разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции). это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности.
Снижение памяти
— Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания.
Что-то с памятью моей стало
Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний.
Польза куркумы для пожилых людей при деменции и болезни Альцгеймера
- Нарушение памяти: причины, симптомы и лечение в статье психотерапевта Аникина О. В.
- Еженедельная рассылка Купрума: только важное, одним письмом
- Вот как живут люди с болезнью, заставляющей помнить каждый момент своей жизни
- Календарь событий
Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте
Такие люди часто начинают жизнь на новом месте, с новыми друзьями, под другим именем. Возвращаются воспоминания тоже по-разному, вскоре, через несколько минут или через несколько лет. В таком случае человек может позабыть новую биографию и друзей. Что такое амнезия или потеря памяти Острая потеря памяти знакома нам по рассказам о бабушке, которая вышла из своего подъезда и забыла, как вернуться домой, где она живет. У молодых людей такое тоже случается, при алкогольном опьянении. Правда пьяницы таинственным образом возвращаются домой на «автопилоте». Но зато совсем не помнят, что творили под воздействием алкоголя.
Читать еще: Болит голова после прогулки на морозе — причины, лечение, профилактика В одних случаях воспоминания возвращаются быстро, через несколько часов или минут. Такие сюжеты называют: кратковременная потеря памяти. Но бывают случаи, когда память теряется медленно и верно, навсегда, это касается пожилых людей. И не всегда это происходит от старости, причиной может быть травма головы, заболевание головного мозга. Симптомы амнезии проявляются по-разному. Один человек помнит, как его зовут, но вдруг забывает, что он прекрасный портной.
Другой помнит все, что было с ним в пятом классе и девочку, которой нес портфель, но не знает, что делал полчаса тому назад. Виды амнезии Различают виды амнезии по скорости ее появления, забытым навыкам, распространенности, длительности и по тем событиям, что исчезли из головы: По продолжительности Утрата памяти делится на кратковременную, когда амнезия наблюдается краткий отрезок времени, и долгосрочную. Во втором случае воспоминания человека теряются на долго. По распространенности Амнезия бывает частичной, если произошла потеря незначительных фрагментов воспоминаний, и полной, когда потеряны все воспоминания. По событиям, утраченным из памяти Описываемую проблему относят к ретроградной и антероградной. Ретроградная форма заключается в потере воспоминаний о том, что случилось до появления причины болезни.
Потеря памяти у пожилых людей относится к этой разновидности недуга. Она случается, если у человека диагностируется болезнь Пика, Альцгеймера, токсическая энцефалопатия. Антероградная амнезия Не дает вспомнить индивидууму все, что было с ним после травмы, хотя, он прекрасно знает, что было до нее. Такие изменения в памяти случаются после черепно-мозговых травм, ужасных психических потрясений, эмоциональных стрессов, длятся короткое время. По скорости развития Рассматриваемый недуг бывает острым, внезапным, наступившим вследствие неожиданного происшествия — это травматическая амнезия, другими словами — конградная. Ее причиной может стать сильный ушиб, падение на голову.
Конградная амнезия — часто временное нарушение памяти. Медленный, постепенный процесс, как следствие наступления слабоумия, угасания мозговой деятельности приходит со старостью. Естественное старение может закончится потерей воспоминаний на долгое время, навсегда. По забытым навыкам Потеря памяти классифицируется на: семантическую, процедурную, эпизодическую, профессиональную. Семантическая амнезия мешает общему пониманию окружающего мира. Тогда человек не способен различать растения или мебель окружают его.
Процедурная характеризуется потерей воспоминаний о простых манипуляциях. Субъект не помнит, как расчесывают волосы. Человек, страдающий эпизодической амнезией, никак не вспомнит отдельные моменты и части происходящего. Мужчина, не способный ориентироваться на своем рабочем месте, страдает профессиональной амнезией. Музыкант разучивается играть и даже не узнает ноты. Антероретроградная амнезия Простое сочетание ретроградной патологии с антероградной.
Фиксационная амнезия Потеря воспоминаний о текущих событиях, на некоторое время, но больше, чем на 5 минут. Составляющая часть проявления синдрома Корсакова. Синдром Корсакова Полное исчезновение памяти при алкогольном опьянении, плохом питании, хронических запоях, недостаточном поступлении в организм витамина В1, часто сопровождается травмой головы. Синдром сочетается с выдуманными воспоминаниями. Субъект вспоминает то, чего с ним не было никогда. Молодые люди способны вылечиться, если бросают пить.
У тех, кто перешагнул границу 60 лет, с проблемами алкоголизма, прогнозы не утешительные. Транзиторная глобальная амнезия Случается с пожилыми и молодыми людьми. Таких показывают по телевизору. Мы видим аккуратно, чисто одетого человека, который вышел в магазин без документов и вдруг забыл, кто он, где живет. Причины кратковременной памяти не известны. Это может быть началом болезни Альцгеймера.
Предполагают, что причиной бывает мигрень. У таких больных случаются приступы головной боли. Очевидно спазм сосудов головного мозга приводит к утрате памяти, до нескольких часов. Таким больным следует иметь при себе записку, с телефонами родных, где указано, что такое может случиться. Специального лечения нет. Причины потери памяти у пожилых людей Естественный процесс старения приводит к тому, что индивидуум начинает терять память, что сопровождается разными болезнями.
Болезнь Пика приводит к атрофии лобных и височных долей мозга. Она проявляется в возрасте от 50 до 60 лет, провоцируется заполнением клеток нейронов патологическими белками. Серое вещество теряет свою массу, ухудшение памяти сопровождается деградацией личности. Человек забывает свои заслуги, теряет стыд, становится асоциальным, опасным для себя и окружающих. Смерть наступает лет через 10 после первой манифестации болезни Пика. Пожилого человека, с полной потерей памяти и личности нельзя оставлять одного без присмотра!
Он может устроить потоп, пожар и не поймет, как это получилось. Сенильная деменция У пожилых людей отмечается, как говорят в народе, слабоумие, старческий маразм. Этот недуг меняет психику, человек впадает в депрессию без видимых причин, ухудшается память, речь, мышление, рассеянным становится внимание, странными рассуждения. Часто дети удивляются, почему дедушка помнит военные годы своей молодости лучше, чем то, что он ел сегодня утром. Расстройства, которые появляются с первыми признаками сенильной деменции усложняют жизнь, делают ее качество хуже и ниже.
Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит. В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище. Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа лечение нужно начинать как можно раньше. Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность. Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения. Диагностика снижения памяти Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка: Электроэнцефалография ЭЭГ. С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга.
Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна. Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня. Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк». Однако самое удивительное в данном феномене то, что, в отличие от кино и литературы, эти воспоминания вовсе не такие уж и точные, как это вам порой кажется. Многочисленные исследования, в которых людей просили припомнить детали какого-то эмоционального или даже травмирующего события, произошедшего лет 10 или более назад, доказывают, что эти воспоминания точны только на 60 процентов. Однако люди, принимающие участие в подобных исследованиях, обычно уверены на все сто процентов в непогрешимости своей памяти. Но как это происходит и почему мы обманываем сами себя, считая, что наша память лучше, чем она есть на самом деле? Одно из объяснений связано все с той же реконсолидацией памяти, о которой говорилось ранее. Когда мы «извлекаем» воспоминания из глубин своей памяти, мы не только меняем их детали; иной раз мы преувеличиваем свою роль в том событии, которое мы вспоминаем. Это заставляет нас «вспоминать» важные и яркие детали, которых не было на самом деле. Память в жизни человека Навязчивые воспоминания Наверное, у каждого человека в его жизни происходило событие, воспоминания о котором хотелось бы стереть и никогда не вспоминать. Однако наша память устроена по-другому, поэтому мы в разные периоды своей жизни нередко возвращаемся к этому событию, испытывая ужас, гнев или другие эмоции в зависимости от того, что с нами произошло. Однако некоторых людей воспоминания о таком поступке могут преследовать чаще, чем обычно. В особо тяжелых случаях они становятся навязчивыми — человек постоянно прокручивает в голове одни и те же события, переживая тяжелые депрессивные циклы. Наиболее травмирующие воспоминания могут приводить к повторяющимся паническим атакам. Подобное часто отмечаются у людей, ставших жертвами или свидетелями террористических актов. Эти циклы депрессии , по сути, являются яркой демонстрацией того, что мозг человека не в состоянии стереть соответствующие воспоминания. Но почему они иногда становятся навязчивыми? Ответ может удивить вас: на самом деле, подобные депрессивные неуправляемые циклы являются своеобразным побочным эффектом, возникшим в результате того, что мозг пытается нас защитить. Иными словами, мозг воспринимает случившееся событие, как угрозу жизни человека, воспоминание о которой обязательно должно сохраниться — чтобы в будущем этой угрозы можно было избежать. Аналогичным образом наш мозг действует на любое угрожающее нашему здоровью или жизни событие. К примеру, если вас укусила собака, вы вряд ли будете поворачиваться спиной к случайной дворняге, памятуя о том, что с вами произошло. Так же происходит и в случае с воспоминаниями, которые мучают нас через определенные промежутки времени, вызывая дистресс и негативные эмоции. Таким образом, воспоминания о плохих событиях — это своеобразный защитный механизм мозга. А характер навязчивых они могут принимать из-за значительности того события, которое произошло; из-за сильного страха или других эмоций, которые вы испытали. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний. Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида. Дополнительную помощь оказывают сеансы психотерапии, коррекция образа жизни. В определенных случаях ухудшения процессов запоминания удается полностью избавиться от проблемы, вернуть человека к привычной жизни. Но если симптом развивается на фоне нейродегенеративных изменений, вызванных болезнью Альцгеймера, Хантингтона или аналогичных, то полное излечение на текущий момент невозможно.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
По статистике примерно у каждого пятого жителя планеты после 65 лет наступает ухудшение памяти и умственной работоспособности. При легких расстройствах памяти человек забывает, что и куда положил, как зовут его недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. С годами появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах. Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача— невролога. Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные нарушения развиваются при отсутствии поражения вещества головного мозга.
Это может быть в случае переутомления, нервных стрессов и перегрузок, отрицательных эмоций, неадекватных физических нагрузок. Они не опасны и всегда проходят или уменьшаются после устранения причины этих нарушений. Но иногда может потребоваться медикаментозное лечение и наблюдение в течение какого-то времени врача- невролога.
При острых психогенных амнезиях восстановление памяти может происходить постепенно и самостоятельно после прекращения травмирующих событий.
Лекарственная терапия назначается в соответствии с выявленной органической причиной амнезии. Следует помнить, что универсальной таблетки для памяти не существует. Есть конкретная причина, которая привела к амнезии и соответственно этой причине должно быть подобрано индивидуальное лечение. Какой врач вам поможет:.
В острых психотических состояниях экмнестические воспоминания могут приобретать иллюзорно-галлюцинаторный характер. В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная. Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях.
Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются.
В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям. Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной.
Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики.
Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа.
По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания.
Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия.
Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности.
Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания.
Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала.
Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904.
Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды.
У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента.
Систематизированные системные амнезии. Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей.
Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию.
Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов.
Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями.
Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы.
Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др.
Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов.
При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее.
Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича.
Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария.
Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели.
Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций.
При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения.
Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций.
Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн.
Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность.
Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии. Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах.
Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться.
Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение.
Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Нарушение памяти в психологии – это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Нарушение памяти в престарелом возрасте требует от окружающих близких пожилого максимального терпения и заботы. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению.
Провалы в памяти
Вредные привычки алкоголь, никотин, запрещенные препараты , нарушение пищевого поведения в том числе избыток сладкого действуют на мозг, мягко говоря, не самым позитивным образом. Перенесенный наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов например, антидепрессантов, барбитуратов, седативных и других средств также влияют на деятельность мозга. Дефицит питания, аминокислот, витаминов и микроэлементов в рационе. Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки. Сами понимаете, почему дефицит питания, связанный с обилием углеводов и малым количеством белка и жиров, — плохо. В то же время важно не допускать тотального дефицита углеводов. Недополучая их, клетки мозга истощаются.
Соответственно, ухудшается память. Помимо сбалансированного питания, крайне важно соблюдать питьевой режим. Из-за недостаточного количества воды кровь становится густой. Как следствие, ухудшается кровоснабжение, что может привести к развитию дисциркуляторной энцефалопатии.
Большинство больных психиатрической клиники жалуются на расстройства памяти.
Это происходит отчасти потому, что признать свою несостоятельность в области запоминания менее обидно, чем сделать то же самое по отношению к своему мышлению, поведению или чувствам. Вместе с тем расстройства памяти действительно являются частым симптомом при заболеваниях мозга. К тому же, ряд нарушений психической деятельности, таких как нарушение работоспособности, нарушения моти-вационной сферы, выступают для самого больного и наблюдающих за ним людей в виде расстройств памяти. Поэтому проблема расстройств памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Исследования расстройств памяти особенно важны для разрешения практических вопросов психиатрической клиники.
Нередко данные о нарушении памяти, полученные при патопсихологическом эксперименте, не совпадают с представлениями самого больного о характере своей мнестической деятельности. Например, больные жалуются на ослабление памяти, которое мешает им в работе, в то время как психологическое исследование этого нарушения не выявляет. И наоборот, некоторые больные успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, требующими удержания материала, данные же психологического эксперимента обнаруживают расстройства мнестической деятельности. Анализ подобного несовпадения оказывается часто очень важным при решении экспертных вопросов, при трудовых рекомендациях, выборе коррекционньгх мероприятий. Они могут оказаться полезными также при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.
Исследования памяти в патопсихологии проводятся в следующих направлениях: 1 изучение следообразования; 2 изучение воспроизведения; 3 изучение ретенции отсроченного воспроизведения. В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная и опосредованная память. Учитываются также нарушения динамики мнестической деятельности и расстройства мотивации. Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия Непосредственная память — способность воспроизводить события, опыт, информацию сразу после действия стимула. К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия.
Корсаковский синдром впервые был описан известным отечественным психиатром С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Два последних признака могут быть слабо выражены, но первый нарушение памяти на текущие события составляет основной радикал этого расстройства. Впоследствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться и при других поражениях мозга неалкогольного генеза. Вот пример из клиники.
Больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила». Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержания материала. Ряд хорошо известных в медицинской психологии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении.
Приведем эти данные. Еще в 1911 г. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной перестал подавать Э.
Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались. В лаборатории Б. Зейгарник были поставлены следующие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета.
Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю». Какие же выводы мы отсюда должны сделать? Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохранения опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса воспроизведения. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пышную встречу».
Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который подтверждается и другими наблюдениями. В подтверждение приводим выписки из истории болезни как всегда по Б. Зейгарник , внесенные в нее психиатром и клиническим психологом. Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат».
Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Также упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память. Психолог: Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту.
Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Результаты четырех предыдущих воспроизведений: 1, 2, О, 1 слово.
Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 слова хотя 2 слова хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа «Галка и голуби». Экспериментатор: «Почему Галка полетела к голубям?
Лечение Что такое амнезия Память — это важное нейрофизиологическое свойство нервной системы, благодаря которому мы сохраняем информацию, поступающую извне и имеем возможность многократно ее воспроизводить. Механизм памяти условно делится на 3 процесса: приём новой информации, формирование новых связей в головном мозге и кодирование информации и непосредственно процесс воспроизведения информации. Среди множества различных видов памяти выделяют кратковременную хранение ограниченного объёма информации в течение короткого промежутка времени и долговременную благодаря этому механизму мозга можно хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. За кратковременную память в нашем головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп, а за хранение информации на долгосрочный период отвечает кора головного мозга. Амнезия — это вид нарушения памяти, при котором происходит частичная или полная утрата способности головного мозга воспроизводить полученную в прошлом информацию.
Литература 1. American Psychiatric Association. Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies. Хомская Е. Лурия А. Основы нейропсихологии. Turner M. Subcortical dementia. Matthews B. Memory dysfunction. Kopelman M. Disorders of memory. Tulving E. How many memory system are there? Tounsi H. Sensitivity to semantic cuing: an index of episodic memory dysfunction in early Alzheimer disease. Alzheimer Dis. Sarazin M. Alzheimers Dis. Amnestic syndrome of the medial temporal type identifies prodromal AD: a longitudinal study. Erratum in: Neurology. Landin-Romero R. An update on semantic dementia: genetics, imaging, and pathology. Alzheimers Res. Grober E. Screening for dementia by memory testing. Захаров В. Когнитивные нарушения у пациентов с болезнью Паркинсона. Журнал неврологии и психиатрии им. Яхно Н. Нарушения памяти и внимания в пожилом возрасте. Синдром умеренных когнитивных нарушений при дисциркулятор-ной энцефалопатии. Alessandro L. Acute amnestic syndromes. Arena J.
Виды нарушений (расстройств) памяти
Нарушение памяти — чем может быть вызван этот симптом? | Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. |
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью | Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. |
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению | — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. |
Как проблемы рабочей памяти связаны с ментальными расстройствами? — Нож | Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ. |
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. |
2. Из-за интерференции
- Нарушение памяти
- Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
- Вот как живут люди с болезнью, заставляющей помнить каждый момент своей жизни
- Варианты лечения нарушений памяти в клинике Госпитальная
- Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
- Плохая память: названа неожиданная причина
Лекция 7 Нарушения памяти
Снижение памяти | Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. |
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость | Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. |
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей.
Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично.
Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный. Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных особенно при двухстороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др. Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А. В ряде его монографий - «Высшие корковые функции... Среди этих работ значительное место занимают нейропсихологические исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала работы Э. Симерницкой, Н. Корсаковой, Л. Московичюте, Ю. Микадзе, О.
В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты.
Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания.
Фактически является вариантом конградной амнезии. Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует. Постгипнотическая амнезия.
Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания. Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса. Периодическая амнезия.
Сопровождает описанные Рибо состояния двойного или альтернирующего сознания, при которых в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом. По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии, или только смутно вспоминает отдельные впечатления. Наблюдается при истерии.
Переходу из одного состояния в другое может предшествовать глубокий сон. Скотомизация памяти. Близка к мотивированной амнезии.
Отличается от последней тем, что возникает у лиц, не обнаруживающих истерических черт характера. Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия.
Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны. Ослабление памяти.
Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу.
Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления.
Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени. Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение.
Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое. Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое.
Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума». Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью.
Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни.
Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии.
Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти.
События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др.
Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии.
По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972.
Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста.
По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну.
В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью.
Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти.
Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия.
С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными.
Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой.
В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием».
Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т.
Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu.
Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся.
Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu.
Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т.
Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей.
Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях.
В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент.
По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации.
Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений.
Прием лекарств. Некоторые препараты могут ухудшать работу мозга — об этом обычно сказано в инструкции в разделе про побочные реакции. Например, так действуют седативные и снотворные средства, некоторые лекарства от аллергии. Вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем. Поскольку когнитивные нарушения у людей 30—40 лет довольно часто возникают на фоне какой-либо другой патологии, а не связаны с возрастными изменениями работы мозга, врач может порекомендовать пройти комплексное обследование, которое необходимо при основном заболевании.
Как проявляются нарушения внимания и памяти Спектр симптомов не зависит от возраста, а связан скорее с выраженностью когнитивных нарушений. Обычно появляются такие жалобы3: Периодическая забывчивость — может касаться информации или недавних событий; Распространенный симптом — сложности при поиске нужного слова в разговоре — когда человек забывает название предмета, действия, признака или явления; Сложности при концентрации на определенной задаче — человек постоянно отвлекается от дела, не может организовать процесс или даже рабочий график; Повышенная утомляемость при умственной работе — после продуктивного периода наступает резкое снижение внимания, заторможенность, усталость. Без своевременного лечения состояние усугубляется, выраженность беспокоящих нарушений нарастает и переходит в полную непереносимость умственных нагрузок — после такой работы человек чувствует себя вялым, разбитым, отмечается раздражительность , бессонница, головные боли, сильная слабость. Когда такие изменения легко заметить и самому человеку, и врачу, к которому он обратился, то при постановке диагноза сложностей не возникает. Однако порой люди с нарушениями памяти и внимания будто бы ни на что не жалуются.
Они приходят к врачу и рассказывают лишь о необычных ощущениях в голове: «словно туман» или «как будто голова не моя». При этом они не говорят о плохой памяти или пониженной концентрации внимания. Иными словами, типичных симптомов нарушения когнитивных функций на первый взгляд нет — но проблема есть. Диагностировать снижение внимания и памяти в молодом возрасте бывает непросто. Для этого врачи разработали специальные тесты , которые позволяют провести оценку когнитивных функций.
С помощью такого диагностического исследования можно выявить симптомы, о которых сам человек не рассказывает, и предположить причину нарушений. Важно помнить, что у молодых людей плохая память и недостаточная концентрация внимания довольно часто проявляются вместе с депрессией или тревожными расстройствами. При этом симптомы когнитивных нарушений могут быть не слишком выражены на фоне общего заболевания. При нормализации эмоционального состояния, как правило, улучшается внимание и память, повышается работоспособность, появляются возможности для обучения и освоения новых навыков1. Как повысить когнитивные функции мозга взрослого человека Лечение когнитивных нарушений обычно начинают с коррекции образа жизни.
Депрессия Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве , депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания — функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.
Память - это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ. это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. «Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции.
Лекция 7 Нарушения памяти
нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает.
Что-то с памятью моей стало
Увидев раскрытую папку, закрывает ее. Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе. Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать. На вопрос о том, что там пишут, ответил: "Об авторе пишут". На фоне подобного ситуационного поведения выступают грубые нарушения памяти: Больной не может воспроизвести события, относящиеся к периоду до травмы и после нее, так же как факт самой травмы. Больной не запомнил сюжета рассказанного ему рассказа: "Что-то вы мне рассказывали". Из 10 слов после многократного повторения не запомнил ни одного: "А вы мне ничего не говорили". Не помнит имени врача, имен окружающих его больных. Выйдя из палаты, он не в состоянии отыскать ее, в палате не находит свою постель. Не может сказать, сколько человек лежит с ним в палате, совершенно неспособен указать времени дня: утром может сказать, что это вечер, и наоборот, и даже завтрак или ужин не являются, для него опознавательными моментами времени.
На один. У него то пятеро, то четверо, то, наконец, двое детей, имена их каждый раз различны. Он находится то в школе, то на производстве. Имеют место конфабуляторные высказывания. Он ходил сегодня в лес, собирал ягоды и грибы. На вопрос, как же могут быть ягоды и грибы в декабре, больной отвечает: "Такой уж лес попался". Год, месяц, число, время года каждый раз называет различные. Иногда отвечает на вопросы неопределенно. Нередко его ответы приобретают уклончивый характер.
Например, спрошенный о том, что он знает о начале своего заболевания, больной отвечает: "То же, что и Вы". На вопрос, что же мы знаем вместе, больной отвечает: "Ничего". Часто он соглашается с тем, что все его высказывания не соответствуют действительности, и тут же начинает утверждать, что все сказанное "совершенно правильно". Явная противоречивость его совершенно не смущает. Из памяти больного выпал весь период с момента травмы и до нее. События более давние сообщает правильно. Называет свою специальность, дает некоторые сведения о своей учебе и более ранние анемнистические сведения. Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.
Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Гиляровский описывал в 30-х гг. В этой амнестической дезориентировке звучат часто прошлые профессиональные навыки. Так, один из наших больных в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет "хозяина". Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно.
Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга. Жислин высказывает предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все вписанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры. В нашей лаборатории было проведено психологическое исследование группы больных в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти трех лет. Исследование познавательных процессов проводилось с помощью методик: заучивание десяти слов, опосредованное запоминание, по А. Леонтьеву, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц. Прежде всего выявилась недостаточная активность процесса запоминания.
Больные фактически не принимали задачу "запомнить". Об этом свидетельствует то, что ни одна из испытуемых не смогла воспроизвести ни одного слова при опосредованном запоминании по А. Вместо этого больные называли предметы, нарисованные на картинках, хотя связи между запоминаемым словом и картинкой часто устанавливались адекватно. Объем памяти у этих больных был очень мал и в среднем составлял 4 слова. Форма кривых запоминания имеет форму плато рис. У некоторых больных кривые запоминания имеют зигзагообразную форму, что говорит о неустойчивости, истощаемости мнестических процессов больных. Очень низка прочность запоминания. Никто из больных не мог припомнить ни одного из десяти слов при отсроченном воспроизведении. Показательно в этом отношении также воспроизведение рассказов.
Бывали случаи, когда больные, дойдя до середины рассказа, обнаруживали, что не помнят конца, искажали его сюжет. Малейшее от влечение , пауза между предъявлением и воспроизведением рассказа, какая-нибудь фраза, взгляд в сторону - все способствует быстрому забыванию. Больная, только что верно начавшая передавать содержание, с трудом вспоминает, о чем в нем шла речь, а через минуту заявляет, что никакого рассказа она не слышала, что "мы просто сидим и беседуем о разных вещах". Уровень умственных достижений подобных больных в течение эксперимента колеблется, особенно при выполнении заданий, требующих длительного удержания направленности мысли и постоянного оттормаживания несоответствующих связей простые аналогии, установление связи между словом и карточкой в методике на опосредованное запоминание. Чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли по побочным ассоциациям являются характерными для обследованной группы больных. Так, больная, которая начала верно выполнять задание, вдруг предлагает какое-нибудь совсем нелепое решение или, забывая о том, что ей нужно делать, отвлекается и начинает говорить о посторонних вещах. Потом снова возвращается к заданию и правильно продолжает его. Приводим для иллюстрации выписку из истории болезни, больной 3. Больная 3.
Наследственность не отягощена. Окончила гимназию, работала секретарем-машинисткой, потом занималась домашним хозяйством. Была замужем. Детей не имела. Последние восемь лет жалуется на боли в сердце, отекают ноги. В 1966г.
Sensitivity to semantic cuing: an index of episodic memory dysfunction in early Alzheimer disease. Alzheimer Dis.
Sarazin M. Alzheimers Dis. Amnestic syndrome of the medial temporal type identifies prodromal AD: a longitudinal study. Erratum in: Neurology. Landin-Romero R. An update on semantic dementia: genetics, imaging, and pathology. Alzheimers Res. Grober E.
Screening for dementia by memory testing. Захаров В. Когнитивные нарушения у пациентов с болезнью Паркинсона. Журнал неврологии и психиатрии им. Яхно Н. Нарушения памяти и внимания в пожилом возрасте. Синдром умеренных когнитивных нарушений при дисциркулятор-ной энцефалопатии. Alessandro L.
Acute amnestic syndromes. Arena J. Transient global amnesia. Mayo Clin. Аведисова А. Анализ зарубежных исследований ноотропных препаратов на примере пирацетама. Российский психиатрический журнал. Востриков В.
Место пирацетама в современной практической медицине. Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. Пирацетам в свете современных исследований анализ зарубежных исследований. Психиатрия и психофармакотерапия. Заваденко Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей. Преображенская И. Ноотропные препараты в гериатрической практике.
Русский медицинский журнал.
В памяти сохраняются только обрывки недавних событий. Нарушается сенсорная память. Для определения типа нарушения используется классификация по разным признакам: срокам, интенсивности забывчивости и способности к запоминанию.
При своевременном начале лечебных мероприятий удается частично или полностью восстановить утраченную способность запоминать события и другую важную информацию. В противном случае проблема будет еще больше усугубляться, а на таком неблагоприятном фоне вполне могут развиться психические расстройства. Последствия амнезии Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Если же ситуацию пустить на самотек, последует формирование различных комплексов, что негативно скажется на социальной и профессиональной жизни пациента. Методы диагностики Когда пациент приходит на прием к неврологу с жалобами на периодические провалы в памяти, специалист сначала подробно изучает историю его проблемы.
Для диагностики имеет значение характер жалоб, период их появления, имеющиеся сопутствующие заболевания. Обязательно учитывается семейный анамнез, поскольку нередко такие особенности передаются по наследству. Невролог в Калининграде после оценки рефлексов и проведения специальных тестов направит пациента на доп. В таких случаях обычно назначается : ангиография сосудов; МРТ; компьютерная томография.
Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление.
При таких состояниях блокируются физиологические процессы, связанные с памятью. При затяжном стрессе информация не запоминается вовсе. Хроническое недосыпание. Во время сна синтезируются новые клетки. Если человек постоянно не высыпается, мозг не успевает восстанавливаться, нарушается процесс запоминания и воспроизведения информации.
Злоупотребление вредной пищей. В еде с пищевыми красителями содержится алюминий. Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат — ухудшение памяти, мышления, внимания. Напитки с кофеином.
Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков. Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты. Курение разрушает мозг.
Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление. Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга. Безопасно употреблять до 4 бокалов красного сухого вина в неделю. Наркотики — нейротоксичные вещества, нарушают процесс получения, обработки и отправления информации.
Даже при однократном употреблении часто возникают необратимые разрушения в серотониновой системе мозга.