Фотокором Евгений Халдей прошел всю войну, принимал участие в боях за Севастополь и Керчь, прошагал пол-Европы с освободительной армией, дошел до Берлина. Евгений Халдей с ним, так случилось, дружил, и сын Капы, прилетевший на вернисаж, будет вспоминать, как отец рассказывал ему о Халдее. Ефим (Евгений — творческий псевдоним) Халдей — известнейший отечественный фотограф, хроникер ключевых событий советской эпохи. Так журналисты назвали в честь Евгения Халдея лагерь прессы, где жили представители СМИ, освещавшие Нюрнбергский процесс над главарями фашистского рейха.
Фильм, посвящённый жизни и творчеству легендарного советского фотографа Евгения Халдея
Об этом сообщила куратор выставки Татьяна Лобацкая. Фотографии военкора — это эмоциональное переживание военного времени. Героизм и мужество обыкновенного человека, радость побед и боль поражений, потеря близких людей — все то, что пережил сам, подчеркнула Татьяна Лобацкая: — Пока я готовила эту выставку, все время думала, как человек, который выучился только на слесаря в Донецке, мог так снимать, делать такие кадры, каждый из которых рассказывает отдельную историю. И буквально вчера нашла его фразу: «Я фотографировал душой».
Май 1945 года. Маршал Георгий Жуков в центре подписывает Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Рядом с ним — генерал армии Василий Соколовский. Для этого пришлось изменить дату рождения — приписать себе лишний год. Командировки захватили Халдея.
Он знакомится с полярным летчиком Иваном Черевичным, летит с ним на поиски Земли Санникова, его "лейка" фиксировала походы по присоединению западных областей Украины и Белоруссии. Страна отмечала 100-летие трагической гибели Михаила Лермонтова. В Тарханах, на родине поэта, открывали музей. Там присутствовал по заданию Фотохроники и Евгений Халдей. Ранним утром 22 июня он возвратился в Москву. Из окна своей квартиры в Леонтьевском переулке фотограф увидел странную картину: 9 часов утра, а у германского посольства припарковано много легковых автомашин, из которых люди вытаскивали узлы, чемоданы и вносили в здание. Евгений Ананьевич рассказывал: "В десять утра позвонили от руководства Фотохроники — приезжай с аппаратурой. На улицах было спокойно.
Я направлялся на работу, не подозревая, что идет война. По радио звучала музыка. Вдруг музыка прервалась, и объявили, что будет передано важное сообщение.
Эта фотография ознаменовала триумф победителей и ниспровержение фашизма. Она навсегда вписала Халдея в анналы истории и обеспечила ему место в пантеоне самых известных репортажников ХХ столетия. Но не смотря на столь знаковое событие, его творчество не ограничивалось одним лишь свершением. Он оставил огромный и интереснейший архив. Среди работ Евгения Ананьевича съемка событий мирового значения: Потсдамской мирной конференции, подписания Германией акта о капитуляции в войне, разгрома японских вооруженных сил на Дальнем Востоке. С помощью Лейки он помог и своим современникам, и их потомкам увидеть, что происходило на полях сражения от Белого моря до Германии. Его кадры служили доказательным материалом в Нюрнбергском процессе над виновниками в преступлениях нацизма, и сам суд он, кстати, тоже снимал. Детство и начало карьеры Евгений Халдей родился в городе, сегодня известном как Донецк. В апреле 1916 года, когда он появился на свет, местечко называлось Юзовкой, и было классическим шахтерским поселком, вовлеченным в события того времени. Это отразилось на мальчике. Когда Евгению Халдею был всего лишь год, во время еврейских погромов убили его мать она прикрывала собой сына, получившего всего одно ранение от пули. Воспитывала Женю бабушка.
Всему миру известен его знаменитый снимок «Первый день войны», снятый в Москве 22 июня 1941 г. Вошли в историю уникальные снимки с Потсдамской конференции и Нюрнбергского процесса. Одна из знаменитых фотографий Евгения Халдея — «Маршал Жуков, принимающий Парад Победы на «летящем» коне 24 июня 1945 г. Халдей ухватил момент, когда конь всеми ногами оторвался от земли — возникло впечатление, будто он летит в воздухе. На выставке нашлось место и фотографиям, сделанным в мирное время.
Выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах"
Стали свидетелем интересного события? Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах: +7 927 132-57-91. Фото: © РИА "Новости" / Евгений Халдей. Вражеские знамёна и штандарты бросали не просто к подножию Мавзолея, а на специальный помост, чтобы знамёна нацистов не касались Красной. Евгений Халдей, по заданию фотохроники ТАСС, сделал фотоснимки, когда уже закончились уличные бои и Берлин был полностью захвачен советскими войсками. Евгений Халдей с 1959 по 1972 годы работал в газете «Правда» – туда помог устроиться Константин Михайлович Симонов, который высоко ценил творчество Халдея.
Евгений Халдей: на войне с «Лейкой»
Наряду с уже известными снимками, вниманию посетителей предложены ранее не публиковавшиеся работы Евгения Халдея. Мы хотели рассказать о личности мастера, об одной из самых масштабных фигур в нашем фотоискусстве, о художнике, показать все части его творчества. В основном имя Халдея связано с военной фотографией, но при этом у него есть и потрясающие работы мирного периода. Сейчас, в канун Дня Победы, это особенно важно. Наша страна опять борется с нацизмом, и прекрасные лица победителей, которые запечатлены в работах мастера, рассказывают нам о Победе, о мирной жизни, убеждают в том, что добро обязательно торжествует над злом», — отметила генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. Вниманию посетителей предложены отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, оригинальные фотографии, напечатанные автором, уникальные предметы, принадлежавшие мастеру: фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно».
В 1936 году Халдей приехал покорять Москву.
Впрочем, в столице Халдей не задержался. Для него началась разъездная жизнь: командировки на Западную Украину, в Якутию, Карелию и Белоруссию. Интенсивная работа способствовала развитию творческого мастерства, немалому учится Халдей и у лучших мастеров современности — по их фотографиям в журналах «СССР на стройке» и «Огонек». Формула его успеха — точная режиссура каждого снимка, тщательный отбор будущих героев, выгодные ракурсы лучших достижений советской промышленности. Этим годам принадлежат сделанные в репортажной манере фотографии Алексея Стаханова и Паши Ангелиной, классические портреты молодого М. Растроповича и Д.
Шостаковича — одни из самых знаменитых работ Халдея мирного времени. Но мирное время подходило к концу. Один мальчик читал стихи: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром... Если бы знать! И вот приехал утром в Москву, подхожу к дому - а жил я неподалеку от германского посольства, смотрю - немцы из машин выгружают узлы с вещами и заносят в посольство. Я не мог понять, что происходит.
А в 10 утра позвонили из фотохроники и приказали срочно явиться на работу. В 11 Левитан начал говорить по радио «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции... В 12 часов будет передано важное правительственное сообщение». Он твердил это в течение целого часа - нервы у всех были на пределе. В 12 раздался голос Молотова. Он слегка заикался.
И тут мы услышали страшное: «... Он попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Со своей камерой Leica он прошел всю войну, все 1418 дней и расстояние от Мурманска до Берлина. Халдей запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Он участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, а на Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств. Интересная история связана со знаменитой фотографией «Знамя над Рейхстагом».
Вдруг шеф вызывает и говорит, что нужно срочно лететь в Берлин. Там штурмуют центр, надо это заснять, а еще лучше сфотографировать, как бойцы водружают красный флаг над рейхстагом. Но ведь в Берлине я красный флаг не найду! Полковое знамя, раз там еще идут бои, мне не дадут... Решил пойти к завхозу фотохроники.
Многие его работы стали классикой мирового фотоискусства, неоднократно демонстрировались на выставках, публиковались в СМИ и печатались в книгах. Его работы — летопись войны и столь долгожданной Победы.
Именно Евгений Халдей стал автором «первой» военной фотографии — «Москвичи у репродуктора на улице 25 Октября слушают радиосообщение о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз». Именно этого фотокорреспондента ТАСС отправило из Москвы в Берлин сделать «последний» кадр Великой Отечественной — «Знамя Победы над Рейхстагом», акцентировала внимание Татьяна Лобацкая: — Там было отснято несколько пленок, поэтому есть несколько вариаций кадра.
В нём участвовали уже не только советские войска, но и западные союзники. Четвёртый парад — 16 сентября в Харбине — ознаменовал победу над японской армией и окончание Второй мировой войны. Второй отмечался 3 сентября и символизировал победу во Второй мировой войне, а также победу над Японией. Оба дня были официальными государственными выходными до 1947 года. Потом празднование 3 сентября отменили, поскольку многим гражданам он не был понятен. Затем почти на 20 лет выходной день с 9 мая перенесли на Новый год. Планировалось, что его пронесут по Красной площади во время Парада. Однако выяснилось, что герои не владеют техникой и приёмами обращения со знаменем, а других назначать не хотели.
В конце концов, Жуков отменил вынос знамени.
26.04.–31.05.2023. Москва. «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
На улицах было спокойно. Я направлялся на работу, не подозревая, что идет война. По радио звучала музыка. Вдруг музыка прервалась, и объявили, что будет передано важное сообщение. Я посмотрел в окно и увидел, как у репродуктора на Никольской улице собралось много людей. Я выскочил из здания и сделал первый снимок первого дня войны… Молотов закончил свое выступление, но люди не расходились. Стояли, молчали, думали. Я попытался спросить, о чем.
Никто не ответил. Люди были ошеломлены". Вместе с фронтом продвигался вперед и военкор Халдей. Шаг за шагом его "лейка" фиксировала ступени, ведущие к победе. Фронтовые пути-дороги, встречи, расставания, гибель героев. Берлин 45-го. Фоторепортер пробирался к центру города вместе с гвардейцами 1-й танковой армии генерала Михаила Ефимовича Катукова.
Кашицером из красных скатертей, снятых со столов в буфете Фотохроники.
В экспозиции были представлены уникальные снимки времен ВОВ и послевоенные работы, в том числе фотоотпечаток с оригинального негатива - фотографии "Знамя Победы над Рейхстагом". Анна Халдей, дочь легендарного фото художника вспоминала, что отец был очень скромным: - Он не стремился к славе, он хотел запечатлеть моменты истории, он понимал, насколько это важно. Несмотря на то, что это снимок "Знамя Победы над Рейхстагом" известен во всем мире, стал символом Великой Победы, жизнь у отца не всегда была гладкой. Но несмотря на трудности, он до конца своих дней оставался предан любимому делу.
Санкт-Петербург, 2015. Библиография[ править править код ] Ernst Volland. Heinz Krimmer. Alexander Nakhimovsky; Alice Nakhimovsky. Mark Grosset. Альбом Евгения Халдея. Yevgeny Khaldei. Das Banner des Sieges. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1984. Федоренко А. Великая Победа в объективе Евгения Халдея.
Новая коллекция пополнила фонды Новороссийского исторического музея-заповедника, содержащие 756 единиц негативов и фотографий Евгения Халдея. Чаще всего — это сюжетные снимки, на которых запечатлены защитники Малой земли, воины Новороссийской военно-морской базы, находящейся в период противостояния 1942-1943 годов в Геленджике, участники Новороссийско-Таманской наступательной операции в сентябре 1943 года Именно под Новороссийском в объектив Халдея впервые попали «небесные создания» они же — «ночные ведьмы» 46-го гвардейского ночного бомбардировочного женского авиаполка. Судьбы легендарных лётчиц оставались ему небезразличны и после окончания войны. Выставку дополняют реликвии Великой Отечественной войны и личные вещи «ночных ведьм», хранящиеся в фондах музея. Выставка экспонируется до 15 декабря.
Евгений Халдей. Знамя Победы, 0+
О нас Новости Преподаватели Лучшие выпускники Выпускники Друзья Отзывы День открытых дверей. “Евгений Халдей. Боец с фотоаппаратом”. Слушать. «Снимки Евгения Халдея стали символом Великой Победы. Евгений Халдей — несомненно талантливый и настойчивый фотограф, который добился больших успехов в своей карьере. Фото: © РИА "Новости" / Евгений Халдей. Вражеские знамёна и штандарты бросали не просто к подножию Мавзолея, а на специальный помост, чтобы знамёна нацистов не касались Красной. С 1939 года Евгений Халдей работал корреспондентом «Фотохроники ТАСС».
Евгений Халдей: на войне с «Лейкой»
Так журналисты назвали в честь Евгения Халдея лагерь прессы, где жили представители СМИ, освещавшие Нюрнбергский процесс над главарями фашистского рейха. Поэтому Евгений Халдей на пленке выцарапывал вторые часы иглой. Как в сороковые свой профессиональный долг исполнял совсем молодой фотокорреспондент Евгений Халдей, сохранивший для истории кадры той страшной войны и Великой Победы. Евгений Халдей показал всем своим титаническим трудом, что фотографу мало оказаться «в нужное время в нужном месте» — необходим цепкий глаз, острый ум, осознание того, что.
В «Мультимедиа-арт-музее» открылась выставка фоторабот Евгения Халдея
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Прошел от Мурманска до Берлина.
Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, Потсдамскую конференцию глав союзных держав, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. Три фоторепортажа Евгения Халдея стали свидетельствами зверств фашизма на процессе в Нюрнберге. Его снимки разрушенного Севастополя, труб сожженных домов Мурманска и жертв во дворе тюрьмы Ростова-на-Дону. В феврале 1943 года, перед отступлением из города немцы зачистили городскую тюрьму, что на Богатяновском ныне Кировском проспекте.
Бойцы зондеркоманды СС «10-а» расстреливали людей в камерах, коридорах, перед зданием тюрьмы. Среди убитых — подпольщики, родственники военнослужащих Красной Армии, недовольные новым режимом, нарушители комендантского часа. Оказавшимся в освобожденном Ростове военкорам удалось сделать несколько трагичных кадров: ростовчане ищут среди убитых своих родных.
Свой первый военный снимок, на котором москвичи слушают речь Молотова, Халдей сделал 22 июня 1941 года. Последний — во время Парада Победы на Красной площади в 1945 году. В экспозицию вошла и самая знаменитая фотография «Знамя Победы над Рейхстагом». Однако экспозиция посвящена в основном послевоенным работам Халдея. Дочь фотографа Анна Халдей представила фотографии и рассказала о том, что снимал ее отец в послевоенные годы.
В экспозиции представлено более 50 снимков военного фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея 1917—1997 , который участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Об этом сообщила куратор выставки Татьяна Лобацкая.
Фотографии военкора — это эмоциональное переживание военного времени. Героизм и мужество обыкновенного человека, радость побед и боль поражений, потеря близких людей — все то, что пережил сам, подчеркнула Татьяна Лобацкая: — Пока я готовила эту выставку, все время думала, как человек, который выучился только на слесаря в Донецке, мог так снимать, делать такие кадры, каждый из которых рассказывает отдельную историю.
Открытие выставки "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах"
На подлиннике одного из кадров серии фотографий стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве , и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован [10]. В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира. Вопросы авторских прав[ править править код ] Поскольку Халдей работал в Фотохронике ТАСС с 25 октября 1936 года по 7 октября 1948 года, сделанные им в качестве её фотокорреспондента фотографии соответствующего периода перешли в своей основе в общественное достояние в России не позднее 1 января 2019 года, поскольку изначальные авторские права согласно действовавшему в то время законодательству принадлежали ТАСС, чьи авторские права, как юридического лица, истекают не позднее 70 лет после опубликования произведения или создания, если оно не было своевременно опубликовано. В частности такая особенность российского законодательства была подтверждена в 2015 году в судебном споре наследницы фотографа, его дочери Анны Халдей против издательства « Вече » об использовании фотографии Флаг Победы над Рейхстагом в книге Арсена Мартиросяна «За порогом Победы», где ИТАР-ТАСС было привлечено в качестве третьего лица [12]. Памятные почтовые марки[ править править код ] 2017 год, Донецкая Народная Республика , выпущена юбилейная почтовая марка и почтовый конверт. Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — 1982 год, выставочный зал Союза художников г. Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — весна 1978 года, Севастопольский художественный музей в г.
Вступительное слово на открытии — Константин Симонов.
На его кадрах отразились радость и горе, война и мир, предатели и герои. Свой первый военный снимок, на котором москвичи слушают речь Молотова, Халдей сделал 22 июня 1941 года. Последний — во время Парада Победы на Красной площади в 1945 году. В экспозицию вошла и самая знаменитая фотография «Знамя Победы над Рейхстагом». Однако экспозиция посвящена в основном послевоенным работам Халдея.
Фотографии Халдея стали историей — историей большой красной страны и одного маленького человека, родившегося 23 марта 1917 года в Юзовке. Даже в наш век разнообразного фотографического мусора, которым наводнены социальные сети, всё ещё можно представить, что когда-то были времена, когда за каждым снимком вместо сегодняшнего бойкого «клац-клац» и Instagram-фильтров была не просто работа, а череда невероятных преодолений. Аппаратура, в большинстве своём импортная и дорогостоящая, появлялась в продаже нечасто. Реактивы для обработки материалов готовились самостоятельно. Фотография в начале и середине XX века — процесс тонкий и трудоёмкий, как и полагается настоящему искусству, а не суррогату. Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089 Еврейский мальчик Первый раз Евгения Халдея хотели убить 13 марта 1918 года, когда будущему великому фотокору не было даже года. Черносотенцы ворвались в дом еврея Анания Халдея, один из погромщиков выстрелил в ребёнка, но за миг до выстрела маленького Женю своим телом прикрыла мать. Женщина погибла, мальчик был ранен в грудь, пуля прошла близко от сердца младенца, но Женю спасли. Отца и трёх сестёр Жени в тот момент дома не было, они уцелели, но во время оккупации края фашисты сбросили их в шурф шахты. О том, что родные погибли, Халдей узнал только в конце войны. Мальчика воспитывала бабушка. В раннем возрасте у Жени проявился интерес к фотографии, из линз бабушкиных очков и картонной коробки тринадцатилетний будущий гений соорудил свою первую фотокамеру. Первый снимок — Преображенский собор возле Сенного базара, который вскоре разрушили. Первую свою фотографию мальчик проявил под бабушкиной кроватью, накрывшись одеялом и подсвечивая красным фонариком. В 1930 году начался голод, Евгений приписал себе лишний год и пошёл работать в паровозное депо Сталинского металлургического завода, приобрёл в рассрочку фотоаппарат «Фотокор» и начал снимать заводскую жизнь. Вскоре Халдея заметил редактор городской газеты, через некоторое время юный фотограф начал работать в многотиражке «Металлист». В 1935 году молодой парень из Сталино отправил в Москву посылку с фотопластинками. Пришёл ответ — приглашение на курсы фотожурналистов. Он снимал Магнитку, Днепрострой, делал репортажи об Алексее Стаханове. Вернувшись в Москву, сделал снимок, ставший хрестоматийным символом 22 июня 1941 года. Москва ещё жила мирной жизнью, на улицах было спокойно. Ровно в 12 часов по радио выступил Вячеслав Молотов.
Есть негативы из семейного архива Халдея, принадлежавшие ему предметы, личный дневник, документы, бывшие под грифом «секретно». Часть экспонатов сопровождают подлинные исторические аудиозаписи, например, стенограмма Нюрнбергского процесса. Он был единственным советским фотографом, который снимал Великую Отечественную войну все 1418 дней», — написала в своем Telegram-канале Ольга Любимова.