Готланд дал свое название традиционному фермерскому элю Gotlandsdricka, мутному пиву, имеющему много общего с финским сахти и родственным пивом из стран Балтии.[111]. Метеоролог с острова Гогланд, который находится в Финском заливе неподалеку от Выборга и Петербурга, рассказала в своем Telegram-канале об участившихся случаях выхода тюленей на сушу. Есть в Финском заливе достаточно крупный для этих мест остров Гогланд площадью 21 кв. километр.
Об одном забытом эпизоде войны на Балтике. Датский историк о советской оккупации Борнхольма
- Климатические условия, лучшее время для поездки
- Этимология
- Шведы вручили НАТО "остров-авианосец". Россия учтет новые правила игры (Aktuálně.cz, Чехия)
- Остров Готланд: огромный авианосец на "озере НАТО" - 25.03.2024, Sputnik Латвия
На стыке морских границ
Остров Готланд расположен в Балтийском море в 100 километрах от материковой части Швеции и контроль над ним очень выгоден для стран НАТО. Тем не менее в 2015 году Стокгольм восстановил ранее расформированный гарнизон на острове Готланд и время от времени усиливает его. Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон планирует обсудить с партнерами по НАТО защиту от России острова Готланд, расположенного в Балтийском море, его слова приводит Financial Times. Еще ранее сюда прибыла американская морская пехота, которая намерена оставаться на мысе Ханко, контролирующем выход из Финского залива, и далее на постоянной основе.В октябре в районе островов Готланд — Готска-Санден прошли морские учения «Осень-23» ВМС Швеции.
Военная база на острове Гогланд: Кого на Западе очень сильно напугал Путин
Длина газопровод Balticconnector, соединяющего газовые сети Финляндии и Эстонии, всего 151 км, из которых 77 км проходят по дну Балтийского моря на глубине 60 метров. Его пропускная способность — до 2,6 миллиардов кубометров в год. Для сравнения, пропускная способность взорванных "Северных потоков" — более 110 млрд кубометров. Финско-эстонский газопровод был введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. В 2022 году, когда после начала спецоперации на Украине Финляндия отказалась от российского газа, финская энергетическая компания Gasum объявила, что будет поставлять природный газ своим потребителям исключительно через трубопровод Balticconnector. В ночь на 8 октября газопровод был перекрыт из-за аномального падения давления в трубе, связанного с возможным повреждением ее морской части, произошедшим в финской экономической зоне. В погранслужбе Финляндии заявили, что признаков взрыва нет. Однако, как заявил главный инспектор Национального бюро расследований Тимо Килпеляйнен, масштаб повреждений таков, что происшествие можно считать преднамеренным актом. Одновременно с этим Эстония обнародовала информацию о разрыве коммуникационных кабелей передачи данных Estlink-1 и Estlink-2, которые также тянутся по дну Финского залива на глубине 70 метров между Финляндией и Эстонией. При этом эстонский министр обороны Ханно Певкура сказал, что пока неизвестно, связаны ли между собой нарушения на газопроводе и прорыв кабелей связи. Хотя и то, и другое повреждение произошли примерно в одно время.
Судя по тому, что пишут финские СМИ, можно сделать вывод, что поначалу, как только стало известно о происшествии, панику по этому поводу разгонять вроде бы никто не собирался. Так, на вопрос журналистов, могут ли россияне стоять за диверсией, финский премьер-министр Петтери Орпо призвал до окончания следствия не делать далеко идущих выводов. Министр обороны Эстонии Ханно Певкура и директор Европейского центра по борьбе с гибридными угрозами капитан Юкка Саволайнен предположили, что все могло произойти случайно. Крупное судно стояло на якоре в ночь на 8 октября, сильные волны во время шторма протолкнули его вперед, и якорь потянулся за кораблем, зацепился за одну сторону бетонного защитного покрытия трубы, часть его оторвалась, газовая труба сдвинулась с места и была повреждена. Финская Yle даже привела данные о том, что в мире ежегодно регистрируется порядка 100 инцидентов с перерезанием кабеля. Трудно сказать, были ли они умышленными, так как вести постоянное наблюдение просто невозможно. К примеру, только по дну Северного моря проложено свыше 8000 километров труб нефте- и газопроводов.
Тут ведь ещё в чём интрига — до последнего времени ни Эстония, ни тем паче Финляндия не рассматривались Москвой в качестве вероятных противников на Балтике.
Даже когда российские и белорусские военные год назад прикидывали вероятность возможного столкновения с другими балтийскими соседями — литовцами и латышами, о финнах с эстонцами даже речь не шла. Галантерейщик и кардинал вместе, безусловно, великая сила, тем паче что у финнов есть свои ВВС. Кстати, полюбопытствуйте на досуге, что изображено на знамени ВВС Финляндии, — удивлению, ручаемся, не будет границ нелюбопытным же, так и быть, сообщаем: там чёрного цвета свастика, да-да, та самая. Самолётов у финнов довольно много, официально — порядка 2,5 тыс. Это чтобы не так весело было насмехаться над ВВС Эстонии с их двумя тренировочными, двумя транспортниками и двумя вертолётами. А ещё у финнов имеется флот, оснащённый шведскими противокорабельными ракетами МТО 85 М с дальностью более 100 километров. А эстонцы в прошлом году собирались приобрести для береговой обороны израильские противокорабельные ракеты Blue Spear с дальностью 290 километров. Заказ вроде бы оплачен, неизвестно только, поставили израильтяне ракеты или пока нет.
Так что найдётся у них, чем залив перекрыть, даже не сомневайтесь. Балтийский флот является старейшим в России. Большинство военных парадов государственного уровня проводят именно там. И этот флот — военно-морскую элиту России! Можно себе представить? И в этом — глубокий психологический момент. Скорее всего в НАТО его просчитали и приняли к сведению. К тому же запертый в Финском заливе Балтийский флот — гарантия успешной блокады Калининграда.
Сегодня, как показал недавний инцидент с Литвой, транспортной блокаде можно худо-бедно противостоять, задействовав паромную переправу.
Балтийский рубеж На дальнем западе Ленинградской области, в Финском заливе туманы скрывают гранитные скалы поросшего соснами острова Гогланд. Будучи расположенным на линии фарватера при подходе к устью реки Невы, он закрывает враждебным силам проход к Кронштадту и Петербургу. Удивительные победы прибалтийского губернатора Стратегическое положение Гогланда обусловило его историю: остров помнит и сражение между русским и шведским флотами в 1788 году, и британские корабли в Крымскую войну, и краснофлотцев, идущих в атаку на финские позиции. Но даже сегодня Гогланд не отдыхает от своей бурной истории — военные и пограничники несут там свою вахту на балтийском рубеже России. В начале августа 2019 года российские военнослужащие оборудовали на острове вертолетную базу, в состав которой вошли пять взлетно-посадочных площадок и необходимая инфраструктура: командно-диспетчерский пункт, метеостанция, топливо-заправочный комплекс и пункт технического обслуживания. Несмотря на то, что строительство базы осуществлялось в ходе военных учений, предполагается, что вертодром будет функционировать на постоянной основе. Экипажи армейской авиации Ленинградской армии ВВС и ПВО произвели тренировочные посадки и взлеты с нового вертодрома", — отметили в пресс-службе Западного военного округа. Размещение вертолетной группы и военного контингента на Гогланде позволило России расширить свое присутствие в Финском заливе, и это встревожило соседние страны, входящие в НАТО.
Сюрприз для НАТО Сам Гогланд, хоть и является самым крупным русским островом в Финском заливе, весьма невелик: около 11 километров в длину и 2,5 в ширину. Однако география его расположения более чем удачна — около полусотни километров отделяет остров от побережья Эстонии, а до финского города Котка и того меньше.
Административно он относится к Кингисеппскому району Ленобласти. До 1944 года он принадлежал Финляндии, после Великой Отечественной войны на нем разместили радиолокационную станцию воздушной обороны, там часто проводятся учения.
Эстонский депутат испугался, что РФ может напасть на шведский остров Готланд
Чей остров Готланд в Финском заливе? Гогланд – крупнейший из Внешних островов Финского залива. Их стратегическая важность объясняется расположением на линии фарватера при подходе к устью Невы. Российские военнослужащие оборудовали новый вертодром на острове Гогланд в Финском заливе. Спустя почти 50 лет завершилась «пассивно-агрессивная война» за крошечный арктический остров Ганса.
ПОИСКОВЫЙ ГОГЛАНД: МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ ПОСЛЕ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
Россия рассматривает Гогланд в Финском заливе как пункт дозаправки военных вертолетов и место для их посадки, считает финский эксперт. В самом центре Финского залива обособленной гранитной крепостью стоит остров Гогланд. Командующий ВМС Эстонии Юри Саска обеспокоен возрастающей активностью россиян на острове Гогланд в Финском заливе.
Гогланд: как голосуют на островах Финского залива
Метеоролог с острова Гогланд, который находится в Финском заливе неподалеку от Выборга и Петербурга, рассказала в своем Telegram-канале об участившихся случаях выхода тюленей на сушу. Две недели назад министры иностранных дел восьми стран Северо-Балтийской группы встретились на шведском острове Готланд, чтобы обсудить, «как бороться с российским теневым флотом», сообщает Splash247. Еще не успев толком освоиться в статусе полноправного члена НАТО, Швеция объявила о планах усилить военное присутствие на стратегически важном для альянса острове Готланд в Балтийском море.
Гогланд: как голосуют на островах Финского залива
Особенно много полубезумных высказываний в шведской прессе. Газета «Свенска Дагбладет» пригласила какого-то Магнуса Кристианссона из некоего «Института обороны». Сначала он заявил, что русские специально забрасывают шведов разной информацией о своей военной деятельности, чтобы запутать. Потом рассказал, что «главной задачей» русских в войне будет ограничение возможностей финнов по выставлению минных заграждений в море других-то забот и нет.
Для этого, мол, Москва и поставила свой вертодром на острове. Но он уязвим, потому что находится посреди морских путей. Наверное, ещё и стратегически важные квартиры и виллы в районе Хельсинки Путин заставляет покупать своих «боевых бизнесменов».
Заканчивается эта статья лозунгом времён Зимней войны: «Дело Финляндии есть наше дело». Что само по себе звучит очень нехорошо, учитывая то, чьим союзником тогда была Финляндия. Шведов вечно беспокоят то подводные лодки, то ползающие по дну русские аппараты на гусеницах даже такие утверждения были , то планы по захвату принадлежащих им островов.
Видимо, фантомные боли от утраченных в ходе войн с Россией земель, не дают покоя. Ведь Швеция, войдя в XVIII век мощной европейской державой, повоевав за сотню лет 4 раза с Россией, лишилась и территорий, и амбиций, и желания воевать с кем бы то ни было. Но до шизофрении эстонцев шведским экспертам далековато.
Отставной генерал Антс Лаанеотс, бывший командующий силами обороны Эстонии затмил всех. Он заявил, что вертолётных площадок на острове «мало» на десяток вертолётов хватит — этого достаточно и вообще вертолёты — не оружие наступления. Мол, они очень уязвимы и их легко уничтожить при нападении.
Между прочим, это не какой-то «новый офицер Эстонии», учившийся через пень-колоду в местных военных училищах и валявший ваньку на курсах НАТО, а кадровый советский военный. Причём танкист, воевавший в Эфиопии. Разве в училище его не учили, насколько опасны боевые ударные вертолёты для тех же танков и бронетехники, что в обороне, что в наступлении?
И не учили, что если они прикрыты зенитными и авиационными средствами, то это очень опасный противник? Особенно для страны, у которой нет ни авиации, ни ПВО. Да и армия тоже легковооружённая и слабо обученная.
В советское время он стал военным объектом, хотя и до этого, несмотря на финское население, использовался Россией. Например, в 1900-м году здесь проводил эксперименты с радио Александр Попов, там же находилась первая в мире радиостанция для практической радиосвязи. На острове красивая, но суровая природа, много исторических артефактов- от старинного маяка и финских дотов, вырубленных в граните, до выброшенного несколько лет на берег гидрографического судна "Леонид Демин".
Впрочем, в отличие от Северного и Тихоокеанского флотов на Балтике нет необходимости иметь атомные подводные крейсера стратегического назначения и ракетные крейсера. Основные ударные силы здесь - дизельные подводные лодки, сторожевики, корветы, малые ракетные и противолодочные корабли, а флагман - эсминец «Настойчивый» пр.
Особая роль отводится десантным кораблям и катерам, что вполне объяснимо, учитывая проливную зону, открывающую доступ на оперативный простор, и два выхода - из Балтийской и Кронштадтской ВМБ, которые достаточно легко блокируются с моря. Без морской пехоты удержать эти рубежи проблематично. В последние месяцы, когда Финляндию и Швецию стали активно затаскивать в НАТО, план заблокировать в удобный момент наши военно-морские базы на Балтике перестал быть чем-то из области фантастики. На западе даже не пытаются скрывать, что после окончательного вступления обеих стран в альянс этот план станет началом конца Балтийского флота РФ. Впрочем, шведы пока что ведут себя сдержанно, хотя военно-морские силы северного королевства являются одними из самых крупных и мощных в регионе.
А вот горячие финские военморы недвусмысленно дали понять: как-только их страну официально облачат в североатлантическую тогу, они закроют Балтийское море для российских военных кораблей. Им тут же пообещали помочь не менее горячие эстонские парни, чья страна непосредственно примыкающая к базам Балтфлота, выступила за объединение своей системы береговой обороны с финской. Зачем и кому это нужно? Ответ очевидный. Главными выгодоприобретателями из этой оперативно-стратегической затеи являются американцы.
Кроме Украины, играющей роль плацдарма, откуда Соединённые Штаты, пока не завершится специальная военная операция, могут сколько угодно «напрягать» Россию, после вступления в НАТО Швеции и Финляндии появится ещё и Балтийское море, которое уже сейчас насыщают специальной военной и морской техникой. Ответим «Калибрами» Не секрет сверьтесь с картой , что совместная финно-эстонская зона контроля береговой линии превосходит российскую в четыре с лишним раза, а дальность действия их ракет перекрывает ширину Финского залива.
Для координации действий по спасению транспорта на Гогланде была установлена радиостанция. Связь с Петербургом поддерживалась через Котку. Рекордно длинная радиограмма содержала 115 слов! Это произошло весной 1900 года. Так впервые в мире была налажена радиосвязь. Эхо ушедшей войны Между молотом и наковальней В начале 1920 года Гогланд оказался в составе Финляндии. Правительство СССР делало попытки выменять стратегический остров на территории в Карелии, но безуспешно.
В период Зимней войны на него высадились советские морпехи. В 1940 году он официально стал частью СССР. В самом начале Великой Отечественной войны на острове была оборудована береговая батарея. Так на Гогланд попали корабельные пушки с «Авроры». Зимой 1941 года из-за больших потерь, вызванных бомбардировками немецкой авиации, остров пришлось оставить. Технику и часть укреплений взорвали. В течение войны этот кусочек суши несколько раз переходил из рук в руки — от финских к советским частям. Каждая сторона тут же размещала на нём свою артиллерию. Потом на Гогланде обосновались немцы.
И только в 1944 году остров заняли советские войска, а спустя три года, по Парижскому договору, он снова официально стал территорией СССР. Артиллерийский дивизион оставался здесь до 1960 года. Кораблекрушение возле Гогланда из книги Адама Олеария Вехи бурной истории Столь бурная история не могла не оставить материальных следов на острове. Поскольку Гогланд представлял опасность для судоходства, на нём установили два маяка — Южный и Северный. Маяк на южной оконечности действует с 1861 года. Его обслуживает смотритель. В поселении при маяке проживает несколько семей специалистов. Действует небольшая погранзастава.
Видео: морской десант захватил остров Гогланд в Финском заливе
Об этом сообщило сетевое издание « ИноСМИ ». Финский залив является одним из наиболее стратегически важных регионов Европы, где Россия активизировала свою деятельность — например, на острове Гогланд. Именно так о союзниках заботятся де-факто и посылают сигнал о контрсдерживании», — заявил политолог.
Зимой из-за обилия снега нелегко добираться до военной базы, где выдают провизию и питьевую воду. Летом случаются пожары, которые сложно оперативно потушить из-за отдалённого месторасположения острова. Справа: военный транспорт «Шауляй», выброшенный на берег во время Таллиннского перехода, 1942 год. На острове много редких растений, которые занесены в Красную книгу Ленинградской области. Подножия скал укутаны черничниками, малинниками, кустами альпийской смородины и можжевельника.
Из них местные жители изготавливают чаи и травяные сборы. Екатерина Авдеева работает на метеорологической станции, в свободное время заготавливает травяные чаи. На метеорологической станции острова Гогланд работает несколько семей. Самая молодая из них — семья Авдеевых: Михаил, Екатерина и их сын Семён. Они живут на острове уже пять лет и не собираются возвращаться в город. Время течёт более размеренно, нету спешки», — Екатерина Авдеева Работа на станции требует точности и ответственности. Метеорологи снимают показания температуры воздуха, почвы, выпадения осадков, измеряют уровень воды.
Показания следует снимать каждые 3 часа и отправлять данные в метеорологический центр Петербурга. Михаил с женой не сразу привыкли к новому дому, приживались около двух лет. Исследовали Гогланд, его природные особенности. Помимо работы на станции Михаил занимается научно-исследовательской деятельностью, Екатерина готовит травяные сборы и сувенирную продукцию из дерева. Сын Семён не хочет уезжать с острова. Он будет обучаться по программе начальной школы через интернет и с помощью родителей. Семён сидит на причале.
Когда-то исследовательское судно «Леонид Дёмин» участвовало во многих научных экспедициях, входило в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции, принимало участие в ликвидации последствий катастрофы атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море. В конце 2003 года корабль совершил своё последнее путешествие. Судно продали на металлолом латвийской компании, и при буксировке в результате обрыва троса оно село на мель. Технической возможности снять корабль с мели не было. Из-за этого он так и стоит у берегов Гогланда, притягивая взгляды гостей острова. С каждым годом «Леонид Дёмин» всё больше оседает на левый борт, и существует угроза того, что вскоре судно упадёт окончательно. Экран с исследовательского судна «Леонид Дёмин».
Попасть на сам корабль нетрудно: он стоит на мелководье. Первое время с «Леонида Дёмина» растаскивали различные вещи — начиная с технического оборудования и заканчивая старой посудой. Южный маяк на острове Гогланд был возведён в царствование Николая II — в 1905 году. Литая табличка, свидетельствующая об этом, до сих пор сохранилась над входом. До того, как был построен нынешний маяк, здесь примерно с 1856 года стоял маяк деревянный. Южный маяк острова Гогланд. В поселении около Южного маяка проживает несколько семей, занимающихся гидрографией и обслуживанием маячного хозяйства.
Добраться сюда сложнее, чем до Северного маяка.
В верхнем регистре — валькирия с рогом в руке встречает Одина верхом на восьминогом коне Слейпнире в Вальхалле. В нижнем регистре — боевой корабль. Остров Готланд Швеция. Государственный исторический музей, Стокгольм. Особый интерес представляют встречающиеся только на этом острове «камни с изображениями» на мифологические и другие сюжеты швед.
Коренные жители острова — гуты — около 11 в. Готланд фактически был независимой республикой со своим городским правом. Уже в раннем Средневековье население Готланда занималось морской торговлей. В 11—13 вв. Готланд играл роль главного посредника в торговле западных стран с юго-восточной Прибалтикой. В этот период торговля на острове перешла в руки германских купцов, фактически управлявших его главным городом — Висбю.
С возвышением Любека Готланд в 13—14 вв.
Путин прилетел сюда в рамках географической экспедиции, но уровень обеспечения готовился именно как президентский. В подготовке приема участвовали разные специалисты, в том числе и флотские инженеры и саперы, которые очистили территорию от взрывоопасных предметов — были обнаружены и уничтожены два десятка боеприпасов времен ВОВ. Подготовка причального фронта и подъездных путей на острове для доставки техники и грузов, оборудование и маскировка, полевое электроснабжение и многое другое также находилось в ведении военных инженеров. Под прилет Путина на Гогланд авиация Балтийского флота провела здесь тактико-специальные занятия, в ходе которых был испытан первый мобильный аэродром.
Его можно развернуть за несколько часов на любой необорудованной площадке. Тогда на острове построили полную инфраструктуру на пять посадочных мест для боевых и транспортных вертолетов. Всё оборудование и технические средства доставили одним вертолетом — Ми-26. Подобный авиационный мобильный комплекс включает в себя полный набор сооружений и оборудования, вплоть до металлических плит для настила взлетно-посадочной полосы. В него включены мобильные средства обеспечения полетов, которые полностью дублируют работу обычного военного аэродрома.
Там предусмотрены и командно-диспетчерский пункт, и приемник спутниковой навигационной системы, присутствует метеостанция, мобильные светотехнические системы, топливозаправочный комплекс, пункт технического обслуживания. После «обкатки» этого аэродрома военными вертолетами, которые провели здесь тренировочные посадки и взлеты, на Гогланд в аэропорт «им. Владимира Путина» прилетел и сам президент с вертолетами охраны ФСО и журналистами. Всё сработало на высшем уровне надежности, а сами военные убедились в эффективности мобильного аэродрома, который испытал «сам Путин». Путин после экспедиции на дно Финского залива улетел, да и временный аэродром на Гогланде также оперативно демонтировали и увезли.
Тут надо заметить, что мобильный аэродром не залежится на армейских или флотских складах — его планируется в некоторых ситуациях использовать как недорогую и эффективную альтернативу вертолетоносцам и авианосцам на разных флотах ВМФ России. На Курилах, например.