляют эти богословские споры: эти богословы — им делать нечего. Они только и знают, что спорят между собой — прощается первородный грех, не прощается — да кто же из нас не знает в самом себе. Крещенные мы?

Ну, что мы уже святые, бесстрастные? Следовательно: все в нас есть. Батюшка меня раз, помочил трижды, и все в порядке. И я уже святой выхожу. Потрудись сам, человек. Да, тебе дается, великое дается благо, но потрудись сам. Итак, говоря о Крещении, я подвожу итог, что я хочу сказать? В Таинстве Крещения самое главное и важное: мы получаем рождение — рождение нового человека в нас самих. Нового, но какого? В семени… в семени.

Не древо, не плоды, а семечко получаем. И мы знаем, как из семечка — из определенного семечка — вырастает только это дерево, а не какое другое, так и из этого семечка, которое мы получаем в Крещении, вырастает только плод Христов. Вырастает новый человек, святой человек, и вот в течении жизни, отныне, и происходит в человеке борьба ветхого и нового. Так в этом и вся ценность человека — покажи, человек, кем ты хочешь быть. Покажи, покажи кем… Вот теперь и то и другое; добро и зло, ветхое и новое, Христос и, если хотите, Антихрист. Так… ну?.. Вот перед чем ставит Крещение каждого человека. Ничего механически, как говорит святитель Иофан, с нами не происходит. Да, при Таинстве Крещения, поскольку приступающий к нему приходит с какой верой — отрекается он от всего того зла, с которым он жил до этого то есть приходит с чувством каким? В этом, если хотите, уникальное свойство Таинства Крещения — все отпускается ему, если он приходит с верою и покаянием.

В отношении взрослых и младенцев: пожалуйста — каждый пусть крестит так, как считает более полезным. Полезным… Хочет, чтобы ребенок его ничего не знал и потом только по слухам от мамочки узнал, что его крестили — крестите. Можно крестить в детстве. Да, он получает семя, но что потом получится — смотрите. Хотите, чтобы человек пережил этот дар благодати Божией и это переживание стало закваской доброй на всю его последующую жизнь, можно и подождать. Церковь говорит — ваше право. Ваше право… Смотрите только, как полезнее сделать. Никакого автоматизма нет. Как был в нем ветхий человек — он остается, но человеку зато даруется преизобильная благодать Божия, благодаря которой он может отныне, имеет силу, вступить в настоящую человеческую жизнь — жизнь по свойствам Божиим. Вот так.

Это то, что касается таинства Крещения. Кстати, один их исследователей данного вопроса, Кремлевский делает такой вывод: вообще у отцов и учителей церкви первых веков христианства мы не найдем такой мысли, что детям при Крещении прощается грех Адамов. Вот вам подведение итогов по данному вопросу. Я не знаю, стоит ли мне говорить в этой аудитории о Священстве. Я только хочу сказать, что отношение к Священству в высшей степени было серьезным всегда в церкви. В Таинстве Священства человек получает особый дар благодати Божией. Дар чего?.. Дар не производить священнодействия. Совершить священнодействия — прочитать, перекрестить, помахать кадилом — любой может, тут дара не нужно. Здесь требуется только право.

Дар же священства заключается совсем в другом. Священник это, образно говоря, это водитель. Представьте себе, огромная машина или автобус, полный народу — так? Дорога сложная, говорят, даже очень сложная. Ну, кто поведет машину? Очень сложная дорога… Наверное, только человек, который действительно может вести машину как следует. Представьте себе, там придется крутые повороты, пропасти… и пропасти. Там камни, узкие дороги и т. Кто поведет машину? Вот, что такое Священство!

Вот как относились к Священству. Дар благодати, который посылается в этом таинстве человеку, это дар вспомощес—твующий данному человеку — священнику — вести, вести людей, помогать им идти по пути спасения, то есть назидать, указывать, предупреждать от ошибок, от всяких заблуждений, объяснять истинную православную веру, помогать людям молитвою, образом своей жизни, самим своим примером — вот, что такое Священство. К сожалению, и очень часто довольно бывает — все чаще — когда все священство сводят к чему? Но, простите, это что такое? Так вот, если священник ведет образ жизни недостойный, то он остается бездарным. Понимаете, что происходит? Епископ не дает благодати и не отнимает благодать, он совершает священнодействие — дает дар благодати Господь и отнимает его Бог, а не епископ. Поэтому о Священстве писали святые отцы с очень… я бы сказал, очень сильными словами. Очень сильными… Иоанн Златоуст, например, писал: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся — напротив, гораздо более погибающих и именно потому, что это дело требует великой души». Григорий Богослов писал: «Ибо многие облечены саном, да не все имеют благодать».

Исидор Пилосеот писал: «Священство прилично только некоторым и не многим — именно же, держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие». Исидор Пилосеот указал на одну из таких черт серьезных, которые мы — и, к сожалению, не только мы, а всегда — наблюдаем в церкви: когда получивший сан начинает самоуправно действовать по отношению к пасомым. Конечно это беда. Поэтому святые отцы прямо указывают, что того наставника, который действует самоуправно, нужно избегать и удаляться. Подлинный наставник всегда, прежде всего, является примером смирения. Смирения… Не смиренничения, конечно, а смирения. Тот же, который превозносится над своими пасомыми, тот, который командует направо и налево, уже ясно показывает себя — кто он есть. Это уже бездарный священник; долго ли он будет таким — это уже не наш суд, но нужно это понимать. Пасторство это не сан сам по себе, сан только тогда, когда человек соответствует этому сану. Ефрем Сирин пишет: «А я, возлюбленные, прихожу в ужас, видя на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать Священства и принимают оное, не быв призваны к Христовой благодати, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они, бедные».

Видите как? Вот какой взгляд! У Симеона Нового Богослова, не знаю, зачитать его или нет — пространная немножко цитата, но очень интересная — но я зачитаю. Потерпите, да? Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда, и всех других грехов. Все эти грехи ныне совершаются против людей, торгующий же нагло Божественными таинствами и продающий благодать Духа, грешит, конечно, против самого Бога». Вот какие грозные слова. Называет их торгующими благодатью… Действительно, я вот открыл появились вот , «Письма Иоанна Крестьянкина» и он там пишет о некоторых, что есть даже такие, которые крестят мертвых младенцев. Доходят уже совсем. Ну, хорошо.

Перейдем к другим Таинствам. Второе Таинство, которое нам очень важно и нужно, с которым мы постоянно соприкасаемся — это Таинство Евхаристии. Господь сказал: «Кто не ест плоти Моей, не пьет крови Моей, не имеет жизни вечной». Очень сильные, надо сказать, слова. И для каждого верующего человека понятно, что без причащения говорить о членстве в церкви, по крайней мере… — лучше молчать, а не говорить. Что это такое? К чему мы приступаем? Что это дает человеку? Здесь есть множество вопросов понимания этого таинства, поэтому остановлюсь только на некоторых из них. Первое, что я хочу сказать, что никакого, по выражению Хомякова, «атомистического» чуда здесь не происходит.

Пусть не смеются над нами, там за стеной. Пусть не обвиняют нас, что мы людоеды или христоеды. Пусть не думают, что мы верим в то, что хлеб и вино эти превращаются в вот это вот как назвать это мне — физическое тело. Что мы поедаем Христа. Мы этому не учим. Не об атомистическом чуде мы говорим. Совсем нет. После освящения Даров, дьякон говорит священнику: «Раздроби, владыко, святый хлеб сей». Совсем не о физическом превращении — нам навязали это опять все оттуда же, из католического запада. Именно: через благословление хлеба и вина, сущность хлеба целиком изменяется в сущность плоти Христовой, а сущность вина — в сущность Его крови.

По Фоме Аквинскому, этому одному из самых авторитетных богословов и святых католической церкви, Евхаристия есть убиение, заклание Христа — иммолацио Кристи. То есть священник превращается в палача. И они не содрогаются от этой жуткой вещи. Ничего подобного! Происходит нечто другое — великое и спасительное для человека. Чем тело Христово отличалось от нашего тела? По своим физическим, химическим свойствам? Если мы скажем отличалось, тогда мы впадаем в величайшее заблуждение. Такое же было. Такое же… Подчинялось тем же законам, имело те же формулы и больше ничего.

Ничем не отличалось. И глубочайшим образом отличалось! Чем же? Только тем, что оно было соединено — неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно — было соединено с Богом Словом. Это был Богочеловек. Поэтому прикосновение одно к нему исцеляло человека. Одно прикосновение… Женщина только прикоснулась, и тут же она исцелилась. Вот чем отличалось. Оказывается, соединение с Богом делало Его — делало Его плоть, эту плоть — делало такой, скажем, чудодейственной. Делало Его плоть спасительной.

В силу чего? Почему я об этом говорю? Что там происходит? Происходит именно восприятие, восприятие Христом в свою ипостась, в свое естество Богочеловеческое, этого хлеба и вина. Происходит вот это неслитное, неизменное, нераздельное, неразлучное единение этого хлеба и вина с кем? Соединение вот какое — теснейшее. Благодаря чему? Не физическому изменению, а соединению этих хлеба и вина с Богом Словом. Это соединение хлеба и вина отныне именуется истинным Телом и Кровью Христа. Потому что отныне они соединены с Богом Словом Воплощенным, становятся едиными с ним, поэтому каждый причащающийся, как говорил Кирилл Александрийский, сотелесен Христу, единокровен Христу, то есть мы становимся — мы, по своему телесному не только душевному состоянию — становимся такими, как Он.

Но кому же когда приходила мысль, что мое тело — тело Христа? Да нет, Его тело и остается Его телом. Мы становимся едиными с ним, ибо соединяемся, а не превращаемся. Вот два ключевых термина, которые показывают все отличие нашего понимания Евхаристии от понимания католического. Там, если хотите, происходит превеществление — одно вещество в другое. Там происходит изменение, превращение… Кстати, все это возникло знаете на какой волне? На волне алхимии, когда думали, что путем смешения могут возникнуть новые элементы. Здесь: не превращение происходит, а единение происходит. Вы слышите, до чего разные подходы и разные понятия. Поэтому, Евхаристия — Дар.

Причащаясь этих Святых Даров, мы соединяемся, самым существенным, каким только есть, образом, то есть не только моя душа, но и само мое тело, соединяется самым существенным образом с тем Христом, которому я причащаюсь. Об этом есть целый ряд высказываний святых отцов, я не буду их зачитывать, а прочту только одно. Оно, может быть, наиболее интересное — из святого Иренея Лионского. Он описывает один из эпизодов, связанный с мучениками. С мучениками… Санкта и Блондины. Поскольку это очень интересный эпизод, небольшой, то послушайте. Они же, эллины, принимая, что это действительно совершается христианами, внушили и другим эллинам, и мучениями заставляли мучеников Санкта и Блондину признаться в этом». То есть, что они едят плоть и кровь человеческую. Даже дозволенного не вкушают, то есть обычного — животного — что бы вот здесь могли это сделать: вкушать плоть или кровь Христа. Понимаете, как великолепно, в образе, высказана эта мысль.

Митрополит Вениамин Федченко в своей работе «Литургия» Известный такой митрополит, написавший довольно много работ по различным темам писал: « Но, Боже сохрани, предаваться здесь мечтательному воображению физического воззрения на Святые Тайны. Здесь все духовно, все сверхъестественно, все Божественно». Тот же святой Иреней Лионский, которого я только сейчас зачитывал, пишет: «Как хлеб, взятый от земли, после призывания над ним Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей — из земного и небесного — так и тела наши, принимая Евхаристию». Видите, оказывается, что происходит? Вот, оказывается, это очень важный момент. Я почему об этом говорю: неоднократно уже обращались много людей, я вам скажу, с этим вопросом, иногда прямо даже — что же мы, людоеды, да? Что пьем настоящую кровь? Помню, даже, один студент привел свою сестру, которая не могла причащаться по этой причине. Только вот после такого объяснения, она наконец осознала, что мы не людоеды, не христоеды. Вот понимаете, чем нас награждает это западное богословие?

Ничего подобного. Ни в какой лаборатории, нигде вы не найдете никаких физических и химических изменений. Речь совсем не об этом идет. Все на эту грубую, внешнюю сторону. Так и мы в Святой Евхаристии причащаемся, да, самого Христа, ибо эти хлеб и вино, воспринятые им в Свое естество, тем самым становятся Им, то есть Его Плотью и Кровью, но не в физическом и химическом смысле. Вот, что я хотел сказать. И еще, в связи с этим, конечно очень важно но это относится уже ко всем Таинствам, и к Таинству Крещению , кто причащается достойно. Это вопрос очень важный. Часто спрашивают: «Как достойно причаститься? Знаете, этот термин у нас вошел в обычай «достойно» , но он немножко, знаете ли, немножко мне не нравится.

Вы знаете, что такое достойно? У меня сразу нос немножко кверху поднимается. Не о достоинстве идет речь, а о полезности… о полезности. Когда человек причастится с пользой, действительно с пользой?.. Только при одном условии: когда он действительно видит, действительно осознает, действительно чувствует, действительно переживает насколько он не достоин, не достоин сопричаститься Христу. Мерою смирения измеряется, если хотите, достоинство человека. То есть, проще сказать, мерой осознания им своего недостоинства измеряется подлинное достоинство человека. Вот, оказывается, чем. Звучит это несколько парадоксально, но это именно так. Серафим Саровский поэтому и говорил: « Бывает иногда так: здесь, на земле, и приобщаются, а у Господа остаются не приобщенными».

Оказывается, так же, как и в любом таинстве, можно приступить к нему, совершат надо мной священнодействие, приму я эти Святые Дары, а сам останусь не приобщенным. Самое главное почему… Самое главное — или чувствуешь себя достойным А это бывает часто, когда человек все вычитает, отпостится дня три, вычитает все, и подходит уже, знаете ли, гоголем. Это беда. Без благоговения… Вот тогда — не меньшая беда. Лучше не подходить человеку. Нет веры — тогда и воздержись, нет благоговения — тогда и воздержись. Мы подходим, приступаем к Богу, а не к чему либо. Здесь, если Бог позволил приступить к себе, неужели мы приступим без соответствующего благоговения? По—видимому надо это помнить. В противном случае апостол Павел прямо пишет: «Кто ест или пьет недостойно — суд себе ест и пьет.

Но я вот о чем хочу сказать. Помните из гоголевского «Тараса Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью», — сказал он своему родному сыну и застрелил его за предательство своего народа. Что же совершил Тарас Бульба? Нет, тяжелейший подвиг духа. Можно быть кровными родными и ненавидеть друг друга. А можно быть совершенно чужими людьми, но иметь единый дух, одну душу, иметь действительную любовь между собой.

И когда вопрос сводят к тому — единокровные мы, единоверные или нет, это просто примитив и полное непонимание того, что единство возможно только в единстве духа, то есть в единомыслии, единстве желаний, взаимной любви, а не тела и крови! В чем суть украинского конфликта, каковы его причины? Теперь есть полные доказательства, документы, которые показывают, что восемь лет Донецк и Луганск не только подвергались непрерывным нападениям, артобстрелам, но, оказывается, уже была подготовлена и окончательная жестокая расправа над всем населением и, прежде всего, русским. Ведь ДЛНР постоянно пытались найти решение на почве переговоров. И даже Минские соглашения заключили при международных посредниках. И что же это дало?

Вот только что Порошенко заявил, что они и не думали выполнять их. Сейчас стало совершенно ясно, что Россия воюет не с Украиной, а с Западом, с Америкой и их ставленниками. Своей небывалой по силе пропагандой они искусственно разжигают неприязнь украинцев к русским. Это страшное нравственное зло, за которое они ответят перед Богом и, уверен, перед всеми людьми. Вы только подумайте, какую любят они Украину, когда призывают бороться «до последнего украинца»! Это же открытая издёвка, сатанизм.

Ненавидят они Украину так же, как и Россию, чтобы уничтожить обе. Вот где корень этой войны! Спасительный термин — Много вопросов и про недавний Собор в Киеве. Что же там произошло? Никаких слов о разрыве отношений между Украинской и Русской Церковью не было. На соборе в Киеве не прозвучало слово «автокефалия», которое бы произвело взрыв и целый шквал тяжелых для Православия проблем.

Собор подтвердил самостоятельность Украинской церкви, которая была дана еще в 1990 году Патриархом Алексием II, но ввел и какие-то новые пункты в свой устав, говорящие о своей окончательной самостоятельности. Фактически произошло провозглашение автокефалии, но без употребления этого опасного слова. Но провозглашена полная самостоятельность, что можно понять как вынужденный шаг, вызванный сильнейшим политическим давлением со стороны государственной власти. Думаю, что это какой-то выход на данный весьма краткосрочный момент, но не на перспективу. Он же учился у меня. Всегда вызывал самые положительные чувства.

У него в душе ощущалось смирение, без каких-либо показух. А в истинном смирении присутствует и мудрость. Почему ненавидят Федора Михайловича — Вы уже ссылались на Достоевского. Его имя часто звучит и в ходе атак на нашу страну и культуру. Говорят, что именно в нем истоки того, что опасно для Запада. Почему его ненавидят наши противники?

Он глубокий, потрясающий православный психолог — в отличие от современных западных материалистов, которых и у нас достаточно. У него дух Христов.

Лекции профессора А.И.Осипова (Москва) (Союз) (выпуск от 25 июня 2023 года)

ПРОФЕССОР ОСИПОВ Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы.
Алексей Осипов:"Церковь поддерживает СВО и борьбу с неонацизмом"... Русские религиозные мыслители, лекция 1.
Лекции Осипова - Скачать mp3 бесплатно professor_osipov. Алексей Ильич Осипов. Зачем Богу человек?
новые лекции профессора осипова 2024 года | Дзен Возможности человеческого познания.
проф. А.И. Осипов Лекции Осипова 2022 год профессора Алексея Ильича.

Лекции А.И. Осипова

Биография профессора Алексея Ильича Осипова: личная жизнь, официальный сайт. Мы продолжаем цикл программ «Парсуна», и сегодня у нас в гостях профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции профессора Осипова Алексея Ильича 2021. Несмотря на его «связи», оказалось, что в Сергиевой Лавре Алексея Ильича Осипова отлучили от Причастия (об этом мне сказал убиеный о. Даниил) и с радушием сжигают его книги. professor_osipov. Алексей Ильич Осипов. Зачем Богу человек?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий