день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова.
Деликатный сервис
Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. Мировая слава к Валерию Чкалову пришла в 1937 году, когда возглавляемый им экипаж (Георгий Байдуков и Александр Беляков) совершили на самолете АНТ-25 беспосадочный перелет из Москвы в американский город Ванкувер. 15 декабря 1938 года в испытательном полёте нового истребителя трагически погиб Валерий Чкалов.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
«Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов погиб при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Чкалов, Валерий Павлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкалов. Валерий Павлович Чкалов Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02) Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния. Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии.
85 лет назад погиб легендарный летчик Валерий Чкалов
Цинизм поистине поразительный: Чкалов погиб, и поэтому можно взваливать вину на него и беспардонно врать. Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. И только сам легендарный Валерий Михайлович Чкалов скончался, когда ему было всего 34 года.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем на Белорусском вокзале. Комбриг Чкалов погиб, испытывая скоростной истребитель.
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
Родная школа оказалась на дне Волги С детства маленький Валерий тяготел к точным наукам. В дом-музее летчика в городе Чкаловске до сих пор сохранились учебники, тетради и ранец будущей звезды советской авиации. С ним Чкалов бегал в местную пятиклассную школу рядом с домом. С этим ранцем и учебниками маленький Валерий бегал в местную школу.
Сейчас она, как и большинство старинных зданий Чкаловска находится на дне Волги. В момент создания Горьковского водохранилища львиная доля поселка была затоплена. Даже дом самого «сталинского сокола» пришлось убирать на 50 метров вглубь сада.
Разбирать избу не стали — просто «перекатили» на катках и трубах. Мечту увидел в небе После окончания местной школы Чкалов поступил в Череповецкое техническое училище. Но, не закончив его, вернулся в родное село и устроился кочегаром на пароход.
По легенде, во время одного из рейсов он увидел в небе летящий самолет. С этого момента судьба Чкалова была предрешена — в 1921 году он поступил в Егорьевское авиационное училище и всего за четыре года окончил сразу четыре летные школы. Из училища он вышел в звании военного летчика.
Чкалова выполнил беспосадочный полет на расстояние порядка 9400 км. Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут. За этот подвиг каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза. Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Оренбург был переименован в г.
Чкалов, а Оренбургская область — в Чкаловскую.
Если бы его можно было убрать, пилот посадил бы машину на брюхо. Кроме того, известно об отсутствии защищавших мотор от холода жалюзи. Чкалов даже уточнил, как так вышло, на что ему ответили: «Жалюзи не предусмотрены». По другой версии, кто-то срезал жалюзи накануне полета, и об этой неприятности пилот узнал уже в воздухе. Охота на самого известного летчика Небывалая популярность Чкалова породила массу слухов относительно его гибели, опровергнуть которые не удалось по сей день. С этого момента Валерий Чкалов стал не просто героем и отважным летчиком, но и влиятельным политиком. Во время поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений, а за полгода до крушения И-180 Чкалов едва не разбился во время испытаний другого самолета из-за невыпущенного шасси. Впоследствии выяснилось, что выпустить шасси мешала отвертка, которую кто-то вставил в механизм.
Кому же мог «перейти дорогу» герой СССР и народный любимец? Родные Чкалова догадывались, что у него назрел конфликт со Сталиным. Жена пилота, Ольга Орехова, вспоминала, что супруг старался держать при себе револьвер «на всякий случай». Проблемы начались после того, как Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, а тот отказался, памятуя о судьбах людей, занимавших этот пост ранее. Была и другая, более личная причина, расправиться с легендарным пилотом.
Библиография : 1.
Аржаков, П. Аржаков, фото В. Васильев, А. Джунджузов, С. Из Оренбурга в Чкалов. Коннов, И.
Рычина, С.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе.
В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников.
Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё. Евгений Дятлов в роли летчика Валерия Чкалова. Кадр из сериала «Чкалов». Дочери героя, увидев 8-серийную ленту, возмутились. О том, почему режиссеры все время хотят сделать из отца хамоватого лихача, «АиФ» рассказала Ольга Валерьевна Чкалова. Создатели фильма, в частности продюсер Алексей Поярков, прокомментировать эти претензии отказались. Ольга Чкалова. Ольга Чкалова: В основном этим занимается моя сестра. Она человек обстоятельный, много провела в архивах и написала две книги. Одна, «Чкалов без грифа «секретно», освещает гибель отца. Трактовка документов субъективна, как это всегда бывает, но все доводы имеют ссылку на тот или иной архив. Вторая книга автобиографическая. И сейчас она продолжает работать с архивами. Я принимаю участие в телевизионных передачах, участвую в документальных проектах и стараюсь вести себя так, чтобы никаким образом не бросить тень на своих родителей. Она его почти не помнит, но какие-то ощущения, конечно, остались. Она считала, что отец был меньший ухарь. В нем была сцена, где Чкалов выступает в Америке и свистит, чтобы прекратили шум. Мама говорила, что отец так не мог бы поступить. Я просмотрела фильм с интересом: одно дело — изустное изложение, другое — видеоматериал. Сейчас я понимаю, что тот фильм в его создании принимал участие летчик Георгий Филиппович Байдуков, второй пилот при Чкалове в знаменитом полете в США более достоверен, он лучше передает действительность. Тот фильм я приняла, но мамина настороженность у меня осталась тоже. Это верно? Это было в 2007 году. Мы думать о нем забыли, решили, что фильма не будет. Потом я прочла в газете, что картина все-таки снимается. Я позвонила режиссеру Игорю Зайцеву и предложила услуги нашей семьи — могли потребоваться документы, у нас сохранился в первозданном состоянии кабинет отца… Он был очень вежлив, но сказал, что должен посоветоваться с продюсером и мне перезвонит. Он не перезвонил, когда я его разыскала, он сказал, что потерял мой телефон… И пропал снова. Больше не было ни звонков, ни попыток. Если бы я делала такой фильм, я показала бы его путь к славе, который был очень, очень труден. Три раза его выгоняли из армии, два из них — по его собственной вине. Первый раз — когда ему было лет 20, но возвратили. Второй раз — тоже по его вине, из-за аварии, когда он задел провода. А третий раз его выгнали по доносу. Но каждый раз его возвращали — не за красивые глаза, а за его умение… Валерий Чкалов. Фото: www. Но как они самосовершенствовались — не показано совсем. Его «воздушное хулиганство» было не ухарскими выходками. Это было его совершенствованием в пилотировании, выяснением возможностей машины самолеты были еще очень ненадежны и своих собственных возможностей. У нас есть письмо отца маме от 1927 года, когда его командировали из Ленинграда в Москву на парад, посвященный десятилетию Октябрьской революции, и разрешили делать все, что захочет. Он пишет нашей маме, что люди, видя его виражи, вставали от восторга! И в Большом театре потом было торжество, где был зачитан приказ, что старший летчик Валерий Чкалов награждается денежным призом. Позже, к концу 1928 года, он пишет своей жене: «Я должен быть готов к будущим боям, чтобы сбивать самому, а не быть сбитым». Примерно в это же время его осудили за аварию. Он пишет кассационную жалобу, где говорит, что подготовка военных летчиков ведется не совсем правильно, и выражает свои предложения на этот счет. Конечно, в нем играли молодые силы. Но не чтобы себя показать, а чтобы это помогло авиации вообще. Отец был от природы очень способен к полетам. Было в нем что-то, что позволяло ему хорошо летать. Не знает рамок и не прошел медные трубы. Когда закончилась последняя серия, мне стоило больших усилий буквально не завыть. Может, это была задумка режиссера — не искать портретного сходства. Но там даже отдаленно нет ничего общего! Вот летчик Громов — человек с аристократической внешностью, прямой спиной, застегнутый на все пуговицы, достойный человек. В фильме он старый, сморщенный, бессловесный! Слева - летчик Громов, справа - актер Коршунов в роли Громова. Авиаконструктор Андрей Туполев — это просто ужас какой-то. В этой шляпе он как гриб. Такие, как он — это пенсионеры, которые во дворах играют в домино. Анисимов — совершенно реальная фигура, друг Чкалова, блестящий летчик. Насколько я знаю, у него на педали лопнул трос, и он не смог выйти из фигуры высшего пилотажа, не смог выровнять самолет. Это была не его вина, а поломка. Байдуков в своей книге пишет, что когда Анисимов и мой отец устраивали показательные воздушные состязания, все выбегали смотреть: это было очень красиво, и ни один не хотел уступить другому. Но ухаживаний Анисимова за мамой никогда не было! У него была жена Бронислава, тетя Броня, которая бывала в нашем доме, когда уже не было в живых ни отца, ни Анисимова. Женщина с трудной судьбой, но милая, хорошая. Люди, которые сохранили свое человеческое достоинство, в этом фильме показаны как люди без достоинства. Отец незадолго до смерти говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Она сыграла огромную роль в жизни отца. Никогда не уходила от него, забирая детей! Это какая-то дикая выдумка… Отец очень любил семью и детей. А там это бессловесная идиотка. Еще есть сцена, когда отец Чкалова приезжает навестить сына. Чкалов обожал отца, он венчался с моей матерью в 27-м году, когда это было очень опасно, только потому, что его отец был очень верующим человеком. И только чтобы уважить отца, он рисковал всем и венчался. А тут - в первый же вечер Чкалов уходит, оставив отца, на танцульки к некой Марго. Такого быть не могло! Все, что создатели фильма придумали, они придумали в минус. Они преувеличили пьянки, пляски с цыганкой на улице и лихачество. Да, одно время он считался фаворитом вождя. Но отец безумцем не был. По плечу Сталина никогда не хлопал! Это даже Сталин не допустил бы. Это полная чепуха. Отец стал по-настоящему знаменитым, когда Сталин в 1935 году сказал знаменитую фразу «ваша жизнь нам дороже любой машины». Но чтобы, как показано в фильме, в 31-м году Чкалов посадил Орджоникидзе и начал с ним крутиться, вытрясая из наркома душу? Дурь собачья. Старший летчик говорит наркому «садись»? У меня было впечатление, что это очень плохой вестерн, когда стреляют из-под руки, из-под ноги… Но тогда пусть берут другие фамилии и делают развлекалочку. Разгулявшийся поддатый купчик, танцующий с цыганами… Я не могу понять, для чего и для кого сделан этот фильм. Первое ощущение — для подростков, сосущих пиво из банки. Надо же, он пил-гулял и вон куда добрался. Ну и мы тоже — продолжай пить, может, и нам свезет. Хотя все эти люди, взятые как персонажи, - великие труженики. Они расширили наше представление о земном шаре, о мире. Уважайте хотя бы это. Валерия Валерьевна Чкалова скончалась 20 апреля 2013 года на 78-м году жизни. Похоронена с матерью на Новодевичьем кладбище Напоследок выложу несколько фото памятников Чкалову. Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде, ведущая к памятнику. Сам памятник. Проект памятника разработал друг В. Чкалова, скульптор И. Cейчас на памятнике нет надписи "Сталинскому соколу".
Семья жила в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. Отец Павел Григорьевич ремонтировал судовые двигатели, семья была достаточно обеспеченной. Мать Арина Ивановна умерла, когда Валерию было шесть лет. К счастью, новая жена отца оказалась доброй и заботливой женщиной. Дом-музей Валерия Чкалова в родном городе. В восемь лет мог переплыть Волгу, не раздумывая ввязывался в мальчишеские кулачные бои. Родные говорили, что мальчик пошел в деда. Тот был бурлаком и отличался суровым нравом. После окончания начальной школы в 1916 году Валерия отправили учиться в Череповецкое техническое училище. Но случилась революция, учреждение закрыли, и парень вернулся домой работать вместе с отцом. Знакомство с самолетами состоялось благодаря односельчанину, который работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, а кроме того, был женихом сестры Чкалова. Сосед замолвил слово за Валерия, и 15-летний юноша поступил работать сборщиком самолетов. Спустя два года пришли четыре путевки для поступления в Егорьевскую авиационную школу в Подмосковье ныне Егорьевский авиационный технический колледж имени В. Судьба улыбнулась юноше, он оказался в числе учащихся летного училища. Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде.
Место посадки было изменено — изначально планировалось, что конечной точкой маршрута станет Сан-Франциско , но из-за проблем с топливом и кислородом пришлось изменить маршрут [4]. Решение оказалось правильным — к моменту посадки в самолёте осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5700 [12]. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Трояновский и Дж. Маршалл , будущий генерал и государственный секретарь США , позднее принявший членов экипажа у себя дома [4] [13]. За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск [4]. Несмотря на депутатский статус, лётчик продолжал испытательную работу. Вклад в развитие авиации [ править править код ] Валерий Павлович Чкалов внёс большой вклад в развитие авиации, техники пилотажа и тактики работы истребительной авиации [14]. Им было разработано и введено 15 фигур пилотажа, в том числе восходящий штопор и замедленная бочка. Некоторые из элементов, которые выполнял Валерий Чкалов, не могли повторить другие лётчики [14]. Он, наравне с Петром Нестеровым , считается одним из основоположников российской школы сложного и высшего пилотажа [15] [16]. Восходящий штопор был им впервые выполнен на самолёте «Мартинсайд» [16]. Также он первым выполнил фигуру под названием « Иммельман » по имени лётчика, впервые её выполнившего на самолёте «Фоккер D. XI», после чего по просьбе инструктора сумел объяснить другим лётчикам, как это можно сделать. До него выполнить фигуру на этом самолёте не мог никто — крылатая машина сваливалась в штопор [16]. Благодаря этому у советской истребительной авиации получилось добиться заметного преимущества в воздухе по сравнению с немецкими лётчиками [17]. Также Валерий Чкалов первым в мире выполнил полёт на самолёте-авианосце, фактически с нуля прорабатывая технику пилотирования такого аппарата [18]. Большим вкладом в развитие отечественной авиации стала и испытательная работа Валерия Павловича. Всего на счету Чкалова свыше 800 сложных испытательных полётов, выполненных им на 30 типах самолётов [17]. Гибель Чкалова [ править править код ] Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта нового истребителя И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября , 15 ноября , 25 ноября [5].
Валерий Чкалов
Время индустриализации, промышленного рывка страны давало возможности для свершений. Особенно восхищались, в первую очередь мальчишки, достижениями летчиков, а самым популярным из них был Валерий Чкалов. Его гибель 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, стала потрясением для всей страны.
Он учил летчиков, как в случае вынужденной посадки избежать аварии. Ему принадлежит открытие таких боевых фигур пилотажа, как восходящий штопор, атака с перевернутого самолета полет вверх колесами. Чкалов разработал также технику пилотирования при выполнении фигур высшего пилотажа вблизи земли, ведение воздушного боя на малых высотах и т. Похоронен Чкалов у Кремлевской стены.
Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. Подвиг Осенью 1935 г. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км. За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2». Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон». В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету. Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня. В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями. За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск. Личная жизнь Когда Валерию было 23 года он взял в жены Ольгу Терехову, которая была школьной учительницей. В этом браке у пары родились сын Игорь и 2 дочери — Валерия и Ольга. В будущем Игорь пойдет по стопам отца. За годы биография Чкалов написал нескольких книг, на страницах которых подробно изложил собственные впечатления о перелетах.
Кроме того, советское правительство подарило Чкалову личный самолет У-2. Рядом с музеем построен ангар для самолетов, связанных с Чкаловым. Есть здесь и тот самый Ант-25, на котором летчик совершил полет над Северным полюсом. Второй перелет был еще более сложным — летчикам предстояло пересечь Северный полюс. Специально к этому рейсу каждому из них сшили специальный костюм, включающий в себя кухлянку из теплого оленьего меха, кожаную куртку, легкие водонепроницаемые брюки на гагачьем пуху и меховые сапоги-унты. Под костюмы надевалось шерстное белье, под шерстяное — шелковое. Как оказалось, такая подготовка была не напрасной — в дороге у самолета отказала система отопления. К слову, костюм этот до сих пор хранится в доме-музее Чкалова в Нижегородской области. Здесь же стоит тот самый легендарный самолет Ант-25, на котором Чкалов совершил оба беспосадочных полета. Любимец Сталина Впервые с «отцом народов» Чкалов познакомился в 1935 году на воздушном параде, когда продемонстрировал истребитель И-16. Однако настоящее расположение Сталина летчик снискал после своего первого беспосадочного полета на остров Удд. Вождь народов лично явился на аэродром встречать прославленного летчика. После этого Чкалова окрестили «сталинским соколом» и стали слагать легенды о его дружбе со Сталиным.
Охота на самого известного летчика
- ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
- Последний полет
- Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
- Охота на самого известного летчика
- Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович :: Герои страны
- ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Согласно многочисленным фактам, в этом деле действительно были замешаны сразу две разведки — немецкая и советская в лице НКВД — Ежов, Берия и лично Сталин. Чкалов должен был погибнуть даже в случае нормального полета. После испытаний он собирался на охоту. В его охотничьем ружье нашли довольно странные патроны: все они давали осечку и через 5 секунд самопроизвольно стреляли.
Расчет был сделан на горячность Чкалова — он тут же стал бы разбираться в причинах осечки — и эти патроны должны были выстрелить ему прямо в лицо. После гибели Чкалова выяснилось, что какой-то неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой в подарок пачку охотничьих патронов, в которых, как оказалось, были заложены специальные замедлители. Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько.
Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года. Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия.
Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина.
Иначе говоря, отец, уведя самолет от жилой зоны, предотвратил человеческие жертвы. Не спас он только собственной жизни. Комиссия особо подчеркнула, что самолет, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не проверялись, что обязывало организаторов проявить особое внимание и осторожность при подготовке полета, а этого фактически сделано не было. К тому же на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета, и особенно первого вылета в морозный день температура -- минус 25 , было чрезвычайно опасно. Машина была поднята в воздух 15 декабря 1938 года с рядом целых 48! Я много раз перечитывала этот страшный документ, но в голове до сих пор не укладывается, как такое могло случиться? Вот несколько цитат. В результате такой обстановки летчик шел в полет, не представляя себе особенностей самолета, его состояния и обстановки, в которой происходила подготовка самолета...
И вот итоговое резюме: "Комиссия единодушно пришла к выводу, что гибель т. Однако существовали и другие документы, тщательно скрытые от глаз ее членов. Обнаружив их, Г. Байдуков, кстати, сам входивший в состав комиссии, утверждает, "что Чкалова фактически убили, обязав его вылетать на недоделанном самолете". Хронику и все обстоятельства подготовки этой машины к летным испытаниям я проследила по документам, хранящимся в фонде Н. Поликарпова и в деле с казенным названием "Переписка по самолету И-180" в Центральном государственном архиве Министерства обороны. В протоколе обращает внимание примечательная запись: "Есть опасения, что выпуск данного самолета будет лимитироваться выпуском мотора М88... Поликарпову подготовить макет винто-моторной группы и предъявить дополнительно макетной комиссии".
Значит, макета винто-моторной группы в июле еще нет. Кагановича, в котором, в частности, говорится: "Придавая исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов И-180 конструкции тов. Поликарпову работы вести при обязательном обеспечении окончания постройки самолетов И-180 в указанные сроки... Посмотрев на подпись исполнителя этого приказа, я все поняла. Исполнителем, а значит, и "сочинителем" его являлся директор упомянутого завода Усачев. Я всю жизнь проработала в одном из закрытых НИИ "оборонки" и по опыту знаю: когда в институте ведется второстепенная работа, руководство готовит приказ министра для поднятия ее престижа в основном в расчете на смежников. После этой догадки я внимательно просмотрела документы наркомата оборонной промышленности за 1938 год и не нашла в его перспективных планах самолета И-180. Таким образом, можно сделать вывод, что эту машину не требовалось обязательно, любой ценой выпускать в 1938 году и, следовательно, не было никаких оснований для спешки с ее предъявлением и сдачей.
Почему же Усачев подготавливает такой приказ? Может, потому, что он недавно был назначен директором завода и хотел сразу же продемонстрировать позитивные результаты своей руководящей деятельности. А может, и с иной, неизвестной нам целью. Как бы там ни было, работа по выпуску самолета И-180 продолжается. Из документа также следует, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88. Задерживается и выпуск винта. А между тем до испытания самолета Чкаловым остается всего месяц. Во второй декаде ноября отца отправляют в отпуск.
Наступает 7 декабря, а самолет практически не готов к первому вылету, имея многочисленные недоделки и недоработки. Как развивались события дальше, можно проследить по объяснительным запискам, представленным в аварийную комиссию, и целой кипе официальных документов. Сталину и В. Молотову 15 декабря сразу после катастрофы. В нем отмечалось, что скоростной одноместный истребитель И-180 был окончен постройкой на заводе и вывезен на аэродром 7 декабря 1938 года. Тягу заменили на усиленную к утру 14 декабря и тогда же опробовали. Последующие драматические события описаны так сохраняю все особенности оригинала : "Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200--250 метров и, набрав высоту 100--120 метров с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500--600 метров.
Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10--15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".
В 1924 г. Серпухове, которая в 1926 г. Оренбург и вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова — впоследствии Оренбургское высшее военное краснознаменное училище летчиков им. Чкалова выполнил беспосадочный полет на расстояние порядка 9400 км. Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут.
Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС. Ему было всего 17 лет. После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа... Рассказала Валентина Леонидовна и о сложном задиристом характере Чкалова, о его пути в большую авиацию, о трагической гибели при испытании самолета. Ребята,затаив дыхание слушали рассказ, который сопровождала видео презентация из фотографий Валерия Чкалова. По окончании беседы ведущая предложила посмотреть небольшой фильм, посвященный летчику-герою о геройском поступке Чкалова - фильм "Трансарктический перелёт".