Новости служба великого поста первая неделя понедельник

Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений. Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений.

Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций

Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. Публикуем краткий фоторепортаж с вечернего богослужения с чтением Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском соборе. ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи.

Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста

После строгой первой недели поста наступает седмица, посвящённая святителю Григорию Паламе. Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.

Даты Страстной недели в 2024 году

  • Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
  • Богослужение первой седмицы Великого поста — Википедия
  • Monday of the first week of Lent – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery
  • Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024
  • [18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста
  • Молитва в понедельник первой седмицы Великого поста

Как проходит 4 неделя великого поста?

Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей.

Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки. На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения. Светилен Троичный текущего гласа.

С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же. Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.

В этой статье вы узнаете, что можно и нельзя делать православным христианам, когда наступает первая неделя Великого поста. На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году По православному календарю в 2024 году Святая или Великая Четыредесятница начинается в феврале. Первая неделя поста стартует в понедельник, 18 марта, и заканчивается в воскресенье, 24 марта. Особенности первой недели Великого поста Анафематствование До 1919 года Церковь проводила обряд отлучения — анафематствование ересей и проклятие преступников. Сегодня его проводят только в соборных храмах. Как правильно питаться в первую неделю поста Ешьте дробными порциями 5-6 раз в день. Включайте в меню каши , бобовые и грибы. Пейте больше воды.

Кто определяет меру поста Строгим канонам следуют монахи. Миряне решают, какие ограничения будут соблюдать, с помощью духовника или исповедующего священника. Кому не рекомендован отказ от пищи Отказываться от еды не стоит беременным и кормящим , пожилым, детям, всем, кто имеет диабет , онкологию и проблемы с ЖКТ. Посоветуйтесь с лечащим врачом. Как называется первая неделя Великого поста Первую седмицу поста называют Торжеством или Праздником Православия. В современной Русской Православной Церкви она посвящена всем умершим последователям православной веры, а также тем, кто продолжает их дело сегодня и следует канонам религии. Установление этих традиций произошло в 843 году. Во время Константинопольского собора, который созвала византийская императрица Феодора, иерархи церкви восстановили иконопочитание в Византийской империи. Интересно Сохраните себе: календарь питания на Великий пост Что можно делать на первой неделе Великого поста Помимо суровых ограничений в еде, в первую седмицу поста верующим рекомендуется усердно молиться — читать самим и слушать в храмах Великий Покаянный канон Святителя Андрея Критского, жившего в VIII веке. Первый понедельник Великого поста называют «Чистым».

В этот день принято делать уборку в доме после Масленицы. Лучше вообще воздержаться от приема пищи. Пить можно, но только свежую, родниковую или очищенную воду, компоты, соки, кофе и чаи. Во вторник и четверг разрешается горячая пища без подсолнечного масла. Среда и пятница — дни «сухоядения».

Или думаешь: ой, я так попостился, я такой молодец. И думаешь: ой, как везет тем, кто не постится, вот они сейчас поели все, что хотели. И в итоге сердце внутри, оно тянет нас в другую сторону. То есть слова и дела, слава Тебе, Господи, нам пока еще, где мы усилия прилагаем, ведут нас ко Христу. А сердце вот, где?

Оно уходит в другую сторону, потому что сокровище его осталось здесь, на земле. Именно поэтому наша задача не только себя пересиливать и бороться между внутренним таким и внешним человеком, а достичь вот того настоящего святоотеческого целомудрия. Целомудрия не в узком смысле слова, в плане какой-то нравственности отношений между полами, а именно целомудрия как Господь сказал: будьте едины, как Я с Отцем. То есть цельность человеческой природы, то что у тебя и сердце тоже на это направлено. То что ты думаешь: а как вот, однако, стоит вопрос следующий, как же поступить, когда об этом и думать-то неохота. Вот здесь нам полезно лишний раз открыть Евангелие и прочесть. Хотя, возможно, слова евангельские у нас уже отлетают от зубов, нас посреди ночи разбудишь, а мы процитируем Евангелие с любого места. Ну а зачастую и не процитируем. Но даже если какие-то места, для тебя они очевидны, ты их сто раз читал, сто раз слышал проповеди, передачи по ним, все равно имеет смысл открывать, вчитываться, вдумываться, сравнивать с какой-то своей жизненной ситуацией сейчас, укрепляться ими. И тогда вот, свое сердце посвятив тоже сокровищу небесному, слову Божиему, сошедшему с небес вместе с Самим Богом, Который воплотился и принял нашу человеческую природу, тогда нам будет легче, тогда мы сможем преодолеть вот ту постоянную внутреннюю борьбу.

Борисова — Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица». И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник». Причем название это хоть и неканоническое, но вполне оправданное, даже исходя из ветхозаветных чтений, которые положены на этот день. Это 1-я глава Книги пророка Исаии и слова: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Вот с этих слов, с этого камертона, начинается наше вхождение в Великий пост. А дальше — дальше, я думаю, большинству из наших радиослушателей известно, что первые четыре дня первой недели Великого поста, они посвящены Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского. Вот давайте поговорим о том, что это за канон, и почему так важно для Церкви, чтобы целые четыре дня подряд мы погружались в этот текст.

Иерей Стахий — Большое спасибо, что вы сделали акцент на чтении из пророка Исаии. Тоже я вот в голове не держал, что именно с этих слов начинаются, по сути, богослужебные чтения Священного Писания на всем протяжении Великого поста. А они очень созвучны с тем самым настроем покаянным, который должен человек получить. Вот Великий покаянный канон, он, по сути, этот настрой помогает как-то стяжать. Однако одно дело — настрой, а другое дело — реализация. А у нас проблема, особенно проблемы в Русской Православной Церкви, где, увы, люди только учатся причащаться почаще, а при этом привыкли, что обязательно перед причастием перед каждым надо поисповедоваться. Даже если у тебя нет никакой перемены души, просто формально что-то там перечислить. Вот здесь мы видим условия, которые говорит не пророк Исаия, а говорит Сам Господь, говорит: вот подходите, разберемся и, действительно, ваши грехи Я очищу, убелю, и будет все у вас хорошо, — то есть Господь обещает пророчески, это Ветхий Завет, еще этого не происходит. Но вот мы живем в Новом Завете, и мы можем это получить — абсолютное прощение, абсолютное избавление от греха. Но перед этим очень важное условие: взять надо, от этого греха отстраниться; взять, этот грех победить; взять, начать делать добрые дела — и только тогда идешь на исповедь.

Если ты идешь на исповедь, а ты не меняешься, то можешь не надеяться на то, что тебя Господь рассудит и тебя обелит, очистит, твои грехи сделает как небывшие. Даже если ты будешь подходить на исповедь хоть каждый день, даже если ты будешь копаться и длинные списки писать, все равно ты будешь в духовном тупике. Хотя он разрешается еще словами пророка Исаии за семьсот лет до пришествия Христа. Кстати, это лишний повод нам, вот мы порой не ценим, что у нас есть. Мы, люди Нового Завета, мы живем в таинствах Церкви, мы можем спокойно сейчас, тем более в условиях, когда нет гонений, прийти в храм, причаститься. И как-то вот то, что Ветхий Завет, ветхозаветные люди страдали, готовили это пришествие Христа, как-то уже нами забывается. И как если ты пришел в какую-то компанию, попал только на середину разговора, и ты пытаешься к нему подключиться и что-то сказать, а какие-то вещи уже давно обсудили, а какие-то вещи не только обсудили, но и поняли, что они ошибочные или какие-то решения уже даже реализовали в жизни, разобрались, что они не дают эффекта. А ты пытаешься, и ты искренне, от чистого сердца, ты пытаешься включиться во все это, что-то сделать, как-то помочь, но не получается. Вот поэтому тоже, дорогие друзья, как раз Ветхий Завет, который мы читаем Великим постом, а действительно мы призваны его читать. Недаром новозаветные евангельские и апостольские чтения в дни, собственно, Великого поста, то есть в будние дни Великого поста суббота и воскресенье — это некое исключение из правил , на него надо обращать внимание, тогда мы сможем найти настоящий покаянный настой, который будет не формальный, не ради галочки, а который будет все-таки связан с действительным изменением жизни.

То, что у нас на Руси «чистый понедельник» назывался «чистым» и, как мы знаем, там порядок наводили — вспоминаем Шмелева, его описание, то тоже вот мы говорили о том, что как правильно, чтобы сердце было направлено ко Христу, а не только снаружи к Нему стремиться. Но можно и сердцу в обратную сторону тоже помогать. Если уже сердце пока далеко от Христа, ну начни там хотя бы действительно порядок дома наведи, как-то приберись, как-то вот сделай вещи формальные и, может, и сердцу будет легче стартовать. Дальше мы видим Великий покаянный канон, и видим мы вещь, которая ну совершенно неуставная. Точнее вещь, которая, как и весь устав, живет и меняется. Порой можно встретить богословски неграмотных людей, которые тем не менее обладают некоторым рвением, и они начинают говорить: ой, это там по уставу, не по уставу. Ну только человек, конечно, у которого есть богословская подготовка, просто посмеется, а люди, далекие от богословского образования, могут даже смутиться и за такими людьми повестись. В частности, надо помнить: в первые четыре дня Великий покаянный канон уставом не положено читать, он читается ровно в середине Великого поста. Это уже ты прошел половину Великого поста, осмыслил свою жизнь, и потом, на такой специальной службе, Стояние Марии Египетской, в среду, ровно так середина Великого поста... Борисова — Пятая неделя.

Иерей Стахий — Пятая неделя, то есть даже больше половины, ну с учетом еще Страстной седмицы, тоже некоторое уравновешение. Откуда же это берется на первой неделе? А как раз потому, что устав, как вот Господь говорил даже про весь Ветхий Завет, Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы, — так и устав для человека, а не человек для устава — устав меняется. И вот то, что перемены происходят на наших глазах, причем не во всей Церкви, а например, только в традиции Русской Православной Церкви. Да, у меня есть друзья, которые служат в других Поместных Церквях, они Великим постом пришли с утра, послушали Ветхий Завет на службе, кстати, тоже поэтому они не пропускают вот эти важные слова пророка Исаии, а вечером уже обычная коротенькая служба, вечерня, на которую мало кто выбирается. А почему все-таки взяли и вот так, можно сказать, поперек устава, Великий покаянный канон на эти первые четыре дня поставили? Потому что, увы, когда мы живем не в ритме такой религиозной жизни, а живем в мире в суетном, чтобы нам немножко вынырнуть из этой суеты, когда мы вечером прибегаем с работы и опускаемся за компьютер или плюхаемся там на диване перед телевизором — ну то есть вот мы вроде у нас есть время выйти из суеты, а мы все равно не выходим, Церковь дает нам некоторую поддержку, опору: ты можешь найти вот такой оазис — прийти в храм, забежать после работы в храм рядом с работой или доехать в храм рядом с домом и заглянуть. И да, это тяжелее — да, ты после работы не отдыхаешь, да, ты отдыхаешь меньше, если ты там на кусочек, канон послушал, но на повечерие с поклонами не остался, нет сил уже, там надо на завтрашний день какой-то запас их получить, восстановить. Но уже то, что ты пришел, и вот этот Великий покаянный канон, ему сердцем внимаешь, это дает тебе возможность из суеты вынырнуть и на покаянный настрой — не на перечисление грехов, чтобы прийти на первой неделе поста батюшку сразить своим длинным списком, а именно на изменение жизни, вот на это силы от Господа получить. Борисова — Протопресвитер Александр Шмеман обращал внимание еще на то, что многие современные люди считают, что переизбыточность библейских образов в каноне, она, в общем, архаична.

Он говорит, что совсем нет. Просто цель Великого канона — вернуть человеку понятие греха в его библейском и евангельском смысле. Потому что то, что мы сейчас считаем грехом, зачастую и не грех вовсе, а так, какие-то мелкие слабости. А вот то трагическое, что отвергает человек, согрешая, как он себя самого отводит от любви Божией, можно прочувствовать, только если вернуть вот это ощущение, с которым переживали ветхозаветные праведники свое отторжение от Бога. Иерей Стахий — Если мы посмотрим на круг общения, вот смотришь круг общения и, если в него входит человек, который не знает какую-то предысторию — как вы вместе там в студенческие годы учились со своими друзьями, какие вы шутки шутили, не понимает какого-то контекста происходящих событий, или человек оказался за рубежом, идеально язык выучил, а не понимает фразеологизмов, не понимает, чему люди смеются, отчего люди плачут, переживают, потому что нет контекста. Точно также и без этих библейских образов христианин находится вне контекста. Он вроде, правда, стремится быть христианином, но еще не все понял. Даже если он разумом понял, то не все почувствовал. То, что человек смотрит там, в Соединенных Штатах, если он видит силуэт двух башен — он сразу вспоминает там теракт 11 сентября.

Верующим нельзя есть мясо, молочные блюда, сливочное масло, рыбу, яйца, а также белый хлеб, сдобную выпечку. И, конечно, нельзя употреблять любые алкогольные напитки. Во вторник и четверг второй недели Великого поста нельзя есть пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Что можно есть на второй неделе Великого поста 2024 года Во время Великого поста можно есть фрукты, овощи, соль и иногда растительное масло. Кто не способен отказаться от сладкого, может добавить в меню горький шоколад, мёд, фруктовые соки и сухофрукты. В субботу и воскресенье второй седмицы можно есть горячую пищу с небольшим количеством растительного масла. Важные праздники второй недели Великого поста В 2024 году 9 марта по православному календарю верующие будут отмечать Вселенскую родительскую субботу. Ранее Life.

Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя

Это период примирения, которое является радостью Божией и дает новое начало для жизни души. Нужно удалиться от зла и недобрых помыслов, воздерживаться от похотей, не нарушать обещаний и клятв, данных людям и Богу, удерживать гнев, не распускать сплетен. Подробно о 4-й неделе Чтобы утешить верующих и подкрепить их силы и веру, на четвертой неделе продолжается поклонение Кресту Господню, который находится в церкви вплоть до пятницы. Соответствующие крестопоклонные службы проходят в понедельник, среду и пятницу. В пятничный день после окончания Часов традиционного поклонения и лобзания Креста он торжественно уносится в алтарь.

Но Крест призван не только поддержать волю постящихся христиан. Его примером церковь напоминает мирянам о смирении, которое принял Господь на кресте. Не осуждай ближнего, не возвышайся над другими своими добродетелями, а смиренно помышляй лишь о своих собственным прегрешениях — учит православная церковь в эти дни. В четвертую седмицу надлежит православным возблагодарить Господа за то, что дал сил благополучно достичь середины Великого поста.

Но те, кто не постился и не творил молитв в это время, кто пренебрегал заветами и традициями, должны скорбеть и просить о милости Божией. В субботний день происходит особое поминовение усопших, а в воскресенье отмечается день памяти Иоанна Лествичника, который своим житием показал, как можно из духовного несовершенства вырасти до той святости, которая предложена Господом и святым Крестом. Вся жизнь Иоанна — это великий подвиг.

Накануне вечером совершается таинство Исповеди. Утренние Богослужения не отличаются особой торжественностью. Большая часть текстов читается псаломщиком.

На утрени, часах и вечерни читаются сразу несколько кафизм из псалтири, которые и составляют большую часть великопостного Богослужения, совершаемого утром. По окончании утреннего Богослужения совершается поминовение усопших на литии. Вечером с понедельника по четверг включительно, в православных храмах служится Великое повечерие с чтением великого покаянного канона Андрея Критского.

Среда Крестопоклонной седмицы — единственный день периода Святой Четыредесятницы, имеющий особый светилен, и этот светилен составлен специально для этой службы ради преполовения поста. Этот день именуется «средопостной» средой, то есть даже имеет особое название.

Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником — Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода. Что можно в 4-ю неделю Верующие, соблюдающие пост, чувствуют себя хорошо и уверенно, за предыдущие 3 недели удалось побороть желание вернуться к мясной и молочной продукции. Церковь советует продолжать поститься, ежедневно читать Святое писание, находить время для искренней молитвы и посещения храмов. Больше внимания стоит уделить семье, отношениям с родственниками и друзьями. Поскольку празднуется память Иоанна Лествичника, стоит вспомнить его учение о покаянии.

Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать. Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать.

Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение.

У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо.

Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это — всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет.

Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю. Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок. Не хорошо это. Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца. Наше Солнце — Христос. Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен.

И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить. И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма. Автор: протоиерей Андрей Ткачев Источник: собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачева Иже в девятый час на кресте нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь во дни Великого поста обращается к Господу нашему Иисусу Христу, нас ради плотию смерть вкусившему , и просит за всех христиан, чтобы Бог умертвил плоти нашея мудрование.

Какие таинственные слова! Что означает мудрование плоти и почему оно для нас представляет такую опасность, что мы желаем полного искоренения его в нас? По образу Своему и подобию создал людей Бог. Все в человеческом существе гармонично и премудро устроил Всевышний Творец. Каждый из нас в единстве своем троичен, имея дух, душу и тело. Дух — это глас Божий в нас. Дух, как владыка, всем управляет, руководит и главенствует. Душа — наша бессмертная сущность, ей принадлежат чувства, размышления, рассуждения и помышления, она обладает многими свойствами, определяющими отношение к жизни.

Тело же существует по естественным природным законам, обеспечивающим жизнедеятельность нашего организма. Итак, в человеке все происходит как должно, правильно взаимодействует и дополняет друг друга до тех пор, пока гармония не нарушается грехом. Когда мы начинаем уклоняться от воли Творца, предаемся страстям и порокам, нарушается согласие и в нашем триединстве. Тогда-то вот и возникает это состояние, которое называется в церковном понимании мудрованием плоти. При этом плоть человеческая возвышается, а дух унижается. Проще говоря, когда мы начинаем больше думать о земном, а не о небесном, все переворачивается с ног на голову. Мудрование плоти есть бунт против духа. В таком состоянии грешник не желает каяться, но стремится всячески оправдать свои беззакония.

Мудрование плоти, или возвеличивание земного, плотского начала в человеке, насквозь пронизывает ядом греха всю природу его. В основе такого мировидения, мировоззрения и определения собственного места в жизни лежит самолюбие, желание прославиться не славой Божией, а почитанием общественным, почестями человеческими. Вот почему и все устремления направлены на потворство похотям и страстям, на служение различным прихотям. Апостол Павел писал: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти Гал. И в естестве нашем всегда были и будут два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Творцу. Преподобный Нил Синайский учит: « Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить ». Неуемная жажда плоти, возгреваемая различными страстями и соблазнами, приводит к ее мудрованию, когда начинается погоня за удовольствиями и наслаждениями, которые, как злокачественные образования, разрушают целостность человеческого существа, созданного по образу Божиему. Страшно даже подумать о том, во что для нас, грешных, такое состояние выливается!

Прежде всего, появляется равнодушие к вере и Богу, небрежение к делам милосердия и любви. Маловажное и несущественное при этом выдвигается на первый план, а все действительно важное в очах Господних низводится порой до отрицания. Где уж тут о Боге подумать, когда ум и душу пленяют тщеславие, жадность и ненасытность в стремлении к обогащению, возведение собственной злой воли к противоборству Божественному Промыслу?! Где уж тут о ближних переживать, если мудрование плоти превозносит человека превыше всех, раздувая гордыню до неимоверных размеров… Даже по отношению к себе самому человек, порабощенный мудрствованием плоти, становится врагом, потому что занимается непотребствами, которые ведут его к двойной погибели — и физической, и духовной. Святитель Иоанн Златоуст говорит: « Пока плоть сохраняет подобающее ей значение, не бывает ничего несообразного. Когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда мы все губим и портим не по своей собственной природе, но вследствие неумеренности и происходящего в ней беспорядка ». И вот уже незаметно различие между добродетелью и пороком. Греховная плоть руководит и мудрствует, а дух изнывает, тоскует, но слепо подчиняется этим распоряжениям.

А где же, спрашивается, при этом совесть человеческая, почему она молчит? Не молчит, но затмевается греховной силой. Мудрование плоти — источник греха. Но как же нам преодолеть столь неблаговидное состояние, как избавиться от мудрования плоти? Ведь мы прекрасно понимаем, что если уж греховная плоть возобладала над душой и духом человека, то добровольно она от своего владычества не откажется. Даже очень сильное желание бороться со грехом не всегда реализовывается успешно. Все мы немощны и слабы: очиститься, освободиться, отвергнуться от беззаконий и собственных страстей крайне трудно. Но и в отчаяние впадать не стоит.

Да, мудрование плоти, если оно овладело нами, проявляет большую власть и упорство, однако отступает пред неизреченной помощью Божией. Небесная сила легко и быстро снимает с нас узы греха, наполняет истинной и искренней верой, твердой уверенностью в Промысле Божием и благодатной христианской любовью. Господь всегда готов прийти на помощь, по первому зову нашему, дабы восстановить первозданную гармонию нашего природного триединства. Бог создал человеческое существо, с его естественными свойствами и потребностями, не для смерти. Но прародители наши согрешили, вкусили запретный плод, нарушили заповедь Божию, и после этого природа человеческая огрубела и теперь стремится к греховным удовольствиям, оскверняется всякими непотребными действиями: прелюбодеянием, нечистотой, блудом, гневом, ненавистью, злопамятностью, обжорством, пьянством, иными бесчинствами. Вот поэтому, когда мы говорим о плоти, правильнее всего разуметь не тело человеческое как таковое, а возбужденные страсти — гордое самолюбие и греховную чувственность. Плоть не довольствуется необходимым для жизни, а требует мнимо приятного. Борьба с мудрованием плоти сложна, но Господь не оставит нас одних в этой схватке, обязательно пошлет действенную Свою помощь.

Именно об этом просили мы в молитве, прозвучавшей за сегодняшним Богослужением: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Завершается Великий пост. Совсем скоро мы с вами, братья и сестры, станем свидетелями Страстей Господних. За грешный род людской распялся на Животворящем Кресте и претерпел мученическую смерть наш Спаситель, Христос Бог. Господь, приняв на Себя человеческую природу, явил миру пример, какой она должна быть, дабы наследовать блаженное Царство Небесное. Иисус Христос в полной мере вкусил смертные страдания, чтобы всех нас оживить Духом Святым, соделать достойными новой жизни. Помня об этом, будем смирять свое ненасытное греховное естество, влекущее нас в темные дебри страстей. Плоть может быть послушной духу, верной исполнительницей воли Божией.

Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?

Вечером 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. 7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний молился за уставными богослужениями в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Главная > Новости > События епархии > В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Александр совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Брянском кафедральном соборе.

Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста

The morning service of the first day of Great Lent was celebrated in the Trinity Cathedral of the Seraphim-Diveyevo monastery and included morning prayers, Matins, Orthros, the Hours, Typica, and Vespers. After litya, the ruling hierarch read a prayer for the beginning of the Holy Forty Days and blessed everyone before Lent. At the end of the service, the sisters, led by Metropolitan Georgiy and Mother Hegumenia, walked along the holy Kanavka.

Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей. Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки.

На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения. Светилен Троичный текущего гласа. С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же.

Это время особой молитвы и строгого воздержания. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие причащаются Святых Христовых Таин. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. В первые четыре дня Великого поста — с понедельника по четверг — на великом повечерии во всех храмах читается Канон преподобного Андрея Критского Великий канон , который настраивает христиан на подобающее проведение поста. Великий канон Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов, чудо церковной гимнографии. Его покаянные слова не оставляют никого равнодушным. Он начинается словами, обращенными ко Господу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?

Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Каждый стих Великого канона сопровождается псаломским припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза. На первой седмице Поста канон делится на четыре части. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг читается по девять песней канона. Верующие стараются иметь при себе текст канона чаще всего с параллельным переводом на русский язык и следят за ходом чтения, чтобы лучше понимать смысл.

Поэтому так важно чтение Священного Писания, а если есть возможность, то и житий святых; также, если есть навык чтения святоотеческих текстов, очень полезно читать святых отцов. Другими словами, нужно находить, особенно во время Великого поста, эту возможность, это окошечко в нашей повседневности, в нашей жизни, загруженной многими, хоть и не всегда значимыми событиями, — для того чтобы погружаться в священные мысли, доносимые до нас словом Божием, в мысли святых отцов. Как я уже сказал, богослужения дают нам такую возможность, хотя многим из-за незнания славянского языка затруднительно понимать все, что читается и поется в храме Божием. Может быть, это следует восполнять домашним чтением житий святых, но в первую очередь — чтением Священного Писания. Мы должны жить действительно богатой духовной жизнью. Вот тогда никакого вакуума внутри нас не будет, и никакая праздность не заполнится греховным содержанием. Но нужно еще и еще раз уразуметь, осознать, прочувствовать, может быть, даже выстрадать то, что пустота и праздность, то, что иногда так желанно и что мы по ошибке отождествляем с отдыхом, таковым вовсе не является. Господь, создав человека, предназначил его к труду и дал ему заповедь об отдыхе: шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему Исх. В новозаветной истории этот седьмой день стал воскресеньем, первым днем недели, который мы обязаны посвящать мыслям о вечности. Мы должны посвящать этот день уразумению того, чему Господь через слово Свое учит нас. И тогда мы действительно окажемся способными изгонять праздность из своей жизни, не создавать внутренний духовный вакуум, не пускать в свою жизнь все то греховное, опасное, погубляющее душу, что немедленно проникает в душу, если она пуста, если там вакуум, если там ничего нет. Великий пост учит нас многим важным смыслам, познание которых открывает нам путь к спасению.

О службах первой недели Великого поста

Службы первой седмицы Великого поста — Храм Рождества Христова г. Балаково В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения.
Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Утреня. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу.
Шестая седмица Великого поста Совершаются в понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмице, а также в среду вечером на пятой седмице Поста.
4 неделя великого поста: питание, запреты, молитвы Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью.
Шестая седмица Великого поста Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Великий пост по церковному уставу

  • Песнопения понедельника первой седмицы Великого поста
  • О праздности. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста
  • Понедельник первой седмицы Великого поста
  • Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста
  • Понедельник первой седмицы Великого Поста. Утреннее богослужение.

Как проходит 4 неделя великого поста?

Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста. Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.
[18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста В канун Родительской субботы 4-й седмицы Великого поста отслужен Парастас.
Календарь Великого поста: первая седмица — 7 марта -13 марта — Свято-Троицкий кафедральный собор Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста.
Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь Оглавление Служба во вторник первой седмицы Великого поста.
4 неделя великого поста: питание, запреты, молитвы Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.

У православных начинается пятая неделя Великого поста — «Похвальная»

Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности).
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста. 18 марта 2024 года в понедельник первой седмицы Великого поста, в Покровском соборе было совершено Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Молитва в понедельник первой седмицы Великого поста

Вы здесь: Главная Новости Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста. Великий пост – это семь недель (седмиц) духовного труда. Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Вы здесь: Главная Новости Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста.

Календарь Великого поста-2023: первая седмица

Иерей: «Сый благословен... Первый час, третий и шестой — всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.

Девятый час — также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается. К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.

По «Отче наш» кондаки:.

В Триоди есть песнопения на каждый день В. По сравнению с Типиконом Великой ц.

Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы.

Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см. Православия неделя. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. Особое значение имеет 2 будних дня В.

В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста в среду 4-й седмицы или Великого канона прп. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы ; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В.

Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп.

Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв.

Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский. На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же.

По Евергетидскому Типикону кон. XII в. Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп.

Марии Египетской вовсе отменяются, т.

Доедать ее запрещалось, выбрасывать — тоже. Подобные действия могут привести к семейным проблемам и болезни. Фото: pixabay. Воцерковленные люди, соблюдающие пост, в это время воздерживаются от еды и употребляют только чистую воду. Но это могут позволить себе только очень здоровые люди. Тем, у кого есть какие-либо проблемы, нужно воздержаться от подобных действий. Во всяком случае, посоветоваться с врачом.

Так как Чистый понедельник считают продолжением Прощеного воскресенья, в этот день люди тоже могут просить друг у друга прощения. Из языческих времен пришло убеждение в том, что если в Чистый понедельник съесть что-либо и не прополоскать потом рот, во сне можно увидеть нечистую силу, перепугаться и заболеть. Первую неделю Великого поста называют самой трудной. Человеку нужно суметь перестроиться, и не только в еде, но и в обыденных привычках. Следует уделить внимание рациону. Исключить мясо, рыбу, продукты, сделанные из молока, яйца и масло. Чистый понедельник: народные приметы В старину люди считали, что с Чистого понедельника весна по-настоящему вступает в свои права. Знали: если в этот день ясная погода, лето будет урожайным.

Хватит и пшеницы, и овощей, и фруктов. Если птицы шумят за окнами — к оттепели.

Для церковных людей это понятно, зачем нужно. Тем самым мы приобщаемся к тому самому древнему событию, соучаствуем. Это очень важно, но если человек не ходит в Церковь ему не все ли равно? Именно эта молитва читается на Всенощной, чтобы мы всю службу приобщались к этому событию. Начиная с Лазаревой Субботы, - мы видели там уже был четверопеснец Косьмы - всю Страстную седмицу у нас будут каноны Косьмы Маюмского. Косьма Маюмский - величайший гимнограф. В современной традиции канон поется только на Пасху, в некоторых храмах поют каноны и в другие праздники - и на Рождество поют, где 2 хора есть и на Благовещение где-то поют. Но все-таки это не повсеместная практика.

Повсеместная практика - на Пасху все поют, а в другие праздники - как получится. Можете себе отметить, что у старообрядцев в повсеместной практике - петь канон на Пасху и на Вербное тоже. И на самом деле это очень реально - он очень короткий, в каждой песни всего по 2-3 тропаря, можно спеть даже на один хор. По 3-ей песни канона есть ипакои, что свидетельствует о важности праздника. Ипакои бывают только на воскресной службе, там они находятся после Евангелия, и в самые большие праздники по 3-ей песни канона. Вот такой праздник. Отдание праздника бывает вечером на вечерне в этот же день, даже не на утрене, как на Благовещение, а в этот же день на вечерне. Вечерня на Вход Господень в Иерусалим. Вместо великого прокимна, к которому мы уже привыкли за время Великого Поста, обычный прокимен дня. На стиховне стихиры - первая - Входа Господня в Иерусалим, а две другие - посвященные страстям Христовым, на Слава и ныне - снова Входа Господня в Иерусалим, то есть такая тематика: еще Вход Господень в Иерусалим, но уже начинается тематика Страстей.

На этом заканчивается вечерня. В этот день положено малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского. Мы видим, что почти каждый день в Страстной седмице в Триоди 2 канона: один - для утрени, другой - для повечерия накануне. Утренние каноны принадлежат Косьме Маюмскому, а каноны на повечерии в большинстве своем принадлежат Андрею Критскому, т. В некоторых храмах, поскольку повечерия не служат, их переносят и поют или читают вместе с канонами утрени, соединяют канон повечерия вместе с канонами утрени. Это совсем нехорошо, поскольку они и с литературной содержательной точки зрения весьма различны - сочинения Андрея Критского и Косьмы Маюмского. Лучше было бы просто прочесть этот канон перед утреней, а затем начать утреню. Есть канон, зачем его куда-то вставлять? Ну, и конечно, нехорошо сокращать трипеснцы Андрея Критского. Почему-то Великий канон Андрей Критского все обязательно вычитывают сначала и до конца.

Не так уже много у нас песнопений Андрея Критского осталось - и так спокойно их выкидывать. Более того, в Великую Среду настоятель просит прощения у братии во всем, чем он согрешил во время Великого Поста, тем самым получается такая двоякость в определении границ Великого Поста: то ли он оканчивается перед Лазаревой субботой, то ли он оканчивается в Великую Среду. С одной стороны пост заканчивается у нас празднованием Страстей, а Лазарева Суббота уже отчасти относится к событиям Страстей Господних, тем более Вход Господень в Иерусалим. Поэтому, такая двоякая ситуация - она оправдана. Служится по Великопостному типу, но не совсем, а с рядом каких-то отличий. Основное тематическое содержание этих служб: воспоминание тех слов, которые говорит Христос перед Своими Страстями в последние дни. Что мы узнаем из Евангелия? Что после Входа Господня в Иерусалим Христос каждый день пребывал в храме и учил в притчах. После того, как Он пришел в Иерусалим, Он входит не просто, а чтобы умереть. После этого Он каждый день ходил в Храм учить народ в течение трех дней.

Это - в общем. А в частности - в каждый из 3-х дней есть своя специальная тематика: в Понедельник особым образом вспоминается чудо о проклятии смоковницы, когда Господь, идя в Храм, увидел смоковницу неплодную и проклял ее, и она высохла. Здесь я еще раз хочу напомнить вам про синаксари: по 6 песни канона на каждый день Страстной седмицы есть специальный синаксарь. Они очень глубокие и с богословской точки зрения, и интересны по содержанию. Рекомендую вам с ними ознакомиться. Вполне можно разобраться, тем более что есть русский перевод. Здесь разбираются подробно все эти события, их символика. Это первая тема понедельника, вторая тема понедельника - это воспоминание Иосифа Прекрасного которого братья продали в рабство. Как Христа продали, так и Иосифа. Иосиф прообразует Христа.

Во Вторник вспоминается притча о 10 девах, в среду - предательство Иуды, с одной стороны, а с другой стороны, оно противопоставляется тому, как грешница помазала Христа миром, приготовив его к погребению. Теперь перейдем к рассмотрению самих служб. Здесь у нас какая притча вспоминается? О 10 девах. Этот тропарь более подходит к Великому Вторнику, ну, и вообще подходит ко всем этим трем дням, поэтому он поется все эти три дня - в Понедельник, Вторник и Среду. Окончание его характерно для какого жанра? На самом деле можно сказать, что это троичен: он поется трижды и заменяет собой тот обычный троичен, какой мы имеем на Великопостной службе. В некоторых храмах совершается каждение храма. В Типиконе это указано. Затем читается кафизма, далее седален, и, наконец, после кафизм читается Евангелие - вот особенность - на Страстной Седмице на каждой утрени, на каждой вечерне читается Евангелие, причем какое Евангелие?

Евангелие о событиях этого времени, например, Евангелие на утрене в Понедельник говорит нам, что произошло в Понедельник с утра, на вечерне Евангелие говорит нам, что произошло вечером и т. У нас в Москве распространена практика служить утреню с вечера, а вечерню утром, получается некоторая аберрация: то, что произошло, например, в Великую Среду с утра, об этом мы узнаем в Великий Вторник вечером, а то, что произошло в Среду вечером мы узнаем в Среду с утра. Немножко печально, но ничего не поделаешь. Эта проблема, которая требует решения, но решения однозначного нет. В некоторых храмах служат на Страстной, как на 1 седмице поста утреню с утра, потом сразу часы и вечерню. Вот это было бы решением. Поскольку Минея, начиная с Лазаревой Субботы отменяется - 2 недели Минея не поется, а куда девать эти службы Минеи - по уставу - где они должны быть? Поскольку Минеи нет, то канон состоит из трех песен: 1, 8, 9 песни. Трипеснец Косьмы Маюмского. Далее обычное постовое окончание утрени великопостной.

Информация в лекции " Система психических процессов " поможет Вам. Часы по Великопостному уставу с кафизмами на 3 и 6 часах, но кроме кафизм и паремий на 6 часе на часах читается Евангелие - все целиком, начиная с самого 1 зачала от Матфея, заканчивая Евангелием от Иоанна перед Прощальной беседой 17 главы, то есть до Прощальной беседы Христа с учениками доходит и на этом останавливается. Эта практика одна из самых поздних. Одно из самых поздних Евангелий нашего устава - Евангелие на Страстной седмице. Они призваны изобразить символически Христа, учащего в храме, Евангелие - слово Божие, поэтому когда мы слышим Евангелие - с нами говорит Сам Христос. Что получается? Человек заходит в Церковь и видит храм, и в храме он слышит слово Божие - заходит в храм и слышит учащего там Христа - вот символика этих Евангелий, почему они читаются на часах. Утреня заканчивается на рассвете, вечерня начинается вечером. Весь день, весь этот промежуток заполнен Евангелием. Понятно, что такое осуществимо только в монастыре, где монахи могут на всю Страстную седмицу послушания отложить и заняться молитвами.

На приходах это неосуществимо, поэтому достаточно давно возник обычай Евангелие начинать вычитывать заранее. В большинстве храмов и даже на Афоне сейчас во многих местах Евангелие начинают читать заранее. Обычай этот - весьма распространенный, но он разрушает символику чтения. Имеется определенная символика, когда в другие дни церковного года читают обычные часы, а в эти дни именно часы, во время которых мы слышим как бы Самого Христа в храме. А когда уже начинаем Евангелие читать на Часах, уже со 2 седмицы поста, или с 6 седмицы - заранее, то эта символика полностью теряется, получается, что просто это какой-то элемент Великопостной службы - читать Евангелие на часах. Мне представляется, что лучше меньше прочитать на Страстной седмице, необязательно все Евангелие прочитывать: Евангелие и так прочитывается за год на Литургии. Лучше почитать поменьше на Страстной, чтобы народ мог работать, но не разрушать эту символику. Святые Отцы Евангелия из постных служб убрали, а мы его туда обратно вставляем. На вечерне - вместо обычных постовых Бытия и Притчей на Страстной мы читаем Исход и Иова, соответственно вместо пророчества книги Исаии на 6-м часе - пророчества книги Иезекииля, вместо законоучительного Бытия - законоучительный Исход, наконец, вместо нравоучительных Притчей - нравоучительный Иов, ну и дальше Литургия. На вечерне в Понедельник Евангелие от Матфея, зачало 98 о конце света учение Христа, Он не только в храме учил, это беседы Его с учениками.

Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров.

Великий пост 2024

И если об этом помнить, вот такой некоторый принцип: помни о смерти — и вовеки не согрешишь, то будешь и искренне у человека просить прощения, и вспоминать даже не его обиду, другого человека, а обиду, которую ты ему нанес. Потому что обида другого человека, которая тебе здесь, еще в земном мире, пока еще душа с телом не разлучились, тебе не мешает. А вот обида, которую ты, даже если она в десять раз меньше, в сто раз меньше, и если в результате конфликта ты виноват на один процент, а другой на девяносто девять, вот этот один процент того дурного, что ты сказал, сделал, подумал или, наоборот, не сделал — вот это тебя от спасения души при встрече со Христом может отделить. Борисова — Давайте теперь обратимся по традиции к тем отрывкам из Апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла Римлянам, из 13-й главы, начиная с 11-го стиха, и заканчивается этот отрывок уже в 14-й главе, 14-м стихом.

Я позволю себе просто процитировать то, с чего начинается этот отрывок, который мы услышим завтра: «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Тут я говорю себе: «стоп», и думаю: ну ведь когда мы уверовали, в особенности те из нас, кто вырос не в православных семьях, а пришел по зову души, уже во взрослом состоянии в Церковь, то как раз когда мы уверовали, кажется, мы и были наиболее близки к тому состоянию, к которому мы теперь с неимоверными трудами пытаемся приблизиться. Потому что тогда, по благодати, вот новообращенный чувствовал себя буквально чистым от всего, тем более что при крещении он как бы освобождался от всего того груза, который за те годы, когда он не был в Церкви, на него налипло.

Иерей Стахий — Действительно, рождение свыше, крещение, рождение от Духа Святого — это то состояние, которое потом человек на протяжении всей своей земной жизни, возможно, никогда больше не достигнет. Тем не менее апостол Павел напоминает о том, что вот Христос же говорил, что «Я — путь, истина и жизнь». И мы если от Христа получаем бессмертную душу, то, по сути, наша задача, как у блудного сына в притче, не куда-то идти там в трудные горы, на страну далече, преодолевать что-то и вот тогда достигнешь, а наоборот, как можно скорее вернуться к Богу и Отцу. Поэтому апостол Павел говорит всем окружающим братьям, которые испытали вот этот восторг, открытие для себя веры, которые смотрят на мир, который лежит в страшных грехах вокруг и вот немножко радуется, что они такие молодцы, и с другой стороны, увы, осуждают, кто не такие молодцы.

В том числе и окружающие братья и сестры во Христе, у которых есть те или иные недостатки, как мы вот уже понимаем в преддверии Великого поста. В том числе связанные с особенностями каждого личного подхода к тому, как поститься в плане пищи и в плане каких-то развлечений других. Но, самое главное, апостол Павел говорит, что вот вы, уже прожив некоторый путь христианской жизни, вы заслужили для того, чтобы ко Христу приблизиться. Однако, как вот мы вспоминаем, можно вот такой пример: вот золотой теленок и уголовник, который получил вроде вот такие баснословные деньги, и он может уже ими наслаждаться.

Однако он вспоминает о своих старых грехах и идет на мелкое преступление, и всего лишается. Вот точно также, увы, и неразумный, осуждающий своих ближних христианин. Он действительно смотрит: я сделал лучше, чем другой мой ближний — я более строго постился, я более тщательно молился, я сделал поклонов земных столько-то, и у меня пресс теперь, по сравнению с моим соседом, который там наедался по вечерам всякой непостной пищи, просто идеален. А на самом деле ты уже почти спасение заслужил, получил, апостол Павел говорит: да, вот спасение у тебя в твоих руках, тебе Христос его уже дал.

Христос за тебя пострадал, умер на Кресте, и ты уже выбрал Его, и уже просто вот одной ногой, тебе осталось шаг сделать в рай, а ты сейчас мимо него пройдешь. Причем почему, потому что возьмешь и, увы, по своей гордости, посчитаешь себя хозяином в Царстве Небесном и сам начнешь думать и решать, кто в рай достоин попасть вокруг тебя, а кто нет. Борисова — Давайте теперь обратимся к отрывку из Евангелия из Матфея, из 6-й главы, стихи с 14-го по 21-й. Собственно говоря, я думаю, что большинство из наших радиослушателей хорошо знают эти слова, может быть, просто по разным поводам их в разных проповедях мы слышим и в храме, и в различных православных передачах, и читаем — речь идет о том, как, собственно, должен христианин поститься.

И «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», и «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мы все эти слова как бы хорошо знаем, и когда их слышим, мы их узнаем. Но очень редко, когда мы ими руководствуемся, почему-то они у нас не становятся правилом жизни.

Иерей Стахий — А вот как раз ответ в этом же отрывочке есть. Но мы, поскольку люди с таким клиповым сознанием в XXI веке, нам сложно уже посмотреть даже на Ютубе запись 10 минут, нам подавай где-нибудь в соцсетях других, где по 15, по 30 секунд какие-то ролики, а дальше уже у нас мозг, увы, отключается. Точно также и здесь Господь, Он дает сначала указание, как надо делать, с которым мы теоретически согласны. Но, как уже вы заметили, увы, на практике это не получается.

Но в конце Он же дает подсказку, почему это не происходит. Эта подсказка, она очень конкретная, практического характера, но увы, мы если редко открываем Священное Писание, над ним размышляем, то порой мы к Священному Писанию будем относиться очень благоговейно, как к некоторому такому набору афоризмов, философских истин или даже богословской глубины, которую вот над поставить на полочку и перед ними кланяться, благо Великим постом поклонов можно нам побольше класть. Вот точно также, очень поэтично звучит, очень люблю эту фразу: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Но даже сам по себе знаю, что не сразу задумаешься, о чем речь.

А здесь же речь, Господь говорит: тебе легче будет вот это все исполнить, если ты на это будешь обращать свое сердце. Потому что даже если ты решил: я христианин, я не буду гнаться за временным, я буду делать добрые дела, и внешне ты стараешься где-то уступить, где-то сделать доброе дело, где-то там не пойти на обман, чтобы лишнее что-то заработать. Ну правда, делами своими, словами стараешься жить по-христиански и зарабатывать себе сокровище на небесах. Но при этом, почему Господь и спорил с фарисеями, потому что говорит, ну вот несоответствие: вы внешние правила делаете, а внутри-то у вас, вы как гробы повапленные, внутри вас нечистота, разложение, смерть.

И вот надо оглянуться на себя и посмотреть: возможно, я с такой вот формальной точки зрения христианин, и сам себя подгоняю, но сердце-то мое все равно прикипело. Я беру, что-то уступил, и только думаю: эх, а как хорошо тому, кто вот без заповеди Христовой живет, он не уступил, себе там чего-то там заработал. Или думаешь: ой, я так попостился, я такой молодец. И думаешь: ой, как везет тем, кто не постится, вот они сейчас поели все, что хотели.

И в итоге сердце внутри, оно тянет нас в другую сторону. То есть слова и дела, слава Тебе, Господи, нам пока еще, где мы усилия прилагаем, ведут нас ко Христу. А сердце вот, где? Оно уходит в другую сторону, потому что сокровище его осталось здесь, на земле.

Именно поэтому наша задача не только себя пересиливать и бороться между внутренним таким и внешним человеком, а достичь вот того настоящего святоотеческого целомудрия. Целомудрия не в узком смысле слова, в плане какой-то нравственности отношений между полами, а именно целомудрия как Господь сказал: будьте едины, как Я с Отцем. То есть цельность человеческой природы, то что у тебя и сердце тоже на это направлено. То что ты думаешь: а как вот, однако, стоит вопрос следующий, как же поступить, когда об этом и думать-то неохота.

Вот здесь нам полезно лишний раз открыть Евангелие и прочесть. Хотя, возможно, слова евангельские у нас уже отлетают от зубов, нас посреди ночи разбудишь, а мы процитируем Евангелие с любого места. Ну а зачастую и не процитируем. Но даже если какие-то места, для тебя они очевидны, ты их сто раз читал, сто раз слышал проповеди, передачи по ним, все равно имеет смысл открывать, вчитываться, вдумываться, сравнивать с какой-то своей жизненной ситуацией сейчас, укрепляться ими.

И тогда вот, свое сердце посвятив тоже сокровищу небесному, слову Божиему, сошедшему с небес вместе с Самим Богом, Который воплотился и принял нашу человеческую природу, тогда нам будет легче, тогда мы сможем преодолеть вот ту постоянную внутреннюю борьбу. Борисова — Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица». И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник».

Причем название это хоть и неканоническое, но вполне оправданное, даже исходя из ветхозаветных чтений, которые положены на этот день. Это 1-я глава Книги пророка Исаии и слова: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».

Вот с этих слов, с этого камертона, начинается наше вхождение в Великий пост. А дальше — дальше, я думаю, большинству из наших радиослушателей известно, что первые четыре дня первой недели Великого поста, они посвящены Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского. Вот давайте поговорим о том, что это за канон, и почему так важно для Церкви, чтобы целые четыре дня подряд мы погружались в этот текст. Иерей Стахий — Большое спасибо, что вы сделали акцент на чтении из пророка Исаии.

Тоже я вот в голове не держал, что именно с этих слов начинаются, по сути, богослужебные чтения Священного Писания на всем протяжении Великого поста. А они очень созвучны с тем самым настроем покаянным, который должен человек получить. Вот Великий покаянный канон, он, по сути, этот настрой помогает как-то стяжать. Однако одно дело — настрой, а другое дело — реализация.

А у нас проблема, особенно проблемы в Русской Православной Церкви, где, увы, люди только учатся причащаться почаще, а при этом привыкли, что обязательно перед причастием перед каждым надо поисповедоваться.

Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии.

Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику. Сам день Торжества православия, приходящийся на воскресенье, являет собой историческую память Церкви о преодолении различных еретических учений, имевших место в истории христианства.

В чине на Торжество православия предусмотрены специальные анафемы для тех, кто искажает догматически чистоту христианского вероучения. Кроме этого, возглашаются многолетия предстоятелям православных Церквей и торжественно читается православный Символ веры. Видео по теме.

Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря. По окончании богослужения митрополит Феогност обратился к собравшимся с проповедью. Краткая справка Душеполезное время святой Четыредесятницы отличается обилием различных умилительных богослужений, призывающих человека к покаянию: глубинному переосмыслению своих мыслей, слов и поступков. Особенно важными для духовной жизни человека являются службы первой седмицы Великого поста, поскольку они не только напоминают о необходимости и пользе покаяния, но и являют молящимся примеры того, как любовь к Богу может изменить человеческую жизнь, отвратить человека от тьмы и сделать его наследником обетований Небесного Отца. О высоких образцах покаянного делания людям повествует жемчужина литургического предания Православной Церкви — Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон святого Андрея читается всего несколько раз: четыре его части читаются в первые четыре дня поста, затем канон перечитывается только один раз — в среду недели преподобной Марии Египетской.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий