знал Юрия Соломина еще со времен театрального училища, являлся его педагогом. 11 января 2024) - советский и российский актер и режиссер, художественный руководитель Малого театра в Москве с 1988 года.[3].
От артиста эпизода до руководителя: каким был Юрий Соломин
Главным достоянием Соломиных-старших стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий. Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра и полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Юрий Соломин скончался в возрасте 88 лет после перенесённого в конце прошлого года инсульта. Дата рождения: Соломин Юрий Мефодьевич. Соломин Юрий Мефодьевич (18.6.1935, Чита – 11.1.2024, Москва), российский актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1988), народный артист Киргизии (1996), Герой Труда РФ (2020). Юрий Мефодьевич Соломин — народный артист СССР, обладатель премии «Человек года – 2008», премии ФСБ и других многочисленных наград и званий. Народный артист СССР художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин умер на 89-м году жизни. Юрий Соломин. Народный артист СССР. Мастера искусств (1977).
От чего умер Юрий Соломин. Причина смерти, когда прощание и похороны, семья и кто у него остался
Родился в Чите 18 июня 1935 года.. С детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров. Образование После окончания школы в 1953 году поступил в Щепкинское училище, на курс великой актрисы Веры Пашенной. Карьера В 1957 году, по окончании училища, был принят в труппу Малого театра. С 1980 года работает в театре и как режиссер. С 1961 года он также преподаёт в своем родном театральном училище, является профессором, проводит мастер-классы с иностранными студентами. С 1988 года является художественным руководителем Малого театра.
Особенно он запомнился зрителям по "Адъютанту его превосходительства". Большой успех ждал его и после "Хождения по мукам".
Ольга Николаевна всегда поддерживала мужа Супруга играла в театре и поддерживала мужа во всех его начинаниях. В том числе и когда он стал руководить Малым театром в 1988 году. На этом посту он остается и по сей день.
И был принят — в 1953 году в класс великой русской актрисы Веры Николаевны Пашенной. Окончив театральное училище в 1957 году, Юрий Соломин стал актером Малого театра, в котором работал до конца жизни и который считал своим домом. Впервые он появился на сцене этого театра, будучи студентом второго курса, начав с ролей эпизодических. Очень скоро молодой актер стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара: «Когда горит сердце В. Кина», «Неравный бой», «Перед ужином», «Палата», «Украли консула» и других. Незаурядный талант, врожденное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика, прекрасные внешние данные обеспечили Соломину яркое будущее.
Затем пришли роли и классического русского репертуара, в которых проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, — это работы в спектаклях: «Ревизор» Н. Гоголя, «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Дядя Ваня» и «Чайка» А. Чехова, «Живой труп» Л. Толстого, «Горе от ума» А.
Каким же было его удивление, когда женщина представилась. Это была она, его классный руководитель и учитель химии Елизавета Ивановна. Конечно, они встретились.
Оказалось, что мужа Елизаветы Ивановны несколько лет как назначили главным врачом в госпиталь пограничников в Одессе, а жена, конечно, поехала с ним вместе. Встреча получилась очень волнительной и тёплой, Юрий Соломин даже побывал в гостях у Елизаветы Ивановны и её мужа, которые так просто позаботились о мальчишке, мечтавшем стать актёром. Брат за брата Юрий и Виталий Соломины. О Елизавете Ивановне он всегда говорит с особенной теплотой, ведь это благодаря ей и сбылась его мечта. Да, он обладает ярким талантом, но если бы приехал он в столицу с тем жутким жировиком, у него не было бы ни единого шанса. Да и у Виталия Соломина, младшего брата Юрия, возможно, тоже. Когда Юрий Соломин окончил Щепкинское училище, уже выходил на сцену Малого театра и сам преподавал, педагог, поехавший отбирать талантливых ребят по всей России, намеренно «зарезал» Виталия Соломина. Юрий и Виталий Соломины. Юрий Мефодьевич велел тогда матери отправить срочно Витальку, как называли младшего сына в семье, в Москву. Он приехал накануне последнего дня прослушиваний, и Юрию пришлось пойти на ухищрения, чтобы Виталия всё же послушали.
Он попросил знакомых подложить документы Виталия в стопочку, где лежали личные дела для дополнительного прослушивания. Вызывала из этого списка абитуриентов лично Вера Пашенная, председатель комиссии. Его взяли на курс Анненкова, а позже он стал одним из самых любимых актёров всего Советского Союза. Поэтому, когда Юрия Соломина спрашивали о конкуренции между ним и младшим братом, он вообще не хотел отвечать на подобные вопросы. Какая могла быть конкуренция, если он сам сделал всё для того, чтобы Виталий состоялся в профессии. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Соломин Юрий Мефодьевич
- С детства приобщался к искусству: биография Юрия Соломина
- Умер Юрий Соломин: как жил и от чего скончался худрук Малого театра
- Краткая справка
- Фото: Юрий Соломин
- фотографии >>
Содержание
- Соломин, Юрий Мефодьевич — Википедия
- Официальный сайт Малого театра
- Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
- Юрий Соломин: биография, фото - «Кино »
- Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
- Умер Юрий Соломин: 7 любопытных фактов об «Адъютанте его превосходительства»
Фото: Юрий Соломин
- КРАЖА ДОКУМЕНТОВ
- Общественная и политическая деятельность
- Соломин Юрий Мефодьевич
- Юрию Соломину исполнилось 88
Юрий Соломин: актер, поразивший королеву
Впервые он появился на сцене этого театра, будучи студентом второго курса, начав с ролей эпизодических. Очень скоро молодой актер стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара: «Когда горит сердце В. Кина», «Неравный бой», «Перед ужином», «Палата», «Украли консула» и других. Незаурядный талант, врожденное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика, прекрасные внешние данные обеспечили Соломину яркое будущее. Затем пришли роли и классического русского репертуара, в которых проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, — это работы в спектаклях: «Ревизор» Н. Гоголя, «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Царь Фёдор Иоаннович» А.
Толстого, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Дядя Ваня» и «Чайка» А. Чехова, «Живой труп» Л. Толстого, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мольер» М. Булгакова, «Пучина» А.
В 1957 году актер перевоплотился в отрицательного персонажа — фашистского офицера в военной кинокартине «Сильные духом». В 1969 году Соломин снялся в советско-итальянском проекте режиссера Михаила Калатозова «Красная палатка», в котором рассказывалось о покорении Арктики. Юрий Соломин сыграл роль итальянского инженера Феличе Трояни. Но по-настоящему известным Соломин стал в 1971 году, когда советские зрители увидели картину «Адъютант его превосходительства». Актера, который сыграл главную роль красного разведчика Кольцова в шпионском фильме, узнали не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Соломин снимается в роли следователя Головко в детективном телефильме «Инспектор уголовного розыска». В военной драме «Кочующий фронт» сыграл роль корнета. В шпионском фильме «Четвертый» с Владимиром Высоцким в главной роли сыграл зарубежного журналиста. В середине семидесятых годов фильмография актера пополняется работами в киноэпопее «Блокада», драме Сергея Соловьева о любви русского дирижера и японской пианистки «Мелодии белой ночи», в приключенческой ленте «Дерсу Узала».
Кинокартины были отмечены всесоюзными и международными кинопремиями. Любимые работы самого актера — ленты «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом». В конце семидесятых годов Соломину достается роль в музыкальной комедии Марка Захарова на музыку Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо», где предстает перед зрителями в роли возлюбленного Эмилии Екатерина Васильева. В восьмидесятые годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер был директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальной ленте «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году актер сыграл роль Николая Миклухо-Маклая в биографической картине «Берег его жизни». В девяностые годы актер снимается преимущественно в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992 году принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко. С началом нулевых ситуация меняется, Соломин получает роли в кинолентах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». Во второй половине нулевых Юрий Соломин все реже появляется на экране.
С его участием появляются сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году подошли к концу съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись Виктория Толстоганова, Кристина Орбакайте, Алексей Кортнев. Юрий Соломин исполнил в фильме последнюю роль. После этого сериала артист больше не снимается в кино. Юрий Соломин постоянен не только в работе, однако и в личной жизни.
Так и получилось — его судьбой стала Ольга Николаева, с которой он познакомился ещё студентом театрального училища. Впервые они увиделись на уроке хореографии, когда опоздавшая милая девушка села рядом с Соломиным, а затем у них завязался разговор.
Год спустя состоялась роспись, а вот на свадьбу денег не хватило. В 2017-м уже широко пара отметила бриллиантовую свадьбу. Девушка гастролировала по разным странам, а одно время вместе с мужем даже жила в Великобритании. Соломин затем стал дедушкой внучки Александры, которую обожал — она тоже выросла дипломированной пианисткой. Отметим, что жена Юрия Соломина скончалась в 2019 году. Ольга Николаевна долгие годы преподавала актёрское мастерство в Щепкинском училище, а также руководила курсом. Состояние здоровья Юрия Соломина Друзья и коллеги говорят, что здоровье Юрия Соломина подкосила смерть жены.
Несмотря на востребованность в жизни и театре, режиссёр перестал находить смысл в существовании без любимой супруги. Появились болезни, такие как гипертония, атеросклероз, а также болезни сердца. По настоянию врачей он регулярно проходил обследования и занимался здоровьем, но силы стали покидать его в начале 2020-х, когда проблемы стали хроническими. Поэтому мало кто поверил в серьёзность проблемы, когда 6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич потерял сознание у дома, когда шёл к машине. Позже врачи поставили диагноз: инсульт. Целый месяц медики стабилизировали состояние режиссёра Малого театра, его даже перевели из реанимации в обычную палату. Со временем он вернулся в строй — речь вернулась, он узнал родных, а также коллег по театру.
После Нового года его должны были выписать. Замечательный, добрый, обаятельный человек, располагающий к себе. То, что артист хороший — это все знают, в кино видели. Он очень дружил с Лавровым. Они были просто как два друга. Но когда один в Москве, другой в Петербурге — это всегда сложная дружба между двумя городами. Мы много ездили в Англию, Францию, часто пересекались с его семьёй.
Виделись с его отцом, матерью. С Юрием мы снимались не раз. Он и его брат Виталий — талантливые актёры, из хорошей семьи. Культура у них была ленинградская. Юра — талантливый человек, руководил театром одним из самых лучших в Москве и в России, — сказал Георгий Штиль в беседе с 78. Смерть Юрия Соломина Юрий Мефодьевич был выписан из больницы 9 января 2024 года. Пока непонятно, отправили ли «врачи его умирать» или же они реально почувствовали улучшение.
Между тем детские годы Ю. Соломина выпали на суровое военное время. Вот что он сам вспоминает об этом: «Во время войны, когда все голодали, нас спасали своя картошка и рыба — речка рядом была. Бабка нам в течение пяти минут делала красную икру, «пятиминутка» называлась: нажмет в стакан икры из рыбы, подсолит ее и намешает с картошкой. О такой «тюре» я мечтаю уже не один десяток лет». Когда Юре было 14 лет, он случайно увидел фильм «Малый театр и его мастера». Картина пленила его настолько сильно, что, выйдя из кинотеатра, он дал себе слово обязательно играть в пом прославленном театре. Это желание было настолько сильным, что родители Юрия, мечтавшие видеть его музыкантом или хирургом об этом очень мечтала мама , смирились с его мечтой и даже более того — помогли ее осуществить.
Дело было так. Летом 1953 года отец юноши решил отвезти его в Москву, чтобы тот поступил учиться на артиста. Мефодий Соломин тогда руководил художественной самодеятельностью в Доме культуры железнодорожников и поэтому имел льготный билет для проезда по железной дороге. Вот по этому билету он и провез своего сына до столицы поезд шел из Читы до Москвы восемь суток. Правда, остановились на постой они не в самом городе, а в его неблизком пригороде — в Монино, где у отца Юрия проживали знакомые. Так как мечтой нашего героя было попасть в Малый театр, он подал документы в Театральное училище имени Щепкина. Абитуриентам предстояло пройти три тура, каждый из которых длился по семь-десять часов. К училищу Юрий приезжал вместе с отцом, после чего они расходились: сын шел на экзамены, а отец — гулять по Москве.
Вечером они встречались в скверике у Большого театра. Первый тур Соломин прошел успешно и был весьма этим окрылен. Но отец унял его восторг, сказав, что самое тяжелое еще впереди. И он оказался прав. В один из тех июльских дней, сдав второй тур на отлично, Юрий прибежал вечером к Большому театру и не узнал своего отца: тот сидел на лавочке мрачнее тучи и на приветственный оклик сына ничего не ответил. Вскоре выяснилась причина мрачного состояния отца. Как оказалось, проводив сына до училища, он отправился на Ярославский вокзал и там ловкие карманники «обчистили» его до нитки. Выкрали железнодорожный билет, документы, деньги.
Единственное, что осталось, — кое-какая мелочь, чтобы отбить телеграмму в Читу. Но что толку отбивать телеграмму, если обоим прекрасно было известно, что у матери денег на два билета тоже нет. Положение было безвыходным. И тут им на помощь пришел Его Величество Случай. На вокзале они встретили знакомого читинца, который, узнав про их беду, дал им дельный совет: — Идите прямиком в МПС и оттуда позвоните в Читу в дорпрофсож. Объясните, что и как. Там ведь тоже не звери сидят. Они подтвердят, что вы действительно числитесь у них, и здесь вам выдадут билеты.
Дальше все произошло так, как им описывал приятель отца. Получив на руки два билета, отец и сын стали ждать прибытия поезда на Читу. Однако была и одна проблема: Юрий прекрасно прошел оба тура в училище и уезжать перед третьим экзаменом было крайне обидно. Отец тоже это прекрасно понимал. Но и оставаться в Москве было невозможно: денег, чтобы оплатить свое проживание, у них не было. И тогда отец придумал единственно верный ход. Предложение, конечно, было авантюрное, однако другого выхода у нашего героя не было. И он отправился в училище.
На его счастье, Пашенная оказалась на месте — в ректорате. Юрий попросил секретаря вызвать ее из кабинета. Через несколько секунд Пашенная вышла и, стоя в дверях, спросила, кто ее ищет. Наш герой несмело приблизился к ней. И он начал рассказывать ей о своих злоключениях. Завершил он свой рассказ короткой, но резкой фразой: — Если вы меня берете, то берите, а нет — так нет. Пашенная молчала в течение нескольких минут. На ее долгом веку, видимо, еще не было случая, чтобы студента зачисляли в училище только после двух экзаменов.
Но молодой человек был настроен так решительно и желал услышать ответ сию минуту, что Пашенная наконец приняла решение: — Хорошо, оставайся. И хотя Юрий мечтал услышать именно эти слова, в первые мгновения после них он стоял пораженный, не способный вымолвить хотя бы слово благодарности в ответ. Наконец ему это удалось и аудиенция на этом закончилась.
Памяти выдающегося артиста: 7 фактов о Юрии Соломине
Юрий Мефодьевич Соломин — народный артист СССР, обладатель премии «Человек года – 2008», премии ФСБ и других многочисленных наград и званий. В 1988 году Юрий Мефодьевич Соломин стал художественным руководителем Малого театра и оставался на этой должности до последних дней жизни. Юрий Соломин: биография, личная жизнь и здоровье народного артиста СССР.
Юрий Соломин — биография
Марков — 3-й корреспондент 1957 — « Пигмалион » Б. Режиссёр-постановщик: И. Судаков — Газетчик 1958 — «Когда горит сердце» В. Режиссёр: А. Гончаров — Безайс 1958 — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Режиссёр-постановщик Л. Волков — Дворовый парень, Митюшка 1959 — «Ярмарка тщеславия» В. Режиссёры-постановщики: И. Ильинский и В. Цыганков — Джентльмен 1959 — «Веер леди Уиндермиер» О. Режиссёр-постановщик: В.
Комиссаржевский — Молодой джентльмен 1959 — «Почему улыбались звёзды» А. Равенских — Юрий 1959 — «Карточный домик» О. Режиссёр-постановщик: Д. Вурос — Весёлый сотрудник 1959 — «Свои люди — сочтёмся» А. Режиссёр-постановщик: Л. Волков — Подхолюзин 1960 — « Иванов » А. Бабочкин — Пётр, Гость 1960 — « Живой труп » Л. Волков — Зритель в суде 1960 — «Любовь Яровая» К. Тренева, режиссёры-постановщики И. Цыганков — 2-й конвойный 1960 — «Неравный бой» В.
В эфире телеканала — лучшее российское кино от «Золотого фонда» отечественного кинематографа до новейших фильмов и громких премьер последнего десятилетия.
Их связывали не только родственные узы. Оба стали актерами и режиссерами. Виталий после школы уехал вслед за Юрием в Москву, поступил в театральное училище. Братья вместе снимались в кино, поддерживали друг друга.
Юрий Мефодьевич тяжело переживал смерть брата, который скоропостижно скончался в 2002 году. Братья часто вместе снимались в кино Решение посвятить свою жизнь актерскому искусству пришло случайно. Мама мечтала, что старший сын поступит после школы в медицинский институт и станет хирургом. Мальчик с детства занимался в театральной студии, принимал участие во всех постановках и спектаклях. После просмотра документального фильма, посвященного 125-летию Малого театра, он больше не сомневался в выборе профессии. Руководитель кружка дал ему рекомендацию для поступления в знаменитую «Щепку», которая готовила кадры для МДТ.
В 1953 году Юрий Соломин уехал в Москву для того, чтобы стать актером. Мама была против, а папа отправился вместе с сыном в столицу, чтобы поддержать и помочь своевременным советом. Для вступительных испытаний худощавый парень подготовил патриотический репертуар: отрывок из поэмы «Василий Теркин», монолог Нила из пьесы «Мещане», «Стихотворение о советском паспорте» Маяковского. Он умилил комиссию, и они допустили его ко второму туру, но вопрос о зачислении оставался открытым. Папа посоветовал обратиться напрямую к председателю экзаменационной комиссии народной артистке Вере Пашенной с вопросом, есть ли у него шансы попасть к ней на курс. Примадонна театральной сцены внимательно посмотрела на парня и сказала: «Оставайся».
Творческий путь в театре Четыре года обучения пролетели, как один миг. В 1957 году после дипломного спектакля Юрий Соломин был приглашен в труппу Малого драматического театра, о котором мечтал с самого детства. Каждое из этих имен вписано золотыми буквами в историю искусства и культуры России. Работа и общение с великими мэтрами сформировали мировоззрение молодого артиста и помогли его становлению. С Игорем Ильинским в спектакле «Ревизор» Упорство и удивительная работоспособность помогли ему стать ведущим актером МДТ в самом начале карьеры. Начиная с обучения в училище и до наших дней биография Юрия Соломина связана с Малым драматическим театром.
Будучи студентом 2-го курса, он впервые вышел на легендарную сцену в спектакле «Иван Грозный». Он не отказывался от ролей, играл главных и второстепенных персонажей. Переломной в судьбе артиста стала роль Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор». Юрий Соломин отличается глубокой проработкой образов на уровне психологии. Этот природный дар ни разу не дал повода критикам усомниться в таланте актера. В его репертуаре 50 спектаклей, входящих в репертуар МДТ.
Соломину досталась главная роль. В сериале он отлично вжился в образ талантливого хирурга. В 2008 году актер снялся в очередной российской версии о приключениях спецагента. Режиссер Олег Погодин снял фильм об агенте, которому необходимо доставить беглого олигарха на родину. Фильм обладает всеми необходимыми жанровыми составляющими: предательства, ловушки, заговоры и засады. Картина получила неоднозначную обратную связь от критиков и зрителей. Кроме актерской деятельности Соломин занимался кинорежиссурой. Дебют состоялся в начале восьмидесятых.
Первой стала драма «Скандальное происшествие в Брикмилле». Следующей режиссерской работой — исторический многосерийный фильм «Берег его жизни». Для части своих спектаклей Соломин организовывал видеозапись: две версии спектакля «Ревизор», «В начале было слово», «Лес», «Три сестры» и т. Стал педагогом в родном училище в 1961 году. До настоящего момента работает в «Щепке», является профессором и художественным руководителем курса. В 1988 году по настоящий момент 2021 год — художественный руководитель Малого театра. В период с 1990 по 1992 годы был в составе первого российского правительства, занимал пост Министра культуры. Семья С будущей супругой познакомился во время обучения, когда учился на четвертом курсе.
Ольга Соломина была актрисой, театральным режиссером и профессором. В браке прожили более пятидесяти лет. В 1965 году у супругов родилась дочь — Дарья. Дарья — пианистка, живет и работает в Лондоне. Ее дочь Александра, так же связала профессиональную деятельность с пианино. У внучки Александры есть двое детей: Федор и Юрий. Официальной информации по поводу причины смерти озвучено не было. Юрий Мефодьевич комментариев по этому поводу журналистам не дает.
После прощания, прошедшего в театре Ермоловой, состоялось отпевание в православном храме в центре Москвы, после чего супруга Соломина была похоронена на Троекуровском кладбище. Грибоедова 2010 — Орден Почёта — За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность 2010 — Звезда Театрала — Легенда сцены 2013 — Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина — Драматургия 2014 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» — За служение русскому репертуарному театру 2015 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность 2016 — Золотая маска — За выдающийся вклад в развитие театрального искусства 2020 — Герой Труда Российской Федерации — за особые трудовые заслуги перед государством и народом.
Юрий СОЛОМИН
Соломину встречи с выдающимися режиссерами и актерами. В своем родном Малом театре Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Особо любимыми и возможно лучшими своими театральными работами считает Войницкого в пьесе А. С последней пьесой у Ю.
Царевым в ту пору, когда великий мастер был художественным руководителем Малого театра. Царев знал Юрия Соломина еще со времен театрального училища, являлся его педагогом. Но прошло более 25 лет работы Соломина в театре, когда Царев спросил: «О какой роли вы мечтаете?
Это было и вера, и надежда в актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась, до этого Михаил Иванович на художественном совете предложил поставить пьесу «Сирано де Бержерак».
На вопрос, кто будет ставить, ответил: «Рачик Капланян, — А кто будет играть Сирано? В памяти Ю. Соломина Михаил Иванович Царев остался блистательным режиссером, великим актером, человеком, подарившим ему роль-мечту.
С ним Ю. Соломин может поставить двух гениев русской актерской школы — Игоря Владимировича Ильинского и Елену Николаевну Гоголеву, актеров уникального дарования, абсолютного авторитета, с которыми Соломину выпало большое счастье быть близко знакомым по театральным подмосткам и дружить в жизни. С 1980 г.
Соломин начал работать как режиссер. В кино и на ТВ поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, 3-х серийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии.
Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе Словакия и Кобе Япония. С 1961 г. Соломин преподает в своей альма-матер — Высшем театральном училище им.
Щепкина, является его профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи. В 1988 г. Соломин коллективом Государственного Академического Малого театра был избран первым среди руководителей театра за долгую историю его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России.
За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектаклю «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра более 600 человек , включая уникальную труппу, в составе которой Народная артистка СССР Э. Быстрицкая, Народные артисты России В.
В «Иване Грозном» был ремесленником, который за весь спектакль выкрикивал единственную реплику: «Мы кожевенники от Мясниц-ких ворот! На главную роль он попал практически чудом. В театре его считали характерным актером, и в «Адъютанте» он должен был играть отвратительного белогвардейского офицера-садиста. Но режиссер Евгений Ташков, присмотревшись к нему, решил попробовать его на главную роль. Худсовет выступил резко против, Соломин проходил пробы снова и снова, сыграл перед камерой все основные сцены.
Его в конце концов утвердили только под личную ответственность Ташкова. Постановщик рискнул - и выиграл: другого актера в роли Павла Андреевича Кольцова сейчас невозможно и представить… «Чего я там только не делал, - писал Юрий Мефодьевич в мемуарах, - и скакал на лошади, и мчался на тачанке, и стрелял из пулемета, и паровоз водил, и дрался, и обнимался, и прыгал с поезда. Приходилось все осваивать с ходу. Синяков набил множество. Раньше каскадеров не было. На сложные эпизоды приглашали кого-нибудь из цирка, но в основном все делали сами актеры». Потом был «Инспектор уголовного розыска» - украинский фильм, ставший всесоюзным хитом.
Критики считали, что его авторы уже в открытую эксплуатируют славу Соломина, ставшего после «Адъютанта» одним из самых популярных артистов в стране. Был «Дерсу Узала», поставленный Акирой Куросавой и впоследствии получивший «Оскар» за лучший иноязычный фильм. Он выбрал Соломина на роль, посмотрев две первые серии «Адъютанта» - ему вместо проб показывали картины с участием претендентов на главную роль. Его позвали на роль разведчика Славина, ему понравился сценарий, но он не мог сниматься - запускал фильм «Берег его жизни» о Миклухо-Маклае, который ставил в качестве режиссера и в котором играл главную роль.
Чехова, «Живой труп» Л. Толстого, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мольер» М. Булгакова, «Пучина» А. Островского, «…И Аз воздам».
Многогранность актерского дарования Соломина позволила ему с одинаковым успехом играть очень разноплановые роли. Это касается и кино, где он не менее известен. Именно она рекомендовала его режиссеру И. Анненскому на главную роль в киноленту «Бессонная ночь» 1960 , которая стала дебютом актера в кино. Всесоюзную популярность Соломину принесла роль в многосерийном фильме «Адъютант его превосходительства» 1970 , а роль в картине Акиры Куросавы «Дерсу Узала» 1975 сделала актера известным мировому кинематографу. В последующие годы Соломин снялся в более чем 60 фильмах и сериалах: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных, каждую роль делая событием, и в каждую свою роль он вживался полностью, проникался судьбами своих героев. Среди его лучших киноработ — роли в фильмах: «Сердце матери» 1965 , «Сильные духом» 1967 , «Мелодии белой ночи» 1976 , «Хождение по мукам» 1977 , «Блокада» 1975—1978 , «Обыкновенное чудо» 1979 , «Летучая мышь» 1979 , «Свет в окне» 1980 , «ТАСС уполномочен заявить» 1984 , «Сувенир для прокурора» 1989 , «Привал странников» 1991 , «Сны о России» 1992 , «Чайка» 1998 , «Горе от ума» 2002 , «Московская сага» 2004 , «Исаев» 2009 , «Точка кипения» 2010 и другие. Многие его роли в кино популярны и любимы несколькими поколениями зрителей не только в России, но и за рубежом.
В 60-е годы судьба подарила Соломину несколько интересных ролей, как в театре, так и в кино.
В кино на его счету были роли в фильмах: «Верность матери», «Сердце матери» 1965—1967, в обоих картинах он играл Дмитрия Ульянова , «Музыканты одного полка» 1965 , «Погоня» 1966 , «Сильные духом» 1967. В последнем фильме Соломин сыграл роль резко отрицательную — гестаповца майора Геттеля. Причем попал на нее случайно. Летом 1966 года его приятель отправился отдыхать в Щелыково, звал с собой и Юрия, но тот предпочел остаться в Москве. И вскоре получил приглашение со Свердловской студии, от режиссера Виктора Георгиева сняться в роли… гестаповца. Это предложение настолько заинтриговало Соломина ведь до этого он практически не играл отрицательных ролей , что он тут же дал согласие на съемки в этой картине. Фильм «Сильные духом» вышел на экраны страны в 1968 году и вскоре стал лидером проката: он занял 2-е место, собрав на своих просмотрах около 55 млн. Исполнитель главной роли в этой картине — Гунар Цилинский, который играл разведчика Николая Кузнецова — был признан лучшим актером года. Однако если бы подобное звание присуждали и исполнителям отрицательных ролей, то, без сомнения, его бы взял Соломин, исполнивший роль шефа гестапо Геттеля.
Сам актер справедливо считает эту роль одной из самых удачных в своем длинном послужном списке. Судя по всему, точно так же посчитал и режиссер Евгений Ташков, который, увидев его в этой роли, без проб пригласил артиста на одну из ролей в телесериал «Адъютант его превосходительства». Рассказывает режиссер: «Юрий Соломин был приглашен без проб на роль отрицательную — белогвардейского капитана Осипова, так как я его запомнил по картине «Сильные духом», где он сыграл гестаповца, и сыграл, на мой взгляд, очень хорошо. Хотя это и были разные характеры — шеф гестапо Геттель и капитан Осипов, — мне виделось в них что-то общее. У меня есть привычка перед началом съемок фильма составлять актерский ансамбль из фотографий. Каждое утро я рассматривал снимки с изображением будущих исполнителей, домысливая, как фотокадры в скором времени превратятся в кинокадры. Все было, что называется, на своих местах. Устраивал меня и Юрий Соломин. Но не было героя!
А время подпирало: пора снимать. И вдруг, в который раз перебирая фотографии, я остановил свой взгляд на Соломине. Мне показалось, что именно он сможет стать капитаном Кольцовым. Несколько дней ходил я, обдумывая случайное впечатление, и наконец решился — вызвал Юрия на студию. Тогда это казалось авантюрой. Мы как-то привыкли, чтобы герой, играющий подобные кинороли, и выглядел «героически» — был высоким, широкоплечим. А здесь невысокого роста человек, неброский внешне. Но мы пошли на риск. Была сделана первая проба — не утвердили.
Вторая — снова отказ… Я принимаю решение снимать третью… Утвердили только шестую, и то мне пришлось уговаривать всю съемочную группу и художественный совет студии дать «добро» под мою ответственность. Так был найден Кольцов…» А вот что говорит по этому поводу сам Ю. Соломин: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актером характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую — волевого, сосредоточенного человека, умеющего все взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…» Пятисерийный телефильм «Адъютант его превосходительства» вышел на Экраны страны в апреле 1972 года и имел оглушительный успех у зрителей. Улицы городов буквально вымирали в часы, когда демонстрировался сериал. В последней героя Соломина величали не иначе как «старший брат Клосса» имеется в виду герой сериала «Ставка больше, чем жизнь». В 70-е годы Соломин становится одним из самых снимаемых актеров. Одно перечисление фильмов, в которых он играл в это время, заняло бы здесь слишком много места, поэтому ограничусь названиями самых известных картин: «Красная палатка» 1970 , «Даурия», «И был вечер, и было утро», «Инспектор уголовного розыска» все — 1971 , «Четвертый» 1973 , «Дерсу Узала», «Преступление» оба — 1976 , «Мелодия белой ночи», телефильм «Хождение по мукам» оба — 1977 , «Блокада» 1975—1978. Самым обильным по числу наград фильмом из этого списка стал «Дерсу Узала», который снял знаменитый японский режиссер Акира Куросава.
Наш герой сыграл в нем центральную роль — Павла Арсеньева. О том, каким образом он попал в эту картину, стоит рассказать особо. Куросава задумал снимать фильм еще в конце 60-х годов, но тогда его производство было приостановлено из-за финансовых трудностей. Повторно к этой идее он вернулся летом 1973 года, когда в качестве гостя прибыл на Московский кинофестиваль. Тогда была достигнута договоренность с Госкино об этой постановке, и поздней осенью того же года Куросава приступил к подготовительному циклу съемок. Между тем утверждение актеров на роли шло довольно споро, и лишь с ролью Арсеньева были проблемы: Куросаве отобрали трех известных советских артистов, среди которых был и Соломин. Но режиссер, естественно, никого из них не знал. Чтобы как-то восполнить этот пробел, Куросаве решили показать лучший фильм с участием Юрия — «Адъютант его превосходительства». Думали, посмотрит первую серию и сразу определится.
Но Куросава после просмотра потребовал и вторую. Затем так увлекся, что одну за другой посмотрел и три остальные серии. Когда просмотр завершился, кандидатура на роль Арсеньева режиссером была определена окончательно — Юрий Соломин. В январе 1974 года его вызвали на съемки. Двухсерийный фильм был закончен в мае 1975 года.
Клиническая смерть и потеря жены: испытания Юрия Соломина
Он пришел позже и подарил один из самых дорогих мне подарков, который я по сей день храню в своем кабинете в Малом театре, — картину с изображенным на нем тигром и дарственной надписью «Соломин Юрий Мефодьевич-сан». И ниже подпись: «Акира Куросава, 18 июня 1974». Их портреты висят рядом с моим кабинетом: Вера Пашенная, которой я обязан своим поступлением в институт, Елена Гоголева, Борис Бабочкин, Михаил Царев, Николай Светловидов и другие наши великие артисты. Провели фестиваль «Островский в Доме Островского», самый большой за все годы его существования с 1993 года.
Входил в состав попечительского совета Российской государственной библиотеки искусств. Участвовал в деятельности попечительского совета Московского государственного университета им. Ломоносова, был почетным профессором этого вуза 2013. В 2012 и 2018 году являлся доверенным лицом кандидата на пост президента РФ Владимира Путина. Звания, награды Герой Труда РФ 2020.
Народный артист СССР 1988. Обладатель Международной премии им. Станиславского 2001 , российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова "Фигаро" 2014 , театральной премии "Золотая маска" в почетной номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" 2016. Почетный гражданин города Арсеньев Приморский край, 1975 и Забайкальского края 2023.
Одним из наиболее успешных спектаклей раннего периода актера стала театральная постановка 1964 года «Украли консула! По словам критиков, в работе молодого актера присутствовали комизм и психологическая достоверность. К этому моменту он сыграл уже в более двадцати пяти спектаклях. К вышеназванным спектаклям в период 1957 — 1964 годы добавились: «Село Степанчиково и его обитатели», «Ярмарка тщеславия», «Веер леди Уиндермиер», «Почему улыбались звезды», «Карточный домик», «свои люди — сочтемся», «Иванов», «Неравный бой», «Живой труп», «Любовь Яровая», «Взрыв», «Весенний гром», «Коллеги», «Маскарад», «Палата», «Перед ужином», «Нас где-то ждут». Следующей значимой постановкой стал «Ревизор» по одноименной комедии русского писателя Николая Гоголя, премьера которой состоялась в 1966 году. В 1976 году сразу два спектакля с участием Соломина шли с большим успехом: «Пучина» по пьесе Александра Островского и «Униженные и оскорбленные» Федора Достоевского. Своим любимым спектаклем Юрий Мефодьевич называет «Сирано де Бержерак» одноименную драму французского поэта и драматурга Эдмона Ростана, где он играл отважного, благородного и самоотверженного человека, живущего по законам чести. После распада Советского союза стала доступной тема царской семьи и последнего императора Российской империи. В 1990 году состоялась премьера спектакля «И аз воздам» — история последних лет правления Николая II. Соломин изобразил императора спокойным и деликатным, обладающим чувством собственного достоинства человеком, готового к самопожертвованию. В 2009 году вышел спектакль «Мольер», получивший через год награду на Международном театральном форуме. Юрий Соломин за эту роль был награжден в номинации «За лучшую мужскую роль». Режиссерская работа в театре Первый опыт режиссерской работы случился в соавторстве с театральным режиссером Евгением Весником, во время постановки спектакля «Ревизор» в 1982 году. В 2006 году этот же спектакль был поставлен совместно с режиссером Василием Федоровым. Самостоятельно Юрий Мефодьевич ставил театральные постановки: «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь», «Бесприданница», «Власть тьмы» и др. В текущем репертуаре осенне-зимний сезон 2021 года в Государственном академическом малом театре идет восемь спектаклей, режиссером-постановщиком которых является Юрий Соломин. Работа в кино Впервые снялся в кино лишь в 1960 году, уже после окончания училища и имея за плечами около трех лет работы в театре. В советской драме Александра Анненского «Бессонная ночь» сыграл главную роль — молодого инженера Павла Каурова, приехавшего на работу в портовый городок. Картина получила неоднозначные рецензии от критиков, хотя зрителями была встречена хорошо. Огромный успех Соломину принесла главная роль в приключенческой мелодраме «Адъютант его превосходительства». История о судьбе разведчика Кольцова, направленного по спецзаданию в штаб белогвардейцев. Фильм рассказывает не только о военных событиях, но и о внутренних переживаниях героев, живших в непростое и трагичное для страны время. За работу в этом фильме актер был награжден государственной премией СССР. В 1971 году состоялась премьера исторической драмы «Даурия», снятая по одноименному роману писателя и поэта Константина Седых. Фильм рассказывает о забайкальских казаках в период Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Следующим популярным фильмом в карьере Юрия Мефодьевича стала двухсерийная военная драма «Блокада: Фильм 1: Лужский рубеж, Пулковский меридиан».
Мдивани, 1970 , Кисельников «Пучина» А. Толстого , 1976 , Иван Петрович «Униженные и оскорблённые» по роману Ф. Достоевского , 1976 , Сирано «Сирано де Бержерак» Э. Ростана , 1983 , Протасов «Живой труп» Л. Толстого , 1984 , Крымов «Игра» по роману Ю. Кузнецова, 1990 , Фамусов «Горе от ума» А. Де Филиппо , 2013 и др. Среди постановок в Малом театре: «Ревизор» Гоголя 1982, совместно с Е. Весником ; 2006 , «Лес» Островского и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера обе — 1998 , «Таинственный ящик» П. Каратыгина 2003 , «Три сестры» Чехова 2004 , «Власть тьмы» Л. Дюма-отца 2015 , «Женитьба» Гоголя 2017 , «Дальше — тишина» В. Дельмар 2019 , «Последний срок» по повести В. Толстого 2021. С 1960 г. Широкую известность принесли роли капитана Кольцова телефильм «Адъютант его превосходительства» Е.
Юрий Соломин — биография
Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре, 1982 год. Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в городе Чита, в семье музыкальных педагогов Зинаиды Рябцевой и Мефодия Соломина. Юрий Соломин в роли адъютанта Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства», 1969 год. Юрий Соломин дебютировал в кино в 1960 году, исполнив роль инженера Павла Каурова в драме "Бессонная ночь" по мотивам повести Николая Дементьева "Мои дороги" (режиссер Исидор Анненский). Всенародно любимый актер и режиссер, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин отмечает в четверг 80-летний юбилей. Биография Юрия Соломина. Юрий Соломин – актер, народный артист Советского Союза, обладатель многочисленных премий, поразивший своим актерским дарованием саму Елизавету II.