Воспользоваться дистанционным электронным голосованием наряду с традиционным смогут жители 29 регионов, включая Москву и Подмосковье, Севастополь, Крым, Белгородскую, Курскую и Липецкую области.
Госдума приняла во втором чтении законопроект о правилах онлайн-голосования в России
В первый день президентских выборов в России избиратели столкнулись с невозможностью воспользоваться дистанционным электронным голосованием через портал госуслуг. Для чего это было сделано, объясняет председатель территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Илья Массух. Регистрация участников в дистанционном электронном голосовании на выборы президента России в 2024 онлайн через сайт Госуслуги: пошаговая инструкция. Закреплено, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным ЦИК РФ. Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. В порядок дистанционного электронного голосования.
Как проголосовать онлайн в 2023 году
Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы. Подробно рассказываем и показываем, как проголосовать в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования. Интерфакс: В сентябре 2023 года 24 региона примут участие в дистанционном электронном голосовании на выборах различного уровня, решили члены Центризбиркома на заседании 7 июня.
Что еще почитать
- По инициативе «Единой России установлены единые правила дистанционного голосования по всей стране
- ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
- В каких регионах России утвердили дистанционное голосование | Новости России
- Госдума приняла во втором чтении законопроект о правилах онлайн-голосования в России
- Дистанционное голосование на выборах президента 2024: можно ли голосовать дома | ОТР
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно
В документе уточняется, что таким образом можно будет собрать только половину подписей избирателей или участников референдума. Чтобы избежать ошибок, специальная комиссия утвердит образец заполнения подписного листа, а избиратель должен будет сам внести в него свои фамилию, имя и отчество. ЦИК примет решение об онлайн-голосовании в регионах с учетом их технических возможностей.
Уже не в первый раз принципиальные для власти законы принимаются под шумок, когда общественное внимание отвлечено другим. Депутаты-единороссы Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин предложили изменить федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», установив единые правила проведения на выборах всех уровней «дистанционного электронного голосования» ДЭГ. Их проект приняли в первом чтении 296 голосами «за» при 74 «против». До 24 февраля будут собирать поправки ко второму чтению.
Сейчас ДЭГ упоминается в законе, но крайне лапидарно: указывается лишь, что его можно использовать «в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией», без всякой конкретики. В 2019—2021 годах ЦИК проводила такие выборы «в порядке эксперимента» в разных регионах, в том числе в Москве, на выборах Госдумы и Московской городской думы в 2021 году. Теперь предлагается ввести в закон отдельную статью, описывающую ДЭГ. Правда, что весьма характерно, в этой статье нет ни слова о возможности общественного контроля за ходом и определением результатов ДЭГ. Что предлагается? Решение о проведении ДЭГ на выборах принимает соответствующая избирательная комиссия: на федеральных выборах — ЦИК, на региональных и местных — избирательная комиссия региона по согласованию с ЦИК.
Если на региональных и местных выборах используются региональные государственные информационные системы, порядок голосования утверждает региональный избирком. Если решение о применении ДЭГ принято, избиратель, желающий голосовать электронно, «обращается на специальный портал в сети Интернет, определенный в порядке дистанционного голосования, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию».
Как будет работать дистанционное голосование Для дистанционного голосования нужно будет оставить заявку на портале госуслуг или МФЦ. В некоторых случаях это придется делать через территориальные и участковые комиссии, уточнила Памфилова. Решение о том, где и в каком виде применять ДЭГ, будут принимать члены комиссии. При проведении выборов на цифровых участках те, кто работает не в своем городе, могут прийти и удаленно проголосовать за кандидатов в родном регионе. Устройства, через которые будет осуществляться волеизъявление граждан, нестационарны и подключены к интернету, чтобы снизить риски кибервмешательства. По большому счету можно организовывать при наличии технической возможности цифровые участки», — отметил Вяткин. Еще один вид удаленного голосования — по почте. Он и до этого предусматривался законодательством , но только для региональных или местных выборов и референдумов.
Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы. Жители столицы оставляли заявки на сайте mos. В день голосования на их телефонные номера отправляли код верификации. После процедуры подтверждения личности избиратели получали электронные бюллетени. Практически все из тех, кто заявился для такого дистанционного электронного голосования, проголосовали», — напомнил парламентарий.
Собрание через другие информационные системы «Иные информационные системы» — это, как правило, сервисы разных коммерческих организаций. Это какие-то частные системы, и иногда даже непонятно кто разработчик — на сайте нет никакой информации, а домен зарегистрирован за частным лицом. Возвращаемся к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в иной информационной системе.
В 2020 году в ст. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали. Создатели и маркетологи иных информационных систем разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве информационный системы, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них. Еще есть третьи, которые предлагают клиентам решить самостоятельно, стоит ли рисковать или нет. Минстрой РФ в своих письмах [8] не раз обращал внимание на то, что голосование в иных информационных системах возможно лишь после решения об этом на бумажном собрании: Но письма ведомства не носят обязательного характера, а в законе написано не очень однозначно, поэтому сервисы особенно созданные в 2020 году выбирают наиболее выгодную для себя позицию о возможности первого онлайна сразу в своей системе. Получается, что собственники рискуют за свой счет. Обратите внимание, что иные информационные системы, предлагающие голосовать сразу у них, без предварительного традиционного собрания, обычно никак не обеспечивают право собственников на отказ от такого формата, предусмотренный в ст. Суды поддерживают позицию Минстроя РФ о том, что перед голосованием в иной информационной системе требуется обычное собрание, на котором собственники выберут эту «иную систему», то есть решат о возможности собраний через нее.
Пример [9] В Москве суд признал недействительными решения общего собрания, проведенного через ИС «Электронный дом» по инициативе одного из жильцов. Одной из причин такого решения стало как раз отсутствие предварительного выбора этой системы. Это не про портал госуслуг Москвы, а про коммерческую систему из Новосибирской области. Собственники-истцы указали, что о собрании узнали лишь после размещения его результатов, кворума на собрании нет, а процедура голосования — нарушена. Суд изучил Регламент доступа и использования системы «Электронный дом». Там одним из обязательных условий предоставления собственнику доступа к системе «Электронный дом» являлось предоставление заявления самого собственника. Однако из материалов следует, что собственники 10 квартир не подавали таких заявлений. Кто за них голосовал — неизвестно.
Еще две квартиры подали заявления уже после проведения собрания, в котором якобы участвовали. Заявления по 118 квартирам не содержали даты, поэтому невозможно установить, могли ли они голосовать на этом собрании. Собственники 4 квартир смогли предоставить заявления до дня утверждения самого Регламента предоставления доступа и использования системы «Электронный дом». То есть они не могли знать условия предоставления доступа. Таким образом, из решений и заявлений о предоставлении доступа следует, что необходимого кворума для принятия не имелось. Также суд пришел к выводу, что ответчик нарушил процедуру, предусмотренную ч. Мотивировка подробная и соответствует позиции Минстроя РФ: В соответствии с пунктом 3. Частью 13 статьи 47.
Особенностью, установленной в статье 47. Таким образом, для проведения общего собрания собственников с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие решений, предусмотренных пунктами 3. Предварительного решения о голосовании через информационную систему «Электронный дом» domgolosovanie. Таким образом, собственники, не принявшие ранее соответствующего решения о выборе данной ИИС, не утвердившие ее, — не могли быть ознакомлены с ней и соответственно, не могли принять участие и голосовать по вопросам повестки дня оспариваемого собрания. Одно из принятых решений на собрании решений — утверждения ИС «Электронный дом» при проведении общих собраний и регламента системы «Электронный дом» — подтверждает, что этот вопрос ранее не ставился на голосование и не утверждался в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Интересный момент: в самом Регламенте системы, который предлагает пользователям ее разработчик, указано, что условием использования системы является предварительное принятие решения на обычном собрании. При этом сервис довольно активно продвигался и именно с акцентом на то, что не нужно ничего предварительно решать, а голосовать можно прямо в нем. Возвращаемся к самому собранию в иной системе.
Перед использованием такой системы собственники подписывают согласия на обработку персональных данных. Обычно их собирает администратор вместе со списком телефонов собственников, чтобы зарегистрировать их в системе. Иногда собственники регистрируются в системе самостоятельно. Информация используется для последующей идентификации собственников при голосовании. Как правило, в информационных системах можно посмотреть предварительный статус голосования — сколько голосов за какой вопрос собрано. Сервисы могут использовать разные напоминалки о голосовании электронная почта, СМС. В некоторых системах за отдельную плату можно заказать услугу обзвона непроголосовавших собственников например, 30 рублей за человека, 50 рублей за квартиру. После завершения голосования информационная система сама досчитывает голоса, формирует протокол, уведомляет об итогах путем рассылки.
Пока чаще администратор сам распечатывает протокол со сведениями о проголосовавших через систему и загружает это в ГИС ЖКХ. Здесь возникает одна проблема, с которой сталкиваются пользователи информационных систем — это электронные бюллетени. Понятно, что на тех, кто голосует через интернет, нет и не может бумажных бюллетеней с живыми подписями этих участников. Тем не менее некоторые жилищные инспекции требуют предоставить оригиналы бюллетеней. Распечатки с отметками о голосовании с помощью электронной подписи их не устраивают. У суда тоже могут возникнуть вопросы. Пример [10] В Перми суд признал недействительным решение общего собрания, которое проводилось через иную информационную систему «Твой город» от ООО «Домиленд». На этом собрании собственники меняли управляющую организацию.
Суд пришел к выводу об отсутствии кворума. В частности, он вычел из подсчета сформированные системой бюллетени тех, кто голосовал онлайн. Мотивировка: «указанные бюллетени не заверены администратором, не имеют подтверждения, что сформированы информационной системой, и в отсутствие автоматически сформированного и размещенного в системе протокола голосования не могут быть приняты судом во внимание при подсчете кворума». Еще суд вычел голосование тех, кто в суде пояснил, что бюллетени не подписывал по всей видимости, речь про бумажные бюллетени. Ответчики с таким вычитанием не согласились. В жалобе они написали, что суд не изучил электронную платформу. Однако краевой суд отклонил это возражение и указал, что доказывать формирование части бюллетеней посредством специальной электронной системы и участие в голосовании с использованием системы участников должны сами ответчики, а они таких доказательств не предоставили. Ответчики не доказали, что электронные бюллетени были заполнены в пределах срока голосования, а не в те 8 дней, которые формировался протокол».
При голосовании в иных информационных системах органы жилищного надзора могут сомневаться в легитимности собраний, а собственники могут бояться предоставлять свои данные для регистрации в системе. Большинство иных информационных систем берет плату, если не за собрание и не абонентку, то как минимум за реестр собственников. С другой стороны, пользователи ГИС ЖКХ сообщают о технических сложностях, при этом техподдержка стандартная, юридической поддержки нет вовсе. При выборе иной информационной системы можно поискать вариант с гибкой техподдержкой, личным менеджером, юридической помощью и дружелюбным интерфейсом. После этого опробовать эту иную систему для не самых острых вопросов, чтобы сравнить и понять, что конкретному дому больше подходит. Если собственники не спешат выбирать систему, то за них это часто делает управляющая компания — подбирает подходящий вариант, включает нужную ей систему в повестку собрания голосов нужно немного — простое большинство от голосов участников , а себя предлагает в качестве администратора. Так она сможет проводить собрания без каких-либо очных частей с недовольными собственниками. Несколько рекомендаций тем, кто выбирает иную информационную систему Они заключаются в юридической стороне, технической и экономической.
Юридические моменты - внимательно почитать договор оферту , правила использования сервиса, политику конфиденциальности, положение об обработке персональных данных, если такие имеются; - убедиться, что организация-создатель сервиса числится в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных; - спросить у менеджера повестку, необходимую для выбора конкретной информационной системы, так как сервисы могут отличаться между собой по внутренним правилам использования. То есть может случиться так, что собственники просто утвердят систему без ее согласия и без утверждения ее правил, а потом просто не смогут ее использовать. Еще можно поискать судебную практику по оспариванию решений, принятых через систему, которую хочется выбрать. Технические моменты Например, может ли собственник переголосовать в электронном виде, что будет, если собственник проголосует онлайн, а потом передаст бумажный бюллетень и т. Как мы уже указывали, это решается в каждом сервисе по-разному. Если такие нюансы принципиальны, то стоит уточнить порядок до того, как собственники выберут информационную систему. Можно посмотреть ролики или изучить демоверсию, если таковая доступна. В некоторых иных информационных системах собственники со стороны могут следить за ходом голосования и фиксировать аномалии.
Множество собственников обратилось в суд с иском об оспаривании принятых решений. Они указали, например, что данные онлайн-голосования через табло онлайн-голосования предоставлялись иные, чем указаны в протоколе; голосование проводилось с перерывами; администратор собрания несвоевременно вносила данные голосования, в том числе после окончания голосования. Также администратор внесла данные за тех, кто не голосовал на собрании. А еще было сформировано три варианта протокола с результатами этого собрания.
Почему при электронных выборах можно переголосовать в течение следующих 24 часов?
Кроме того, в новой редакции законодатель перечислил требования к кворуму и минимуму голосов, которые необходимы для того, чтобы принять решения путем заочного голосования. При этом добавили возможность отправлять документы с информацией о голосовании с помощью электронных и технических средств п. Правила организации Чтобы провести дистанционное заседание участников, акционеров или членов органов юридических лиц, нужно заранее предусмотреть такую возможность в уставе или единогласным решением гражданско-правового сообщества. Программное обеспечение. С учетом того что дистанционное участие возможно с использованием программного обеспечения, представляется, что тип программного обеспечения, который будет использоваться при дистанционном участии в собрании, может быть определен уставом общества, решением участников, принятым единогласно, либо может быть определен в сообщении о проведении заседания соответствующего органа. Использовать можно любой способ. Главное, чтобы выполнялось два требования, которые законодатель установил в п. Первое — должна быть возможность достоверно установить лицо, которое принимает участие в заседании. Полагаем, что программное обеспечение, с помощью которого будет обеспечиваться дистанционное участие, должно предусматривать возможность аудиовизуальной идентификации участника собрания.
Представляется, что существующие программы для организации видеоконференций, такие как Skype, Zoom, Teams и т. При этом очевидно, что качество связи должно быть таким, чтобы можно было с уверенностью идентифицировать соответствующего участника заседания. Второе — участники заседания должны иметь возможность лично не обязательно физически участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по этим вопросам. Смешанная форма. Новая редакция ГК предусматривает возможность совмещать голосование на заседаниях с заочным голосованием п. Однако такую смешанную форму нужно предусмотреть в уставе гражданско-правового сообщества или принять единогласное решение общего собрания. Требования к протоколу Результаты заочного голосования или решение заседания общего собрания нужно зафиксировать в протоколе.
Как только конкретный человек получает бюллетень — бумажный или электронный, отметка об этом появляется в списке, поэтому проголосовать повторно любым способом не получится. Электронные токены во время процедуры разделения ключей шифрования для публичного тестирования системы дистанционного электронного голосования ДЭГ в Центральной избирательной комиссии РФ.. Анонимайзер начинает действовать сразу, как только пользователь открывает бюллетень. Он скрывает личность избирателя даже от самой системы. Благодаря ему ни наблюдатели, ни администраторы не могут увидеть, кто и как проголосовал. В самом бюллетене также нет номера или персональных данных избирателя, по которым можно было бы установить его личность. Физически анонимный бюллетень не существует нигде, кроме экрана, на который он выводится. После того как избиратель делает свой выбор, данные анонимного бюллетеня не сохраняются ни в браузере, ни в терминале, ни на сервере администратора. Данные обо всех действиях избирателей — транзакциях — поступают в блокчейн-сеть. Технология блокчейн собирает транзакции в цепочку из блоков и не позволяет незаметно изменить записи. Соединить электронный голос с личностью избирателя невозможно, так как транзакции поступают в систему с искусственной задержкой по времени.
В результате голос превращается просто в набор символов. Все зашифрованные голоса хранятся в блокчейне. Территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования в здании Центральной избирательной комиссии России. Собрать ключ можно только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранится в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор публикуется в блокчейне по окончании голосования. То есть будет возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Кто контролирует голосование, которое проходит онлайн Все, что происходит в блокчейне, круглосуточно транслируется в интернет.
По ее словам, в регионах, которые подали заявки на проведение ДЭГ на федеральной платформе, проживает более 20 млн потенциальных избирателей, которые могли бы голосовать дистанционно. Из них более 15 млн избирателей имеют сопоставимую с ГАС "Выборы" учетную запись на портале госуслуг. С учетом Москвы и их избирателей, которые имеют такие сопоставимые записи, в общей сложности это 21,5 млн потенциальных избирателей.
Что такое электронное голосование?
- Онлайн-собрания: проводить или погодить? Первые итоги судебной практики
- Какие документы нужны для голосования
- ВС отклонил иск из-за электронного голосования
- По инициативе «Единой России установлены единые правила дистанционного голосования по всей стране
- Что такое ДЭГ и как оно работает
- Содержание
В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
Для чего это было сделано, объясняет председатель территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Илья Массух. солидарны с мнением Вишневского о том, что дистанционное голосование добивает легитимность института выборов в стране. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Чтобы провести дистанционное заседание участников, акционеров или членов органов юридических лиц, нужно заранее предусмотреть такую возможность в уставе или единогласным решением гражданско-правового сообщества. ЦИК утвердил проведение дистанционного электронного голосования в 24 регионах в сентябре. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке.