Новости что значит масленица в православии

В Русской православной церкви 8 марта началась Сырная седмица — последняя неделя перед Великим постом, которую традиционно в народе называют Масленицей. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост. Масленица в православии. Противоречивое отношение православия к Масленице очевидно.

МАСЛЕНИЦА: ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК?

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской. Дни масленичной недели: что значат и как называются. Масленица встречает гостей блинами. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. Так, православные люди в период Масленицы не едят мясо, начиная подготовку к посту, а кулачные бои теперь не проводятся.

Путь Света

Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. Масленица — наверное, единственный праздник в России, когда большинство населения целую неделю дружно ест блины. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом.

Путь Света

Празднование Масленицы в православии связано с Великим постом. Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия. Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст. Значение.

Тайны Великого поста: почему он длится 40 дней и зачем верующим Масленица?

С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. В православии Великому посту предшествует сырная неделя, народе более известная как Масленица. Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей.

Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре

То же намеревался сделать и Иисус, организовав для своих учеников Вечерю, где он преломил хлеб и разливал им вино. Еще в начале XX века на Масленицу устраивались народные гулянья, ничего общего с православными традициями не имеющие. Народ буйствовал в своем веселье, не редко нарушая всякие ограничения в еде и, что уж греха таить, в потреблении горячительных напитков. На льду рек сходились «стенка на стенку», купцы старались выложить самый ходовой товар. В годы богоборчества, как уже было указано, празднование Масленицы превратилось в широко отмечаемый праздник Проводов Зимы. Тогда были восстановлены или придуманы заново многие традиции близкие к языческим, а всякое упоминание о возможном православном наследии старательно уничтожалось.

В итоге мы сейчас имеем во многом искусственный светский весенний праздник, традиции которого одинаково далеки и от языческих традиций и уж тем более от православных. Основные традиции Какое же значение имеет этот древний и в то же время всегда современный праздник? Кое-что в нем сталось от древнейших времен, прежде всего, это само наименование — Масленица. Время празднования перешло из православия и, так или иначе, опирается на православную традицию, в которой каждому дню отводится особая роль в подготовке к Великому посту и предстоящей Пасхе. Многие ритуалы характерные для массовых гуляний перешли из сложившейся в советское время традиции празднования Проводов Зимы.

Так что однозначного ответа, какой же это праздник, православный, языческий или светский, сейчас уже не получить. Рассмотрим основные традиции этого сложного действа называемого Масленицей. Первое, что вспоминает далекий от религии человек, конечно, блины. Корни традиции, скорее всего языческие. Блин — простейший печеный продукт, который можно приготовить даже из небольшого количества муки.

Многие исследователи видят в нем символическое значение, указывающее на Солнце. Некоторые утверждают, что это ритуальный хлеб древности. Блины — универсальное угощение, их можно есть с самыми разными начинками, или просто так. Посещение родственников в течение масленичной недели — безусловно, языческое действо, суть которого в восстановлении и упрочении родственных связей. Посещение храмовых служб, привнесено христианством.

Оно помогает настроиться на будущий Пост, вспомнить о страданиях Иисуса Христа и его Воскрешении. Христиане отмечают эти события, испытывая широчайший спектр духовных чувств, от сострадания до великой радости.

У такой катушки «бег» «разбег» был до трёхсот метров, чтобы при катании дух захватывало. А ещё масленичный вторник был днём смотрин невест.

Родители старались сосвать молодых до начала Великого поста. Если всё складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, играли свадьбу. Среда — Лакомка На третий день наступало время радоваться блинам и другим масленичным яствам. На Лакомки тёщи приглашали зятьёв на блины.

Предки гуляли с утра до вечера — плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодожёнов сажали в сани и спускали с горы, заставляли при всех целоваться. Проводили кулачные бои: бились или один на один, или «стенка на стенку». Ещё предки жгли ритуальные костры и прыгали через огонь.

Пятница — Тёщины вечерки С этим днём связана поговорка: «Хоть тёщины блинки сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки». В пятницу уже зятья приглашали тёщ на блины. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить маму своей супруги, а потом утром прислать нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем большей почестью это считалось.

Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Вечером в субботу сжигали чучело Масленицы: сначала его окружали почётом, а затем выносили за околицу и предавали огню. Есть и другая версия, согласно которой сожжение чучела совершалось всё-таки в воскресенье.

Воскресенье — Прощёное воскресенье, Проводы Главная традиция завершающего дня Масленицы — попросить друг у друга прощения. Люди использовали такие формулировки: «Прости, сыми с меня вину!

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку».

Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Медной Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России.

Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха» — устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности. Петух — страж света. Сосновая доска, масло. Попова-Гамаюн Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха сравнивали с огнём. Недаром говорят: «пустить красного петуха». Петух защищал от нечистой силы, сглаза и порчи.

Своим криком он разгонял нечистую силу и отпугивал мертвецов во многих сказках. Крик петуха возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а, следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь. Чучело Масленицы, декорированное в стиле хохломской росписи. Медной Ну а дальше, начинается магия весеннего равноденствия, приход Бога Ярилы — весеннего Солнца, начало нового времени. Вместе с Ярилой приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил. Именно Ярила приводит к людям Лёлю , Богиню Весны.

Четверг: разгул. Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей. Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа. Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников. Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор. Также это был последний день, когда можно было есть непостные продукты. Все, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным. Если такой возможности не было, остатки сжигали — дать еде испортиться считалось плохой приметой. Днем люди ходили в баню, а по вечерам приходили на площадь, где торжественно сжигали чучело Масленицы. Что нельзя делать на масленичной неделе Работать по дому во время Широкой масленицы. С четверга по воскресенье стоит только готовить, от остальных дел по дому лучше отказаться. Не пускать гостей. Если кто-то захотел прийти в гости, нельзя его не пускать.

МАСЛЕНИЦА: ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК?

А сейчас все это поменялось совсем в другую сторону. Сегодня найти католика, который бы строго соблюдал посты, очень сложно. А у нас, наоборот, очень важна обрядовость. Великий пост для русского человека тесно связан с еще одной интересной традицией — Масленицей, которая представляет собой заговенье перед постом. Но разве в этом празднике не присутствуют элементы язычества? Как вообще православная церковь относится к Масленице? Она была придумана для того, чтобы не дать и дальше увеличивать пост.

Но по сути Масленица — это уже и есть постная неделя, потому что некоторые традиции поста в это время уже начинают соблюдаться, то есть литургический институт уже работает. Пасха как такой институт была связана именно с подготовкой к пасхальному крещению. Но Пасха как время года — это не время каких-то активных аскетических традиций, а время новых знаний и осмысления того, как и почему случились смерть и воскресение Иисуса Христа. Масленица Корни Масленицы — в армянской церкви — Вы сказали, что Масленицу придумали для того, чтобы не позволить и дальше продлевать пост. Что это значит? Так вот, одной из традиций армянской церкви было увеличивать пост на неделю.

В противовес этому, условно говоря, была придумана масленичная традиция. Она возникла еще во времена Средневековья. В календаре Русской православной церкви период, когда люди отмечают Масленицу, называется Сырной седмицей. В это время запрещается вкушение мяса, а служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу.

Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему. С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного.

На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину. Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял.

Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает. А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно. Масленица в других Церквях Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны.

Он предваряется Прощеным воскресеньем, это как раз завершение Масленицы. Это возможность в преддверии Прощеного воскресенья попросить прощения, примириться». В народной традиции Масленица по-прежнему символизирует рубеж времен года, наследуя дохристианскому славянскому празднику проводов зимы.

Это последний всплеск веселья и сытости перед началом длительного и строгого Великого поста. Главное угощение в Масленичную неделю — блины. В древности они символизировали солнце. Блины также использовались в ритуалах в качестве поминального блюда. Первый масленичный блин в древности посвящали предкам: клали на окно или отдавали нищим.

Хозяюшки начинали печь блины. Первый блин обязательно отдавали малоимущим или нищим на помин усопших родственников. Второй частью испеченных блинов угощали родственников, когда те приходили обсудить детали празднования Масленицы. Вторник - ЗаигрышВ этот день происходили смотрины невест. Отсюда и название - заигрывание невесты и жениха. Если сватовство проходило удачно, то свадьбу молодых намечали на Красную горку после Пасхи. Среда - Лакомка, или Тещины блиныВ последний день узкой Масленицы зять приходил к теще на блины. Пожалуй, это самая известная масленичная традиция. Чем щедрее, богаче стол и разнообразнее начинки блинов, тем большее расположение теща высказывала зятю. Четверг - РазгулВ свои права вступает широкая Масленица, вовлекая всех в шумные народные гулянья и потехи. Тут и катания на санях, и кулачные бои, и перетягивание каната, и залезания на ледяной столб за призами. Вокруг пляшут скоморохи и ряженые. Главное действие четверга - штурм и захват снежного городка или крепости. Люди выплескивали всю энергию, накопленную за зиму. На центральной площадке, где проходили гулянья, на высоком шесте устанавливалось чучело Масленицы-зимы, которая уже никак не могла помешать людям веселиться. Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки.

Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю

В этот день теща идет в гости к дочке и ее мужу. Кстати, взять с собой подружек традициями не возбраняется и даже поощряется. В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом. В субботу устраивались Золовкины посиделки. Молодые женщины приглашали в гости сестер мужа.

Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем. В этот день принято просить прощения у близких и поминать умерших.

В этот день устраивают сожжение чучела Масленицы, а пепел развеивают над полем, чтобы год был урожайным. Больших застолий уже не устраивают — готовятся к Великому посту. Например, можно гадать на блинах. Если первый блин вышел румяным, красивым и хорошо пропекся, семья весь год будет здоровой.

Если блин вышел комом — увы, без врачей не обойдется. Первый блин тонкий, легкий и «кружевной» в мелкую дырочку? Год будет легким и все планы воплотятся.

Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй». С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятница, 24 февраля, «Тещины вечерки».

В этот день по традиции зятья должны пригласить своих тещ в дом и угощать блинами. Примета та же: чем дружелюбнее и щедрее будет зять, тем лучше сложится жизнь молодой семьи. Суббота, 25 февраля, «Золовкины посиделки». Невестки в этот день должны позвать в свой дом сестер мужа, угощать блинами и дарить им подарки. Незамужние родственницы в этот день приходили одни и проводили масленичные гадания на суженого. Воскресенье, 26 февраля, «Прощеное воскресенье». В воскресенье было принято провожать зиму и сжигать чучело Масленицы, что символизировало наступление весны. Сожжение чучела всегда сопровождалось хороводами, песнями и плясками.

Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему. С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья.

Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому. Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях?

Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. Понятно, что иноки Антония смеялись редко.

Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину. Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает. А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно. Масленица в других Церквях Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты — православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд. У католиков-латинян аналог Сырной седмицы — воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» — последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами — массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы как и Масленица превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова.

История это невеселая, настраивающая на философские размышления.

Авторы В. Канафьева и П. Демченко в статье «Взаимосвязь народной и христианской традиции в Масленице» приводят мнение православных священников из газеты «Калужские епархиальные ведомости», где написано, что «неделя эта совсем не праздник, а скорее, приготовление к посту, и праздником ее никто из Святых отцов никогда не называл». Еще менее веселым становится осознание собственных грехов перед Прощеным воскресением и необходимость просить прощения у всех, кого обидел в жизни.

Однако не стоит впадать и в другую крайность — в скорбь. Если хочется напечь блинов — их надо напечь и съесть, благодаря Бога за дарованную вам пищу — хоть с маслом, хоть с икоркой. Если хочется перед постом навестить старых друзей, посидеть за столом и выпить чарку вина — следует их навестить. Если нужно попросить прощения у человека, которого вы обидели — надо так и сделать.

А хотите угостить его блинами — так и угостите, греха в этом нет. Священник Игорь Фомин считает, что самое главное в эти дни помнить, что скоро Великий пост, в который следует входить чистым. Христианину тоже можно радоваться, но радоваться светлой, тихой радостью о том, что после тяжелых испытаний поста наступит Христова Пасха.

Масленица: что за праздник и как его отмечать

С икрой — самодостаточный, рассудительный, умный и способный хорошо зарабатывать, возможно, отличный финансовый аналитик. Со сметаной — человек тонкой душевной организации, творческий, ранимый, эмоциональный, обидчивый, меланхолик. С медом — это однолюб, который часто бывает несчастлив. С творогом — мужчина-мальчик, который ищет себе женщину-мать и нуждается в заботе, поддержке, опеке. На замужество.

Это уже настоящее гадание, для осуществления которого потребуется чистое полотенце , желательно новое и еще ни разу не используемое. Девушка вывешивает его за окно и оставляет на ночь. Предварительно нужно прочитать заговор и призвать суженого. Утром проверить: если плат влажный, то можно готовиться к знакомству или сватовству.

А если сухой, то в течение года гадающая замуж не выйдет. На пол будущего ребенка. Да, название довольно странное, но в целом ничего особенного. Беременной женщине необходимо напечь побольше блинов, выйти на улицу и угощать ими всех, кто встречается на пути.

По понятным причинам так гадали исключительно в деревнях и селах. Если первым блин взял мужчина, то родится мальчик, а если женщина, то девочка. Если же двое одновременно взял блин, то не исключено рождение двойни. Или же после родов следует готовиться ко второй беременности.

На желание с использованием свечи. Потребуется лист бумаги, обыкновенная церковная свеча и какое-нибудь блюдо. Девушке надо написать на листе заветное желание, зажечь свечу, поднести к огню бумагу и поджечь. Если все сгорит полностью, то загаданное сбудется.

Если потухнет довольно быстро, то нет. Ну а если догорит до середины, то для исполнения мечты придется приложить немало усилий. Некоторые барышни гадали по способу выпечки блинов на любовь. Оценивался исключительно первый.

Ровные края — это к скорому и удачному браку до конца года. Блин с неровными краями — муж попадется не самый порядочный, который только усложнит жизнь. Получился комом — свадьбы не будет как минимум в течение трех лет. Аккуратный и не прилипающий к сковороде блин — скоро состоится знакомство с суженым.

Все Блюда Таким образом, масленичные гадания — это весьма интересное и необычно. Можно одновременно и приготовить вкусный стол, и узнать будущее. Конечно, Церковь не одобряет подобное времяпрепровождение. Более того, Масленица — это уже преддверие Великого поста.

Уже запрещено употреблять в пищу мясо, а в среду и пятницу не служится литургия вместо нее читают великопостные часы с особой постовой молитвой. Народные гуляния, гадания, веселье, песни, пляски, знакомства, — все это нередко именуется язычеством.

Кроме того, разворачивалась торговля, иногда даже дефицитными товарами. Странным образом праздник начинался с… митинга, на котором выступало местное руководство. А заканчивался по-язычески, сожжением чучела. Впоследствии вновь возвращается наименование «Масленица», разрабатываются типовые сценарии праздника, которые применяли различные учреждения культуры. В похожем формате праздник отмечается также сейчас, с той лишь разницей, что, например, современные музейные работники проводят большую научную работу по выявлению местных, исторически сложившихся обычаев празднования. Сейчас Масленица — по сути, историческая реконструкция уже ушедшей в прошлое крестьянской традиции, не имеющей корней в городской культуре, к которой принадлежит большинство населения. Однако, желание многих приобщиться к традициям и доход, приносимый подобными мероприятиями учреждениям культуры порождает такие странные явления, как проведение Масленичных программ до начала собственно Сырной Седмицы или даже во время Великого Поста. Смысл Масленицы для православного человека Воцерковленные православные больше рассматривают эту неделю, как время приготовления к Посту.

Вместе с тем, они не чуждаются также умеренного веселья, помня о словах прп. Антония о снисхождении к человеческим немощам — не только ближних, но также своим собственным. Прощеное воскресение в православном храме В других странах Празднования, аналогичные славянскому, имелись у языческих народов других стран, соответственно, последняя неделя перед Постом во многих из них была похожа на русскую Масленицу. Например, у католиков повсеместно были приняты карнавалы, сопряженные с таким же безудержным весельем, как на Руси. При этом «личины», маски, под которыми скрывались христиане, по множеству воспоминаний современников, как бы становились позволением на разного рода бесчинства. Итальянская Масленица. Карнавал в Венеции. Описание масленичных гуляний в русской литературе Столь яркое событие, конечно, не осталось без внимания писателей, поэтов. Проза Наиболее яркое описание праздника принадлежит Ивану Сергеевичу Шмелеву. Это целая глава его автобиографической книги «Лето Господне».

Вот каковы воспоминания его детства о празднике: « Всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость». Поэтичное описание Масленицы содержится также в пьесе А. Островского «Снегурочка». А писатель И.

Когда мы говорим о Масленице в историческом разрезе, то мы должны понимать, что это Масленица уже в христианском виде, воцерковленная в какой-то мере. Олег Лепешенков: Уже служащая тем целям, к которым христианство призывает человека. Иерей Алексий Хатеев: Да, отдельно мы ее себе трудно можем представить. И то, нужно отметить, что помимо правильного, сдержанного и нейтрального проведения Масленицы, с точки зрения церковного учения, есть обычаи, которые совершенно несовместимы с церковностью. Например, кулачные бои, которые были распространены на Масленицу, или сам финал Масленицы, когда в Прощеное воскресенье люди позволяли себе многое, что на следующий день приходилось сильно раскаиваться. И здесь тоже хочется обозначить, что одно дело — Масленица, которая проходит в сельской местности, более привязана к своим народным корням. А другое — в городской жизни. Олег Лепешенков: А сохранили ли мы те традиции, которые стоило сохранить? Иерей Алексий Хатеев: Сейчас мы видим желание, интерес к восстановлению традиций. Конечно, хотелось бы, чтобы в переосмысление традиций выбирали то, что может быть главным. Во всяком случае, отделяли главное от второстепенного. Если раньше скакание через огонь, сжигание чучела — больше игровой момент, то насколько сейчас такие действия оправданы? Есть ли смысл так вести себя? Раньше, может быть, люди какую-то удаль, энергию свою выпускали. В любом случае нужно помнить, что Масленица как прикладной, вводный период готовит человека к воздержанию. Где-то нужно уметь остановиться. Олег Лепешенков: Что еще вы посоветуете помнить в преддверии и в течение всего времени Великого поста? Как подготовиться к Великому посту? Иерей Алексий Хатеев: Когда человек отправляется в дорогу, он, безусловно, должен всегда видеть цель, к которой он идет. Сам по себе пост тоже не является целью. Пост — это только средство. Если человек не будет понимать, к чему он готовится постом, что значит для него Пасха, что для него значит «Христос Воскресе», смысл поста тоже будет теряться. Люди должны помнить о своих грехах. Не для того, чтобы превратиться в закомплексованных или находиться в состоянии стресса, но для того, чтобы помнить, что человеку нужен Бог и что он сам по себе со своими грехами справиться не может. Отсюда рождается просьба, человек хочет помолиться.

Среди празднующих много тех, кто был крещен в детстве или даже во взрослом возрасте, но теперь даже не помнит, что во время Таинства Крещения трижды отрекался от сатаны и даже плевал на него, обещая никогда не следовать языческим традициям. Масленица — не безобидный праздник Самое распространенное заблуждение, которое можно услышать из уст таких «крещеных», что Масленица — это исконно «наш», древний «народный» обычай, а церковники лишь приспособили его под свои нужды, приурочив к «проводам зимы» «свои» праздники — Сыропустную седмицу, Прощеное воскресенье и начало Великого поста. Обычай встречать весну, праздновать возрождение жизни, славить солнце и приносить ему жертву, сжигая ее в костре как залог будущего урожая — древний и совершенно точно языческий. В календаре древних славян он был приурочен к весеннему равноденствию и назывался Комоедицей. Но и Прощеное воскресенье, которое церковь празднует в этот день, появилось почти 2000 лет назад в Египте, где монахи-христиане отправлялись на время поста в пустыню. Там не было ни воды, ни еды, там обитали разбойники и звери, и никто не знал, доживет ли до Пасхи. Поэтому монахи прощались с товарищами, быть может, навсегда. Дата у Прощенного воскресенья всегда была другой — она рассчитывалась от Светлой Пасхи и почти никогда не совпадала с равноденствием. Поэтому логически более правильно предположить, что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи. Церковь всегда была против: по правилам Шестого Вселенского собора она карала празднующих Масленицу отлучением или извержением из сана. И действительно, игрища на Масленицу совсем не так безобидны, как кажется. Во-первых, обычай сжигать чучело и печь блины связан с желанием древних славян разбудить покойников, дремлющих в земле, чтобы они летом дали зерну вырасти и принести урожай — об этом филолог Пoлинa Дeмчeнкo пишет в статье «Пoминoвeниe ycoпшиx, pяжeниe и oбильнaя eдa кaк aкциoнaльныe блoки Macлeницы».

Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю

Есть мнение, что Масленица, как и Святки, была когда-то поминальным праздником. Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших». В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно. К поминальным обрядам можно отнести кулачные бои, песни, пляски и скачки, которые проводят на Масленицу. Пропп считает, что они дошли до нас с древнейших времён тризны — восточнославянского погребального обычая, когда после сожжения покойника в его честь устраивались пиры, военные состязания и т. Кроме того, танцы и хороводы были направлены на плодородие и хороший урожай. У чехов была поговорка: «Не будешь танцевать, не уродится у тебя репа». Отдельный интерес составляют брачные обряды.

Вероятно, они были направлены как на увеличение плодородия, так и на пожелание большого и здорового потомства, ведь издавна способность женщины рожать проецировалась на способность земли приносить урожай. У русских было принято валять молодожёнов в снегу, класть их друг на друга и заставлять прилюдно целоваться, чтобы у них скорее появился ребёнок. В Польше был обряд «вступления в бабы», когда женщины со всей деревни собирались вместе и запрягались в сани, куда сажали недавно вышедшую замуж девушку. Они катили её по снегу зачастую сбрасывая с саней. В конце обряда девушка должна была угостить всех выпивкой. Этот обряд символизировал её вступление в общество в новом статусе жены. Молодожёнов чествовали, привечали в каждом доме и старались угостить. Также они участвовали в различных играх и танцах, пели матерные песни эротического содержания, разыгрывали сценки на тему совокупления и сексуальных приставаний. Считалось, что Масленица — это время, когда не действуют запреты и социальные нормы, поэтому многие ритуалы были эротически окрашены, а обнажение и сквернословие были едва ли не обязательными атрибутами.

Блины О том, почему именно блины стали одним из главных символов Масленицы, мнения тоже разделяются. Некоторые считают блин славянским символом солнца за счёт его круглой формы, однако более современные исследования опровергают эту версию. По мнению Проппа, блины являются одним из самых древних блюд, которое научился готовить человек: до того как познать искусство выпекания хлеба, люди смешивали муку с водой и порциями выливали на горячие камни. Такая архаичность служит причиной того, что блины стали обрядовой пищей.

По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила. При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул.

Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей. Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа.

Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников. Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор. Также это был последний день, когда можно было есть непостные продукты. Все, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным. Если такой возможности не было, остатки сжигали — дать еде испортиться считалось плохой приметой. Днем люди ходили в баню, а по вечерам приходили на площадь, где торжественно сжигали чучело Масленицы.

Что нельзя делать на масленичной неделе Работать по дому во время Широкой масленицы.

В это время, напоследок, веселятся духи Тьмы. Праздник Масленицы — это веселые проводы зимы. Масленицу на Руси всегда праздновали широко и весело. В самом начале праздника Масленицу торжественно встречали с песнопениями на горке на возвышенности. Из соломы делали чучело Масленицу , которое обряжали в женскую одежду, с блином или сковородой в руках.

После этого обряда с чучелом Масленицы народ весело провожал зиму всю масленичную неделю — пекли блины, катались с гор, веселились на ярмарке. Для развлечения народа в масленичную неделю было все: ярмарки, деревянные театры, балаганы, маскарады, цирк, карусели, ледяные горки, кулачные бои, снежные городки, катание на санях. Люди пировали, ходили в гости, угощали друг друга блинами. Масленичные обряды забавы Катание на санях. Коней запрягали в расписные сани, крытые ковром или медвежьей шкурой, украшали цветными ленточками, бубенцами и колокольчиками. Празднично звенели колокольчики и бубенцы, весело мчались запряженные сани с наряженными людьми по улицам городов и деревень.

Катание с ледяных гор. Сначала для создания ледяных горок использовали естественные рельефы местности — пригорки, берега рек, овраги, которые заливали водой. Позднее на центральных площадях городов стали строить деревянные горки, изобрели специальные санки в виде лодки на полозьях. На базарных площадях, возле ледяных горок, разворачивалась ярмарка, шла торговля горячим чаем из самоваров, пирогами и блинами. Тут же располагался балаган театр , собравшихся людей веселили скоморохи. Взятие снежного городка.

Люди возводили из снега снежный городок-крепость с башнями и воротами. Участники будущего сражения делились на две группы.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленичной неделей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кстати, одно время русский царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы люди в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. В понедельник — начало сырной недели — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий