Российская академия наук отмечает юбилей в четверг, 8 февраля, сообщает РИА «Новости». здание Президиума РАН. Как удалось предотвратить отказ от государственного финансирования Российской академии наук на стадии подготовки её реформы? 8 февраля Российская академии наук отмечает 300-летие со дня основания. Поздравления с 300-летием РАН Академия Состав академии Деятельность Новости Научное сообщество.
Владимир Путин подписал указ о праздновании 300-летия РАН
За три столетия истории РАН менялись ее состав и государственный статус, но одно оставалось неизменным — высокий уровень развития науки, которая всегда служила опорой государственности и важной составляющей национального богатства. Сегодня Российская академия наук продолжает хранить и приумножать заложенные веками традиции, ценность которых особо значима в условиях глобальных перемен в России и во всем мире. Под его руководством российские ученые активно развивают перспективные направления в науке, внедряют разнообразные инновационные разработки, выводят человечество на новый качественный уровень жизни. Между Следственным комитетом и РАН подписано Соглашение о сотрудничестве по вопросам научной, информационно-аналитической и экспертной деятельности.
На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны. Как влияют арт-терапевтические занятия на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья? Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей. Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные.
Эксперты из ВШЭ описали возможные драйверы роста с учетом «уроков» этих стран. Ru Число погодных аномалий в России выросло вдвое За последние годы, согласно данным Росгидромета, число погодных аномалий в России выросло в два раза. Об этом «Ленте. Воейкова, автор книги «Парадоксы климата» Андрей Киселев. Врач рассказала, как понять, болит печень или желчный пузырь Боль в правом боку обычно заставляет задуматься о патологиях печени. Однако известно, что она по большей части не болит. Так что же это может быть?
Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний». Во второй половине XVIII века организации уделяли большое внимание экспедициям «для познания России», исследованию природных богатств страны, внесли весомый вклад в подготовку и проведение реформы образования в России. Менделеев, Л. Эйлер, А.
Бутлеров, Н.
История создания Российской академии наук
Российская Академия наук как высшее научное учреждение России | Это лишь последние официальные данные от Института проблем развития науки РАН. |
РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа | РАН стала общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основании законодательства РСФСР и собственного устава. |
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Сегодня МПГУ в Российской академии наук представляет видный ученый-физик и исследователь в области оптики и спектроскопии, член-корреспондент РАН Андрей Витальевич. |
Российская Федерация, Российская академия наук (РАН) | В Архиве РАН хранятся личные фонды президентов Академии наук, нобелевских лауреатов, выдающихся исследователей. |
300 лет со дня основания РАН | Академию решили освободить от хозяйственной деятельности. |
Здание Президиума РАН
Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом — некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
Структура РАН В структуру Академии входят 13 отделений по областям науки физических наук, математических, сельскохозяйственных , 3 региональных отделения Дальневосточное, Сибирское, Уральское и 15 региональных научных центров. Также при РАН есть научные советы, комитеты, комиссии. Они оценивают, насколько изучены те или иные темы, проводят научные конференции и симпозиумы, выпускают научную литературу. Процесс очистки прекатализатора после синтеза В состав научных советов и комитетов входят ведущие учёные Академии наук, отраслевых академий, сотрудники высших учебных заведений, ведомств и организаций. Как правило, все эти люди работают в научных советах на общественных началах. Научные советы сосредоточены на важнейших вопросах науки. Например, есть советы: по космосу; по изучению Арктики и Антарктики; по комплексной проблеме «Гидрофизика»; по комплексной проблеме «Радиофизические методы исследований морей и океанов»; по проблеме «Координатно-временное и навигационное обеспечение»; «История мировой культуры». Академия поддерживает связи с 35 научными обществами и ассоциациями.
Например, среди них микробиологическое общество, общество фотобиологов, ассоциация инженеров-гидроэнергетиков и т. Также на территории Крымского федерального округа с 2014 года действует представительство Российской академии наук. Руководит РАН президент. Его выбирают академики открытым голосованием на срок 5 лет. В 2022 году на выборах победил генеральный директор Научно-исследовательского института молекулярной электроники Геннадий Красников. Кто такой академик и как им стать Термин «академик» происходит от латинского academicus, что означает «человек с высшим образованием». Академик — высшее учёное звание, которое присваивается человеку членами академии в качестве награды за его выдающиеся научные заслуги и достижения. Например, академиком РАН может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль признан значительным для её дальнейшего развития. Академики избираются тайным голосованием на общем собрании.
Право голоса имеют только уже действующие академики. Помимо высокого статуса, академикам положена дополнительная ежемесячная денежная надбавка к должностному окладу, а ещё удостоверение академика. Ливанов заявил, что РАН стала неэффективна, и предложил создать альтернативную организацию из «учёных дееспособного возраста».
В течение двух месяцев РАН должно утвердить состав отделения и обеспечить его государственную регистрацию. За три месяца в академии определятся со списком необходимого для нового подразделения имущества. В сентябре того же года решение о создании нового регионального отделения было одобрено на Общем собрании РАН.
За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своей милостью. Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Неоценим вклад Академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера», а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев. Это исторические, литературные, мемориальные музеи. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и многих других.
300 лет РАН
Формирование стратегических ориентиров научного развития государства на определенную перспективу. Формирование стратегических направлений исследовательской научной деятельности в разных областях и сферах деятельности. Обеспечение плодотворного развития российской науки в целом и ее отдельных направлений. Разработка основных ориентиров государственной научно-технической политики. Стимулирование развития связей и взаимодействия между научной и образовательной деятельностью. Активное участие в образовательных процессах.
Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук». Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге.
В числе прочих планируемых мероприятий — создание документальных фильмов об Академии наук и выдающихся ученых РАН, масштабная юбилейная выставка, присуждение премий за научные достижения, выездное заседание Президиума в Санкт-Петербурге и др. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке. От 5 декабря 2022 года учреждена медаль к 300-летию Российской академии наук.
Правительству Российской Федерации поручено образовать оргкомитет празднования и утвердить его состав, а также обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования юбилея РАН. Также федеральным органам государственной власти и органам госвласти субъектов РФ рекомендовано принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию. Указ вступает в силу со дня подписания.
Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории. Лекции академиков собирали многочисленную аудиторию. Так дело Петра Первого запустило процесс просвещения российского государства, а академия наук стала главным научным учреждением страны. За 300-летнюю историю академия не раз переживала потрясения, в том числе политические изменения - она существовала в Российской империи, Советском союзе и современной России. Но никогда не забывала о своей миссии, связанной с поиском научных истин и служением Отечеству.
Российская академия наук
Самый первый тип работ — это как раз научные выступления академиков. Это могли быть как собственные работы, так и обзоры научных трудов коллег. Надо сказать, что уже в «Проекте» положения об Академии Петр Первый и Лаврентий Блюментрост писали: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. То есть создатели Академии сразу же требовали научной дискуссии: Петр видел, как это работает в Европе, и хотел такого же для России. А работы были очень, очень разные. Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада. Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы.
В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона! Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Сегодня мы реализуем повестку развития, наращиваем свой потенциал в очень непростых условиях. И очевидно, что в непростых условиях действует и Академия наук. Её ответственность за получаемые результаты возрастает в сегодняшних условиях в разы. Именно ваши открытия, научные достижения позволят на качественно ином уровне решать задачи во всех сферах: в области безопасности, в здравоохранении, в промышленности, в инфраструктуре, в экологии и энергетике. При этом подчеркну, смысл не в том, чтобы кого-то догонять или просто копировать чужое. В науке, как и во всех других сферах, мы обязаны действовать на опережение, быть в числе лидеров. И с учетом того, что нам досталось от наших, от ваших предшественников, мы, конечно, можем это сделать. Кстати, уверен, вы знаете, что в тех научных, технологических сферах, где у нас весомые, уникальные компетенции, наши зарубежные «партнёры», как мы всегда говорили, даже и не пытаются вводить против нас какие бы то ни было санкции и ограничения, понимают, что здесь это бесполезно и бессмысленно. Поэтому повторю, нам нужно быть сильными, самодостаточными и конкурентоспособными по всем ключевым векторам прогресса: самодостаточными — с точки зрения обеспечения собственных ключевых потребностей, конкурентоспособными — для того, чтобы формировать глобальную повестку развития, занимать прочные позиции на мировых рынках как на сегодняшних, так и на перспективных. Нужно стремиться, в буквальном смысле, перешагнуть на следующий технологический рубеж, наращивать свои уникальные компетенции, чтобы создавать равноправные международные научно-технологические альянсы. А по критически важным для нас направлениям мы должны обладать всем спектром технологий и средств производства. Именно такие принципы будут закреплены и в обновлённой Стратегии научно-технологического развития, которую сегодня обсуждали на заседании Совета по науке и образованию. Роль Академии в её реализации — одна из центральных. На недавней встрече с президентом РАН, академиком Геннадием Яковлевичем Красниковым мы подробно обсуждали направления дальнейшей работы Академии, расширение её полномочий с учётом требований времени. При этом ещё раз подтвердили необходимость безусловного сохранения всех глубоких исторических традиций. Имею в виду прежде всего статус высшего научного учреждения страны, самоуправление, независимость Академии наук и выборность её руководства, академиков и членов-корреспондентов. Кроме того, обсуждался и целый ряд важнейших решений, о некоторых из которых можно сказать уже сегодня. Прежде всего, важно в полном объёме интегрировать Академию наук в процесс принятия ключевых государственных, стратегических решений. В этой логике уже подписан Указ о включении президента Российской академии наук в состав Совета Безопасности Российской Федерации. И я исхожу из того, что это будет не формальным актом. Очевидно также, что глубокую, объективную научную экспертизу Академии должны проходить все значимые инициативы, включая наши национальные проекты и планы развития инфраструктуры, отраслей и регионов, а научные, технологические программы, прежде всего по таким ключевым направлениям, как космос, микроэлектроника, квантовые и биотехнологии, генетика, — осуществляться при ведущей роли Российской академии наук. Добавлю также, что обязательную академическую экспертизу должны проходить учебники для вузов и школ. Также РАН должна взять на себя руководство деятельностью диссертационных советов, экспертизу их решений и анализ выдвигаемых на защиту диссертаций. Согласен с тем, что Академии нужно напрямую участвовать в формировании новых подходов к присуждению учёных степеней и званий, в аттестации научных и научно-педагогических кадров. В этой связи логично и целесообразно, чтобы дальнейшее развитие Высшей аттестационной комиссии, организация её деятельности осуществлялись под эгидой Академии наук, а возглавлять ВАК по статусу должен один из вице-президентов РАН. Нужно также усилить роль Академии при формировании и координации фундаментальных исследований, существенно укрепить научно-методическое руководство РАН научными центрами и вузами нашей страны. Они должны соответствовать высоким стандартам нашего времени, стандартам XXI века, скорости технологических изменений, которые происходят в мире. Здесь хотел бы особо сказать о научных организациях, имеющих высокое звание академических.
Проект "Базовые школы РАН" реализуется уже в 32 субъектах. И дан прогноз: "Стране вот-вот понадобятся кадры для новых, только формирующихся направлений науки и техники". А значит, надо больше внимания уделять созданию и поддержке исследовательской аспирантуры, базовых кафедр в вузах, передовых инженерных школ. Другое важное направление, где возможно и необходимо объединение усилий всего академического сообщества, - это региональная научно-техническая политика и пространственное развитие России. Событием того же ряда стало постановление правительства о создании Санкт-Петербургского отделения РАН. И вдвойне символично, заключил Геннадий Красников, что накануне 300-летия РАН под ее управление перешли исторические здания на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, где заседал президиум Академии наук до 1934 года. Участники совместного мероприятия четырех академий стали первыми посетителями двух выставок - "Российская академия наук - 300 лет служения России" и "Дети о науке", которые открылись в тот же день в здании РАН на Ленинском проспекте, 32. В его творческой биографии много выдающихся работ, включая масштабный проект архитектурного ансамбля Академии наук СССР.
В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра.
Новости РАН
Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех. Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам.
Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план.
В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских. Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25].
Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26].
Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.
Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия.
Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели.
И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию.
Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра.
Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф.
Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было. Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было.
А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи.
Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем.
Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле.
В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук.
К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г.
Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты.
В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны. Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения.
Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками.
Первые петровские указы, предписывающие собирать «древности» и охранять памятники, вышли за несколько лет до выхода Проекта положения о создании Академии наук и художеств. В феврале 1713 г. Петр I издал указ, призывающий искать и охранять найденные древности, в 1714 г. В 1715 г. С созданием Академии Кунсткамера была передана в ее ведение и стала ее частью, а в регламенте Академии оказались предусмотрены вакансии профессоров, изучающих древности. Во время царствования Петра I начались «ученые путешествия» — экспедиции, целью которых было научное описание и исследование территории Российской империи и, главным образом, ее восточных регионов.
Научная программа экспедиций включала сбор всех возможных сведений об этих местах от географического описания территорий и составления карт до описания быта, языков и верований живших здесь народов, сбора археологических древностей и рукописей. Ученые, входившие в состав этих экспедиций, были учеными широкого профиля, однако работа по изучению наследия Сибири и культуры населявших ее народов составила значительную часть экспедиционных исследований. Так, первая экспедиция, которую возглавил Даниэль Готлиб Мессершмидт, отправилась в Сибирь еще в 1719 г.
Указ о праздновании президент Владимир Путин подписал в мае 2018 года. История Российской академии наук началась 28 января 8 февраля 1724 года. В этот день был издан указ императора Петра I о создании Петербургской академии наук. В 2024 году в России запланированы мероприятия, посвященные юбилейной дате. Из указа Петра I: Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен реферат на эту тему?
Похороны Академии наук. Кто и зачем пытается завершить развал РАН?
Спустя 12 лет после основания Академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся. На RTVI вышла новая программа в рамках цикла о самых высоких зданиях столицы. В этом выпуске расскажем о двадцатидвухэтажном здании Президиума Российской ака. Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ рассказал президент Российской академии наук (РАН), академик Геннадий Красников. Российская академия наук (РАН) – крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
8 февраля Российская академии наук отмечает 300-летие со дня основания. Новости Научного совета РАН по физической химии. История Российской Академии Наук начинается с 1794 года. Академия объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей. If you have Telegram, you can view and join Российская академия наук right away.
Российская академия наук
Российская академия наук — Рувики | РАН стала общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основании законодательства РСФСР и собственного устава. |
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Учёные Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) рассматривают возможность присоединения к реализации проекта по озеленению Монголии. |
В РАН проходит Общее собрание членов Российской академии наук | История Российской Академии Наук начинается с 1794 года. Академия объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей. |
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Российская академия наук (РАН) — административный и идейный центр российской науки, учреждён 21 ноября 1991 г. на базе Академии наук СССР, ведёт свою историю от. Таким образом, документом об основании Российской Академии наук является Указ Сената от 8 февраля 1724 г. № 4443. В Архиве РАН хранятся личные фонды президентов Академии наук, нобелевских лауреатов, выдающихся исследователей. [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. РАН) — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.