Этот набросок, на котором изображен Маленький Принц, пишущий письмо, вошел в 11-страничное любовное письмо автора молодой женщине. Автор самой известной сказки для детей и взрослых — «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери, помимо страсти к сочинительству имел в своём арсенале ещё одну страсть — он обожал летать.
Во Французской академии рассказали о секрете успеха "Маленького принца"
Рисунки Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу» ушли с молотка за полмиллиона евро | В честь 75-летия со дня выхода в свет книги "Маленький принц" издание "Галлимар" опубликовало переписку автора и его супруги, художницы Консуэло Сунсин-Сандовал. |
Неожиданный Экзюпери: интересные факты о писателе - Новости | «Маленький принц» проиллюстрирован рисунками автора и впервые издан в новом переводе — Марьяны Кожевниковой (как и «Цитадель»). |
Антуан де Сент-Экзюпери...что мы о нем не знали? | Маленький принц — известнейшее творение Антуана де Сент-Экзюпери увидело свет в 1943 году. |
Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry) | «Маленький принц» проиллюстрирован рисунками автора и впервые издан в новом переводе — Марьяны Кожевниковой (как и «Цитадель»). |
Факты о сказках: "Маленький принц" | Пикабу | Маленький принц. |
Первую сказку написал в 6 лет, погиб от рук читателя. Факты об Антуане де Сент-Экзюпери
Как цитаты о том, что зорко одно лишь сердце, а самого главного глазами не увидишь, и о том, что мы в ответе за теx, кого приручили, стали частью общего культурного кода, и кажется, мы знали иx всегда? Возможно, дело в том, что книга Сент-Экзюпери — притча, в которой простым языком рассказывается о сложных вопросаx мироздания. Главный герой повести, авиатор, терпит крушение и приземляется в пустыне. Погруженный в вынужденное одиночество, он слышит детский голос. Мальчик, непонятно откуда взявшийся посреди Сахары, просит летчика нарисовать барашка. Отвергнув несколько неудачныx попыток, ребенок удовлетворяется не реалистичным изображением животного, а намеком, образом, наброском, который дает свободу воображению. Психотерапевт Пьер Лассюс, написавший очерк «Мудрость Маленького принца», полагает, что Маленький принц — детское «я» автора, его способность очаровываться, воспринимать жизнь через призму поэзии и сказки, а книга — история встречи взрослого с его внутренним ребенком. Маленький принц разочарован миром «больших людей»: они хотят власти, денег и почестей, «ни разу не понюхав цветка» и «ни разу не посмотрев на звезду». Случайно ли Сент-Экзюпери, потомок крестоносцев, обедневший аристократ, чьи предки сидели за одним столом с королями Франции, выбрал себе в воображаемые собеседники Маленького принца? Разве что шпага принца похожа на игрушечную. Маленький принц — странствующий рыцарь, звездочет и мечтатель.
Он путешествует по планетам дельцов и честолюбцев, но его возлюбленная Роза и друг Лис пришли на страницы повести из старинныx книг в кожаных обложках, из мира французской средневековой поэзии. Интересно, что романы о Розе и Лисе в свое время тоже были бестселлерами.
Когда я наконец нагнал его, он шел быстрым, решительным шагом. И взял меня за руку. Но что-то его тревожило. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда… Я молчал. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести. Я молчал.
Тут нет ничего печального… Я молчал. Он немного пал духом. Но все-таки сделал еще одно усилие: — Знаешь, будет очень славно. Я тоже стану смотреть на звезды. И все звезды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст мне напиться… Я молчал. У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов, а у меня — пятьсот миллионов родников… И тут он тоже замолчал, потому что заплакал… — Вот мы и пришли. Дай мне сделать еще шаг одному. И он сел на песок, потому что ему стало страшно. Потом он сказал: — Знаешь… моя роза… я за нее в ответе.
А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира… Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал: — Ну… вот и все… Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться. Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновение он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал — медленно, как падает дерево.
Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки. Когда я вернулся, товарищи рады были вновь увидеть меня живым и невредимым. Грустно мне было, но я говорил им: — Это я просто устал… И все же понемногу я утешился. То есть… Не совсем. Но я знаю, он возвратился на свою планетку, ведь, когда рассвело, я не нашел на песке его тела. Не такое уж оно было тяжелое. А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… Но вот что поразительно. Когда я рисовал намордник для барашка, я забыл про ремешок! Маленький принц не сможет надеть его на барашка.
И я спрашиваю себя: что-то делается там, на его планете? Вдруг барашек съел розу? Иногда я говорю себе: «Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…» Тогда я счастлив. И все звезды тихонько смеются. А иногда я говорю себе: «Бываешь же порой рассеянным… тогда все может случиться! Вдруг он как-нибудь вечером забыл про стеклянный колпак или барашек ночью втихомолку выбрался на волю…» И тогда все бубенцы плачут… Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу. Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет?
Вдруг барашек ее съел? Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда — очень прошу вас!
Роза, которую маленький принц любит и охраняет, - его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло. А лис — хороший друг Экзюпери Сильвия Рейнхардт, которая помогала ему в трудные времена. Детская сказка-притча «Маленький принц» — одна из самых продаваемых книг в мире более 140 млн. Она переведена на множество языков, и уступает в этом рекорде лишь только Библии. Написанная в 1942 году, сказка обрела большой отклик в сердцах взрослых читателей благодаря изложенным в понятной форме философским размышлениям на самые важные темы: о душе, жизни и смерти, любви и ответственности, дружбе и верности, расставаниях и потерях.
Показательно в этом смысле предисловие Мориса Ваксмахера к тому сочинений Экзюпери 1965 года, где автору удается обнаружить даже следы руссоистского влияния на создателя «Южного почтового» 1928 и «Ночного полета» 1931 , но ничего не говорится о том философском контексте конца 1920—1930-х годов, в котором творил Сент-Экзюпери и где явственно присутствовало наследие Ницше. По существу, эти первые романы вливались в русло «героической прозы» 1930-х, где составляющими героики были ценности, вскоре присвоенные фашизмом, нацизмом и сталинизмом, как проницательно заметил бельгийский ученый Оливье Одаэр. При этом неоконченный роман, работа над которым была прервана в середине 1930-х годов, парадоксальным образом рассматривается как ключевое, итоговое произведение, «заключительный этап в эволюции мысли писателя» Л. Корнилова , чему способствует выдвижение на первый план одновременно следов близости к эстетике Фридриха Ницше, анализа библейских аллюзий текста и структурно-стилистических параллелей со Священным писанием. И пафос отечественных трактовок связи двух значительных фигур европейской культуры ХХ века сводится к достаточно простому выводу: Сент-Экзюпери подвергся влиянию Ницше, однако сумел исключить из идей немецкого философа те малопривлекательные стороны, которые в конечном счете и соблазнили идеологов фашизма взять их на вооружение. Во Франции картина несколько иная, поскольку еще при жизни Сент-Экзюпери пользовался читательским признанием: его роман «Ночной полет» получил премию Фемина, а «Планета людей» — Гран-при романа Французской академии и Национальную книжную премию США. Читатели того времени восприняли эти произведения как своего рода открытие, как свежее веяние в литературе, как невиданное прежде сочетание искренности и виртуозности, автобиографизма и художественного воображения. Среди тех, кто приветствовал появление романов Сент-Экзюпери, был известный писатель, будущий лауреат Нобелевской премии Андре Жид: в предисловии к «Ночному полету» он уже высветил связь автора с философией Ницше. Не меньший интерес вызывали и его сочинения военных лет: «Военный летчик» 1942 , «Письмо заложнику» 1944. Эти произведения неоднократно переиздавались, переводились на другие языки, становились бестселлерами, в них экзистенциалисты Сартр, Мерло-Понти увидели сходство с их собственными взглядами и манерой. Еще при жизни Сент-Экзюпери был известен и как поэт, читавший друзьям свои стихотворения, а более широкому кругу — как репортер, журналист, сценарист фильм Реймона Бернара «Анна-Мари», 1936. Экранизировался и роман «Ночной полет»: в голливудском фильме 1933 года главную роль исполнял Кларк Гейбл. Философско-поэтическая сказка «Маленький принц», сочиненная во время пребывания Сент-Экзюпери в США и изданная там в 1943 году первоначально на английском и французском языках, принесла писателю прижизненную славу, хотя французского издания 1946 года ему уже не довелось увидеть. После войны, вслед за «Маленьким принцем» и «Цитаделью» 1948 , были изданы его юношеские письма и записные книжки 1953 , эссе «Смысл жизни» 1956 , «Письма к матери. Полное собрание сочинений Антуана де Сент-Экзюпери, вышедшее в 1994 году в научной академической серии «Энциклопедия Плеяды», содержало в себе итог тщательного и долгого текстологического и литературоведческого исследования разнообразного наследия писателя. Но и это издание было дополнено в 2007 году публикацией небольшой юношеской повести «Манон, танцовщица» 1925. В то же время полнота знакомства с наследием Сент-Экзюпери на его родине отнюдь не защищала ни от лакун так, специалисты признают недостаточную изученность журналистской деятельности писателя , ни от поверхностного прочтения его сочинений некоторыми критиками, принадлежащими при этом к разным, даже противоположным лагерям, ни от споров об этическом содержании и художественном новаторстве этих сочинений. Разброс оценок оказался так велик, что Лоран де Галембер счел возможным констатировать у современных исследователей творчества Экзюпери «критическую шизофрению».
Кто получает деньги за "Маленького принца" и "изысканного жирафа"?
Рукопись «Маленького принца» Сент-Экзюпери представят в музее в Париже | любимой сказки детей и взрослых - Антуана де Сент-Экзюпери писательство было хобби, уже потом стало второй профессией. |
Рукопись «Маленького принца» впервые представили на выставке в Париже | Повесть-сказка «Маленький принц» была впервые опубликована издательством «Рэйнал-энд-Хичкок» 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. |
Во Франции впервые продемонстрируют рукопись «Маленького принца»
В день рождения писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери вспоминаем его произведения, которые не стали такими популярными, как "Маленький принц". Эпистолярия Сент-Экзюпери будет представлена на выставке в честь 75-летия с момента публикации самого известного произведения писателя – повести «Маленький принц». «Маленький принц» – не только самая знаменитая работа Антуана де Сент-Экзюпери, но и, наверное, одна из главных детских книг ХХ века. Антуан де Сент-Экзюпери – один из самых известных французских писателей, знакомый нам, прежде всего, как автор прекрасной книги «Маленький Принц». Интересно, что в переписке упоминаются, в том числе, отрывки, связанные с созданием повести «Маленький принц».
7 апреля 1943 года первое издание книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Ведь не только в последней трети ХХ века, но и в начале ХХI столетия мы сталкиваемся с пренебрежительными оценками сочинений Экзюпери. И это касается в том числе и «Маленького принца»: в июне 2016 года в газете «Экспресс» известный журналист Батист Лижер заявил, что эта сказка ничуть не трогает его, поскольку представляет собой китч, заполненный общими местами, банальными суждениями. Очевидно, журналист не принял во внимание, что эта «банальность» — порождение популярности «Маленького принца», текст которого давно разошелся на цитаты. В критических текстах о Сент-Экзюпери поэтика и политика непрестанно сталкивались, накладывались друг на друга. Потому-то вслед за разрушением легенды о великом писателе стала разрушаться и легенда о его жизни. В одном случае великий гуманист стал превращаться в реакционера, отстаивающего милитаристскую мораль. И тут немалую роль сыграли признание близости мировоззрения Сент-Экзюпери к Ницше и репутация Ницше как философа, прославляющего «волю к власти» и подчинение других Сверхчеловеку, утверждение сродства этой философии с некоторыми аспектами фашистской идеологии.
В другом — писатель рассматривался как своего рода пессимистический конформист, в конце концов лишь красиво обставивший свой уход из жизни. Если обратиться к ключевым эпизодам биографии Сент-Экзюпери, можно заметить, что наибольшие вопросы у разных специалистов вызывает его позиция в период оккупации Франции: он не стал сотрудничать с правительством Петэна, но он был и противником де Голля — фигуры, олицетворяющей для многих французов сопротивление фашизму. То, что критики Экзюпери, поспешили назвать конформизмом, было стремлением передать свою позицию «противника немцев, но не французов», оспорить желание де Голля объявлять истинными борцами с фашизмом только тех, кто становился его сторонником, не одобрять напрасные жертвы, на которые шел де Голль в стремлении не только добиться победы над Германией, но и политической власти во Франции. Отвергая всякое неуважение к человеку, Сент-Экзюпери стоял на позиции солидарности, объединения и примирения всех людей. Именно поэтому он не попал в силки ни одной тоталитарной системы. Он не стал, подобно французскому поклоннику фашистов Дриё Ла Рошелю восторгаться первомайской демонстрацией в Москве 1936 года, отмечая «чудо возвращения к человечности» лишь в тот момент, когда людская толпа распалась и в ней показались индивиды.
Он был одним из первых западных журналистов, критически отнесшихся к сталинскому правлению. В то же время, в отличие от многих известных интеллектуалов своего времени, он не стал защищать испанских республиканцев в период Гражданской войны, поскольку стал свидетелем и описал их жестокие действия — например, расправу с монахинями во время нападения на один из монастырей. Если учесть этот историко-социальный контекст, станет, пожалуй, понятно, отчего самое ницшеанское произведение писателя — «Цитадель», создававшееся в тот же год, оказалось незавершенным: опыт столкновения Экзюпери с тоталитарными режимами посеял сомнение в привлекательности той тоталитарной утопии, которую он начал было воображать в этом произведении. В самой биографии Экзюпери можно было найти сходство с теми ценностями, которые отстаивал Ницше и которые были присвоены, хотя и в утрированном, едва ли не карикатурном виде фашизмом: он был аристократом, он прославлял активное действие и героизм и осуществлял героические действия на фронтах войны, он мечтал о Человеке, подобном ницшевскому Сверхчеловеку. Однако восхищаясь Ницше, Сент-Экзюпери не только остался чужд тому биологическому детерминизму, который, надо признать, был присущ немецкому мыслителю вспомним его слова «подлинная знать есть знать по крови» , но и, стремясь возвыситься над банальным, не жаждал подавлять других, а ощущал свою ответственность за них, стремился открыть родство с ними и проявить толерантность к ним.
Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну… — Да, — сказал я. Потом он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован.
Мне казалось — я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное — то, чего не увидишь глазами… Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их… Так я шел — и на рассвете дошел до колодца. XXV — Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, — сказал Маленький принц. Обычно здесь колодец — просто яма в песке. А это был самый настоящий деревенский колодец.
Но поблизости не было никакой деревни, и я подумал, что это сон. И ворот заскрипел, точно старый флюгер, долго ржавевший в безветрии. Медленно вытащил я полное ведро и надежно поставил его на каменный край колодца. В ушах у меня еще отдавалось пенье скрипучего ворота, вода в ведре еще дрожала, и в ней дрожали солнечные зайчики. Я поднес ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая.
Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была, как подарок сердцу. Когда я был маленький, так светились для меня рождественские подарки: сияньем свеч на елке, пеньем органа в час полночной мессы, ласковыми улыбками. И Маленький принц сказал: — Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Я выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становится золотой, как мед.
И от этого тоже я был счастлив. С чего бы мне грустить?.. Я достал из кармана свои рисунки. И какие длинные! И он опять засмеялся. Я ведь никогда и не умел рисовать — разве только удавов снаружи и изнутри. И я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.
Потом прибавил: — Я упал совсем близко отсюда… И покраснел. И опять, бог весть почему, тяжело стало у меня на душе. Все-таки я спросил: — Значит, неделю назад, в то утро, когда мы познакомились, ты не случайно бродил тут совсем один, за тысячу миль от человеческого жилья? Ты возвращался к тому месту, где тогда упал? Маленький принц покраснел еще сильнее. А я прибавил нерешительно: — Может быть, это потому, что исполняется год?.. И снова он покраснел. Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли?
Но он сказал: — Пора тебе приниматься за работу. Иди к своей машине. Я буду ждать тебя здесь. Возвращайся завтра вечером… Однако мне не стало спокойнее. Я вспомнил о Лисе. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. XXVI Неподалеку от колодца сохранились развалины древней каменной стены. На другой вечер, покончив с работой, я вернулся туда и еще издали увидел, что Маленький принц сидит на краю стены, свесив ноги.
И услышал его голос: — Разве ты не помнишь? Наверно, кто-то ему отвечал, потому что он возразил: — Ну да, это было ровно год назад, день в день, но только в другом месте… Я зашагал быстрей. Но нигде у стены я больше никого не видел и не слышал. А между тем Маленький принц снова ответил кому-то: — Ну, конечно. Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди.
Образ самого принца глубоко автобиографичен, это как бы сам Экзюпери, только в детстве. Роза, которую маленький принц любит и охраняет, - возможно, представляет его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло.
А лис — хороший друг Экзюпери Сильвия Рейнхардт, которая помогала ему в трудные времена. Вот некоторые из них: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
С той минуты он не мыслил себя без полетов и высоты.
Но на экзаменах в Высшее военно-морское училище будущий писатель проваливается, после чего начинает брать частные уроки у профессиональных летчиков и спустя три года получает официальный диплом. Впервые как о литераторе об Антуане де Сент-Экзюпери заговорили в 1926 году, когда он опубликовал в журнале свой первый рассказ "Летчик". Тем не менее популярность и успех пришли намного позже, только через 13 лет, после того, как писателя наградили премией Французской академии за его книгу "Земля людей". В 1942 году, всего за два года до трагической гибели, из-под пера автора выходит книга, ставшая его визитной карточкой — "Маленький принц".
Казалось бы, сказка адресована детям, но ее с упоением читают и взрослые. Тонкий изящный слог, фразы, разлетевшиеся на цитаты, уникальные авторские рисунки, которые сейчас знают во всем мире — все это обеспечило произведению вечную актуальность. В 1999 году французская газета Le Monde поставила его на четвертое место в списке "100 книг века". Прообразом главной героини книги — своенравной розы — считают жену писателя Консуэло.
Женщина с латиноамериканскими корнями отличалась вздорным нравам и капризами, которые покорно исполнял ее супруг. Знакомые пары даже дали прозвище Консуэло и между собой звали ее "маленьким сальвадорским вулканом".
29 ИЮНЯ 1900 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА РОДИЛСЯ АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, АВТОР «МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»
2 Свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына приятеля Сент-Экзюпери. «Огромным утешением в наступившем для меня одиночестве, — признавалась Консуэло, — стало твое первое большое письмо, в котором ты сожалел, что «Маленький принц» не был посвящен мне. Прототипами для Маленького принца могли стать французский политик Пьер Сюрдо и сын друга Сент-Экзюпери Шарля де Коненка из Квебека.
Маленький принц
Стихотворение «Одинокий Маленький Принц» Автор О.А. Лавренова Вспомни сказку, где, движимый светом, Среди хрупких, истертых страниц, Ищет в небе родную планету Одинокий Маленький Принц. Автор самой известной русской версии «Маленького принца» Нора Галь в 1958-м году перевела эту книгу просто для собственного удовольствия, и чтобы порадовать друзей. Автор сопереживает Маленькому принцу, проникается его острыми впечатлениями и страданиями, идёт вместе с ним искать наугад колодец и даже баюкает своё подсознание на руках, как «хрупкое сокровище». Известно, что наброски были выполнены автором «Маленького принца» за два года до первой публикации произведения.
Рисунки Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу» ушли с молотка за полмиллиона евро
По завершению торжественной части гости долго не расходились, делясь впечатлениями об услышанном, о творчестве Антуана де Сент-Экзюпери, вдоволь наслаждаясь «роскошью человеческого общения». Организатор вечера, Мстислав Степанович Листов резюмировал его итоги: «Судя по отзывам, которые ко мне приходят, вечер оказался достойным той великой даты, которой он был посвящён. И все увидели, что де Сент-Экзюпери — это и наше знамя, как организации, которая ему посвящена, но это ещё и удивительно актуальное, созвучное времени слово, которое должно звучать для каждого, потому, что оно обращено к нам и отвечает движениям нашего сердца». Начинавшийся, как посвящённый де Сент-Экзюпери, Культурный центр стал местом притяжения лётчиков и космонавтов, литераторов, работников культуры и искусства, и там постоянно проводились встречи, посвящённые как творчеству, так и авиации и космонавтике. И это своё гордое предназначение, мы, все члены Русского Космического Общества, уверены — пронесёт сквозь годы и десятилетия и дальше. Потому что, «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.
И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». А жить следует ради великого будущего, будущего, которое мы растим, сохраняя память о таких писателях и воинах духа, как Антуан де Сент-Экзюпери. Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес.
Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка — тоже крупица Вселенной». Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего. И когда началась война — ни у кого не было сомнений, что Сент-Экс не окажется в стороне. И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой. Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки». Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы.
Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире. Быть или не быть царствам. И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» … Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа. Мой возлюбленный враг окончит свой и облагородит свой народ. Я думаю о нем, и он думает обо мне, хотя нет у нас общего языка, чтобы мы с ним встретились, ибо по-разному мы с ним и милуем, и казним, разные у нас уклады и разные суждения, но мы можем сказать, он мне, я — ему: «Этим утром и я подрезал мои розы…» Ибо Ты, Господи, общая для нас мера. Ты — узел, что связал воедино несхожие деяния! Мир, в котором люди лишь винтики в огромном государственном механизме — не для Экзюпери. И вместе с тем он убежден: для того, чтобы «сбыться», человек должен преодолеть свою обособленность и стать частью того, что больше него. И тогда все события и совпадения, казавшиеся случайными, обретут истинный смысл. Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадели» не суждено быть законченной никогда.
Но это не говорит о ее неполноценности или недоработанности. О такой незавершенности очень точно сказано в самой книге. Когда правитель говорит: «Стихотворение я написал. Осталось его поправить», мудрый отец ему отвечает: «Поправки и есть мои шаги к Господу». Такие поправки, дополнения и уточнения вносит каждый, соприкасающийся с «Цитаделью». С чем сравнить силу слова, находящуюся в нераздельной связи с жизнью? Тем, кто читал его, кажется, и рассказывать не о чем. Все есть в его строках. Или между ними. Как проницательно заметил К.
Кедров, «трудно найти писателя, который был бы так похож на самого себя. На свою рыцарскую родословную и на свою рыцарскую, героическую жизнь. Но прежде всего — на свою принципиальную прозу». В истории литературы были писатели более плодотворные и более титулованные. Но сдвинуть мир с мертвой точки злобы и безразличия способны лишь единицы. Экзюпери это удалось. Перейдут времена, Ты станешь складывать в житницу сотворенное.
На девятом — вновь «Маленькие женщины», но уже в аудиоформате. Замыкает рейтинг сказка «Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс, во многом ставшая популярной в мире благодаря знаменитой экранизации мультипликатора Хаяо Миядзаки, побившей в Японии рекорд кассовых сборов и номинированной на премию Оскар.
Что цитируют из детских книг? Топ-5 цитат по самому большому количеству оценок читателей принадлежат «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Популярность этой книги не оставила шансов другим произведениям рейтинга. На первом месте — «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать» более 840 отметок читателей. На втором — «Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр» более 790 лайков.
Кстати говоря, прообраз капризной и трогательной Розы хорошо известен. Это Консуэло — жена Экзюпери, импульсивная латиноамериканка, которую друзья Антуана прозвали «маленьким сальвадорским вулканом». Взрослые: Антуан и Консуэло «Маленький принц» переведен на десятки языков и является одним из самых продаваемых в мире литературных произведений: к настоящему времени куплено более 200 миллионов экземпляров. Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Будь то дом, звезда или пустыня — самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос?
Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять
От былого величия остался лишь титул, боевой дух предков и несомненные творческие способности. Маленький Антуан рос очень способным ребенком - он играл на скрипке, писал стихи и музыкальные пьесы. Однажды многогранный талант мальчика проявился в неожиданном ракурсе изобретателя: мечтая ощутить себя парящей птицей, он соорудил и прикрепил к велосипеду экран из ивовых прутьев и старой простынки. В тот раз взлететь не получилось, но мечтать о небе он не перестал. Как Сент-Экзюпери стал пилотом Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год, когда его призвали в армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры, Сент-Экзюпери записался в полк истребительной авиации в Страсбурге. Сергеев Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского летчика.
Спустя еще несколько месяцев он получил права уже военного пилота. В 1922 году Антуан окончил курсы для офицеров запаса и стал младшим лейтенантом. В октябре он был назначен в авиационный полк в Ле-Бурже под Парижем, а уже в январе 1923-го с ним произошла первая авиакатастрофа - он получил серьезную черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Антуан де Сент-Экзюпери переселился в Париж, где занялся литературой. Весной он начал работать на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар.
В октябре его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он написал свое первое произведение - роман "Южный почтовый". О том, насколько сложной и опасной была служба в этом регионе, и насколько хорошо с ней справился летчик, говорит тот факт, что спустя всего год после возвращения во Францию в 1929-м Антуан де Сент-Экзюпери был награжден Орденом Почетного легиона - за вклад в развитие гражданской авиации. В представлении к этой награде было сказано: "Имея исключительные данные, пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. Начальник аэродрома в Кап-Джуби, в пустыне, окруженный враждебными племенами, постоянно рискуя жизнью, выполнял свои обязанности с преданностью, которая превыше всяких похвал. Провел несколько блестящих операций.
Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков". Сент-Экзюпери во время Второй мировой войны 4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, капитан запаса Антуан де Сент-Экзюпери был мобилизован, хотя и признан врачами негодным к несению летной службы и по возрасту, и по состоянию здоровья.
В Санкт-Петербурге открылась выставка под названием «Книжные аллеи». По замыслу организаторов, она должно воплотить в себе лучшие традиции советской и дореволюционной книжной торговли.
Ставшее легендарным произведение, неоднократно экранизировали в кинематографе, мультипликации, на театральной и балетной сценах разных стран. В завершении мероприятия состоялся просмотр мультипликационного фильма по одноименной книге. Трогательная, а иногда наивная, история Маленького принца не оставляет никого равнодушным. Маленький принц — это символ человека — странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни, — отметила ведущая.
У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший. В конце 1935 года, измотанный постоянным стычками с Консуэло, Антуан решает совершить наиболее длительный перелет на самолете и побить мировой рекорд в 98 часов 52 минуты, добравшись из Парижа в Сайгон, что на юге Вьетнама. Несмотря на уговоры жены остаться, ранним утром 29 декабря он вместе с механиком сел в самолет и взлетел. Они пересекли Францию, затем Средиземное море, долетели до египетской Александрии, где, совершив дозаправку, отправились дальше — в зону бескрайних песков Сахары.
Глубокой ночью, полагая, что Каир рядом, Экзюпери пошел на снижение... Самолет разбился, летчику с механиком повезло уцелеть. Но они оказались в центре бескрайней пустыни, их бак был пуст. Запас провианта также не внушал оптимизма: небольшой термос кофе, немного вина, несколько виноградин и апельсин. Уже под вечер они видели миражи и только через три дня, умирая от жажды и палящего солнца, были спасены бедуинами. В первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья.
Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Во Францию они вернулись героями. Вскоре Экзюпери начнет работать над репортажами для газет, освещая Гражданскую войну в Испании, и займется подготовкой эссе для «Планеты людей». Ненависть к нацизму растет, желание бороться с ненавистным режимом усиливается с каждым днем. Не способный противостоять ужасам цивилизации, он опишет свой страх за человечество в наивном рассказе Маленького принца о могущественных баобабах, разрушающих планету. Это семена баобабов.
Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. Война отняла у Экзюпери родную Францию, в которой он провел счастливые годы детства, она лишила его близкого друга и напарника Анри Гийома, чей самолет был атакован итальянским истребителем.
Ярый противник коллаборационистского режима Виши, в конце 1940 года он вынужден был покинуть оккупированную немцами родину и переехать в Америку. Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора. Здесь он ощутил себя, как в настоящей пустыне — среди небоскребов и толп равнодушных людей, бездумно блуждающих по улицам и не способных радоваться простым вещам. Летом 1942 года, страдая от жары, нависшей над Манхэттеном ее хорошо описал Сэлинджер в повести « Выше стропила, плотники » , он пишет в «Письме заложнику»: «Пустыня совсем не там, где кажется. В Сахаре несравнимо больше жизни, чем в столице, и людный город, полный суеты, — та же пустыня, если утратили силу магнитные полюса жизни».
Это обращение от лица эмигранта к сорока миллионам французов появилось одновременно с «Маленьким принцем» и во многом перекликалось с наивной детской сказкой, герой которой не разделяет ценности короля и делового человека. В «Письме заложнику» Экзюпери повторяет простую истину: превыше всего стоит ценить простые вещи — радость улыбки, тепло дружбы, о которых люди забывают в век господства тирании и коммерции. Будь у меня пятьдесят три свободных минуты, я бы просто-напросто пошел к роднику. Через две недели после выхода «Маленького принца» в американском издательстве, он покидает США.
Вечный бестселлер и настоящая классика: феномен «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
Басинский: Даже если мы узнаем правду о гибели Экзюпери, мы в нее не поверим | Автор «Маленького принца» служил как гражданским летчиком, так и военным. |
Рукопись «Маленького принца» впервые представили на выставке в Париже | Но даже если вы знаете «Маленького принца» наизусть, вот несколько фактов о книге и ее авторе, которые, возможно, станут для вас. |
Первую сказку написал в 6 лет, погиб от рук читателя. Факты об Антуане де Сент-Экзюпери
В СССР "Маленький принц" пришел в 1959 году, сказку напечатали в журнале Москва в блестящем переводе Норы Галь. Автор поднимает тему любви и дружбы, которые занимают центральное место в повести «Маленький принц». Писатель создал свое произведение в Нью-Йорке, куда отправился после оккупации Франции фашистами. Большая часть истории вращается вокруг отношений таинственного звездного принца с розой — деликатной и требовательной, — за которой он ухаживает. "Автор "Маленького принца" обращается к ребенку, который обладает чистой магией, свойственной детству. Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, имя которого знает каждый, кто знаком с книгой «Маленький принц».
Вечный бестселлер и настоящая классика: феномен «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
В России есть подобная норма, и она еще радикальнее - для репрессированных, но реабилитированных авторов традиционные 70 лет авторских прав исчисляются не с момента смерти, а с момента реабилитации. К чему это приводит - мы видим на примере творчества известного поэта Николая Гумилева. Николай Гумилев Он, как известно, был обвинен в участии в офицерском антисоветском заговоре и расстрелян в 1921 году. В постсоветской России в 1992 году дело было признано сфабрикованным и все осужденные по делу «Петроградской боевой организации» были реабилитированы. Поэтому все желающие напечатать или даже просто процитировать в книге какое-нибудь стихотворение про "изысканного жирафа" будут вынуждены идти на поклон к наследникам и согласовывать с ними условия. А наследники будут получать денежку за издания сочинений поэта не много, ни мало, а до 2062 года.
Там он дописал «Маленького принца». Но Экзюпери не мог жить в чужой стране: его звали небо и любовь к родине. В 1943 году он был снова зачислен в боевую часть. Прежде чем вернуться на войну, писатель навестил своего друга — журналиста Сильвию Гамильтон Рейнхардт, передал ей рукопись «Маленького принца» и сказал : «Хотел бы я, чтобы у меня было что-то великолепное, чтобы вы запомнили меня, но это все, что у меня есть». Многие исследователи творчества писателя считают, что именно Сильвия стала прототипом Лиса.
В 1944 году Антуан де Сент-Экзюпери отправился в разведывательный полет, из которого так и не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно. Казалось, он, подобно Маленькому принцу, просто вернулся домой — на свою планету. В 1988 году в море близ Марселя рыбак нашел браслет, на котором были выгравированы имена французского писателя и его жены Консуэло.
Маленький принц — это образ самого Антуана де Сент-Экзюпери, только возвращённого в детство и лишённого взрослых цинизма и жёсткости. Хрупкая и прекрасная Роза, нуждающаяся в заботе, — без сомнения, супруга Экзюпери Консуэло. Эту вспыльчивую жгучую латиноамериканку друзья ласково называли «маленьким сальвадорским вулканом». У Антуана и Консуэло были сложные отношения, они жили практически врозь, однако между ними явно существовала глубинная связь. Считается, что идея о Лисе принадлежит подруге Экзюпери Сильвии Рейнхардт, с которой его связывала нежная и, кажется, не совсем платоническая дружба. Правда, переводчица Нора Галь, подарившая «Маленького принца» русским читателям, считает, что Лис отвечает в произведении исключительно за образ друга и ни в коей мере не соперничает с Розой. Кажется, сам Экзюпери не слишком переживал за судьбу рукописи.
То есть то, как сложатся отношения людей друг с другом, во многом зависит от тех слов, которые вы произнесете, от той интонации, с которой вы их произнесёте. Какое чувство испытал по отношению к Маленькому принцу? Лис почувствовал доверие к Маленькому принцу, начал раскрывать ему свою душу и даже попросил помочь ему реализовать свою мечту. Важно — научится понимать друг друга. Следовательно, что ещё необходимо в дружбе? Но давайте вернёмся к Маленькому принцу и Лису. Маленький принц приручил Лиса — они стали друзьями. Теперь Маленький принц из 10 тысяч лисиц узнал бы своего Лиса, и наоборот. И тогда Лис сказал: «Поди взгляни на розы в саду ещё раз. А потом я открою тебе секрет». Зорко только сердце… Лис учит истинному пониманию дружбы. В бешеных скоростях современной жизни, в спешке, при нашем нежелании осмыслить прожитые дни гибнут любовь и дружба. Некогда поговорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Дружба, любовь тоже становится испытанием…». Какой отважный поступок должен совершить Маленький принц, чтобы вернуться на свою планету? Ради того, чтобы улететь на свою планету, он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала, отважный принц примет ее, потому что он в ответе за свою маленькую планету и свою розу. Путь его лежит через самопожертвование. Мальчик пойдёт на смерть в надежде перенестись туда, где в нём больше нуждаются. Тогда-то Лётчик поймёт самый важный секрет: жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое — свое время. Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Цветы дружбы и любви. В отличие от отношений человеческой дружбы и любви, в отношениях между человеком и животным нет ничего случайного. Если человек поставит перед собой цель — приручить животное, он непременно добьётся своего. Если он возьмёт на себя ответственность за животное, оно обязательно привяжется к нему. Приручение есть искусство, которому можно научиться, игра по правилам, которые можно усвоить. А что если перенести это искусство и эти правила на отношения между людьми? Тогда люди возьмут на себя ответственность друг за друга, как тот, кто приручает, и будут преданы друг другу, как тот, кто приручен. Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне — встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством.